Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Тема: "Космическая поисковая операция" 22.03.2021 г.
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Колесова Татьяна Владимировна

Данный конспект будет полезен учителям - логопедам ДОУ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_kosmicheskaya_poiskovaya_operatsiya_podgot_gr.docx35.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Колокольчик» р.п. Духовницкое Саратовской области

Методическая разработка

непосредственно образовательной деятельности

для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Тема: «Космическая поисковая операция»

Автор: Колесова Татьяна Владимировна,

Учитель - логопед высшей квалификационно категории

р.п. Духовницкое

2021 год

Содержание:

Аннотация………………………………………………………………3

Введение ……………………………………………………………3 - 4   Основная часть ……………………………………………………4 - 16 Заключение……………………………………………………………16                              Список литературы…………………………………………………...15

                                  Аннотация

Подгрупповое логопедическое занятие  «Космическая поисковая операция» составлено учителем – логопедом Колесовой Т.В. для детей подготовительной к школе группы с ОНР (общим недоразвитием речи) и направлено на уточнение и активизацию словарного запаса детей по теме «Космос». А также на совершенствование грамматического строя речи и навыка слогового анализа слова, на расширение знаний о космосе. Способствует совершенствованию связной речи.                                                                                                                                                       Конспект составлен в соответствии с ФГОС. Он охватывает  образовательные области: познавательно - речевую и коммуникативно-личностную. Интеграция видов деятельности в НОД: познавательно - исследовательская, коммуникативная, игровая. Вид занятия: путешествие. Данная разработка содержит подробное изложение хода логопедического занятия. В нём отражены коррекционные задачи в соответствии с темой. Занятие содержит этапы работы, которые взаимосвязаны между собой. Речевой материал, используемые в ходе занятия, способствуют развитию у детей слухового внимания, фонетического слуха и восприятия, закреплению звуков в речи. Структура построения занятия позволяет влиять на детскую мотивацию, на развитие интереса у детей. Конспект адресован учителям-логопедам ДОУ.

Введение

Людей всегда привлекала и привлекает тема космоса, так как все неведомое, непонятное, недоступное глазу будоражит фантазию. Дети не исключение. Поэтому  является необходимым  сформировать первоначальные представления о космосе, солнце как звезде, планетах Солнечной системы,  систематизировать полученные знания, и применить их в различных видах детской деятельности.

Цель: Обобщить и уточнить знания детей по лексической теме «Космос».
   Задачи:

Коррекционно-образовательные задачи: 

1.Уточнять, активизировать словарь по теме «Космос».

2.Упражнять в образовании родственных слов, в согласовании сущ.   с числительными.

3.Упражнять в четком произношении звуков в речи.

Коррекционно-развивающие задачи: 

  1. Развивать мышление, внимание, память.
  2. Развивать тактильные ощущения, мелкую моторику.
  3. Развивать четкость дикции.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  1. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.     
  2. Воспитывать чувство ответственности, взаимопомощи. 

                                                                                                                                                                                     

Оборудование:

Мешочки с крупами,  маленькие мячи (кометы),  презентация, картинка с изображением космических кораблей, домик - ширма (почта), медали из картона, счетные палочки.

Предшествующая работа:

Рассматривание иллюстраций о космосе, выкладывание ракеты из счетных палочек, беседы о космосе, просмотр советского широкоэкранного  мультипликационного фильма, созданного в 1960 году «Мурзилка на спутнике», посвящённый советской исторической теме освоения космического пространства.

Основная часть.

 Конспект предназначен для детей с общим недоразвитием речи. Важную роль в  коррекционно-воспитательной работе является развитие игровой деятельности дошкольника, в процессе которой происходит общее развитие, формирование личности ребенка, а также коррекция различных сторон познавательной деятельности.

Ход НОД

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Мотивационно-организационный этап деятельности

Слайды № 1, 2, 3

Логопед: Здравствуйте, ребята! Сегодня нам в детский сад по электронной почте пришло письмо для дружных ребят, от Мурзилки. Вы дружные ребята? Тогда оно для вас.  Давайте с вами прочитаем что нам Мурзилка написал.

(Логопед читает письмо на экране)

Встают полукругом. Отвечают на вопрос. Смотрят  на экран. (Когда я летал на спутнике в космос делать свой репортаж, я потерял свой фотоаппарат, ребята, помогите мне пожалуйста его найти)

Организационно – побудительный этап деятельности

Логопед: Ребята, Мурзилка потерял свой фотоаппарат, а без него ему никак нельзя ведь он главный редактор газеты. Поможем ему его найти?

