Конспект подгруппового занятия "Автоматизация звуков (р) и (р`) в самостоятельной речи"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме
Открытое подгрупповое занятие для учителей-логопедов города.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_podgr._zanyatiya.doc | 97 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Автоматизация звуков (Р) и (Р `) в самостоятельной речи.
Цели.
Коррекционные:
-закреплять правильное произношение звуков (Р) и (Р`) в самостоятельной речи;
-формировать самоконтроль за правильным произношением.
Развивающие:
-развивать слуховое внимание, звуковой анализ и синтез;
-развивать зрительный гнозис;
-расширять кругозор и обогащать словарный запас;
-развивать логическое мышление.
Воспитательные:
-воспитывать нравственно-волевые качества личности и эмоциональную отзывчивость, взаимопомощь, ответственность, самостоятельность.
Оборудование: картина «Остров Робинзонов», дидактическая игра «Корабль-загадка», карточки на звуковой анализ и синтез (игра «Угадай имя»), контурные изображения морских обитателей, картина пиратского корабля.
Подготовительная работа: знакомство с морскими обитателями, разучивание стихотворений «Пираты» и «Два Робинзона».
Ход занятия.
1.Организационный момент. (Дети стоят полукругом около логопеда.)
Пальчиковая гимнастика. Упражнение «Лодочка»
Маленькая лодочка по реке плывет,
На прогулку лодочка малышей везет.
Упражнение «Пароход»
Пароход плывет по речке
И труба дымит, как печка.
2.Выставляется пособие «Корабль-загадка». (Дети остаются около доски.) Игра 4-й лишний.
- Что это? (Корабль)
- Вы бы хотели поплыть на нем? (Да).
- Но это не простой корабль.
Корабль-загадка плывет по волнам.
Отважный моряк улыбается вам.
На разноцветных парусах
Различные предметы.
Есть по 4, есть по 6,
(Ты ж не спеши с ответом).
Средь этих четырех предметов
Ты можешь лишние найти?
А вот загадка посложнее:
Ну, а среди шести?
(На парусах группы предметов, надо выбрать лишний).
Речевой материал:
-грабли, топор, рубанок, ведро.
-пирамидка, Буратино, матрешка, карандаш.
-тигр, крокодил, кенгуру, жираф, верблюд, корова.
-груша, огурец , морковь, помидор.
-вертолет, трактор, грузовик, трамвай.
По очереди каждый из детей называет свои предметы и выбирает 4-й лишний. Один из парусов с 6-ю предметами - для всех.
3.Упражнение на звуковой анализ и синтез. ( Дети садятся на стульчики. Звучит шум моря, музыка.)
- Кто плавает на корабле? (Моряки, матросы).
- Угадайте, как зовут матросов на нашем корабле (по 1-м звукам слов).
Раздаются рабочие карточки на каждого ребенка.
Речевой материал:
-рак, облако, машина, аист (Рома)
-тетрадь, игла, матрешка, утюг, ракета (Тимур)
-маска, абрикос, радуга, апельсин, танк (Марат)
-ива, губы, очки, репа (Игорь)
- Где стоит на вахте каждый матрос?
(Пояснить: вахта – дежурство).
На носу корабля – матрос, имя которого
начинается на звук (Р). (Рома).
На корме – матрос, имя которого
заканчивается на звук (Р). (Тимур).
На палубе – у кого (Р) в середине слова. (Марат).
Игорь – самый главный на корабле моряк. Кто он? (Капитан).
4.Встреча с пиратами, решение непредвиденной проблемы.
Плывем на корабле. (Музыка, шум моря). Предложить встать и посмотреть «в бинокль» по сторонам (колечки из пальчиков).
- Посмотрите, что это вдали за странный корабль с черными парусами? (Это пираты).
- Кто такие пираты? (Морские разбойники).
Стихотворение «Пираты» (Артем читает).
Три пирата горбаты,
Три пирата бородаты,
Три пирата друг другу не рады.
Первый пират второму не рад,
Второй пират третьему не рад,
Третий пират первому не рад,
Не рады пираты, пираты не рады.
- Какие они, пираты? (Страшные, злые, хитрые,
сердитые, вредные, ужасные, коварные).
- Как быть? (Выслушать предложения детей).
5.Развитие слухового и зрительного внимания.
- Одни мы можем не справиться. Давайте позовем на помощь.
Выставляется пособие «Тревожная кнопка» (крышка от коробки, в середине отверстие с мячиком). Дети по очереди выходят и повторяют сигнал по образцу, нажимая ладошкой на мяч.
