Перспективное планирование. Первое полугодие
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему

Баева Ольга Николаевна

 

В данном пособии отражены вопросы перспективного планирования воспитательно-образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста вне занятий. Перспективное планирование составлено на основе требований «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой с учётом особенностей детей имеющих отклонения в развитии речи, в работе с которыми реализуются программы коррекции нарушений речи следующих авторов: Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, Т. В. Тумановой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvyornutoe_perspektivnoe_planirovanie_vospitatelno.docx52 КБ

Предварительный просмотр:

 Развёрнутое перспективное планирование воспитательно–образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста вне занятий. Пособие для работы с детьми 5-6 лет, логопедических групп.

В данном пособии отражены вопросы перспективного планирования воспитательно-образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста вне занятий. Перспективное планирование составлено на основе требований «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой с учётом особенностей детей имеющих отклонения в развитии речи, в работе с которыми реализуются программы коррекции нарушений речи следующих авторов: Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, Т. В. Тумановой.

В пособии отмечены особенности организации наблюдений, подобраны подвижные игры на свежем воздухе, а так же оздоровительные мероприятия. Материал удобен в использовании, так как состоит из перспективного плана на неделю (оздоровительная работа подобрана в соответствии с лексическими темами) и приложения, которое содержит дидактический материал (подвижные игры, упражнения пальчиковой гимнастики, упражнения по оздоровительной работе).

Пособие адресовано воспитателям логопедических групп детей дошкольного возраста.

Пояснительная записка.

Дошкольный возраст – период интенсивного формирования всех органов и систем организма. Именно в дошкольном детстве формируются те двигательные качества, навыки и умения ребёнка, которые служат основой его нормального физического и психического развития.

Известно, что у многих детей с общим недоразвитием речи (ОНР) наблюдаются нарушения общей и мелкой моторики. Это проявляется в основном, в нарушении точности, быстроты и координированности движений. Дети не могут быстро и плавно воспроизвести предложенные движения, при этом отмечаются добавочные движения, нарушение оптико-пространственной координации.

Для детей с речевыми нарушениями игры и физические упражнения становятся не только условием активного общего развития (у детей улучшается внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, формируется игровая и учебно-практическая деятельность), но также являются и одним из средств устранения отклонений в их двигательной сфере.

Основным направлением данной работы является физкультурно-оздоровительное развитие, укрепление физического и психического здоровья детей, приобщение дошкольников к ценностям здорового образа жизни, формирование творческой личности, способной понимать этот мир, природу, бережно к ним относиться, экологически грамотно и безопасно для себя и окружающего мира.

Предложенный практический материал рекомендован для работы с детьми 5 – 6 лет с ОНР. Он основан на использовании комплексов дыхательной гимнастики и гимнастики для глаз, упражнений для развития мелкой моторики рук, чувства ритма, умении ориентироваться в пространстве чувства равновесия (статического и динамического), способности управлять силовыми и пространственно-временными параметрами движений, способствует значительному повышению у дошкольников-логопатов уровня развития дыхательной системы.

Работа с детьми осуществляется в четырёх направлениях: оздоровительном, образовательном, логопедическом и воспитательном. При разработке пособия были поставлены следующие задачи.

Оздоровительные задачи.

Повышать степень устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды.

Учить детей сохранять правильную осанку, способствовать пропорциональному развитию всех групп мышц.

Приобщать детей к здоровому образу жизни.

Образовательные задачи.

Расширять и закреплять знания детей об окружающем мире, учить анализировать и делать выводы о закономерностях развития и взаимозависимости всех существ и явлений в природе.

Продолжить обучать осторожному, безопасному поведению в окружающей среде, знать об опасностях связанных с растениями, животными, транспортом, незнакомыми людьми.

Расширять запас двигательных навыков за счет разучивания спортивных упражнений и элементов подвижных игр.

Учить детей анализировать качество выполнения физических упражнений, замечать ошибки и исправлять их.

Закреплять и расширять знания детей об органах чувств, опорно-двигательной и мышечной системах, частях тела человека.

Развивать представление о полезности и целесообразности физической активности, желание заботиться о своем здоровье.

Воспитательные задачи.

Воспитывать ответственное отношение к правилам при выполнении упражнений и в играх.

Воспитывать желание и умение самостоятельно организовывать подвижные и спортивные игры, упражнения.

Воспитывать взаимопонимание, сочувствие к неудачам других.

Воспитывать в детях желание быть бодрыми, сильными, энергичными, заботиться о своем здоровье.

Воспитывать заботливое и ответственное отношение к природе родного края.

Логопедические задачи.

Закреплять навыки правильного произношения изученных звуков.

Закреплять навыки пользования самостоятельной связной речью, различной сложности.

Закреплять навыки умения внимательно выслушивать собеседника.

Учить правильно, строить предложение, согласовывая слова в роде, числе, падеже.

Учить овладевать интонационными средствами выразительной речи в различной деятельности.

Предложенный опыт работы представляет собой перспективное планирование физкультурно-образовательной, оздоровительной работы и организации наблюдений на прогулке в старшей группе детского сада.

Цель пособия – помочь воспитателям логопедических групп дошкольных учреждений планировать физкультурно-оздоровительную работу в соответствии с программой воспитания и обучения в детском саду Васильевой М.А., Гербовой В.В. Комаровой Т.С. учитывая особенности детей с ОНР. Использовать в работе интересный речевой материал, подобранный по лексическим темам.

Игровой материал включает специальные упражнения для развития физических качеств и способностей детей (быстроты, ловкости, выносливости, гибкости, силы, равновесия, координационных способностей). Возросшая нагрузка на зрение диктует для профилактики снижения остроты зрения необходимость проведения гимнастики для глаз. Для развития мелкой мускулатуры предлагаются пальчиковая гимнастика и разные виды самомассажа, доступные детям старшего дошкольного возраста.

Работа осуществляется в течение дня вне занятий. Основная работа планируется на прогулке. Дыхательная, пальчиковая гимнастики в утренний и вечерний период времени. Гимнастика для глаз, физминутки могут быть использованы на занятиях

Большое внимание уделяется работе с родителями, т. как привлечение родителей к формированию потребности в здоровом образе жизни у детей и родителей очень высокий компонент деятельности педагогов Д.О.У. Подготовка родителей к воспитанию детей является важнейшим направлением деятельности по оздоровлению семьи и полноценному развитию детей, способных в будущем обеспечить согласованный прогресс личности и общества.


Сентябрь. Первая неделя «Овощи огород».

Наблюдения:

1. Отметить состояние погоды (холодно или тепло; ветрено или тихо; пасмурно или солнечно). Развивать наблюдательность, помогать устанавливать причинно-следственные связи между погодой и одеждой людей.

2. Осмотр участка - отметить освещённость в течение дня, продолжительность дня и ночи, указать причины. Систематизировать представления детей о сезонных изменениях в природе.

3. Рассмотреть деревья в лесу - назвать знакомые деревья, отметить изменения, происходящие в окраске листьев осенью. Рассказать детям, что деревьям нужен чистый воздух: от грязного воздуха они погибают. В то же время сами деревья очищают воздух, делают его пригодным для человека и других живых существ. Знакомить с деревьями, растущими на территории детского сада.

