Образовательная программа кружка «УЧИМСЯ ГОВОРИТЬ»
методическая разработка (средняя группа)

Образовательная программа кружка «УЧИМСЯ ГОВОРИТЬ»

Цель кружка: развитие речи ребенка через знакомство с творчеством русского народа, фольклора, приобщение детей к богатствам русской художественной литературы.

Задачи:

           Обучающие:

  • познакомить с творчеством русского народа, способствовать; накоплению эстетического опыта, читая и обсуждая литературные произведения;
  • углублять и расширять знания об окружающем мире;
  • учить выполнять словесную инструкцию, развивать слуховое восприятие.

Развивающие:

  • развивать у детей творческие способности, наглядно – образное мышление, внимание, память;
  • развивать речевую активность у детей;
  • развивать мелкую моторику рук;
  • развивать усидчивость.

Воспитательные:

  • вызывать у детей интерес к художественному литературе, творческой деятельности;
  • воспитывать чувства дружбы и коллективизма, взаимоуважения;
  • побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, к речевому общению между собой;
  • воспитывать аккуратность при творческой работе.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

"ВСЕВОЛОЖСКИЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ"

Образовательная программа кружка «УЧИМСЯ ГОВОРИТЬ»

Возраст детей, на которых рассчитана программа 3-5 лет

Срок реализации программы–1 год

Разработана: воспитателем Петровской Светланой Валерьевной

г. Всеволожск

2023

Оглавление

1. Пояснительная записка……………………………………………………3

Принципы содержание программы……………………………………………4

Формы занятий…………………………………………………………………5

Формы подведения итогов реализации и отслеживания результативности дополнительной образовательной программы……………………………….6

2. Учебно-тематический план………………………………………………..7

3. Содержание программы……………………………………………………8

I блок- русские народные сказки о животных…………………………………………………………………………8

II блок - русские народные бытовые сказки…………………………………..11

III блок - русские народные волшебные сказки……………………………………………………………………………14

4. Методическое обеспечение программы……………………………………………………………………..16

Формы занятий……………………………………………………………16

Методы и приемы…………………………………………………………17

Детская литература………………………………………………………18

#1044;емонстрационный наглядный материал и атрибуты……………………………………………………………………….19

Музыкальные произведения……………………………………………19

Материал………………………………………………………………………20

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………20

1. Пояснительная записка

Какой ребенок не любит слушать сказку? Со сказки начинается знакомство ребёнка с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Через сказку можно скорректировать поведение ребенка, побороть его страхи, воспитать нравственные и эстетические чувства, а также развить важнейшие психические процессы: память, восприятие, мышление. С помощью сказки можно развивать речь ребенка, способности к творчеству, фантазию, раскрыть внутренний потенциал. Через сказку можно доступным для ребенка языком объяснить, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Сказка служит моральным и нравственным законом. Сказка учит ребенка жить!

Новизна данной программы в том, что она направлена на расширение базового компонента образования, овладение детьми дополнительными знаниями, умениями, навыками. Ее особенностью является интеграция различных видов деятельности. Дети познакомятся с произведениями народного творчества, рассмотрят иллюстрации с последующим обсуждением героев и их поступков по средством чего формируется умение вести диалог со сверстниками и взрослыми. Систематическое чтение формирует устойчивый интерес к художественной литературе, воспитывает нравственные и эстетические качества. Через художественное творчество у детей формируется умение выражать свои чувства, мысли посредствам изобразительных навыков.

Цель кружка: развитие речи ребенка через знакомство с творчеством русского народа, фольклора, приобщение детей к богатствам русской художественной литературы.

Задачи:

Обучающие:

  • познакомить с творчеством русского народа, способствовать; накоплению эстетического опыта, читая и обсуждая литературные произведения;
  • углублять и расширять знания об окружающем мире;
  • учить выполнять словесную инструкцию, развивать слуховое восприятие.

Развивающие:

  • развивать у детей творческие способности, наглядно – образное мышление, внимание, память;
  • развивать речевую активность у детей;
  • развивать мелкую моторику рук;
  • развивать усидчивость.

Воспитательные:

  • вызывать у детей интерес к художественному литературе, творческой деятельности;
  • воспитывать чувства дружбы и коллективизма, взаимоуважения;
  • побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, к речевому общению между собой;
  • воспитывать аккуратность при творческой работе.

