Родительское собрание в старшей логопедической группе «Учимся говорить правильно». Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе".
консультация (старшая группа)
Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе.
Роль семьи в преодолении дефектов речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ns_portal.docx | 19.54 КБ |
Предварительный просмотр:
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ
В СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ
Тема: «Учимся говорить правильно».
Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе.
Роль семьи в преодолении дефектов речи.
Добрый вечер, уважаемые родители! Я очень рада видеть вас сегодня на собрании, на первом логопедическом собрании. Меня зовут Светлана Васильевна, я учитель-логопед группы «Радуга». Я хочу познакомить вас со спецификой обучения и воспитания детей в логопедической группе.
Но сначала, чтобы немного снять напряжение и заодно поближе познакомится, предлагаю поиграть в игру «Знакомство». Называете свое имя, чья вы мама и называете любое слово на первый звук своего имени, характеризующую вас. Например, меня зовут Светлана, имя начинается на звук [с] – славная, справедливая, спокойная.
Итак, с вами мы познакомились, а теперь познакомимся с вашими детьми. И, следующая игра называется «Клубочек». Передаем клубочек друг другу разматываем его, и отвечаем на вопрос: «Что вас радует в вашем ребенке?» (Родители, называя положительные качества ребенка, постепенно разматывают клубок.)
Из всего услышанного можно сделать вывод, что нашу группу посещают умные, добрые, жизнерадостные, любознательные и в меру подвижные дети.
Итак, первые две недели (со 2 по15 сентября) проводилось обследование речи детей. Обследование речи проводилось с каждым ребенком индивидуально, результаты обследования занесены в речевые карты детей, надо будет вам еще ответить на некоторые вопросы по речевой карте. Ознакомиться с речевыми картами можно в индивидуальном порядке. Что же выявило обследование речи? Конечно, нарушения звукопроизношения (свистящих, шипящих звуков, звуков Л и Р), у некоторых детей есть и нарушения звуков раннего онтогенеза (б, д, г, х, к, й). Но, кроме того, общим для всех детей группы является нарушение, называющееся Общее Недоразвитие Речи 2 и 3 уровня. Для данного нарушения характерны такие особенности, как несформированность грамматического строя речи, бедный словарный запас, неумение составлять полный рассказ с развернутыми предложениями, несовершенство грамматических процессов. Конечно, в рамках данного нарушения уровень речевого развития всех детей разный.
В логопедической группе коррекционная работа проводится ежедневно: в форме игровых занятий со всеми или подгруппой детей – 3 раза в неделю и в индивидуальной работе – 2-3 раза. Сейчас немного расскажу о занятиях.
Подгрупповые занятия делятся на:
- занятия по формированию лексико-грамматического строя;
- занятия по формированию связной речи;
- занятия по подготовке к обучению грамоте.
Занятия по формированию лексико-грамматического строя речи строятся по темам. На каждую неделю учебного года есть своя тема, например – одежда, обувь, осень, животные. Всю неделю дети с воспитателями расширяют представления по теме, а с логопедом на материале этой темы расширяют словарь, выполняют грамматические упражнения.
Лексико-грамматические занятия
На неделю берется определенная лексическая тема, в рамках которой проводится работа:
а) по расширению и активизации словаря детей;
Огурец какой? – зеленый, длинный, хрустящий, пупырчатый, шершавый, полезный, сочный…
б) по отработке правильного употребления грамматических категорий
- образование множественного числа существительных
Игра «Один – много»
Например: огурец - огурцы, стол – столы, ухо – уши, дом – дома.
- образование сущ с ум-ласкат суффиксами
Игра «Назови ласково»
Стул – стульчик, хвост-хвостик, кукла-куколка, куб-кубик.
- согласование существительных с числительными
Игра «Посчитай»
1 лист, 2 листа, 3 листа, 4 листа, 5 листьев
На занятиях по развитию связной речи мы будем учиться составлять описательные рассказы, рассказы по сюжетным картинкам, рассказы по серии сюжетных картин, будем учиться составлять пересказы.
На занятиях по подготовке к обучению грамоте мы будем знакомиться со звуками и буквами, существует разница между понятиями звука и буквы: «Звук мы слышим и говорим, а букву мы видим и пишем». Звуки бывают гласными и согласными. На занятиях дети учатся отличать гласные и согласные звуки. Гласных звуков в русском языке шесть: а, о, э, ы, и, у, их можно петь. Гласные звуки обозначаем квадратиками красного цвета.
