Рабочая программа логопеда "Учимся говорить правильно"
рабочая программа по логопедии (подготовительная группа)
программа для дошкольников 5- 7 лет на логопункте
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_uchitelya_-logopeda_na_2019-2020_god.docx | 148.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание:
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
1.2.Цели и задачи реализации Программы
1.3. Принципы и подходы к формированию Программы
1.4. Дошкольный возраст. Характеристика контингента воспитанников.
1.5. Планируемые результаты (целевые ориентиры)
2. Содержательный раздел
2.1.Направления деятельности РП.
2.2. Диагностический блок РП.
2.3.Коррекционно-речевой блок РП.
2.3.1.Модель организации коррекционно-образовательного процесса.
2.3.2.Программно-методическое обеспечение РП.
2.3.3.Планирование образовательной деятельности с детьми.
2.3.4. Вариативные методы и формы ПР.
2.4. Информационно-консультативный блок РП.
2.4.1.Особенности взаимодействия с родителями.
2.4.2.Особенности взаимодействия с педагогами и специалистами детского сада.
3. Организационный раздел
3.1.Модель организации коррекционно-образовательной работы с детьми.
3.2.Материально-техническое обеспечение и особенности организации предметно-развивающей среды
Литература.
Приложение.
I.Целевой раздел
- Пояснительная записка.
Рабочая программа учителя-логопеда предназначена для детей 5 - 7 лет с фонетическим недоразвитием речи, с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, с общим недоразвитием речи 2, 3 и 4 уровня речевого развития, посещающих группы МБДОУ «Детский сад «Буратино».
Основными нормативными документами при проектировании образовательной программы по коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста являются:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ (ред. От 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015);
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 14.11.2013 г., №30384);
- Комментарии к ФГОС дошкольного образования от 24.02.2014 г. №08-249;
- Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 г. №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049 – 13«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных учреждениях»;
- Конвенция о правах ребенка;
- Инструктивное письмо Минобразования России от 14.12.2000 г. №2 «Об организации работы логопедического пункта образовательного учреждения»
- Устав детского сада (дата регистрации 15.12.2011 г. №745-а с последующими изменениями и дополнениями);
- Лицензия об образовательной деятельности. Лицензия Департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа Серия 89Л01 №0000019, регистрационный №1761 от 13 августа 2012 г.
- Должностные обязанности учителя-логопеда;
- Положение о дошкольном логопункте МБДОУ «Детский сад «Буратино»
В основе создания этой программы использован опыт работы на дошкольномлогопункте, подкрепленный современными коррекционно-развивающими программами Министерства Образования РФ, научно-методическими рекомендациями. В частности «Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей» Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, «Основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи» под редакцией профессора Л.В. Лопатиной, « Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» Н.В. Нищевой, издание третье переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО. Данные программы рассчитаны на работу в условиях логопедических групп детского сада, в связи с чем не совсем подходят для использования на логопедическом пункте детского сада. За основу составления рабочей программы взяла методическое пособие «Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения» под редакцией В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, М.И.Кременецкая, 3-е издание, исправленное и дополненное и учебно-методическое пособие «Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников» под редакцией Т.В.Волосовец. Этим и обусловлена необходимость написания рабочей программы, применение которой поможет детям с нарушением речевого развития осваивать основную общеобразовательную программу; позволит своевременно, помочь детям в преодолении всех трудностей, которые в дальнейшем становятся причиной возникновения школьной дезадаптации.
Современная система дошкольного образования предъявляет высокие требования к организации образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях. Основной задачей детского сада является обеспечение равных возможностей для полноценного развития в период дошкольного детства.
Формирование звуковой стороны речи рассматривается, как одно из необходимых средств воспитания звуковой культуры и подготовки к школьному овладению письменной формы речи. Данная программа представляет собой коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи. Всё это обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребенка дошкольного возраста с речевой патологией, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в массовой школе, а также его социализации.
В МБДОУ детского сада «Буратино» осуществляется коррекция нарушений речи в условиях логопедического пункта. В связи с тем, что в общеобразовательных дошкольных учреждениях возросло количество детей с нарушениями речи, в том числе детей с тяжелыми речевыми нарушениями, таким как, общее недоразвитие речи (II – III уровней), возникла необходимость введения на логопедическом пункте при МБДОУ занятий по коррекции данных нарушений. Исходя из этого, логопедическую деятельность необходимо адаптировать к условиям работы на логопедическом пункте при массовом детском саде.
В нашем дошкольном образовательном учреждении детского сада реализуется программа под редакцией Н.Е. Вераксы «От рождения до школы». В этой программе занятия по развитию речи предусмотрены в образовательной области «Речевое развитие». Эта программа не рассчитана на дошкольников с речевой патологией. Детей с речевыми нарушениями рассматривают как группу педагогического риска, потому что их физиологические и психологические особенности затрудняют успешное овладение ими учебным материалом в школе. Готовность к школьному обучению во многом зависит от своевременного преодоления нарушений речи. Дети с речевыми нарушениями нуждаются в особой организации коррекционно-логопедической помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям детей.
Согласно нормативам «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений Сан Пин», а также опыта функционирования дошкольных логопедических пунктов, показывает, что следует уменьшить количество подгрупповых занятий, и увеличить время на индивидуальную работу. Учитывая требования и организации режима дня и учебных занятий максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки не должен превышать нормы допустимые Сан Пинами. Продолжительность одного индивидуального занятия от 15 до 20 минут. Продолжительность групповых занятий детей 5 - 7-го года жизни 20 - 30 минут.
- Цели и задачи реализации Программы
В соответствии с Проектом ФЗ «Об образовании лиц с ограниченными возможностямиздоровья (специальном образовании)», принятого Государственной думой 02.06.1999 г. Для оказания помощи детям, имеющим различные нарушения речи и обучающихся в образовательных учреждениях общего назначения, и руководствуясь рекомендациями Письма Министерства РФ от 16.01.2002 г. №03-51-5 ин/23-03 «Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях» организован дошкольный логопедический пункт МБДОУ «Детский сад «Буратино».
Логопедический пункт можно рассматривать как «подмодель» интегрированного обучения нормально развивающихся детей и детей с особенностями в развитии. Дошкольники с нарушениями произносительной стороны речи являются воспитанниками определенной возрастной группы детей детского сада. Они постоянно находятся в среде своих сверстников, что характерно для полной интеграции, но также, посещая дошкольный логопедический пункт, получают систематическую квалифицированную дефектологическую помощь в стенах своего детского сада (комбинированная интеграция).
Цель рабочей программы – обеспечить систему средств и условий для устранения речевых недостатков у детей старшего дошкольного возраста и осуществить своевременное и полноценное личностное развитие , обеспечить эмоциональное благополучие посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса в условиях логопункта. Предупредить возникновение возможных трудностей в усвоении программы, обусловленных недоразвитием речи и фонетоко-фонематической стороны речи у старших дошкольников. Сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонетическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки в различных ситуациях, развить связную речь.
Основные задачи:
- Своевременно выявить и провести обследование по изучению уровня речевого развития детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определить основные направления и содержание работы с каждым ребенком.
- Осуществить необходимую коррекцию отклонений в нарушениях устной речи у детей через коррекционно-логопедические занятия с учителем-логопедом.
- Проводить мониторинговые исследования (диагностику) результатов коррекционной работы, определять степень речевой готовности детей к школьному обучению.
- Сформировать и координировать информационную готовность к логопедической работе педагогов и родителей, оказывать помощь в организации полноценной речевой среды.
- Принципы и подходы к формированию Программы
В основе реализации ООП лежит культурно-исторический и системно-деятельностный подходы к развитию ребенка, являющиеся методологией ФГОС ДО.
