Преодоление нарушений слоговой структуры слов у детей дошкольного возраста с ОНР
презентация к уроку по логопедии (подготовительная группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Преодоление нарушений слоговой структуры слов у детей дошкольного возраста с ОНР | 1.37 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность С каждым годом увеличивается число детей, страдающих тяжелыми нарушениями речи. У большинства из них в той или иной степени присутствует нарушение слоговой структуры слова. Коррекция слоговой структуры слова - одна из приоритетных задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими системные нарушения речи. Искажения слогового состава слова признаны ведущими и стойкими проявлениями в структуре речевого дефекта детей с общим недоразвитием речи. Для того чтобы помощь этим детям была максимально эффективной, необходимы ранняя диагностика и соответствующая коррекционная работа.
Цель. Применение коррекционной системы, разработан-ной согласно особенностям нарушения слоговой структуры у детей, позволяют значительно снизить выраженность данного нарушения. И зучение особенностей коррекции нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи. Гипотеза.
Задачи. В соответствии с целью и гипотезой были поставлены следующие задачи: 1. Изучить теоретические научные источники, посвященные нарушениям слоговой структуры слова. 2. Выявить особенности коррекции нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи. 3. Провести исследование нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Ход исследования: 1. Констатирующий эксперимент. Изучение нарушений слоговой структуры слова у группы детей с общим недоразвитием речи. 2. Формирующий эксперимент. Проведение коррекции выявленных нарушений слоговой структуры слова с помощью логопедической работы. 3. Контрольный эксперимент. Повторное изучение нарушений слоговой структуры слова у группы детей с общим недоразвитием речи с целью выявления различий с результатами констатирующего эксперимента и эффективности коррекционной работы.
А. К. Маркова выделяет следующие типы нарушений слоговой структуры слова. Усечение слогового контура слова за счет выпадения целого слога или нескольких слогов, или слогообразующей гласной (например, «весипед» или «сипед» вместо «велосипед», «прасоник» вместо «поросенок»). Инертное застревание на каком-либо слоге (например, «вввводичка» или «ва-ва-водичка»). Особенно опасна персеверация первого слога, поскольку может перерасти в заикание. Уподобление одного слога другому (например, «мимидор» вместо «помидор»). Добавление лишней слогообразующей гласной на стыке согласных, за счет чего увеличивается количество слогов (например, «дупело» вместо «дупло»). Нарушение последовательности слогов в слове (например, «чимхистка» вместо «химчистка»). Слияние частей слов или слов в одно (например, «персин» — персик и апельсин, «деволяет» — девочка гуляет).
Методика обследования состояния слоговой структуры слов
1- состояние звукопроизношения, 2 - состояние фонематических процессов, 3 - словарного запаса, 4 – звуко-слоговой структуры слов, 5 - грамматического строя речи, 6 - связной речи, 7- памяти, 8 - объема и концентрации внимания, 9- мышления, 10 - слухового, зрительного и пространственного восприятия, 11 - состояния моторно-двигательной функции.
Подготовительный этап Работа на невербальном материале Работа на вербальном материале Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти на материале неречевых звуков. Работа над ритмом. Формирование общей координации движений под ритмическую музыку: маршировка, легкий бег, ходьба. Упражнения на развитие динамического праксиса рук. Упражнения на развитие координации рук: выполнение движений одновременно обеими руками. Графические упражнения на переключение. Игры и упражнения, направленные на формирование таких пространственно-временных представлений, как начало, середина, конец; перед, за, после; первый, последний. Упражнения на развитие слухового восприятия, на формирование умения слушать речь взрослого, выполнять простые инструкции, поручения по заданию. Игровые занятия на развитие подражательности. Детей обучают неосознанному членению слов на слоги, послоговому проговариванию слова. Воспроизведение слова сопровождается отхлопыванием с соблюдением ритма. Проговариваются прямые одинаковые слоги , слоги с разными звуками , закрытые и обратные слоги .
Коррекционный этап Уровень гласных звуков. Уровень слогов. Уровень слова. Фонематический и слоговой анализ слов. Фонематический и слоговой синтез слов. Смешанные упражнения на анализ и синтез слов. Фонематические представления. Отработка слоговой структуры слов на материале чистоговорок, законченных предложений, стихов и других текстов. Проводится на вербальном материале и состоит из нескольких уровней. Особое значение на каждом уровне отводится «включению в работу» помимо речевого анализатора также слухового, зрительного и тактильного.
Обучающие программы для детей
1- состояние звукопроизношения, 2 - состояние фонематических процессов, 3 - словарного запаса, 4 – звуко-слоговой структуры слов, 5 - грамматического строя речи, 6 - связной речи, 7- памяти, 8 - объема и концентрации внимания, 9- мышления, 10 - слухового, зрительного и пространственного восприятия, 11 - состояния моторно-двигательной функции.
Заключение Экспериментальное обучение проводилось с учетом особенностей нарушения слоговой структуры у детей с ОНР. Логопедическая работа базировалась на принципах системности в обучении, комплексности, наглядности и доступности, постепенного усложнения речевого материала и характера заданий. Применение коррекционной системы, разработанной согласно особенностям нарушения слоговой структуры у детей, позволяют значительно снизить выраженность данного нарушения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речевой материал по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста.
Среди нарушений речи у детей дошкольного возраста одним из наиболее трудных для коррекции является нарушение слоговой структуры слов. Это нарушение характеризуется трудностями в произношении слов сло...
Система работы по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста
В данной методической разработке описываются направления работы по коррекции слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста. Методы и прёмы, которые наиболее зффективны при преодолении данного ...
Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с ОНР
В статье представлена система работы по коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного с общим недоразвитием речи. Представлены игры и упражнения на развитие как речевых, так и нереч...
СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
В книге изложена система специальных упражнений, направленных на преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста....
СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
В книге изложена система специальных упражнений, направленных на преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста. Пр...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ - ЛОГОПЕДОВ. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ- ЛОГОПЕДА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Консультация для учителей - логопедов ДОУ. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ- ЛОГОПЕДА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Основной э...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ - ЛОГОПЕДОВ. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Федорова Зоя Владимировна, учитель – логопед МДОУ «Детский сад № 41» КГО Консультация для учителей - логопедов ДОУИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ СЛОГ...