Конспект фронтальной непосредственной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Конспект фронтальной непосредственной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_frontalnoy_nod_dlya_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta_s_onr_.docx | 65 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №5 СТАНИЦЫ КРЫЛОВСКОЙ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРЫЛОВСКОЙ РАЙОН
Открытая фронтальная НОД
в 1-ой старшей логопедической группе «Ягодки».
Тема: «Транспорт. Виды транспорта».
Учитель-логопед: Ковалева М.Б. |
СТ. КРЫЛОВСКАЯ
2014 г.
Конспект открытой фронтальной НОД
в 1-ой старшей логопедической группе «Ягодки»
по теме: «Транспорт. Виды транспорта».
Задачи:
Коррекционно-образовательные: уточнение, расширение (виды транспорта: наземный, водный, воздушный, подземный) и активизация словаря по теме «Транспорт», расширение и закрепление представлений о видах транспорта (наземный, водный, воздушный, подземный), названиях транспортных средств, действиях, которые они совершают, совершенствование грамматического строя речи: употребление существительных в форме родительного падежа.
Коррекционно-развивающие: развитие зрительного и слухового внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия, развитие дыхания, общей и тонкой моторики, слухоречевой памяти, логического мышления, коммуникативных навыков, развитие координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные: воспитывать доброжелательность, инициативность, учить работать в коллективе, правильно выполнять речевые инструкции учителя-логопеда.
Оборудование: магнитная доска, эмблемы, обозначающие воздушный, наземный, подземный и водный виды транспорта, предметные картинки с изображением транспорта, тренажеры для дыхания «Самолет», «Билет на Олимпиаду», «Волшебный сундучок».
Предварительная работа: беседа о транспорте с рассматриванием предметных картинок, наблюдение за движущимся транспортом.
Ход НОД:
I. Организационный момент.
Дети и логопед заходят в группу, здороваются с гостями.
- Психогимнастика «Улыбка».
- Ребята, давайте станем в кружок, возьмемся за руки.
Придумано кем-то просто и мудро,
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
- Улыбнитесь друг другу и громко скажите: «Доброе утро!», а теперь тихо. (Доброе утро!) Снова громко. (Доброе утро!).
- Сюрпризный момент.
Слышатся посторонние звуки («Капель»).
- Что это за звук, слышите ребята? (Да).
- Пойдемте, посмотрим.
Логопед вместе с детьми подходит к двери и открывает ее, в группу входит Баба Яга и плачет.
- Ребята, посмотрите, кто к нам пришел. Вы узнали ее? (Это Баба Яга).
- Давайте поздороваемся. (Здравствуй, Баба Яга.)
- Баба Яга, почему ты плачешь?
Баба Яга. Горе у меня случилось. Я летела, я спешила в город Сочи, на Олимпиаду. Мне ведь тоже хочется быть стройной, красивой и здоровой. Но моя метла сломалась, а это значит, что к открытию Олимпийских игр мне не успеть.
- Не огорчайся Баба Яга, мы с ребятами постараемся помочь тебе.
- Поможем Бабе Яге ребята? (Да).
- Давайте пригласим ее к нам на занятие.
- Проводите Бабу Ягу на стульчик и сами присядьте.
- Дети, Баба Яга первый раз у нас в гостях и не знает, как себя нужно вести. Давайте ей расскажем правило поведения на нашем занятии:
Внимательно слушай, другим не мешай.
Когда тебя спросят - тогда отвечай.
Правило произносят все вместе.
- Запомнила правило, Баба Яга? (Да).
- Сейчас мы это и проверим.
II. Сообщение темы и цели.
- Баба Яга так на чем ты к нам приехала?
Баба Яга. Нет, я не приехала, я прилетела – на метле.
- Ребята, а разве на метле можно летать? (Ответы детей).
Баба Яга. Можно, можно! Я ведь герой из сказки и метла у меня не обычная, а волшебная. А еще у меня есть волшебный сундучок, хотите посмотреть, что в нем лежит. (Да).
Логопед показывает картинку, дети называют предмет, изображенный не ней.
- Что это, ребята? (Ковер-самолет).
- А это что? (Самоходная печка Емели).
- А что изображено на этой картинке? (Баба Яга в ступе).
- Ребята, как можно одним словом назвать все эти предметы? (Сказочный транспорт).
- Правильно, все это транспорт. Но сегодня мы поговорим не о сказочном транспорте, а о реально существующем, который не менее интересен и к тому же очень необходим.
Логопед убирает картинки с магнитной доски.
