Мастер-класс по проведению индивидуальной работы в логоуголках с использованием здоровьесберегающих технологий для молодых педагогов с воспитанниками ОВЗ, детьми – инвалидами.
методическая разработка по логопедии на тему

 Марина Вячеславовна Охотникова

Материал для молодых педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx24.14 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД №  20»

Мастер-класс по проведению индивидуальной работы в логоуголках  с использованием здоровьесберегающих технологий для молодых педагогов  с воспитанниками ОВЗ, детьми – инвалидами.

Составила: учитель-логопед Охотникова М.В.

г. Нефтеюганск 2015 г.

Цель: Обучение приемам здоровьесберегающих технологий молодых педагогов в работе  с воспитанниками ОВЗ, детьми – инвалидами.

Задачи:

1.Познакомить с приемами здоровьесберегающих технологий :                    

-биоэнергопластики  А.В.Ястребовой и О.И.Лазаренко

- парадоксальной дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой

- схемами зрительных траекторий по В.Ф.Базарному.

2. Обучить играм для развития тонкой ручной моторики.

Оборудование: Зеркала по количеству участников; перчатки Чупа, Чипа;

Плакаты с траекториями, буклеты «Физминутка, гимнастика для глаз»; шары СУ- Джок;

   За последние годы сложилась устойчивая тенденция к ухудшению физического и психического здоровья детей дошкольного возраста. По данным логопедического обследования дошкольниковстарших групп нашего учреждения речевые нарушения наблюдаются у 91% воспитанников. Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших учёных, таких, как И.В.Павлов, А.А.Леонтьев, А.Р. Луриа. Когда ребёнок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений.  Среди воспитанников с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, а зачастую и мышления. Соответственно возникла необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми. Только именно она может дать успешную динамику речевого развития. Коррекционная работа по преодолению нарушения речи затрагивает не только исправление дефектов речевой деятельности, но и формирование определенных психических процессов, представлений об окружающем мире, навыкам поведения, основам личностной культуры. За счет внедрения элементов здоровьесберегающих технологий возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья детей.

Поэтому в своей работе использую технологии:

- биоэнергопластику А.В.Ястребовойи О.И.Лазаренко

- парадоксальную дыхательную гимнастику А. Н. Стрельниковой

- схемы зрительных траекторий по В.Ф.Базарному и многое другое.

1.Биоэнергопластика - это содружественное взаимодействие руки и языка (сопряжённая гимнастика) - для достижения лучших результатов в работе по постановке звуков, чтобы процесс был более занимательным и увлекал детей. По данным Ястребовой А.В. и Лазаренко О.И. движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику, отмечаются положительные структурные изменения в организме: синхронизируется работа полушарий головного мозга, развиваются способности, улучшаются внимание, память, мышление, речь. 

Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой вдвое сокращает время занятий, не только не уменьшая, но даже усиливая их результативность. Она позволяет быстро убрать зрительную опору - зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям. 

Практическая часть (с зеркалами)

Презентация «Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой».

2. Дыхательная гимнастика используется как физкультминутки в процессе логопедического занятия или как его часть, направленную на развитие речевого дыхания, в результате чего возрастает объём и глубина дыхания, сила и выносливость дыхательных мышц, координируются и ритмизируются дыхательные движения, и в целом улучшается функциональная деятельность всех органов и систем организма. Используются:

Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой, которая направлена на:

- восстановление нарушенного носового дыхания;

- улучшение дренажной функции легких;

- устранение некоторых морфологических изменений в бронхолегочной системе;

- положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;

- налаживает нарушенные функции сердечно-сосудистой системы, укрепляет весь аппарат кровообращения;

- повышает общую сопротивляемость организма, его тонус, улучшает нервно-психическое состояние.

 3.Элементы методики В.Ф. Базарного, которая предусматривает синхронно сочетающиеся движения головы, глаз и туловища. Эта методика способствует сохранению зрения у воспитанников. Для периодической активизации чувства обшей, в т. ч. зрительной координации, использую специально разработанную схему зрительно двигательных траекторий. На ней с помощью стрелок указаны основные траектории, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения  физминуток:  вверх — вниз, влево—вправо, по и против часовой стрелки, по «восьмерке». Упражнения выполняются коллективно и только стоя. Для индивидуального пользования издан соответствующий плакат.При этом цвета должны соответствовать следующим требованиям:

•наружный овал – красным;

•внутренний овал – зеленым;

•«крест» – золотисто-коричневым;

• «восьмерка» – ярко-голубым.

Дети периодически становятся перед схемой тренажером и, следя глазами за ориентирующими стрелками траекторий, выполняют соответствующие упражнения. При этом возможно сочетание движений глазами, головой и туловищем. Выполняется примерно по 10-12 движений по каждой траектории (по «овалам», по «восьмерке», по «кресту»). Частота выполнения таких тренажей зависит от продолжительности пребывания детей в помещении, а также от характера зрительной работы. Например: в процессе выполнения тонко координированных зрительных операций (чтение, рисование, письмо) рекомендуется выполнять упражнения через каждые 15 минут. Продолжительность—1,5—2минуты. При таких режимах работы на занятиях по моим наблюдениям у детей повышается внимание, работоспособность и мотивация к занятиям. Такая система дидактики способствует улучшению обучаемости, оказывает стимулирующее влияние на последующую психомоторную и умственную деятельность. В итоге формируется устойчивость к факторам внешней среды и создаются условия продуктивного роста и гармоничного развития ребёнка. Способствует расширению зрительно-двигательной активности и проведение физкультминуток для глаз с помощью расположенных в пространстве ориентиров. Я использую следующие ориентиры:

  1. Разного рода траектории, по которым дети «бегают» глазами (восьмёрки, зигзаги, спирали), толщина линии 1см.
  2. Компьютерные тренажеры.

