Опыт работы по теме: "Использование здоровьесберегающих технологий в образовательной деятельности как средство профилактики переутомления воспитанников"
опыты и эксперименты (старшая группа)

Трунина Елена Ивановна

Социально-реабилитационный центр - одно из учреждений социального обслуживания несовершеннолетних системы социальной защиты населения Белгородского района Белгородской области.

 В социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних работают специалисты разного профиля: воспитатели, специалисты по социальной работе, педагоги-психологи, социальные педагоги и т. д. В центре всегда готовы прийти на помощь семьям и детям, попавшим в беду, помочь справиться с кризисной ситуацией, почувствовать уверенность в себе и завтрашнем дне, войти в жизнь, чтоб иметь будущее.

Согласно Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы (утверждена Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761)  в  Российской Федерации должны приниматься меры, направленные на формирование у семьи и детей потребности в здоровом образе жизни, всеобщую раннюю профилактику заболеваемости, внедрение здоровьесберегающих технологий во все сферы жизни ребенка [6].

Одним их главных элементов профилактики любого заболевания является предупреждение состояния переутомления.   

Автора опыта заинтересовала проблема  профилактики переутомления  детей при организации образовательной деятельности.            

Началом работы по данной теме стало проведение в апреле-мае  2014 года среди воспитанников диагностики «Выявление уровней развития физических и психических процессов в образовательной деятельности» по методике Е.В. Смирновой (Приложение №1).      

Результаты проведенного исследования показали, что 40 %  воспитанников группы имеют  низкий  уровень развития психических и физических процессов, 50 % средний уровень и лишь 10 % воспитанников выше среднего, дети с высоким уровнем развития психических и физических процессов отсутствуют. Данные результаты свидетельствовали о высокой степени утомляемости детей.                                  

Анализ проведенной диагностики свидетельствовал о необходимости активизации работы воспитателя по профилактике переутомления воспитанников социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trunina_apo.docx82.71 КБ

Предварительный просмотр:

МБУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» Белгородского района

Использование здоровьесберегающих технологий в образовательной деятельности

как средство профилактики переутомления воспитанников

        Автор опыта:

                                                               Трунина Е. И.,

 воспитатель

МБУ «Социально-реабилитационный центр

для несовершеннолетних» Белгородского района

Содержание

Раздел I. Информация об опыте…………………………………

2

Раздел II. Технология опыта……………………………………

7

Раздел III. Результативность опыта…………………………….

9

Библиографический список…………………………………….          

11

Приложения к опыту…………………………………………….      

12

Раздел I

Информация об опыте

Условия возникновения опыта

Социально-реабилитационный центр - одно из учреждений социального обслуживания несовершеннолетних системы социальной защиты населения Белгородского района Белгородской области.

 В социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних работают специалисты разного профиля: воспитатели, специалисты по социальной работе, педагоги-психологи, социальные педагоги и т. д. В центре всегда готовы прийти на помощь семьям и детям, попавшим в беду, помочь справиться с кризисной ситуацией, почувствовать уверенность в себе и завтрашнем дне, войти в жизнь, чтоб иметь будущее.

Согласно Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы (утверждена Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761)        в  Российской Федерации должны приниматься меры, направленные на формирование у семьи и детей потребности в здоровом образе жизни, всеобщую раннюю профилактику заболеваемости, внедрение здоровьесберегающих технологий во все сферы жизни ребенка [6].

Одним их главных элементов профилактики любого заболевания является предупреждение состояния переутомления.         

Автора опыта заинтересовала проблема  профилактики переутомления  детей при организации образовательной деятельности.                

Началом работы по данной теме стало проведение в апреле-мае  2014 года среди воспитанников диагностики «Выявление уровней развития физических и психических процессов в образовательной деятельности» по методике Е.В. Смирновой (Приложение №1).         

Результаты проведенного исследования показали, что 40 %  воспитанников группы имеют  низкий  уровень развития психических и физических процессов, 50 % средний уровень и лишь 10 % воспитанников выше среднего, дети с высоким уровнем развития психических и физических процессов отсутствуют. Данные результаты свидетельствовали о высокой степени утомляемости детей.                                