- Принцип системности – опирается на представление о речи как о сложной функциональной системе, структурные компоненты которой находятся в тесной взаимосвязи и во взаимодействии. Таким образом, изучение речи, процесса ее развития и коррекции нарушений предполагает воздействие на все компоненты, на все стороны речевой функциональной системы;
- Принцип деятельности подхода – организация логопедической работы с детьми осуществляется с учетом ведущей деятельности ребенка (игровой), стимулирующий психическое и личностное развитие ребенка с отклонением в речи;
- Принцип коррекции и компенсации – определение адресных логопедических технологий (направлений работы) в зависимости от структуры и выраженности речевого нарушения у детей;
- Конфидециальность – нераспространение полученных от родителей сведений об особенностях развития ребенка и результатов логопедического обследования;
- Принцип наглядности – тесная взаимосвязь и широкоевзаимодейстиве всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых образов детей;
- Принцип постепенного повышения требований – постепенный переход об более простых к более сложным заданиям по мере овладения и закрепления формирующихся навыков.
Все вышеперечисленные принципы ориентированы:
- На осуществление личностно-ориентированного подхода к воспитанникам с нарушениями в устной речи в детском саду;
- На социальную адаптацию и интеграцию в общество детей с особыми образовательными потребностями;
- На единство требований и взаимосвязь содержания воспитания и образования коррекционной программы дошкольного логопункта и образовательной программы детского сада;
- На формирование коррекционно-образовательной направленности деятельности всех участников образовательного процесса;
- На партнерское сотрудничество учителя-логопеда и детей, учителя-логопеда и родителей, учителя-логопеда и педагогов детского сада
- Дошкольный возраст. Характеристика контингента воспитанников
Структура дефектов у дошкольников неоднородна. На коррекционно-развивающие занятия зачисляются дети со следующими речевыми диагнозами:
ОНР-II уровня обусловленное моторной алалией, дизартрией
ОНР-III уровня обусловленное сочетанными нарушениями, мотрорной алалией, легкой степенью дизартрии
ОНР 4 ур. - обусловленное легкой степенью дизартрии
ФФНР обусловленное легкой степенью дизартрии
ФФНР обусловленное артикуляторно- фонетической или механической дислалией
ФНР обусловленное легкой степенью дизартрии, дислалией
Характеристика речи детей с ФФНР и ОНР II-III-IY уровней речевого развития.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
В речи ребенка с ФФНР отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающимися тонкими артикуляционными или акустическими признаками. Определяющим признаком является пониженная способность к анализу и синтезу.
Следует подчеркнуть, что ведущим дефектом при ФФНР является несформированность процесса восприятия звуков речи.
У детей со вторым уровнем речевого недоразвития (ОНР 2 ур.) речевая активность низкая. Активный словарный запас ограничен обиходно - предметной и глагольной лексикой. Возможно использование местоимений, союзов и иногда простых предлогов. В самостоятельных высказываниях ребенка есть простые нераспространенные предложения. При этом отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций, отсутствует согласование прилагательных с существительными, отмечается смешение падежных форм и т. д. Понимание обращенной речи развивается (по сравнению с первым уровнем), хотя пассивный словарный запас ограничен, не сформирован предметный и глагольный словарь, связанный с трудовыми действиями взрослых, растительным и животным миром. Отмечается незнание не только оттенков цветов, но и основных цветов. Типичны грубые нарушения слоговой структуры и звуконаполняемости слов. У детей выявляется недостаточность фонетической стороны речи (большое количество несформированных звуков).
Третий уровень речевого развития (ОНР 3 ур.) характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонема-тического недоразвития. Отмечаются попытки употребления даже предложений сложных конструкций. Лексика ребенка включает все части речи. При этом может наблюдаться неточное употребление лексических значений слов. Появляются первые навыки словообразования. Ребенок образует существительные и прилагательные с уменьшительными суффиксами, глаголы движения с приставками. Отмечаются трудности при образовании прилагательных от существительных. По-прежнему отмечаются множественные аграмматизмы. Ребенок может неправильно употреблять предлоги, допускает ошибки в согласовании прилагательных и числительных с существительными. Характерно недифференцированное произношение звуков, причем замены могут быть нестойкими. Недостатки произношения могут выражаться в искажении, замене или смешении звуков. Более устойчивым становится произношение слов сложной слоговой структуры. Ребенок может повторять трех- и четырехсложные слова вслед за взрослым, но искажает их в речевом потоке. Понимание речи приближается к норме, хотя отмечается недостаточное понимание значений слов, выраженных приставками и суффиксами.
Четвертый уровень речевого развития (Филичева Т. Б.) (ОНР 4 ур.) характеризуется незначительными нарушениями компонентов языковой системы ребенка. Отмечается недостаточная дифференциация звуков: [т-т’-с-с’-ц], [р-р’-л-л’-j] и др. Характерны своеобразные нарушения слоговой структуры слов, проявляющиеся в неспособности ребенка удерживать в памяти фонематический образ слова при понимании его значения. Следствием этого является искажение звуконаполняемости слов в различных вариантах. Недостаточная внятность речи и нечеткая дикция оставляют впечатление «смазанности». Все это показатели не закончившегося процесса фонемообразования. Остаются стойкими ошибки при употреблении суффиксов (единичности, эмоционально-оттеночных, уменьшительно-ласкательных, увеличительных). Отмечаются трудности в образовании сложных слов. Кроме того, ребенок испытывает затруднения при планировании высказывания и отборе соответствующих языковых средств, что обуславливает своеобразие его связной речи. Особую трудность для этой категории детей представляют сложные предложения с разными придаточными.
Дети с ОНР имеют (по сравнению с возрастной нормой) особенности развития сенсомоторных, высших психических функций, психической активности.
Коррекционно-воспитательная работа с ФФНР и ОНР II-III уровня речевого развития строится с учетом особенностей психической деятельности детей. Таким образом, логопедическое воздействие связано с развитием у дошкольников внимания, памяти, умения управлять собой и другими психическими процессами. Исходя из неоднородности состава детей на логопункте (с ФФНР и ОНР II-III уровня речевого развития), обусловленной различной этиологией нарушения, важно в результате обследования дифференцировано оценить степень отставания в усвоении учебного материала, также следует учитывать программные требования данного возраста.
Характеристика речи детей 5-7 лет с нарушенным звукопроизношением. (ФНР)
Состояние звукопроизношения (ФНР) характеризуется следующими особенностями: искаженное произношение звуков, при котором сохраняется некоторая сходность звучания с нормальным звукопроизношением. Хотя при этом восприятие не страдает. Причина – несформированность артикуляционной моторики или ее нарушения. Это фонетические нарушения. При фонетических нарушениях уделяют внимание артикуляционному аппарату, мелкой и общей моторики.
Такая форма нарушения, как отсутствие звука или замена близкими по артикуляции, создаёт условия для смешения соответствующих фонем и осложняется при обучении грамоте. При смешении звуков у ребенка формируется артикуляция, но процесс фонемообразования еще не закончен.
Для этих детей характерно неустойчивое внимание, отвлекаемость, низкая познавательная активность. Они хуже, чем у нормально говорящих детей, запоминают речевой материал, задания выполняют с ошибками.
Речь звучит некрасиво и неправильно. Раннее выявление детей с нарушениями речи являются необходимым условием для успешной коррекции. Недостатки звукопроизношения в дошкольном возрасте могут привести к нарушению письма и чтения (дисграфии и дислексии).
- Планируемые результаты (целевые ориентиры)
Главной идеей рабочей программы является реализация образовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с нарушениями речи, зачисленных на логопункт ДОУ. Результаты освоения рабочей программы учителя-логопеда представлены в виде целевых ориентиров. В соответствие с ФГОС ДОцелевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от характера программы, форм ее реализации, особенностей развития детей. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке в виде педагогической и/или психологической диагностики и не могут сравниваться с реальными достижениями детей. Целевые ориентиры, представленные во ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного пространства Российской Федерации. Целевые ориентиры данной Программы базируются на ФГОС ДО и задачах данной рабочей программы. К целевым ориентирам дошкольного образования (на этапе завершения дошкольного образования) в соответствии с программой ДОУ относятся следующие социально- нормативные характеристики возможных достижений ребенка:
∙ Ребенок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, проявляет инициативу в общении, умеет задавать вопросы, делать умозаключения, знает и умеет пересказывать сказки, рассказывать стихи, составлять рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетной картинке; у него сформированы элементарные навыки звуко-слогового анализа, что обеспечивает формирование предпосылок грамотности.
