Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: Развитие связной речи по сказке "Крошечка - Хаврошечка".
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) по теме

Лучкина Мария Павловна

Из опыта работы с детьми логопедической группы детского сада. Интеграция в работе специалистов ГБДОУ. С использованием ЭОР.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Совместная деятельность педагогов и детей в старшей логопедической группе по  русской народной сказке  «Хаврошечка».  (Дети с диагнозом ОНР)

Воспитатель Лучкина М.П., логопед Курдакова Е.Г.

Цель:  Активизировать познавательно-речевую деятельность детей  через интеграцию образовательных областей  (познание, коммуникация,  чтение художественной литературы, социализация, труд, безопасность, физическая культура,  художественное творчество, музыка).

Задачи:

*Развивать связную речь: формировать умение детей пересказывать сказку с опорой на иллюстрации.

* Уточнять и расширять запас представлений и реализовать переход  от пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств.

*Расширять объем правильно произносимых существительных, обозначающих  названия предметов. Активизировать в речи глагольный словарь, на основе работы по усвоению  понимания действий. Обогащать активный словарь прилагательными, обозначающими  человеческие качества.

*Совершенствовать грамматический строй речи: развивать навыки практического употребления существительных в косвенных падежах, совершенствовать навыки согласования в речи прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.

*Совершенствовать навыки слогового анализа и синтеза: тренировать в умении подбирать слова на заданный слог.

*Развивать просодическую речь: закреплять навыки мягкого голосоведения, развивать интонационную выразительность речи, модуляцию голоса.

*Развивать логическое мышление, память, творческое воображение, фантазию.

*Развивать эмоциональную сферу детей:

умение сопереживать сказочным персонажам; умение вести себя в коллективе сверстников, слушать друг друга; вызвать у детей радость общения со сказкой;

Воспитывать добрые чувства и желание совершать добрые поступки.

Материал к занятию:

Иллюстрации к сказке.

Дидактический материал к игре «Что чем было?»

Конструктор «LEGO»

Ножницы, квадратные листы бумаги красного, желтого, зеленого цвета.

Мультимедийная  установка.

Организация занятия:

Дети свободно стоят около воспитателя. На ковролине  улыбающееся солнышко.

-Дети, вы любите сказки?

- Я предлагаю вам отправиться в Страну Сказок. Посмотрите на солнышко. Какое у него настроение?

- А вы умеете так улыбаться?

- Улыбнитесь от всей души друг другу. С хорошим настроением и трудиться веселей.

    Этюд «Улыбка»

Под музыку  дети садятся на свои места.

Звонок телефона, на экране появляется кот.

- Дети, я хотел почитать книжку «Хаврошечка», а она рассыпалась в моих лапах. Помогите, пожалуйста, ее собрать.

Составление книги, рассказывание сказки по иллюстрациям.

 -Котик, мы тебе книжку собрали, сказку рассказали, а теперь поиграй с нами. Пальчиковая игра «Удивленный котишка».

Полосатый кот-мурлышка водит носиком по книжке:

-Почему не пахнут мышки, нарисованные в книжке?

Не могу я их поймать! Лапой только: хвать да хвать!

   - А сейчас, котик, послушай, как наши дети умеют отгадывать слова, не простые слова, а добрые для Хаврошечки. У меня есть подсказки – начало слов.

Ла –ласковая,  до- добрая, за – заботливая, не –нежная,  ве – верная, тру - трудолюбивая и т.д.»

- Трудолюбивая, а какие дела выполняла Хаврошечка?  (подбор глаголов)

- Легко жилось  девочке?

- Кому она могла пожаловаться?

-Как Хаврошечка жаловалась коровушке?

Работа над интонационной выразительностью речи.

-  Дети, а как звали коровушку?

(Дети: «У нее не было имени».)

- Давайте придумаем для нее имя, которое бы всех радовало.

-  Дети, а вам жалко было коровушку? Ведь ее мачеха велела зарезать?

- Как бы вы ее пожалели? Что сказали и как?

Ответы детей.

- По вашей интонации я поняла, что вам жалко  коровушку.

-А каким тоном хозяйка приказывала?

- А коровушка приказывала или просила?

- Попробуйте и вы попросить.

- Молодцы, вы умеете, и жалеть, и приказывать, и вежливо просить.

-Хорошие вы, добрые дети, а с коровушкой беда случилась, давайте изменим сказку так, чтобы коровушка осталась жива. Коровушка была волшебной, а мы какое волшебство используем?

(Высказывания детей)

-Дети, а кем была раньше в сказке яблонька?

- Это сказочное превращение, а в реальной жизни, откуда появляется яблоня?

        Игра  «Что чем было?», «Кто кем был?»

  Эта игра проектируется на экране, за ответы дети получают карточки с картинками из игры.

Дуб - желудь,  подсолнухи - семечки,  блины - колосья, мебель – дерево,

курица – яйцо, крокодил – яйцо, бабочка – кокон, свитер - шерсть.

- А теперь я предлагаю вам подвигаться. Пока звенит бубен вы бегаете в рассыпную, присматриваете пару, на громкий удар – ищите свою пару.

- Вы побегали, а теперь вернемся к сказке.

- Чем закончилась сказка? (Молодой человек женился на Хаврошечке.)

- Правильно, ребята, сказка так закончилась. Но давайте представим такую ситуацию. Хаврошечка согласилась выйти замуж, но ей не хотелось уезжать далеко от яблоньки. Что же делать?

(Надо построить дом рядом с яблонькой.)

- Мы сейчас построим новый, красивый дом из нашего конструктора. А чтобы на яблоне всегда были яблоки, мы вырежем их и наклеим.

Коллективная постройка дома из «ЛЕГО» и коллективная аппликация.

Подведение итогов деятельности.

-Давайте полюбуемся на наши работы. Что вам понравилось? Что вам запомнилось?

- Мне понравилось…

-Молодцы, все старались, кота порадовали: сказку рассказали, дом построили, яблоки вырезали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: «Секреты личной гигиены»

Материал составлен в виде краткого конспекта  с иллюстративным материалом -слайдами /в реальности-настраиваемая динамичная презентация/ и представляет собой, небольшое "путешествие", по закреплен...

Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по реализации образовательной области художественно - эстетическое развитие на тему: "Грибы"

Программное содержание:• Расширять знания детей о грибах (грибы бывают съедобные и несъедобные). Учить выделять сходства и отличия грибов.• Активизировать в речи названия грибов.• Учить...

Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по реализации образовательной области художественно - эстетическое развитие на тему: «Мы по городу идём»

Цели:- Расширять знания детей об архитектурных сооружениях своего города через изобразительное творчество.- Закреплять умение самостоятельно выбирать материалы и способы изображения, находить композиц...

Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Тема:«Прогулка в зоопарк »

Образовательные – Продолжать формировать умение передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства – мимику, пантомимику, речевую мимику. Закреплять ум...

Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по реализации образовательной области художественно –эстетическое развитие на тему: «Ракета летит в космос»

Уточнить знания детей из истории развития космонавтики: кто был первым космонавтом; название ракеты, на которой полетел первый человек в космос; понятия «космос», «ракета»; о планете Земля....

Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Без воды - ни туда, ни сюда»

. ОбразовательныеУточнять и расширять представления  детей о воде (агрегатные состояния, свойства, о круговороте воды в природе, представления о некоторых видах водоемов). Продолжать устанав...