 - Ребята, как вы думаете, где нужно искать фотоаппарат?

- Для того чтобы полететь в Космос  надо стать космонавтами.

Но сначала нам нужно подготовиться.

Слайд № 4

Логоритмическая игра «Шьем скафандр»

Мы скафандры сшить решили. 

Коробку с катушками тихо открыли.

Нитки и пяльцы достали мы с полки, 

Вдели стальную нитку в иголку. 

Иголкой ведем за стежочком стежок 

Наш скафандр готов будет в срок! 

В центре костюма яркий кружок 

Я закрепляю последний стежок.

Я разминаю уставшие пальцы. 

Я убираю старинные пяльцы.

Нитки с иголкой я положу, 

Новый скафандр всем покажу!

Игра «Определи на ошупь»

Логопед: Ребята, нам в космосе нужно будет подкрепиться. У меня есть в мешочках  крупа, но я  забыла, где какая крупа. Определите на ощупь, какая крупа лежит в мешочках.

- Что у тебя в мешочке? Какую кашу мы сварим из риса? (рисовую) и т.д.

Дети, а сейчас давайте подготовим к полету ракету.

Артикуляционная гимнастика.

почистим моторы;

продуем турбины;

проверим подготовку космонавтов.

Слайды № 5,6,7

Игра «Четвертый лишний»

Логопед: Ребята чтобы наш полет прошел успешно нам нужно избежать перегрузки и избавиться в ракете от лишнего. Давайте проверим и определим что лишнее.

Солнце, Луна, звезда, лампа;

Марс, Земля, ракета, Сатурн;

Ракета, спутник, луноход, самолет;

Слайд № 8

Теперь мы к полету готовы? В путь, ребята! Полетели! (Звучит космическая музыка)

Упражнение «Ракета»

А сейчас мы с вами дети,

Улетаем на ракете.

На носки поднимись,

А потом руки вниз.

Раз, два, три, потянись.

Вот летит ракета ввысь!

Слайд № 9

Упражнение «Сосчитай звезы»

Логопед: Ребята, мы пролетим с вами мимо многих звезд. Посмотрите, сейчас мы пролетаем мимо созвездия большая медведица. Давайте посчитаем , сколько звезд в этом созвездии: одна звезда, две звезды, три звезды, четыре звезды, пять звезд, шесть звезд, семь звезд.  

Слайд № 10

- Вот мы и приземлились.  Как здесь холодно! Давайте согреться, пойдем по звездам и  сделаем космическую разминку:

Космическая разминка.

Мы цепочкой друг за другом,

Взявшись за руки идем.

Повернувшись внутрь круга, Медленно кольцо замкнем.

Вот колечко, то есть круг,

Наши руки, приподнявшись

Лучиками стали вдруг.

Мы сомкнулись, повернулись

Раз! И солнцем обернулись.

Чтоб нас лучше разглядели,

Раз присели, два присели.

Слайд № 11

(Выходит инопланетянин под музыку)

Инопланетянин:  Здравствуйте дети! Я инопланетянин, меня зовут Лем.  А вы кто и откуда?

Логопед: Это ребята подготовительной группы, они расскажут о нашей планете.

- Как называется наша планета? 

- Какой системе принадлежит Земля?

- В какой галактике она находится?

Лем: Зачем пожаловали?

Логопед: Мы прилетели чтобы найти фотоаппарат Мурзилки.

Лем: Я его уже нашел. Я отдам вам фотоаппарат, но сначала вы со мной поиграйте.

Логопед: Поиграем ребята?

Слайл № 11

Игра «Загадки» .

Лем: Отгадайте загадки о космосе.

Логопед: Будьте внимательны, ребята.

1.Светит, сверкает, всех согревает.

2.Вокруг земли она летает

А вот зачем сама не знает.

3. В космосе сквозь толщу лет
Ледяной летит объект.
Хвост ее - полоска света,
А зовут объект…

3.Не месяц, не луна, не планета, не звезда,

 По небу летает, самолеты обгоняет.

Лем: Молодцы. 

Слайд № 12

Игра «Полет спутника»         

-Чтобы спутник смог облететь землю, нужно сделать длинный выдох. Сделайте вдох носом и дуйте через рот, пока спутник делает полный круг вокруг земли.

Слайд № 13

Игра «Один - много» с «метеоритом». 

Ребята, в космосе летает много метеоритов! Я научу вас от них  защищаться. Встаньте в круг.

