Нарушение слоговой структыры речи у детей дошкольного возраста
консультация по логопедии (подготовительная группа) на тему

 

Советы заботливым  родителям от учителя – дефектолога Сенниковаой С.А.

 

 

 Нарушение слоговой структуры слова. Что это?

 

Нарушения в овладении звуко-слоговым составом слова при нормальном речевом развитии у детей кратковременны, В 1,5-2 года ребенок с еще несформировавшимся  звукопроизношением может сказать «малялеть»  - самолет. В норме, дети уже в 3 года обнаруживают способность воспроизводить структуру слова по законам благозвучия, а языковая «чувствительность» к благозвучным канонам заложена в ребенке изначально, с рождения.

 В возрасте 4-5 лет указанные явления являются сигналом стойкого нарушения слоговой структуры слова, и в таком случае ребенку требуется помощь специалиста-логопеда. Самостоятельно такие нарушения не проходят.

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребенка родному языку в ДОУ и в семье.

Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, он может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре.

И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер. К 6- 7 годам, а иногда и раньше, дети с речевой патологией начинают осознавать дефекты своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными.

 

  • 1 г. 3 мес 1 г. 8 мес. ребенок часто воспроизводит один слог услышанного слова (ударный) или два одинаковых слога: га-га, ту-ту;
  • 1 г. 8 мес 1 г. 10 мес. воспроизводятся 2-сложные слова; в 3-сложных словах часто опускается один из слогов: мако (молоко);
  • 1 г. 10 мес 2 г. 1 мес. в 3-сложных словах иногда все еще опускается слог, чаще предударный: кусу (укушу); может сокращаться количество слогов в 4-сложных словах;
  • 2 г. 1 мес 2 г. 3 мес. в многосложных словах чаще опускаются предударные слоги, иногда приставки: ципилась (зацепилась);
  • 2 г. 3 мес 3 г. слоговая структура нарушается редко, главным образом в малознакомых словах.

В случаях речевой патологии данные возрастные нарушения к трем годам не исчезают из детской речи, а, наоборот, приобретают ярко выраженный, стойкий характер.

 

Первые слова аномальной детской речи можно классифицировать следующим образом:

  • правильно произносимые слова: мама, дай;
  • слова-фрагменты: мако (молоко);
  • слова-звукоподражания, обозначающие предмет, ситуацию, действие: би-би;
  • абрисы слов: папаша (лопата);

 

При нарушении слоговой структуры у детей отмечаются

 типичные нарушения:

  • элизии (сокращения, пропуск слогов) («апельсин – писин, телевизор – тизий,  капуста – пута»);
  • итерации (увеличение числа слогов за счет добавления слогообразуемой гласной) («чемодан – чиманадан, трава - тарава»);
  • антиципации (уподобление одного слога другому) («автомат – татамат), отдельные перестановки слогов и звуков («малоток – маталок, тамалок»);
  • сокращение стечений согласных звуков («шкаф – каф, бант – бат»);
  • искажения многосложного слогового состава незнакомого слова («магнитофон - мигифон», папоротник - папиик)

 

Работа с «неговорящим» ребенком начинается с вызывания и закрепления звукоподражаний. Затем целесообразно переходить к работе со словами типа  (на, дай, вот, тут, там).

Маленькие дети могут переставлять,  пропускать слоги в сложных по своей структуре словах. Если это нарушение проявляется каждый раз в одном и том же слове, необходимо на этом акцентировать внимание малыша, дать ему правильный образец, т.е. в медленном темпе произнесите слово сами, а потом вместе с ребенком до тех пор, пока он не сможет сказать его самостоятельно. Если ребенок переставляет слоги во многих словах, даже простых, (например, произносит «онга» вместо нога, «писось» вместо пылесос) необходимо заниматься с ребенком по преодолению этого нарушения.

Предлагаю вам оказаться  в роли детей, у которых нарушена слоговая структура слова. Я познакомлю вас с некоторыми приемами коррекции и развития слоговой структуры слова.