4. Берёза – уточнить, какая берёза в первый месяц осени, нацелить на постоянное наблюдение за берёзой (для календаря природы). Учить узнавать дерево по характерным признакам.

5. Птицы – учить узнавать птиц прилетающих на участок, отмечать изменения в их поведении.

6. Кошка – не проявлять жестокость к бездомным животным, вызвать чувство сострадания.

7. Познакомить детей с понятиями: улица, дорога, тротуар, проезжая часть, пешеходный переход, автомобили. Наблюдение за движением автомобилей.

8. Наблюдение за регулировщиком – познакомить с работой сотрудника ГИБДД.

9. Наблюдение за проходящими мимо машинами – выделить грузовую (рассмотреть детали машины, выяснить для чего люди её используют).

10. Наблюдение за школьниками, идущими мимо садика. Учить выделять школьников по внешнему виду из окружающих (ранцы, портфели, форма).

11. Целевая прогулка в цветочный магазин (покупка луковиц многолетних цветов). Познакомить детей с ассортиментом цветочного магазина, вызвать интерес и уважение к профессии – продавец цветочного магазина.

Подвижные игры.

«Карусель», «Третий лишний», «Удочка», «Совушка – сова», «Медведь и пчёлы», «Охотники и утки».

(приложение № 1)

Трудовая деятельность.

Сбор ранних семян цветов, сбор урожая в огороде, очистка грядок от стеблей растений, вскапывание грядок, сбор семян дико растущих трав.

Индивидуальная работа по развитию движений.

Метание мешочков в кольцо (развитие глазомера).

Хождение по гимнастической скамейке (чувство равновесия).

Лазание по гимнастической лестнице (учить переступать со ступеньки на ступеньку двумя ногами).

Накидывание колец на кольцеброс (развитие глазомера).

Прыгание на двух ногах с продвижением вперёд.

Оздоровительные мероприятия:

1. Гимнастика для глаз – «морковь».

2. Упражнение для бровей.

3. Гимнастика на дыхание № 1.

4. Массаж носа – «морковь».

5. Релаксация.

6. Работа над освоением культурно-гигиенических навыков.

(приложение № 2).

Физминутки.

«Урожай», «Овощи» - (приложение № 3).

Пальчиковая гимнастика.

«У Лариски две редиски», «Хозяйка однажды с базара пришла», «Капуста»- (приложение № 4).

Вторая неделя «Фрукты – сад».

Наблюдения:

1. Солнце – определить состояние солнца и зависимость от этого температуры воздуха.

2. Наблюдение за цветом неба: ясное, редкие облака, всё небо затянуто облаками. Продолжать учить детей описывать состояние неба, связывая с сезонными изменениями.

3. Исследование территории детского сада – оценить, достаточно ли деревьев и в каком они состоянии, познакомить детей с тем, как деревья заботятся о нашем здоровье – очищают воздух от пыли, снижают уровень шума, защищают от ветра и солнца.

4. Листья – дать представление о том, что в природе всё взаимосвязано (листья растут на дереве, которое « добывает еду» из почвы, опадая на землю, листья преют, перегнивают и уже сами кормят дерево, на котором появляются молодые листья).

5. Насекомые – отметить, каких насекомых стало меньше, выяснить причину их исчезновения и зависимость от температуры воздуха.

6. Наблюдение за птицами на участке – отметить, что их стало меньше, объяснить, что птицы улетают на юг (перелётные).

7.Улица – рассмотреть светофор, рассказать детям о его назначение, объяснить детям, что если нет светофора – есть знак « пешеходный переход». Продолжить учить детей переходить дорогу соблюдая правила.

8. Учить определять эмоциональное состояние проходящих мимо участка людей по мимике (развивать наблюдательность).

9.Рассмотреть проходящий мимо садика транспорт. Закреплять умение детей узнавать грузовую машину, объяснить по каким признакам можно её определить. Вспомнить, что можно перевозить на грузовых машинах.

10. Провести наблюдение за тем как повар рубит мясо (определить место, инструмент, выяснить для чего рубят мясо перед приготовлением, какие блюда из него готовят). Воспитывать уважение к труду повара.

11. Целевая прогулка в овощной магазин (какие овощи завозят, как их реализуют, какие овощи фасуют, а какие нет и почему). Познакомить с ассортиментом овощного магазина.

Подвижные игры.

«Воробьи-попрыгунчики», «Третий лишний», «Охотники и утки», «Мышеловка», «Путаница» (приложение № 1).

Трудовая деятельность.

Уборка листьев с участка, рыхление земли возле кустарников, обрезка кустарников и уборка веточек, уборка природного мусора с участка, сметание песка с лавочек.

Индивидуальная работа по развитию движений.

Прокатывание мяча между кеглями (ориентировка в пространстве, развитие глазомера).

Хождение по колёсам и спрыгивание на двух ногах (чувство равновесия).

Подлезания под дугу (обучение технике подлезания).

Метание колец на кольцеброс (обучение технике замаха).

Прыгание на одной ноге с поочерёдной сменой (сохранность равновесия).

Оздоровительные мероприятия:

1. Гимнастика для глаз № 1.

2. Мимические упражнения – «Какой у вас арбуз?».

3. Речевое дыхание – «Понюхай цветок».

4. Массаж для пальцев – «малина».

5. Профилактика близорукости № 1.

6. Работа над освоением культурно-гигиенических навыков.

(приложение № 2).

Физминутки.

«Яблоня», «Ёжик и барабан» (приложение № 3).

Пальчиковая гимнастика.

«Компот» (приложение № 4).

Третья неделя «Осень».

Наблюдения:

1. Дождь –учить установить связь между осадками и температурой воздуха: идёт дождь понижается температура воздуха, холодная, мокрая земля.

2. Ветер – учить определять силу ветра и направление, устанавливать связь ветра и растений (при сильном ветре траву пригибает к земле, деревья прогибаются).

3. Лес – учить детей не вредить окружающей природе (не ломать, не рвать, не топтать). Формировать умение наслаждаться природой.

4. Береза – показать связь деревьев с окружающей средой (происходят изменения – в первую очередь листья желтеют наверху, где воздух холоднее). Продолжить знакомить детей с изменениями в жизни деревьев в осенний период.

5. Воробьи – Закреплять умение узнавать воробья по внешнему виду и особенностям поведения. Обратить внимание на изменения в поведении осенью (ведут себя тише, подбираются поближе к людям).

6. Собака – закрепить знания детей о собаке (её повадках, образе жизни). Вспомнить известные породы.

7. Улица – продолжить знакомство (разметкой, дорожными знаками) с улицей. Учить детей правильному поведению на дороге, соблюдению правил дорожного движения.

8. Познакомить детей с опасными местами на участке детского сада, предостеречь от травм и неприятностей на прогулке.

9. Понаблюдать за работой дворника на территории детского сада (какие инструменты ему необходимы для уборки листьев). Уточнить знания детей о работе дворника в осенний период.

10. Наблюдение за проходящими мимо школьниками. Продолжать учить выделять школьников из окружающих людей, определяя первоклассников.

