РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
рабочая программа по логопедии (старшая группа) на тему
Программа для старшей и подготовительной группы детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа учителя-логопеда. | 37.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации “Об образовании”. Содержание рабочей программы соответствует федеральным государственным стандартам, устанавливаемым в соответствии с п. 2 ст. 7 Закона Российской Федерации “Об образовании”, образовательным требованиям; целям и задачам образовательной программы учреждения.
В основе создания этой программы использован опыт работы на дошкольном логопункте, подкреплённый современными коррекционно-развивающими программами Министерства Образования РФ, научно-методическими рекомендациями, инструктивными письмами, представленными в библиографии. В частности // “Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием” Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, “Программа логопедической работы по преодолению фонетико фонематического недоразвития у детей” Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, «Программа логопедической работы по предолению общего недоразвития речи у детей” Т.Б.Филичевой, Т.В.Тумановой“Программа коррекционно разивающей работы для детей с ОНР” Н.В.Нищевой.
Данные программы рассчитаны на работу в условиях логопедических групп специального детского сада, в связи с чем, не совсем подходят для использования на логопедическом пункте общеразвивающего детского сада и не предполагают использование новых методов, приёмов, технологий, не учитывают клинических особенностей детей, что является необходимым. Этим и обусловлена значимость написания рабочей программы, применение которой поможет детям с нарушением речевого развития осваивать основную образовательную программу; позволит своевременно, то есть ещё до поступления в школу, помочь детям в преодолении всех трудностей, которые являются причиной возникновения школьной дезадаптации.
Данная программа направлена на обеспечение системно-деятельностного подхода, положенного в основу ФГОС, и призвана способствовать разностороннему и целостному формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка .Программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребёнка дошкольного возраста с речевой патологией, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в массовой школе, а так же его социализации.
В МКДОУ Острогожский детский сад №8 осуществляется коррекция нарушений речи в условиях логопедического пункта. В связи с тем, что в общеобразовательных дошкольных учреждениях возросло количество детей с нарушениями речи, в том числе и детей с тяжелыми нарушениями речи, такими как, общее недоразвитие речи, возникла необходимость введения на логопедическом пункте при МКДОУ специализированных программ по коррекции данных нарушений. Исходя из этого, логопедическую деятельность необходимо адаптировать к условиям работы на логопедическом пункте при массовом детском саде.
В нашем дошкольном образовательном учреждении детский сад №8 реализуется программа “Исток”. Эта программа переработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования и направлена на обеспечение полноценного разностороннего развития ребенка с учетом его психологического возраста.
Детей с речевыми нарушениями рассматривают как группу педагогического риска, потому что их физиологические и психические особенности затрудняют успешное овладение ими учебным материалом в школе. Готовность к школьному обучению во многом зависит от своевременного преодоления нарушений речи. Дети с речевыми нарушениями нуждаются в особой организации коррекционно-логопедической помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям детей.
Характеристика речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием, и ОНР III -IVуровня речевого развития
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
В речи ребёнка с ФФНР отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. Определяющим признаком является пониженная способность к анализу и синтезу.
Следует подчеркнуть, что ведущим дефектом при ФФНР является несформированность процессов восприятия звуков речи.
К ОНР III-IV уровня отнесены дети с остаточными явлениями недоразвития лексико-грамматических и фонетико-фонематических компонентов языковой системы. Для детей данных уровней типичным является несколько вялая артикуляция звуков, недостаточная выразительность речи и нечёткая дикция. Незавершенность формирования звуко-слоговой структуры, смешение звуков, низкий уровень дифференцированного восприятия фонем являются важным показателем того, что процесс фонемообразования у детей не завершен.
Коррекционно-воспитательная работа с ФФНР и ОНР III (у. р. р.) строится с учетом особенностей психической деятельности детей. Таким образом, логопедическое воздействие органически связано с развитием у дошкольников внимания, памяти, умения управлять собой и другими психическими процессами.
Исходя из неоднородности состава детей на логопункте (с ФФНР и ОНР III -IV(у. р. р.), обусловленной различной этиологией нарушения, важно адаптировать программу учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей.
Цель программы:
Способствовать формированию полноценной фонетической системы языка, развивать фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки в различных ситуациях, развивать связную речь.
В процессе коррекционного обучения детей логопатов решаются следующие задачи:
- Раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений
- Формирование полноценных произносительных навыков
- Развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза
- Развитие внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении
- Обогащение словаря преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов
- Воспитание умения правильно составлять простое и сложное распространенное предложение; употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи
- Развитие связной речи в процессе работы над пересказом, с постановкой определенной коррекционной задачи по автоматизации в речи уточненных в произношении фонем
- Формирование предпосылок к овладению элементами грамоты
- Сроки реализации программного материала.
