Конспект открытого логопедического занятия.«Звук [Л]. Дед Мороз спешит на праздник».
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Симанович Наталья Владимировна

Конспект открытого индивидуального логопедического занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_individualnogo_zanyatiya_dlya_sayta.docx29.97 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого логопедического занятия.

Нарушение речи: фонетико-фонематическое недоразвитие речи.

Вид занятия: этап автоматизации звука в слогах и словах.

Тема занятия: «Звук [Л]. Дед Мороз спешит на праздник».

Возрастная группа: подготовительная группа.

Индивидуальное занятие.

Конспект составлен учителем – логопедом ФГКДОУ «Детский сад №179» Симанович Н.В.

Цель  занятия: автоматизировать произношение звука [л] в слогах, в словах (в начале, в середине в конце слов).

Задачи:

коррекционно-развивающие:

  • Совершенствовать умение употреблять правильное произношение звука [Л] в слогах и словах.
  • Закреплять умение выполнять артикуляционные упражнения.
  • Развивать речевое дыхание.
  • Развивать фонематическое восприятие через умение выделять предметы, в названиях которых есть звук [Л] и определять место данного звука в слове.
  • Развивать слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление
  • Развивать общую моторику, умение согласовывать речь с движением.

образовательные:

  • Закреплять умение употреблять существительные в винительном падеже через упражнение «Что в мешке у Деда Мороза».
  • Закреплять умение образовывать существительные множественного числа.
  • Закрепить знания  ребёнка о новогоднем празднике.

воспитательные:

  • Воспитывать культуру речевого общения – желание произносить все звуки родного языка правильно.
  • Создание положительного эмоционального фона, радости.

здоровьесберегающие:

  • Соблюдать правильную посадку ребёнка.
  • Сочетать статические и динамические упражнения.

Подготовка к занятию

Предварительная работа:

  • Подготовительный этап - выполнение комплекса упражнений для звука  [Л],
  • Этап постановки звука [Л],
  • называние слогов и слов с данным звуком, используемых в упражнении «Наряди ёлку», «Что в мешке у Деда Мороза».

Оборудование: компьютер, презентация, пособие для развития речевого выдоха «Снежинки», оборудование к игровому упражнению «Наряди ёлку» - ёлка и игрушки на магнитах к ней, магнитный мольберт, разрезная картинка «Снеговик», наклейка – ёлочка.

План занятия

I. Организационный момент.

-Ксюша сегодня у нас на занятии присутствуют гости.

- Давай поздороваемся с нашими гостями.

1. Слайд (Снег скрипит под ногами- аудиозапись)

-Послушай, что это за звук? (включается аудиозапись «Снег скрипит»)

-Правильно. Это под ногами у кого-то скрипит снег, и он хочет рассказать нам зимнюю сказку.

2. Слайд «Зимняя сказка».

II. Основная часть занятия.

1. Артикуляционная гимнастика.

- Посмотри, язычок тоже приготовился послушать.

- Он лёг на нижнюю губу, показывает какой он внимательный и послушный (упражнение «Лопата»).

- Очень хочется язычку послушать интересную историю и от нетерпения он то выглядывает, то снова прячется за зубы (упражнение «Вкусное варенье»).

- Бегает язычок, ищет место поудобнее (упражнение «Индюк»).

- даже прищёлкивает, так хочет поскорее услышать историю (упражнение «Лошадка»).

Ну что ж, теперь можно послушать, о чём расскажет снег. Это было зимой, в конце декабря.

-На улице шёл снег, дул зимний ветер, который  гонял снежинки.

3. Слайд - ветер.

2. Произношение изолированного звука [Л].

Ветер озорничал и быстро проносился среди деревьев со звуком [Л-Л-Л].

- Давай повторим за ветром.

3. Произношение звука [Л] в слогах.

4. Слайд (на фоне качающихся деревьев написаны слоги)

Деревья сердились и  отвечали ему.

