Использование наглядного моделирования и символических средств с детьми дошкольного возраста по развитию связной речи
статья по логопедии (подготовительная группа) на тему
В статье рассматриваются вопросы использования наглядного моделирования в работе с детьми дошкольного возраста с ОНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
naglyadnoe_modelirovanie.docx | 125.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Наглядное моделирование - как средство развития связной речи у детей с ОНР
Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Чтобы ребёнок своевременно и качественно овладел устной речью необходимо, чтобы он пользовался ею как можно чаще, вступая в контакт со сверстниками и взрослыми, т. е. обладал определённой речевой активностью.
Одна из основных задач массовых и специальных дошкольных учреждений – обучение детей связной речи, то есть умению четко, последовательно излагать свои мысли. Современный ребенок к 4,5 – 5 годам должен овладеть свей системой родного языка: говорить связно, без труда пересказывать рассказы и сказки, легко строить развернутые сложные предложения.
К сожалению детей, для которых характерно позднее речевое развитие, ограниченность словаря как пассивного, так и активного, отсутствие фразовой речи или, если она есть, аграмматизм, несформированность связной речи, в последнее время становится все больше и больше, очевидно, нарушение касается всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики. Отсюда и название дефекта – общее недоразвитие речи (ОНР).
Обследование дошкольников с ОНР выявило у них отсутствие самостоятельности в составлении рассказов, нарушения логической последовательности изложения, затруднения в лексико-грамматическом структурировании высказываний, смысловые пропуски, незавершенность фрагментов – микротем, длительные паузы на границах фраз или их частей.
Таким образом работе с детьми с ОНР необходимы вспомогательные средства, облегчающие и направляющие процесс становления у ребенка развернутого смыслового высказывания [1, с. 29].
Т. А. Ткаченко решила помочь детям в решении этих непростых задач с помощью схем. Взяв за основу схему составления рассказа об овощах в книге Л. И Ефименковой «Формирование речи у дошкольников», увеличив количество пунктов рассказов до 6 – 8, она разработала аналогичные схемы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, домашних животных, временах года [2, с. 14].
И мы в своей логопедической работе с детьми широко используем наглядные модели в ходе коррекционно-развивающего обучения, опираясь на ряд работ таких авторов, как Д. Б. Эльконин, Ю. Ф. Гаркуша, Т. А. Ткаченко, Л. А. Венгера и О. М. Дьяченко.
В настоящее время использование традиционных приемов коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи не всегда позволяет получить желаемый результат, поэтому наряду с традиционными методами и приемами широко используется метод наглядного моделирования. Наглядное моделирование с этой точки зрения может служить той базой, связующим звеном, позволяющим объединить все компоненты языка в единое целое, т.е. сформировать речь как систему.
Средства наглядного моделирования используются при обучении дошкольников
– пересказу,
– составлению описательного рассказа о единичных предметах,
– составлению описательного рассказа по плану-схеме,
– составлению рассказов по серии картин, по сюжетной и пейзажной картине,
– составлению рассказов из личного опыта,
– рассказыванию (с элементами творчества) [2, с. 15].
Действия построения и применения моделей могут отрабатываться у детей в разной последовательности в зависимости от характера самих моделей и вида отношений, которые в них отображаются. В одних случаях целесообразно сначала знакомить детей с новым для них типом модели, обучая, использовать модель, заранее созданную взрослыми. В других случаях, наоборот, овладение построением модели способствует её усвоению и правильному использованию.
Введению наглядных моделей в процессе обучения позволяет логопеду более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный лексикон, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умение использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказы.
Включение наглядных моделей в процесс обучения содействует закреплению понимания значений частей речи и грамматических категорий, развитию понимания логико-грамматических конструкций целостного речевого высказывания. При этом используемые наглядные модели могут включать стилизованные изображения реальных предметов, символы для обозначения некоторых частей речи («стрелка» вместо глагола, «волнистая линия» вместо прилагательного в моделях предложений и др.); схемы для обозначения основных признаков отдельных видов описываемых предметов, а также выполняемых действий по отношению к ним с целью обследования; стилизованные обозначения «ключевых слов» основных частей описательного рассказа и т.п.
Остановимся подробнее на использовании моделирования при составлении описательного рассказа по плану-схеме по теме «Весна». Принцип составления и использования рекомендуемой схемы в следующем: 12 карточек по количеству характерных признаков времени года, о котором надо рассказать.
- Солнце
- Сосульки.
- Ручьи.
- День становится длиннее ночи.
- Набухание почек.
- Весенние первоцветы.
- Появление травы.
- Прилет птиц.
- Выводятся птенцы.
- Пробуждение животных.
- У животных легкий, короткий мех.
- Появление насекомых [3, с. 15].
Составление предложений по карточкам-схемам, начиная со слова «Весной».
