Открытое занятие "Путешествие в страну звуков"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Николаевская Софья Николаевна

Подгрупповое занятие (старшая группа с ТНР). Открытое занятие проводится в конце учебного года для демонстрации приобретенных навыхов и умений детьми перед их родителями. Лексическая тема: "Насекомые". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_zanyatie_doc.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое занятие по теме:

«Путешествие в страну звуков»

Цель: Развивать фонематические процессы.

Задачи:

1.Коррекционно-образовательные:

  • Дифференцировать звуки [Р]-[Р,]
  • Дифференцировать звуки [Ж]-[З]
  • Автоматизировать звук [К]

2.Коррекционно-развивающие.

  • Развивать артикуляционную моторику.
  • Формировать направленный длительный выдох.  
  • Развивать мелкую моторику.
  • Развивать фонематические процессы.
  • Закреплять умение детей определять позицию звуков в слове.
  • Закреплять умение детей делить слова на слоги.
  • Продолжать учить выполнять звуко-буквенный  анализ слова.
  • Совершенствовать грамматический строй речи (согласование числительного и существительного в роде, числе, падеже).
  • Расширять и обогащать словарный запас детей по лексической теме “Насекомые”.
  • Развивать навык чтения.

3.Коррекционно-воспитательные.

  • Воспитывать умение выполнять задания по инструкции.
  • Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
  • Преодолевать негативизм к занятиям.

Оборудование:

Мягкая игрушка - тигр. Картинки с изображением: насекомых, сердитой тучки, лесной полянки, 5 муравьев и 5 комаров, картинки с заданными звуками. Пособие на дыхание – «цветочек». Волшебная палочка, волшебный мешочек Символы звуков, буквы, таблицы «Характеристика звуков». Пеналы и кассы букв на каждого ребенка.

План занятия.

I   Организационный момент.

 1.     Игра «Волшебная палочка»

II   Основная часть.

  1. Сообщение темы занятия
  2. Артикуляционная гимнастика.
  3. Артикуляция, характеристика звуков [Р], [Р,], символы звуков. Буква «Р»
  4. Развитие фонематического слуха. Дифференциация звуков [Р] - [Р,] на слух.
  5. Упражнение на координацию речи с движением «Пчёлы».
  6. Согласование числительных  с существительным.
  7. Упражнение на развитие мелкой моторики пальцев рук «Насекомые».
  8. Игра «Чего не стало».
  9. Дифференциация звуков [Ж]-[З] по картинкам. Сравнительная характеристика звуков. Буквы
  10. Определение звука в начале слова. Деление слов на слоги. Характеристика звука [К]. Буква «К».
  11. Упражнение на дыхание «Цветочек».
  12. Определение звуков  в конце заданных слов.
  13. Звуко-буквенный анализ слова «туча».

III Подведение итогов занятия.

Ход занятия:

  1. Организационный момент:

Дети, сегодня у нас не простое занятие, а путешествие в волшебную страну звуков.  Но путешествовать мы с вами будем не одни, к нам в гости я пригласила ваших родителей. Они посмотрят на вас, увидят, чему вы за год научились. Поздоровайтесь с ними. А теперь - вперед в волшебную страну звуков!

Встаньте рядом со мной и закройте глаза. Я дотронусь до вас волшебной палочкой.

  1. Сообщение темы занятия:

Вот мы и очутились в волшебной стране звуков. Наша с вами задача - собрать как можно больше звуков вот в этот волшебный мешочек. Звуки мы принесем с собой  в д/с. Но это задача не простая, на пути нас ждут сложные задания.

  1. Артикуляционная гимнастика. 

Звуки произносить совсем не просто, поэтому мы с вами дети поможем язычку – выполним гимнастику.

  1. Артикуляция, характеристика звуков [Р], [Р,], символы звуков. Буква «Р».

Посмотрите, кто это стережет ворота в волшебную страну? – тигр. Тигр не пропустит нас, пока мы не скажем, какой звук он прячет! – [Р]. А почему? – Он так рычит. Но ворота еще не открыты! Надо рассказать тигру, какой же это звук Р (согласный, твердый, звонкий). У звука [Р] есть младший братик – звук  [Р,] (согласный, мягкий, звонкий). Звуки [Р-Р,] живут в букве «Р». Символы звуков и букву складываем в мешочек.

  1. Игра «Поймай звук». Развитие фонематического слуха. Дифференциация звуков [Р] -[Р,] на слух.

Но тигр приготовил для нас еще одно задание: вы должны услышать звуки [Р-Р,] в слогах и словах: ор-ре-ур-ры-рё-ра; рот, рёв, трава, дрова, река, ракета, кровать, рояль, рюкзак. На звук [Р] – топните ножкой, а на звук [Р,]- хлопните в ладоши. Справились с заданием. Дорога свободна.

  1. Упражнение на координацию речи с движением «Пчёлы».

Посмотрите, кто прилетел на лесную поляну? Как их назвать одним словом? (насекомые). Правильно! Вот летят пчёлы. А где живут пчелы?

