Консультация «Преодоление нарушений слоговой структуры речи у детей дошкольного возраста»
консультация по развитию речи

Галенских Кристина Александровна

Консультация «Преодоление нарушений слоговой структуры речи у детей дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл preodoleie_narusheniy_slogovoy_struktury_rechi.docx20.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 города Данкова Липецкой области

Консультация «Преодоление нарушений слоговой структуры речи у детей дошкольного возраста»

Разработчик

Галенских Кристина Александровна

учитель - дефектолог

 

Преодоление нарушений слоговой структуры речи у детей дошкольного возраста

В соответствии с принципами психолого- педагогической классификации речевых нарушений выделена категория детей с такими нарушениями, как общее недоразвитие речи (ОНР) при котором отмечается недостаточная сформированность всех языковых структур. Речь страдает как целостная функциональная система, нарушены все ее компоненты : фонетико- фонематическая сторона, лексика, грамматический строй. При осложненных формах помимо перечисленных компонентов речи, дополнительно нарушена слоговая структура слова. Под понятием «слоговая структура» слова принято подразумевать взаиморасположение и связь слогов в слове. При нормальном развитии ребенка овладение им слоговой структурой происходит постепенно, через ряд сменяющихся фраз. К трем годам все трудности слогообразования оказываются преодоленными. В этом же возрасте появляется так называемое языковое чутье, когда ребенок способен оценить правильность и выявить дисгармонию не только своего, но и чужого высказывания. При нарушенном речевом развитии искажение слогового состава слова существует достаточно длительное время, что свидетельствует о стойкости дефекта, о невозможности самостоятельного его устранения, о необходимости своевременного выявления оказания логопедической помощи.

Наиболее характерными являются следующие нарушения слоговой структуры слова :

  1. Нарушение количества слогов.

- сокращение (пропуск слога) «маток – молоток»

- опускание слогообразующей гласной «пинино – пианино»

- увеличение числа слогов за счет вставки гласных в стечение согласных «команата – комната»

  1. Нарушение последовательности слогов в слове.

- перестановка слогов «деворе – дерево»

-перестановка звуков соседних слогов «гебемот – бегемот»

  1. Искажение структуры отдельного слога.

- сокращение стечений согласных «тул – стул»

- вставки согласных в слог «лимонт – лимон»

  1. Уподобление слогов «кококосы – абрикосы»

5.Персеверации (циклическое повторение, настойчивое воспроизведение «били били били текарь – библиотекарь»

  1. Антиципации (замена предшествующих звуков последующими)
  2. Контаминации (смешение элементов слов)«в долодильнице – в холодильнике и хлебнице».

Нарушение слоговой структуры слова удерживается в речи дошкольников с ОНР дольше, чем недостатки произношения отдельных звуков. Слоговая структура слова, усвоенная в изолированном произношении, нередко вновь искажается при включении слова во фразу или самостоятельную речь. Большое значение для правильного произнесения слогового состава слова степень знакомства с ним.

Малознакомые слова искажаются чаще, чем слова хорошо известные ребенку.

Важнейшее значение в работе имеет индивидуальный подход к детям, который предполагает учет психических особенностей, работоспособность, речевые возможности и характер нарушения слоговой структуры слова. Необходимо тщательно и последовательно отработать каждый тип слоговой структуры. Необходимо привлечение внимания ребенка к слоговому, артикуляционному, фонетическому и морфологическому составу слова, что происходит через систему игр и упражнений.

Можно предложить следующие направления в работе над слоговым составом слова :

  1. формирование предпосылок развития слоговой структуры слова.

1.1 Упражнения на развитие оптико-пространственной ориентации.

Например: Взрослый называет действие предмета или только предмет. Ребенок отвечает, далеко это или близко (высоко-низко).

1.2 Упражнения на развитие ориентации в пространстве (на листе бумаги).

Например: от ребенка требуется найти лишнюю фигуру среди подобных, но перекинутых в пространстве. Ребенок должен продолжить ряд.

1.3 Упражнения на развитие динамической и ритмической организации движений.

Например: удержание динамических программ. Это артикуляционные упражнения, упражнения для рук, для тела. Ребенок повторяет ритмические рисунки за взрослым (отстукивание, отхлопывание, притопывание).

  1. работа над гласными и слогами.

2.1 Работа над гласными.

Точное восприятие и четкая артикуляция гласных предупреждает замещение гласных и переустановку слогов.

Упражнение 1. Ребенок повторяет пары, тройки и большее количество звуков. А-И А-И-О У-А-И-О

Упражнение 2. Тренировка высоты, громкости, силы голоса и темпа произношения.

