РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в старшей – подготовительной логопедической группе для детей с ОНР
рабочая программа по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Данная программа разработана в соответствии с ФГОС (по плану предложенному Бетц Л. Л., Цукановой С. П.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 171.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 393 «Росток» компенсирующего вида
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
коррекционно-развивающей работы
в старшей – подготовительной
логопедической группе для детей с ОНР
на 2015-2017 гг.
Составил: учитель-логопед Михеева Снежана Викторовна
г. Новосибирск
Пояснительная записка
Дошкольные образовательные учреждения являются первой ступенью непрерывного образования и входят в систему общественного дошкольного воспитания. Им принадлежит ведущая роль в воспитании и развитии детей, в подготовке их к школе.
В настоящее время в нашем дошкольном образовательном учреждении реализуется программа «Развитие», разработанная сотрудниками Учебного центра имени Л. А. Венгера. Данная программа рассчитана на дошкольников без речевой патологии.
На сегодняшний день актуальна проблема сочетаемости коррекционной и общеразвивающей программы с целью построения комплексной коррекционно-развивающей модели, в которой определено взаимодействие всех участников образовательного процесса в достижении целей и задач образовательной программы детского сада.
Решение данной проблемы возможно через разработку рабочей программы, интегрирующей содержание комплексной и коррекционных программ.
Настоящая программа носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для обучения и воспитания детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи, принятых в логопедическую группу на два года.
Теоретической и методологической основой коррекционного обучения являются принципы, разработанные в логопедии и дефектологии (Л.С. Выготский, Р.Е. Левина и др.):
- Принцип раннего воздействия на речевую деятельность с целью предупреждения вторичных отклонений.
- Принцип развития и опоры на онтогенез (учёт закономерностей развития детской речи в норме). При этом предполагается анализ объективных и субъективных условий формирования речевой функции ребёнка, выявление ведущего речевого дефекта и обусловленных им недостатков психического развития. Это учитывается при планировании коррекционной работы.
- Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных компонентов речи.
- Принцип связи речи с другими сторонами психического развития.
Очень важно, чтобы процесс нормализации речи детей осуществлялся с учётом общедидактических и специальных принципов:
- Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей.
- Принцип коммуникативно-деятельного подхода к развитию речи.
- Принцип формирования элементарного осознания явлений языка.
- Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.
- Комплексность воздействия на ребенка.
- Воздействие на все стороны речи.
- Опора на сохранные звенья.
- Учет закономерностей онтогенеза.
- Учет ведущей деятельности.
- Учет индивидуальных особенностей ребенка.
- Воздействие на микросоциальное окружение.
Основной базой рабочей программы являются:
- образовательная программа детского сада «Развитие +»;
- Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4-7 лет). – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2006.
- ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 2-е изд. испр.. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 336 с.
Методическое обеспечение рабочей программы:
1. Арганович З.Е. Сборник домашних заданий для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. – СПб: Детство – Пресс, 2003.
2. Арганович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. – СПб: Детство – Пресс, 2002.
3. Гомзяк О.С. Говорим правильно. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе . —— М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007.
5. Коноваленко В.В., Коноваленко СВ. Развитие связной речи: Фронтальные логопедические занятия по лексико-грамматическим темам «Зима» и «Осень» в подготовительной к школе группе для детей с ОНР — М.: Гном-пресс, 1998.
6. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Автоматизация звуков у детей (4 альбома): дидактический материал для логопедов. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009.
7. Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушениями речи: конспекты занятий. — М.: ТЦ Сфера, 2001.
8. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб: Детство – Пресс, 2003.
9. Нищева Н.В. Картотеки методических рекомендаций для родителей дошкольников с ОНР. – СПб: Детство – Пресс, 2002.
10. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. – М.: Владос, 1999.
11. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. "Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста". Практическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 2004.
13. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. 2. Второй год обучения (подготовительная группа). – М.: Альфа, 1993.
Целью программы является построение двухгодичной системы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР в возрасте с 5 до 7 лет, предусматривающей полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов ДОУ и родителей (законных представителей) дошкольников. Комплексность педагогического воздействия направлена:
- На обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у дошкольников старшего - подготовительного возраста с общим недоразвитием речи и выравнивание речевого и психофизического развития воспитанников, их всестороннее гармоничное развитие.
- На предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием речевой системы старших дошкольников, и обеспечение равных стартовых возможностей воспитанников при поступлении в школу.
- На осуществление своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса.
В логопедической группе коррекционное направление работы, за организацию функционирование которого несет ответственность учитель-логопед, является ведущим, а общеобразовательное — подчиненным. Все педагоги, следят за речью детей и закрепляют речевые навыки, сформированные учителем-логопедом. Кроме того, все специалисты под руководством учителя-логопеда занимаются коррекционной работой, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов. Все специалисты в своей работе учитывают возрастные и личностные особенности детей, состояние их двигательной сферы, характер и степень нарушения речевых и неречевых процессов: пространственного гнозиса и праксиса, слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти и т.д. Воспитатель, музыкальный руководитель, руководитель физического воспитания осуществляют общеобразовательные мероприятия, предусмотренные программой массового детского сада, занимаются умственным, нравственным, эстетическим, физическим, патриотическим воспитанием, обеспечивая тем самым гармоничное всестороннее развитие воспитанников.
Основные задачи коррекционного обучения:
- Формирование полноценной фонетической системы языка (воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения, слоговой структуры, фонематического слуха и восприятия).
- Подготовка к обучению грамоте. Овладение элементами грамоты.
- Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса дошкольников с ОНР, т.е. практическое усвоение лексических средств языка.
- Формирование грамматического строя речи, т.е. практическое усвоение грамматических средств языка.
- Развитие навыков связной речи дошкольников.
- Развитие коммуникативности и успешности в общении.
Характеристика дошкольников с общим недоразвитием речи.