Принципы содержания программы:

Осознанностьосознание причинно-следственных связей в развитии сюжета. Понимание роли каждого персонажа в развивающихся событиях. Задача педагога показать воспитанникам, что одно событие плавно вытекает из другого.

Множественностьпонимание того, что одно и то же событие, ситуация может иметь несколько значений и смыслов. Задача педагога показать одну и ту же ситуацию с нескольких сторон.

Связь с реальностьюосознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок. Задача педагога проработать сказочные ситуации с позиции как применить этот урок потом в жизни.

Программа рассчитана на 1 год обучения с детьми младшего дошкольного возраста.

Занятия проводятся:

с подгруппой детей (8-10 человек)

2 раз в неделю

в кабинете логопеда-психолога

длительность занятий (25-30 минут)

занятия по Программе проводятся во вторую половину дня (после дневного сна).

Формы занятий:

  • чтение сказок;
  • обсуждение, анализ сказок;
  • проигрывание сказок;
  • рисование сказок;
  • пересказывание сказок;
  • театральная постановка сказки.

Методы и приемы: чтение сказок, рассказывание сказок, беседа по содержанию сказки, игры малой подвижности с героями сказок, проигрывание эпизодов сказки, постановка сказок с помощью кукол, рисование-раскрашивание героев сказки, изготовление героев сказки (оригами, аппликация, лепка) с объяснением и показом приемов изготовления, демонстрация наглядного материала к сказке, использование художественного слова, использование музыкальных произведений, использование схем, обсуждение результатов.

Условия для занятий в кружке «Учимся говорить»

Подбор художественной литературы (сказки, стихи, загадки, пословицы, поговорки). Подбор музыкальных произведений для творческой деятельности детей. Составление конспектов занятий. Подбор дидактических, подвижных, пальчиковых игр. Необходимый материал для выполнения поделок (бумага картон, пластилин, клей, природный материал).

Ожидаемые результаты:

  • формирование устойчивого интереса к сказкам у дошкольников;
  • формирование у детей понимания эмоционального состояния героев сказок и передачи их образов используя различные средства выразительности (мимику, жесты, движения, интонацию);
  • развитие связной речи дошкольников;
  • развитие творческих способностей детей в различных видах деятельности (художественной, речевой, музыкальной и игровой);
  • выразительное исполнение диалогов, монологов, реплик;
  • соблюдение техники безопасности при работе с ножницами и другими предметами и материалами;
  • умение использовать схемы при пересказе сказки;
  • умение использовать схемы при изготовлении поделок.

Формы подведения итогов реализации и отслеживания результативности дополнительной образовательной программы.

Формой подведения итогов является диагностика детей.

Система педагогической диагностики (мониторинга) достижения детьми планируемых результатов освоения программы

Объект

Педагогич-й

диагностики

(мониторинга)

Формы и

методы

педагогич-й

диагностики

Периодичность

проведения

педагогич-й

диагностики

Длительность

проведения

педагогич-й

диагностики

Сроки

проведения

педагогич-й

диагностики

Индивидуальные

достижения детей

Педагогическое наблюдение

2 раза в год

1-2 недели

сентябрь-

май

2. Учебно-тематический план.

Структурной особенностью программы является блочно-тематическое планирование:

I блок- русские народные сказки о животных

II блок - русские народные бытовые сказки

III блок - русские народные волшебные сказки

Учебный план для детей младшего дошкольного возраста 3-4 лет.

Учебный план раскрывает последовательность тем предлагаемого курса и количество часов на каждую из них.

