Специфика нарушений слоговой структуры слов у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
статья по логопедии
Речевой акт-это лингвистический и философский термин, относящийся к любому действию, которое включает в себя произнесение слов. Не существует четких грамматических правил для речевого акта; все, от полных предложений до отдельных слов, включены. Они могут включать в себя заявления, речь, которая что-то выполняет, и слова, которые имеют какой-то эффект.Речевой акт можно разделить на одну из нескольких категорий: высказывания, иллокутивные акты и перлокутивные акты. Все три действия могут быть предварительными, если они относятся к одной и той же теме.
Речь человека – это непрерывный поток звуков, который не является сплошным. С фонетической точки зрения его можно разделить на определенные единицы. Фонемы редко произносятся изолировано, они, обычно, встречаются последовательно. Фонематические последовательности делятся на более мелкие единицы – слоги. Слоги являются минимальными единицами звучащей речи: говорящий человек произносимые слова делит не на отдельные звуки речи, а на слоги.
Существует четыре вида слогов: открытый – это слог, который заканчивается гласным звуком, закрытый – это слог, который заканчивается согласным звуком, прикрытый – это слог, который начинается с согласного звука и неприкрытый – это слог, который начинается с гласного звука.
Слоговая структура словхарактеризуется следующими параметрами: количество слогов в слове, порядок слогов в слове, сохранение структуры отдельного слога: количество и порядок звуков в слоге.
Дети учатся подразделять слова на слоги бессознательно, и деление на слоги основано на четком проговаривании слогов в слове [2].
Как правило, после трех лет слоговая структура слова, в основном, сформирована, но иногда нарушения слоговой структуры слова сохраняются и неуклонно появляются в речи ребенка в старшем дошкольном возрасте. Такое нарушение речи входит в структуру дефекта общего недоразвития речи. В сочетании с нарушением звукового произношения (физиологические расстройства, с нарушением звуковой полноты слов, нарушения слоговой структуры слова часто делают речь непонятной для других. Ее основная развивающая функция, коммуникативная, нарушена.
Общее недоразвитие речи – это отсутствие или грубое недоразвитие всех структурных компонентов речи как системы: фонетики, лексики и грамматики. Но при этом дети имеют нормальный слух и первично сохранный интеллект.
Дети проходят через много этапов усвоения речи, пока они учатся общаться. Что нормально в речи ребенка одного возраст может быть признаком проблемы у ребенка старшего возраста. Речевые нарушения характеризуются сложностью в продуцировании правильных образцов речи. Расстройство речи может иметь негативные социальные последствия, особенно для детей младшего дошкольного возраста. Из-за нарушения речи ребенок может быть объектом издевательств. Запугивание может привести к снижению самооценки. Кроме того, наличие расстройства речи может привести к тому, что некоторые дети, а в будущем и взрослые люди, будут иметь страх перед публичными выступлениями.
Эксперты говорят, что речевые расстройства можно определить практически с первых дней жизни ребенка. В первую очередь это указывает на монотонный слабый крик малыша.
Если ребенок испытывает эти проблемы, то у него могут быть нарушения речевого развития. Для того чтобы узнать причину их возникновения и установить точный диагноз, следует обратиться к таким специалистам:
1) отоларинголог (проверка слуха ребенка);
2) невролог (определить, является ли у ребенка органическое поражение центральной нервной системы, в том числе речевых центров коры головного мозга);
3) детский психолог, логопед или терапевт (для определения состояния невербального интеллекта);
4) преподаватель-логопед (для окончательного диагноза).
Структура речевого дефицита и процессы компенсации зависят от момента наступления повреждения головного мозга. По результатам клинических исследований, нарушения в деятельности головного мозга обусловлены временным фактором и размером и местом расположения очага поражения. Самые тяжелые повреждения головного мозга наблюдаются при нейроинфекциях, опухолях, черепно-мозговых травмах в пренатальный, натальный и постнатальный период развития.
Недоразвитие моторных, либо сенсорных, речевых либо интеллектуальных функций определяется временным периодом поражения центральной нервной системы.
Не устраненные нарушения речи могут заставить человека испытывать большую тревогу. Со временем это беспокойство может вызвать тревожные расстройства или фобии во время публичных выступлений. Ранняя коррекция нарушенной речи может помочь предотвратить развитие тревожных расстройств или фобий.