∙ Ребенок любознателен, склонен наблюдать, экспериментировать; он обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире.
∙ Ребенок способен к принятию собственных решений с опорой на знания и умения в различных видах деятельности.
∙ Ребенок инициативен, самостоятелен в различных видах деятельности, способен выбрать себе занятия и партнеров по совместной деятельности.
∙ Ребенок активен, успешно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; у ребенка сформировалось положительное отношение к самому себе, окружающим, к различным видам деятельности.
∙ Ребенок способен адекватно проявлять свои чувства, умеет радоваться успехам и сопереживать неудачам других, способен договариваться, старается разрешать конфликты.
∙ Ребенок обладает чувством собственного достоинства, верой в себя.
∙ Ребенок обладает развитым воображением, которое реализует в разных видах деятельности.
∙ Ребенок умеет подчиняться правилам и социальным нормам, способен к волевым усилиям.
∙ У ребенка развиты крупная и мелкая моторика, он подвижен и вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения, умеет управлять ими.
Целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. Результативность коррекционной логопедической образовательной деятельности отслеживается через диагностические исследования 2 раза в год с внесением последующих корректив в индивидуальные планы (маршруты) коррекции и в содержание всего коррекционно-образовательного процесса. Результаты мониторинга находят отражение в речевых картах детей, где отмечается динамика коррекции звукопроизношения и развития речевых функций каждого ребенка, итоговом обследовании речевого развития детей на логопункте ДОУ, ежегодном отчете учителя-логопеда. Для диагностики используются методики логопедического обследования Т.Б.Филичевой, Г.В. Чиркиной. Сроки проведения мониторинговых исследований – сентябрь, май.
Согласно целям и задачам образовательной области «Речевое развитие» основным планируемым результатом работы в этой области является достижение каждым ребенком уровня речевого развития, соответствующего возрастным нормам, предупреждение возможных трудностей в условии школьных знаний, обусловленных нарушением речи, и обеспечивающим его социальную адаптацию и интеграцию в обществе.
Промежуточные планируемые результаты по образовательной области «Речевое развитие»
Ребенок 5-6 лет, посещающий логопедический пункт ДОУ, может обладать следующими знаниями, умениями и навыками:
∙ Нормализация фонетической стороны речи:
- правильно артикулирует все поставленные звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;
- Дифференцирует все изученные звуки;
∙ Развитие свободного общения со взрослыми и детьми:
- свободно пользуется речью для выражения своих знаний, эмоций, чувств;
- в игровом взаимодействии использует разнообразные ролевые высказывания.
∙ Развитие компонентов ЛГСР (лексической стороны, грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности:
- использует разнообразную лексику в точном соответствии со смыслом;
- использует сложные предложения разных видов, разнообразные способы словообразования;
- составляет по образцу рассказы по сюжетной картине, по набору картинок; из личного опыта, последовательно, без существенных пропусков пересказывает небольшие литературные произведения.
∙ Формирование звуковой аналитико-синтетической активности:
- способен проводит звуковой анализ слов различной звуковой структуры;
- способен качественно характеризовать выделяемые звуки (гласные, твердый согласный, мягкий согласный, ударный гласный, безударный гласный звук);
- правильно употребляет соответствующие термины.
Ребенок 6-7лет, выпущенный из логопедического пункта ДОУ, может обладать следующими знаниями, умениями и навыками в образовательной области ФГОС «Речевое развитие»:
∙ Нормализация фонетической стороны речи:
- правильно артикулирует все звуки русского языка в различных фонетических позициях и формах речи;
- Дифференцирует все звуки;
∙ Развитие свободного общения со взрослыми и детьми:
- способен участвовать в коллективной беседе (самостоятельно формулировать и задавать вопросы, аргументировано отвечать на вопросы);
- свободно пользуется речью для установления контакта, поддержания и завершения разговора.
∙ Развитие компонентов ЛГСР (лексической стороны, грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности:
- использует слова разных частей речи в точном соответствии с их значением, активно пользуется эмоционально-оценочной лексикой и выразительными средствами языка;
- использует разнообразные способы словообразования, сложные предложения разных видов, разные языковые средства для соединения частей предложения;
- самостоятельно пересказывает и драматизирует небольшие литературные произведения, составляет по плану и образцу описательные и сюжетные рассказы;
- называет в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах, различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение».
∙ Формирование звуковой аналитико-синтетической активности:
- воспринимает слово и предложение как самостоятельные единицы речи, правильно использует в своей речи;
- способен делить предложения на слова и составлять из слов (2-4);
- способен членить слова на слоги (2-4) и составлять из слогов;
- способен проводить звуковой анализ слов;
- понимает смыслоразличительную роль фонемы.
- Содержательный раздел
2.1.Направления деятельности учителя-логопеда дошкольного логопункта
Программа коррекционной работы на дошкольной ступени образования включает в себя взаимосвязанные направления.
Данные направления отражают ее основное содержание:
- диагностическая деятельность обеспечивает своевременное выявление детей с ОВЗ, проведение их обследования и подготовку рекомендаций для родителей и педагогов по оказанию им помощи в условиях детского сада;
- коррекционно-образовательная деятельность обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков речи детей с ОВЗ в условиях детского сада, способствует формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков;
- консультативная деятельность обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ОВЗ и их семей по вопросам реализации, дифференцированных условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников;
- информационно-просветительская деятельность направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с ОВЗ, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
2.2.Диагностический блок РП
Диагностическая работа учителя-логопеда проводится с 1 по 15 сентября и с 15 по 31 мая. Обследование проводится по методике диагностики Иншаковой, которая создала для этой цели альбом для логопеда.
Обследование речи проходит по следующим параметрам:
- состояние речи с импрессивной и экспрессивной сторон, а именно. Произношение и понимание родного языка.
- уровень сформированности общей и мелкой моторики.
Диагностика устной речи воспитанников детского сад проводится в старшей и подготовительной группах.
2.3.Коррекционно-речевой блок РП.
На логопедический пункт зачисляются дети, имеющие речевые нарушения (фонетическое, фонетико – фонематическое недоразвитие речи, ОНР 2, 3 и 4 уровня). Важно, чтобы индивидуальная коррекционная работа включала именно те направления, которые соответствуют структуре речевого нарушения. Прием на логопедический пункт производится в течении учебного года по мере освобождения мест.
В первую очередь на занятия зачисляются дети подготовительной группы, имеющие нарушения произношения нескольких звуков. Дети старшей группы имеющие нарушения произношения звуков, зачисляются по мере освобождения мест.
Программы и методические пособия соответствуют государственным стандартам дошкольного коррекционного образования. Реализация коррекционно-образовательной программы осуществляется по комплексно-тематическому принципу в соответствии с ФГОС.
Учитель-логопед дошкольного логопедического пункта творчески подходит к выбору вариативных программ и технологий, направляя усилия на построение целостного коррекционно-педагогического процесса, обеспечивающего максимально полноценную коррекцию устной речи ребенка дошкольного возраста. Для решения поставленных задач учителем-логопедом составляется годовой план, календарно-тематический план.