Игра «Отхлопай слово»

Оказывается любое слово  можно отхлопать. Например,

  • МАК, ЛУК, МЯЧ, КИТ, ЛЕС, ЖУК, СОМ, СОК, ДУБ, ЛЕВ, МЕД, ДОМ, КОТ, ГУСЬ, ДЫМ, НОС.(один хлопок)

 

  • слово ма-ма, па-па, ва-та.Ми-ша..  ДЫ-НЯ, ВО-ДА, СО-ВА, КО-ФЕ, МУ-ХА, МЫ-ЛО, ДЕ-ТИ, НО-ГИ, ЛУ-НА, ДУ-ХИ, ВЕ-СЫ, ВА-ЗА, НО-ТЫ, КО-ЗА, ЗУ-БЫ.

(хлопок на каждый слог-два хлопка). Мы его произносим  по частям.

  • Попробуйте сами отхлопать слово мо-ло-ко, ма-ши-на, (3 хлопка).  Молодец, у тебя  все получилось.

 

Давайте поиграем в игру «Прошагай словечко».

(слова  можно использовать из предыдущей игры)

Вы отхлопывали слова, а их можно и прошагать. Например, слово сани (сделать шаг на каждый слог). Сколько шагов сделали? Совершенно верно – 2 шага. Слово дом. Сколько шагов  сделали? Как вы думаете,  это короткое слово или длинное? Верно – короткое.  Слово капуста. С правой ноги шагаем и проговариваем слово.  Сколько шагов у вас получилось?  (3 шага). Это длинное слово или короткое?

Для формирования слоговой структуры слова можно использовать детские настольные игры, типа «Лото», «Зоопарк», картинки в детских книгах и журналах.

В младшем дошкольном возрасте начинать работу рекомендуется:

  • с упражнений на развитие слухового восприятия,
  • на формирование умения слушать речь взрослого,
  • выполнять простые инструкции,
  • поручения по заданию (принеси Мишку, положи куклу спать…)

 В ходе игры дети знакомятся с простыми музыкальными инструментами, такими как дудка, барабан, погремушка, бубен, колокольчик. Дети учатся узнавать музыкальные игрушки на слух без зрительного подкрепления, показывают прозвучавший инструмент, запоминают его название. Сначала в пассивный, а затем и в активный словарь вводятся такие понятия, как тихо громко, и дети учатся дифференцировать звуки по силе (погреми погремушкой тихо,громко..)

 

Дети также обучаются различать:

  • громкую (разговорную) и шепотную речь,
  • учатся прислушиваться к речи взрослого,
  • четко выполнять инструкции, предъявленные шепотом.

 

В процессе работы с детьми можно проводить игры:

  • на развитие подражательности (Сделай так, как я:
  • выполнение движений по образцу взрослого),
  • игры, сопровождающиеся речью (Руки в стороны в кулачок, разжимай и на бочок),
  • простые упражнения на формирование динамического праксиса рук (Покажи ладошки, спрячь ладошки: руки сжать в кулачки, разжать).
  • кроме того, детям предлагается выполнение действий с музыкальными игрушками (Подуди в дудку).
  • если ребенок знаком с понятиями один много, то задание может быть следующим: Подуди в дудку много раз. Подуди в дудку один раз.

Все перечисленные виды упражнений постепенно подготавливают ребенка к усвоению ритмической структуры родного языка.

 

Сегодня я познакомила вас с конкретными приемами коррекции и развития слоговой структуры слова, которыми вы можете воспользоваться в ваших  домашних занятиях с ребенком. Какие бы значительные позитивные изменения в речи ребенка ни происходили на занятиях с воспитателем или логопедом, они приобретут значение для ребенка лишь при условии их переноса в реальную жизненную ситуацию. Мама очень многое может сделать для своего малыша в домашних условиях. 

Удачи вам на трудном пути формирования и развития

 речи вашего ребенка!

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Советы заботливым родителям

ИГРЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ ТВОРЧЕСТВО

          Детская игра-это творческая деятельность, которая не направлена на  конечный  продукт. В  отличие от рисования, лепки в игре дети   ничего не создают. Именно в  игре развиваются творческие способности детей. Чтобы их совершенствовать, следует:

          *поощрять игровое экспериментирование с предметами (ковер может стать плотом, домиком или конем И т.д.)

          *предлагать кроме игрушек, коробки, картон, бруски, шарики и т.д.

          *поддерживать творческие усилия ребенка  при  создании  новых  сюжетов, игровых действий, правил.