Блок

Тема

Часы

всего

теория

практика

русские народные сказки о животных

Лиса и журавль

30 мин

10 мин

20 мин

Бобовое зернышко

30 мин

10 мин

20 мин

Заяц-хваста

30 мин

10 мин

20 мин

Лиса и тетерев

30 мин

10 мин

20 мин

Как собака друга искала

30 мин

10 мин

20 мин

Зимовье зверей

30 мин

10 мин

20 мин

Теремок

30 мин

10 мин

20 мин

Лиса и заяц

30 мин

10 мин

20 мин

Лиса и козел

30 мин

10 мин

20 мин

Лиса и кувшин

30 мин

10 мин

20 мин

Лисичка-сестричка и Серый Волк

30 мин

10 мин

20 мин

Полкан и медведь

30 мин

10 мин

20 мин

Храбрый баран

30 мин

10 мин

20 мин

У страха глаза велики

30 мин

10 мин

20 мин

Как коза избушку построила

30 мин

10 мин

20 мин

Кот, петух и лиса

30 мин

10 мин

20 мин

Как хорек волком нарядился

30 мин

10 мин

20 мин

Как лиса училась летать

30 мин

10 мин

20 мин

Викторина по сказкам

30 мин

10 мин

20 мин

Русские народные бытовые сказки

Колобок

30 мин

10 мин

20 мин

Золотой топор

30 мин

10 мин

20 мин

Каша из топора

30 мин

10 мин

20 мин

Самое дорогое

30 мин

10 мин

20 мин

Чудесные лапоточки

30 мин

10 мин

20 мин

Машенька и Дашенька

30 мин

10 мин

20 мин

Семь Агафонов бестолковых

30 мин

10 мин

20 мин

Пастушья дудочка

30 мин

10 мин

20 мин

Викторина по сказкам

30 мин

10 мин

20 мин

Русские народные волшебные сказки

Репка

30 мин

10 мин

20 мин

Как старик домовничал

30 мин

10 мин

20 мин

Мена

30 мин

10 мин

20 мин

Пузырь, соломинка и лапоть

30 мин

10 мин

20 мин

Снегурочка

30 мин

10 мин

20 мин

Гуси-Лебеди

30 мин

10 мин

20 мин

Крошечка-Хаврошечка

30 мин

10 мин

20 мин

Смоляной бычок

30 мин

10 мин

20 мин

Снегурушка и Лиса

30 мин

10 мин

20 мин

Бычок - черный бочок белые копытца

30 мин

10 мин

20 мин

Пряничный домик

30 мин

10 мин

20 мин

Лисичка со скалочкой

30 мин

10 мин

20 мин

Крылатый, мохнатый, да масленный

30 мин

10 мин

20 мин

Скатерть баранчик и сума

30 мин

10 мин

20 мин

Сестрица Аленушка и братец Иванушка

30 мин

10 мин

20 мин

Печечка

30 мин

10 мин

20 мин

Диагностика детей.

30 мин

10 мин

20 мин

3. Содержание программы

Блок

Тема, форма занятия

Материал

Методы и приемы

План занятия

русские народные сказки о животных

Диагностика детей.

Цель: выявить знания русских народных сказок у детей, способность к пересказу, словарный запас.

Презентация

«В гостях у сказки»

Беседа с детьми

Приветствие.

Просмотр презентации с целью выявления знаний русских народных сказок у детей.

Лиса и журавль

( )

2 ширмы, сундук, волшебный клубок ниток, распечатанные изображения: волка, медведя, зайца, лисы, книга «Лиса и журавль», изображение журавля, тарелка, кувшин, пластилин, раскраски.

Художественное слово, беседа, рассматривание, объяснение, упражнение.

Приветствие.

Рассказ русской народной сказки «Лиса и журавль»;

беседа по теме;

практическая часть (слепим кувшин и тарелочку для примирения героев)

Бобовое зернышко

( )

Книга.

Распечатанные изображения героев сказки.

Листочки на каждого ребенка с изображением петуха и курочки. Пластилин.

Слушание аудио-записи-песня про петушка. Художественное слово, беседа, рассматривание, объяснение, показ.

Приветствие.

Слушание аудио-записи-песня про петушка.

-Рассказ русской народной сказки «Бобовое зернышко

»;

-беседа по теме;

-практическая часть (изготовление из пластилина зернышек для петушка и курочки)

Заяц-хваста

( )

Книга.

Герои сказки.

Листочки квадратной формы на каждого.

Схема оригами.

Художественное слово, беседа, рассматривание, объяснение, показ.

Приветствие.

Рассказ русской народной сказки «Заяц-хваста»;

-беседа по теме;

-практическая часть (изготовление зайца в технике оригами)

Лиса и тетерев

( )

Книга. Изображение тетерева.

Игрушка лисица.

Дерево.

Листочки с изображением тетерева на дереве на каждого ребенка.

Слушание аудио-записи-звук пения тетерева.

Художественное слово, беседа, рассматривание, объяснение, упражнение, показ.

Приветствие.

Слушание аудио-записи-звук пения тетерева.

-рассказ русской народной сказки «Лиса и тетерев»;

-беседа по теме;

-практическая часть (упражнение -обведи по точкам)

Как собака друга искала

( )

Книга.