Нарушение структуры слова является ключевым симптомом общего недоразвития речи у ребенка. А отсутствие искажений слоговой композиции слова позволяет усомниться в этом [3].
Формирование слоговой структуры слова связано с ассимиляцией лексико-грамматической стороны речевого и звукового анализа, влияет на успешность овладения письмом и чтением [1].
При искажении структуры отдельного слога, отмечаются отсутствие стечений согласных звуков, добавление гласных звуков в слог, а также элизии (сокращения согласных звуков при стечении, парафазии (замены одного слога другим слогом, персеверации (циклические повторения слогов, антиципации (взаимозамены предыдущих звуков последующими звуками, контаминации (сливания и смешивание слов) [4].
Классификацию слоговой структуры слов, которая идентифицирует 14 типов слоговой структуры слова в соответствии с возрастающей степенью сложности, предложила А. К. Маркова. Усложнение слоговой структуры слова заключается в увеличении числа и использовании различных типов слогов.
Отсутствие сформированности слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи имеет характеристику в соответствии с уровнем развития речи.
Дошкольники не могут усвоить и правильно воспроизводить слоговую структуру слов. Такие нарушения имеют место быть при ОНР (I, кода слова представляют собой аморфные слова-корни. Неговорящим детям, как правило, нет необходимости подражать словам взрослых. При наличии имитационной деятельности речь представляет собой слоговые комплексы, включающие в свой состав два или три звука с нарушенной артикуляцией. При ОНР (II) усвоение и правильное воспроизведение слоговой структуры слов получается более успешно. Дошкольники правильно произносят основу слова, но сэлементами фонетической недостаточности. Звуко-слоговой состав односложных, двусложных слов из открытых слогов без стечения согласных воспроизводится правильно
однако, в некоторых случаях, дети не могут повторять слова с двумя слогами, хотя некоторые звуки, составляющие эти слова, изолированно произносятся правильно.
Выраженные трудности возникают у детей при воспроизведении слоговой структуры слов со стечением согласных. Четырехсложные слова, слова с пятью слогами и более сложной слоговой структурой произносятся детьми настолько искаженно, что становится невозможным определить его лексический смысл.
На третьем уровне речевого развития расширяется объем используемых слов разной слоговой структуры и звуконаполняемости, включая правильное произношение гласных и наиболее простых согласных звуков. В большинстве случаев воспроизводится слоговая структура 2-3-4 сложных слов. Грубое нарушение слоговой структуры слова проявляется при воспроизведении слов с слиянием согласных, а также малознакомых и незнакомых слов.
На четвертом уровне речевого развития характерная особенность нарушения структуры слога заключается в том, что, понимая смысл слова, ребенок не сохраняет его фонематический образ в памяти.И в результате есть искажение звуконаполняемости в разных вариантах: персеверации, перестановки звуков и слогов, элизии, парафазии и в редких случаях – опускание слогов.
Таким образом, стойкие искажения слоговой структуры слова у дошкольника старше четырехлетнего возраста свидетельствуют об общем недоразвитии речи. В логопедической практике выделяют следующие основные нарушения слоговой структуры слова у дошкольников: нарушения количества слогов, нарушения последовательности слогов в слове, перестановки звуков и слогов, персеверации, элизии, парафазии и др.
Литература
1. Большакова С. Е. Формируем слоговую структуру слова. М.: ТЦ Сфера, 2006.
2. Логопедия. Основы теории и практики / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичива. М.: Эксмо, 2016.
3. Ткаченко Т. А. Слоговая структура слова. Коррекция нарушений. Логопедическая тетрадь. М.: Книголюб, 2008.
4. Четверушкина Н. С. Слоговая структура слова: система коррекционных упражнений для детей 5-7 лет. М.: Гном Пресс, 2006.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roslyakova_l.a_statya.docx | 20.82 КБ |
Предварительный просмотр:
СПЕЦИФИКА НАРУШЕНИЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Речевой акт-это лингвистический и философский термин, относящийся к любому действию, которое включает в себя произнесение слов. Не существует четких грамматических правил для речевого акта; все, от полных предложений до отдельных слов, включены. Они могут включать в себя заявления, речь, которая что-то выполняет, и слова, которые имеют какой-то эффект. Речевой акт можно разделить на одну из нескольких категорий: высказывания, иллокутивные акты и перлокутивные акты. Все три действия могут быть предварительными, если они относятся к одной и той же теме.