2.3. 1. Модель организации коррекционно-образовательного процесса
Этап | Задачи этапа | Результат |
1 этап: Вводный - диагностический | 1. Сбор анамнестических данных посредством изучения медицинской и педагогической документации ребёнка. 2. Проведение процедуры психолого-педагогической и логопедической диагностики детей: исследование состояния речевых и неречевых функций ребёнка, уточнение структуры речевого дефекта, изучение личностных качеств детей, определение наличия и степени фиксации на речевом дефекте. | - Определение структуры речевого дефекта каждого ребёнка, задач коррекционной работы - Заполнение речевых карт |
2 этап: Организационно - подготовительный | 1. Определение содержания работы по реализации задач коррекционно- образовательной деятельности, формирование подгрупп для занятий с детьми в соответствии с уровнем сформированности речевых и неречевых функций. 2. Пополнение логопедического кабинета учебно-методическими пособиями, наглядным дидактическим материалом в соответствии с составленными планами работы. 3. Формирование информационной готовности педагогов МБДОУ и родителей к проведению эффективной коррекционно-педагогической работы с детьми. 4. Индивидуальное консультирование родителей – знакомство с данными логопедического обследования, структурой речевого дефекта, определение задач совместной помощи ребёнку в преодолении данного речевого нарушения, рекомендации по организации деятельности ребёнка дома. | Разработка индивидуальных программ коррекции речевого нарушения в соответствии с учётом данных, полученных в ходе логопедического исследования, программ взаимодействия с педагогами и родителями ребёнка |
3 этап: Коррекционно - технологический | 1. Реализация задач, определённых в индивидуальных, подгрупповых коррекционных программах. 2. Психолого-педагогический и логопедический мониторинг (диагностика) 3. Согласование, уточнение и корректировка меры и характера коррекционно- педагогического влияния субъектов коррекционно-образовательного процесса. 4. Индивидуальное консультирование родителей о ходе коррекционного процесса, посещение ими индивидуальных занятий, овладением приёмами автоматизации корректируемых звуков. 5. Взаимодействие с педагогами по тетрадям и папкам взаимодействия, проведение консультаций. | Достижение определённого положительного эффекта в устранении у детей отклонений в речевом развитии |
4 этап: Итоговый диагностический | 1. Проведение диагностического логопедического обследования состояния речевых и неречевых функций ребёнка – оценка динамики, качества и устойчивости результатов коррекционной работы с детьми. 2. Определение дальнейших коррекционно-образовательных перспектив детей, выпускников ДОУ. | Решение о прекращении, изменении характера или продолжении логопедической работы с ребёнком. |
2.3.2.Программно-методическое обеспечение РП.
Что осваивает ребенок с нарушениями устной речи | Формы организации обучения | Программы и методическая литература |
Фонетическое недоразвитие речи (ФНР) - правильную артикуляцию звуков речи в различных позициях; - дифференциацию всех изученных звуков речи; | подгруппы, микрогруппы | 1.Логопедия в таблицах, схемах, цифрах/Т.В.Пятница. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. С.44 – 592. 2.Логопедическое пособие для занятий с детьми/ А.И.Богомолова. – М.: Просвещение, 2003. 3.Будем говорить правильно. /Н.В.Нищева. – СПб.: Дельта, 2005. |
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) - правильную артикуляцию звуков речи в различных позициях; - дифференциацию всех изученных звуков речи; - элементарный звуковой анализ и синтез; | Подгруппы, микрогруппы | 1.Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей. / сборник Коррекция нарушений речи. Авт.сост. Г.В.Чиркина. – изд-во «Просвещение», 2010. 2. Логопедия в таблицах, схемах, цифрах/Т.В.Пятница. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. С.44 – 592. 3.Логопедическое пособие для занятий с детьми/ А.И.Богомолова. – М.: Просвещение, 2003. 4.Будем говорить правильно. /Н.В.Нищева. – СПб.: Дельта, 2005. |
НВОНР, ОНР 2 и 3 ур. - правильную артикуляцию звуков речи в различных позициях; - дифференциацию всех изученных звуков речи; - элементарный звуковой анализ и синтез; - правильную слоговую структуру слова, используемых в самостоятельной речи; - пользование в самостоятельной речи распространенными предложениями, владение навыками объединения их в рассказ; - умение отвечать на вопросы по содержанию прочитанного взрослым произведения, ставить вопросы к текстам и пересказывать их; - пользование интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов. | Индивидуально подгруппы, микрогруппы | 1.Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. / сборник Коррекция нарушений речи. Авт.сост. Г.В.Чиркина. – изд-во «Просвещение», 2010. 2. Логопедия в таблицах, схемах, цифрах/Т.В.Пятница. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. С.44 – 592. 3.Логопедическое пособие для занятий с детьми/ А.И.Богомолова. – М.: Просвещение, 2003. 4.Будем говорить правильно. /Н.В.Нищева. – СПб.: Дельта, 2005. |
2.3.3. Планирование образовательной деятельности
Перспективное планирование логопедической работы по коррекции звукопроизношения и фонетического восприятия у детей в старшей группе.
Период | Звуковая сторона речи | |
Основное содержание работы | ||
Звукопроизношение | Фонематическое восприятие | |
I Сентябрь, октябрь, первая половина ноября | Выработка дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата. Развитие речевого дыхания. Уточнение правильного произношения сохранных звуков: гласные — [А], [У], [И], [О], [Э], [Ы], согласные — [М]-[М']; [Н]-[Н']; [П]-[П’]; [Т] -[Т’]; [K]-[K’];[Ф]-[Ф']; [Д ]-[Д']; [ В]-[В']; [Б]-[Б']; [Г]-[Г'] и т.д. Произнесение ряда гласных на твердой и мягкой атаке, с различной силой голоса и интонацией: • изолированно; • в слогах (воспроизведение звуко- слоговых рядов с различной интонацией, силой голоса, ударением; воспроизведение ритмических рисунков, предъявленных логопедом; произнесение различных сочетаний из прямых, обратных и закрытых слогов); • в словах; • в предложениях. Развитие навыков употребления в речи восклицательной, вопросительной и повествовательной интонации. Постановка отсутствующих в речи звуков (в соответствии с индивидуальными особенностями речи детей). Автоматизация поставленных звуков: • изолированно; • в открытых слогах (звук в ударном слоге); • в обратных слогах; • в закрытых слогах; • в стечении с согласными; • в словах, где изучаемый звук находится в безударном слоге. Развитие способности узнавать и различать неречевые звуки. | Развитие способности узнавать и различать звуки речи по высоте и силе голоса. Дифференциация речевых и неречевых звуков. Развитие слухового внимания к звуковой оболочке слова, слуховой памяти. Различение слогов, состоящих из правильно произносимых звуков. Знакомство детей с анализом и синтезом обратных слогов. Преобразование слогов за счет изменения одного звука. Различение интонационных средств выразительности в чужой речи. Различение односложных и многосложных слов. Выделение звука из ряда других звуков. Выделение ударного гласного в начале слова, выделение последнего согласного звука в слове. Выделение среднего звука в односложном слове. Практическое усвоение понятий «гласный - согласный» звук. |
II Вторая половина ноября — первая половина февраля | Продолжение работы над развитием подвижности органов артикуляционного аппарата. Постановка отсутствующих звуков: [Л], [Л'], [P], [P’]- Автоматизация ранее поставленных звуков в предложениях и коротких текстах. Автоматизация произношения вновь поставленных звуков: • изолированно; • в открытых слогах (звук в ударном слоге); • в обратных слогах; • в закрытых слогах; • в стечении с согласными; • в словах, где изучаемый звук находится в безударном слоге. Дифференциация на слух сохранных звуков (с проговариванием), различающихся: • по твердости — мягкости [м] -[м']; [н]-[н']; [п]-[п'];[т]-[т']; [к]-[k']; [ф]-[ ф']; [д]-[д']; [в]- [в']; [б]-[б']; [г]-[г']; • по глухости — звонкости: [п] -[б]; [к]-[г]; [т]-[д]; а также: • в обратных слогах; • в слогах со стечением двух согласных; • в словах и фразах. | Определение наличия звука в слове. Распределение предметных картинок, названия которых включают: • дифференцируемые звуки; • определенный заданный звук. На этом же материале: • определение места звука в слове; • выделение гласных звуков в положении после согласного в слоге; • осуществление анализа и синтеза прямого слога; • выделение согласного звука в начале слова; • выделение гласного звука в конце слова. Практическое знакомство с понятиями «твердый - мягкий звук» и «глухой — звонкий». Формирование умения различать и оценивать правильные эталоны произношения в чужой и собственной речи. Различение слов, близких по звуковому составу; определение количества слогов (гласных) в слове. Дифференциация на слух сохранных звуков (без проговаривания): • по твердости — мягкости [м]-[м'], [ н]-[н‘], [п]-[п’], [т]- [т'], [к]-[к'], [ф]-[ф'], [д]-[д'], [в]-[в'], [б]-[б']; [г]-[г'] •по глухости — звонкости: [п]-[б], [к]-[г], [т]-[ д] • в обратных слогах; • в слогах со стечением двух согласных; • в словах и фразах; • составление предложений с определенным словом; • анализ двухсловного предложения; • анализ предложения с постепенным увеличением количества слов. |
III Вторая половина февраля — май | Автоматизация поставленных звуков в собственной речи. Дифференциация звуков по месту образования: •[с]-[ш], [з]-[ж]; [р]-[л]; • в прямых и обратных слогах; • в слогах со стечением трех согласных; • в словах и фразах; • в стихах и коротких текстах; • закрепление умений, полученных ранее, на новом речевом материале. | Составление схемы слова с выделением ударного слога. Подбор слова к соответствующей графической схеме. Выбор графической схемы к соответствующему слову. Преобразование слов за счет замены одного звука или слога. Подбор слова с заданным количеством звуков. Определение последовательности звуков в слове (спеллинг). Определение порядка следования звуков в слове. Определение количества и порядка слогов в слове. Определение звуков, стоящих перед или после определенного звука. Составление слов из заданной последовательности звуков. |
Закрепление правильного произношения звуков.
