Использование наглядного моделирования и символических средств с детьми дошкольного возраста по развитию связной речи
статья по логопедии (подготовительная группа) на тему

В статье рассматриваются вопросы использования наглядного моделирования в работе с детьми дошкольного возраста с ОНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл naglyadnoe_modelirovanie.docx125.8 КБ

Предварительный просмотр:

Наглядное моделирование  - как средство развития связной речи у детей с ОНР

Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Чтобы ребёнок своевременно и качественно овладел устной речью необходимо, чтобы он пользовался ею как можно чаще, вступая в контакт со сверстниками и взрослыми, т. е. обладал определённой речевой активностью.

Одна из основных задач массовых и специальных дошкольных учреждений – обучение детей связной речи, то есть умению четко, последовательно излагать свои мысли. Современный ребенок к 4,5 – 5 годам должен овладеть свей системой родного языка: говорить связно, без труда пересказывать рассказы и сказки, легко строить развернутые сложные предложения.

К сожалению детей, для которых характерно позднее речевое развитие, ограниченность словаря как пассивного, так и активного, отсутствие фразовой речи или, если она есть, аграмматизм, несформированность связной речи, в последнее время становится все больше и больше, очевидно, нарушение касается всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики. Отсюда и название дефекта – общее недоразвитие речи (ОНР).

Обследование дошкольников с ОНР выявило у них отсутствие самостоятельности в составлении рассказов, нарушения логической последовательности изложения, затруднения в лексико-грамматическом структурировании высказываний, смысловые пропуски, незавершенность фрагментов – микротем, длительные паузы на границах фраз или их частей.

Таким образом работе с детьми с ОНР необходимы вспомогательные средства, облегчающие и направляющие процесс становления у ребенка развернутого смыслового высказывания [1, с. 29].

Т. А. Ткаченко решила помочь детям в решении этих непростых задач с помощью схем. Взяв за основу схему составления рассказа об овощах в книге Л. И  Ефименковой «Формирование речи у дошкольников», увеличив количество пунктов рассказов до 6 – 8, она разработала аналогичные схемы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, домашних животных, временах года [2, с. 14].

И мы в своей логопедической работе с детьми широко используем наглядные модели в ходе коррекционно-развивающего обучения, опираясь на ряд работ таких авторов, как Д. Б. Эльконин, Ю. Ф. Гаркуша, Т. А. Ткаченко,  Л. А. Венгера и О. М. Дьяченко.

 В настоящее время использование традиционных приемов коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи не всегда позволяет получить желаемый результат, поэтому наряду с традиционными методами и приемами широко используется метод наглядного моделирования. Наглядное моделирование с этой точки зрения может служить той базой, связующим звеном, позволяющим объединить все компоненты языка в единое целое, т.е. сформировать речь как систему.

Средства наглядного моделирования используются при обучении дошкольников

– пересказу,

– составлению описательного рассказа о единичных предметах,

– составлению описательного рассказа по плану-схеме,

– составлению рассказов по серии картин, по сюжетной и пейзажной картине,

– составлению рассказов из личного опыта,

– рассказыванию (с элементами творчества) [2, с. 15].

Действия построения и применения моделей могут отрабатываться у детей в разной последовательности в зависимости от характера самих моделей и вида отношений, которые в них отображаются. В одних случаях целесообразно сначала знакомить детей с новым для них типом модели, обучая, использовать модель, заранее созданную взрослыми. В других случаях, наоборот, овладение построением модели способствует её усвоению и правильному использованию.

Введению наглядных моделей в процессе обучения позволяет логопеду более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный лексикон, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умение использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказы.

Включение наглядных моделей в процесс обучения содействует закреплению понимания значений частей речи и грамматических категорий, развитию понимания логико-грамматических конструкций целостного речевого высказывания. При этом используемые наглядные модели могут включать стилизованные изображения реальных предметов, символы для обозначения некоторых частей речи («стрелка» вместо глагола, «волнистая линия» вместо прилагательного в моделях предложений и др.); схемы для обозначения основных признаков отдельных видов описываемых предметов, а также выполняемых действий по отношению к ним с целью обследования; стилизованные обозначения «ключевых слов» основных частей описательного рассказа и т.п.

Остановимся подробнее на использовании моделирования при составлении описательного рассказа по плану-схеме по теме «Весна». Принцип составления и использования рекомендуемой схемы в следующем: 12 карточек по количеству характерных признаков времени года, о котором надо рассказать.

  1. Солнце
  2. Сосульки.
  3. Ручьи.
  4. День становится длиннее ночи.
  5. Набухание почек.
  6. Весенние первоцветы.
  7. Появление травы.
  8. Прилет птиц.
  9. Выводятся птенцы.
  10. Пробуждение животных.
  11. У животных легкий, короткий мех.
  12. Появление насекомых [3, с. 15].

