Логопедический проект "Скоро в школу мы пойдём"
проект по логопедии (подготовительная группа) на тему
В данном проекте описана работа по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе. Особое внимание уделяется развитию связной речи дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Логопедический проект. | 108.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедический проект «Скоро в школу мы пойдём»
Цель: дать возможность детям старшего дошкольного возраста синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, позволяя им тем самым успешно адаптироваться к предстоящему школьному обучению.
Участники проекта. Дети логопедической группы, учитель-логопед, воспитатели логопедической группы, музыкальный руководитель, родители.
Задачи. Уточнять графический образ букв, закреплять умение различать понятия «звук» и «буква». Продолжать учить характеризовать звуки в словах по артикуляционно-акустическим признакам (глухости-звонкости, твёрдости – мягкости и др.), подбирать слова с заданным звуком. Развивать фонематическое восприятие, зрительную и слуховую память, умение составлять связное развёрнутое высказывание. Развивать познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки.
Предполагаемые итоги реализации проекта:
- умение творчески самовыражаться;
- накопление опыта рефлексии (самооценки);
- повышение уровня мотивации и готовности к школьному обучению;
- установление положительного эмоционального контакта между участниками проекта через совместную деятельность.
Перспективный план мероприятий
Дата проведения | Форма проведения | Ответственный |
Январь (4-я неделя) | Родительское собрание на тему «Профилактика дисграфических и дислексических нарушений у детей». | Логопед |
Март (1-я неделя) | Беседа с воспитателями по реализации проекта. | Логопед |
Март (2-я неделя) | Чтение детям рассказа Р.Киплинга «Как был придуман алфавит». Беседа по прочитанному. | Воспитатели |
Март (2-я неделя) | Игровая ситуация «Волшебная азбука». | Логопед |
Март (2-я неделя) | Беседа с детьми «Путешествие в мир книги». Экскурсия в библиотеку. | Воспитатели |
Март (3-я неделя) | Мастер-класс для родителей «Всё о звуках и буквах». | Логопед |
Март (4-я неделя) | Оформление книги «Азбука». | Логопед |
Апрель (1-я неделя) | Интегрированное занятие «Звук р. Буква Р». | Логопед |
Апрель (2-я неделя) | Интегрированное занятие «Звук ш. Буква Ш». | Логопед |
Апрель (3-я неделя) | Интегрированное занятие «Звук ч. Буква Ч». | Логопед |
Апрель (3-я неделя) | Запись составленных детьми сказок о буквах (на индивидуальных занятиях). | Логопед |
Апрель (4-я неделя) | Занятие «Планета звуков». | Логопед |
Апрель (4-я неделя) | Совместная деятельность воспитателей и детей по оформлению «Планеты звуков». | Воспитатели |
Май (1-я неделя) | Оформление книги «Сказки о буквах». | Логопед |
Май (2-я неделя) | Занятие-досуг «Страна Звукобуквия». | Логопед, воспитатели, муз.руководит. |
Май (3-я неделя) | Презентация проекта «Путешествие в страну АБВГДейку». | Логопед, музыкальный руководитель |
Родительское собрание на тему «Профилактика дисграфических и дислексических нарушений у детей – логопатов»
Цель. Познакомить родителей с понятиями «дисграфия» и «дислексия», с работой по преодолению этих нарушений. Помочь использовать полученные знания в условиях семейного воспитания.
Материал и оборудование. Мультимедийная установка, DVD-проигрыватель. Картинки для проведения игр «Запоминайка», «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Кто где находится?», «Нарисуй предметы слева, справа», «Лабиринты», «Разложи картинки в два ряда». Материал для конструирования букв (фасоль, нитки, проволока, пластилин, камешки, кедровые орехи, цветная бумага, ножницы, клей), карточки со словами, написанными с ошибками, карточки с зашумлёнными буквами, тетрадь – на каждого ребёнка. Памятка для родителей.
В зале организована выставка научно-методической литературы и развивающих игр, направленных на формирование у детей умения ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.
