Конспект логопедического занятия по обучению чтению детей 6 лет с нарушением зрения и речи "Лесные звезды"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
Занятие "Лесные звезды" разработано на основе методики обучения чтению детей с нарушением речи А.Н.Корнева. Данная методика интегрирует нейропсихологический и нейролингвистические подходы, что ососбенно актуально для детей со сложной структурой дефекта. В процессе обучения чтению у детей развиваются высшие психические функции, навки саморегуляции и взаимообучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 778 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Лесные звезды»
Цель: профилактика дислексии у детей с нарушением зрения путем формирования функционального базиса чтения.
Задачи:
Образовательная: Знакомство с буквой Л. Совершенствование навыков чтения.
Развивающая: Активизация произвольного слухового внимания, умения концентрироваться на слуховых образах.
Формирование правильного диафрагмального дыхания.
Расширение сенсомоторного репертуара, межполушарного взаимодействия.
Развитие зрительно-пространственного восприятия.
Развитие сукцессивных способностей.
Развитие воображения, образного мышления
Воспитательная: Воспитание добрых чувств, желания заботиться о других, развитие умения эффективно сотрудничать со сверстниками.
Оборудование: презентация по сказке В.Степанова «Лесные звезды», проектор, экран, фонограммы: «Фырканье ежа», «Веселая азбука» (песенка про букву Л)», песни «Падают, падают листья»; перчаточная кукла Ежик, домик Ежика, материалы ( пластиковые бутылочки, сжатая бумага, колокольчик, крышки пластмассовые0 для «Сказки-шумелки», массажеры (Су-Джок, массажные валики, щетки, шарики), материалы для чтения: «Теремок с буквами» В Воскобовича, слоговые таблицы и тексты А.Н.Корнева, картонные листья на палочках, сувениры – звездочки для подарка.
Ход занятия.
I. Вступление.
Логопед предлагает детям, посмотрев на календарь природы в группе, просит найти ошибки в нем. Дети называют правильное число и исправляют ошибку в календаре.
- Какое время года наступит за осенью? Назовите времена года по порядку.
Назовите дни недели по порядку.
-Сегодня 30 ноября, среда, последний день осени. Попрощаемся с ней, побывав в доброй осенней сказке. А вот и главный герой голос подает.
Звучит фонограмма «фырканье ежа».
- Кто, бы это мог быть? (ответы детей) Чтобы проверить, правильны ли ваши догадки, отправимся в путь.
Справа путь и слева путь.
Ну, куда же нам свернуть.
Дети идут по дорожке из листиков, определяя направление пути (прямо, направо, налево и снова прямо).
II. Погружение в сказку.
1. Встреча с ежиком
Дети находят сказочный домик под елкой.
Тук- тук, кто в теремочке живет? Кто в невысоком живет?
Появляется перчаточная кукла – ежик.
Логопед за ежика. Это я, ежик, ни головы, ни ножек.
(здоровается с детьми).
(Далее логопед общается с детьми от лица перчаточной куклы – Ежика).
Ежик. Приглашаю вас в осеннюю сказку. Но, чтобы наполниться волшебной силой, надо покатать ладонями колючие шарики (массажеры по выбору детей).
(дети поют песенку «Маленький ежик» и делают массаж пальцев рук, ладоней).
Ежик. Наполнились волшебной силой? Отправляемся в осеннюю сказку «Лесные звезды».
2.На проекционном экране появляется заставка сказки «Лесные звезды»
Сказка.
Ежик. Гулял я осенним вечером по лесу. Хорошо в лесу, тихо. Даже слышно как с деревьев листья падают. Шу-шу, словно дышат.
2.1. Шорох листьев. Упражнение на дыхание.
И.п. сидя или стоя. На вдохе дети мягко и плавно поднимают руки вверх, слегка наклоняясь вперед, на выдохе опускают руки, отклоняются в исходное положение и длительно произносят: ш-ш-ш
2.2. Прогулка ежика. Дети вначале просматривают на экране анимированный слайд про прогулку ежика. Ежик предлагает озвучить фильм про себя.
Дети выбирают, с помощью каких материалов, можно озвучить шаги ежика, шелест листьев, завывание ветра, шум дождя, сияние звезд.
Далее вновь демонстрируется слайд про ежика со звуками.
Сказка.
Ежик. Долго, долго я гулял. И на горке побывал и под горкой, а друзей не встретил. Ни Белки, ни Зайчонка, ни Медвежонка.
- Уж не заблудились ли они? – подумал я и стал звать своих друзей.
2.3. Где же друзья? На экране появляются изображения друзей. Дети делят слова на слоги, появляются слоговые схемы.
Сказка.
А потом вышел я на лунную поляну и увидел …
2.4 Ежик находит букву Л. На слайде дети читают слова – луна –лужа –лу- Л, лужа – лу-жа – лу –Л.
На что похожа буква Л? Покажите букву с помощью пальцев.
(Прослушивание магнитофонной записи про букву Л, пропевание песенки)
Теремок с буквами (поиск стилизованной буквы Л).
Логопед. На каком этаже живет найденная буква. В какой по счету квартире слева, справа, сверху, снизу.