Развитие точности и дифференцированности произвольных движений артикуляционного аппарата.
Совершенствование дикции.
Совершенствование четкого произношения слов и словосочетаний.
Совершенствование интонационной выразительности речи.
Активизация употребления в речи слов, состоящих из правильно произносимых звуков.
Повышение мотивации детей к активному употреблению в высказываниях усвоенных грамматических форм речи.
Перспективное планирование логопедической работы по коррекции звукопроизношения и фонетического восприятия у детей в подготовительной группе.
Период | Звукопроизношение | Формирование элементарных навыков письма и чтения |
I Сентябрь, октябрь | Индивидуальные занятия. 1.Постановка и первоначальное закрепление звуков [К], [К’], [Х],[Х’], [j], [Ы], [С], [С’], [З], [З’], [Л], [Л’], [Ш], [Ж],[ Р], [Р’], и др. В соответствии с индивидуальными планами занятий. 2.Преодоление затруднений в произношении сложных по структуре слов, состоящих из правильно произносимых звуков. 3. Формирование грамматически правильной речи. 4.Звуковой анализ и синтез слогов и слов, чтение, письмо в случае индивидуальных занятий. Подгрупповые занятия 1.Закрепление правильного произношения звуков [У], [А], [И], [П], [П’], [Э], [Т], [Т’], [К], [К’], [М], [М’], [Л’], [О], [Х], [Х’], [ j], [Ы], [С]. 2.Различение звуков на слух: гласных – [У], [А], [И], [Э], [О], [Ы], согласных –[ П], [Т], [М], [К], [Д], [К’], [ Г], [Х], [Л], [Л’], [j], [Р], [Р’], [С], [С’], [З], [З’], [Ц] в различных звуко-слоговых структурах и словах без проговаривания. 3.Дифференциация правильно произносимых звуков – [К]-[Х], [Л’]-[j], [Ы]-[И]. 4.Усвоение слов различной звуко- слоговой сложности (преимущественно двух- и трехсложных) в связи с закреплением правильного произношения звуков. Усвоение доступных ритмических моделей слов та-та, та-та, та-та-та, та-та- та. Определение ритмических моделей слов вата – тата, вода – тата и т.п. Соотнесение слова с данной ритмической моделью | 1.Анализ звукового состава правильно произносимых слов (в связи с формированием навыков произношения и развития фонематического восприятия). Выделение начального гласного из слов (Аня, Ива, Утка), последовательное называние гласных из ряда двух – трех гласных (АИ, УИА). Анализ и синтез обратных слогов, например «АТ», «ИТ»; выделение последнего согласного из слов («МАК», «КОТ»). Выделение слогообразующего гласного в позиции после согласного из слов, например: «ком», «кнут». Выделение первого согласного в слове. Анализ и синтез слогов («та», «ми») и слов: «суп», «кит» (все упражнения по усвоению навыков звукового анализа и синтеза проводятся в игровой форме). 2. Формирование навыка слогового чтения. Последовательное знакомство с буквами у, а, и, п, т, м, к, о, ы, с на основе четкого правильного произношения твердых и мягких звуков, постепенно отрабатываемых в соответствии с программой по формированию произношения. Выкладывание из цветных фишек и букв, чтение и письмо обратных слогов: «ат», «ит». Выкладывание из фишек и букв, а также слитное чтение прямых слогов: «та», «му», «ми», «си» с ориентировкой на гласную букву. Преобразовывание слогов и их письмо. Выкладывание из букв разрезной азбуки и чтение слов, например: «сом», «кит». Постепенное усвоение терминов «звук», «буква», «слово», «слог», «гласный звук», «согласный звук», «твердый звук», «мягкий» |
II Ноябрь, Декабрь, Январь, Февраль | Индивидуальные занятия. 1.Постановка и первоначальное закрепление звуков: [т], [б], [б'], [д], [д'] [г], [г'].[ш], [ж], [л], [р], [р'], [ц], [ч], [ш] в соответствии с индивидуальными планами и планами фронтальных занятий. 2.Преодоление затруднений в произношении трудных по структуре слов, состоящих из правильно произносимых звуков (строительство, космонавт и др.). 3.Формирование связной, грамматически правильной речи с учетом индивидуальных особенностей детей. Подгрупповые занятия 1 . Закрепление правильного произношения звуков; [с] (продолжение), [с'], [з], [з'], [б], [б'], [д], [д'] [г], [г'], [ш], [л], [ж], [р], [р']. 2.Различение звуков на слух: [з]-[з']-[с]-[с], [б]-[б']-[п]-[п'], [д]-[д']-[т]-[т']; [г]-[г']-[к]-[к']; [ш]-[с]-[ж]-[щ], [л]-[л']-[р]-[р']; [ж]-[з]-[ш] (без проговаривания). 3.Дифференциация правильно произносимых звуков: [с]-[с'], [з]-[з'], [б]-[п], [д]-[т], [г]-[к], [с]-[ш], [ж]-[з], [ж]-[ш], [с]-[ш]- [з]-[ж], [р]-[р'], [л]-[л']. 4.Усвоение слов сложного слогового состава (тротуар, перекресток, экскаватор и др.) в связи с закреплением правильного произношения перечисленных звуков. Анализ и синтез звукового состава слов, усвоенной звуко-слоговой структуры. | 1. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги, составление слоговой схемы односложных и двухсложных слов. Звуко- слоговой анализ слов, таких, как косы, сани, суп, утка. Составление схемы слов из полосок и фишек. Звуки гласные и согласные; твердые и мягкие. Качественная характеристика звуков. Усвоение слогообразующей роли гласных (в каждом слоге один гласный звук). Развитие умения находить в слове ударный гласный. Развитие умения подбирать слова к данным схемам. Развитие умения подбирать слова к данной модели (первый звук твердый согласный, второй — гласный, третий — мягкий согласный, четвертый — гласный и т. п.). 2.Формирование начальных навыков чтения (работа с разрезной азбукой) Последовательное усвоение букв б, в, д, э, г, ш, е, л, ж, ё, р, и. Составление слов из букв разрезной азбуки, из данных слогов, дополнение слов недостающими буквами (по следам устного анализа). Преобразование слов (суп — сук, Тата — Ната) за счет замены одной буквы. Усвоение буквенного состава слов, например: «Таня», «Яма». 3.Письмо букв и слов. Усвоение следующих навыков: слова пишутся раздельно, имена людей и клички животных пишутся с заглавной буквы. Обучение чтению предложений и текстов. 4.Звуки и буквы Определение различий и качественных характеристик звуков: «гласный — согласный», «твердый — мягкий», «звонкий — глухой». 5.Слово Звуко-слоговой анализ слов (например: «вагон», «бумага», «кошка», «плот», «краска», «красный» и некоторых более сложных, произношение которых не расходится с написанием). Выкладывание слов из букв, выделение из слов ударного гласного. Выкладывание слов из букв разрезной азбуки после анализа и без предварительного анализа; преобразование слов за счет замены или добавления букв (мышка — мушка—мишка; стол — столик и др.); добавление в слова пропущенных букв (ми-ка). Закрепление навыка подбора слов к звуковым схемам или по модели. Усвоение буквенного состава слов (например: «ветка, «ели», «котенок», «елка»). Заполнение схем, обозначающих буквенный состав слова (занимательная форма подачи материала в виде: кроссвордов, шарад, загадок), выполнение упражнений. 6.Предложение. Формирование умения делить на слова предложения простой конструкции без предлогов и с предлогами. Формирование умения составлять из букв разрезной азбуки предложения из 3—4 слов после устного анализа и без предварительного анализа. 7.