– Весной солнце поднимается выше, светит ярче в голубом безоблачном небе.
– Весной сосульки начинают таять, звенит весенняя капель.
– Весной бегут, журчат ручейки.
– Весной день становится длине, а ночь короче.
– Весной на деревьях набухают почки и проклевываются первые листочки.
– Весной появляются первые ранние цветы.
– Весной появляется молодая сочная зеленая травка.
– Весной из теплых стран прилетают перелетные птицы.
– Весной все птицы вьют гнезда и высиживают птенцов.
– Весной заканчивается зимняя спячка зверей (медведей, ежика и барсука).
– Весной звери меняют мех на более легкий и короткий.
– Весной просыпаются после долгой зимы насекомые [4, с. 18].
II. Составление предложений в связный рассказ с опорой на карточки-схемы. Примерный рассказ детей:
– Наступила весна. Солнце с каждым днем поднимается все выше и выше, греет все сильнее и сильнее. На крышах домов сосульки начинают таять, звенит весенняя капель. Весенние звонкие ручейки бегут, шумят, журчат, весело звенят. Дни стали длиннее, а ночи короче. Деревья еще стоят голые и грустные, но на ветках уже набухли и готовы вот-вот лопнуть почки. Появились первые ранние весенние цветы подснежники. Пробивается молодая, сочная, зеленая травка. Из теплых стран прилетают перелетные птицы. Первыми грачи, затем скворцы, трясогузки, жаворонки. Большинство птиц вьют гнезда и высиживают птенцов. Просыпаются от зимней спячки медведь, ежик, барсук. Взрослые звери линяют. Зимняя шерсть заменяется на летнюю. Мех более легкий и короткий. После долгой зимы просыпаются насекомые.
Использование схем при составлении описательных рассказов заметно облегчает дошкольникам массовых и логопедических групп овладение этим видом связной речи. Роме того, наличие зрительного плана делает такие рассказы четкими, связными, полными, последовательными. Результаты проводимого нами коррекционного обучения свидетельствуют о широких возможностях использования наглядного моделирования в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими ОНР.
Работая по данной теме, мы заметили, что применение наглядных моделей в работе над монологической речью детей с ОНР позволяет впоследствии более успешно обучить их составлению связного речевого высказывания по заданной или самостоятельной теме, а также сочинению рассказа по замыслу.
В связи с введением ФГОС рядом исследователей наглядное моделирование рассматривается как одно из универсальных учебных действий. Использование наглядных моделей в коррекционном процессе само по себе не является инновацией, однако развитие наглядного моделирования как самостоятельной интеллектуальной способности в рамках речевой деятельности является более современным подходом в образовании.
Список использованных источников
1. Коноваленко, В. В., Коноваленко, С. В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Некоторые методы и приемы: методическое пособие. – М.: ГНОМ и Д. – 2001. – 178 с.
2. Ткаченко, Т. А. Моделирование и проигрывание сказок на индивидуальных логопедических занятиях с дошкольниками / Т. А. Ткаченко // Практическая психология № 3-4 (6-7). – 2013. – С. 12 – 17.
3. Филичева, Т. Б., Чиркина, Г. В. Коррекционное обучение детей пятилетнего возраста с общим недоразвитием речи: учебное пособие / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – М.: 2011. – 90 с.
4. Филичева Т. Б., Чиркина, Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: программа / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина – М.: Альфа, 2013. – 27 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: Развитие связной речи по сказке "Крошечка - Хаврошечка".
Из опыта работы с детьми логопедической группы детского сада. Интеграция в работе специалистов ГБДОУ. С использованием ЭОР....
План работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию связной речи при ознакомлении с художественной литературой
План работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию связной речи при ознакомлении с произведениями художественной литературой...
Конспект логопедического досуга с детьми старшего дошкольного возраста по развитию связной речи. «Поможем Хрюше стать артистом».
quot;Поможем Хрюше стать артистом"...
«Использование приёмов мнемотехники и наглядного моделирования в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»
Овладение полноценной речью помогает адаптироваться ребёнку к жизни окружающих людей, к меняющемуся социуму, а также является активным, могучим стимулом всестороннего развития личности человека на про...
Мастер-класс « Использование технологии ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста по развитию связной речи».
Цель мастер класса: Повышение компетентности педагогов в применении методов ТРИЗ в развитии связной речи...
Методический материал по теме: «Речевые игры для детей старшего дошкольного возраста по развитию связной речи, звукопроизношения с использованием Лего – конструктора»
Речевые игры для детей старшего дошкольного возраста при помощи Лего - конструктора на групповых и индивидуальных занятиях...
ПРОЕКТ «Использование приемов мнемотехники в работе с детьми старшего дошкольного возраста по развитию связной речи».
Мнемотехника – система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образование дополнительных ассоциаций. Такие приемы особенно важны для дошкольников, так как ...