ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ВОСПРИЯТИЯ ТЕКСТА У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.
статья по логопедии на тему

Блиок Наталья Борисовна

Статья на тему: "Логопедическая работа по развитию восприятия текста у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ВОСПРИЯТИЯ ТЕКСТА У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.

Проблема формирования восприятия речи у детей с ОНР была рассмотрена многими специалистами из разных областей науки и за последние годы вошла в число значимых проблем. Но на сегодняшний день вопрос об особенностях восприятия и понимания речи этими детьми все равно остается малоизученным. В связи с этим недостаточно разработаны эффективные методы диагностики и коррекции данных нарушений. Это все и определяет актуальность данной проблемы. Нормальное функционирование процесса восприятия речи является необходимым условием для развития мыслительной деятельности ребенка, а в дальнейшем и для полноценного понимания и усвоения материала при школьном обучении. Восприятие речи является сложным процессом, основными единицами которого являются перцептивные действия. Понимание речи является не менее активным процессом, чем восприятие, и направлено оно на выявление существенных свойств предмета или явления действительности, познаваемых человеком. Основной единицей языка и речи считается текст. Текст представляет собой передаваемое средствами языка развернутое речевое сообщение. С его помощью явления и события отражаются в речевой деятельности в наиболее полном, законченном виде (Леонтьев А. А., 1979). При пересказе текста дети ошибаются в передаче логической последовательности событий, пропускают отдельные звенья, «теряют» действующих лиц. Вне специального внимания к их речи эти дети малоактивны, в редких случаях являются инициаторами общения, редко обращаются с вопросами к взрослым, не сопровождают рассказом игровые ситуации. Это обусловливает сниженную коммуникативную направленность их речи (Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., 2007). Нами было проведено исследование, целью которого стало изучение особенностей смыслового восприятия текстового сообщения у дошкольников с ОНР. В исследовании приняли участие 15 детей в возрасте 5-6 лет.  На начало исследования все дети имели логопедическое заключение ОНР 3 уровня речевого развития. В ходе исследования, выявлялось умение пересказывать детьми прослушанный текст. Диагностическая методика включает в себя 4 задания, направленные на пересказ прослушанного текста: задание 1 – Пересказ текста по методике НКС; задание 2 – Пересказ текста по предварительно заданным вопросам; задание 3 – Пересказ текста по серии сюжетных картин; задание 4 – Пересказ текста по сюжетной картине.Для выполнения заданий детям предлагался адаптированный их возрасту текст и вспомогательный материал, включающий в себя сюжетную картину, серию картин и вопросы к тексту. Качественный анализ детских высказываний показал, что в них отмечается стереотипия, пропуски смысловых звеньев текста, замены слов по семантическому признаку, аграмматизмы. Пересказы детей отличались краткостью, фрагментарностью изложения. Вместо активного развертывания сюжета у них наблюдалось обычное перечисление отдельных элементов ситуации. А нормально развивающиеся дети легко и правильно пересказывают текст: они верно передают его общий смысл, точно воспринимают и воспроизводят логическую взаимосвязь и последовательность событий, без затруднений оформляют смысловую программу в виде развернутого связного высказывания. Только у небольшой части детей с общим недоразвитием речи наблюдались пересказы, приближающиеся к пересказам дошкольников с нормальным развитием речи. В пересказах детей часто отмечалось нарушение логической последовательности событий, пропуски частей текста (завязка, основная часть, развязка). Таким образом, пересказы дошкольников с общим недоразвитием речи показали недостаточную сформированность лексико-грамматического и синтаксического строя речи и, как следствие, несформированность восприятия и понимания речи. Опираясь на результаты проведенного исследования, нами была разработана методика коррекционной работы по развитию у них восприятия текста, состоящая из 4 этапов: 1 этап – Обучение пересказу текста с использованием серии сюжетных картин; 2 этап – Обучение пересказу текста с использованием сюжетной картины; 3 этап – Обучение пересказу текста с использованием мнемотаблицы; 4 этап – Обучение пересказу текста с использованием вопросов по его содержанию. Работа над текстом на каждом этапе ведется в течение 3-х занятий. В общую структуру каждого занятия входит: организационная часть с включением вводных, подготовительных упражнений, в том числе подготовка к восприятию содержания картины или серии картин, чтение педагогом произведения, разбор текста (1-ое занятие), пересказ текста(2-ое и 3-е занятие). На первом занятии детям предлагаются игры и упражнения по теме рассказа (например, тема «Первое сентября в школе» к рассказу «Надежный помощник»), а также происходит их ознакомление с содержанием рассказа. На втором занятии детям предлагается пересказать текст, опираясь на наглядность (сюжетную картину или серию сюжетных картин в зависимости от этапа), наводящие вопросы, вопросы по тексту, коллективные беседы с детьми, мнемотаблицу и др. Используется коллективное пересказывание или пересказ текста по частям. На третьем занятии (индивидуальном) ребенку дается мотивировка к пересказу и ребенок уже самостоятельно пересказывает текст целиком. Например, при работе над пересказом текста с использованием сюжетной картины («Дети одеваются»), сначала дети знакомятся с содержанием текста, отвечают на вопросы по нему, после чего им демонстрируется картина, идет разбор содержания картины, игры «Кто быстрее увидит», «Кто больше назовет», инсценировка сюжета картины. Далее дети по частям с помощью логопеда пересказывают текст, и после этого пересказать текст целиком предлагается одному ребенку, мотивируя это тем, что мама ребенка хочет услышать от него этот рассказ. Тексты для пересказа выбираются с учетом возрастных и речевых возможностей детей: небольшие по объему, с четкой структурой, ясной логической последовательностью событий и  доступным пониманию детей дошкольного возраста сюжетом. Это облегчает воспроизведение текста и способствует усвоению определенных речевых средств. Например текст:  «Надежный помощник». «Первого сентября Петя отправился в школу. Петю провожал его любимый пёс Дружок. Дружок нёс Петин портфель. Петя гордился своим псом. Ни у кого из ребят не было такой учёной собаки! Петя шёл с букетом цветов и не оглядывался. В это время к Дружку подошёл знакомый пёс Черныш. Черныш нёс косточку. Собаки постояли, посмотрели друг на друга и - поменялись: Черныш взял портфель, а Дружок взял косточку. Останется Петя первого сентября без портфеля! Вот так "надёжный помощник" пёс Дружок». С целью преодоления нарушений восприятия текста детьми с общим недоразвитием речи и обучения их пересказу на различных этапах мы предлагаем использовать определенные технологии работы, разработанные разными авторами. На 1 этапе – методику организации символико-моделирующей деятельности с использованием различных приемов работы, на 2 этапе, работая с пересказом по сюжетной картине, мы также предложили использовать технологию сюжетно-моделирующей деятельности и приемы работы по данной методике, на 3 этапе – методику мнемотехники, на 4 этапе – методику работы с закрытой картиной (Т. Б. Полянская, Капитовская О. А., Плохотнюк М. Г., И. Н. Лебедева). Такое построение методики позволяет детям постепенно овладеть навыками построения точного, четкого и логически верного высказывания при пересказе. Данная методика помогает повысить интерес детей к занятиям, к познанию окружающего мира,  организовать деятельность детей, развить логико-временные связи событий при пересказе и понимание развернутого текста на семантическом и структурно-синтаксическом уровнях, способствует обогащению словарного запаса детей, развитию понимания смысла сюжетной картины и серии картин, расширению знаний и представлений об окружающей действительности, расширению познавательного опыта детей,  развитию их эмоционально-волевой сферы, внимания, памяти, восприятия и понимания текста.

