Нарушение слоговой структыры речи у детей дошкольного возраста
консультация по логопедии (подготовительная группа) на тему
Советы заботливым родителям от учителя – дефектолога Сенниковаой С.А.
Нарушение слоговой структуры слова. Что это?
Нарушения в овладении звуко-слоговым составом слова при нормальном речевом развитии у детей кратковременны, В 1,5-2 года ребенок с еще несформировавшимся звукопроизношением может сказать «малялеть» - самолет. В норме, дети уже в 3 года обнаруживают способность воспроизводить структуру слова по законам благозвучия, а языковая «чувствительность» к благозвучным канонам заложена в ребенке изначально, с рождения.
В возрасте 4-5 лет указанные явления являются сигналом стойкого нарушения слоговой структуры слова, и в таком случае ребенку требуется помощь специалиста-логопеда. Самостоятельно такие нарушения не проходят.
Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребенка родному языку в ДОУ и в семье.
Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, он может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре.
И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер. К 6- 7 годам, а иногда и раньше, дети с речевой патологией начинают осознавать дефекты своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными.
- 1 г. 3 мес 1 г. 8 мес. ребенок часто воспроизводит один слог услышанного слова (ударный) или два одинаковых слога: га-га, ту-ту;
- 1 г. 8 мес 1 г. 10 мес. воспроизводятся 2-сложные слова; в 3-сложных словах часто опускается один из слогов: мако (молоко);
- 1 г. 10 мес 2 г. 1 мес. в 3-сложных словах иногда все еще опускается слог, чаще предударный: кусу (укушу); может сокращаться количество слогов в 4-сложных словах;
- 2 г. 1 мес 2 г. 3 мес. в многосложных словах чаще опускаются предударные слоги, иногда приставки: ципилась (зацепилась);
- 2 г. 3 мес 3 г. слоговая структура нарушается редко, главным образом в малознакомых словах.
В случаях речевой патологии данные возрастные нарушения к трем годам не исчезают из детской речи, а, наоборот, приобретают ярко выраженный, стойкий характер.
Первые слова аномальной детской речи можно классифицировать следующим образом:
- правильно произносимые слова: мама, дай;
- слова-фрагменты: мако (молоко);
- слова-звукоподражания, обозначающие предмет, ситуацию, действие: би-би;
- абрисы слов: папаша (лопата);
При нарушении слоговой структуры у детей отмечаются
типичные нарушения:
- элизии (сокращения, пропуск слогов) («апельсин – писин, телевизор – тизий, капуста – пута»);
- итерации (увеличение числа слогов за счет добавления слогообразуемой гласной) («чемодан – чиманадан, трава - тарава»);
- антиципации (уподобление одного слога другому) («автомат – татамат), отдельные перестановки слогов и звуков («малоток – маталок, тамалок»);
- сокращение стечений согласных звуков («шкаф – каф, бант – бат»);
- искажения многосложного слогового состава незнакомого слова («магнитофон - мигифон», папоротник - папиик)
Работа с «неговорящим» ребенком начинается с вызывания и закрепления звукоподражаний. Затем целесообразно переходить к работе со словами типа (на, дай, вот, тут, там).
Маленькие дети могут переставлять, пропускать слоги в сложных по своей структуре словах. Если это нарушение проявляется каждый раз в одном и том же слове, необходимо на этом акцентировать внимание малыша, дать ему правильный образец, т.е. в медленном темпе произнесите слово сами, а потом вместе с ребенком до тех пор, пока он не сможет сказать его самостоятельно. Если ребенок переставляет слоги во многих словах, даже простых, (например, произносит «онга» вместо нога, «писось» вместо пылесос) необходимо заниматься с ребенком по преодолению этого нарушения.
Предлагаю вам оказаться в роли детей, у которых нарушена слоговая структура слова. Я познакомлю вас с некоторыми приемами коррекции и развития слоговой структуры слова.