III. Основная часть.
- Беседа по теме.
- Какой транспорт вы знаете? (Ответы детей).
- Назовите транспорт, который передвигается по земле. (Ответы детей).
- Этот транспорт называется наземный и обозначается вот таким значком.
Логопед берет со стола эмблему, обозначающую наземный вид транспорта «линия со стрелочкой наверх», показывает детям и кладет на место.
- …, подойди к столу, найди карточку, которая обозначает наземный вид транспорта и прикрепи ее на доску.
- Ребята, а вы знаете, какой транспорт летает по воздуху? (Ответы детей).
- Как вы думаете, как он называется? (Ответы детей).
- Этот транспорт называется воздушным и обозначается «облаком».
Логопед берет со стола эмблему, обозначающую воздушный вид транспорта, показывает детям и кладет на место.
- …, подойди к столу, найди карточку, которая обозначает воздушный вид транспорта и прикрепи ее рядом со значком, обозначающим наземный транспорт.
- Существует также транспорт, который ходит по воде. Как вы думаете, ребята, что это за транспорт? (Ответы детей).
- Может кто-нибудь уже догадался, как называется этот вид транспорта? (Ответы детей).
- Называется этот транспорт – водный и обозначается «волной».
Логопед берет со стола эмблему, обозначающую водный вид транспорта, показывает детям и кладет на место.
- …, подойди к столу, найди карточку, которая обозначает водный вид транспорта и аккуратно прикрепи ее на доску.
- Существует еще один вид транспорта, который передвигается под землей.
- Ребята, как вы думаете, как он называется? (Ответы детей).
- Транспорт, который передвигается под землей, называется – подземный. Обозначать его мы будем линией со стрелочкой внизу.
Логопед берет со стола эмблему, обозначающую подземный вид транспорта, показывает детям и кладет на место.
- …, подойди к столу, возьми карточку, которая обозначает подземный вид транспорта и прикрепи ее на доску.
- Ребята, а вы знаете, какой транспорт является подземным? Как он называется?
- К подземному транспорту относится метро.
- Интересно тебе, Баба Яга? (Да, очень познавательно).
- Отгадывание загадок.
- Ребята, подойдите к столу и возьмите по одной карточке. Только никому ее не показывайте – это секрет. - Сейчас я загадаю вам загадки о транспорте. Вы обязательно дослушайте ее до конца и, если отгадка нарисована у вас на карточке, поднимите карточку и назовите транспорт, который на ней изображен.
Ясным утром вдоль дороги
На траве блестит роса,
По дороге едут ноги
И бегут два колеса.
У загадки есть ответ:
Это мой… (Велосипед)
- К какому виду транспорта относится велосипед? (Велосипед относится к наземному виду транспорта).
- Согласны, ребята? (Да).
- Под каким значком ты прикрепишь изображение велосипеда? (Ответ ребенка).
Ребенок подходит к доске и крепит свою картинку под нужной эмблемой.
- Правильно … прикрепил свою картинку? (Да).
Чтоб тебя я повез,
Мне не нужен овес.
Накорми меня бензином,
На копытца дай резины,
И тогда, поднявши пыль,
Побежит… (Автомобиль)
- К какому виду транспорта относится автомобиль? (Автомобиль относится к наземному виду транспорта).
- Под каким значком ты прикрепишь изображение автомобиля? (Ответ ребенка).
Ребенок подходит к доске и крепит свою картинку под нужной эмблемой.
- Правильно … прикрепил свою картинку? (Да).
По волнам плывет отважно,
Не сбавляя быстрый ход,
Лишь гудит машина важно.
Что такое? (Пароход)
- К какому виду транспорта относится пароход? (Пароход относится к водному виду транспорта).
- Под каким значком ты прикрепишь изображение парохода? (Ответ ребенка).
Ребенок подходит к доске и крепит свою картинку под нужной эмблемой.
- Правильно … прикрепил свою картинку? (Да).
Он по рельсам быстро мчал -
Шпалы все пересчитал. (Поезд)
- К какому виду транспорта относится поезд? (Поезд относится к наземному виду транспорта).
- Под каким значком ты прикрепишь изображение поезда? (Ответ ребенка).
Ребенок подходит к доске и крепит свою картинку под нужной эмблемой.
- Правильно … прикрепил свою картинку? (Да).
Без разгона ввысь взлетает,
Стрекозу напоминает.
Отправляется в полет
Наш российский… (Вертолет)
- К какому виду транспорта относится вертолет? (Вертолет относится к воздушному виду транспорта).
