«Использование метода наглядного моделирования в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста»
методическая разработка

Шайдрова Ольга Александровна

Педагогическая находка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_konkurs_2025.docx15.18 КБ

Предварительный просмотр:

 «Моя педагогическая находка»

Я представляю наглядно – практический метод. Он понятен, логичен, доступен всем детям. Трудно ребенку рассказ составлять, выучить стих, на вопрос отвечать. Решила в работу модели включить, с их помощью можно легко объяснить: что с природой происходит, когда к нам зима приходит? Как придумать сказку нам, чтоб все стало по местам. И конечно будут знать, как цифры нам запоминать.

Представляю вашему вниманию мою педагогическую находку «Использование метода наглядного моделирования в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста»

В наш динамический век значительно увеличился поток информации, соответственно усложнился процесс её восприятия. Ведущие специалисты дошкольного воспитания справедливо подчёркивают, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей информации. Дошкольники лишены возможности записывать информацию, отвечать письменно на занятиях, поэтому в детском саду в основном задействован вербальный вид памяти. (способность людей запоминать поступающую информацию, которая предоставляется в словесной форме).

Русский педагог и один из основоположников научной педагогики в России отмечал: «Учите ребёнка каким – ни будь неизвестным ему пяти словам, он будет долго и напрасно мучатся, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

Федеральный Государственный стандарт дошкольного образования – гласит, что моделирование образовательного процесса – это один из ключевых этапов стоящий перед педагогическим коллективом.

Учитывая все это я открыла для себя технологию наглядного моделирования.

Моделирование – это наглядный практический метод обучения, разработанный Элькониным, Подъяковой, Ветлугиной. Он заключается в том, что мышление ребенка развивается с помощью специальных схем, моделей которые в наглядной и доступной форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта. Формирование навыков наглядного моделирования происходит с постоянным повышением доли самостоятельного участия детей в процессе работы.

Наглядное моделирование-  это оптимальная и результативная технология, позволяющая максимально задействовать двигательную, зрительную и ассоциативную память (метод запоминания похожих между собой предметов, событий и прочих вещей) и активизировать речь для решения познавательных задач.

В наглядном моделировании есть несколько видов моделей: это предметные, предметно – схематические и графические.

Символические аналогии (это ценный инструмент для обнаружения «обычного в необычном» и наоборот «необычного в обычном») вызывают интерес у дошкольников, облегчают и ускоряют процесс запоминания и усвоения материала.

Применяя графическую аналогию (умение обозначать реальный образ каким – либо символом) формирую умение детей видеть главное, систематизировать полученные знания.  Предлагая детям наглядные схемы

Данная технология обладает вариативностью, гибкостью, многофункциональностью, т.к. условности легко воспринимаются детьми.

Новизна метода заключается в том, что овладение внешними формами замещения и моделирования в виде условных обозначений, чертежей или схематических рисунков ведет к способности употреблять заместители и модели.

Предлагая детям наглядные схемы, модели, мнемосхемы педагог дает ребенку шаблон, используя который, ребенок учится элементарному исследованию.

В моей работе с детьми использую различные виды моделирования: модель пошаговых действий, графические.

Метод наглядного моделирования я использую во всех видах деятельности и образовательных областях - (художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное, речевое, физическое, познавательное развитие), это источник умственных способностей в творческом дошкольном детстве.

Работу начала с младшей группы, постепенно начиная с мнемодорожек (-это ряд мнемоквадратов, расположенных в определённой последовательности и объединённых одной темой), карты, схемы и символы, начинаем с обучения описательных рассказов.

На I этапе, как любая работа моделирование строится от простого к сложному, начинается работа с простейших мнемоквадратов, последовательно переходит к мнемодорожкам и позднее к мнемотаблицам.  

II этап. Самостоятельная зарисовка небольших рассказов, загадок.

Для того, чтобы выработать у детей определенные навыки и умения в детском образовательном процессе я использую алгоритмы процессов умывания, одевания, правил безопасности.

Для воспитания эмоциональной культуры, которая является залогом психического здоровья, использую смайлики или ладошки со схематичным изображением разных эмоций. Такой материал применяю ежедневно для определения ребенком своего настроения в течении дня или после занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование наглядного моделирования и символических средств с детьми дошкольного возраста по развитию связной речи

В статье рассматриваются вопросы использования наглядного моделирования в работе с детьми дошкольного возраста с ОНР....

Основные направления использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста

Статья предназначена для воспитателей детских садов, а также будет полезна родителям дошкольников....

Консультация для воспитателей "Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей дошкольного возраста."

Актуальность использования наглядного моделирования в работе с детьми дошкольного возраста состоит в том, что: • во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для большинства ...

«Создание условий для познавательного и речевого развития детей через использование метода наглядного моделирования речи в процессе проблемного обучения»

Исследование возможности создания своей письменности, основанной на использовании рисуночного письма древних народов Северной Америки....

«Использование метода наглядного моделирования в коррекционной работе с детьми с ТРН по формированию звукового анализа»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА...

Использование метода наглядного моделирования в индивидуальной работе с детьми при автоматизации звуков

Использование метода наглядного моделирования в индивидуальной работе с детьми при автоматизации звуков...

«Использование ИКТ-технологий в воспитательно - образовательном процессе с детьми дошкольного возраста»

На начальном этапе работы я изучала средства ИКТ-технологий, которые можно использовать в работе с дошкольниками.Это - телевизор, ноутбук, сеть интернет, флеш-карта, принтер, интерактивная доска и др....