11. Целевая прогулка на участок подготовительной группы (наблюдение за играми детей и их трудом на огороде). Воспитывать дружеское отношение между детьми разного возраста.

Подвижные игры.

«Третий лишний», «Путаница», «Карусель», «Совушка-сова», «Водяной».

(приложение № 1).

Трудовая деятельность.

Заготовка и сушка листьев для гербария, посадка чеснока под зиму, взрыхлить землю на клумбах, очистить клумбы от сухой травы, уборка листьев на участке.

Индивидуальная деятельность по развитию движений.

Отбивание большого мяча от земли обеими руками (развивать глазомер, корректировать силу удара).

Прокатывание обруча между кубиками (ориентировка).

Прохождение по гимнастической скамейке и спрыгивание на двух ногах (сохранность равновесия).

Метание мешочков на дальность (закреплять правильность замаха из-за головы).

Спрыгивание с гимнастической скамейки (учить приземляться на обе ноги одновременно).

Оздоровительные мероприятия:

1. Массаж спины – «дождь».

2. Мимические упражнения.

3. Упражнения для глаз № 1.

4. Упражнения дыхательной гимнастики – «буль- буль».

5. Релаксация № 1.

6. Работа над освоением культурно-гигиенических навыков.

(приложение № 2).

Физминутки.

«Листочки», «Дует, дует ветер», «Осень», (приложение № 3).

Пальчиковая гимнастика.

«Погода», «Осенние листья», «Вышел дождик погулять», (приложение № 4).

Четвёртая неделя «Осень».

Наблюдения:

1. Дождь – учить определять с помощью ладоней, холодный или тёплый дождь, слабый или сильный.

2. Воздух – расширить представление детей о воздухе, познакомить с термометром, учить определять температуру с его помощью.

3. Учить детей находить красивые пейзажи, сравнивать расцвечивание деревьев, кустарников, формировать любовное отношение к природе.

4. Листопад – познакомить с явлением, учить любоваться красотой осенних листьев, развивать у детей эмоциональную отзывчивость на окружающую красоту.

5.Ель – спросить у детей о возрасте ели растущей на участке, рассказать, что ежегодно у ели вырастают новые ветви. Сверху молодые – короткие, внизу старые – длинные. Сосчитав снизу вверх ряды ветвей, можно узнать возраст ели. Ель растёт медленно поэтому 3 -5 летняя ель ниже ребёнка того же возраста. Расширить представление детей о еле, учить определять её возраст.

6. Птицы – сравнить воробья и голубя. Учить в сравнении, выделять характерные признаки каждой птицы, закрепить у детей понятие « пернатые».

7. Насекомые – отметить исчезновение насекомых, рассмотреть муравейник, засыпающую бабочку. Продолжать учить детей связать с сезонные изменениями с жизнью насекомых.

8. Улица – рассматривание дорожного знака « пешеходный переход» и «зебры» - закреплять у детей правила для пешеходов.

9. Рассматривание проходящих мимо пожилых людей (как они передвигаются, кто их сопровождает). Воспитывать желание помогать пожилым людям.

10. Познакомить с действиями шофёра мусоровоза (отметить важность этой профессии, выяснить у детей, что произойдёт, если мусор не вывозить из города).

11. Наблюдение за машиной привозящей продукты в детский сад (внешний вид, размер, детали). Учить отмечать многообразие грузового транспорта.

12. Экскурсия по городу (отметить какие изменения произошли на улицах города с приходом осени). Учить наблюдать за сезонными изменениями.

Подвижные игры.

«Кот и мыши», «Третий лишний», «Водяной», «Охотники и утки», «Отгадай, чей голос» (приложение № 1).

Трудовая деятельность.

Уборка листьев с участка, уборка природного мусора с участка, рыхление земли у деревьев, сбор семян хмеля, посадка семян хмеля вдоль забора у дороги.

Индивидуальная деятельность по развитию движений.

Подбрасывание и ловля большого мяча.

Упражнять в прокатывании обруча в определённом направлении.

Упражнять в сбивании кегель большим мячом.

Упражнять восхождению по наклонной поверхности.

Упражнять в ходьбе по гимнастической скамейке сохранением равновесия.

Оздоровительные мероприятия:

1. Упражнения для глаз № 2.

2. Упражнения для бровей № 2.

3. Речевое дыхание – «ветерок».

4. Массаж пальцев.

5. Релаксация №2.

6. Работа над освоением культурно-гигиенических навыков.

(приложение № 2).

Физминутки.

«Дождик», (приложение № 3).

Пальчиковая гимнастика.

«Вышел дождик погулять», «Осенние листья», «Такой разный дождь», «Осень листья золотит», (приложение № 4).

Октябрь. Первая неделя «Перелётные птицы».

Наблюдения:

1.Наблюдение за ветром с использованием ленточек. Уточнить, какие неприятности может доставить ветер, учить детей избегать их, учить определять силу и направление ветра.

2. Состояние погоды – знакомить детей с состоянием погоды в октябре (отметить первые заморозки, прозрачность воздуха, появление тумана).

3. Золотая осень – учить детей понимать и объяснять, как природа влияет на настроение, чувства вызванные общением с природой.

4. Берёза – отметить изменения, происходящие с берёзой в течение осени; показать, что берёза красива во все времена года, объяснить, что в природе ничего не происходит случайно, опавшие листья берёзы укрыли её корни от холода.

5. Птицы – обратить внимание детей на то, что птицы в полёте выглядят иначе, чем на земле: у них широко раскрыты крылья; хвост, шея и ноги вытянуты. Расширить представление детей о внешнем виде птицы в полёте.

6. Рыбы – рассказать детям, что рыбы прячутся на дно, так как вода в водоёмах становится осенью холоднее в отличие от аквариумной, которая всегда теплая. Почему? Знакомить с жизнью рыб в осенний и зимний периоды.

7.расширить знания детей о работе светофора. Учить определять по сигналу светофора, в каком направлении движение транспорта разрешено.

8.Рассмотреть одежду на прохожих – формировать представление о зависимости одежды от погодных условий, вида деятельности.

9. Наблюдение за проходящим мимо транспортом. Закреплять названия наземного транспорта.

10.Надлюдение за прохожими во время дождя - идут под зонтиками, обходят лужи. Уступают друг другу дорогу, люди не торопятся, машины проезжают медленно, чтобы не обрызгать идущих людей. Расширить представления детей о поведении людей и транспорта во время осадков.

10. Целевая прогулка с завхозом в овощехранилище. Познакомить с понятием «овощехранилище», дать детям знания о ток, как подготавливают и хранят овощи зимой.

Подвижные игры.

«Удочка», «Кот и мыши», «Невод», «Осенью в лесу», «Карусель».

(приложение № 1).

Трудовая деятельность.

Заготовка веток, листьев, плодов для игры «С чьей ветки детки?». Подготовка огорода к весеннему севу. Уборка участка. Сбор ягод рябины для прикорма птиц зимой. Уборка сухих веток.

Индивидуальная работа по развитию движений.

Учить сбивать фигуру малым мячом с расстояния 2,5 м.

Прокатывание обруча прямо.

У кого дольше прокрутится обруч.