Ра-ра-ра (меняется ударение:
на 1-й, 2-й, 3-й слог)
Ру-ру-ру (меняется ударение:
на 1-й, 2-й, 3-й слог)
Ро-ро-ро (меняется ударение:
на 1-й, 2-й, 3-й слог)
Ры-ры-ры (меняется ударение:
на 1-й, 2-й, 3-й слог)
- Нам на помощь приплыли друзья.
Узнаете, кто это?
Выставляется картина, на которой контурные изображения морских обитателей слегка наложены друг на друга. (Рыба, черепаха, краб, морж, кальмар).
Дети становятся у доски, разглядывают, угадывают, кто нарисован.
- Как назвать их общим словом? (Морские обитатели).
- Каких еще морских обитателей вы знаете? (Кит, дельфин…).
-Как вы думаете, чем они нам помогут? (Выслушать ответы).
Прогнали злых пиратов и поплыли дальше.
6.Разминка.
-Мы приплыли на остров. Чтобы корабль не унесло волной, и он от нас не уплыл, что надо предпринять?
(выслушать предложения детей, сделать вывод, что надо бросить якорь около острова).
Вот на остров мы попали Хлопки на вытянутых вверх руках.
Мы попали, мы попали. Хлопки за спиной.
По болоту мы бежали, Бег на месте.
Мы бежали, мы бежали.
На скалу мы залезали Ходьба с высоко поднятыми коленями и
Залезали, залезали. Поочередным подниманием рук вверх.
Море мы переплывали Имитация плавания.
Вот так, вот так.
Тут слона мы увидали, Кулаки к носу в виде хобота.
Развернулись, убежали. Поворот, бег на месте.
(Выполняется 2 раза с увеличением темпа).
Дети садятся на «песок» (на коврик).
7.Выставляется картинка «Остров Робинзонов».
Стихотворение «Два Робинзона». (Читает Саша).
Два человека на остров попали.
Жили там дружно, о чем-то мечтали.
Оба друг к другу в гости ходили,
Устриц и рыбу сетями ловили,
Ели орехи и загорали,
И со слезами свой дом вспоминали.
Задание остальным – вспомнить и назвать, что делали эти 2 человека.
- Кто знает, как звали человека, который попал на остров и долго там жил один? (Робинзон).
- Надо помочь нашим Робинзонам. Как? (Выслушать предложения детей). Отвезем их домой на нашем корабле.
Музыка, шум моря.
8.Итог.
- Мы путешествовали. Значит мы кто? (Путешественники).
Мы плыли морем (мореплаватели).
- Что мы видели в пути? (Море, остров, корабль).
- Кого мы видели в пути? (Пиратов, морских обитателей, Робинзонов).
- Что полезного сделали? (Спасли Робинзонов).
- Что вам понравилось в путешествии?
- Что вы нового узнали? (нос, палуба, корма, для чего нужен якорь, мореплаватели, Робинзоны).
На память о нашем путешествии моряки вам приготовили сюрпризы.
Раздаются медальки с силуэтом корабля.
Список использованной литературы.
1.Бондарева Л.Ю. Обучение грамоте дошкольников и младших школьников. Упражнения на каждый день. - Ярославль: Академия развития, 2008.
2.Сухин И.Г. Веселые скороговорки для непослушных звуков. – Ярославль. Академия развития. 2002
3.Косинова Е. Уроки логопеда. – М. Эксмо 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект подгрупповой непосредственно-образовательной деятельности по формированию фонетической стороны речи. Тема: "Дифференциация звуков [C]-[З]"
В плане-конспекты представлены приемы работы по дифференциации звуков по акустическому и артикуляционному сходству....
Конспект подгруппового занятия "Звук [А] "
Конспект подгруппового занятия "Звук [А] "...
Конспект подгруппового занятия "Звуки-С,СЬ "
Конспект подгруппового занятия "Звуки-С,СЬ "...
Конспект подгруппового занятия "Звук П"
Знакомство со звуком П. Расширение словаря, развитие грамматического строя речи по лексической теме "Посуда". Буква П....
План-конспект подгрупповой НОД Звук и буква З
Подгрупповое занятие в подготовительной по закреплению звука З...
Конспект подгруппового занятия для детей старшей группы с нарушениями речи. Автоматизация звука [с].
В конспекте представлены игровые упражнения для автоматизации звука [с] в речи....
Конспект подгруппового логопедического занятия по устранению заикания. Этап самостоятельной речи.
Конспект подгруппового логопедического занятия по устранению заикания. Этап самостоятельной речи....