Логопедическое занятие с детьми 6-7 лет с нарушением зрения и речи "Заяц Коська и Родничок" (интеграция нейропсихологической и логопедической коррекции)
план-конспект урока по логопедии (подготовительная группа) на тему
В основе занятия сказка А.Грибачева "Заяц Коська и Родничок". Решаются образовательные задачи (знакомство с круговоротом воды в природе в сказочной форме) и коррекционные,основанные на интеграции неропсихологического и логопедического подхода (программа "Дельфины" А.Семенович, Т.Ланина). При проведении занятия использованы также рекомендации программы Н.Погосовой "Погружение в сказку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zayats_i_rodnichok.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
по интеграции психомоторной и логопедической коррекции
в подготовительной группе МДОУ № 67
Составитель: Горлова Н.В., учитель-логопед
Тема: «Заяц Коська и родничок (по сказке А. Грибачева).
Задачи:
Образовательные:
1.Закрепление представлений о воде, ее свойствах и состояниях, круговороте воды в природе.
2.Формирование навыков звуко-буквенного анализа и синтеза, навыков чтения.
Коррекционные:
1. Повышение уровня психической активности. Стабилизация межполушарных взаимодействий, слухомоторной координации (глазодвигательные и артикуляционные упражнения).
2. Оптимизация тонуса тела (упражнения-растяжки).
3.Развитие произвольного внимания и самоконтроля.
4.Развитие зрительного восприятия, зрительно-моторной координации.
5.Расширение и активизация словарного запаса по теме (знакомство с родственными словами и омонимами, образованием слов с помощью сложения).
6. Автоматизация звука «Л» в связной речи.
Воспитательные:
Развитие навыков позитивного социального поведения, чувства эмпатии.
Материал: презентация по сказке с аудиозаписью, бутылка воды, чашки, голубой шнур, родничок из камней, грецкие орехи, таблицы для разгадывания слов, газовые шарфы.
Ход занятия
1. Вступление.
Сегодня мы отправимся в сказку, где речь пойдет о …(логопед показывает бутылочку питьевой воды). Кто хочет попить чистой воды? (дети пьют воду).
Напились воды, а что вы можете рассказать о ней.
Что мы знаем о свойствах воды?
А бывает твердая вода? Когда такое случается?
Бывает ли вода легче воздуха? Когда?
Подберите к слову ВОДА слова-родственники (дети подбирают слова к картинкам на мониторе компьютера).
Где вода встречается в природе? В нашем зале есть ручей. Давайте найдем его начало. Как называется место, где начинается ручей? (Родник, ключ). Какие еще предметы называются словом «ключ».
Вот мы и подошли к началу сказки. Для путешествия нам нужна волшебная сила. Эту силу нам даст волшебный ручеек.
2. Вхождение в сказку.
Логопед показывает изображение родничков на экране, включает запись с журчанием ручья, и дети на носочках идут по голубому шнуру (по ручью), вслушиваясь в журчание и «наполняясь волшебной силой».
Пройдя по ручью, садятся в позу расслабления.
-Наполнились волшебной силой? Готовы к сказке?
Сказка
Живет в нашем лесу Заяц-Коська – шкурка серая, уши длинные. Целыми днями бегает он по лесу, глазами во се стороны косит, все на свете разузнать хочет.
Упражнение 1. Гимнастика для глаз, координация движений глаз и рук.
Дети выполняют движения глазами.
Вверх ладошки подними
И на них ты посмотри.
Вниз ладошки опусти,
Только глазками смотри.
Вверх и вниз, и вправо-влево.
Ай-да, заинька умелый!
Глазками моргает.
Глазки закрывает.
Упражнение 2 Массаж ушей.
Бежал как-то Коська по лесу и встретил белку.
- Ты кто такая?
- Я белка.
-А я Коська. Пойдем икать где-нибудь, чего-нибудь, узнавать у кого-нибудь что-нибудь.
- Да некогда мне, - отвечает белка. – К зиме готовлюсь.
Упражнение 3. Орешки.
Массаж рук грецкими орехами под песенку из аудиозаписи.
Диалоги белки и зайца(разыгрывание по ролям) – «Заяц, заяц белый», «Заяц, заяц, чем ты занят?)
Прыгнула белочка, и нет ее. Что осталось под деревом вместо белки, догадайтесь.
Преобразование слов: БЕЛКА-БУЛКА-БАЛКА-ПАЛКА.
А кого встретил Коська дальше, если разгадаете названия птиц. Они спрятаны среди других слов. Найдите и подчеркните карандашом. (дети работают с таблицами разного размера в зависимости от остроты зрения).
Упражнение 4 «Сова» (из гимнастики мозга П. Денисон)
Бежал, бежал Заяц по лесу, вдруг увидел Родничок, а из него ручеек течет.
- Ты кто?- спрашивает Коська.