Презентация к сказке. Мягкая игрушка собака.

Палочки Кюизенера.

Просмотр презентации к сказке. Художественное слово, беседа, упражнение, показ.

Приветствие.

Рассказ русской народной сказки «Как собака друга искала»;

-беседа по теме;

-практическая часть (выкладывание из палочек Кюизенера. Будки для собаки)

Зимовье зверей

()

Сундук сказок, книга «Зимовье зверей», картинки с изображением животных (свинья, бык, петух, волк, лиса, медведь), ширма, смайлики, раздаточный материал, для работы дома.

Просмотр презентации к сказке. Художественное слово, беседа.

Приветствие.

Игра слова-загадки. Рассказ русской народной сказки. Беседа по сказке.

Теремок

()

Сундук сказок, презентация к сказке. Ширма. Маски героев.

Просмотр презентации к сказке. Художественное слово, инсценировка сказки.

Приветствие.

Рассказ русской народной сказки. Инсценировка.

Лиса и заяц

()

Сундук сказок, презентация к сказке. Ширма.

Просмотр презентации к сказке. Художественное слово.

Приветствие.

Рассказ русской народной сказки. Обсуждение, пересказ по опорным картинкам.

Лиса и козел

()

Сундук сказок, презентация к сказке. Ширма.

Распечатанные картинки героев сказки для сравнения.

Просмотр презентации к сказке. Художественное слово. Обсуждение. Сравнение.

Приветствие.

Рассказ сказки

Игра «Кто мы есть мы Вам не скажем, а мы лучше Вам покажем»

Упражнение «Сравни животных»

Лиса и кувшин

()

Фигурки персонажей сказки — баба, лиса

предметные картинки —серп, сноп. Кувшин. Декорации: поле, река.

Показ сказки.

Художественное слово. Обсуждение.

Игра.

Приветствие.

Показ сказки.

Загадки.

Подвижная игра «Сноп и колос». Речевое упражнение «Где кувшин?»

Лисичка-сестричка и Серый Волк

()

Презентация, картинки диких животных.

Показ и рассказ сказки.

Художественное слово. Обсуждение.

Игра.

Приветствие.

Артикуляционная гимнастика

Упражнение «Бинокль»

Упражнение «Где чей хвост»

Загадка

Физкультминутка: «Три медведя»

Игра «Кому угощение»

Полкан и медведь

()

Презентация к сказке. Мнемотаблица. Мяч.

Показ и рассказ сказки.

Художественное слово. Обсуждение.

Игра.

Приветствие

Презентация к сказке.

Пересказ по мнемотаблице для проснувшейся куклы Маши.

Игра «Я знаю пять имен»

Храбрый баран

()

Волшебный сундук, волшебный клубочек. Презентация к сказке, Прищепки.

Показ и рассказ сказки.

Художественное слово. Обсуждение.

Игра.

Приветствие

Показ и рассказ сказки

Игра м/п

«Дерево, кустик, травка»

Игра с прищепками.

У страха глаза велики

()

Ширма, сундук сказок, клубочек, мягкая игрушка петушок, презентация к сказке, раздаточные раскраски, картинки «Покажи эмоцию».

Игра.

Показ и рассказ сказки.

Пересказ сказки по мнемотаблице

Приветствие

Игра м/п

«Покажи эмоцию»

Показ и рассказ сказки

Создание мнемотаблицы.

Пересказ сказки.

Как коза избушку построила

()

Волшебный сундук, волшебный клубочек. Деревянный конструктор: коза с козлятами, деревья, бруски для постройки дома. Счетные палочки. Шишки.

Рассказ и показ сказки. Пересказ. Массаж рук. Конструирование.

Приветствие

Рассказ и показ сказки

Обсуждение сказки

Игра

Массаж рук шишками

Конструирование из палочек.

Кот, петух и лиса

()

Волшебный сундук, волшебный клубочек. Петушок, фасоль. Игрушечный молоточек.

Рассказ и показ сказки. Обсуждение.

Игра м/п. Игра на слуховое внимание. Игра на мелкую моторику.

Приветствие

Рассказ сказки, ответы на вопросы

Малоподвижная игра «Пропавшие ручки»

Игра на развитие слухового внимания и памяти

Выкладывание фасоли.

Как хорек волком нарядился

()

Презентация к сказке. Мяч. Палочки Кьюзинера.