Речь человека – это непрерывный поток звуков, который не является сплошным. С фонетической точки зрения его можно разделить на определенные единицы. Фонемы редко произносятся изолировано, они, обычно, встречаются последовательно. Фонематические последовательности делятся на более мелкие единицы – слоги. Слоги являются минимальными единицами звучащей речи: говорящий человек произносимые слова делит не на отдельные звуки речи, а на слоги.
Существует четыре вида слогов: открытый – это слог, который заканчивается гласным звуком, закрытый – это слог, который заканчивается согласным звуком, прикрытый – это слог, который начинается с согласного звука и неприкрытый – это слог, который начинается с гласного звука.
Слоговая структура слов характеризуется следующими параметрами: количество слогов в слове, порядок слогов в слове, сохранение структуры отдельного слога: количество и порядок звуков в слоге.
Дети учатся подразделять слова на слоги бессознательно, и деление на слоги основано на четком проговаривании слогов в слове [2].
Как правило, после трех лет слоговая структура слова, в основном, сформирована, но иногда нарушения слоговой структуры слова сохраняются и неуклонно появляются в речи ребенка в старшем дошкольном возрасте. Такое нарушение речи входит в структуру дефекта общего недоразвития речи. В сочетании с нарушением звукового произношения (физиологические расстройства), с нарушением звуковой полноты слов, нарушения слоговой структуры слова часто делают речь непонятной для других. Ее основная развивающая функция, коммуникативная, нарушена.
Общее недоразвитие речи – это отсутствие или грубое недоразвитие всех структурных компонентов речи как системы: фонетики, лексики и грамматики. Но при этом дети имеют нормальный слух и первично сохранный интеллект.
Дети проходят через много этапов усвоения речи, пока они учатся общаться. Что нормально в речи ребенка одного возраст может быть признаком проблемы у ребенка старшего возраста. Речевые нарушения характеризуются сложностью в продуцировании правильных образцов речи. Расстройство речи может иметь негативные социальные последствия, особенно для детей младшего дошкольного возраста. Из-за нарушения речи ребенок может быть объектом издевательств. Запугивание может привести к снижению самооценки. Кроме того, наличие расстройства речи может привести к тому, что некоторые дети, а в будущем и взрослые люди, будут иметь страх перед публичными выступлениями.
Эксперты говорят, что речевые расстройства можно определить практически с первых дней жизни ребенка. В первую очередь это указывает на монотонный слабый крик малыша.
Если ребенок испытывает эти проблемы, то у него могут быть нарушения речевого развития. Для того чтобы узнать причину их возникновения и установить точный диагноз, следует обратиться к таким специалистам:
- отоларинголог (проверка слуха ребенка);
- невролог (определить, является ли у ребенка органическое поражение центральной нервной системы, в том числе речевых центров коры головного мозга);
- детский психолог, логопед или терапевт (для определения состояния невербального интеллекта);
- преподаватель-логопед (для окончательного диагноза).
Структура речевого дефицита и процессы компенсации зависят от момента наступления повреждения головного мозга. По результатам клинических исследований, нарушения в деятельности головного мозга обусловлены временным фактором и размером и местом расположения очага поражения. Самые тяжелые повреждения головного мозга наблюдаются при нейроинфекциях, опухолях, черепно-мозговых травмах в пренатальный, натальный и постнатальный период развития.
Недоразвитие моторных, либо сенсорных, речевых либо интеллектуальных функций определяется временным периодом поражения центральной нервной системы.
Не устраненные нарушения речи могут заставить человека испытывать большую тревогу. Со временем это беспокойство может вызвать тревожные расстройства или фобии во время публичных выступлений. Ранняя коррекция нарушенной речи может помочь предотвратить развитие тревожных расстройств или фобий.
Нарушение структуры слова является ключевым симптомом общего недоразвития речи у ребенка. А отсутствие искажений слоговой композиции слова позволяет усомниться в этом [3].
Формирование слоговой структуры слова связано с ассимиляцией лексико-грамматической стороны речевого и звукового анализа, влияет на успешность овладения письмом и чтением [1].
При искажении структуры отдельного слога, отмечаются отсутствие стечений согласных звуков, добавление гласных звуков в слог, а также элизии (сокращения согласных звуков при стечении), парафазии (замены одного слога другим слогом), персеверации (циклические повторения слогов), антиципации (взаимозамены предыдущих звуков последующими звуками), контаминации (сливания и смешивание слов) [4].