Пчелки в улье сидят                                                       (присесть руки на поясе)

И в окошко глядят.                                          (повороты головы влево - вправо)

Погулять все захотели,                                                        (медленно подняться)    

На шиповник полетели:                                                                 ( взмах руками)

- Ж-ж-ж-ж!                                                                                      (покружиться)

  1. Согласование числительных  с существительными:

На поляне и бабочка, и комары, и осы, и паук плетет паутину, и муравьи трудятся. Давайте  посчитаем, сколько на поляне комаров? (На поляне один комар, два комара, пять комаров); сколько муравьев ты поймал? (Я поймал одного муравья, двух муравьев, пять муравьев).

Поиграем с ними.

  1. Упражнение на развитие мелкой моторики пальцев рук «Насекомые».

Прилетела к нам вчера                                                          (машут ладошками)

Полосатая пчела.                                              (на каждое название насекомого

А за нею – шмель-шмелек                                                загибают  один палец)              

И веселый мотылек,                                                              

2 жука и стрекоза,                                                              

Как фонарики глаза.                             (поднести к глазам кружки из пальцев)                      

Пожужжали, полетали,                                                        (машут ладошками)

От усталости упали.                                                               (роняют ладошки)

  1. Игра «Чего не стало». Закройте глаза, а я уберу 1 картинку. Кого не хватает? – жука/комара.
  2. Дифференциация звуков [Ж] – [З]. Сравнительная характеристика звуков. Буквы.

Вот мы всех пересчитали. Насекомые разлетелись, только жук и комар не улетают. У них для нас есть звуки! Как жужжит жук? – [Ж] (согл, тв., зв). Как звенит комар? – [З](согл, тв, зв). У жука и комара есть картинки с их звуками, только они их перепутали. Давайте им поможем. Девочки ищут картинки со звуком [З], мальчики со звуком – [Ж]. Определяем позицию звука в слове. Справились с заданием, кладем символы звуков и буквы в мешочек.

  1. Определение звука в начале слова. Деление слов на слоги. Характеристика звука [К]. Буква «К».

А впереди – болото. Переправляться будем, прыгая по кочкам. А кочки – это слоги в словах. А вот и сами слова, изображенные на картинках. Но сначала определим, какой же звук будет нам помогать. Определите первый согласный звук в словах: кот, корабль, капуста, картошка.  Звук [К] (согл,тв,гл). Живет в букве «К».

Делим слова на слоги, прыгаем столько раз, сколько в слове слогов. Через болото прошли. Складываем символ звука [К] и букву «К» в мешочек.

12.Упражнение на дыхание «Цветочек». Определение звуков в конце заданных слов.

Посмотрите, перед нами выросли цветы. Давайте их сорвем. Каждому свой цветок. Надо с них сдуть пыльцу, и увидите, какая картинка в нем спряталась. Положите язык на нижнюю губу и подуйте на него так, чтобы слетела пыльца. Щеки не надуваем. Определите, какой звук стоит в конце вашего слова. Найдите букву, в которой этот звук живет. Вот сколько звуков мы собрали.

13.Звуко-буквенный анализ слова «туча».        

Ребята, кажется, дождь собирается. Посмотрите, набежали тучки, давайте их разгоним, для этого надо составить слово «туча». Давайте выложим  слово из символов звуков, а затем из букв.

  1. Итог занятия.

Молодцы! Разогнали тучи. И звуки собрали. Складываем звуки и буквы в мешочек. Ребята, нам пора возвращаться в д/с. Мой мешочек полон звуков. Закрываем глаза, я дотрагиваюсь до вас волшебной палочкой. Садимся на места. Вот и подошло к концу наше занятие. Понравилось вам заниматься? Что понравилось? Какие трудности испытывали? Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия "Путешествие в страну звука и буквы Ж

Конспект занятия рассчитан на детей подготовительной группы с ФФН. Очень интересное занятие. Был открытый показ - прошел на УРА!...

Конспект открытого занятия. В подготовительной группе на тему: «Путешествие в страну звука Р».

Основная цель: Автоматизация звука [Р] в словах. Цели: логопедические I Неречевые: 1. Развитие зрительного внимания. 2. Конструктивного праксиса. 3. Развитие общей моторики, учить детей выполнять движ...

КОНСПЕКТ открытого мероприятия НООД по обучению грамоте в подготовительной группе Тема: «В стране звуков. Знакомство с гласными и согласными звуками. Звуковой анализ и синтез»

-закрепить знания детей о том, что слово звучит, т.к. состоит из звуков;-учить сравнивать слова по длине;-дать знания о том, что звуки отличаются друг от друга (гласные и согласные);-познакомить с сим...

ОТКРЫТОЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ "ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЗВУКА Р"

иаМесто работы : МБДОУ д/с «Радуга» р.п. Лысые ГорыВоспитатель подготовительной группы. МБДОУ, д/с «Радуга» .Конспект для детей подготовительной группы 5-6 летСписок литературы :1.    А...

Открытое занятие по звуковой культуре речи и обучению грамоте «В стране звуков» (звук Ж) в подготовительной группе.

На занятии по звуковой культуре речи и обучению грамоте  дети закрепляют произношение звука "ж", знакомятся с буквой "ж"., учатся  делать звуковой анализ слова "жук...

Конспект открытого занятия "В стране звуков" 15.02.2022

Занятие в подготовительной группе "Г"...