Развивать силу мышц ног при ходьбе по разновысотным пенькам (колёсам).

Перепрыгивание через канат на двух ногах.

Оздоровительные мероприятия:

1. Упражнения для глаз № 3.

2. Упражнения для бровей № 3.

3 Речевое дыхание – «гуси».

4. Массаж переносицы – карточка (2-в).

5. Профилактика близорукости № 2.

6. Работа над освоением культурно-гигиенических навыков.

(приложение № 2).

Физминутки.

«Ласточки», «Лебеди», «Жаворонок», «Птицы», (приложение № 3).

Пальчиковая гимнастика.

«Ласточки», «Птенцы», (приложение № 4).

Вторая неделя. «Перелётные птицы».

Наблюдения:

1. Дождь – учить детей определять, характер дождя (холодный, тёплый, проливной, моросящий, косой). Чем осенний дождь отличается от летнего? Закрепить знания детей о том, как надо одеваться в холодную, дождливую погоду, чтобы не простудиться.

2. Состояние погоды – учить связывать состояние погоды с сезонными изменениями.

3. Как узнать ель? – учить узнавать дерево по характерным признакам.

4. Лес – учить детей правильно вести себя в лесу, не нарушая его жизнь. Воспитывать у детей интерес к природе, желание сохранить всё живое.

5. Птицы – рассмотреть птиц прилетающих на участок. Воспитывать заботливое отношение к зимующим птицам.

6. Кошка – объяснить детям, почему нельзя трогать, дразнить, брать на руки бездомных животных. Учить основам элементарной безопасности.

7. Продолжить наблюдение за прохожими. Учить анализировать поступки и поведение людей в разных ситуациях.

8. Наблюдение за самолётом, заходящим на посадку (вспомнить, как внешне выглядит самолёт). У него два крыла, хвост, шасси, вытянутый корпус. Выяснить у детей, для чего нужны самолёты, какой это вид транспорта? Закреплять знания детей о воздушном транспорте.

9. Познакомить со светофором для пешеходов (если нет «зебры» и дорожного знака, то стоит световой указатель с фигурками людей). Продолжить изучение правил для пешеходов.

10. Наблюдение за женщиной с коляской (выяснить у детей, знают ли они, как нужно вести себя, когда находишься, рядом: не шуметь, уступить дорогу). Воспитывать уважительное отношение к окружающим и особенно к женщине-матери.

11. Целевая прогулка на огород – рассмотреть созревшие овощи. Учить узнавать овощи по внешним признакам.

Подвижные игры.

«Волк и овцы», «Поймай и попади», «Совушка», «Удочка», «Невод».

(приложение № 1).

Трудовая деятельность.

Подготовка земли для посадки рассады зимой. Окапывание кустарника на участке. Сбор семян дикорастущих трав. Уборка участка. Смести песок с бордюра песочницы.

Индивидуальная работа по развитию движений.

Упражнять в прокатывании мяча ногой в лунку.

Набрасывание колец на кольцеброс.

Учить ходьбе по наклонной.

Подпрыгивание на двух ногах до предмета.

Учить перелазить через гимнастическую лестницу с крепким захватом верхней перекладины.

Оздоровительные мероприятия:

1. Упражнения для глаз № 4.

2. Гимнастика на дыхание – «подуем на плечо».

3. Массаж – «наступили холода» - карточка (10-г).

4. Мимические упражнения – «прыжки с остановкой».

5. Упражнения для бровей № 4.

6. Работа над освоением культурно-гигиенических навыков.

(приложение № 2).

Физминутки.

«Птички», «Цапля», (приложение № 3).

Пальчиковая гимнастика.

«Птички», «Я хочу быть птичкой», (приложение № 4).

Третья неделя «Одежда».

Наблюдения:

1. Состояние погоды – расширить знания об осенних изменениях в природе, развивать интерес к природе. Вызвать желание любоваться осенним пейзажем.

2. Почва – обратить внимание, что от дождей она сырая, раскисшая. Познакомить со свойствами земли в разную погоду, как в солнечную, сухую, так и в дождливую, пасмурную.

3. Листопад – познакомить детей с листопадом, как с одним из явлений природы характерным для осени.

4. Трава – обратить внимание на увядающую, сохнущую траву, увядшие цветы. Учить выявлять причины происходящих изменений.

5. Собака – вспомнить с детьми всё, что знаем об этом животном, закреплять правила которые необходимо соблюдать при общении с собакой, учить детей быть осторожными.

6. Сорока – отметить характерные особенности внешнего вида птицы, характер её передвижения. Продолжить знакомство детей с зимующими птицами.

7. Закрепить правила пешеходов (идти только по тротуару, переходить дорогу в специально отведённых местах). Закрепить знание знака « пешеходный переход».

8. Наблюдение за людьми на остановке – закреплять правила поведения (люди не выходят на проезжую часть дороги, не шумят, не мусорят, входят в подошедший транспорт, не толкаясь, уступая дорогу пожилым).

9. Наблюдение за прохожими – сравнение одежды взрослых и детей; осенью и летом – Развивать у детей наблюдательность, учить анализировать.

10. Провести наблюдение за работой бетономешалки. Расширить знания детей о специальных машинах.

11. Прогулка в парк с целью наблюдения за трудом работников парка. Учить бережному отношению к природе, дать представления о важности труда работников парка.

Подвижные игры.

«Мышеловка», «Волк и зайцы», «Гуси, гуси», «Красочки», «Хлопай-топай».

(приложение № 1).

Трудовая деятельность.

Сбор семян осенних цветов. Сушка семян деревьев. Уборка с участка природного мусора. Помощь малышам в уборке территории. Изготовление кормушек.

Индивидуальная работа по развитию движений.

Упражнять в энергичном отталкивании обруча при прокатывании.

Упражнять в сбивании кеглей малым мячом.

Закреплять правильный захват мяча при метании.

Упражнять в умении сохранять равновесие при ходьбе по бревну (скамейке) прямо и боком.

Ознакомит со способом лазанья по гимнастической стенке: долезть до середины, перевернуться, слезть.

Оздоровительные мероприятия:

1. Упражнения для глаз № 5.

2. Дыхательные упражнения с движением № 1.

3. Массаж пальцев «прогулка».

4. Релаксация «внимание».

5. Гимнастика на дыхание № 2.

6. Работа над освоением культурно-гигиенических навыков.

(приложение № 2).

Физминутки.

«Помощники», «Лужи», (приложение № 3).

Пальчиковая гимнастика.

«Алёнка», «Гномики - прачки», «Любимые куклы», (приложение № 4).

Четвёртая неделя «Головные уборы. Обувь».

Наблюдения:

1. Облака – отметить в какую сторону, и с какой скоростью движутся облака. Вызвать желание пофантазировать, на что похожи эти облака.

2. Состояние погоды – учить определять состояние погоды и как надо одеваться в ту или иную погоду.

3. Деревья – обратить внимание на красоту деревьев. Отметить какого цвета листья на клёне, берёзе, рябине. Продолжать учить детей определять деревья по характерным признакам.

4. Огород – осмотр огорода, вскапывание грядок. Знакомить детей с сезонными работами людей на огороде.