Дети всматриваются вдаль, тем самым снимают напряжение с глазных мышц.  Работая в режиме сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения (именно так называется система доктора В.Ф. Базарного), дети могут менять позу и двигаться в разных направлениях. И всё это активизирует умственную деятельность и сохраняет здоровье воспитанников.

Практическая часть выполнение заданий по траекториям, с помощью плакатов, буклетов «Физминутка, гимнастика для глаз».

Компьютерные тренажеры (Снежинка, Зрительные траектории).

4. Развитие тонкой ручной моторики

Развитие ручной моторики и тонкой моторики пальцев рук имеет выраженную коррекционно-развивающую направленность. Развитие ручной моторики тесно связано с речевым, психологическим и личностным развитием ребенка. Под влиянием интенсивной коррекционной работы активно развиваются высшие психические функции, активизируется межполушарное и межанализаторное взаимодействие.

Общеизвестно, что развитие ручной моторики зависит как от физической зрелости коры головного мозга, так и от условий воспитания, которые либо стимулируют ее развитие, либо задерживают.

Также хочу познакомить вас с Элементы Су-Джок терапии-  целью является нормализация мышечного тонуса. Опосредованное стимулирование речевых областей в коре головного мозга. Регулярное и опосредованное воздействие на биоэнергетические точки с целью активизации защитных функций организма, в частности, профилактики и коррекции речевых нарушений. Стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений: шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики. Стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах. Воздействие на точки стоп осуществляется во время хождения по ребристым дорожкам, коврикам с пуговицами и т.д. Эффективен и ручной самомассаж пальцев. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека. Кончики пальцев и ногтевые пластины отвечают за головной мозг. Массаж проводится до появления тепла. Чаще всего эта работа осуществляется на занятиях перед выполнением заданий, в течение 1 минуты.

Практическая часть:

Способы развития тонкой ручной моторики:

• Поочередное касание большого пальца руки каждым пальцем, начиная с мизинца («пальчики здороваются»)

• поочередное сгибание и разгибание каждого пальца сначала одной, а затем другой руки, начиная с мизинца; при необходимости на первых порах остальные пальцы ребенка можно удерживать в «прямом» положении другой рукой

• имитация игры на рояле (поочередное касание стола, а лучше – игрушечного или настоящего пианино) каждым пальцем сначала в направлении от большого к мизинцу, а затем наоборот

• нанизывание бус на твердую леску с постепенным уменьшение величины отдельных бусинок

• застегивание и расстегивание пуговиц с постепенным уменьшением их размера

• наматывание ниток на клубок

• складывание в коробок рассыпанных счетных палочек, которые берутся по одной

• перебирание крупы или гороха для приготовления пищи

• перелистывание книжных страниц

•упражнения с мозаикой, постепенно уменьшаемой в размерах
• лепка из пластилина, способствующая развитию силы пальцев рук
• раскрашивание картинок с постепенно уменьшающимися деталями
• рисование

•вырезывание ножницами все более и более мелких фигурок
        • различные виды конструирования, начиная с кубиков и с постепенным переходом к металлическим конструкторам с мелкими деталями.
Необходимо проводить упражнения по
развитию мелкой моторики систематически, учитывая при этом возраст и пол ребенка

Решение здоровьесберегающих задач возможно только при тесном взаимодействии всех педагогов ДОУ. Сотрудничаю со специалистами дошкольного учреждения (воспитателями, психологом, инструктором по физвоспитанию, музыкальными работниками, педагогом по изобразительной деятельности).



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

опыт работы на тему: « Использование здоровьесберегающих технологий в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста».

Исходная ситуацияКонцепция модернизации российского образования предусматривает создание условий для повышения качества общего образования и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает ...

Модель «Работа педагога по использованию здоровьесберегающих технологий в работе детьми 3-7 лет»

Модель «Работа педагога  по использованию здоровьесберегающих технологий в работе детьми 3-7 лет»...

Опыт работы по теме: "Использование здоровьесберегающих технологий в образовательной деятельности как средство профилактики переутомления воспитанников"

Социально-реабилитационный центр - одно из учреждений социального обслуживания несовершеннолетних системы социальной защиты населения Белгородского района Белгородской области. В социально-реабил...

Мастер-класс «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ С ДЕТЬМИ С ОВЗ»

Мастер-класс«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ С ДЕТЬМИ С ОВЗ»...

Мастер-класс «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ С ДЕТЬМИ С ОВЗ»

Цель: применение здоровьесберегающих технологий в коррекционном  воспитательно-образовательном процессе.Задачи: познакомить педагогов с разнообразными методами и приёмами, которые оказы...

Мастер – класс для педагогов « Путешествие по родной околице » с использованием здоровьесберегающих технологий.

Цель:Раскрыть значение нетрадиционных приемов изобразительной деятельности, познакомить педагогов с приемами и способами изображения, научить использовать знания и умения в работе с детьми, рассказать...

Конспект проведения мастер-класса для родителей детей средней группы по теме: «Обучение здоровьесберегающим технологиям для использования их в домашних условиях»

Конспектпроведения мастер-класса для родителей детей средней группы по теме: «Обучение здоровьесберегающим технологиям для использования их в домашних условиях»...