Анализ проведенной диагностики свидетельствовал о необходимости активизации работы воспитателя по профилактике переутомления воспитанников социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних.  

Актуальность опыта

Долголетние наблюдения педагогов и исследования ученых  доказали, что работоспособность, качество усвоения учебной программы, формирование умственных операций, развитие речи, овладение разнообразными явлениями находятся в прямой зависимости от состояния здоровья.                                                                        

Важным условием профилактики переутомления детей стало присутствие здоровьесберегающих технологий, которые помогают обеспечить каждому ребенку укрепление  психического и физического здоровья, выявить и развить, а так же формировать желание вести здоровый образ жизни.

Таким образом, можно говорить о существовании определенных противоречий между необходимостью внедрения здоровьесберегающих технологий  в образовательную деятельность воспитанников как средства профилактики переутомления и отсутствием системы использования здоровьесберегающих технологий в условиях  социально-реабилитационного центра.

Представленный опыт предлагает  один из возможных путей, способствующих разрешению данного противоречия.

Ведущая педагогическая идея опыта

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в определении путей  использования здоровьесберегающих технологий в образовательной деятельности для профилактики переутомления воспитанников.

Длительность работы над опытом

Длительность работы над опытом охватывает период с 2014  года по  2017 года.

Работа по использованию здоровьесберегающих технологий с целью профилактики переутомления воспитанников в условиях социально-реабилитационного центра на этапы:

I этап - констатирующий: апрель 2014-  август  2014 года

 II этап – формирующий (практический): сентябрь 2015 – апрель 2016 года.

III этап - контрольный: апрель - май  2017 года.

Диапазон опыта

Диапазон опыта представлен единой системой использования здоровьесберегающих технологий в образовательной деятельности в условиях  социально-реабилитационного центра для  профилактики переутомления воспитанников.

Теоретическая база опыта

Тема сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения всегда была и остаётся самой актуальной        . Среди значимых для человека ценностей одно из ведущих мест занимает здоровье.                                                У истоков развивающей педагогики оздоровления стояли такие замечательные учёные, как А. А. Ухтомский, А. В. Запорожец, Д. Б.Эльконин,  В.В. Давыдов, Ю.Ф. Змановский.В трудах выдающихся отечественных физиологов - И.М. Сеченова, И.П. Павлова, Н.Е. Введенского указывается на неоднозначную биологическую роль утомления [8].                С одной стороны, утомление можно рассматривать как защитную реакцию, предохраняющую организм от переутомления, нервные клетки от истощения. С другой - утомление, сопутствующее в той или иной мере любой работе, является необходимым условием повышения выносливости организма, тренировки. Выделяют два вида утомления: физическое и психическое.  Внешние проявления  физического (мышечного) утомления многообразны: нарушается координация движений, падает производительность работы, появляется одышка, чрезмерная потливость, краснеет или бледнеет кожа лица и другие [5].                                                        Психическое (умственное) утомление также проявляется в снижении работоспособности, которому предшествует двигательное беспокойство, ослабление внимания к выполняемой деятельности, вялость, сонливость.        Утомление у разных детей проявляется неодинаково. У одних детей оно выражается в снижении активности, у других - в повышении возбудимости, у третьих появляются отрицательные поведенческие реакции, капризы, что приводит к возникновению конфликтов при общении их со сверстниками и взрослыми. У многих детей при утомлении нарушается сон, аппетит. Пропадает желание трудиться, снижается интерес к занятиям. Ребёнок постоянно отвлекается, плохо или совсем не усваивает то, что показывает или о чём говорит воспитатель, не доводит начатое задание до конца. Утомление представляет собой нормальный физиологический процесс, предназначенный для защиты нервных клеток и различных систем организма от чрезмерных перегрузок, приводящих к истощению функционального потенциала. Как правило, снижению работоспособности при утомлении предшествует появление усталости.                                Усталость - это комплекс ощущений, имеющих отрицательную эмоциональную окраску и возникающий во время длительной или интенсивной работы, при которой наступает момент, когда дальнейшее поддержание мышечного напряжения на заданном уровне становится трудным, и требуются всё возрастающие усилия для продолжения работы [7].                                                                                                Человек ещё некоторое время продолжает выполнение прежнего объёма работ на фоне усталости, затем наступает утомление и работоспособность снижается. А усталость нарастает. Таким образом, утомление и усталость близкие, но неоднозначные понятия.                                 Усталость не всегда вызывает отрицательные эмоциональные реакции. После сравнительно небольшой физической работы, не сопровождаемой выраженным утомлением, мы нередко испытываем приятную усталость. Мало утомительные игры, связанные с движением, вызывают у ребёнка положительные эмоции, радость, благотворно влияют на физическое и психическое здоровье        [1].                                                                Следует отметить, что усталость может возникнуть у ребёнка очень быстро, в самом начале работы, ещё до того, как обнаруживаются объективные признаки ухудшения деятельности организма, когда об утомлении не может быть и речи. Такая усталость появляется тогда, когда какая-либо деятельность для ребёнка не интересна. Поэтому следует учитывать лишь ту усталость при заинтересованной деятельности.