В теории и практике логопедии под общим недоразвитием речи (в дальнейшем ОНР) понимается такая форма речевой патологии, при которой нарушается формирование каждого из компонентов речевой системы: словарного запаса, грамматического строя, звукопроизношения, при нормальном слухе и относительно сохранном интеллекте. В группу с ОНР объединяются дети с различными нозологическими формами речевых нарушений (дизартрия, алалия, ринолалия, афазия) в случаях, когда наблюдается единство патологических проявлений по трем указанным компонентам. Но, несмотря на различную природу дефектов, у детей с ОНР имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности: позднее появление экспрессивной речи, резко ограниченный словарный запас, выраженный аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования, специфические нарушения слоговой структуры слов, несформированность связной речи.
У детей с ОНР наблюдаются и особенности познавательной деятельности. Для детей с общим недоразвитием речи характерен низкий уровень развития основных свойств внимания. У некоторых из них отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения.
Речевое отставание отрицательно сказывается и на развитии памяти. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у таких детей заметно снижены по сравнению с нормально говорящими сверстниками вербальная память и продуктивность запоминания. Дети часто забывают сложные инструкции, опускают некоторые их элементы, меняют последовательность предложенных заданий. Нередки ошибки дублирования при описании предметов, картинок. Отмечается низкая активность припоминания, которая сочетается с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности.
Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает некоторые специфические особенности мышления. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети, однако, отстают в развитии наглядно-образной сферы мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением. Для многих из них характерна ригидность мышления.
Наряду с общей соматической ослабленностью этим детям присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции.
Речевое недоразвитие у детей дошкольного возраста может быть выражено в разной степени: от полного отсутствия речевых средств общения до развернутых форм связной речи с элементами фонетико-грамматического недоразвития.
Р. Е. Левина в зависимости от степени тяжести речевого дефекта различает три уровня речевого развития, выделяемые на основе анализа степени сформированности различных компонентов языковой системы.
1 уровень ОНР характеризуется либо полным отсутствием речи, либо наличием лишь ее элементов (так называемые “безречевые дети”). У детей этого уровня общее недоразвитие речи сочетается с рядом неврологических и психопатологических синдромов. Это осложненный вариант ОНР церебрально-органического генеза, при котором имеет место дизонтогенетически энцефалопатический симптомокомплекс нарушений.
При тщательном неврологическом обследовании детей 1 уровня ОНР, выявляется ярко выраженная неврологическая симптоматика, свидетельствующая не только о задержке созревания ЦНС, но и о негрубом повреждении отдельных мозговых структур. Среди неврологических синдромов у детей второй группы наиболее частыми являются следующие:
- гипертензионно-гидроцефальный синдром (синдром повышенного внутричерепного давления);
- церебрастенический синдром (повышенная нервнопсихическая истощаемость)
- синдромы двигательных расстройств (изменение мышечного тонуса).
Клиническое и психолого-педагогическое обследование детей 1 уровня выявляет наличие у них характерных нарушений познавательной деятельности, обусловленных как самим речевым дефектом, так и низкой работоспособностью.
Активный словарь таких детей состоит из небольшого числа нечетко произносимых обиходных слов, звукоподражаний и звуковых комплексов, которые часто сопровождаются жестами, мимикой. Значительная ограниченность активного словаря проявляется в том, что одним и тем же словом ребенок обозначает несколько понятий. Дифференцированное обозначение предметов и действий почти отсутствует. Названия действий заменяются названиями предметов. Фразовая речь отсутствует. Дети используют однословные слова-предложения. Звукопроизношение характеризуется смазанностью, невозможность произнесения многих звуков. Слоговая структура сильно нарушена. В речи детей преобладают 1-2-сложные слова.
2 уровень речевого развития детей характеризуется начатками общеупотребительной речи. Общение осуществляется не только с помощью жестов, мимики и несвязных слов, но и путем употребления достаточно постоянных, хотя и очень искаженных в фонетическом и грамматическом отношении речевых средств. Дети начинают пользоваться фразовой речью и могут ответить на вопросы, беседовать со взрослым по картинке о знакомых событиях окружающей жизни, однако рассказ ребенка строится примитивно и чаще всего сводится к перечислению увиденных событий и предметов, поскольку дети с этим уровнем речевого развития связной речью практически не владеют. В их речи дифференцированно обозначаются названия предметов, действий, отдельных признаков. На этом уровне возможно употребление в речи местоимений, союзов, некоторых предлогом в их элементарных значениях. Дети могут отвечать на вопросы, с помощью педагога беседовать по картинке, рассказывать о семье.
Анализ детских высказываний и их сопоставление с темпом и качеством усвоения речи детьми без отклонений в развитии убедительно показывают наличие резко выраженного недоразвития речи. Дети пользуются предложениями только простой конструкции, состоящими из двух-трех, редко четырех слов. Лексический запас отстает от возрастной нормы. Это проявляется в незнании слов, обозначающих, например, различные части тела (туловище, локоть, плечи, шея и т. д.), названии животных и их детенышей (осел, волк, черепаха, жираф, поросенок, жеребенок и т. д.), различных профессий (балерина, повар, певица, летчик, капитан, шофер), предметов мебели (раскладушка, табуретка, скамья) и т. д.
Отмечаются ограниченные возможности использования детьми не только предметного словаря, но и словаря действий, признаков. Они не знают многие цвета, формы и размера предметов и т. д. Нередко дети заменяют слова другими, близкими по смыслу, например, суп льет вместо наливает. Навыками словообразования они практически не владеют. Отмечаются грубые ошибки в употреблении ряда грамматических конструкций.
Выраженные трудности испытывают дети при использовании предложных конструкций: часто предлоги опускаются, а существительные употребляются в именительном падеже, возможна и замена предлога. Союзы и частицы употребляются крайне редко. Фонетическая сторона речи отстает от возрастной нормы: у детей нарушено произношение согласных. Грубые ошибки отмечаются в воспроизведении слов разного слогового состава, перестановка и добавление слогов.