Сказка.
Ежик. Оглянулся я по сторонам. Прямо передо мною в траве звезды светятся: красная, оранжевая, желтая.
2.5.Физминутка со зрительной гимнастикой. Падают, падают листья.
Дети выполняют движения глаз (вверх, вниз, вправо, влево, по диагонали, по кругу, по восьмерке), следя за листочками на палочках.
Сказка.
Ежик. Я так обрадовался: - Вот вы мне как раз и нужны. Собрал я звезды и побежал к заячьей избушке.
Повесил я Зайцу на дверь красную звездочку. Красную, как Зайкина любимая морковь. Повесил и побежал дальше.
А тут и заяц появился. Потрогал он лапой звездочку и сказал
-Спасибо, тебе звездочка, выручила. Если бы не ты, плутать бы мне по лесу до утра.
Сказка.
Ежик. Прибежал я к дереву, где белка жила и повесил ей над входом оранжевую звездочку. Оранжевую, как Белкины любимые грибы – рыжики. Повесил и побежал дальше.
А тут и Белка появилась. Потрогала она звездочку и сказала:
- Спасибо тебе, звездочка, выручила. Помогла мне найти дорогу в родное дупло.
2.6.Белка собирает грибы. (Чтение слоговой таблицы на букву Л)
ОЛ ЛУ ЕЛ
ЛИ ЛА УЛ
ЛЕ ЛО ИЛ
Задание: Кто быстрее прочитает слоги.
Работа в микрогруппах. Дети на разделяются на подгруппы. Один «учитель» - предлагает найти заданный слог, другой – «ученик», читает по заданию «учителя». Затем дети меняются ролями.
Сказка.
Ужик. Остановился я перед домиком Медвежонка и повесил ему над крыльцом желтую звездочку. Желтую, как мишкин любимый мед. Повесил и побежал дальше. Потрогал он лапой звездочку и сказал:
-Спасибо, тебе звездочка, выручила. Я твой огонек еще из-за речки увидел.
А потом вернулся я домой и рассказал о звездах маме.
Расскажи без слов. Дети по заданию логопеда показывают, кого встретил Ежик в лесу и как помог друзьям.
Сказка.
Улыбнулась моя мама и стала укладывать меня спать. А перед сном я очень любил почитать свой Букварик.
2.7. Прочти. Дети по очереди читают слова и предложения. Речевой материал предлагается дифференцированно в зависимости от сформированных навыков чтения.
В процессе чтения обсуждается вопрос, для чего нужно уметь читать.
Сказка.
Логопед. Спит Ежик. А в лесу по-прежнему тихо. Даже слышно, как с деревьев листья падают. Листья – лесные звезды: красная, желтая, оранжевая.
2.8. (Звучит колыбельная. Дети кладут голову на стол, закрывают глаза и отдыхают. Ежик гладит каждого ребенка своей лапкой).
III. Заключение.
Ежик. Вот и закончилась сказка. Но прежде, чем мы расстанемся, я хочу спросить у вас:
- Как вы думаете, почему улыбнулась моя мама, когда услышала мой рассказ о звездах?
- Вспомните, когда последний раз вы делали добро другим людям, когда кто-то заботился о вас.
И в подарок на память о нашем занятии Ежик дарит каждому ребенку цветные звездочки (елочные небьющиеся игрушки). Скоро Новый год, вы можете повесить их на елку. Пусть сияют и напоминают вам о том, как приятно совершать добрые дела.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение чтению детей с речевыми нарушениями
раздаточный материал для обучения чтению детей с речевыми нарушениями, составленный с опорой на программу Г. А. Каше для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием1 лист = 1 занятие...
Конспект коррекционного занятия в подготовительной к школе группе с нарушением зрения «В гости к Зимушке - Зиме».
В статье говорится о значении адаптации реберка в детском саду. Какие трудности могут возникнуть у родителей и детей во время адаптации. Как родители должны прави...

Логопедическое занятие с детьми 6-7 лет с нарушением зрения и речи "Заяц Коська и Родничок" (интеграция нейропсихологической и логопедической коррекции)
В основе занятия сказка А.Грибачева "Заяц Коська и Родничок". Решаются образовательные задачи (знакомство с круговоротом воды в природе в сказочной форме) и коррекционные,основанные на интеграции неро...

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте для детей с ограниченными возможностями здоровья(дети с задержкой психического развития старшего и подготовительного возраста)
Материал по обучению грамоте детей с ОВЗ с Задержкой психического развития с использованием цифровых образовательных ресурсов....

Обучение чтению детей с тяжелыми нарушениями речи. Практический материал.
В статье предложены этапы работы по обучению чтению детей с тяжелыми нарушениями речи, к каждому этапу подобран практический речевой материал, который может быть использован в работе....

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте детей с ТНР
Коррекция речевых нарушений через обучение грамоте....
Использование кинезитерапии на логопедических занятиях по обучению грамоте детей с речевыми нарушениями.
Использование кинезитерапии на логопедических занятиях по обучению грамоте детей с речевыми нарушениями...