Программа по коррекции речевых нарушений рассчитана на 2 года обучения. Занятия проводятся индивидуально и подгруппами с 15 сентября по 15 мая.
Сроки коррекции могут варьироваться в зависимости от ряда факторов:
- степени выраженности речевого недоразвития
- компенсаторных возможностей ребенка
- психофизиологических особенностей ребенка
- состояния его интеллекта
- регулярности посещения ребенком занятий
- выполнения домашнего задания и т.д.
При различных речевых нарушениях коррекция охватывает разные этапы и периоды работы и имеет разную продолжительность.
Недоразвитие речи, затрагивающее только звукопроизносительную сторону, обозначают как ФД (фонетический дефект). Коррекция ФД охватывает I этап работы. Сроки коррекции обусловлены клиникой дефекта: 0,5-1 учебный год при стертой форме дизартрии и ринолалии-1-2 учебных года.
Недоразвитие речи, охватывающее звукопроизносительную сторону и фонематические процессы, обозначают как ФФНР (фонетико-фонематичсекое недоразвитие речи); обусловленное несфомированностью звукопроизносительной стороны речи и фонематических процессов. Сроки коррекции: 1-1,5 учебный год; при осложнении стертой формой дизартрии, ринолалией, логоневрозом сроки продлеваются до 2 лет.
Основные принципы
- Обогащение детского развития
- Построение коррекционной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка
- Создание и сотрудничество детей и взрослых в образовательных отношениях
- Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности
- Сотрудничество организации с семьей
- Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства
- Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности
- Адекватность требований, методов возрасту и особенностям развития ребенка
- Учет этнокультурной ситуации развития детей
Ожидаемые результаты реализации программы
- Правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи
- Дифференцировать все изученные звуки
- Называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах
- Находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове
- Различать понятия “звук”, “слог”, “предложение” на практическом уровне
- Различать понятия «звук», «твердый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук», на практическом уровне
- Производить элементарный звуковой анализ и синтез слов
- Овладеть интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов
Календарно-тематическое планирование
Название | ФН, ФФН, ОНР III-IV у детей 6-го года жизни | ФН, ФФН, ОНР III-IV у детей 7-го года жизни | ||||
Всего занятий в год | Подгруп- повые | Индиви-дуальные | Всего занятий в год | Подгруп-повые | Индиви-дуальные | |
132 | 66 | 66 | 136 | 68 | 68 | |
Формирование звукопроизношения | 116 | 50 | 66 | 103 | 35 | 68 |
Обучение связной речи | 16 | 16 | - | 15 | 15 | - |
Подготовка к обучению грамоте | 18 | 18 | - | |||
Количество часов | 38ч.30м. | 27ч.30м. | 11ч. | 45ч.35м. | 34ч. | 11ч.35м. |
Содержание логопедической работы на логопункте по преодолению ФН,ФФН,ОНР III-IVр.р. у детей 6-го года жизни.
I период (сентябрь-ноябрь) | ||
Основное содержание работы | ||
Произношение | Фонематическое восприятие | Развитие речи |
Выработка дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата. Развитие речевого дыхания. Уточнение правильного произношения сохранных звуков: гласные — [а], [у], [и], [о], [э], [ы], согласные — [м] — [м’], [н] — [н’], [п] — [п’], [т] — [т’], [к] — [к’], [ф] — [ф’], [д] — [д’], [в] — [в’], [б] — [б’], [г] — [г’] и т. д. Произнесение ряда гласных на твердой и мягкой атаке, с различной силой голоса и интонацией: • изолированно; • в слогах (воспроизведение звуко-слоговых рядов с различной интонацией, силой голоса, ударением; воспроизведение ритмических рисунков, предъявленных логопедом; произнесение различных сочетаний из прямых, обратных и закрытых слогов); • в словах; • в предложениях. Развитие навыков употребления в речи восклицательной, вопросительной и повествовательной интонации. Постановка отсутствующих в речи звуков (в соответствии с индивидуальными особенностями речи детей). Автоматизация поставленных звуков; • изолированно; • в открытых слогах (звук в ударном слоге); • в обратных слогах; • в закрытых слогах; • в стечении с согласными; • в словах, где изучаемый звук находится в безударном слоге. | Развитие способности узнавать и различать неречевые звуки. Развитие способности узнавать и различать звуки речи по высоте и силе голоса. Дифференциация речевых и неречевых звуков. Развитие слухового внимания к звуковой оболочке слова, слуховой памяти. Различение слогов, состоящих из правильно произносимых звуков. Знакомство детей с анализом и синтезом обратных слогов. Преобразование слогов за счет изменения одного звука. Различение интонационных средств выразительности в чужой речи. Различение односложных и многосложных слов. Выделение звука из ряда других звуков. Выделение ударного гласного в начале слова, выделение последнего согласного звука в слове. Выделение среднего звука в односложном слове. Практическое усвоение понятий “гласный — согласный” звук. | Закрепление навыка употребления категории множественного числа существительных. Закрепление навыка употребления формы родительного падежа с предлогом у.Согласование притяжательных местоимений мой, моя, мое с существительными мужского, женского, среднего рода. Закрепление навыка употребления категории числа и лица глаголов настоящего времени. Закрепление навыка употребления в самостоятельной речи категорий прошедшего времени глаголов множественного числа. Составление предложений по демонстрации действий. Объединение этих предложений в короткий текст. |