Начальными  признаками  переутомления  считаются:

  • изменения в поведении ребенка (появление непослушания, упрямства и пр.);
  • снижение успеваемости;
  • потеря аппетита;
  • появление некоторых функциональных нервно-психических расстройств (плаксивость, раздражительность, нервные тики и пр).

Выраженными  признаками  переутомления  являются:

  • резкое и длительное снижение умственной и физической работоспособности;
  • нервно-психические расстройства (нарушения сна, чувство страха, истеричность;
  • стойкие изменения в регуляции вегетативных функций организма (аритмия, вегето-сосудистая дистония по гипертоническому или гипотоническому типу);                                

Необходимость воспитания и развития мотивации здоровьесбережения детей рассмотрены в исследованиях педагогов-валеологов Н.М. Амосова, Г.А.Апанасенко, Э.Н.Вайнера, В.В.Колбанова, О.А. Сиротина, Л.Г. Татарниковой, А.Г. Щедриной.

Подходы к обеспечению здоровьесбережения рассматривались такими  учёными, как В.А. Ананьев, В.И. Бондин, В.К.  Бальсевич, B.C. Быков, В.А. Вишневский, В.И. Дубровский, Н.А. Фомин и др. [2].

Средством сохранения и укрепления здоровья являются здоровьесберегающие технологии.

Здоровьесберегающие технологии, по мнению В.Д. Сонькина, – это:

-    условия обучения и воспитания ребенка (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);

- рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностям и гигиеническими требованиями);

-  соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;

-  необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

По мнению С. И. Осиповой здоровьесберегающие технологии  - это комплекс разнообразных форм и видов деятельности, направленный на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

При организации любой деятельности  и для профилактики утомляемости возможно использование следующих здоровьесберегающих технологий:

- пальчиковые игры;

- логоритмику;

- речевые игры;

      - дыхательную гимнастику;

- артикуляционную гимнастику;

-игровой массаж.

Речевые игры  и артикуляционная гимнастика способствуют тренировке мышц речевого аппарата, развивают память и чувство ритма, облегчают  запоминание текста.

 Логоритмика – сочетание, движения и слова, развивает ритмическое чувство, координацию, речь, равновесие, а также вызывает эмоциональный подъем, чувство радости и удовольствия. [8].

Использование игрового массажа А. Уманской, М. Картушиной повышает защитные свойства верхних дыхательных путей, нормализует работу вестибулярного аппарата   и всего организма в целом.  

Новизна опыта

Новизна опыта состоит в комбинировании известных здоровьесберегающих технологий  в образовательной деятельности  как средства профилактики переутомления   воспитанников в условиях социально-реабилитационного центра. 

РАЗДЕЛ II

Технология описания опыта

Цель опыта: использование здоровьесберегающих технологий при организации образовательной деятельности в условиях социально-реабилитационного центра для профилактики переутомления воспитанников.

Задачи, способствующие достижению данной цели:

  1. Изучение  методической литературы по проблеме опыта;
  2. Подбор диагностики, позволяющий отследить успешность работы над опытом;
  3. Создание системы использования здоровьесберегающих технологий при организации образовательной деятельности как средства профилактики переутомления воспитанников;
  4. Организация и проведение мониторинга для определения успешности проведенной работы.