Чтение. Усвоение слогового чтения слов заданной сложности и отдельных более сложных (после анализа) с правильным произнесением всех звуков, в меру громким, отчетливым произнесением слов. Чтение предложений. Формирование умения выполнять различные задания по дополнению предложений недостающими словами (ежик сидит... елкой). Правильное четкое слоговое чтение небольших легких текстов. Соблюдение при чтении пауз на точках. Формирование умения осмысленно отвечать на вопросы по прочитанному. Пересказ прочитанного. Закрепление навыка контроля за правильностью и отчетливостью своей речи. 8.Правописание. Закрепление умения различать ударные и безударные гласные. Привлечение внимания детей к проверке безударной гласной путем изменения слов (коза — козы). Формирование умения проверять (в простейших случаях) звонкие и глухие согласные в конце слов за счет изменения слов (зуб — зубы, мороз — морозы) и с помощью родственных слов (дуб — дубок). Привлечение внимания детей к некоторым словам, правописание которых не проверяется правилами. Простейшие случаи переноса слов. Формирование умения выкладывать и писать слова с сочетаниями «ши», «жи». Усвоение правил написания слов и предложений: буквы в слове пишутся рядом, слова в предложении пишутся отдельно, в конце предложения ставится точка, начало предложения, имена людей, клички животных, названия городов пишутся с заглавной буквы. Самостоятельное письмо отдельных слов и предложений доступной сложности после устного анализа. |
III Март, апрель, май, июнь | Индивидуальные занятия. Окончательное исправление всех недостатков речи в соответствии с индивидуальными особенностями детей. Подгрупповые занятия 1) Закрепление правильного произношения [ц], [ч], [щ] и всех ранее пройденных звуков. 2) Различение на слух: [ч]-[т’]-[с’]-[щ], [ц]-[т’]-[с], [щ]-[ч]-[с’]-[ш]. 3) Дифференциация правильно произносимых звуков: [ч]-[т’], [ч]-[с’], [ц]-[с], [щ]-[ш], [щ]-[ч], [щ]-[с’]. 4) Усвоение многосложных слов в связи с закреплением правильного произношения всех звуков речи (учительница, часовщик, электрический), употребление их в самостоятельной речи. 5) Анализ слов сложного звуко-слогового состава | 1. Звуки и буквы Дальнейшее развитие навыков различения звуков. Усвоение букв ч, ц, ф, щ, (24—31 неделя обучения). Закрепление и дальнейшее развитие навыка использования при письме ранее пройденных букв е, ё и усвоение букв ю, я. Усвоение буквы ь (как знака мягкости) на базе отчетливого произнесения и сравнения твердых и мягких звуков.
Закрепление навыка звуко-слогового анализа слов различной сложности, произношение которых не расходится с написанием. Подбор слов по схемам и моделям. Проведение в занимательной форме упражнений в определении звукового состава слов. Усвоение буквенного состава слов различной сложности. Дальнейшее усвоение навыков выкладывания и письма слов с буквами я, е, ё, й. Развитие умения выкладывать и писать слова с буквами ь (как знак мягкости), ю. Умение выкладывать и писать слова с сочетанием «ча», «чу», «ща», «щу». Проведение в занимательной форме (загадки, кроссворды, ребусы) постоянно усложняющихся упражнений, направленных на определение буквенного состава слов. 3. Предложение. Выкладывание из букв разрезной азбуки небольших (3—5 слов) предложений с предварительным орфографическим и звуковым анализом и самостоятельно. Выделение в предложении отдельных слов, написание которых требует применения правил (У Маши болит зуб). 4.Чтение Дальнейшее развитие навыков чтения. Правильное слоговое чтение небольших рассказов с переходом на чтение целыми словами. Закрепление умения давать точные ответы по прочитанному, ставить вопросы к несложному тексту, пересказывать прочитанные тексты. Заучивание наизусть стихотворений, скороговорок, загадок. В летний период проводится работа по дальнейшему развитию навыка определения буквенного состава слов, различные упражнения в занимательной форме, выкладывание из букв разрезной азбуки и письмо слов и предложений с использованием всех полученных ранее знаний и навыков, закрепление навыков описывания, дальнейшее развитие навыков чтения, формирование навыка сознательного слитного чтения. |
2.3.4.Вариативные методы и формы ПР.
В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из психолого-педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их психолого-возрастным и индивидуальным особенностям. Основной формой коррекционного обучения в детском саду являются логопедические занятия, на которых систематически осуществляется развитие всех компонентов речи и подготовка к школе. Программа воспитания и обучения детей с нарушениями речи предполагает решение коррекционных задач в форме: подгрупповых занятий; индивидуальных занятий, занятий микрогруппами.
2.4.Информационно – консультативный блок.
Информационно-консультативный блок включает консультации для родителей, воспитателей и других специалистов:
- информирование родителей о выявлении у детей нарушений речи, о запланированной коррекционной работе и ее результативности;
- консультирование родителей по организации домашних занятий по индивидуальной тетради, закреплению полученных на логопедических занятиях знаний и умений, предупреждению вторичных отклонений;
- тематические консультации;
- разработка памяток, информационных стендов по логопедической тематике.
2.4.1.Особенности взаимодействия учителя-логопеда с родителями.
Комплексный подход к преодолению речевого дефекта предполагает активное участие в нем родителей, которые в состоянии все знания, речевые навыки и умения детей, полученные во время занятий с логопедом закрепить в повседневной жизни (на прогулках, экскурсиях, ухода за растениями и животными, помощи взрослым дома и во дворе и т.д.).
Задача учителя-логопеда – помочь родителям осознать свою роль в процессе развития ребенка, выбрать правильное направление домашнего обучения, вооружить определенными знаниями и умениями, и некоторыми приемами преодоления речевых нарушений, пополнять конкретным содержанием задания для домашней работы с детьми по усвоению и закреплению полученных знаний.
2.4.2.Особенности взаимодействия учителя-логопеда с педагогами и специалистами детского сада.
Хотя коррекция речи в детском саду – дополнительная задача, весь коллектив детского сада не остается в стороне от ее решения. Успешная коррекционная работа может осуществляться только при создании команды единомышленников, куда входят: учитель-логопед, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию. Поскольку время коррекционной работы с детьми в детском саду строго лимитировано, а в специально организованную деятельность учителя-логопеда и ребенка невозможно включить весь лексический и грамматический материал, то взаимосвязь с участниками образовательного процесса очень актуальна.
Таким образом, осуществляется личностно-ориентированный подход к воспитанникам с нарушениями в развитии речи в детском саду.
3.Организационный раздел.
3.1. Модель организации коррекционно-образовательной работы с детьми.
Режим работы дошкольного логопедического пункта.
