Рабочая программа по дополнительному образованию. Речевое развитие. для детей 4-7 лет «Учусь говорить правильно»
рабочая программа по развитию речи на тему
Цель программы: Развитие всех компонентов устной речи детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 53.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение
Петрозаводского городского округа
«Детский сад №57»
Рабочая программа по дополнительному образованию.
Речевое развитие.
для детей 4-7 лет
«Учусь говорить правильно»
Срок реализации 3 года
Авторы: Бельская Светлана Ивановна,
воспитатель высшей квалификационной категории
Никонова Ирина Викторовна
воспитатель высшей квалификационной категории
2015г.
Информационная карта.
Тип - дополнительная образовательная программа.
Вид – модифицированная.
Направленность – коррекционно – развивающая.
Форма проведения совместной деятельности: микрогруппы.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие» «Художественно-эстетическое развитие», «Социально - коммуникативное».
Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
• Конституция РФ, ст. 43, 72.
• Конвенция о правах ребенка (1989 г.)
• Закон РФ «Об образовании»
• Типовое положение о ДОУ
• СанПиН 2.4.1.3049-13
• ООП ДОУ
• ФГОС ДОУ
- Пояснительная записка.
Актуальность. С каждым годомв детском саду растет количество детей с различными нарушениями речи. Это результат недостаточного внимания со стороны родителей, замена живого общения с ребенком телевидением, увеличение частоты общих заболеваний детей, плохая экология и т.д. Педагогам необходимо искать новые, более эффективные и интересные детям формы коррекции речи. Работа по речевому развитию является наиболее важной в воспитании и обучении детей.В процессе комплексной целенаправленной работы по речевому развитию у детей дошкольного возраста происходят значимые изменения в звукопроизношении, словообразовании, в накоплении активного словарного запаса.
Цель программы:
Развитие всех компонентов устной речи детей.
Задачи:
- Развивать грамматический строй речи
- Развивать диалогическую и монологическую формы связной речи
- Формировать словарь детей
- Воспитывать звуковую культуру речи, устранение дефектов звукопроизношения.
- Формировать навыки свободного общения со взрослыми и другими детьми, знакомить с способами и средствами взаимодействия с окружающими.
- Развивать общеречевые навыки: развивать и укреплять артикуляционный аппарат, вырабатывать правильное дыхание, развивать просодическую сторону речи.
Сроки реализации программы.
Программа расчитана на 3 года
Количество занятий: 2 раза в неделю
Время проведения занятия соответствует нормам СанПин, федеральным государственным требованиям в соответствии с возрастной группой:
- средняя группа – 20 минут,
- старшая группа – 25 мин,
- подготовительная к школе группа – 30 минут.
Количество занятий в год –76 занятий (включая диагностику в сентябре и мае)
Тема берётся на два занятия.
Темы занятий совпадают с темами недели по программе детского сада (Основная образовательная программа дошкольного образования МДОУ «Детский сад №57» , в основу которой входит основная общеобразовательная программа дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой 2014г.), что обеспечивает преемственность между работой кружка и работой воспитателя.
Компоненты программы:
- обогащение активного словаря
- развитие связно, грамматически правильной диалогической и монологической речи
- развитие речевого творчества
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха
I период обучения
Средняя группа
Общие речевые навыки |
|
Звукопро изношение |
|
Языковой анализ и синтез |
|
Граммати ческий строй речи |
|
Связная речь |
|
Формирование словаря |
|
Мелкая моторика |
|
II период обучения
Старшая группа
Общие речевые навыки |
|
Звукопро изношение |
|
Языковой анализ и синтез |
|
Граммати ческий строй речи |
|
Связная речь |
|
Формирование словаря |
|
Мелкая моторика |
|
III период обучения
Подготовительная группа
Общие речевые навыки |
|
Звукопро изношение |
|
Языковой анализ и синтез |
|
Граммати ческий строй речи |
|
Связная речь |
|
Формирование словаря |
|
Мелкая моторика |
|
Учебно – тематическое планирование
I период обучения
Средняя группа
месяц | тема | Количество занятий |
сентябрь | «Здравствуй, детский сад!» | 2 |
«Любимые игрушки» | 2 | |
«Что изменилось осенью» | 2 | |
«Овощи» | 2 | |
«Фрукты» | 2 | |
октябрь | «Животные и птицы осенью» | 2 |
«В здоровом теле здоровый дух» | 2 | |
«Профессии» | 2 | |
«Родной край» | 2 | |
ноябрь | «Мы - пешеходы. Транспорт» | 2 |
«Комнатные растения» | 2 | |
«Аквариум» | 2 | |
«Что мы умеем» | 2 | |
декабрь | «Помогаемвзрослым» | 2 |
В декабре, в декабре все деревья в серебре» | 2 | |
«Зимние забавы» | 2 | |
«Скоро праздник Новый год» | 2 | |
«Кто на праздник к нам придёт» | 2 | |
январь | «Что изменилось зимой» | 2 |
«Зимние чудеса» | 2 | |
«Кто живёт в Арктике и Антарктике» | 2 | |
февраль | «Я люблю свою семью» | 2 |
«Мы любим свою Родину. Город Петрозаводск» | 2 | |
«Былинные герои» | 2 | |
«Военные профессии, техника. 23 февраля» | 2 | |
март | «Праздник мам и бабушек» | 2 |
«Народная игрушка» | 2 | |
«Народные промыслы» | 2 | |
«Что изменилось весной» | 2 | |
апрель | «Быть здоровыми хотим» | 2 |
«Животные и птицы весной» | 2 | |
«Труд весной» | 2 | |
«Главный город нашей родины» | 2 | |
май | «День Победы» | 4 |
«Скоро лето» | 2 | |
«В мире всё так интересно» | 2 | |
Итого: | 76 |
IIпериод обучения
Старшая группа
месяц | тема | Количество занятий |
сентябрь | Диагностика | 2 |
«Мой детский сад» | 2 | |
«Признаки осени» | 2 | |
«Куда улетают птицы» | 2 | |
октябрь | «Грибы» | 2 |
«История и достопримечательности моего города» | 2 | |
«Мой город – моя малая Родина» | 2 | |
«Профессии» | 2 | |
ноябрь 5 | «Во саду ли , в огороде: овощи фрукты.» | 2 |
«Комнатные растения» | 2 | |
«Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» | 2 | |
«Наша одежда. Сезонная одежда и обувь» | 2 | |
декабрь | «Как звери готовятся к зиме» | 2 |
«Проказы Матушки-зимы» | 2 | |
«Приметы зимы» | 2 | |
«Новый год у ворот» | 2 | |
январь | «История создания стекла» | 2 |
«Зимние чудеса» | 2 | |
«Животный мир Крайнего севера» | 2 | |
февраль | «Мы любим свою Родину. Город Москва» | 2 |
«Виды транспорта» | 2 | |
«Военные профессии. 23 февраля | 2 | |
«Поговорим о маме» | 2 | |
Март | «В гостях у бабушки Федоры» | 2 |
«Русская народная культура» | 2 | |
«Семейные традиции» | 2 | |