                

    Использование здоровьесберегающих технологий при организации образовательной деятельности способствует решению образовательных, воспитательных, оздоровительных задач, стоящих перед воспитанниками социально-реабилитационного центра.

Воспитательные задачи:

- формирование положительного отношения ребенка к окружающему миру, к своей семье, сверстникам, самому себе.                                        

- развитие у детей позитивной оценки действительности,  взглядов с учетом индивидуальных психофизических особенностей.

Образовательные задачи:

-  развитие  звуковой культуры речи воспитанников;

- повышение уровня развития связной речи и ее грамматического строя.

Оздоровительные задачи:

-сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

-создание условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка;                                                                                        

-повышение адаптивных возможностей детского организма (активизирование защитных свойств).

-формирование правильной осанки,

- развитие гигиенических навыков.        

                                

Автором опыта выделены этапы реализации системы оздоровительной работы в социально-реабилитационном центре.

1 этап

Организационный

Изучение литературы по данной теме, накопление методического материала, изготовление пособий.

2 этап

Диагностический

Диагностика переутомления воспитанников при организации образовательной деятельности.

3 этап

Практический

Разработка цикла занятий с использованием здоровьесберегающих технологий как средства профилактики переутомления  в образовательной деятельности, подбор пальчиковых, речевых игр, комплексов игрового массажа, дыхательной гимнастики.

4 этап

Обобщающий

Исследование результатов практической деятельности. Коррекция целей и задач организации работы по профилактике переутомления воспитанников.

        

На первой этапе работы по использованию здоровьесберегающих технологий посредством игры.  Автор опыта стала применять пальчиковые игры,  так как они являются наиболее доступными для детей.                 (Приложение №1).         

Наряду с пальчиковыми играми постепенно автор опыта стала вводить

речевые игры, в след за простыми играми,  речевые игры со звучащими жестами, помимо уже представленных игр, автор опыта вводит речевые игры с движениями. Для развития дыхания автор опыта вводит упражнения дыхательного комплекса А. Н. Стрельниковой.

Автор опыта проводила логоритмические занятия, которые представляют собой сочетание движения, музыки и слова. (Приложение №2), а так же досуги, развлечения с использованием здоровьесберегающих технологий.

К задачам данных досугов относятся:

- способствование сохранению и укреплению здоровья воспитанников;

- формирование у детей позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за его укрепление, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре;

- проведение в игровой форме профилактики заболеваний верхних дыхательных путей, заболеваний опорно – двигательного аппарата, зрения, слуха и т.д.;

- улучшение эмоционального благополучия каждого ребенка.                  (Приложение № 3)

Автором опыта была разработана схема образовательной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий как средства профилактики переутомления  воспитанников.  (Приложение № 4).

РазделIII

Результативность опыта

Критериями успешности опыта являются:

  • снижение уровня переутомления воспитанников;
  • повышение интереса  у воспитанников  к занятиям;
  • увеличение числа занятий  с использованием здоровьесберегающих технологий как средства профилактики переутомления детей;
  • рост заинтересованности в занятиях, досугах, развлечениях с использованием здоровьесберегающих технологий как средства профилактики переутомления воспитанников;

Об успешности работы над опытом свидетельствуют результаты диагностики по выявлению уровней развития физических и психических процессов в образовательной деятельности  по методике Е.В. Смирновой, представленные в таблице 1 и диаграмме 1.

Таблица 1. Сводная ведомость результатов диагностики (2014-2017гг.)

Уровень развития

Учебный год

2014 - 2015

2015- 2016

2016-2017

Высокий уровень

-

10 %

40 %

Уровень выше среднего

10 %

20%

40 %

Средний уровень

50 %

40 %

20 %

Низкий уровень

40 %

30  %

-

Диаграмма 1.

Как видно из таблицы  1 и диаграммы 1 в 2015-2016 учебном году развитие физических и психических процессов в образовательной деятельности  на низком уровне было 40 % , что говорит о высокой степени переутомления воспитанников, в то время как  в 2016-2017 учебном году уровень переутомления  снизился до 0  %.