Согласными называются такие звуки, при образовании которых воздух проходит через рот несвободно, т.е. встречает препятствия. Согласные звуки бывают твердые: п, м, т, с - мы обозначаем квадратиками синего цвета. Мягкие согласные: пь, ть, сь - обозначаем квадратиками зеленого цвета.
Буквы называем не «Бэ, ВЭ, Пэ…», а «Б, В, С…». Правильное название предотвратить ошибки при обучении чтению. Учим читать детей по букварю (Н.В. Нищева).
Мы учим детей выделять звуки на слух из слов в разных позициях: в начале, середине и в конце слов.
Например: Выделение звука «а» в словах:
Аист – мы слышим звук «а» в начале слова
мука – мы слышим звук «а» в конце слова
лак – мы слышим звук «а» в середине слова
Развивать навык звукового анализа и синтеза слов.
Индивидуальные занятия проводятся с каждым ребенком 2-3 раза в неделю.
На индивидуальных занятиях работа ведется в основном по исправлению неправильного звукопроизношения. Она включает в себя формирование правильного речевого дыхания, артикуляционную гимнастику, постановку звуков и автоматизацию поставленных звуков в речи.
Чтобы ребёнок научился произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому.
Всему этому поможет научиться, артикуляционная гимнастика.
Артикуляционная гимнастика - это система специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитии силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Кроме того, воспитатели во вторую половину дня ежедневно на логопедическом часе выполняют коррекционные задания.
Автоматизация поставленных звуков происходит на слогах. Словах, фразах и предложениях.
Какова же роль семьи, родителей в преодолении речевых нарушений у детей?
Не надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми. Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка:
- не ругать ребенка за неправильную речь;
- ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
- не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
- осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.
Кроме того, родители сами должны научиться выполнять и показывать ребенку простые артикуляционные упражнения для подготовки речевого аппарата к правильному звукопроизношению. Особое внимание родители должны уделять выполнению домашних заданий. Отмечу, что существуют определенные правила работы в домашних тетрадях:
- тетради забираются в пятницу, а возвращаются в четверг;
- выполнять артикуляционную гимнастику надо перед зеркалом, сидя за столом;
- задания на развитие мелкой моторики рук (рисование, штриховка и пр.) выполняются карандашами;
- весь речевой материал должен быть отработан, т.е. родители должны добиваться правильного и четкого выполнения ребенком задания, даже путем заучивания;
- задания должны быть прочитаны ребенку;
- все задания выполняются до конца.
Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Родители должны следить за правильностью собственной речи. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, выразительной. Дома чаще читайте стихи, сказки, загадки, пойте песенки. На улице наблюдайте за птицами, деревьями, людьми, явлениями природы, обсуждайте с детьми увиденное.
Работу по автоматизации исправленных звуков можно сравнить со спортом: результат зависит от тренировок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание в старшей логопедической группе.Тема: «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи».
Тема: «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи». Время проведения: I период обучения, октябрь.План проведения:1. Что такое «логопедия...
Родительское собрание в старшей логопедической группе «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи».
Дорогие родители!Я поздравляю всех с началом учебного года, теперь мы старшая логопедическая группа. У нас изменился режим дня, время проведения и количество занятий в день. Чтобы образовательный проц...
Конспект родительского собрания в старшей логопедической группе Тема: «А как речь-то говорит, словно реченька журчит!»
Цель: привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях.Задачи:1.Расширить знания родителей о возрастных речевых особенностях детей 6-го года жизни.2.Развивать жел...
Родительское собрание в старшей логопедической группе «Подготовка к новому учебному году». «Возрастные особенности детей 5-6 лет»
Родительское собрание в старшей логопедической группе в начале учебного года «Возрастные особенности детей 5-6 лет»...
Материал для родительского собрания в старшей логопедической группе «Ягодка» «Исследовательская деятельность как фактор воспитания экологической культуры детей»
Родительское собрание в старшей логопедической группе «Ягодка» «Исследовательская деятельность как фактор воспитания экологической культуры детей»...
Родительское собрание в старшей логопедической группе. Тема:" Возрастные особенности развития детей старшего дошкольного возраста"
Цель: Познакомить родителей с возрастными особенностями детей старшей группы.Задачи:Формирование у родителей практических умений взаимодействия с детьмиРазвивать интерес к познанию своего ребёнк...
Конспект родительского собрания в старшей логопедической группе: «Будем чисто говорить!»
Конспект родительского собрания в старшей логопедической группе:«Будем чисто говорить!»...