При воспроизведении контура слов нарушается как слоговая структура, так и звуконаполняемость: наблюдаются перестановки слогов, звуков, замена и уподобление слогов, выпадение звуков в позиции стечения согласных, недостаточность фонематического слуха, а в связи с этим — неподготовленность к овладению звуковым анализом и синтезом.
Группой ученых – В. П. Глуховым, Т. Б. Филичевой, Н. С. Жуковой, Е. М. Мастюковой, С. Н. Шаховской, проводившими специальные исследования независимо друг от друга, установлено, что у детей 3 уровня развития имеют место признаки лишь общего недоразвития речи, без других выраженных нарушений нервно-психической деятельности. Это неосложненный вариант ОНР. У этих детей отсутствуют локальные поражения центральной нервной системы. В их анамнезе нет четких указаний на выраженные отклонения в протекании беременности и родов. Лишь у одной трети обследуемых при подробной беседе с матерью, выявляются факты не резко выраженного токсикоза второй половины беременности или недлительной асфиксии в родах. В этих случаях часто можно отметить недоношенность или незрелость ребенка при рождении, его соматическую ослабленность в первые месяцы и годы жизни, подверженность детским и простудным заболеваниям.
В психическом облике этих детей отмечаются отдельные черты общей эмоционально волевой незрелости, слабая регуляция произвольной деятельности.
Отсутствие парезов и параличей, выраженных подкорковых и мозжечковых нарушений свидетельствует о сохранности у них первичных (ядерных) зон речедвигательного анализатора. Отмечаемые же малые неврологические дисфункции в основном ограничиваются нарушениями регуляции мышечного тонуса, недостаточностью тонких дифференцированных движений пальцев рук, несформированностью кинестетического и динамического праксиса. 3-й уровень ОНР характеризуется развернутой разговорной фразовой речью, отсутствуют грубые отклонения в развитии различных сторон речи. Но при этом отмечаются фонетико-фонематические и лексико-грамматические недостатки. Наиболее отчетливо они проявляются в разных видах монологической речи. Ограниченность словарного запаса, отставание в овладении грамматическим строем родного языка затрудняют процесс развития связной речи, переход от диалогической формы речи к контекстной.
Вариативность проявлений общего недоразвития речи у детей не исчерпывается тремя уровнями речевого развития. Указания на это содержатся в работах ряда исследователей.В результате длительного комплексного психолого-педагогического изучения детей с ОНР Т.Б. Филичевой была выявлена еще одна категория детей с ОНР, «у которых признаки речевого недоразвития оказываются «стертыми» и не всегда правильно диагностируются как системное и стойкое недоразвитие речи». Автором было организовано углубленное психолого-педагогическое исследование данной категории детей по специально разработанной методике, в результате чего были установлены специфические особенности проявления общего недоразвития речи у этой группы детей, которые могут быть определены как 4 уровень речевого развития.
Этот уровень характеризуется незначительным нарушением в формировании всех компонентов языковой системы, которое выявляется в процессе углубленного логопедического обследования при выполнении детьми специально подобранных заданий. Общее недоразвитие речи четвертого уровня определяется автором как своеобразная стертая или легкая форма речевой патологии, при которой у детей отмечаются неявно выраженные, но стойкие нарушения в овладении языковыми механизмами словообразования, словоизменения, в употреблении слов сложной структуры, некоторых грамматических конструкций, недостаточный уровень дифференцированного восприятия фонем и др.
Характеристика дошкольников старшей логопедической группы
№ | Ф. И.О. ребенка | Дата рождения | Заключение ПМПК при поступлении | Дата проведения ПМПК, № протокола | ||
1 | Блажеева Ксения Владимировна | 10.01.2010 | ОНР, II-III уровень речевого развития. Стертая дизартрия. | 20.05.2014, № 1 До школы | ||
2 | Бурнина Ксения Петровна | 26.09.2010 | ОНР, II уровень речевого развития. Дизартрия. | 20.05.2014, № 2 До школы | ||
3 | Блинкова Варвара Александровна | 17.11.2010 | ОНР, II уровень речевого развития. Дизартрия. | 20.05.2014, № 3 На 3 года | ||
4 | Кузнецова Марина Сергеевна | 02.07.2010 | ОНР, II-III уровень речевого развития. Стертая дизартрия. | 20.05.2014, № 4 До школы | ||
5 | Пьянзин Степан Игоревич | 20.12.2010 | ОНР, II уровень речевого развития. Дизартрия. | 20.05.2014, № 5 На 3 года | ||
6 | Чанышев Богдан Денисович | 14.12.2010 | ОНР, II-III уровень речевого развития. Стертая дизартрия. | 20.05.2014, № 6 На 3 года | ||
7 | Епанчин Роман Алексеевич | 08.09.2010 | ОНР, II уровень речевого развития. Дизартрия. | 20.05.2014, № 8 До школы | ||
8 | Темников Артём Сергеевич | 11.12.2009 | ОНР, II-III уровень речевого развития. Дизартрия. | 20.05.2014, № 18 До школы | ||
9 | Бабаскин Арсений Геннадьевич | 03.02.2010 | ОНР, II-III уровень речевого развития. Дизартрия. | 21.05.2014, № 11 До школы | ||
10 | Киселева Ксения Алексеевна | 04.10.2010 | ОНР, II уровень речевого развития. Дизартрия. | 21.05.2014, № 12 На 3 года | ||
11 | Долинич Дмитрий Денисович | 24.04.2010 | ОНР, II-III уровень речевого развития. Стертая дизартрия. | 21.05.2014, № 13 До школы | ||
12 | Сафонова София Ивановна | 27.12.2009 | ОНР, II-III уровень речевого развития. Стертая дизартрия. | 21.05.2014, № 14 До школы | ||
13 | Лучинин Роман Дмитриевич | 27.03.2010 | ОНР, II-III уровень речевого развития. Дизартрия. | 21.05.2014, № 15 До школы | ||