-Я - Родничок. Вот хочу попутешествовать, посмотреть далекие края.
- Вот, здорово,- обрадовался Заяц.
-Побежали наперегонки.
- Побежали, - согласился Родничок.
Бежит Коська, прыгает через кочки и пни. Родничок уже ручейком стал. Бежит ручеек, изгибается, да все впереди Зайца.
Прибежали Родничок и Заяц Коська на берег реки.
Логопед демонстрирует следующий слайд «Река»
-Пропал теперь Родничок! Съест его большая река, - забеспокоился Зайка .
-Эй, Родничок, где ты?
- А тут я, - ответил Родничок из реки. – Я теперь с другими родничками вместе. Так веселее. Догоняй скорей!
Упражнение 5 «Рыбки разговаривают». (координация движений языка, глаз и рук).
Весь день и всю ночь бежал по лесу Заяц-Коська. Наконец наступило утро.
Смотрит Коська по сторонам, а Родничка нигде нет.
- Эй, Родничок, где ты?
- А тут я! Посмотри наверх, -отозвался Родничок.
Поднял глаза Коська, и видит, в небе облачко покачивается.
- Да как ты туда попал? – удивился Коська.
- Ночью я туманом стал, а утром меня солнышко пригрело – я в облачко превратился.
Логопед показывает слайд «Облако».
Упражнение 6. «Кораблик» (дети выполняют упражнение с музыкальным сопровождением «Белые кораблики»).
Дети сидят на пяточках, руки за спиной в замок. Ветер надувает парус – спина прогибается, голова поднимается вверх, руки в замке поднимаются. Штиль – расслабление – голова опускается на грудь, лопатки развести.
Затем дети свободно двигаются по залу с газовыми шарфами.
Наступила осень. В лесу дождь пошел. Спрятался, Заяц. Слышит – шумит что-то.
-Эй, кто там? – закричал Коська.
-Это я, Родничок, обратно вернулся. Из ручейка в речку превратился, из речки в туман, из тумана в облачко. Потом вверху похолодало, я дождем стал и на землю упал. Скоро дожди кончатся, зима придет, и мы снова встретимся.
Так и случилось. Наступила зима. Зайчик к зиме цвет поменял, из серого белым стал, А Родничок из тучи теперь уже снегом вернулся и до весны в сугроб превратился.
Упражнение 7. «Снеговики и солнышко».
Один ребенок солнышко. Остальные превращаются в снеговиков и застывают в статичной позе. «Солнышко» мягкими и нежными прикосновениями помогает снеговикам «растаять». «Растаявшие снеговики» опускаются на пол и слушают вновь песню ручейка, слушают ощущения в теле.
Итоговая беседа.
Логопед демонстрирует слайд «Круговорот воды в природе».
-Сказка закончилась. Давайте припомним все превращения и изменения Родничка.
Дети рассказывают о превращениях Родничка.
-Вам понравилась сказка? Кто из героев сказки больше всего понравился?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект логопедического занятия "По следам зимы" для детей с нарушением зрения старшей дошкольной группы.
Логопедическое занятие для подгруппы детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста. В ходе занятия используется показ слайдов созданый с помощью программы PowerРоint. Основная за...
Обучение ребенка-логопата старшего дошкольного возраста с нарушением зрения словообразованию сложных слов, состоящих из двух основ. Конспект логопедического занятия «Учимся образовывать одно слово из двух»
Как известно, словообразование – это самый короткий путь к обогащению словаря ребенка. В статье предтавлен конспект логопедического занятия, в основе которого дидактическая игра «Обр...
Алгоритм проведения комплексного логопедического занятия с детьми (5-6 лет) с нарушением звукопроизношения (автоматизация звука)
Методическая разработка будет полезна начинающим логопедам, помогая улучшить качество подготовки логопедических занятий....
Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми средней группы с тяжелыми нарушениями речи: общим недоразвитием речи.
Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми средней группы с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с применением биоэнергопластики по теме "Домашние животные"...
Конспект логопедического занятия с детьми старшего возраста, имеющими тяжелые нарушения речи. Тема: «Космос».
Обобщение и уточнение знаний детей по лексической теме «Космос», развитие фонематических процессов, совершенствование грамматического строя речи и связной речи....
Конспект группового логопедического занятия с детьми раннего возраста с двигательными нарушениями «Еж готовится в зиме»
Тема: «Ежик готовится к зиме».Цель: закрепление звуков (ф) в слогах и простых словах; развитие сенсорных и коммуникативных навыков у ребенка раннего возраста.Обучающие задачи:- учить выпол...
"Комплексное логопедическое занятие с детьми (5-6 лет) с нарушением звукопроизношения, автоматизация звука [P]"
Методическая разработка представляет собой краткое содержание занятия с детьми 5-6 лет с нарушением звукопроизношения. Задания и упражнения направлены на автоматизацию звука [Р] с использованием презе...