5. Кормушка – уточнить для чего она нужна. Подвести к пониманию того, что птицам зимой нужно помогать.

6. Птицы – познакомить с разнообразием зимующих птиц прилетающих к кормушке.

7. Улица – рассматривание проезжей части. Приобщить детей к желанию соблюдать технику безопасности на проезжей части дороги.

8. Развивать наблюдательность, умение оценивать действия и поступки (наблюдая за прохожими).

9. Наблюдение за транспортом (с какой скоростью движется мимо территории детского сада). Почему машины сбрасывают скорость вблизи детских учреждений? Где ещё запрещено движение на большой скорости? Продолжать знакомить с правилами дорожного движения.

10. Наблюдение за работой грузчика продуктовой машины, привозящей продукты в детский сад. Воспитывать уважение к труду взрослых.

11. Экскурсия на реку – отметить, какие изменения произошли на реке (плывущие по течению жёлтые листья, возле реки сильный, пронизывающий ветер). Учить отмечать сезонные изменения в природе.

Подвижные игры.

«Ловля обезьян», «Красочки», «Отгадай, чей голос», «Осень в лесу», «Волк и зайцы» (приложение № 1).

Трудовая деятельность.

Сортировка и сушка садовых цветов для гербария. Уборка участка от природного мусора. Развешивание кормушек на участке. Подкормка птиц на участке. Подмести дорожку при выходе с участка.

Индивидуальная работа по развитию движений.

Ознакомить с приёмами хвата для выполнения виса на турнике.

Упражнять в умении выполнять прыжки на двух ногах на месте, приземляясь на полусогнутые ноги.

Закреплять навыки метания мешочков в цель.

Упражнять в умении прокатывать обруч в определённом направлении.

Учить восхождению по наклонной поверхности.

Оздоровительные мероприятия:

1. Упражнения для глаз № 11.

2. Гимнастика на дыхание № 4.

3. Массаж глаз – карточка.

4. Мимические упражнения «злой волшебник».

5. Релаксация № 2.

6. Работа над освоением культурно-гигиенических навыков.

(приложение № 2).

Физминутки.

«Любопытная Варвара», «1,2,3,4,5», «Я иду, я иду», (приложение № 3).

Пальчиковая гимнастика.

«Новые кроссовки», «Посчитаем в первый раз» (приложение № 4).

Ноябрь. Первая неделя «Человек. Наше тело».

Наблюдения:

1. Наблюдение за погодой – учить детей выделять характерные признаки последнего осеннего месяца.

2.Познакомить детей с понятием «продолжительность дня». Учить определению солнечного пути по ориентирам.

3. Берёза – познакомить с берёзой как с очень полезным деревом (рассказать, что в древности из неё делали лучину, соком лечили больных, колёса для телег смазывали дёгтем из берёзы; делали игрушки и деревянные скульптуры, ложки, туески, лукошки). Сейчас используют для строительства и изготовления мебели.

4. Деревья – обратить внимание, что ветки деревьев голые, листья все опали – подвести детей к пониманию происходящих изменений связывая это с сезонными изменениями.

5. Птицы – почему птицы умеют летать (потому, что машут крыльями, отталкиваясь ими от воздуха; птицы могут летать и, не размахивая крыльями – планировать, в этом случае они теряют высоту и постепенно снижаются). Закрепить знания детей об особенностях строения тела птицы.

6. Собака – формировать представление о том, что собака умное животное. Закрепить правила поведения с незнакомой собакой.

7. Расширить знания детей о родном городе; рассказать, как люди заботятся о городе (вывозят мусор, высаживают растения, мостят улицы).

8. Наблюдение за работой дворника (какие инструменты использует для выполнения своей работы и в чём она заключается). Расширить знания детей о работе дворника.

9. Продолжить наблюдение за проходящим мимо транспортом (назвать знакомый транспорт, марки легковых автомобилей). Закреплять умение определять вид транспорта.

10. Наблюдение за пожилыми людьми – чем они отличаются от других прохожих (походкой, неторопливостью, некоторые с тросточкой). Учить проявлять заботу о пожилых людей.

11. Целевая прогулка в лес – отметить изменения, произошедшие в природе. Знакомить с закономерностями и взаимосвязями, происходящими в природе.

Подвижные игры.

«Волк и овцы», «Совушка-сова», «Чучело», «Не скажу, а покажу», «Да и нет».

(приложение № 1).

Трудовая деятельность.

Уборка сухих веток с участка. Расчистка дорожек от снега. Утепление молодых деревьев. Обмести лавочки от снега. Проверить кормушки и наполнить их кормом.

Индивидуальная деятельность по развитию движений.

Учить подлезанию под канат из разных положений.

Подбрасывание и ловля мяча одной рукой.

Учить прыгать в длину с места на двух ногах.

Закреплять умение бросать малый мяч вдаль.

Закреплять умение лазать по гимнастической лестнице разными способами.

Оздоровительные мероприятия:

1. Упражнения для глаз № 6.

2. Упражнения для бровей № 5.

3. Массаж тела и лица – «в гости».

4. Гимнастика на дыхание – «ходьба».

5. Профилактика близорукости № 1.

6. Работа над освоением культурно-гигиенических навыков.

(приложение № 2).

Физминутки.

«Любопытная Варвара», «Ладушки», «Пропавшие ручки», «Вот как бабушка прядёт», «Человечки в доме жили»,(приложение № 3).

Пальчиковая гимнастика.

«Мама, мама», «Мизинчик», «О левой и правой руке», «Мои руки» (приложение № 4).

Вторая неделя «Продукты».

Наблюдения:

1. Используя вертушки, флажки наблюдать за силой ветра, его направлением. Учить детей делать выводы на основании проведённого эксперимента.

2. Обратить внимание детей на первые заморозки (земля твёрдая, лужи покрыты корочкой льда, на пожелтевшей траве иней). Учить устанавливать связь между изменениями температуры воздуха и состоянием воды.

3. Учить узнавать знакомые деревья - берёзу, клён, тополь по стволу (учитывая цвет, шершавость, толщину). Воспитывать любовь к природе.

4. Птицы – учить определять по оставленным на снегу следам, какая по величине птица прилетала на участок (большие следы у крупных птиц, а маленькие у мелких).

5. Кормушка – показать детям, как выкладывают подкормку на кормушку. Предложить детям иногда поглядывать – не заметит ли корм какая-нибудь птица. Подвести к пониманию того, как можно облегчить проживание птиц в холодное время гола.

6. Автобусная остановка – закрепить знания правил ожидания транспорта, поведения на остановке. Развивать умение наблюдать и правильно оценивать действия людей, ожидающих транспорт.

7. Наблюдение за грузчиками – выгружающими товар, привезённый на рынок в машине (рыбный контейнер). Обратить внимание на их одежду и на то, как слаженно они работают. Развивать умение понимать значимость труда грузчика рыбного контейнера.

8.Рассмотреть пожарную машину (длинные лестницы на крыше, красный цвет). Спросить у детей, почему ей все машины уступают дорогу. Что будет если пожарные, опоздают на пожар? Расширить знания детей о специальных машинах.