- Под каким значком ты прикрепишь изображение вертолета? (Ответ ребенка).
Ребенок подходит к доске и крепит свою картинку под нужной эмблемой.
- Правильно … прикрепил свою картинку? (Да).
На море, в реках и озерах
Я плаваю, проворный, скорый.
Среди огромных кораблей
Известен легкостью своей. (Катер)
- К какому виду транспорта относится катер? (Катер относится к водному виду транспорта).
- Под каким значком ты прикрепишь изображение катера? (Ответ ребенка).
Ребенок подходит к доске и крепит свою картинку под нужной эмблемой.
- Правильно … прикрепил свою картинку? (Да).
Я в любое время года
И в любую непогоду
Очень быстро в час любой
Провезу вас под землёй. (Метро)
- К какому виду транспорта относится метро? (Метро относится к подземному виду транспорта).
- Под каким значком ты прикрепишь изображение метро? (Ответ ребенка).
Ребенок подходит к доске и крепит свою картинку под нужной эмблемой.
- Правильно … прикрепил свою картинку? (Да).
Я пилотом тоже стану,
Всех возьму в полет,
Из конструктора я строю
Белый… (Самолет)
- К какому виду транспорта относится самолет? (Самолет относится к воздушному виду транспорта).
- Под каким значком ты прикрепишь изображение самолета? (Ответ ребенка).
Ребенок подходит к доске и крепит свою картинку под нужной эмблемой.
- Правильно … прикрепил свою картинку? (Да).
- Молодцы, справились с заданием!
- Дыхательная гимнастика «Самолеты».
- Ребята, а вы знаете, кто управляет самолетом? (Самолетом управляет пилот).
- Сейчас мы с вами поиграем в пилотов и отправим в полет наши маленькие самолетики.
Дети выходят на коврик и встают в кружок, логопед дает каждому ребенку по одному бумажному самолетику, привязанному к палочке.
- Баба Яга подходи, давай будем играть вместе.
- Держите ваш самолетик на небольшом расстоянии ото рта. Сделайте глубокий вдох носиком, не поднимая плеч. Сильно и плавно подуйте на самолётики, вытянув губы трубочкой и не надувая щёк. (2-3 раза).
- Молодцы! Вы настоящие пилоты!
Логопед собирает тренажеры для дыхания в коробку.
- Игра «Ловишки».
- Вам понравилось играть? Давайте еще поиграем. Присядьте на коврик.
- Я буду называть вам слова, а вы хлопните в ладоши, если это слово относится к транспорту.
- Также вы должны будете назвать действие, которое совершает этот транспорт.
САМОЛЕТ | КРОВАТЬ | КОРАБЛЬ |
ПОЕЗД | АВТОМОБИЛЬ | ВОЗДУШНЫЙ ШАРИК |
СТУЛ | ЛОДКА | ВОЗДУШНЫЙ ШАР |
ПАРОХОД | ДВЕРЬ | АВТОБУС |
- Какие вы внимательные, ребята! Молодцы!
Баба Яга. Ребята, с вами очень интересно, но мне уже пора в Сочи на Олимпиаду отправляться. Но на чем же мне полететь, посоветуйте, ребята.
- Физминутка «Путешествие с друзьями».
- Давайте покажем Бабе Яге, как же движется различный транспорт, чтобы ей было легче сделать выбор.
Мы с друзьями едем-едем, Едем на велосипеде, Ну, а если захотим, В самолете полетим: «У-У-У». Набирает быстрый ход Белоснежный пароход: «Ы-Ы-Ы». Машинка заводит моторчик: «ДЫН-ДЫН-ДЫН», Поезд сигнал подает: «ТУ-ТУ-У-У». Стоять он уж больше не может: «Ш-Ш-Ш-Ш-Ш», Стремительно мчится вперед: «ЧУХ-ЧУХ, ЧУХ-ЧУХ, ЧУХ-ЧУХ». | Сидя на коврике, выполнить движение ногами «велосипед». Встать, руки в стороны. Идут по кругу. Приседают. Поднимаются, выполняют круговые движения кистью руки. Движение рукой - «гудок поезда». Стоя на месте выполнять круговые движения руками. Ходьба по кругу, круговые движения руками. |
- Молодцы ребята!
- Давайте присядем на свои места.
- Игра «Чего не стало?».
- Баба Яга, тебе понравилось, как ребята изобразили транспорт.
Баба Яга. Спасибо очень понравилось, и я уже выбрала, на чем отправиться на Олимпиаду! Но мне хотелось посмотреть, как этот транспорт выглядит. Вы мне покажете?