Приветствие

Рассказ сказки

Физкультминутка

Игра м/п с мячом

Упражнение за столами

Приветствие

Рассказ сказки

Физкультминутка

Игра м/п с мячом «Назови одним словом»

Упражнение за столами «Выложите из палочек Кьюзинера то, что принес хорек»

Как лиса

училась летать

(#comments)

Презентация к сказке. Мягкие игрушки (корова, собака, петух).

Песочные столы. Втулки от бумаги.

Показ и рассказ сказки. Обсуждение. Зарисовка на песке моментов из сказки.

Приветствие.

Рассказ и показ русской народной сказки «Как лиса училась летать»;

-беседа по теме;

-физкультминутка «Лиса»

-практическая часть: рисуем на песке.

Викторина по сказкам

Презентация.

Листы бумаги разной толщины и длины (мосты через реку). Лист голубой бумаги-река.

Обсуждение.

Викторина по презентации.

Игра м/п.

Игра за столами.

Приветствие

Игра «Какая бывает сказка» (клубочек)

Викторина (презентация)

Игра малой подвижности «Как живешь»

Игра за столами (голубая бумага-река, 4 разноцветные полоски разной длины).

Колобок

( )

Песок, световые столы, колобок-игрушка, кубики деревянные по 2 штуки на стол.

Художественное слово, беседа, рассматривание, объяснение, показ.

-Рассказ русской народной сказки «Колобок»;

-рассматривание иллюстрации к произведению;

-беседа по теме;

-практическая часть (рисование на песке элементов сказки-солнце, деревья, колобка и т.д)

русские народные бытовые сказки

Золотой топор

( #comments )

Ширма, сундук сказок, клубочек, презентация к сказке, раздаточные раскраски.

Беседа, художественное слово, игровой метод-пантомима.

Приветствие.

Игра пантомима-«Подари цветок»

-рассказ и показ русской народной сказки «Золотой топор»;

-обсуждение сказки;

-подарок от педагога-раскраска-цветок.

Каша из топора

( )

Ширма, сундук сказок, клубочек, презентация к сказке, топор, перепутанные сюжетные картинки, раздаточный материал для работы дома.

Беседа.

Рассказ и показ сказки.

Объяснение понятий.

Игровое упражнение.

-Беседа для чего нужен топор;

-рассказ и показ русской народной сказки «Каша из топора»

-беседа по сказке, объяснение понятий скупость, находчивость.

-упражнение по сказке «Рсставь картинки по порядку»

Самое дорогое

( )

Ширма, сундук сказок, клубочек, презентация к сказке, бибабо старик со старухой, нож, старичок лесовичок, бумажные деньги, фигурки коровы и овец, фигурки курицы, раздаточный материал для работы дома.

Игра. Рассказ и показ сказки. Беседа по сказке.

Игровое упражнение.

Приветствие.

Игра «Волшебная палочка желаний».

Рассказ и показ сказки.

Беседа. Игра с Блоками Дьеныша.

Чудесные лапоточки

()

Лапти.

Книга.

Презентация с картинками из сказки, ширма, сундук сказок, клубочек, раздаточный материал для работы дома.

Показ, беседа.

Рассказ и показ сказки.

Игра.

Приветствие.

Показ детям настоящих лаптей.

-Рассказ и показ сказки с помощью презентации.

-Обсуждение сказки.

-Разъяснение понятий "Моё, чужое, общее"

-Игра: "Моё, чужое, общее"

Машенька и Дашенька

()

Ширма, сундук сказок, клубочек, презентация к сказке, перепутанные сюжетные картинки, раздаточный материал для работы дома.

Показ, беседа.

Рассказ и показ сказки.

Игра.

Приветствие.

Игра с мячом «Как я дома помогаю»

Рассказ сказки

Физминутка

Игра с прищепками, повешай платочек на ширму.

Ответы на вопросы по сказке.

Семь Агафонов бестолковых

()

Ширма, сундук сказок, клубочек, презентация, листы для работы с блокамии Дьеныша на каждого ребенка, блоки Дьеныша, предметы: карандаш, книга, кукла, мяч.

Приветствие

Рассказ сказки

Игра м/п

Упражнение за столами

Приветствие

Рассказ сказки

Игра м/п «Какая, какой, какое?»

Упражнение за столами «Выложи из блоков Дьеныша»

Пастушья дудочка

()

Ширма, сундук сказок, клубочек, презентация. Дудочка.