Я буду называть один предмет и бросать метеорит, а вы будете называть много предметов и отбрасывать метеорит назад.

Слова: звезда, космонавт, спутник, комета, планета.

Слайд № 14

Игра «Объяснялки»

Лем: а сейчас я буду называть несколько  слов, а вы из  них  составьте одно сложное слово, которое обозначает космический объект:                        ходит по луне -

               машина летящая к звездам -

                                     звезда падает -

              длинный хвост у каметы -

                             ходит по марсу -

человек который считает звезды -

        Ребята, вы молодцы!

Слайд № 15

Игра «Слова родственники»

Лем: Ребята, посмотрите сколько звезд рассыпалось, помогите мне собрать их. Подбери родственное слово и подними одну звездочку.

                                                   Звезда:

                                                 

                                                 Космос:

                                                 

                                                     Луна:

                                                 Земля:

                                                 

                                                    Марс:

                                               Планета:

                                             

                                                Солнце:

Лем: Молодцы. А сейчас давайте сделаем гимнастику для пальчиков. 

Слайд № 16

Пальчиковая гимнастика «Чудесная книга созвездий»

Открою секрет: если ночью не спится,

Я книги чудесной листаю страницы.

На первой странице блестит огромный сверкающий Кит.

А вот свои крылья развел прекрасный и гордый Орел.

Сияет лучами Корона,

Жираф догоняет Дракона,

Бегут за добычею Псы,

Качаются тихо Весы

И Лебедь прекрасный плывет,

И Лира счастье поет.

Спросите меня, где я это видал?

Отвечу: на небе ночном отыскал.

Слайд № 17

Игра: «Добавь словечко»

Лем: Ребята послушайте и найдите и добавьте нужные слова. Я начну, а вы кончайте, хором дружно отвечайте:

Чистый небосвод прекрасен,
Про него есть много басен.
Вам соврать мне не дадут,
Будто звери там живут.
На земле есть хищный зверь,
Глянь – на небе он теперь!
Ясной ночью светится –
Большая … .
А медведица – с ребенком,
Добрым, славным медвежонком.
Рядом с мамой светится
Малая … .
Планета с багровым отливом.
В раскрасе военном, хвастливом.
Словно розовый атлас,
Светится планета … .

Лем: Ну что ж ребята, мне пора лететь. Вот вам фотоаппарат. До свидания! (Отдает фотоаппарат и уходит)

Слайд № 18

Логопед: Ребята давайте свяжемся с землей и дадим знать о себе, расскажем, что мы видим вокруг.
Игра: «Послушай повтори»

та – та – та – в космосе темнота

да – да – да – яркая звезда

на – на – на – круглая луна

неты – неты – неты – разные планеты

чо – чо – чо – у солнца горячо

мета – мета – мета – длиннохвостая комета

ун – ун – ун – голубой «Нептун»

ля – ля – ля – круглая «Земля»

ра – ра – ра – возвращаться нам пора

Ребята мы с вами очень устали. Давайте будем парить в воздухе как космонавты.

Слайд № 19

Релаксация «Парим в воздухе»

Друга мы хорошего

В космосе нашли,

И друг хороший

Нам сильно помог.

Мы парим как ласточки,

В небесной темноте

Звездами любуемся

В тишине.

Дети соглашаются помочь Мурзилке.

Дети делают предположение в космосе.

Скользящие движения ладонью о ладонь.

Ладонь на ладони, открываем коробку

Поочередно растираем пальцы пр. руки

Колечко из двух пальцев

Поочередно растирать пальцы лев. руки

Хлопки

Поочередно на ладонях, рисуем пальцем круги

Потираем ладони

Сжимать и разжимать пальцы

Руки в замок

Ладонь к ладони, закрываем коробку

Хлопки

Артикуляционные упражнения: «Почистим зубки»,

«Маляр»,

 «Вкусное варенье»; 

«Фокус».

«Часики»,

«Качели».

Ответы детей:

лампа,

ракета,

самолет

Дети маршируют.

Тянутся, подняв руки над головой, сомкнув их.

Опускают руки.

Тянутся.

Бегут по кругу.

Считают.

Идут цепочкой, взявшись за руки,
правое плечо вперед.

Останавливаются, образуют круг,
взявшись за руки.

Прямые руки поднимают вверх.

Потянуться вверх на носочках.

Руки опустить, шаг вперед, поворот кругом.

Руки вверх – потянуться на носочках.

Руки вперед, приседают два раза.