ал-ал-ал                      ала-ала-ала

ол-ол-ол                      оло-оло-оло

ул-ул-ул                      улу-улу-улу

- Когда ветер успокаивался, снежинки весело и плавно порхали в воздухе, и пели песенки:

5. Слайд (на деревья падает снег и на их фоне написаны слоги) 

Ла-ла-ла

Ло-ло-ло

Лу-лу-лу

Лы-лы-лы

Лэ-лэ-лэ

4. Упражнение на развитие речевого дыхания. 

- Давай покажем, как снежинки умеют летать, когда дует сильный ветер и как они умеют плавно порхать в воздухе, когда ветер стихает. (ребёнок вдыхает через нос, выдыхает через рот, дует на пособие для развитие речевого выдоха «Снежинки». )

- Собрался в это время Дед Мороз детей из детского сада с праздником новогодним поздравить, весь год он готовил для них подарки.

6. Слайд (Дед Мороз готовит подарки).

5. Упражнение на развитие памяти и слухового внимания. Употребление существительных в винительном падеже «Что в мешке у Деда Мороза».

- Послушай, какие подарки он приготовил, и посчитай их, загибая пальчики вместе со мной.

Дед Мороз несёт ребятам

В своём мешке лопату, куклу, белку,

Лошадку и слона,

И весело шагая, поёт он ла-ла-ла.

Ребёнок на каждое название игрушки поочерёдно загибает пальчики, начиная с мизинца, сначала на правой руке, затем на левой руке.

- Как одним словом можно назвать все эти предметы?

- Игрушки.

-Сколько же игрушек мы с тобой сейчас перечислили?

-Пять.

- Какой звук есть в названиях всех этих игрушек?

- Звук [Л].

-Запомни, какие игрушки возьмёт Дед Мороз с собой на праздник к детям.

7. Слайд (Дед Мороз идёт по лесу).

- Идёт Дед Мороз по сугробам, ребятишкам подарки в мешке несёт, с лесными зверятами разговаривает, лес в зимний наряд убирает.

- Назови, с какими животными Дед Мороз разговаривает на картинке?

- С белкой и зайцем.

- Какие деревья Дед Мороз нарядил в красивые платья?

-Ёлки.

-Чем укрыты елки?

- Снегом.

-Снег какой?

-Белый.

6. Упражнение на развитие фонематического слуха через определение наличия звука [Л] в слове. Упражнение «Наряди ёлку».

- А в детском саду в это время тоже готовятся к приходу Деда Мороза и к встрече Нового года.

- А как в детском саду готовятся к встрече Нового года и Деда Мороза с подарками? (разучивают стихи, готовятся к утреннику, наряжают ёлку)

-Вот и мы с тобой сейчас будем наряжать ёлку, но не простыми игрушками. А только теми, в названиях которых есть звук [Л]. И нам нужно сказать, где находится звук в слове названии игрушки. (В начале, в середине или в конце слова)

Сначала ребёнок называет все игрушки, затем выбирает из всего количества игрушек те, в названиях которых есть звук [Л] и вешает их на магнитики на ёлку.

Игрушки: репка, петушок, лошадка, шары, кукла, белка, конфеты, кошка, морковка, утка, груша, яблоко, мишка, заяц, матрёшка, 3 хлопушки, клоун, слон, 2 клубники, колобок, 2 ангела, Лосяш.

А дедушка Мороз тем временем всё идёт по лесу, уже совсем близко подошёл он к детскому саду. Давай покажем как он идёт на праздник.

7. Физминутка «Посмотри!».