Ребенок произносит ряд гласных:

-на одном выдохе, при этом плавно (либо отрывисто);

- громко, тише, совсем тихо;

- со сменой высоты голоса;

- быстро (либо медленно).

2.2 Работа над слогами.

Упражнение 1. Упражнение состоит в повторении рядов, начиная с двух-трех слогов. Берутся слоги :

- с общим согласным Ма-Мо-Му-Мы

- с общим гласным Бу-Ву-Ку

- закрытые слоги МАК-МОК-МУК-МЫК

- прямые и обратные слоги с твердыми и мягкими согласными

БА-БЯ АП-АПЬ ВА-ВИ УФ-УФЬ

Упражнение 2. Работа над слогами со стечением согласных.

- открытые и закрытые КНА- АКН

слоги со сменой позиции согласного МНА – НМА

- цепочки слогов МНА-МНО-МНУ-МНЫ

  1. Работа над словами.

Упражнение 1. На различение длинных и коротких слов.

Упражнение 2. На отраженное скандированное повторение слов изучаемого типа. После того как учитель назовет слово, ребенок должен повторить и отстучать его по столу сопряжено. БЫ…СЫ, НЕ…БО, ЛЮ…ДИ

Упражнение 3. Звуковой анализ и синтез.

- подсчет слогов, называние одного, двух и т. д. слогов подряд, либо вразнобой.

- выбор подходящей схемы слова.

- анализ каждого слога (подсчет и перечисление звуков).

Данный вид работы особенно важен при изучении слов со стечением согласных.

Упражнение 4. На повторение рядов слов, близких по звуковому составу:

- отличающихся гласными звуками: СУК – СОК МЯЧ – МЕЧ МЕХ – МОХ

- отличающихся согласными звуками: СУК-СУП НОС-НОЖ

- отличающихся согласным звуком и местом ударения: ВОДА-СОДА ЛУНА-ЛУПА КОЖА-КОЗА

Упражнение 5. С прерстановкой слогов :

ЖИ-ЛЫ ЛЫ-ЖИ КИ-ПЯТ ПЯТ-КИ

  1. Отработка грамматических форм слов и включение их во фразу.

4.1. Упражнение на образование словосочетаний;

- образование Р. п. и мн. ч. С использованием слова – много-:

Дыня…. много дынь

Сова…. много сов

4.2. Упражнение на составление коротких предложений с изученными словами.

- предлагается подобрать к названиям редмета подходящее действие (стоит, спит) и составить предложение: Чайник…чайник стоит, Медведь…медведь спит.

-предлагается поставить слова в правильном порядке и назвать предложение: В, помидоры, теплице… В теплице помидоры.

Одним из видов заданий при работе над слоговым составом слова может быть работа со скороговорками. Скороговорки могут состоять из одного предложения. А могут иметь форму короткого стихотворения. Скороговорки сначала читают, и обязательно,  объясняют их значение, по мере их усвоения темп произнесения становится средним и ускоренным, но не очень быстрым. При этом ритм обязательно отхлопывается.

В процессе  работы над слоговой структуры слова могут использоваться различные виды игр и упражнений. Однако, работа с детьми, имеющими различные варианты отклоняющегося речевого развития, должна начинаться с младшей группы, что позволит избежать появления тяжелых проявлений искажения слогового состава слова.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевой материал по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста.

Среди нарушений речи у детей дошкольного возраста одним из наиболее трудных для коррекции является нарушение слоговой структуры слов. Это нарушение харак­теризуется трудностями в произношении слов сло...

Преодоление нарушений слоговой структуры слов у детей дошкольного возраста с ОНР

Коррекция слоговой структуры слова - одна из приоритетных задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими системные нарушения речи....

Система работы по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста

В данной методической разработке описываются направления работы по коррекции слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста. Методы и прёмы, которые наиболее зффективны при преодолении данного ...

Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с ОНР

В статье представлена система работы по коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного с общим недоразвитием речи. Представлены игры и упражнения на развитие как речевых, так и нереч...

СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

  В книге  изложена  система специальных упражнений, направленных  на преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ - ЛОГОПЕДОВ. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ- ЛОГОПЕДА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Консультация для учителей - логопедов ДОУ. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ- ЛОГОПЕДА  ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ  СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВ  У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Основной э...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ - ЛОГОПЕДОВ. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Федорова Зоя Владимировна, учитель – логопед МДОУ «Детский сад № 41» КГО Консультация для учителей  - логопедов ДОУИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ СЛОГ...