Литература.

1. Лебедева И. Н. Развитие связной речи дошкольников. Обучение рассказыванию по картине: Учебно-методическое пособие / Под ред. проф. Л. Б. Баряевой. – СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2009. – 175 с.

2. Леонтьев А.А. Восприятие текста как психологический процесс // Психолингвистическая природа текста и особенности его восприятия. – Киев, 1979.

3. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотетехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. – СПб.: Изд-во ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. – 64 с.

4. Капитовская О. А., Плохотнюк М. Г. Развитие диалогической речи у детей с речевыми нарушениями: Пособие для логопедов и воспитателей. – СПб.: Изд-во КАРО, 2005, - 64 с.

5. Фигередо Эскобар Э. Л. . Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи. Автореф. дис. … канд. пед. наук, 1989.

6. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение ОНР у детей дошкольного возраста. Практическое пособие. М.: Изд-во Айрис-Пресс, 2007. – 224 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Система работы педагога ДОУ по развитию мелкой моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи"

Проект исследовательский, практико-ориентированный, реализуется в рамках ДОУ, в течение года.В проекте участвуют дети старшего дошкольного возраста, воспитатели группы компенсирующей направленности, р...

Система логопедической работы по профилактике дисграфии у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье представлена система логопедической работы по профилактике нарушений письменной речи у дошкольников с ОНР. Основное внимание в ней уделяется формированию, развитию и совершенствованию фонемат...

Направления коррекционной работы по развитию логического мышления у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Данная статья рассказывает  об особенностях развития логического мышления у детей с общим недоразвитием речи. У детей с общим недоразвитием речи, развитие логического мышления имеет свои особенно...

РАЗВИТИЕ РЕЧЕСЛУХОВОЙ ПАМЯТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ

Данный материал содержит авторскую научно-обоснованную и опробированную методику по развитию речеслховой памяти в системе логопедического воздействия по устранению ОНР. Работа по развитию речеслуховой...

Формирование восприятия музыки у дошкольников с общим недоразвитием речи

Дети с речевыми нарушениями- сложная и разнородная группа. Восприятие музыки оказывает действенную помощь в решении коррекционных задач. Представленные приёмы и методы помогут музыкальным руководителя...

Методические рекомендации к логопедической работе по формированию фонематических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи

Методические рекомендации к логопедической работе по формированию фонематических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи....

Этапы логопедической работы при коррекции нарушений звукопроизношения у дошкольников с общим недоразвитием речи

Этапы логопедической работы при коррекции нарушений звукопроизношения у дошкольников с общим недоразвитием речи...