Скрип-скрип, топ-топ
(потереть ладошку об ладошку, топнуть ножками)
Посмотрите – кто идёт?
(пр. рука над бровями – посмотреть вдаль)
Скрип-скрип, топ-топ
(потереть ладошку об ладошку, топнуть ножками)
Кто-то песенку поёт

(ладошки приставляем попеременно к правому и левому уху)

Посмотри ! ( хлопнуть 3 раза)
Дед Мороз! (хлопнуть 3 раза)
С бородой пушистой 
(руками показать бороду)
У него (хлопнуть 3 раза)
На бровях (хлопнуть 3 раза)
Иней серебриться 
(руками показать фонарики)

Скрип-скрип, топ-топ
(потереть ладошку об ладошку, топнуть ножками)
Каждый год он к нам идёт
(ходьба на месте)
Скрип-скрип, топ-топ
(потереть ладошку об ладошку, топнуть ножками)
Смех и радость нам несёт
(руки на поясе – повороты корпуса)

Посмотри! (хлопнуть 3 раза)
Дед Мороз! 
(хлопнуть 3 раза)
С бородой пушистой 
(руками показать бороду)
У него (хлопнуть 3 раза)
На бровях (хлопнуть 3 раза)
Иней серебриться 
(руками показать фонарики)

8. Игра «Что потерял дед Мороз».

-А Дед Мороз тем временем уже подошёл к Детскому саду и остановился. Решил в мешок заглянуть. Но что это? Мешок-то пустой! Наверное, перепутал дедушка мешки, когда собирался в дорогу.

8. Слайд (дед Мороз протягивает пустой мешок)

Нужно вернуться в лес за подарками. Но устал Дед Мороз, тяжело ему. Кто же поможет ему исправить ошибку? Думал он думал, да и слепил себе из снега помощника. Кто же помощник у Деда Мороза?

Ребёнок составляет разрезную картинку.

-Это снеговик.

-Правильно, Дед Мороз слепил снеговика.

9. Слайд (Снеговик)

- Побежал Снеговик за подарками.

- Прибежал и видит, что в ледяной избушке у Деда Мороза на столе стоят игрушки.

10.Слайд (Игрушки  и мешок Деда Мороза).

Вспомни и выбери только те, которые нужно было отнести ребятишкам.

Взял снеговик нужные игрушки и отнёс их Деду Морозу.

11. Слайд (дед Мороз на ёлке).

Вовремя успел Дед Мороз на праздник к ребятам.

9. Упражнение  «Один – много».

Но ведь в детском саду много ребят, значит и подарков должно быть много.

Поэтому в Волшебном мешке Деда Мороза оказались (картинки).

12. Слайд (игрушки).

 не лопатка, а лопатки,

 не кукла, а куклы,

 не белка, а белки

 не лошадка, а лошадки,

не слон, а слоны.

Ребята были очень рады Деду Морозу и его подаркам.

13. Слайд (Снеговик).

 А за окном стоял снеговик. И что делал?

-Улыбался, радовался, танцевал.

III. Итог занятия.

14. Слайд (Дед Мороз и надпись «С Новым годом», аудиозапись новогодней песни).

- Вот и закончилась эта удивительная история. Ты не просто её слушал (а), но и принимал (а) в ней участие. А какой звук ты учился (ась) правильно произносить?

-Звук [Л].

За то, что ты помог(ла) Деду Морозу он просил предать тебе эту наклейку – ёлочку, чтобы она тебе напоминала об этой истории, которая случилась с Дедом Морозом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое логопедическое занятие "Звук и буква О"

Логопедическое занятие для детей с общим недоразвитием речи с использованием средств ИКТ...

Конспект фронтального логопедического занятия "Звуки [Т] - [Ть] и буква "Т".

Занятие посвящено развитию фонетико - фонематических представлений детей старшей логопедической группы для детей с ОНР....

Конспект подгруппового логопедического занятия: "Звуки С,С* Буква С".

На данном занятии учитель-логопед учит детей дифференцировать на слух звуки "С", "С*", подбирать картинки на данные звуки, определять местоположение данных звуков в слове. Дети на занятии проводят зву...

Конспект открытого логопедического занятия: "Звуки "Г" - "ГЬ".

Конспект открытого занятия по развитию фонематических представлений в старшей логопедической группе по теме: "Звуки "Г" - "ГЬ"....

Конспект открытого логопедического занятия "Звук [Ч]. Буква Ч. Закрепление" по технологии "Ситуация" Л.Г. Петерсон

Технологическая карта логопедического занятия по обучению грамотедля детей 6-7 лет...