Игра «Отхлопай слово»
Оказывается любое слово можно отхлопать. Например,
- МАК, ЛУК, МЯЧ, КИТ, ЛЕС, ЖУК, СОМ, СОК, ДУБ, ЛЕВ, МЕД, ДОМ, КОТ, ГУСЬ, ДЫМ, НОС.(один хлопок)
- слово ма-ма, па-па, ва-та.Ми-ша.. ДЫ-НЯ, ВО-ДА, СО-ВА, КО-ФЕ, МУ-ХА, МЫ-ЛО, ДЕ-ТИ, НО-ГИ, ЛУ-НА, ДУ-ХИ, ВЕ-СЫ, ВА-ЗА, НО-ТЫ, КО-ЗА, ЗУ-БЫ.
(хлопок на каждый слог-два хлопка). Мы его произносим по частям.
- Попробуйте сами отхлопать слово мо-ло-ко, ма-ши-на, (3 хлопка). Молодец, у тебя все получилось.
Давайте поиграем в игру «Прошагай словечко».
(слова можно использовать из предыдущей игры)
Вы отхлопывали слова, а их можно и прошагать. Например, слово сани (сделать шаг на каждый слог). Сколько шагов сделали? Совершенно верно – 2 шага. Слово дом. Сколько шагов сделали? Как вы думаете, это короткое слово или длинное? Верно – короткое. Слово капуста. С правой ноги шагаем и проговариваем слово. Сколько шагов у вас получилось? (3 шага). Это длинное слово или короткое?
Для формирования слоговой структуры слова можно использовать детские настольные игры, типа «Лото», «Зоопарк», картинки в детских книгах и журналах.
В младшем дошкольном возрасте начинать работу рекомендуется:
- с упражнений на развитие слухового восприятия,
- на формирование умения слушать речь взрослого,
- выполнять простые инструкции,
- поручения по заданию (принеси Мишку, положи куклу спать…)
В ходе игры дети знакомятся с простыми музыкальными инструментами, такими как дудка, барабан, погремушка, бубен, колокольчик. Дети учатся узнавать музыкальные игрушки на слух без зрительного подкрепления, показывают прозвучавший инструмент, запоминают его название. Сначала в пассивный, а затем и в активный словарь вводятся такие понятия, как тихо громко, и дети учатся дифференцировать звуки по силе (погреми погремушкой тихо,громко..)
Дети также обучаются различать:
- громкую (разговорную) и шепотную речь,
- учатся прислушиваться к речи взрослого,
- четко выполнять инструкции, предъявленные шепотом.
В процессе работы с детьми можно проводить игры:
- на развитие подражательности (Сделай так, как я:
- выполнение движений по образцу взрослого),
- игры, сопровождающиеся речью (Руки в стороны в кулачок, разжимай и на бочок),
- простые упражнения на формирование динамического праксиса рук (Покажи ладошки, спрячь ладошки: руки сжать в кулачки, разжать).
- кроме того, детям предлагается выполнение действий с музыкальными игрушками (Подуди в дудку).
- если ребенок знаком с понятиями один много, то задание может быть следующим: Подуди в дудку много раз. Подуди в дудку один раз.
Все перечисленные виды упражнений постепенно подготавливают ребенка к усвоению ритмической структуры родного языка.
Сегодня я познакомила вас с конкретными приемами коррекции и развития слоговой структуры слова, которыми вы можете воспользоваться в ваших домашних занятиях с ребенком. Какие бы значительные позитивные изменения в речи ребенка ни происходили на занятиях с воспитателем или логопедом, они приобретут значение для ребенка лишь при условии их переноса в реальную жизненную ситуацию. Мама очень многое может сделать для своего малыша в домашних условиях.
Удачи вам на трудном пути формирования и развития
речи вашего ребенка!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Игры на развитие творчества детей дошкольников | 14.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Советы заботливым родителям
ИГРЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ ТВОРЧЕСТВО
Детская игра-это творческая деятельность, которая не направлена на конечный продукт. В отличие от рисования, лепки в игре дети ничего не создают. Именно в игре развиваются творческие способности детей. Чтобы их совершенствовать, следует:
*поощрять игровое экспериментирование с предметами (ковер может стать плотом, домиком или конем И т.д.)
*предлагать кроме игрушек, коробки, картон, бруски, шарики и т.д.
*поддерживать творческие усилия ребенка при создании новых сюжетов, игровых действий, правил.