    Предлагаю некоторые  игровые  приемы, способствующие развитию   фантазии детей:

                 1."Оживление предмета"        

     Любая вещь  наделяется  человеческими  чувствами, желаниями, манерой    поведения. Например, взрослый или  ребенок  берет на себя роль холодильника. Что может хотеть холодильник? Чтобы в нем было  как  можно    больше вкусных  продуктов. Чего  он может опасаться? Чтобы их у него   не отобрали. Какая история могла с ним произойти?

             Однажды холодильник купил тысячу брикетов мороженого и пошел в парк, чтобы раздать их детям.

     Информация для воспитателя: дети вообще склонны оживлять мир. Например, дети считают облака живыми, так как они движутся.

             Предлагаемая игра  позволяет  ребенку  четко различать мир  реальный ,где  "вольности"не  всегда  допустимы, и  мир  воображаемый, где возможны любые преобразования и превращения.

                 2."Игра в «Волшебника»"  Предложите ребенку стать волшебником:"Вот тебе  волшебная     палочка. Ты можешь  превращать людей и вещи во что пожелаешь. Только     помни одно условие: не навреди никому."

             Правила для  остальных участников игры:" Как только палочка коснется вас, вы превращаетесь в ...Слушайте волшебника!"

                             3.Прием "овеществления"  Живое наделяется свойствами  неживого. Например, человек- сосулька. Надо показать действия этого человека, рассказать, где он живет, что ест, как ходит, чего опасается.(Дети-сосульки живут в  холодильнике, питаются снегом  и  любят  сахар. Больше  всего они боятся     тепла. Из своей квартиры-холодильника они выходят  только  зимой  и  осторожно, чтобы не разбиться)

                4.Игры-смешинки. Придумываются и  разыгрываются смешные истории. Например, воспитатель говорит:" Сегодня к вам  пришел  вместо  воспитателя  медведь. Слушайтесь его."

           Ребенку, исполняющему эту роль, даются указания: "Ты  предлагаешь делать  все наоборот: спать под кроватями, есть мячи вместо каши  и т.д. Ты не знаешь, как надевается шапка, пальто "

     Информация для воспитателя: ребенок предпочитает не представить, а увидеть смешное действие, поэтому следует поощрять  детей  к  показу, как они "едят" мяч, ходят на четвереньках и т.д.

 5.Игры в заданном ключе. Детям предлагается ситуация, а они должны придумать и разыграть ее продолжение. Например,что могло  бы  произойти, если  бы  вы    оказались в гостях у роботов или в стране, где все сделано из шоколада, или          превратились бы в человека-невидимку.

                6.Игры с числами.

             Я называю  число, а  дети  придумывают  к  названному числу    смешные действия. Например, " Сто". Дети продолжают:" Сто шоколадок  мы    проглотили, сто башмаков мы износили, сто собак мы накормили "и т.д.

             "Я съел...тысячу котлет, миллион крокодилов "и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нарушение слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста

Если в речи дошкольника имеются перестановки, пропуски или добавление лишних звуков и слогов, значит, структура слова воспроизводится неверно.Например, ребенок говорит «мицаней» или «милицилинел» вмес...

Речевой материал по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста.

Среди нарушений речи у детей дошкольного возраста одним из наиболее трудных для коррекции является нарушение слоговой структуры слов. Это нарушение харак­теризуется трудностями в произношении слов сло...

Профилактика и коррекция нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с учетом ФГОС ДО.

Ведущая форма работы с детьми дошкольного возраста является игра. Предлагаю вашему вниманию серии игр «Бесполезное – полезно» и «Весёлая затея». Я уверенна, что забавные игры понравятся педагогам, род...

Преодоление нарушений слоговой структуры слов у детей дошкольного возраста с ОНР

Коррекция слоговой структуры слова - одна из приоритетных задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими системные нарушения речи....

Нарушение слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста

Данные речевые игры помогут развить фонематический слух, сформировать слоговую структуру слов; закрепить умения правильно делить слова на слоги....

Специфика нарушений слоговой структуры слов у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Речевой акт-это лингвистический и философский термин, относящийся к любому действию, которое включает в себя произнесение слов. Не существует четких грамматических правил для речевого акта; все, ...

Консультация «Преодоление нарушений слоговой структуры речи у детей дошкольного возраста»

Консультация «Преодоление нарушений слоговой структуры речи у детей дошкольного возраста»...