Приветствие

Рассказ сказки

Игра м/п

Обсуждение сказки

Приветствие

Рассказ сказки

Игра м/п «Дударь»

Обсуждение сказки

Викторина по сказкам

Ширма, сундук сказок, клубочек, презентация. Чудо мешочек с предметами (бусинки, пуговицы, игрушки мелкие)

Художественное слово- загадка

Отгадай сказку по презентации

Игра м/п

Упражнение за столами.

Приветствие

Отгадай загадку

Отгадай сказку по презентации

Игра м/п «Чудо мешочек»

Упражнение за столами «Украсим скатерть»

Репка

()

Книга.

Презентация с картинками из сказки. Атрибуты героев сказки.

Показ и рассказ сказки. Беседа. Инсценировка.

-Показ и рассказ сказки с помощью презентации;

-беседа по сказке;

-инсценировка сказки с детьми.

Как старик домовничал

()

Книга.

Презентация с картинками из сказки.

Прищепки, одежда, веревка.

Показ и рассказ сказки. Беседа. Игровой момент.

-Показ и рассказ сказки с помощью презентации;

-беседа по сказке;

-физкультминутка;

-игра «Помоги маме развешать белье».

Мена

()

Книга.

Презентация с картинками из сказки.

Пазлы животных.

Показ и рассказ сказки. Беседа. Упражнение

-Показ и рассказ сказки с помощью презентации.

-беседа по сказке;

-составление пазлов животных, встречающихся в сказке.

Пузырь, соломинка и лапоть

( )

Сундук волшебный, волшебный клубочек, Ширма, презентация, кувшин, бобовое зернышко, петушок, собака, топор, лапти, книга.

Презентация с картинками из сказки.

Счетные палочки, листы голубой бумаги.

Показ, беседа.

Рассказ и показ сказки.

Игра.

Приветствие.

Рассказ и показ сказки с помощью презентации.

-Обсуждение сказки

-Игра «Пузырь»

Игра «Составь мост через реку»

русские народные волшебные сказки

Снегурочка

( )

Книга.

Презентация с картинками из сказки.

Раскраска снежинка на каждого ребенка. Карандаши.

Показ и рассказ сказки. Беседа. Упражнение.

-Показ и рассказ сказки с помощью презентации.

-беседа по сказке;

-развитие мелкой моторики-раскрашивание снежинки.

Гуси-Лебеди

()

Ширма, волшебный сундук сказок, волшебный клубочек, мяч, презентация, счетные палочки.

Приветствие

Рассказ и показ сказки

Подвижная игра с мячом

Конструирование из счетных палочек.

Приветствие

Рассказ и показ сказки

Подвижная игра с мячом «Кто что делает».

Конструирование из счетных палочек по образцу (образец изображения дома, скамейки и стаи гусей-лебедей)

Крошечка-Хаврошечка

( )

Книга.

Презентация с картинками из сказки. Прищепки. Листочки для тела коровы 5*10 см. Лист А4 зеленого цвета на каждого ребенка. Деревянные кубики.

Показ и рассказ сказки. Беседа. Игровое упражнение.

-показ и рассказ сказки с помощью презентации.

-беседа по сказке;

- изготовление коровы из листочка бумаги размером 5*10 см. и прищепок.

-сооружение забора для коровки.

Смоляной бычок

()

Ширма, волшебный сундук сказок, волшебный клубочек. Презентация. Счетные палочки. Образец выкладывания быка из счетных палочек.

Приветствие

Речевая игра «Детеныши животных»

Загадки

Рассказ и показ сказки

Совместный пересказ сказки.

Артикуляционная гимнастика.

Конструирование бычка из счетных палочек.

Снегурушка и Лиса

()

Ширма, волшебный сундук сказок, волшебный клубочек. Презентация. Контурные изображения героев сказки.

Рассказ и показ сказки.

Обсуждение.

Игра м/п.

Игра на развитие слухового внимания.

Игра на внимание

Приветствие

Сказка

Вопросы к сказке

Назови ласково

Игра Эхо

Чего не стало

Бычок - черный бочок белые копытца

()

Ширма, волшебный сундук сказок, волшебный клубочек. Презентация к сказке. Сюжетные картинки. добрых дел

Приветствие

Рассказ сказки

Физкультминутка

Обсуждение

Приветствие

Рассказ и показ сказки

Физкультминутка

Обсуждение добрых дел по сюжетным картинкам

Пряничный домик

()

Ширма, волшебный сундук сказок, волшебный клубочек. Презентация к сказке.