Предлагаю некоторые игровые приемы, способствующие развитию фантазии детей:
1."Оживление предмета"
Любая вещь наделяется человеческими чувствами, желаниями, манерой поведения. Например, взрослый или ребенок берет на себя роль холодильника. Что может хотеть холодильник? Чтобы в нем было как можно больше вкусных продуктов. Чего он может опасаться? Чтобы их у него не отобрали. Какая история могла с ним произойти?
Однажды холодильник купил тысячу брикетов мороженого и пошел в парк, чтобы раздать их детям.
Информация для воспитателя: дети вообще склонны оживлять мир. Например, дети считают облака живыми, так как они движутся.
Предлагаемая игра позволяет ребенку четко различать мир реальный ,где "вольности"не всегда допустимы, и мир воображаемый, где возможны любые преобразования и превращения.
2."Игра в «Волшебника»" Предложите ребенку стать волшебником:"Вот тебе волшебная палочка. Ты можешь превращать людей и вещи во что пожелаешь. Только помни одно условие: не навреди никому."
Правила для остальных участников игры:" Как только палочка коснется вас, вы превращаетесь в ...Слушайте волшебника!"
3.Прием "овеществления" Живое наделяется свойствами неживого. Например, человек- сосулька. Надо показать действия этого человека, рассказать, где он живет, что ест, как ходит, чего опасается.(Дети-сосульки живут в холодильнике, питаются снегом и любят сахар. Больше всего они боятся тепла. Из своей квартиры-холодильника они выходят только зимой и осторожно, чтобы не разбиться)
4.Игры-смешинки. Придумываются и разыгрываются смешные истории. Например, воспитатель говорит:" Сегодня к вам пришел вместо воспитателя медведь. Слушайтесь его."
Ребенку, исполняющему эту роль, даются указания: "Ты предлагаешь делать все наоборот: спать под кроватями, есть мячи вместо каши и т.д. Ты не знаешь, как надевается шапка, пальто "
Информация для воспитателя: ребенок предпочитает не представить, а увидеть смешное действие, поэтому следует поощрять детей к показу, как они "едят" мяч, ходят на четвереньках и т.д.
5.Игры в заданном ключе. Детям предлагается ситуация, а они должны придумать и разыграть ее продолжение. Например,что могло бы произойти, если бы вы оказались в гостях у роботов или в стране, где все сделано из шоколада, или превратились бы в человека-невидимку.
6.Игры с числами.
Я называю число, а дети придумывают к названному числу смешные действия. Например, " Сто". Дети продолжают:" Сто шоколадок мы проглотили, сто башмаков мы износили, сто собак мы накормили "и т.д.
"Я съел...тысячу котлет, миллион крокодилов "и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нарушение слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста
Если в речи дошкольника имеются перестановки, пропуски или добавление лишних звуков и слогов, значит, структура слова воспроизводится неверно.Например, ребенок говорит «мицаней» или «милицилинел» вмес...
Речевой материал по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста.
Среди нарушений речи у детей дошкольного возраста одним из наиболее трудных для коррекции является нарушение слоговой структуры слов. Это нарушение характеризуется трудностями в произношении слов сло...
Профилактика и коррекция нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с учетом ФГОС ДО.
Ведущая форма работы с детьми дошкольного возраста является игра. Предлагаю вашему вниманию серии игр «Бесполезное – полезно» и «Весёлая затея». Я уверенна, что забавные игры понравятся педагогам, род...
Преодоление нарушений слоговой структуры слов у детей дошкольного возраста с ОНР
Коррекция слоговой структуры слова - одна из приоритетных задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими системные нарушения речи....
Нарушение слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста
Данные речевые игры помогут развить фонематический слух, сформировать слоговую структуру слов; закрепить умения правильно делить слова на слоги....
Специфика нарушений слоговой структуры слов у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Речевой акт-это лингвистический и философский термин, относящийся к любому действию, которое включает в себя произнесение слов. Не существует четких грамматических правил для речевого акта; все, ...
Консультация «Преодоление нарушений слоговой структуры речи у детей дошкольного возраста»
Консультация «Преодоление нарушений слоговой структуры речи у детей дошкольного возраста»...