14 | Баскакова Татьяна Алексеевна | 18.12.2009. | ОНР, I - II уровень речевого развития. Дизартрия | 25.04.2013, № 57 3 года | ||
15 | Просеков Александр Иванович | 21.10.2009 | ОНР, 1 уровень речевого развития по типу моторной алалии | № 61 от 25. 04. 2013 Повторный осмотр через 1 год | ||
ОНР, II уровень речевого развития. | 20.05.2014, № 16 До школы | |||||
16 | Смирнов Егор Александрович | 27. 12. 2009 | ОНР, III уровень речевого развития. Стертая дизартрия. Познавательное развитие соответствует возрастной норме. | 20.05.2015, № 507, До школы | ||
17 | Горбенко Милана Максимовна | 28.01.2010 | ОНР, III уровень речевого развития. Стертая дизартрия. Познавательное развитие соответствует возрастной норме | 20.05.2015, Заключение № 496, До школы | ||
18 | Кувяткина Екатерина Александровна | 29.01.2011 | ОНР, II-III уровень речевого развития. Дизартрия. Познавательное развитие соответствует возрастной норме | 20.05.2015, Заключение № 498, До школы |
Характеристика дошкольников подготовительной логопедической группы
19 | Вострокнутов Дмитрий Андреевич | 19.07. 2009 | ОНР, III уровень речевого развития. Стертая дизартрия | 21.04.2014 № 16 2 года |
20 | Усик Арина Алексеевна | 01. 11. 2009 | ОНР, III уровень речевого развития. Стертая дизартрия | 21.04.2014 № 2 2 года |
21 | Бутаков Матвей Алексеевич | 16.11.2009 | ОНР, III уровень речевого развития. Стертая дизартрия | 21.04.2014 № 1 2 года |
22 | Сапрыкин Андрей Эдуардович | 27. 11. 2009 | ОНР, III уровень речевого развития. Стертая дизартрия | 21.04.2014 № 3 2 года |
23 | Клипачева Анастасия Николаевна | 14. 10. 2009 | ОНР, III уровень речевого развития. Дизартрия. Парциальная несформированность вербально-логического компонента ВПФ у ребенка с признаками интрапунитивного типа реагирования | 28.10.2014 № 694 До школы |
24 | Пахомова Ксения Юрьевна | 09.12.2008. | ОНР, II-III уровень речевого развития. Стертая дизартрия | 24.04.2013, № 45, 2 года |
ФФНР, стертая дизартрия. Познавательное развитие соответствует возрасту | № 499 от 20.05.2015 До школы | |||
25 | Минор Анастасия Денисовна | 19.04.2009. | ОНР, II-III уровень речевого развития. Стертая дизартрия | 23.04.2013, № 42, 2 года |
ФФНР, стертая дизартрия. Познавательное развитие соответствует возрастной норме | № 500 от 20.05.2015 До школы |
Особенности организации образовательного процесса в старшей и подготовительной логогруппах.
Программа предназначена для детей со вторым – третьим, третьим уровнем ОНР от 5 до 7 лет в логопедической группе для детей с нарушениями речи.
Нормативный срок освоения данной программы - два года. Основной формой обучения являются логопедические занятия. Количество занятий распределено по периодам и году обучения.
Сетка логопедических занятий в старшей группе
Понедельник | |
Вторник | |
Среда | |
Четверг | |
Пятница |
Сетка занятий в подготовительной группе
Понедельник | |
Вторник | |
Среда | |
Четверг | |
Пятница |
Программа разработана в соответствии с Федеральными Государственными требованиями. Каждое занятие учебного плана решает как коррекционно-развивающие, так и воспитательно-образовательные задачи, которые определяются с учетом специфики различных видов деятельности, возрастных и индивидуально-типологических особенностей детей с ОНР и НРСХ. Соотношение этих задач, преобладание коррекционно-развивающего или воспитательно-образовательного компонента изменяется в зависимости от сроков пребывания детей в условиях логопедической группы и выраженности недостатков развития речи. Рабочая программа не является статичной по своему характеру. Темы занятий могут видоизменяться в зависимости от возможностей и потребностей воспитанников.
Предусмотрены следующие виды логопедических занятий:
-Подгрупповые занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи (2 раз в неделю)
-Индивидуальные занятия по коррекции дефектов звукопроизношения (3 раза в неделю).
Форма организации занятий – подгрупповая и индивидуальная. Продолжительность занятий: 30 минут для детей подготовительного возраста, 25 минут для детей старшего возраста (согласно нормативам «Санитарно-эпидимиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПин 2.4.1.1249-03», утверждённых Главным государственным врачом Российской Федерации). Для подгрупповых занятий объединяются дети, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения, по 5-7 человек. Коррекция произношения может осуществляться во время общеобразовательных занятий воспитателя (кроме занятий по развитию речи и математике). Занятия носят индивидуальный и подгрупповой характер. Микрогрупповые занятия для 3-4 детей организуются на этапе автоматизации звука в текстах, а также для подгрупп, состоящих из двух детей, на этапе автоматизации звука в словах, фразах. Продолжительность индивидуального занятия составляет 15-20 минут, подгруппового - 30 минут.
При проведении индивидуальной коррекционной работы по исправлению недостатков звукопроизношения, учителю-логопеду необходимы четкая организация работы, знание особенностей речи и личности ребенка, учет специфических проявлений дефекта (нарушение звукопроизношения при дислалии, ринолалии, дизартрии и др.).
Циклограмма деятельности учителя-логопеда
День недели
| Время | НОД |
Понедельник | ||
Вторник | ||
Среда | ||
Четверг | ||
Пятница |
На протяжении учебного года (с сентября по май включительно) учитель-логопед оформляет пять видов документации:
- речевую карту на каждого ребенка;
- перспективный и календарный план работы;
- индивидуальные тетради на каждого ребенка;
- тетрадь для вечерних занятий воспитателя по заданию учителя-логопеда;
- годовой отчет о результатах коррекционного обучения.