Распечатанные картинки корзинок.

Приветствие

Рассказ сказки

Игра м/п

Упражнение

Приветствие

Рассказ сказки

Игра м/п «Воздух, земля, вода»

Упражнение «Угощение для мишки»

Лисичка со скалочкой

()

Ширма, волшебный сундук сказок, волшебный клубочек. Презентация к сказке.

Скалочка, игрушки 15 шт.

Приветствие

Рассказ и показ сказки

Обсуждение

Игра м/п

Приветствие

Рассказ и показ сказки

Вопросы к сказке

Игра «Жадина»

Крылатый, мохнатый, да масленный

()

Ширма, волшебный сундук сказок, волшебный клубочек. Презентация к сказке.

Овощи и фрукты-муляжи.

Приветствие НОВОЕ

Художественное слово-загадки

Рассказ, показ сказки.

Пальчиковая гимнастика

Обсуждение

Игра м/п

Приветствие НОВОЕ

Загадки

Рассказ, показ сказки.

Пальчиковая гимнастика

Обсуждение

Игра м/п

«Поможем блину разобрать фрукты и овощи для варки компота и супа»

Скатерть баранчик и сума

()

Ширма, волшебный сундук сказок, волшебный клубочек. Презентация к сказке.

Блоки Дьеныша. Листы бумаги на каждого ребенка.

Приветствие

Рассказ сказки

Игра м/п

Упражнение за столами

Приветствие

Рассказ сказки

Игра м/п

Упражнение за столами «Украсим скатерть»

Сестрица Аленушка и братец Иванушка

( )

Книга. Презентация к сказке.

Палочки Кюизинера.

Художественное слово-загадка. Показ и рассказ сказки. Беседа. Упражнение.

-загадка про воду;

-показ и рассказ сказки с помощью презентации.

-беседа по сказке;

- упражнение с палочками Кюизинера «Составим колодец»

Печечка

()

Ширма, волшебный сундук сказок, волшебный клубочек. Презентация к сказке.

Игрушечная печка.

Игрушки для описания.

Приветствие

Рассказ и показ сказки

Игра м/п

Речевое упражнение.

Приветствие

Рассказ и показ сказки

Игра м/п

Упражнение «Опиши игрушку»

Диагностика детей.

Цель: выявить знания русских народных сказок у детей, динамику речевого развития.

Презентация «В гостях у сказки»

Беседа с детьми

Демонстрация слайдов из различных сказок с целью выявления знаний русских народных сказок у детей.

4. Методическое обеспечение программы

  1. Формы занятий

Форма занятий-кружок. Кружок-объединение детей на основе общего интереса, выполняющий определенные задачи, такие как: удовлетворение познавательных потребностей, получение новых умений и навыков, развитие словаря, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи (диалогической (разговорной) и монологической), получение опыта взаимодействия, развитие интеллектуальных, творческих способностей ребенка, развитие коммуникативных навыков, коллективизма.

Методы и приемы:

Чтение литературы - формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг.

Презентация – инструмент представления информации для решения поставленных методических задач.

Беседа – диалогический метод обучения. Обсуждение с воспитанниками различных ситуаций. Педагог с помощью последовательных вопросов подводит воспитанников к пониманию и усвоению новых знаний.

Обучающие игры - моделирование ситуаций с обучающей целью.

Подвижная игра- сознательная активная деятельность детей, направленная на выполнение двигательных задач и выполнение правил.

Самостоятельная работа воспитанников - средство формирования познавательной способности учащихся.

Театрализация - выражение личных, чувственных, эмоциональных восприятий.

Показ способов действий. Направлен на знакомство детей с новыми способами работы.

Практические упражнения. Используются для закрепления полученных детьми умений.

Художественное слово. Используется для развития эстетического вкуса и так же, как игровой прием воспитывает интерес к деятельности. Помогает воспитателю обогатить представления детей.

Использование загадок. Развивает мыслительную деятельность детей, вызывает интерес к окружающему миру, деятельности.

Наглядный метод. Помогает детям наглядно понять обсуждаемую ситуацию, с его помощью можно формировать знания об объектах и явлениях.

Рассказ воспитателя — это словесный метод в сочетании с наглядным помогает формировать у детей интерес к литературным произведениям.