Дни недели | Часы работы |
Понедельник | 9.00 – 11.00, 15.30 – 17.30 |
Вторник | 9.00 – 11.00, 15.30 – 17.30 |
Среда | 9.00 – 11.00, 15.30 – 17.30 |
Четверг | 9.00 – 11.00, 14.30 – 18.30 |
Пятница | 9.00 – 11.00 |
Образовательная нагрузка на детей с отклонениями в речевом развитии рассчитывается с учетом специальной логопедической деятельности не может превышать показателей максимальной учебной нагрузки применительно к возрасту.
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки.
Форма организации | Возраст детей | Время проведения | Количество в неделю |
Индивидуальные коррекционно – логопедические занятия | 5 – 6 лет 6 – 7 лет | 15 минут 20 минут | 2 раза 2 раза |
Микрогруппы | 5 – 6 лет 6 – 7 лет | 25 минут 30 минут | 2 раза 2 раза |
Подгруппы | 5 – 6 лет 6 – 7 лет | 25 минут 30 минут | 2 раза 2 раза |
У детей с дизартрией срок обучения увеличивается в виду того, что дефекты звуковой стороны речи обусловлены нарушением иннервации речевого аппарата. В случае длительного отсутствия ребенка по болезни срок пребывания продлевается учителем-логопедом до полного исправления.
Нагрузка на логопеда – 25 детей (городская местность), 20 человек (сельская местность). Рабочее время учителя – логопеда (за неделю) – 20 часов (1200 минут) – астрономических, из которых 20 часов академической работы с детьми (800 минут в неделю), а остальное время (400 минут) перерывы между занятиями, консультирование, подготовка документации.
Итого: рабочая нагрузка логопеда: 5 дней по 180 минут – 900 минут (занятия), 300 минут – (консультирование и т.д.)
В подгруппы подбираются дети с однородными нарушениями. В соответствии с особенностями работоспособности ребенка время индивидуального занятия может быть сокращено.
3.2.Материально-техническое обеспечение и особенности организации предметно-развивающей среды.
Основное назначение логопедического кабинета – создание рациональных условий для коррекционного обучения дошкольников с речевыми дефектами. Это предполагает: во-первых, предметную среду с корригирующим, развивающим и оздоравливающим компонентами;
во-вторых, научно-методическое сопровождение образовательного процесса;
в-третьих, наличие логопедической документации;
в-четвертых, информативный блок для родителей и педагогов.
Моделирование локальной образовательной среды логопедического кабинета детского сада выполнено с условием требований, предъявляемых к современнымобразовательным средам:
- безопасность;
- доступность для полисенсорного (зритель-двигательного) восприятия;
- смысловая упорядоченность;
- погружение в систему социальных отношений;
- ориентация на охрану и развитие нарушенных анализаторных систем, использование реальных и потенциальных познавательных возможностей;
- развивающий характер.
Пространство логопедического кабинета поделено на центры:
- Для индивидуальной деятельности учителя-логопеда с ребенком-логопатом по постановке звуков и их первичной автоматизации.
- Для совместной деятельности учителя-логопеда с подгруппой детей.
- Для индивидуальных логопедических тренажеров с использованием компьютера.
- Рабочее место учителя-логопеда.
Логопедический кабинет имеет необходимый паспорт.
1. Настенное зеркало.
2. Индивидуальные зеркала для детей.
3. Столы и стулья для детей.
4. Стол и стул для логопеда.
5. Настенные часы.
6. Шкафы и полки для методической работы.
7. Стенды для наглядности.
8. Коробки и папки для пособий.
9. Ноутбук, принтер, ксерокс.
10. Мольберт, наборное полотно.
Необходимым условием реализации рабочей образовательной программы является наличие основной документации:
1. Журнал учета посещаемости логопедических занятий детьми.
2. Журнал обследования речи детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение (с 5 до 7 лет).
3. Журнал регистрации детей, нуждающихся в коррекционной (логопедической) помощи.
4. Речевая карта на каждого ребенка с перспективным планом работы по коррекции выявленных речевых нарушений, результатами продвижения раз в полгода, с указанием даты ввода и окончания занятий.
5. Годовой план работы учителя-логопеда ДОУ.
6. Адаптированная программа учителя-логопеда ДОУ со всеми видами планирования.
7. Папки для взаимодействия учителя-логопеда с родителями в домашних условиях.
8. Циклограмма работы учителя-логопеда, утвержденная руководителем дошкольного образовательного учреждения, согласованная с администрацией учреждения.
9. Картотека с перечислением оборудования, учебных и наглядных пособий, находящихся в логопедическом кабинете.
10. Копии отчетов об эффективности коррекционной (логопедической) деятельности за учебный год (не менее чем за последние три года).
11. Ежедневное планирование работы учителя-логопеда (планирование индивидуальной работы)
Литература
1. Белов, Н.В. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство /Н.В. Белов. – Минск: Харвест, 2011. – 320 с.
2. Бочкарева, О.И. Логопедия. Старшая группа. Разработки занятий / О.И. Бочкарева. – Волгоград: ИДТ «Корифей». – 128 с.
3. Волкова, Л.С. и др. Логопедия.: 5-е изд., перераб. И доп. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2009. 703 с.
4. Воробьева, Т.А., Крупенчук, О.И. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика / Т.А. Воробьева, О.И. Крупенчук. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2012. – 64 с.: ил. – (Серия «Уроки логопеда»).
5. Жукова, Н.С. Уроки логопеда: Исправление нарушений речи / Н.С. Жукова. – М.: Эксмо, 2012. – 120 с.
6. Журавлева, А.Е. Домашняя логопедия / А.Е. Журавлева, В.В. Федиенко. – М.: Эксмо, 2012. – 112 с.
7. Коноваленко, В.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, М.И. Кременецкая. – 3-е изд. испр. И доп. – М.: Издательство ГНОМ, 2011. – 216 с.
8. Косинова, Е.М. Уроки логопеда: игры для развития речи / Е.М. Косинова. – М: Эксмо: ОЛИСС, 2011. – 192 с.
9. Крупенчук, О.И., Воробьева, Т.А. Исправляем произношение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств / О.И. Крупенчук, Т.А. Воробьева. – СПб.: Изд. дом «Литера», 2010. – 96 с.: ил. – (Серия «Уроки логопеда»).
10. Крупенчук. О.И. пальчиковые игры. / О.И. Крупенчук. – СПб.: Изд. дом «Литера», 2012. – 32 с.: ил. – (серия «Уроки логопеда»).
11. Матросова, Т.А. Организация коррекционных занятий с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями / Т.А. Матросова. – М.: СФЕРА, 2005. – 112 с.
12. Нищева, Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы для детей с ОНР.
13. Парамонова, Л.Г. Легкий способ научиться правильно говорить и писать. Дефекты произношения. Дислексия. Дисграфия / Л.Г. Парамонова. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2009. – 464 с.: ил. – (Домашний логопед).
14. Иншакова, О.Б. Альбом для логопеда / О.Б. Иншакова. – М.: Владос, 2003- 739 с.
15. Руденко, В.И. Логопедия: практическое пособие / В.И. Руденко. – Изд. 10-е – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 287 с. – (Библиотека логопеда).
16. Филичева, Т.Б., Чиркина, Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. – М.: МРОПИ: 1993.
17. Филичева, Т.Б., Чиркина, Г.В. Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Индивидуально-коррекционный план (для ребёнка с ОНР III уровня речевого развития, два года обучения)
Индивидуальный план логопедической работы первого года обучения.
I. Развитие общей и артикуляционной моторики.
- развитие речевого дыхания;
- темпа речи;
- подготовка речевого аппарата к произнесению проблемных звуков Ш, Ж, Л, Л’, Р, Р’;
- формирование четкости произношения.
II. Звукопроизношение:
- закрепление правильного произношения имеющихся звуков;
- постановка звуков Ш, Ж, Л, Л’;
- автоматизация поставленных звуков в слогах, слова, предложениях, скороговорках, стихах, текстах.