Ответы детей:

«Земля»

«Солнечной системе»

«В галактике Млечный путь»

Да

Ответы детей:

Солнце

Луна

Камета

Спутник

дуют

Ответы детей:

звезды, космонавты, спутники, кометы, планеты.

Ответы детей:

луноход,

звездолет,

звездопад,

длиннохвостая,

марсоход,

звездочет.

- звездочка, звездный, звездолет, звездопад, звездочет, созвездие…

- космический, космодром, космонавт, космонавтика…

- луноход, лунатики, Лунтик, лунный…

- земной, подземный, земляник, землянка, земляника…

- Марсиане, марсоход…

Инопланетный, инопланетянин, планетарий…

- солнышко, солнечный, солнцеворот

Глаза прикрыты ладонями, разводим руки в стороны

Складываем ладони вместе перед собой, затем раскрываем их «книжечкой»

Одна ладонь поверх другой, раскрываем – закрываем «пасть кита»

Ладони скрещены, большие пальцы сцеплены друг с другом, остальные разведены, «машем крыльями»

Ладони на себя, пальцы широко расставлены

Руки на столе, делаем волнообразные движения от себя

Ладони параллельно друг другу, большие пальцы вверх, отводим мизинцы - «открываем пасти псов»

Ладони вверх, попеременно поднимаем и опускаем чаши весов

Сгибаем руки в локтях, пальцы собираем в щепоть

На одной руке широко разводим пальцы а пальцами другой руки проводим по пальцам – струнам

Попеременно поглаживаем одной рукой другую

Разводим руки в стороны

Медведица

Медведица

Марс

Спасибо тебе, Лем. До свидания!

Под медленную музыку дети выполняют различные фигуры, имитируют полет в открытом космосе.

Рефлексивный этап деятельности

Логопед: нам пора возвращаться на Землю. А чтобы попасть домой мы должны  составить  из счетных палочек космические корабли.  

Слайд № 20

Слайд № 21

Логопед: Вот мы и вернулись с вами в детский сад.

Сейчас мы посылкой отправим фотоаппарат Мурзилке.

- Где мы сегодня побывали?

- Что вам понравилось на занятии?

- Чем мы сегодня занимались на занятии?

- Какое задание понравилось больше всего?

- Какое задание показалось трудным?

- Все у нас сегодня получилось?

Слайды № 22 23

Логопед: Ребята, нам опять пришло по электронной почте письмо. Давайте посмотрим.

(Логопед читает письмо на зкране)

(Стук в дверь. Почтальон приносит посылку.

Логопед: ребята нам пришла посылка давайте посмотрим что в ней. Это медали для вас «Покорител космоса» (Логопед достает медали и награждает детей.)  

На этом наше занятие окончено.

(Детям раздаются медали, звучит космическая музыка).

Дети выкладывают из счетных палочек космические корабли

Кладут в коробку и отправляют по почте посылку.

Отвечают на вопросы.

Смотрят на экран.

(Мурзилка: Ребята, спасибо вам за то, что вы такие умные, находчивые и смелые ребята и нашли в космосе мой фотоаппарат). На память и за помощь в поиске фотоаппарата каждого из вас хочу наградить медалью «Покоритель космоса» и отправляю их по почте. Спасибо вам ребята!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтальной непосредственной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Конспект фронтальной непосредственной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....

Методическая разработка непосредственно-образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по безопасности дорожного движения

Представленный конспект развлечения поможет сформировать осознанно-правильное отношение к соблюдению правил дорожного движения и навыков безопасного поведения на дорогах у детей старшего дошкольного в...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПО ТЕМЕ «ПРАЗДНИК РУССКОЙ БЕРЁЗКИ»

В данном конспекте обогащаются и активизируются знания дошкольников о Родине - России, о  народных праздниках и традциях русского народа. Дети водят хороводы, читают заклички, отгадывают загадки ...

Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитии речи (ОНР) по теме «Мебель»

Целевая аудитория:  Воспитатели, работающие с детьми с ограниченными возможностями здоровья.Конспект  занятия  предназначен для детей старшего дошкольного возраста  со вторым уровн...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИАЕМ РЕЧИ В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Методические рекомендации по формированию доброжелательных отношений детей старшего дошкольного возраста с общим НЕДОРАЗВИТИАЕМ РЕЧИ в совместной деятельности...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими общее недоразвитие речи III – го уровня. (Индивидуально-подгрупповое занятие).

Вашему вниманию предоставляется материал индивидуально-подгруппового логопедического занятия по дифференциации звуков с и ш. ОД состоит из трёх частей (вводная, основная, рефлексия). В ходе данного за...