Использование пальчиковых игр, физкультминуток. Они вызывают интерес к занятию, направлены на отдых, физическую разминку в процессе занятий.

Детская литература

Лиса и журавль

Бобовое зернышко

Заяц-хваста

Лиса и тетерев

Как собака друга искала

Зимовье зверей

Теремок

Лиса и заяц

Лиса и козел

Лиса и кувшин

Лисичка-сестричка и Серый Волк

Полкан и медведь

Храбрый баран

У страха глаза велики

Как коза избушку построила

Кот, петух и лиса

Как хорек волком нарядился

Как лиса училась летать

Колобок

Золотой топор

Каша из топора

Самое дорогое

Чудесные лапоточки

Машенька и Дашенька

Семь Агафонов бестолковых

Пастушья дудочка

Репка

Как старик домовничал

Мена

Пузырь, соломинка и лапоть

Снегурочка

Гуси-Лебеди

Крошечка-Хаврошечка

Смоляной бычок

Снегурушка и Лиса

Бычок - черный бочок белые копытца

Пряничный домик

Лисичка со скалочкой

Крылатый, мохнатый, да масленный

Скатерть баранчик и сума

Сестрица Аленушка и братец Иванушка

Печечка

Демонстрационный наглядный материал и атрибуты

Книги указанные в п.

Иллюстрации к русским народным сказкам указанным в п.

Герои сказки лиса и журавль, кувшин, блюдце. Изображения продуктов питания лисы и журавля.

Схема оригами зайца

Изображение тетерева.

Макет дерева

Мягкие игрушки

Изображение лисы и журавля. Стог сена.

Картинки с эмоциями.

Волшебный квадрат

Волшебная палочка.

Лапти.

Атрибуты героев сказки колобок

Страницы с изображением медведя и зайца из журнала «Блоки Дьенеша для самых маленьких»

Счетные палочки

Ширма.

Волшебный сундук.

Волшебный клубочек.

Палочки Кьизинера.

Музыкальные произведения

Аудио - запись-песня про петушка.

Аудио - запись-звук пения тетерева.

Аудио - запись -звуки леса.

Материал

Бумага, цветные карандаши.

Листочки квадратной формы на каждого для оригами

Раскраска птицы на каждого ребенка

Раскраска-цветок для каждого ребенка.

Пазлы животных.

Раскраска снежинка на каждого ребенка. Карандаши.

Прищепки, одежда, веревка.

Блоки Дьенеша.

Палочки Кюизинера.

Листочки для тела коровы 5*10 см. Лист А4 зеленого цвета на каждого

Деревянные кубики.

Пластилин досточки для лепки, фигура бычка.

Разноцветные полоски бумаги. Клей.

Кубики с карточками «Сложи узор».

Песочные столы.

Песок.

Втулки.

Бумага А4 для домашних заданий

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии.-СПб., 1998.
  2. Золотарева А.В., Криницкая Г.М., Пикина А.Л. Методика дополнительного образования детей.- Ярославль: РИО ЯГПУ, 2014.
  3. Фесюкова, Л. Б. Воспитываем сказкой. Беседы по картинкам [Текст] / Л. Б. Фесюкова. – М.: Сфера, 2014. – 48
  4. Методические рекомендации руководителю кружка. Консультация для воспитателей: составляем программу кружка. Огорелкова О.С.
  5. Черняева Г. П., Буренина Л. А. Использование сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста // Актуальные исследования. 2021. №33 (60). С. 47-50. URL:
  6. Русские народные сказки.
  7. Русские народные сказки.
  8. Русские народные сказки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа логопедического кружка " Учусь говорить правильно"

Программа логопедического кружка " Учусь говорить правильно"...

Рабочая программа логопеда "Учимся говорить правильно"

программа для дошкольников 5- 7 лет на логопункте...

Программа кружка "Учимся правильно говорить"

Представлена коррекционная программа дополнительной образовательной деятельности "Учимся правильно говорить".Актуальность, цели,задачи....

План кружка "Учимся говорить"

Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее знаечение для последующего обучения в школе. работу по развитию общих речевых навыков целесообразно проводить в форме развивающего кружка. к...

Рабочая программа кружка "Учимся красиво говорить"

Данная рабочая программа представляет собой кружковую работу учителя-логопеда с со старшими дошкольниками по развитию связной речи...