9. Знакомить с трудом пожарных, расширяя знания детей о причинах пожара и какие необходимо соблюдать правила, чтобы избежать опасности. Вызвать у детей чувство уважения к людям этой профессии.

10. «Посмотри вокруг» - развивать желание гулять в любую погоду, показать зависимость состояния организма от двигательной активности.

11. Экскурсия на школьный стадион – посмотреть, чем занимаются школьники. Вызвать интерес к жизни и деятельности школьников.

Подвижные игры.

«Мышеловка», «Волк и зайцы», «Невод», «Красочки», «Звери» (приложение № 2).

Трудовая деятельность.

Уборка участка от мусора, собрать крупные ветки, смести щёткой мусор и снег со скамеек, сгрести листья с дорожки в кучу на участке, собрать песок в песочницу.

Индивидуальная работа по развитию движений.

Учить регулировать силу толчка при выполнении прыжков с места с помощью рук.

Упражнять в умении сочетать движение рук и ног в подбрасывании мяча.

Упражнять в подрезании сходу в быстром темпе.

Ползание по скамейке с подтягиванием на руках.

Учить лазать по гимнастической лестнице с перемещением в разные стороны.

Оздоровительные мероприятия:

1. Гимнастика для глаз № 7.

2. Дыхательные упражнения с движением № 2.

3. Мимические упражнения – «вкусные подарки».

4. Массаж носа.

5. Релаксация № 1.

6. Работа над освоением культурно-гигиенических навыков.

(приложение № 3).

Физминутки.

«Золотая рожь», «Мы ребята поварята» (приложение № 3).

Пальчиковая гимнастика.

«Каша», «На блины» (приложение № 4).

Третья неделя «Продукты».

Наблюдения:

1. Облака, тучи (в пасмурные дни облака тяжёлые, серые, нависают низко над землёй). Учить связывать наблюдение с личным опытом.

2. Освещённость участка в течение дня, продолжительность дня и ночи, изменение температуры воздуха в зависимости от времени суток. Закреплять ранее полученные знания о частях суток.

3. Ель – дать детям понятие о ели, как о лекарственном, полезном дереве. вызвать желание любоваться деревом.

4. Трава – обратить внимание на увядшую, побуревшую от заморозков траву. Учить связывать произошедши изменения с сезонными изменениями.

5. Птицы – наблюдение за повадками зимующих птиц. Выявить характерные признаки синицы.

6. Птицы – продолжить наблюдение за повадками птиц (как клюют пищу вороны, как с шумом прилетают голуби, суетятся воробьи). Связать наблюдение с личным опытом.

7. Автотранспорт – продолжить знакомство с транспортом города (личный, служебный, специальные машины). Закреплять знания о различных видах транспорта. Уточнить, когда опасен автомобиль (когда очень быстро едет, не соблюдая правила дорожного движения).

8. Наблюдение за играми детей младшей группы – формировать чувство заботы и любви к малышам.

9. Наблюдение за проходящим транспортом (объяснить понятие «наземный» транспорт и выяснить какие виды транспорта ещё знают дети). От чего работает мотор?

10. Наблюдение за прохожими – продолжить учить определять настроение людей по мимике и жестам (озабоченный, задумчивый, весёлый, расстроенный).

11. Целевая прогулка – наблюдение за природными изменениями в лесу. Учить отмечать сезонные изменения в природе.

Подвижные игры.

«Водяной», «Коршун и наседка», «Карусель», «Ловишки», «Совушка».

(приложение № 1).

Трудовая деятельность.

Уборка участка от мусора, посыпать лёд песком, сгребать сухие листья и уносить и с участка, укрыть листьями луковицы многолетних цветов.

Индивидуальная работа по развитию движений.

Учить подлезанию в обруч боком.

Упражнять в умении выполнять сильный бросок при метании большого мяча на дальность.

Ходьба, по колёсам разной высоты сохраняя равновесие.

Развивать умение прыгать мягко на одной ноге.

Упражнять в прокатывании мяча на ограниченной поверхности, задавая точное направление.

Оздоровительные мероприятия:

1. Гимнастика для глаз № 8.

2. Упражнения для бровей № 3.

3. Речевое дыхание «чтение скороговорки».

4. Массаж кистей рук – карточка.

5. Релаксация № 2 – карточка.

6. Работа над освоением культурно-гигиенических навыков.

(приложение № 2).

Физминутки.

«Каравай», «Киселёк», «Каша – малаша» (приложение № 3).

Пальчиковая гимнастика.

«Кошка и горшок с молоком» (приложение № 4).

Четвёртая неделя «Посуда».

Наблюдения:

1. Отметить продолжительность дня – рано темнеет, вечером на небе видны звёзды. Предложить подумать, что произойдёт, если солнце спрячется надолго. Учить определять зависимость между явлениями природы и самой природой.

2. Состояние погоды: отметить облачность, осадки, холодный ветер. Формировать понятие об осени как времени года.

3. Какие у ели иголки? – провести наблюдение, чтобы дети увидели, что все ветки у ели покрыты иголками (короткие, острые, тёмно-зелёного цвета, покрыты плотной кожицей, плотно сидят на ветке). Закрепить знания об особенностях внешнего вида дерева.

4. Почва – рассмотреть почву, вспомнить какая земля летом и в начале осени (летом мягкая, податливая, поздней осенью и зимой промерзает, по твёрдости похожа на камень). Учить связывать состояние почвы с сезонными изменениями.

5. Кормушка – развивать желание помогать птицам, уточнить значение пищи для птиц, учить замечать особенное поведение птиц на кормушке.

6. Обратить внимание на появление снегирей и напомнить о любимом лакомстве птиц – рябине. Составить описательный рассказ о внешнем облике птицы. Учить выделять характерные признаки внешнего вида птицы.

7.Перекрёсток – закреплять знания о дорожном движении. Познакомить с новым дорожным знаком «въезд запрещён».

8. Наблюдение за работником ГИБДД – уточнить знания о работе регулировщика, познакомить со значениями его жестов, соответствующими сигналам светофора.

9. Наблюдение за движением машин и работой водителей – углублять знания детей о дорожном движении, полученные ранее.

10. Экскурсия в булочную (работа продавца, рассматривание товара, наблюдение за общением продавца и покупателя, общение посетителей между собой). Воспитывать уважительное отношение к окружающим.

Подвижные игры.

«Звери», «Выше ноги от земли», «Воробьи-попрыгунчики», «Охотники», «Вороны и воробьи» (приложение № 1).

Трудовая деятельность.

Уборка участка от природного мусора, подмести дорожку ведущую на участок, собрать игрушки в корзину, собрать крупные ветки, вымести снег из песочницы.

Индивидуальная работа по развитию движений.

Закреплять умение передвигаться по наклонному скату различными способами.

Учить перепрыгивать через препятствия небольшой высоты на двух ногах.

Учить прицеливаться перед броском в вертикальную цель.

Упражнять в лазании по гимнастической лестнице.

Закреплять приёмы ведения мяча на месте.

Оздоровительные мероприятия:

1. Упражнения для глаз № 9.

2. Речевое дыхание «шторм в стакане».

3. Массаж кистей рук.

4. Гимнастика на дыхание № 3.