Итак, функции деятельности учителя-логопеда:
- информационная (сбор информации о детях дошкольного возраста, информирование о деятельности группы родителей, органов управления образования);
- диагностическая (проведение мероприятий по диагностике речевого развития ребёнка, определение перспективных путей развития и их решения);
- коррекционная (проведение намеченных мероприятий по решению логопедических проблем воспитанников);
- консультативная (проведение консультаций с родителями по обозначенным проблемам, проведение индивидуальных и групповых занятий с родителями и детьми, стендовое консультирование через логопедические уголки в раздевалке группы);
- координационно-организационная (организация работы по оказанию помощи родителям ребёнка, ведение отчётной документации);
- методическая (разработка методического обеспечения функционирования логопедических групп ДОУ, консультативно-методическая, просветительская работа среди специалистов).
Функции определяют должностные обязанности и годовой план работы учителя-логопеда ДОУ.
д
Годовой план работы учителя-логопеда
№ п/п | Содержание работы | Форма работы | Период | Необходимые условия |
1. | Документальный блок - составление графика работы; - составление циклограммы деятельности; - разработка планов (годового, перспективного); - подготовка и заполнение речевых карт; - составление индивидуальных маршрутов коррекционного обучения; - отчет о проделанной коррекционной работе за учебный год. | Работа с документацией | 1 -2 неделя сентября | Тетради, компьютер, речевые карты |
2. | Диагностический блок Сбор медицинских и педагогических сведений о раннем развитии детей. Углублённое логопедическое обследование:
Проведение начальной, промежуточной и итоговой диагностики состояния речи детей. | Знакомство с медицинскими картами, беседа с родителями Диагностика | Сентябрь 1 -2 неделя сентября Сентябрь, январь, май | Диагностические материалы, тесты, тесты-игры, тесты-упражнения |
3. | Блок коррекционно-развивающей работы по развитию всех сторон речи Фронтальные и подгрупповые занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи. Индивидуальные занятия по формированию правильного звукопроизношения. | Занятия Индивидуальные занятия | В течение учебного года | Календарно-тематическое планирование по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию самостоятельной развернутой фразовой речи. Календарный план. Конспекты, дидактический материал, игры, пособия. Дидактический материал, игры, пособия. |
4. | Блок профилактической и консультативной работы Оказание консультативной помощи педагогам ДОУ: 1. Результаты логопедического обследования. Направления коррекционно – воспитательной работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи. 2. Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста. 3. Загадка как средство развития речи и мышления. 4. Работа по развитию артикуляционной моторики. 5. Развитие лексико-грамматических представлений у детей с общим недоразвитием речи 6. Вербальные и невербальные коммуникации. 7. Обогащение словаря детей с ОНР антонимами и синонимами. 8. Развитие внимания и памяти детей. 9. Анализ совместной работы логопеда и воспитателей за учебный год. Обсуждение рабочих моментов. Рекомендации по работе воспитателя в летний период. Оказание консультативной помощи родителям детей с проблемами в развитии речи: Выступления на родительских собраниях. Первое родительское собрание. Цель: рассказать родителям о речевых нарушениях детей, познакомить родителей с программой коррекционного обучения. - рассказ о возможных последствиях нарушений произношения при отсутствии коррекции; - знакомство родителей с программой коррекционного обучения; - рекомендации логопеда по выполнению домашних заданий. Второе родительское собрание Цель: подвести итоги за 1 полугодие (кратко освещаетя динамика речевого развития детей, определяются последующие задачи и содержание занятий, требования к речи детей) Третье родительское собрание Цель: подвести итоги всей коррекционной работы за год, сделать анализ повторного обследования речи детей, рекомендации к их дальнейшему обучению. Консультации для родителей: 1. Индивидуальные консультации для родителей по результатам логопедического обследования. 2. Рекомендации по развитию мелкой моторики пальцев рук. 3. Формирование правильного речевого дыхания. 4. Роль родителей в развитии речи детей. 5. Развитие внимания и памяти детей. 6. Игры по развитию словаря. 7.Осуществление контроля за качеством детской речи 8.Рекомендации родителям на летний период Консультирование родителей по необходимости, по запросу родителей. | Консультации, беседы Собрания Консультации | Сентябрь Сентябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май 1 неделя октября Январь Май Сентябрь, май Октябрь
Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Май В течение года | Спец. литература Протоколы родительских собраний Устная информация, письменные материалы |
5. | Блок методического обеспечения Пополнение учебно-методического комплекса - новинки методической литературы; - пополнение имеющихся и создание новых картотек по коррекционной работе с детьми; - пополнение консультаций для педагогов и родителей; Пополнение учебно-дидактического комплекса - новые игры и игрушки для работы с детьми - пособия для фронтальной и индивидуальной работы с детьми. Участие в МО учителей-логопедов. | В течение года В течение года В течение года | Картотека артикуляционной и пальчиковой гимнастики, книги, консультации для родителей Дидактические игры и пособия : игра «Подбери схему», «Различай звуки», «Игры с прищепками», «Руки развиваем – буквы собираем», « Домики для звуков и букв», пособия для развития силы выдоха «Помоги бабочке перелететь с цветка на цветок», «Снежинки», бумажный театр по сказкам «Теремок», «Колобок», «Курочка Ряба», «Петушок и бобовое зёрнышко», «Кот в сапогах», дидактический материал к занятиям «Времена года в картинах художников», «Кем быть?», «Мамы всякие нужны», настольно-печатные дидактические игры серии «Играйка» (автор Нищева Н.В.) | |
6. | Блок повышения квалификации - изучение нормативных документов, программ, методических рекомендаций по организации логопедической помощи детям; - изучение требований государственного стандарта, базовых и тематических программ для ДОУ; - изучение новинок методической литературы и специальных журналов; - изучение материалов городского методического кабинета, методического объединения логопедов, участие в педагогических советах ДОУ. | В течение года |
Основой планирования коррекционной работы в соответствии с требованиями программы является тематический подход, обеспечивающий концентрированное изучение материала: ежедневное многократное повторение, что позволяет организовать успешное накопление и актуализацию словаря дошкольников и согласуется с задачами всестороннего развития детей, отражает преемственность в организации коррекционно-развивающей работы во всех возрастных группах. Лексический материал отбирается с учетом этапа коррекционного обучения, индивидуальных, речевых и психических возможностей детей, при этом принимаются во внимание зоны ближайшего развития ребенка, что обеспечивает развитие его мыслительной деятельности и умственной активности.