Классификацию слоговой структуры слов, которая идентифицирует 14 типов слоговой структуры слова в соответствии с возрастающей степенью сложности, предложила А.К. Маркова. Усложнение слоговой структуры слова заключается в увеличении числа и использовании различных типов слогов.
Отсутствие сформированности слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи имеет характеристику в соответствии с уровнем развития речи.
Дошкольники не могут усвоить и правильно воспроизводить слоговую структуру слов. Такие нарушения имеют место быть при ОНР (I), кода слова представляют собой аморфные слова-корни. Неговорящим детям, как правило, нет необходимости подражать словам взрослых. При наличии имитационной деятельности речь представляет собой слоговые комплексы, включающие в свой состав два или три звука с нарушенной артикуляцией. При ОНР (II) усвоение и правильное воспроизведение слоговой структуры слов получается более успешно. Дошкольники правильно произносят основу слова, но сэлементами фонетической недостаточности. Звуко-слоговой состав односложных, двусложных слов из открытых слогов без стечения согласных воспроизводится правильно
однако, в некоторых случаях, дети не могут повторять слова с двумя слогами, хотя некоторые звуки, составляющие эти слова, изолированно произносятся правильно.
Выраженные трудности возникают у детей при воспроизведении слоговой структуры слов со стечением согласных. Четырехсложные слова, слова с пятью слогами и более сложной слоговой структурой произносятся детьми настолько искаженно, что становится невозможным определить его лексический смысл.
На третьем уровне речевого развития расширяется объем используемых слов разной слоговой структуры и звуконаполняемости, включая правильное произношение гласных и наиболее простых согласных звуков. В большинстве случаев воспроизводится слоговая структура 2-3-4 сложных слов. Грубое нарушение слоговой структуры слова проявляется при воспроизведении слов с слиянием согласных, а также малознакомых и незнакомых слов.
На четвертом уровне речевого развития характерная особенность нарушения структуры слога заключается в том, что, понимая смысл слова, ребенок не сохраняет его фонематический образ в памяти. И в результате есть искажение звуконаполняемости в разных вариантах: персеверации, перестановки звуков и слогов, элизии, парафазии и в редких случаях – опускание слогов.
Таким образом, стойкие искажения слоговой структуры слова у дошкольника старше четырехлетнего возраста свидетельствуют об общем недоразвитии речи. В логопедической практике выделяют следующие основные нарушения слоговой структуры слова у дошкольников: нарушения количества слогов, нарушения последовательности слогов в слове, перестановки звуков и слогов, персеверации, элизии, парафазии и др.
Литература
- Большакова С.Е. Формируем слоговую структуру слова. М.: ТЦ Сфера, 2006.
- Логопедия. Основы теории и практики / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичива. М.: Эксмо, 2016.
- Ткаченко Т.А. Слоговая структура слова. Коррекция нарушений. Логопедическая тетрадь. М.: Книголюб, 2008.
- Четверушкина Н.С. Слоговая структура слова: система коррекционных упражнений для детей 5-7 лет. М.: Гном Пресс, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нарушение слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста
Если в речи дошкольника имеются перестановки, пропуски или добавление лишних звуков и слогов, значит, структура слова воспроизводится неверно.Например, ребенок говорит «мицаней» или «милицилинел» вмес...
Речевой материал по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста.
Среди нарушений речи у детей дошкольного возраста одним из наиболее трудных для коррекции является нарушение слоговой структуры слов. Это нарушение характеризуется трудностями в произношении слов сло...
Профилактика и коррекция нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с учетом ФГОС ДО.
Ведущая форма работы с детьми дошкольного возраста является игра. Предлагаю вашему вниманию серии игр «Бесполезное – полезно» и «Весёлая затея». Я уверенна, что забавные игры понравятся педагогам, род...
Преодоление нарушений слоговой структуры слов у детей дошкольного возраста с ОНР
Коррекция слоговой структуры слова - одна из приоритетных задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими системные нарушения речи....
Нарушение слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста
Данные речевые игры помогут развить фонематический слух, сформировать слоговую структуру слов; закрепить умения правильно делить слова на слоги....
Система работы по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста
В данной методической разработке описываются направления работы по коррекции слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста. Методы и прёмы, которые наиболее зффективны при преодолении данного ...
Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с ОНР
В статье представлена система работы по коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного с общим недоразвитием речи. Представлены игры и упражнения на развитие как речевых, так и нереч...