5. Профилактика близорукости 3 2.

6. Работа над освоением культурно-гигиенических навыков.

(приложение № 2).

Физминутки.

«Чайник», «Посуда» (приложение № 3).

Пальчиковая гимнастика.

«Помощники», «Машина каша» (приложение № 4).

Декабрь. Первая неделя «Игрушки».

Наблюдения:

1. Вода – обратить внимание детей на то, что вода в лужах застывает полностью, учить связывать этот факт с температурой воздуха.

2. Солнце – отметить восход и заход солнца (по ориентиру), отметить продолжительность дня. Формировать умение делать элементарные умозаключения на основе опыта.

3. Лес – обратить внимание детей на то, что после снегопада все деревья и кустарники стоят запорошенные (подобрать сравнения, сравнить со сказочным лесом). Вызвать желание любоваться зимним пейзажем.

4. Деревья – закреплять умение различать по стволу и векам берёзу, клён, тополь (выделять характерные признаки).

5. Птицы – провести наблюдение за птицами в разную погоду ( вспомнить народные приметы связанные с их поведением). Воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время.

6. Кошка – наблюдение за поведением кошки при появлении птиц на участке (кошка замирает, настораживается, начинает подкрадываться к птице). Познакомить с повадками животного, закрепить понятие «домашнее животное».

7. Улица – уточнить, чем опасен автотранспорт для жизни и здоровья человека (можно попасть под колёса, если не соблюдать правила, можно отравиться газом, который выходит из выхлопной трубы и т.д.).

8. Найти опасные места для игр на участке, объяснить детям, почему они опасны, обсудить с детьми как надо вести себя, чтобы избежать травм. Учить элементарным основам безопасности жизнедеятельности на улице.

9. Провести наблюдение за работой прачки вывешивающей бельё (почему она вывешивает его на мороз, что с ним происходит, почему эта работа считается трудной – бельё замерзает). Выяснить о каких ещё обязанностях прачки в детском саду знают дети. Воспитывать уважительное отношение к её труду.

10. Расширить представление детей о взрослых людях и детях, об их взаимоотношениях наблюдая за прохожими.

11. Целевая прогулка в экологический уголок школы. Вызвать интерес к обитателям уголка, учить бережному отношению к животным.

Подвижные игры.

«Два мороза», «У медведя во бору», «Ловишки», «Совушка», «Медведь и пчёлы».

(приложение № 1).

Трудовая деятельность.

Уборка участка после снегопада. Проверить кормушки и подложить корм. Строительство горки. Собрать сухие ветки деревьев. Изготовление фигурных льдинок.

Индивидуальная работа по развитию движений.

Упражнять в быстром передвижении на двух ногах.

Упражнять в ползании между снежными валами делая упор на колени и локти.

Учить скольжению по ледяной дорожке.

Закреплять последовательность выполнения прыжков в глубину (с возвышенности).

Закреплять умение лазать по гимнастической лестнице.

Оздоровительные мероприятия:

1. Гимнастика для глаз № 10.

2. Дыхательные упражнения с движениями – «китайский болванчик».

3. Мимические упражнения – «кукла больна».

4. Массаж пальцев «матрёшки».

5. Упражнения дыхательной гимнастики «губная гармошка».

6. Работа над освоением культурно-гигиенических навыков.

(приложение № 2).

Физминутки.

«Мячик мой», «Лошадка», «Мячик» (приложение № 3).

Пальчиковая гимнастика.

«Игрушки», «Непослушная дочка», «Сколько у меня игрушек»,

(приложение № 4).

Вторая неделя «Зима».

Наблюдения:

1. Наблюдение за погодой. Учить устанавливать связь между погодой и одеждой людей.

2. Снегопад – часто идёт снег, покрывает землю, крыши домов. Из-за низкой температуры воздуха снег не тает. Закреплять умение связывать состояние воды с температурой воздуха.

3. Берёза – дать представление о взаимосвязи дерева с объектами живой и неживой природы: воздухом, снегом, светом, ночными животными, птицами, почвой (под корой у дерева пробковый слой, который защищает его от мороза).

4. Деревья – рассмотреть деревья на фоне неба и снега (обратить внимание на форму их частей). Развивать интерес к природе родного края, учить анализировать и делать выводы о зимних явлениях природы (глубокий снег – тепло корням деревьев, траве, на рябине есть ягоды – ими кормятся птицы).

5. Во время подкормки птиц, обратить внимание ребят на вновь прилетающих птиц, сравнить их с уже известными птицами, описать их внешний вид и повадки. Учить распозновать птиц по внешним особенностям.

6. Аквариумные рыбки – рассмотреть внешний вид (отличие между собой, окраску). Составить описательный рассказ о поведении рыб зимой (они менее активны, мечут икру). Продолжать знакомить детей с поведением рыб зимой.

7. Учить различать транспорт по назначению. Рассмотреть грузовые машины проезжающие мимо детского сада. Вспомнить, для чего нужен грузовой транспорт.

7. Одежда на прохожих. Продолжить формировать представление о зависимости одежды от погодных условий.

8. Вспомнить с детьми опасные места на участке детского сада, предостеречь ребят от травм и неприятностей на прогулке. Закрепить знания об основных правилах безопасного поведения на улице.

9. Провести наблюдение за младшими детьми – побуждать ребят к активному проявлению эмоциональной отзывчивости: не только успокаивать, но и сочувствовать.

10. Целевая прогулка – на кухню. Наблюдение за работой поваров. Расширить представление профессии.

Подвижные игры.

«Волк и овцы», «Затейники», «Мороз-Красный нос», «Палочка-выручалочка», «Кот и мыши» (приложение № 1).

Трудовая деятельность.

Устройство горок для кукол. Расчистить вход на участок от снега. Проверить наличие корма в кормушках. Помочь малышам в строительстве горки. Изготовление цветных льдинок.

Индивидуальная работа по развитию движений.

Учить скольжению по ледяной дорожке на полусогнутых ногах; туловище наклонено назад.

Закреплять умение прыгать в высоту; ноги врозь, ноги вместе.

Развивать равновесие в упражнении «Посиди на мяче».

Учить ходьбе приставным шагом по скользкой поверхности.

Закреплять умение прицеливаться перед метанием в вертикальную цель.

Оздоровительные мероприятия:

1 Упражнения для глаз № 12.

2. Речевое дыхание «заморозим ручки».

3. Дыхательные упражнения с движениями.

4. Массаж «снеговик».

5. Профилактика близорукости № 1.

6. Работа над освоением культурно-гигиенических навыков.

(приложение № 2).

Физминутки.

«Снежная баба», «Снеговик», «Сосулька», (приложение № 3).

Пальчиковая гимнастика.

«Снежок»; «Мы во двор пошли гулять», «У зимы в лесу изба»,

(приложение № 4).

Третья неделя «Зима».

Наблюдения:

1. Снег – сформировать представление детей о том, что цвет снега зависит от чистоты. Белый – чистый; серый и бурый – очень грязный.

2. Пар – познакомить с условиями образования, найти связь с низкой температурой воздуха.