Во время работы над опытом было проведено анкетирование детей, определившее:

  • повышение интереса воспитанников  к занятиям;
  • рост заинтересованности в занятиях, досугах, развлечениях с использованием здоровьесберегающих технологий как средства профилактики переутомления  воспитанников.

По результатам анкетирования автор опыта стала применять здоровьесберегающие технологии в образовательной деятельности, досугах, развлечения в 75 % занятий, что позволило снизить уровень переутомления воспитанников социально-реабилитационного центра.

Сводная ведомость данных  приведена в таблице 2 .

2014 -2015 уч. г.

2015– 2016 уч. г

2016 – 2017 уч. г

Интерес воспитанников

5

20

65

Заинтересованность

5

20

55

Число оздоровительных занятий

15

35

75

Полученные данные подтверждает диаграмма 2

Диаграмма 1

Исходя из данных, представленных в сводной ведомости видно, что  первоначальный уровень развития физических и психических процессов заметно отличается от контрольного.

В 2016 году детей с низким уровнем развития  нет, 20 % детей имеют средний уровень развития физических и психических процессов, 40 % - в уровень развития выше среднего, 40 % -высокий уровень развития физических и психических процессов.                                                Анализ результатов контрольного этапа (апрель - май 2017г.) подтвердил обоснованность и продуктивность использования здоровьесберегающий технологий  в  образовательной деятельности для профилактики переутомления  воспитанников.         (Приложение № 6)

Результат деятельности в рамках опыта продемонстрировал, что его использование в общей системе оздоровительной работы социально-реабилитационного центра, помогает в профилактике переутомления  воспитанников.

Библиографический список

1. Алямовская, В. Г. Как воспитать здорового ребенка. М., Линка-Пресс, 1993.- 124с.

2. Гаврючина, Л. В. Здоровьесберегающие технологии. М., Сфера, 2008.-148с.

3. Здоровьесберегающие технологии в образовательно – воспитательном процессе. /под ред. Чупаха, И.В. М. , Илекса, 2006 – 400с.

4.   Картушина, М. Ю. Быть здоровыми хотим. М., Сфера, 2004. – 157с.

5.  Осипова, А.А. Диагностика и коррекция внимания. Программа для детей 5 – 9 лет М., Сфера, 2002 -  250с.

6. Психологические вопросы дошкольной игры // Вопросы психологии ребёнка дошкольного возраста. М., 1948.

7.   Чистякова, М.И. Психогимнастика. М., Владос, 1995 - 320с.

8.  Щетинин, М. Н. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей. М., Айрис-пресс, 2007 – 210с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение №1

Пальчиковые игры

В ходе образовательной и музыкальной деятельности пальчиковые игры проводятся  под пение самих детей и педагога.

Мышка Маша

Мышка Маша тихо встала,

По горшочкам пошуршала.

Мышка Маша любит кашу,

Целый ковшик варит Маша.

Наша каша горяча.

Шу-шу-шу,

ша-ша-ша.

Кушай кашку не спеша.

Дети соединяют ладошки «мышка».

Трут ладошкой о ладошку

«Мешают кашу ложкой».

Сжимают и разжимаютпальчики рук.

Поворачивают голову вправо

Поворачивают голову влево.

Грозят указательным пальцем

Куклы спят

В ряд колясочки стоят,

Куколки в них крепко спят.

Девочки всем  мальчикам

Пальчиком грозят!

-Тише, тише, не шумите!

Наших дочек не будите.

Разводят руки в стороны

Ладошки «спят» под щечкой

Грозят указательным пальчиком правой руки.

Грибочки

Как в лесу –лесочке

Выросли грибочки.

Мы корзиночку возьмем

И грибочки соберем

На лесной опушке

Красуется волнушка,

На пеньке - опята,

Дружные ребята.

А в траве-лисички,

Рыжие сестрички,

Подбоченившись стоит

Крепкий – крепкий боровик.

Ну а груздь на крепкой ножке

Так и просится в лукошко.

Руки сцеплены в замок.

Поднимают постепенно руки вверх.