III. Формирование фонематического восприятия, развитие навыков звукового анализа и синтеза:
- развитие фонематического слуха;
-узнавание не речевых звуков;
- различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, тембру голоса;
- различение слов близких по звуковому составу;
- выделение звуков из ряда звуков, из слов;
- дифференциация звуков С-Ц, С-Ш, С-Ж, Ш-Ж, Л-Р, слогов;
- определение позиции звука в слове.
IV. Расширение словарного запаса:
- обеспечение перехода пассивного словаря в активный;
- расширить объем правильно произносимых существительных.
- развивать понимание обобщающего слова;
- развивать понимание и использование в речи слов-синонимов и слов – антонимов;
- расширить понимание значения предлогов и активизировать использование их в речи;
- обеспечить усвоение притяжательных местоимений, определительных местоимений, указательных наречий, количественных и порядковых числительных.
V. Формирование грамматического строя речи:
- образование и использование, относительные и притяжательные прилагательные;
- согласование прилагательных и числительных с сущ. в роде и падеже;
- составлять простые предложения по вопросам, по картинке, по демонстрации действия;
- составлять простые предложения с союзами.
VI. Формирование связной речи:
- умение слышать ошибки в своей и чужой речи;
- отвечать на вопросы кратко и развернуто, задавать вопросы;
- составлять рассказы - описания, по предложенному плану;
- пересказ.
Индивидуальный план логопедической работы второго года обучения.
I. Развитие общей и артикуляционной моторики:
- совершенствование речевого дыхания;
- совершенствование звучности и подвижности голоса;
- продолжение работы над четкостью дикции;
- продолжать работу по совершенствованию и активизации движений речевого аппарата;
- подготовка речевого аппарата к произнесению звуков Р, Р’
II. Звукопроизношение:
- постановка звуков Р, Р’ и их автоматизация в слогах, словах, и предложениях;
- продолжение автоматизации поставленных звуков первого года обучения Ш, Ж, Л. Л’ в поговорках, скороговорках, текстах, собственной речи.
III. Работа над слоговой структурой слова:
- правильное произнесение трех-, четырех-, и пятисложных слов со сложной звукослоговой структурой;
- выполнение слогового анализа и синтеза слов, состоящих из одного, двух, трех слогов;
- подбор слов с заданным количеством слогов.
IV.Формирование фонематического восприятия, развитие навыков звукового анализа и синтеза:
- совершенствование фонематического слуха;
- совершенствование умений подбирать слов на заданный звук;
- навыки дифференциации согласных звуков по – мягкости, звонкости – глухости;
- совершенствование умения выделять звук на фоне слова;
- совершенствование дифференциации звуков С-Ш, Ш-Ж, С-З, С-Ц, З-Ж, Р-Л, слогов;
- определение позиции звука в слове;
- выполнение звукового анализа и синтеза слов, состоящих из пяти звуков.
V. Расширение словарного запаса:
- дальнейшее обогащение экспрессивной речи сложными словами, многозначными, словами в переносном значении, однокоренными словами;
- использование в речи слов-антонимов и слов – синонимов;
- дальнейшее обогащение прилагательными с уменьшительно ласкательными суффиксами, относительными, прилагательными с противоположным значением;
- введение однородных определений, дополнениями, сказуемыми.
VI. Формирование грамматического строя речи:
- совершенствование употребления сформированных раннее грамматических категорий;
- образовывать имена существительных с увеличительнымисуфиксами.;
- образование имен прилагательных в сравнительной степени;
- подбор определений к существительным;
- образование глаголов в форме будущего и простого и будущего сложного;
- составление простых и распространенных предложений, сложносочиненных и сложноподчиненных;
- анализ простых распространенных предложений.
VI. Формирование связной речи:
-совершенствование составления описательных рассказов, по картине и серии картин.
Индивидуальный план работы по преодолению ФФНР
I. Развитие общей и артикуляционной моторики.
- развитие правильного речевого дыхания и длительного ротового выдоха;
- развитие навыка мягкого голосоведения;
- развивать ритмичность и интонационную выразительность речи, модуляцию голоса;
- темпа речи;
- подготовка речевого аппарата к произнесению проблемных звуков Р, Р’, Л;
- формирование четкости произношения.
II. Звукопроизношение:
- закрепление правильного произношения имеющихся звуков;
- постановка звуков Р, Р’, Л;
- автоматизация поставленных звуков в слогах, слова, предложениях, скороговорках, стихах, текстах.
III. Формирование фонематического восприятия, развитие навыков звукового анализа и синтеза:
- развитие фонематического слуха;
-узнавание не речевых звуков;
- различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, тембру голоса;
- различение гласных и согласных звуков, в подборе слов на заданные звуки;
- различение на слух согласных звуков, близких по артикуляционным признакам: в ряде звуков, слогов, слов, в предложениях, в речевой деятельности;
- различение слов близких по звуковому составу;
- выделение звуков из ряда звуков, из слов;
- дифференциация С-Ц, С-Ш, Ж-З, Л-Р звуков, слогов;
- определение позиции звука в слове;
- различение согласных звуков по признакам глухой – звонкий, твердый – мягкий.
IV. Работа над слоговой структурой слова:
- различение на слух длинные и короткие слова;
- воспроизведение цепочки слогов с разными согласными и одинаковыми гласными;
- воспроизведение цепочки слогов со стечением согласных;
- усвоение и использование слов различной звукослоговой структурой;
- формирование навыка слогового анализа и синтеза слов, состоящих из двух слогов, одного слога, трех слогов.
Индивидуальный план работы по преодолению ФНР
I. Развитие общей и артикуляционной моторики.
- развитие правильного речевого дыхания и длительного ротового выдоха;
- развитие навыка мягкого голосоведения;
- развивать ритмичность и интонационную выразительность речи, модуляцию голоса;
- темпа речи;
- подготовка речевого аппарата к произнесению проблемных звуков Р,Р’;
- формирование четкости произношения.
II. Звукопроизношение:
- закрепление правильного произношения имеющихся звуков;
- постановка звуков Р,Р’;
- автоматизация поставленных звуков Р,Р’в слогах, слова, предложениях, скороговорках, стихах, текстах.
III. Формирование фонематического восприятия, развитие навыков звукового анализа и синтеза:
- развитие фонематического слуха;
- различение гласных и согласных звуков, в подборе слов на заданные звуки;
- различение на слух согласных звуков, близких по артикуляционным признакам: в ряде звуков, слогов, слов, в предложениях, в речевой деятельности;
- различение слов близких по звуковому составу;
- выделение звуков из ряда звуков, из слов;
- дифференциация звуков, слогов необходимых ребенку;
- определение позиции звука в слове;
- различение согласных звуков по признакам глухой – звонкий, твердый – мягкий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [ Ч] с использованием компьютерной программы «Учимся говорить правильно».
Тема. Автоматизация звука (Ч) в словах, применяя компьютерную программу «Учимся говорить правильно».Цель:- закрепление правильного употребления звука (Ч) в словах;- совершенствование работ...
Рабочая программа «Разговор о правильном питании» для детей подготовительной к школе группы.
Дошкольникам свойственна высокая активность в познании окружающего мира. Поэтому, имеется реальная возможность привлечь внимание ребёнка к укреплению и сохранению его здоровья. А сохранение здоровья ч...
Рабочая программа по дополнительному образованию. Речевое развитие. для детей 4-7 лет «Учусь говорить правильно»
Цель программы: Развитие всех компонентов устной речи детей....
Рабочая программа по формированию правильного звукопроизношения у детей среднего дошкольного возраста (4 – 5 лет) на 2020– 2021 уч.год.
Дошкольный возраст – важный и неповторимый период в развитии ребенка, особенно в плане развития его речи. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учитьс...
Программа кружка "Говорим правильно"
развитие свяной речи...
Собственная методическая разработка. Дополнительная образовательная программа "Будем говорить правильно".
Данная рабочая программа разработана для детей младшего и среднего дошкольного возраста....
Рабочая программа «Разговор о правильном питании»
Рабочая программа «Разговор о правильном питании» разработана в соответствии с ФГОС на основе образовательной программы, разработанной специалистами Института возрастной физиологии Российской академи...