- Конечно, покажем!
- У меня как раз есть замечательные картинки с изображением транспорта.
- Давайте с ними поиграем!
- Баба Яга, поиграешь с нами? (Конечно, с удовольствием!)
Логопед показывает картинку, дети называют транспорт, изображенный на ней.
АВТОБУС, МОТОЦИКЛ, ПОЕЗД, САМОЛЕТ;
САМОЛЕТ, ВЕРТОЛЕТ, ВОЗДУШНЫЙ ШАР, КОРАБЛЬ;
ВЕЛОСИПЕД, МОТОЦИКЛ, АВТОМОБИЛЬ, МЕТРО.
Картинки вывешиваются на доску.
- А теперь давайте произнесем волшебное заклинание.
Дети закрывают глаза («Разминка для глаз»), а логопед быстро убирает одну картинку. Дети должны определить «Чего не стало?».
«Разминка для глаз».
Закрываем мы глаза.
Вот какие чудеса!
Глазки наши отдыхают,
Упражнение выполняют.
А теперь их открываем,
Чего не стало?
Отгадаем!
- Как вы думаете, почему не стало самолета т.д.
Игра проводится 2-3 раза.
- Какие вы внимательные, молодцы!
- Пальчиковая гимнастика «Транспорт».
- А давайте поиграем с нашими пальчиками и еще раз напомним Бабе Яге названия транспорта.
- Баба Яга, ты можешь играть с нами!
Раз, два, три, четыре, пять – Будем пальчики сгибать. Раз, два, три, четыре, пять – Будем транспорт называть: Автомобиль и самолет, Метро, корабль, вертолет, Автобус, поезд и мопед, Мотоцикл, велосипед. | Загибать пальчики на правой руке, начиная с мизинца. Сжимать и разжимать пальцы. Загибать пальчики на левой руке, начиная с мизинца. Сжимать и разжимать пальцы. Поочередно загибать пальцы на правой руке, начиная с большого. Поочередно загибать пальцы на левой руке, начиная с большого. |
- «Билет на самолет».
Баба Яга. Ребята, я решила, полечу в Сочи на самолете. Я ведь очень люблю летать!
- Баба Яга, ты выбрала замечательный и к тому же ты самый быстрый транспорт, только вот без билета в самолет тебя не пустят.
Баба Яга. А что же мне тогда делать? Помогите ребята.
- Ребята, давайте сделаем билет для Бабы Яги и подарим ей его.
На доске билет, дети приклеивают на него силуэты самолетов и вручают билет Бабе Яге.
- Молодцы ребята, у вас получился очень красивый билет. Баба Яга, тебе нравится?
Баба Яга. Очень нравится. Спасибо ребята за вашу помощь. Вот теперь можно и в путь отправляться.
- Ребята, давайте попрощаемся с Бабой Ягой и пожелаем ей счастливого пути. (До свидания!).
Баба Яга. До свидания!
VI. Итог.
- Ребята, на каком транспорте улетела Баба Яга? (На самолете).
- А к какому виду транспорта относится самолет? (Самолет относится к воздушному транспорту.)
- А вы сегодня, на чем поедете домой? (На машине).
- К какому виду транспорта относится машина? (К наземному).
- А какой еще вы запомнили вид транспорта? (Водный, подземный).
- Ребята, вы сегодня очень хорошо занимались, и я приготовила для вас маленькие сюрпризы. Примите на память о нашем занятии эмблемки с изображением транспорта.
- Наше занятие окончено, давайте попрощаемся с нашими гостями. (До свидания.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи "Зима. Обобщающее занятие"
Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи "Зима. Обобщающее занятие"...
Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи "Осень. Обобщающее занятие"
Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи "Осень. Обобщающее занятие"...
КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ТЕМА «НЕЗНАЙКА УЧИТСЯ »
Данный конспект предназначен для учителей-логопедов, воспитателей детских садов по теме "Транспорт"...
КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ТЕМА: «НЕЗНАЙКА УЧИТСЯ »
Данный конспект предназначен для учителей - логопедов, воспитателей детского сада по лексической теме "Транспорт"...
Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитии речи (ОНР) по теме «Мебель»
Целевая аудитория: Воспитатели, работающие с детьми с ограниченными возможностями здоровья.Конспект занятия предназначен для детей старшего дошкольного возраста со вторым уровн...
Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Тема: "Космическая поисковая операция" 22.03.2021 г.
Данный конспект будет полезен учителям - логопедам ДОУ....
Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, с элементами логоритмики
конспект подгруппового логопедического занятия...