3. Деревья – провести сравнение берёзы и ели (направление ветвей, форма ствола, обратить внимание, что ель не сбрасывает свои иголки-листья, а берёза зимой стоит «голая»).

4.Деревья – обратить внимание на то, что зимой ветви деревьев очень хрупкие. Их легко можно сломать (объяснить, отчего это происходит). Учить бережному отношению к природе. Продолжать учить определять знакомое дерево по внешним признакам.

5. Птицы – обратить внимание на внешний вид синицы (чёрная шапочка, белые щёчки). Понаблюдать, как, они, раскачиваясь на ветке, будут клевать сало. Учить различать зимующих птиц по внешнему виду.

6. Обратить внимание детей на то, что не все птицы садятся на кормушку. Найти глазами других птиц, которые летают вокруг, наблюдая за кормушкой и её посетителями. Спросить, откуда вороны ведут свои наблюдения. Познакомить с повадками некоторых зимующих птиц.

7. Углублять знания детей о дорожном движении (2х стороннее), познакомить с сигнализацией машин. С дорожными знаками, расположенными возле дороги.

8. Провести наблюдение за работой охранника, во время прогулки детей на участках, выяснить, для чего нужен охранник в детском саду. Развивать умение понимать общественную значимость труда охранника, его необходимость.

9. Наблюдение за транспортом – уточнить представление о современной технике и труде взрослых на ней.

10. Экскурсия в лес – провести наблюдение за деревьями в зимнее время года. Составить небольшой рассказ «Деревья зимой». Закреплять знания о правилах поведения в лесу. Учить бережному отношению к природе.

Подвижные игры.

«Два мороза», «У медведя во бору», «Ключи», «Караси и щука», «Охотники»

(приложение № 1).

Трудовая деятельность.

Украшение ёлки цветными льдинками. Уборка снега. Почистить кормушки. Смести снег со стола и скамеек. Помочь малышам собрать сухие ветки на участке.


Индивидуальная работа по развитию движений.

Упражнять в умении быстро набирать скорость, используя частые и короткие шаги, тормозить при выполнении поворота.

Упражнять в умении прыгать легко из положения, стоя, без помощи и с помощью рук.

Учить прицеливанию при выполнении метания в движущуюся цель.

Упражнять ходьбе по скользкой поверхности используя приставной шаг.

Упражнять в ходьбе вверх и вниз по ступенькам горки: взойти по ступенькам, спуститься по наклонной и наоборот.

Оздоровительные мероприятия:

1. Гимнастика для глаз «снежинка».

2. Упражнения дыхательной гимнастики «снег».

3. Релаксация №1.

4. Массаж «рукавицы».

5. Речевое дыхание «заморозим ручки».

6. Работа над освоением культурно-гигиенических навыков.

(приложение № 2).

Физминутки.

«На дворе мороз и ветер», «Холодно» (приложение № 3).

Пальчиковая гимнастика.

«Пирог», «Снежок», «Мы во двор пошли гулять» (приложение № 4)

Четвёртая неделя «Зимние забавы. Новый год».

Наблюдения:

1. Позёмка – как явление природы (как образуется, в какое время года можно её наблюдать). Познакомить с явлением природы характерным для зимы.

2. Снежинка – Рассмотреть строение, форму снежинки. Показать детям какая она хрупкая, что она тает на тёплой руке. Вызвать желание любоваться и восхищаться творениям, причудам природы.

3. Ель – учить детей видеть красоту дерева в разное время года (стройная, уменьшающаяся вверх крона, заснеженные ветви, отдельные лапы, густо покрыты иголками). Учить наслаждаться ароматом ели.

4. Рассмотреть стебли хмеля – они высохли и пожелтели, превратившись в солому, легко обламываются возле корней. Вспомнить, насколько прочны были стебли растения летом и объяснить, что с ним произошло. Учить делать сравнения основанные на личном опыте.

5. Кормушка – уточнить знания детей о роли корма для жизни птиц, формировать представление: разные птицы предпочитают тот или иной корм, форму организации подкормки.

6. Учить замечать особенности поведения птиц на кормушке (одни подолгу клюют корм, никого не опасаясь; другие, схватив корм, быстро улетают; третьи собирают остатки под кормушкой).

7. Расширить знания детей о правилах поведения на улице, закрепить понятия: тротуар, проезжая часть.

8. Наблюдение за работой воспитателя на участке. Для чего нужны снежные постройки. Как сделать их безопасными? Воспитывать уважение к труду взрослых, вызвать желание оказать посильную помощь.

9. Продолжить наблюдение за прохожими – углублять представление о родственных отношениях (брат, сестра, родители).

10. Наблюдение за проходящим мимо транспортом (обратить внимание детей на то, что днём и вечером машин больше, а утром меньше). Учить связывать появление машин на улице с активностью в жизни людей.

11. Целевая прогулка вокруг детского сада – обратить внимание на подготовку к новогоднему празднику. Вызвать желание украсить и свой участок.

Подвижные игры.

«Мы весёлые ребята», «Что могут руки», «Волк во рву», «Мороз-Красный нос», «Мышеловка» (игра с бегом), (приложение № 1).

Трудовая деятельность.

Утеплить кустарник и корни молодых деревьев снегом. Расчистить участок от снега. Сооружение снежных построек. Подкормка птиц. Поливка водой ледяной дорожки.

Индивидуальная работа по развитию движений.

Упражнять в ходьбе по ледяному валу сохраняя равновесие.

Упражнять детей в умении сочетать перешагивание через снежный вал с пролезании через тоннель.

Упражнять в умении принимать правильное исходное положение и замах при бросании снежков в обруч.

Упражнять в подбрасывании и ловле снежка: подбросить одной рукой – поймать двумя.

Упражнять в лазании по гимнастической лестнице с перемещением вправо и влево.

Оздоровительные мероприятия:

1.Упражнения для глаз № 13.

2. Массаж «снегири».

3. Мимические упражнения «белка».

4 Упражнения на дыхание № 5.

5. Профилактика близорукости № 2.

6. Работа над освоением культурно-гигиенических навыков.

(приложение № 2).

Физминутки.

«На ёлку», «Весёлый Новый год» (приложение № 3).

Пальчиковая гимнастика.

«На ёлке», «Ёлочка», «Вьюга», (приложение № 4).




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование. Второе полугодие Авторы: Баева Ольга Николаевна,Пузырева Дарья Николаевна

В пособии отмечены особенности организации наблюдений, подобраны подвижные игры на свежем воздухе, а так же оздоровительные мероприятия. Материал удобен в использовании, так как состоит из персп...

"Развернутое перспективное планирование". Первая младшая группа.

Ведущими целями воспитания и обучения в детском саду является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства; формирование  основ базовой культуры личност...

перспективное планирование первая младшая группа

В современных условиях развития образования  перспективное планирование  является одним из важных условий для успешной реализации воспитательно-образовательного процесса в ДОО....

Перспективное планирование 1 полугодие Средняя группа

Перспективное планирование сентябрь- декабрь...

Перспективное планирование 1 полугодие Средняя группа

Перспективное планирование 1 полугодие Средняя группа...

Перспективное планирование 1 полугодие подготовительная группа

Перспективное планирование 1 полугодия подготовительной к школе группы...