Левая рука согнутав локте наподобие корзинки, правой рукой «собирают в корзинку грибы.»

Загибают пальцы по очереди.

Пальчиковая игра «Мишка»

Мишка по лесу ходил,

Звонки песни выводил:

Тру-ту-ту! Тру-ту-ту!

Всем я лапотки сплету.

Себе — большие.

Жене — меньшие,

Сыну – носочком,

Дочке  - с цветочком,

А соседу – заиньке

Сплету лапти маленькие.

Песочный дом

Вот песочница большая

С крышею в горошек.

Из песка мы строим дом,

В доме пять окошек.

Первое – для зайчика,

Второе - для совочка,

В третьем куколка стоит,

В четвертом – два грибочка.

В пятом кругленьком окошке

Уложили спать мы кошку.

Только кошке места мало.

Прыг!  И домик наш сломала!

Мячик

Прыг – скок! Прыг-скок!

Красный бок, синий бок!

Это разноцветный мячик

Скачет словно зайчик!

То взлетит высоко-о-о-о!

То умчится  далеко-о-о-о!

Стучат кулачками по коленкам

Имитируют игру на дудочке

Кисти рук в «замочке»

Загибают пальцы по одному.

Разводят руки в стороны

Руки «домиком» над головой.

Стучат кулачком о кулачок

Показывают раскрытую ладошку.

Загибают по очереди пальцы на левой руке.

Делают круг из пальчиков

Ладошки «спят» под щечкой

Обнимают себя за плечи

Шлепают ладошками по коленкам

И разводят руки в стороны.

Прыгают и хлопают в ладоши

Движения кистями рук, словно лепят снежок

Руки поднимают вверх, нянутся на носочках

Смотрят вдаль из-под  «козырька»  правой руки.

Приложение №2

Логоритмика

Одной из здоровьесберегающих технологий является логоритмика. Уникальное сочетание физических упражнений, музыки, проговаривание стихов в ритме движений или пение в такт мелодии развивает ритмическое чувство, координацию, речь, равновесие, а также вызывает эмоциональный подъем, чувство радости и удовольствия. Если рассматривать логоритмику с лечебной точки зрения, то она изменяет общую реактивность организма, повышает его сопротивляемость и неспецифическую устойчивость к болезням.

Конспект логоритмической деятельности

В ЗИМНЕМ ЛЕСУ

Педагог. Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. За окном лежит белый пушистый снег, мороз щиплет щечки. А у нас в детском саду тепло и уютно. У меня сегодня такое хорошее настроение! Очень хочется поделиться им с вами.

Педагог. Ребята, скоро Новый год. Что нам нужно приготовить для праздника?

Ответы детей.

Педагог. Игрушки для елочки и украшения для зала мы можем сделать сами. Но где же нам найти елочку? Придумала! Отправляемся в зимний лес.

Динамическое упражнение «Мы на лыжах в лес идем»

(модель В. Ковалько)

Мы на лыжах в лес идем

Мы взбираемся на холм.

Лыжи нам идти помогут,

Будет нам легка дорога

Вдруг поднялся сильный ветер,

Он деревья крутит, вертит

И среди ветвей шумит.

Снег летит, летит, летит.

По дорожке, по дорожке скачем

Мы на правой ножке

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежим,

До лужайки добежим

На лужайке, на лужайке

 Мы попрыгаем, как зайки.

Вверх потянулись,

Всем улыбнулись

Дети машут руками, словно работают палками.

Вращение туловища вправо- влево.

Подскоки на правой ноге

Подскоки на левой ноге

Бег на месте

Прыжки на месте на двух ногах.

Потягивание

Улыбнуться друзьям.

Педагог. Вот мы и пришли на лесную полянку. Вокруг снег лежит да мороз трещит. Замерзли?

Комплекс дыхательной гимнастики

Сильный мороз.

Сильный мороз

Заморозил наш нос.

Носик погреем,

Подышим скорее

 Отогрели нос,

А подбородок замерз.

Ладошки погреем - Дышим веселее!

Мерзнут ножки наши?

Весело попляшем!

Вдох через нос, шумный выдох в ладошку, которой прикрыто лицо.