Концентрированное изучение материала служит эффективным средством установления более тесных связей между специалистами, так как они работают на протяжении недели в рамках общей лексической темы. В рамках изучения каждой темы учитель-логопед и воспитатели проводят работу по уточнению, обогащению и активизации словаря, формированию навыков словоизменения и словообразования, развитию связного высказывания
Содержание логопедических занятий в старшей группе с ОНР определяются следующими направлениями коррекционного обучения:
- Развитие понимания речи.
- Активизация речевой деятельности и развитие лексико-грамматических средств языка.
- Развитие произносительной стороны речи.
- Развитие самостоятельной фразовой речи.
В итоге логопедической работы воспитанники старшей группы должны научиться:
- Понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;
- Фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
- Правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;
- Пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными предложениями и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;
- Владеть элементарными навыками пересказа;
- Владеть навыками диалогической речи;
- Владеть навыками словообразования: продуцировать названия имен существительных от глаголов, прилагательных от имен существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм имен существительных;
- Грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родо-видовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и некоторые сложные предлоги – употребляться адекватно;
- Использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т.д.);
- Владеть элементами грамоты: навыками чтения и печатания слогов, слов в пределах программы.
Направления коррекционно-развивающей работы в подготовительной группе с ОНР:
- Совершенствование произносительной стороны речи
- Совершенствование лексико-грамматической стороны речи.
- Развитие самостоятельной развернутой фразовой речи.
- Подготовка к овладению элементарными навыками чтения и письма.
В итоге логопедической работы речь воспитанников подготовительной группы должна соответствовать языковым нормам по всем параметрам. Дети должны уметь:
- Свободно составлять рассказы, пересказы;
- Владеть навыками творческого рассказывания;
- Адекватно употреблять в речи простые и сложные предложения, усложняя их придаточными причины и следствия, однородными членами предложения и т.д.
- Понимать и использовать в самостоятельной речи простые и сложные предлоги;
- Понимать и применять в речи все лексико-грамматические категории слов;
- Овладеть навыками словообразования разных частей речи, переносить эти навыки на другой лексический материал;
- Оформлять речевое высказывание в соответствии с фонетическими нормами русского языка;
- Овладеть правильным звуко-слоговым оформлением речи.
Помимо этого у детей должны быть достаточно развиты другие предпосылочные условия, во многом определяющие их готовность к школьному обучению:
- Фонетическое восприятие;
- Первоначальные навыки звукового и слогового анализа и синтеза;
- Графо-моторные навыки;
- Элементарные навыки письма и чтения (чтение и написание печатными буквами слогов, слов и коротких предложений).
к
Модель взаимодействия субъектов
коррекционно-образовательного процесса
Семья | Логопед | Воспитатели |
Ребёнок |
Инструктор по физ. воспитанию | Музыкальный руководитель |
Психолог |
Система взаимодействия логопеда и воспитателя
по созданию условий для коррекции и компенсации
речевой патологии
Функции учителя логопеда и воспитателя
Функции логопеда | Функции воспитателя |
Изучение уровня речевых, познавательных и индивидуально-личностных особенностей детей, определение основных направлений и содержания работы с каждым ребенком | Учет лексической темы при проведении всех занятий в группе в течение дня. |
Формирование правильного речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи, работа над просодической стороной речи. | Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по текущей лексической теме в процессе всех режимных моментов. |
Коррекция звукопроизношения | Систематический контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей в процессе всех режимных моментов. |
Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукоанализа и синтеза | Включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного общения детей |
Устранение недостатков слоговой культуры слова | |
Формирование послогового чтения | Закрепление навыков чтения и письма |
Обучение связной речи | Формирование связной речи (заучивание стихотворений, потешек, текстов, знакомство с художественной литературой, работа над пересказом и составление всех видов рассказывания). |
Предупреждение нарушений письма и чтения | Развитие понимания речи, внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых упражнениях на правильно произносимом речевом материале. |
Развитие психических функций, тесно связанных с речью: словесно-логическое мышление, память, внимание, воображение. |
Система взаимодействия логопеда
и инструктора по физическому воспитанию
по созданию условий для коррекции и компенсации речевой патологии
Система взаимодействия логопеда и музыкального руководителя
по созданию условий для коррекции и компенсации
речевой патологии
Взаимодействие учителя-логопеда с родителями.
Успех в воспитании и обучении детей в ДОУ во многом зависит от того, как
организовано педагогическое просвещение родителей. Особенно это важно в логопедических группах, так как родители должны уметь выполнять задания в домашних условиях.
Проводимые групповые родительские собрания в начале, середине и конце учебного года помогают объединить родителей, нацелить их на помощь, активно включиться в процесс воспитания детей. На первом групповом родительском собрании родителям разъясняется, что на взрослых членах семьи лежит огромная ответственность. И за создание мотивации ребёнка к занятиям, и за принятие дополнительных мер при наличии сопутствующих основному дефекту нарушений (наблюдение и лечение). Чрезвычайно важно разъяснить родителям необходимость усиленной, ежедневной работы со своим ребёнком по заданию педагогов. Только в таком случае возможны наилучшие результаты. Если родители сами не в состоянии оценить ситуацию и понять важность своей роли в обучении и воспитании ребёнка, то следует помочь им стать самыми заинтересованными, активными и действенными участниками коррекционного процесса. Как правило, на втором и последующем собрании подводятся итоги проделанной работы и освещается план мероприятий для дальнейшей коррекции речевых нарушений, отмечается положительная динамика и успехи и достижения детей.
