Организация взаимодействия специалистов в процессе коррекционно - развивающей работы по преодолению речевых нарушений в условиях логопедического пункта в соответствии с ФГОС ДО.
статья по коррекционной педагогике по теме
В статье представлена организация взаимодействия педагогов ДОУ в коррекционно - развивающей работе по преодолению речевых нарушений в условиях логопедического пункта
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение Детский сад «Солнышко»
Организация взаимодействия специалистов в процессе коррекционно -развивающей работы по преодолению речевых нарушений в условиях логопедического пункта в соответствии с ФГОС ДО.
Подготовила:
учитель – логопед
О. А. Кустова
р. п. Мордово
2015 г
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, особое внимание уделяется обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья. Среди детей, отнесённых к категории детей с ОВЗ в дошкольных учреждениях зачастую преобладают дети с нарушениями речи.
В соответствии с ФГОС ДО этим детям необходимо оказание коррекционно – развивающей помощи. Эта помощь должна осуществляться всеми специалистами ДОУ. Каждый из них, решая свои задачи, определённые образовательной программой, должностными обязанностями, принимает участие в формировании и закреплении правильных речевых навыков у детей, развитии сенсомоторной сферы, высших психических процессов. В настоящее время во многих дошкольных учреждениях созданы логопедические пункты. Поскольку время коррекционных занятий с детьми имеющими нарушения речи в условиях логопункта строго лимитировано, то вопрос взаимодействия и преемственности специалистов становится особенно актуальным.
Во ФГОС ДО речевое развитие выделено в самостоятельную образовательную область и включает в себя следующие компоненты:
- владение речью как средством общения и культуры;
- обогащение активного словаря;
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- развитие речевого творчества;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
У детей логопатов нарушены в различной степени все компоненты данной образовательной области и так кар развитие ребёнка во всех его проявлениях неразрывно связано с речью, то дети с нарушениями речевой деятельности будут испытывать значительные трудности в освоении образовательной программы в целом.
Цель взаимодействия педагогов ДОУ при осуществлении коррекционно – развивающей работы состоит в комплексном устранении речевых нарушений, предупреждении и преодолении вторичных задержек в развитии познавательных процессов.
Возможность и необходимость взаимодействия педагогов основывается на:
● интеграции образовательных областей;
● связи речи со всеми сторонами психического развития ребёнка.
Задачи взаимодействия:
- Создание команды единомышленников из всех специалистов ДОУ.
- Организация коррекционно – развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное развитие.
- Организация коррекционно – развивающего, календарно – тематического плана, и тетрадей взаимодействия специалистов, построенных на основе комплексной диагностики.
Процесс взаимодействия регулируют следующие документы:
- Адаптированная образовательная программа , реализуемая в ДОУ;
- Журнал взаимосвязи с воспитателями групп;
- Журнал взаимосвязи «учитель – логопед – педагог психолог»
- Журнал взаимосвязи «учитель –логопед – музыкальный руководитель»;
- Журнал взаимосвязи «учитель – логопед – педагог по физической культуре»
Взаимодействие специалистов основывается на следующих принципах(по Л. С. Выготскому и Р. Е. Левиной):
- принцип связи речи с другими сторонами психического развития.
- принцип развивающего подхода (основывается на идее Л. С. Выготского о «зоне ближайшего развития»), заключающийся в том, что обучение должно вести за собой развитие ребёнка;
- принцип полифункционального подхода, предусматривающий одновременное решение нескольких коррекционных задач в структуре одного занятия;
- принцип сознательности и активности детей, означающий, что педагог должен предусматривать в своей работе приёмы активизации познавательных способностей детей. Перед ребёнком необходимо ставить познавательные задачи, в решении которых он опирается на собственный опыт. Этот принцип способствует более интенсивному психическому развитию дошкольников и предусматривает понимание ребёнком материала и успешное применение его в практической деятельности в дальнейшем;
- принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий учёт возрастных, физиологических особенностей и характера патологического процесса. Действие этого принципа строится на преемственности двигательных, речевых заданий;
- принцип постепенного повышения требований, предполагающий постепенный переход от более простых к более сложным заданиям по мере овладения и закрепления формирующихся навыков;
- принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и широкое взаимодействие всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов детей.
Линии взаимодействия субъектов образовательного процесса:
- учитель – логопед – педагог психолог;
- учитель – логопед – воспитатель;
- учитель – логопед – музыкальный руководитель;
- учитель – логопед – педагог по физическому воспитанию;
- учитель – логопед – педагог по ИЗО
- педагоги ДОУ – родители.