II период (декабрь-февраль) | ||
Продолжение работы над развитием подвижности органов артикуляционного аппарата. Постановка отсутствующих звуков: [л], [л’], [р], [р’]. Автоматизация ранее поставленных звуков в предложениях и коротких текстах (см. развитие речи). Автоматизация произношения вновь поставленных звуков: • изолированно; • в открытых слогах (звук в ударном слоге); • в обратных слогах; • в закрытых слогах; • в стечении с согласными; • в словах, где изучаемый звук находится в безударном слоге. Дифференциация на слух сохранных звуков (с проговариванием), различающихся: • по твердости — мягкости [м] — [м’], [н] — [н’], [п] — [п’], [т] — [т’], [к] — [к’], [ф] — [ф’], [д] — [д’], [в] — [в’], [б] — [б’], [г] — [г’]; • по глухости — звонкости: [п] — [б], [к] — [г], [т] — [д]; а также: • в обратных слогах; • в слогах со стечением двух согласных; • в словах и фразах | Определение наличия звука в слове. Распределение предметных картинок, названия которых включают: • дифференцируемые звуки; • определенный заданный звук. На этом же материале: • определение места звука в слове; • выделение гласных звуков в положении после согласного в слоге; • осуществление анализа и синтеза прямого слога; • выделение согласного звука в начале слова; • выделение гласного звука в конце слова. Практическое знакомство с понятиями “твердый — мягкий звук” и “глухой — звонкий”. Формирование умения различать и оценивать правильные эталоны произношения в чужой и собственной речи. Различение слов, близких по звуковому составу; определение количества слогов (гласных) в слове. Дифференциация на слух сохранных звуков (без проговаривания): • по твердости — мягкости ([м] — [м’], [н] — [н’], [п] — [п’], [т] — [т’], [к] — [к’], [ф] — [ф’], [д] — [д’], [в] — [в’], [б] — [б’]; [г] — [г’]); • по глухости — звонкости: [п] — [б], [к] — [г], [т] — [д]; • в обратных слогах; • в слогах со стечением двух согласных; • в словах и фразах; • составление предложений с определенным словом; • анализ двусловного предложения; • анализ предложения с постепенным увеличением количества слов. | Закрепление в самостоятельной речи навыка: • согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже и образования относительных прилагательных; • согласования порядковых числительных с существительными. Закрепление умения: • подбирать однокоренные слова; • образовывать сложные слова; • составлять предложения по демонстрации действий, картине, вопросам; • распространять предложения за счет введения однородных подлежащих, сказуемых, дополнений, определений; • составлять предложения по опорным словам; • составлять предложения по картине, серии картин, пересказывать тексты, насыщенные изучаемыми звуками; • заучивать стихотворения, насыщенные изучаемыми звуками. Закрепление знаний и умений, полученных ранее, на новом словесном материале. |
III период (март-май) | ||
Автоматизация поставленных звуков в собственной речи. Дифференциация звуков по месту образования: • [с] — [ш], [з] — [ж]; • [р] — [л]; • в прямых и обратных слогах; • в слогах со стечением трех согласных; • в словах и фразах; • в стихах и коротких текстах; • закрепление умений, полученных ранее, на новом речевом материале. | Составление схемы слова с выделением ударного слога. Выбор слова к соответствующей графической схеме. Выбор графической схемы к соответствующему слову. Преобразование слов за счет замены одного звука или слога. Подбор слова с заданным количеством звуков. Определение последовательности звуков в слове (спеллинг). Определение порядка следования звуков в слове. Определение количества и порядка слогов в слове. Определение звуков, стоящих перед или после определенного звука. Составление слов из заданной последовательности звуков. | Активизация приобретенных навыков в специально организованных речевых ситуациях; в коллективных формах общения детей между собой. Развитие детской самостоятельности при оречевлении предметно-практической деятельности с соблюдением фонетической правильности речи. |
Расписание занятий в логопедическом пункте
Дни недели | Формы работы | ||
индивидуальная | подгрупповая | групповая | |
пн | 8.00-10.30 | 10.30-12.00 | |
вт | 9.30-12.00 | 8.30-9.30 | 8.00-8.30 |
ср | 8.00-10.30 | 10.30-12.00 | |
чт | 9.30-12.00 | 8.30-9.30 | 8.00-8.30 |
пт | 8.00-10.30 | 10.30-12.00 |
Планирование занятий с детьми, имеющими диагноз
ФН,ФФН,ОНР III -IVур.р. 6-го года жизни
I период -2 половина сентября-1 половина ноября 9 недель. 18 занятий-2 занятия в неделю, 7 час.30 мин.