Глубокий вдох через нос, втянуть нижнюю губу под верхнюю, длительно бесшумно подуть вниз на подбородок.

Выдох на ладошки, произнося слог «фа».

Дети выполняют приседания, произнося слог «ух».

Педагог.

Налетел вдруг ветерок –

Шаловливый паренек.

Снежинки в небо он поднял

И с ними вальс затанцевал.

Речевая игра со звучащими жестами «Ты, мороз»

(модель Т. Тютюнниковой)

Ты, мороз, мороз, мороз,

Не показывай свой нос!

Уходи скорей домой,

Стужу уноси с собой.

А мы саночки возьмем

И на улицу пойдем.

Сядем в саночки-самокаточки!

С горки

Упали!

От мороза убежали!

Дети идут в круг, грозят пальцем.

Показывают двумя руками «нос».

Ладошками «отгоняют» мороз

Кружатся вокруг себя, притопывая.

Бегут по кругу друг за другом, потирая ладошками.

Останавливаются, поднимают

вверх руки.

Резко приседают, опуская руки.

Разбегаются. «Мороз» (один

из детей) догоняет.

Педагог.

Мороз приходил,

Нам сказку подарил.

Ее не только мы расскажем,

Мы ручками ее покажем.

Пальчиковая сказка «Рукавичка»

Из-за леса, из-за гор

Топал дедушка Егор.

Очень он домой спешил –

Рукавичку обронил.

Мышка по полю бежала,

Рукавичку увидала.

- Кто, кто здесь живет?

Мышку здесь никто не ждет?

Стала жить-поживать,

Звонко песни распевать. Зайка по полю бежал, Рукавичку увидал.

  • Кто, ктоздесьживет?

Звонко песенку поет?

Мышка зайку пригласила,

Сладким чаем напоила.

Зайка прыг, зайка скок,

Вкусных пирожков напек.

Как по полю шла лисичка,

Увидала рукавичку.

-Кто, кто здесь живет?

Звонко песенку поет?

И лисичку пригласили,

Пирожками угостили.

Стала жить да поживать,

Пол метелкой подметать.

Мишка по лесу гулял,

Рукавичку увидал.

-Кто, кто здесь живет?

Звонко песенку поет?

Звери испугались

В страхе разбежались.

Дети шлепают руками коленкам

Показывают обратную сторону ладони с вытянутым к верху большим пальцем – жест «Рукавичка»

«Бегают»  пальчиками одной  руки по ладони другой руки.

Жест «Рукавичка»

Стучат  правым кулачком по левой ладошке.

Разводят руки в стороны  «удивляются».

Хлопки

Жест «Зайчик»

Жест «»Рукавичка»

Стучат  правым кулачком по левой ладошке.

Хлопки

Зовут, жестикулируя правой рукой

«Пекут» пирожки

Мягкие движения кистями рук.

Жест «»Рукавичка»

Стучат  правым кулачком по левой ладошке.

Хлопки

Зовут, жестикулируя правой рукой

«Пекут»  пирожки

Движения руками вправо- влево

Стучат кулачками по коленкам

Жест «Рукавичка»

Стучат  правым кулачком по левой ладошке.

Хлопки

Сжать пальцы рук в «замок»

Развести руки в стороны.

Педагог. Грустно стало мишке. Он так хотел пирожки попробовать! Ребята, а с какой начинкой вы любите пирожки?

Коммуникативная игра «Пирожки»

Испекли мы пирожки

С разною начинкой:

С морковкой пирог,

С капустой пирог,

Со свеклой пирог...

Дети стоят в кругу и «лепят» пирожки

Дети передают «пирожок» Друг другу, называя начинку, стараясь не повторяться.

Игровой массаж тела «Зайка»

Зайка белый прибежал

И по снегу прыгать стал. Прыг-скок, прыг-скок! Непоседа наш дружок.

Зайка прыгнул на пенек

В барабан он громко бьет:

Бум-бум-тра-та-та!

Зимой погода - красота!

А в лесу такой мороз!

Зайка наш совсем замерз.

Лапками - хлоп-хлоп! Ножками - топ-топ!

Носик - трет-трет-трет,

Ушки мнет-мнет-мнет. Прыгай выше, зайка,

Зайка-попрыгайка.