«Моя родословная» | 2 | |
апрель | «Изменения в природе» | 2 |
«Признаки весны» | 2 | |
«Цветущая весна» | 2 | |
«Государственная символика России» | 2 | |
май | «День Победы» | 2 |
«Лето красное пришло» | 2 | |
Диагностика | 2 | |
Итого: | 74 |
III период обучения
Подготовительная группа
месяц | тема | количество занятий |
сентябрь | Диагностика | 2 |
«День знаний» | 2 | |
«Что нам лето подарило» | 2 | |
«Кладовая природы. Грибы. Ягоды» | 2 | |
октябрь | «Царство деревьев» | 2 |
«Золотая осень» | 2 | |
«Пернатые друзья» | 2 | |
«Комнатные цветы» | 2 | |
ноябрь 5 | «Транспорт.» | 2 |
«Дом, семья» | 2 | |
«Мой город» | 2 | |
«Моя страна» | 2 | |
«Моя Родина – Россия» | 2 | |
декабрь | «Зимний пейзаж» | 2 |
«Животные Карелии» | 2 | |
«Приметы зимы» | 2 | |
«Новый год у ворот» | 2 | |
январь | «Зимние забавы» | 2 |
«Зимние виды спорта» | 2 | |
«Зима в городе» | 2 | |
февраль | «Профессии пап, инструменты, бытовая техника» | 2 |
«Военная техника» | 2 | |
«Наша Армия» | 2 | |
«Космос» | 2 | |
Март | «Мамочка любимая, добрые дела» | 2 |
«Народная игрушка, декоративно-прикладное искусство» | 2 | |
«Русский быт» | 2 | |
«Родной край -Карелия» | 2 | |
Апрель | «Природа весной» | 2 |
«Сказочная неделя» | 2 | |
«Животные весной» | 2 | |
«Первоцветы» | 2 | |
Май | «День Победы» | 2 |
«Насекомые» | 2 | |
«Летние виды спорта» | 2 | |
Диагностика | 2 | |
Итого: | 74 |
Обеспеченность материально-техническими и
информационно- техническими ресурсами.
- Зеркало с лампой дополнительного освещения;
- Стол , 2-3 стульчика для занятий у зеркала;
- Дыхательные тренажеры, игрушки, пособия для развития дыхания;
- Картотека материалов для автоматизации и дифференциации звуков (слоги, слова, словосочетания, предложения, потешки, чистоговорки, скороговорки, тексты);
- Логопедический альбом для обследования речи;
- Сюжетные картинки, серии сюжетных картинок;
- Предметные и сюжетные картинки для автоматизации и дифференциации звуков;
- Настольно-печатные игры для автоматизации и дифференциации звуков;
- Предметные картинки по лексическим темам;
- Игры для совершенствования грамматического строя речи;
- Дидактические игры для совершенствования памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия;
- Шумовые, музыкальные инструменты для развития фонематического восприятия.
- Пособия для развития всех видов моторики (артикуляционной, мелкой, общей).
- Компьютер, принтер, мультимедиа презентации по различным темам;
- Магнитофон, диски с аудиозаписями
- Электронные картотеки с гимнастиками, подборками песен;
- Информационные стенды и папки-передвижки с информацией для родителей.
Обеспеченность учебно-методическими комплектами и методическими пособиями.
- Основная общеобразовательная программа дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой 2014г.)
- «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР»под ред. Н.В.Нищевой;
- «Программа обучения и воспитания детей с ФФНР»под ред. Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной;
- «Индивидуально - подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения» (пособие для логопедов) Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.;
- «Развиваем фонематическое восприятие» (планы-конспекты занятий) Н.М.Миронова;
- Учебно-методический комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников» (планирование и конспекты занятий по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей ) О.С. Гомзяк;
- «Индивидуально-логопедические занятия с дошкольниками» (методическое пособие)Е.А.Борисова.
Организация текущего и промежуточного контроля знаний.
Периодичность мониторинга 2 раза в год: в сентябре и мае. Мониторинг проводится целью выявления динамики речевого развития. Определение уровня речевой готовности позволяет, с одной стороны, определить индивидуальный образовательный маршрут ребенка и, с другой стороны, определить «слабые звенья» в речевом развитии ребенка и, соответственно, своевременно организовать коррекционную работу.
Для мониторинга используется «Комплексная диагностика уровней освоения «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. (Приложение1)
Список литературы
- Агранович З.Е.//Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР.- СПб.: «Детство-Пресс», 2001.
- Каше Г. А.// Подготовка к школе детей с недостатками речи. М: Прос., 1985.
- Коноваленко В.В., КоноваленкоС.В// Идивидуально - подгрупповая работа с детьми по коррекции звукопроизношения. М.: 1998.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.//Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФНР. М.: 1998.
- Крупенчук О.И.// Научите меня говорить правильно. – С.-Пб.: Литера, 2001.
- Туманова ТВ. // Формирование звукопроизношения у дошкольников, М.: Гном-пресс, 1999.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г. В., Туманова Т.В //Корреционное обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи. - М.2009.
- Кузнецова Е.В., Тихонова Е.В. //Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушениями речи: Конспекты занятий.-М.: ТЦ «Сфера», 1999.
- Цуканова С.П., Бетц Л.Л. //Учим ребёнка говорить и читать . Конспекты занятий по развитию Фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста-М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006.
- Пожиленко Е,А. // Волшебный мир звуков и слов (Пособие для логопедов). - М.: ВЛАДОС, 2001.
- Основная общеобразовательная программа дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой 2014г.)
- «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР»под ред. Н.В.Нищевой;
- «Программа обучения и воспитания детей с ФФНР»под ред. Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной;
- «Индивидуально - подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения» (пособие для логопедов) Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.;
- «Развиваем фонематическое восприятие» (планы-конспекты занятий) Н.М.Миронова;
- Учебно-методический комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников» (планирование и конспекты занятий по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей ) О.С. Гомзяк;
- «Индивидуально-логопедические занятия с дошкольниками» (методическое пособие)Е.А.Борисова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи детей в процессе экологического воспитания "Говори правильно"
Для развития мышления речи ребенка необходим богатый чувственный опыт, получаемый им от восприятия различных предметов мира природы, общественной жизни....