таблица

Составление предложений по карточкам-схемам, начиная со слова «Весной».

– Весной солнце поднимается выше, светит ярче в голубом безоблачном небе.

– Весной сосульки начинают таять, звенит весенняя капель.

– Весной бегут, журчат ручейки.

– Весной день становится длине, а ночь короче.

– Весной на деревьях набухают почки и проклевываются первые листочки.

– Весной появляются первые ранние цветы.

– Весной появляется молодая сочная зеленая травка.

– Весной из теплых стран прилетают перелетные птицы.

– Весной все птицы вьют гнезда и высиживают птенцов.

– Весной заканчивается зимняя спячка зверей (медведей, ежика и барсука).

– Весной звери меняют мех на более легкий и короткий.

– Весной просыпаются после долгой зимы насекомые [4, с. 18].

II. Составление предложений в связный рассказ с опорой на карточки-схемы. Примерный рассказ детей:

– Наступила весна. Солнце с каждым днем поднимается все выше и выше, греет все сильнее и сильнее. На крышах домов сосульки начинают таять, звенит весенняя капель. Весенние звонкие ручейки бегут, шумят, журчат, весело звенят. Дни стали длиннее, а ночи короче. Деревья еще стоят голые и грустные, но на ветках уже набухли и готовы вот-вот лопнуть почки. Появились первые ранние весенние цветы подснежники. Пробивается молодая, сочная, зеленая травка. Из теплых стран прилетают перелетные птицы. Первыми грачи, затем скворцы, трясогузки, жаворонки. Большинство птиц вьют гнезда и высиживают птенцов. Просыпаются от зимней спячки медведь, ежик, барсук. Взрослые звери линяют. Зимняя шерсть заменяется на летнюю. Мех более легкий и короткий. После долгой зимы просыпаются насекомые.

Использование схем при составлении описательных рассказов заметно облегчает дошкольникам массовых и логопедических групп овладение этим видом связной речи. Роме того, наличие зрительного плана делает такие рассказы четкими, связными, полными, последовательными. Результаты проводимого нами коррекционного обучения свидетельствуют о широких возможностях использования наглядного моделирования в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими ОНР.

Работая по данной теме, мы заметили, что применение наглядных моделей в работе над монологической речью детей с ОНР позволяет впоследствии более успешно обучить их составлению связного речевого высказывания по заданной или самостоятельной теме, а также сочинению рассказа по замыслу.

В   связи с введением ФГОС рядом исследователей наглядное моделирование рассматривается как одно из универсальных учебных действий. Использование наглядных моделей в коррекционном процессе само по себе не является инновацией, однако развитие наглядного моделирования как самостоятельной интеллектуальной способности в рамках речевой деятельности  является более современным подходом в образовании.

                            Список использованных источников

1. Коноваленко, В. В., Коноваленко, С. В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Некоторые методы и приемы: методическое пособие. – М.: ГНОМ и Д. – 2001. – 178 с.

2. Ткаченко, Т. А. Моделирование и проигрывание сказок на индивидуальных логопедических занятиях с дошкольниками / Т. А. Ткаченко // Практическая психология № 3-4 (6-7). – 2013. – С. 12 – 17.

3. Филичева, Т. Б., Чиркина, Г. В. Коррекционное обучение детей пятилетнего возраста с общим недоразвитием речи:  учебное пособие / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – М.: 2011. – 90 с.

4. Филичева Т. Б., Чиркина, Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: программа / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина – М.: Альфа, 2013. – 27 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: Развитие связной речи по сказке "Крошечка - Хаврошечка".

Из опыта работы с детьми логопедической группы детского сада. Интеграция в работе специалистов ГБДОУ. С использованием ЭОР....

План работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию связной речи при ознакомлении с художественной литературой

План работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию связной речи при ознакомлении с произведениями художественной литературой...

«Использование приёмов мнемотехники и наглядного моделирования в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»

Овладение полноценной речью помогает адаптироваться ребёнку к жизни окружающих людей, к меняющемуся социуму, а также является активным, могучим стимулом всестороннего развития личности человека на про...

Мастер-класс « Использование технологии ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста по развитию связной речи».

Цель мастер класса: Повышение компетентности педагогов в применении методов ТРИЗ в развитии связной речи...

Методический материал по теме: «Речевые игры для детей старшего дошкольного возраста по развитию связной речи, звукопроизношения с использованием Лего – конструктора»

Речевые игры для детей старшего дошкольного возраста при помощи Лего - конструктора на групповых и индивидуальных занятиях...

ПРОЕКТ «Использование приемов мнемотехники в работе с детьми старшего дошкольного возраста по развитию связной речи».

Мнемотехника – система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образование дополнительных ассоциаций. Такие приемы особенно важны для дошкольников, так как ...