Невозможно представить сотрудничество с родителями без наглядной информации - эта форма работы очень важна для родителей. Большую часть информации по утверждению психологов, мы запоминаем, воспринимая её зрительно. Преимущество этой формы в том, что, во-первых, обращение только в устной форме требует много времени. Во-вторых, родители не в состоянии удержать в памяти всю информацию, которую они последовательно получают от педагогов. И, в-третьих, для того, чтобы родители смогли осмыслить полученные рекомендации и следовать им, их необходимо, в начале, убедить в этом, предложить определённый алгоритм действий и вооружить памяткой, которая позволит осуществлять эти действия последовательно и точно. Поэтому в группе вывешиваются информационные стенды, папки-передвижки, статьи в уголках для родителей.
Очень важны в совместной работе учителя-логопеда и родителей консультации. Они предполагают теоретическое знакомство родителей по тому или иному вопросу. Проводятся в соответствии с планированием. Тематика консультаций также определяется на весь учебный год. Консультации должны быть предельно чёткими, содержать только необходимый родителям конкретный материал. Родители могут воспользоваться подбором практического материала. Также на консультациях родители могут делиться опытом друг с другом.
Индивидуально-практические занятия знакомят родителей с практическими приемами артикуляционной гимнастики и автоматизации звуков, играми и упражнениями для занятий в домашних условиях. На этих занятиях они получают необходимые знания, находят ответы на вопросы, касающиеся непосредственно хода речевого развития их ребенка. Полученные знания они используют при выполнении индивидуальных домашних заданий.
Семинары-практикумы также вооружают родителей практическими, чаще всего игровыми, приемами коррекционной работы. Родители, играя с логопедом, и друг с другом обязательно поиграют с ребенком. Семинары-практикумы не только устанавливают партнерские отношения с родителями, но и повышают педагогическую компетентность родителей. У родителей такие семинары вызывают живой интерес, радость общения.
Одной из самых эффективных форм работы являются открытые занятия для родителей. Они проводятся, чтобы родители увидели, каких знаний достигли дети после совместной коррекционной работы. Перед занятием логопед кратко знакомит родителей с целями занятия и даёт установку, на что нужно обратить внимание. После занятия проводит его анализ, даёт рекомендации по использованию тех или иных приемов.
В течение года родители приглашаются на праздники, мероприятия, где дети демонстрируют все свои приобретенные знания и умения. Дети заучивают стихи, участвуют в сценках, театрализованной деятельности, показывая тем самым возросший уровень речевых умений. Родители принимают активное участие в подготовке костюмов, атрибутов, участвуют в сценках.
Каждый логопед предоставляет родителям возможность участвовать в коррекционном процессе, занимаясь по индивидуальным домашним заданиям. Так они могут проследить систему и динамику обучения. Для дополнительной проработки иногда домашние задания вывешиваются на стенде для родителей. Существует множество уже готовых логопедических тетрадей для выполнения домашних заданий детьми с родителями. Цель таких заданий – закрепление речевых умений и навыков, полученных в процессе логопедических занятий. Они позволяют не только проводить работу по автоматизации и дифференциации поставленных звуков, но и лучше закрепить в речи правильные грамматические категории. При этом высвобождается время для более продуктивной деятельности логопеда, а родители получают возможность быть постоянно в курсе речевых проблем ребенка, следить за его успехами, вносить свой вклад в коррекционно-развивающий процесс.
Прекрасные результаты дает использование карточек и картотек. С их помощью не только прорабатывается речевой материал, само их наличие дисциплинирует детей, повышает их ответственность.
Сегодня широкие возможности в повышении эффективности работы с родителями открывает Интернет. Различные электронные пособия, цифровые образовательные ресурсы можно использовать в работе с родителями, давая домашние задания, ссылки на тематические сайты.
С помощью вышеприведенных форм взаимодействия можно не только установить партнерские отношения с родителями, но и создать атмосферу общности интересов, повысить педагогическую компетентность родителей, обучить родителей конкретным приемам логопедической работы.
Мониторинг уровня развития речи.
Этапы работы
Первый этап. Диагностико-организационный
(сентябрь)
Содержание:
- стартовая диагностика, комплексное всестороннее обследование детей, в котором принимают участие педагоги, специалисты, а также медицинские работники.
- обмен диагностической информацией
- обсуждение результатов комплексного медико-психолого-педагогического обследования для получения конкретных данных о вербальном и невербальном развитии детей, уточнения логопедического заключения.
- формирование информационной готовности педагогов, специалистов и родителей к проведению коррекционно - развивающей работы с детьми.
Результаты обследования фиксируются в речевой карте, оформляются в виде диагностических таблиц и индивидуальных профилей.
Данные диагностического обследования позволяют определить задачи и содержание коррекционно-образовательной работы. На диагностической основе строится весь процесс коррекционно-развивающего обучения и воспитания, в котором реализуются индивидуально-дифференцированный и личностно-ориентированный подходы.
Второй этап. Основной: оперативно-прогностический
(январь)
Содержание:
- решение задач, заложенных в реализуемых программах
- мониторинг динамики познавательно-речевого развития
Назначение мониторинга – выявить особенности продвижения в коррекционно-образовательном процессе всех и каждого из воспитанников группы. Данные мониторинга позволяют вовремя скорректировать характер логопедического воздействия на детей, степень включенности в коррекционную работу тех или иных специалистов и родителей.