Дети легко постукивают пальцами по ступням ног

Дети шлепают ладошками по коленкам

Дети хлопают ладошками по плечам.

Хлопают

Топают

Поглаживают крылья носа.

Пощипывают ушки.

Легкие прыжки

Приложение №3

Игровой массаж

Цель игрового массажа - научить детей посредством правильного выполнения массажа благотворно влиять на внутренние органы: сердце, лёгкие, печень, кишечник, воздействуя на биологически активные точки тела.   Делая самомассаж определенной части тела, ребенок воздействует на весь организм в целом. Использование игрового массажа А. Уманской, М. Картушиной повышает защитные свойства верхних дыхательных путей, нормализует работу вестибулярного аппарата   и всего организма в целом.       Комплекс игрового массажа с пением (по А. Уманской)

Гусенок Тимошка

Гусенок Тимошка пошел погулять,

Зеленой и сочной травы пощипать.

Гусенок: «Га-га!»

Веселый всегда,

Он травку пошел пощипать.

Гусенок Тимошка пошел на лужок,

Увидел красивый и сочный цветок.

Гусенок «Га-га!»

Веселый всегда,

Уж очень был вкусный цветок.

Гусенок Тимошка на речку пошел,

В высокой осоке лягушку нашел.

Гусенок «Га-га!»

Лягушка «Ква – ква!»

Подружку себе он нашел.

Шлепают ладошками по коленкам.

Щипают пальцами мочки ушей

Показывают рукой «клювики».

Хлопают.

Щипают пальцами мочки ушей

Шлепают ладошками по животу.

Гладят шею сверху вниз.

Показывают рукой «клювики».

Хлопают.

Делают круговые движения по животу.

Шлепают ладошками по груди.

Щипают щечки

Показывают рукой «клювики».

Качают  ладонями с растопы-ренными пальцами.

Хлопают.

Осень

Ходит осень по тропинке

Разукрасила осинки

Огонечками зажгла

Стройные рябинки.

Осень не одна пришла-

Дождь с собою привела.

Он стучит по лужам звонко

И смеется, как девчонка!

Рядом веет ветерок,

Непоседливый дружок:

То помчится всех  быстрей,

То уснет, среди ветвей.

Плавно ведут пальчиками по лицу.

 «Рисуют » пальцами глаза, брови, нос.

Легко барабанят пальчиками по лицу.

«Отряхивают»лоб, виски,щеки.

Спиралевидные движения указательными пальцами по лицу.

Мягко гладят лицо.

Приложение №4        

Схема образовательной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий для профилактики утомляемости воспитанников

Вводная ходьба (1 мин)

Песенка – распевание с элементами самомассаж (2 мин)

Ритмические движения,  профилактика нарушений осанки

(5 мин)

Артикуляционная гимнастика (1 мин)

 Пальчиковые игры (7 мин)

Танцевальное творчество (5 мин)

Речевые игры, (4 мин)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: «Использование информационно-компьютерных технологий (мультимедийных презентаций) для развития лексико-грамматического строя речи, связной речи детей 4-7 лет с общим недоразвитием речи».

Актуальным направлением внедрения информационно-компьютерных технологий в работу учителя-логопеда группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи является использование муль...

Опыт работы на тему "Использование здоровье-сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"

Обобщение опыта по теме " Здоровье-сберегающие технологии в работе учителя-логопеда"...

Опыт работы на тему "Использование здоровье-сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"

Обобщение опыта по теме " Здоровье-сберегающие технологии в работе учителя-логопеда"...

Опыт работы на тему "Использование здоровье-сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"

Обобщение опыта по теме " Здоровье-сберегающие технологии в работе учителя-логопеда"...

Опыт работы на тему "Использование здоровье-сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"

Обобщение опыта по теме " Здоровье-сберегающие технологии в работе учителя-логопеда"...

Опыт работы воспитателя Тема: Использование социо-игровой технологии для формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Использование социо-игровой технологии для  формирования  коммуникативных  навыков у детейстаршего дошкольного возраста.  Актуальность моего опыта я вижу в том, что: пред...