Наиболее тесная связь в условиях логопункта осуществляется между учителем - логопедом и педагогом – психологом, т.к. некоторые специфические особенности памяти, внимания, мышления у ребенка тесно связаны, а иногда и обусловлены речевым дефектом. Психологи обладают большей, чем логопеды базой знаний для исследований и коррекции неречевых психических функций ребенка. При этом педагог – психолог руководит работой по сенсорному развитию, развитию высших психических функций, становлению сознания, развитию воображения, совершенствованию эмоционально – волевой сферы.
Совершенно очевидно, что в коррекционную работу должен быть включён воспитатель, который ежедневно и, достаточно продолжительно общается с детьми, знает их склонности, интересы, и следовательно, может определить оптимальные формы включения необходимых заданий коррекционной и развивающей направленности. Воспитатель проводит организованную образовательную деятельность по развитию речи, которая планируется совместно с, контролирует речь детей на занятиях и в режимных моментах, выполняет логопедом индивидуальную работу с детьми по заданию логопеда.
Учитель - логопед и музыкальный руководитель объединяют свои усилия по развития у дошкольников правильного неречевого и речевого дыхания, чувства ритма, координации движении, слухового восприятия.
Взаимодействие учитель – логопед - педагога по физической культуре осуществляется в нескольких аспектах. Развитие всех типов дыхания осуществляется путем включения в физкультурные занятия упражнений, регулирующих физическое и речевое дыхание; синхронность речевого и неречевого выдоха, его плавность и длительность, развитие общей и мелкой моторики, возможно в разминку включать в игровой форме отдельные упражнения по развитию артикуляционной моторики
В коррекционном процессе принимает участие и педагог по ИЗО. Он осуществляет контроль за речью детей в ходе образовательной деятельности, развивает мелкую моторики, оптико – пространственные отношения.
К коррекционному процессу через разнообразные формы взаимодействия необходимо привлекать необходимо привлекать и родителей детей, имеющих нарушения речи.
Формами взаимодействия педагогов являются:
- совместное планирование коррекционной работы;
- взаимопосещение занятий;
- методические объединения, семинары – практикумы, круглые стола, родительские собрания, деловые игры;
- индивидуальные беседы и консультации, работа мини - групп
Необходимым условием реализации коррекционно – развивающей работы по преодолению речевых нарушений у дошкольников в условиях логопедического пункта в соответствии с ФГОС ДО является психолого – педагогическое сопровождение детей с нарушениями речевой деятельности.
Сопровождение осуществляется за счёт создания системы взаимодействия всех педагогов ДОУ и осуществляется на основе интеграции образовательных областей.
Это обеспечивает комплексный подход к преодолению речевых нарушений и вторичных задержек в интеллектуальном, личностном, физическом развитии детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа коррекционно-развивающей работы по преодолению речевых нарушений у детей 5-7 лет в условиях логопедического пункта.
Рабочая программа составлена с учетом специфики работы в условиях логопедического пункта, на основе классических логопедических методик, новых педагогических технологий и авторских разработок. По всем...
Взаимодействие специалистов ДОУ в коррекционно-развивающей работе с детьми
Многолетний опыт работы подсказывает, что при отсутствии своевременной помощи со стороны родителей, педагогов, медиков у большинства детей речевые проблемы осложняются патохарактерол...
Статья "Взаимодействие специалистов ДОУ в коррекционно – развивающей работе с детьми".
Статья "Взаимодействие специалистов ДОУ в коррекционно – развивающей работе с детьми"....
Рабочая программа учителя-логопеда коррекционно-развивающей работы по преодолению речевых нарушений у детей 3-8 лет в условиях логопедического пункта
Рабочая программа учителя-логопедакоррекционно-развивающей работы по преодолениюречевых нарушений у детей 3-8 летв условиях логопедического пункта...
«Коррекционно-развивающая работа по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»
Подробная психолого-педагогическая характеристика на воспитанника с речевыми нарушениями.Подбор игр и упражнений по коррекции выявленных особенностей у ребенка с ОВЗ.Разработка конспекта занятия с дет...
Логопедический ликбез для родителей «Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в работе по преодолению речевых нарушений у детей с тяжёлыми нарушениями речи»
Одним из главных условий результативности обучения детей с тяжёлыми нарушениями речи является привлечение родителей к процессу. Именно родители являются тем авторитетом, который может бл...
«Программа коррекционно-развивающей работы для детей с нарушениями речи в логопедическом пункте ДОУ»
laquo;Программа коррекционно-развивающей работы для детей с нарушениями речи в логопедическом пункте ДОУ»...