В январе делается контрольный срез по усвоению детьми основных компонентов программы.
Динамическое диагностическое исследование позволяет оценить адекватность выбранных путей, методов и содержания коррекционной работы с каждым ребенком и группой в целом. На основании анализа уточняется мера и характер коррекционного воздействия, определяются цели и задачи коррекционно-развивающей работы на второе полугодие.
Третий этап. Заключительный: контрольно-диагностический
(май)
Содержание:
- Анализ качественных показателей усвоения программы, изучение изменений, произошедших в личностном, психическом и речевом развитии.
- Оценка качества и устойчивости результатов коррекционно-развивающей работы, уровня сформированности основных компонентов речевой системы (отмечается характер динамики и уровень достижений детей).
Итоговая диагностика – сравнение достижений в речевом развитии с данными первичного обследования (т.е. опора на критерий относительной успешности результатов коррекционно-образовательного процесса) позволяет установить более или менее выраженную положительную динамику в расширении речевой компетентности детей. В то же время необходимо использование критерия абсолютной успешности, предполагающего сравнение уровня речевого развития ребенка с условным возрастным эталоном, который является определяющим.
Заключительный этап диагностики означает не только оценку результативности логопедической работы с ребенком, но и выработку определенного суждения о мере и характере участия каждого из участников в коррекционно-образовательном процессе. Оценка качества работы, обобщение результатов работы позволяют наметить дальнейшие образовательные перспективы и пути оптимизации логопедической работы на следующий учебный год.
Грамотное решение задач диагностического блока и очерчивание проблемных полей, в которых предстоит работать, во многом предопределяет успешность дальнейшей деятельности учителя-логопеда, помогает определить формы, методы и содержание коррекционного воздействия. С другой стороны - закладывается основа для установления обратной связи в ходе коррекционно-речевой работы и отслеживания ее результатов.
Результат 3-го, заключительного этапа - решение о прекращении логопедической работы (выпуск) или о продолжении коррекционно-речевой работы (продление сроков пребывания ребенка в логопедической группе).
Представленная диагностика познавательно-речевого развития детей
- имеет четкую возрастную адресацию и комплексный характер
- отражает систематичность изучения состояния речи и фиксации результатов, динамичность наблюдения за характером развития речи воспитанников
- способствует выявлению зон актуального и ближайшего речевого развития
- создает основу для дифференцированного обучения и воспитания детей с учетом уровня речевого развития
Дата проведения мониторинга____________________________________________
Имя, фамилия ребёнка | Уровень развития параметров логопедического обследования | ||||||||||||
Познавательные процессы | Моторная сфера | Импрессивная речь | Связная речь | Артикуляционный аппарат | Общее звучание речи | Фонематическое восприятие | Звукопроизношение | Слоговая структура | Грамматический строй | Словообразование | Словарь | Итоговый результат | |
Оценка уровня развития:
- 3 балла - правильное, самостоятельное выполнение всех заданий.
- 2 балла – единичные ошибки исправляются с помощью уточняющего вопроса, подсказкой или расширением инструкции.
- 1 балл – большинство заданий не выполняются.
- 0 баллов – невыполнение задания.
Примерный список литературы:
- Боровцова Л.А. Документация учителя-логопеда ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. – М.: Гном-Пресс, 1999.
- Курдвановская Н.В. Планирование работы логопеда с детьми 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
- Лалаева Р.И.,Серебрякова Н.В. Коррекция ОНР у дошкольников. - С-П., 1999.
- Миронова С.А. Логопедическая работа в дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи. - М.: «Профессиональное образование», 1993.
- Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4-7 лет). – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2006.
- Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб., 2005.
- Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов-на-Дону, 2002.
- Полозова Н.В. Основные требования к охране труда и санитарному обеспечению в дошкольном учреждении. Сборник документов и образовательном учреждении. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.1249-03 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 25 марта 2003г.)
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Первый год обучения и второй год обучения. – М.: «Альфа», 1993.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие.- М.: Айрис-пресс, 2004.
- Преодоление ОНР у дошкольников/ под ред. Волосовец Т.В., М.: Творческий центр, 2007.
- Коррекционно-педагогическая работа в ДОУ для детей с нарушением речи/ под ред. Гаркуши Ю.Ф. – М.:ТЦ Сфера, 2002.
- Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно: система коррекции ОНР у детей 6 лет, Дневник воспитателя логопедической группы. – М.: ТЦ Сфера, 2002.
- Г.Р.Шашкина Логопедическая работа с детьми с ОНР. – М.:ТЦ Сфера,2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа коррекционно-развивающей работы в подготовительной логопедической группе для детей с ФФНР
Рабочая программа составлена в соответствии с современными требованиями, с учетом ФГТ. В программу входит перспективный план и подробное календарно - тематическое планирование коррекционно - развивающ...
Рабочая программа коррекционно-развивающей работы в подготовительной логопедической группе для детей с ФФНР
Рабочая программа разработана в соответствии с современными требованиями, с учетом ФГТ. Содержит перспективное планирование и подробный календарно - тематический план коррекционно - развивающей деятел...
Рабочая программа коррекционно-развивающей работы в подготовительной логопедической группе для детей с ФФНР
Рабочая программа разработана в соответствии с современными требованиями, с учетом ФГТ. Содержит перспективное планирование и подробный календарно - тематический план коррекционно - развивающей деятел...
Рабочая программа коррекционно-развивающей работы в старших и подготовительных логопедических группах для детей с ФФНР
Рабочая праграмма...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР
Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ОНР III УРОВНЯ У ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ
ННастоящая программа носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для обучения и воспитания детей 6-7 лет с ОНР ІІІ уровня речевого развития, принятых в дошкольное учреждение на один год...
Рабочая программа коррекционно-развивающей деятельности учителя - логопеда в условиях логопедического пункта
Рабочая программа коррекционно-развивающей деятельности учителя - логопеда в условиях логопедического пункта...