II период –2 половина ноября-1 половина февраля 12 недель, 24 занятий – 2 занятия в неделю,
10 час.
III период – 2 половина февраля– май 12 недель, 24 занятие – 2 занятия в неделю, 10 час.
- звукопроизношение + связная речь
Всего 66 занятий в год, 27 час.30 мин.
С 15 мая – повторение пройденного материала
Планирование занятий с детьми, имеющими диагноз
ФН,ФФН,ОНР III -IVур.р. 7-го года жизни
I период – сентябрь-октябрь 7 недель 13 занятий-2 занятия в неделю, 6 ч 30 мин.
II период –ноябрь-февраль. 16 недель,32 занятия – 2 занятия в неделю, 16 час.
III период-март-май 11,5 недель 23 занятия-2 занятия в неделю,11 час.30 мин.
- звукопроизношение, подготовка к обучению грамоте + связная речь
Всего 68 занятий в год 34 час.
С1 июня– повторение пройденного материала.
Форма организации обучения – подгрупповая, в микрогруппах и индивидуальная. Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения, по 7 человек, периодичность занятий – 2 раза в неделю, 30 минут для детей подготовительного возраста, 25 минут для детей старшего возраста.
Продолжительность занятий с детьми: ФН – от 3 до 6 месяцев;
ФФН и ФН– 1 год
ОНР-III-IV ур.р. – 1-2 года.
Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи. Результаты логопедического обучения отмечаются в речевой карте ребёнка.
Индивидуальные занятия.
Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей, продолжительность индивидуальных занятий 10 минут.
ФН – 2 раза в неделю;
ФФН – 2 раза в неделю;
ОНР-III-IV ур.р – 2-3 раза в неделю.
Планируемые результаты реализации программы
- Правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи
- Дифференцировать все изученные звуки
- Называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах
- Находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове
- Различать понятия “звук”, “слог”, “предложение” на практическом уровне
- Различать понятия «звук», «твердый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук», на практическом уровне
- Производить элементарный звуковой анализ и синтез слов
- Овладеть интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов
Условия реализации программы
Необходимым условием реализации программы является наличие в дошкольном учреждении магнитофона, компьютера, также возможность педагога использовать технические средства обучения.
Занятия по каждой теме проводятся в игровой форме:
- «Путешествие в Звукоград», «Звуки заблудились», «Буратино в стране знаний», «Телеграф», «Перевёртыши», «Словесный сад”, “Слоговые шары” и др.
- Лексические игры и дидактические игры: “Путешествие солнечного лучика», «Помоги Незнайке исправить ошибки», «Телефон», «В гостях у Федоры», «Цветик-семицветик», «В стране волшебника Гудвина», «Фантазёры» и др.
- Диски с программами «Учись говорить правильно», «Маленький искатель», «Гарфилд малышам», «Игры для Тигры»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа коррекционно-развивающей работы в старшей группе компенсирующего вида для детей с ОНР
В рабочей программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон и связной речи детей старшего ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы во II младшей логопедической группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи
Программа является первой ступенью в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ с общим недоразвитием речи и предназначена для работы логопеда в младшей логопедической группе. Данная рабочая...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в старшей – подготовительной логопедической группе для детей с ОНР
Данная программа разработана в соответствии с ФГОС (по плану предложенному Бетц Л. Л., Цукановой С. П.)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно - развивающей работы с детьми 4-5, 5-6 лет по развитию речи и профилактике логопедических нарушений «Волшебные звуки»
Данная коррекционно-развивающая программа разработана в целях оказания логопедической помощи в первую очередь дошкольникам, имеющим нарушение звукопроизношения с фонетическими и фонематическими наруше...
Рабочая программа коррекционно-развивающей работы в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи
Данная программа разработана на основе «Адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжёлыми нарушениями речи, с учётом «Примерной комплексной образо...
Рабочая программа коррекционно-развивающей работы в подготовительной к школе группе для детей с нарушениями зрения
Программа учитывает особые образовательные потребности дошкольников с нарушениями зрения и обеспечивает коррекцию и компенсацию зрительной недостаточности, преодоление вторичных отклонений и всесторон...
Комментарии
Подробная и грамотно
Подробная и грамотно составленная программа.