Нарушение слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста
консультация по логопедии на тему
Данные речевые игры помогут развить фонематический слух, сформировать слоговую структуру слов; закрепить умения правильно делить слова на слоги.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_slogovoy_struktury.doc | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Нарушение слоговой структуры слова
у детей дошкольного возраста.
Если в речи дошкольника имеются перестановки, пропуски или добавление лишних звуков и слогов, значит структура слова воспроизводится неверно.
Например, ребенок говорит «мицаней» или «милицилинел» - вместо милиционер; «игнутыный» или «ингулисний» вместо игрушечный и т. п.
В норме, дети уже в 3 года обнаруживают способность воспроизводить структуру слова по законам благозвучия, а языковая «чувствительность» к благозвучным канонам заложена в ребенке изначально, с рождения. В 1,5-2 года ребенок с ещё несформировавшимся звукопроизношением может сказать «малялеть» - самолет.
В возрасте 4-5 лет указанные явления являются сигналом стойкого нарушения слоговой структуры слова, и в таком случае ребенку требуется помощь специалиста - логопеда.
Самостоятельно такие нарушения не проходят.
Слоговая структура является необходимым элементом для формирования грамматического строя речи. Правильная речь имеет большое значение для ребенка при овладении грамотой и дальнейшего его успешного обучения в школе, и как следствие - становление полноценной личности.
При нарушении слоговой структуры у детей отмечаются типичные нарушения:
элизии (сокращения, пропуск слогов) («апельсин – писин, телевизор – тизий, капуста – пута»);
итерации (увеличение числа слогов за счет добавления слогообразуемой гласной) («чемодан – чиманадан, трава - тарава»);
антиципации (уподобление одного слога другому) («автомат – татамат), отдельные перестановки слогов и звуков («малоток – маталок, тамалок»);
сокращение стечений согласных звуков («шкаф – каф, бант – бат»);
искажения многосложного слогового состава незнакомого слова («магнитофон - мигифон», папоротник - папиик)
Маленькие дети могут переставлять, пропускать слоги в сложных по своей структуре словах. Если это нарушение проявляется каждый раз в одном и том же слове, необходимо на этом акцентировать внимание малыша, дать ему правильный образец, т.е. в медленном темпе произнесите слово сами, а потом вместе с ребенком до тех пор, пока он не сможет сказать его самостоятельно. Если ребенок переставляет слоги во многих словах, даже простых, (например, произносит «онга» вместо нога, «писось» вместо пылесос) необходимо заниматься с ребенком по преодолению этого нарушения. Искажение слоговой структуры слова у дошкольника старше 4-х лет свидетельствует о нарушении фонематического слуха и нарушении ритмической стороны речи. Поэтому, развивая эту сторону речи ребенка, мы будем развивать как фонематический слух, так и чувство ритма.
Дидактические игры на формирование
слоговой структуры слова.
Игра: «Отхлопай слово».
Оказывается любое слово можно отхлопать. Например, слово кошка. Мы его произносим по частям (хлопок на каждый слог: кош - ка.)
Попробуйте сами отхлопать слово самолет (3 хлопка, т.к. 3 слога: са-мо-лёт).
Игра: «Прошагай словечко».
Вы отхлопывали слова, а их можно и прошагать. Например, слово сани (сделать шаг на каждый слог). Сколько шагов сделали? - Совершенно верно – 2 шага. Слово дом. Сколько шагов сделали? - Один. Как вы думаете, это короткое слово или длинное? - Верно – короткое. Слово капуста. С правой ноги шагаем и проговариваем слово. Сколько шагов у вас получилось? - 3 шага. Это длинное слово или короткое? – Длинное.
Игра: «Сколько слогов в слове».
Мы слова отхлопывали, прошагали, то есть делили слова на части. Эти части называются слогами. Каждое слово состоит из какого-то количества слогов. Например, из 1 слога (1 хлопок - дом), из 2 слогов (2 хлопка – кук-ла), из 3 слогов (3 хлопка – бе-ге-мот), бывают даже из 4 слогов (4 хлопка – ка-ран-да-ши) и 5 слогов (5 хлопков – ве-ло-си-пе-дист). Это очень длинные слова.
Запомните правило: сколько в слове гласных звуков, столько и слогов (хлопков, шагов).
Маленькая хитрость, как себя можно проверить. Надо подложить ладошку под подбородок и сказать слово. Сколько раз подбородок коснется руки, столько и слогов в слове.
Игра: «Разложи игрушки» (мелкие игрушки из киндер-сюрприза).
Разложить игрушки по количеству слогов в коробочку. В первую ячейку мы положим игрушки, в названии которых - 1 слог, во вторую – 2 слога, в третью – 3 слога. Как проверить? Прохлопать, прошагать, проверить ладонью.
Игра: «Найди картинку».
Для закрепления умения делить слова на слоги можно использовать детские настольные игры, типа «Лото», «Зоопарк», картинки в детских книгах и журналах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реферат учителя-логопеда "Нарушение слоговой структуры у детей с ОНР. Методы, способы, этапы коррекционной работы."
тема « Коррекция нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с ОНР » является очень актуальной ,...
Презентация "Коррекция нарушений слоговой структуры у детей"
Презентация на тему:"Коррекция слоговой структуры у дошкольников по авторской методике Ткаченко Т.А"...
«КОРРЕКЦИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СОЧЕТАННЫМ ( ОНР + ЗПР) ДЕФЕКТОМ В УСЛОВИЯХ СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ»
Овладение речью — это сложный психический процесс. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, артикуляционный аппарат и слух малыша достигнут определенного уровня развития.Общее недо...
Система работы по коррекции слоговой структуры речи детей дошкольного возраста с ОНР.
Система работы по коррекции слоговой структуры речи детей с ОНР...
Нарушения слоговой структуры у детей дошкольного возраста
Нарушение слоговой структуры слов представляет значительную сложность для логопедической работы. Недостаточная степень коррекции данного вида фонологической патологии в дошкольном возрасте впосле...
РАЗВИТИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
НОРМЫ РАЗВИТИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРУ.НАРУШЕНИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ ТИПЫ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ...
"Виды нарушений слоговой структуры у детей с ТНР."
У детей имеющими ТНР я часто отмечаю нарушение слоговой структуры слова. Оно может проявляться по-разному – от незначительных сложностей при произношении слов в спонтанной речи до гру...
- Мне нравится (2)