Рабочая программа по дополнительному образованию речевое развитие "В стране красивой речи".
Основная программа по дополнительному образованию основывается на авторской педагогической технологии по обучению дошкольников элементам грамоты Е.В. Колесниковой " Развитие фонематического слуха у де...

Конспект итогового занятия в средней группе дополнительного образования «Речевичок» по развитию речи по теме: «Путешествие в страну звуков»
Конспект итогового занятия для детей 4-5 лет по развитию речи...
Развитие речи детей в процессе экологического воспитания "Говори правильно"
На современном этапе развитие речи и мышления является одной из основных задач воспитания дошкольников. Мышление и речь взаимосвязаны. Углубление и совершенствование мысли непосредственно влияет на ее...

Консультация с родителями детей старшего дошкольного возраста «Учимся говорить правильно»
Консультация с родителями детей старшего дошкольного возраста «Учимся говорить правильно»Вы хотите видеть своих детей успешными и благополучными, хорошо образованными, состоявшимися л...

Консультации для родителей детей старшего дошкольного возраста «Учимся говорить правильно»
Вы хотите видеть своих детей успешными и благополучными, хорошо образованными, состоявшимися личностями, чтобы они чувствовали себя свободными и уверенными всегда и во всем? Тогда учите их правильно г...

Рабочая программа по дополнительному образованию по развитию хантыйской речи «Наие» Возраст детей 6-7 лет. Срок реализации программы: 2019-2020 учебный
ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГМУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШУРЫШКАРСКИЙ РАЙОНМУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮ/РКЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«ШУРЫШКАРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА «ОБРАЗОВАТ...