Логопед. Уважаемые родители! С началом школьного обучения к речи детей предъявляются повышенные требования. Сегодня мы поговорим об очень важной работе по профилактике дисграфии и дислексии. Это, наверное, для вас новые е не совсем понятные слова, но мы надеемся, что в процессе встречи вам многое станет ясно. Дети с отставанием в речевом развитии допускают при чтении и письме специфические ошибки, которые не связаны с орфографическими правилами, с интеллектуальным развитием ребёнка. Причиной их возникновения является несформированность фонематического слуха и восприятия, лексико-грамматического строя речи, пространственной ориентации. Некоторые дети с трудом соотносят зрительный образ бук5вы с её названием. Частичное расстройство процессов чтения и письма называется соответственно дислексией и дисграфией. Рассмотрим специфические ошибки детей и способы их предотвращения. Ошибки при записи отдельных букв. 1.Ребёнок не дописывает элемент буквы. 2.Добавляет лишний элемент. 3.Пишет букву зеркально. (Примеры ошибок детей при записи букв логопед сопровождает демонстрацией на экране мультимедийной установки.) Эти ошибки не связаны с нарушениями звукопроизношения, их причина в несформированности у ребёнка пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза. Предлагаем вашему вниманию некоторые приёмы работы по профилактике данных нарушений, которые можно применять и в домашних условиях. (Показывает видеозапись занятия по подготовке детей к обучению грамоте и озвучивает все используемые приёмы.) 1.Прописывание букв в воздухе. 2.Конструирование букв (из палочек, ниток, проволоки, кедровых орехов, крупы, выдавливание в пластилине точками). 3.Дописывание элементов букв. 4.Сравнение смешиваемых букв (В-Р), (Т-Г), (В-З), (Х-К) и др. 5.Реконструирование букв: одну превратить в другую (Ы-Ь-Ъ-Б-В-З…) 6.Нахождение спрятавшихся букв (зашумлённые рисунки). 7.Формирование зрительной памяти (игры «Запоминайка», «Чего не стало?», «Что изменилось?»). 8.Закрепление умения ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (игры «Кто где находится?», «Нарисуй предметы слева, справа», «Лабиринты»), графические диктанты. Логопед предлагает родителям выполнить задание по реконструированию букв (с помощью ниток или проволоки из буквы Б сделать В, а из В сделать З и т.п.). Затем раздаёт карточки с различными вариантами зашумлённых букв и просит сказать, какие буквы они увидели. С родителями проводятся игры «Чего не стало?», «Кто где находится?», «Нарисуй предметы слева, справа», «Лабиринты». Ошибки при записи слов. 1.Пропуск гласных (брат-брт). 2.Пропуск согласных (брат-бат). 3.Пропуск слогов (соседи-седи). 4.Раздельное написание частей слова (но сочки). 5.Замена букв (Саса, лыба). 6.Перестановка слогов (творожок – тровожок).
Причина ошибок – несформированность навыков звукобуквенного и слогового анализа слов. Простые формы такого анализа (узнавание звука в слове, вычленение первого и последнего звуков в слове) возникают спонтанно в процессе развития устной речи. Сложные же формы (определение количественного и качественного звукового состава слова) формируются лишь в процессе специального обучения. Первоначально работа проводится с опорой на вспомогательные средства: по мере выделения звуков ребёнок заполняет графическую схему фишками. (Логопед показывает видеозапись такого занятия.) На втором этапе звуковой анализ выполняется в речевом плане: в названном слове определяются первый, второй, третий и т.д. звуки, уточняется их количество. (Родители самостоятельно выполняют звукобуквенный и слоговой анализ слова «мишка».) Третий этап – самый сложный. Дети определяют количество и последовательность звуков в слове, которое не произносится вслух, то есть на основе представления. Фонематический анализ по представлению осуществляется при выполнении следующих заданий: придумать слово с определённым количеством звуков; отобрать картинки с изображением предметов, в названии которых присутствует определённое количество звуков; показать цифру, соответствующую количеству звуков в названии изображённого предмета, и т.д. Родители раскладывают картинки, находящиеся у них на столах, в два ряда в зависимости от количества звуков в слове-названии изображённого предмета, придумывают слова с заданным количеством звуков. Ошибки при записи предложений. 1.Ребёнок не соблюдает правил записи предложения (нет заглавной буквы, нет точки в конце предложения). 2.Слитно пишет слова с предлогами.
Причина ошибок – несформированность лексико-грамматического анализа предложений. Для профилактики ошибок такого рода используют следующие приёмы: - составление предложений по картинке; - составление схем предложений с предлогами и без них; - определение количества слов в предложении (начинать с предложений из двух слов); - составление предложений из заданного количества слов (двух, трёх…) Логопед демонстрирует видеозапись занятия с детьми по определению количества слов в предложении и составлению предложений из заданного количества слов. Затем родители просматривают тетради своих детей, в которых те работают на занятиях по подготовке к обучению грамоте, задают вопросы с учётом полученной информации. После совместного обсуждения возникших вопросов собрание заканчивается. Родители получают памятки для работы с детьми дома.
Занятия
Предварительная работа. Экскурсия в библиотеку. Беседа с детьми «Путешествие в мир книги». Чтение на фронтальных логопедических занятиях сказок о буквах из «Нового букваря» О.Л.Соболевой. Чтение произведения Р.Киплинга «Как был придуман алфавит». Беседа по прочитанному.
Тема: «Звук р . Буква Р»
Цель. Знакомить с буквой Р. Закреплять зрительный образ и написание буквы Р. Упражнять в составлении связного развёрнутого высказывания. Развивать воображение, мелкую моторику, восприятие и память. Материал. Письмо, политическая карта мира, диктофон. Демонстрационные буквы. Карточки с буквами А, Д, У, Г, А. Проволока, тетради, карандаши.
Ход занятия Почтальон приносит письмо из английского детского сада, в котором дети просят рассказать, как появился русский алфавит. Логопед показывает на карте, где находятся Англия и Россия. Затем проводит с детьми беседу по вопросам. Логопед. Как познакомить детей Англии с нашими буквами? (Отправить по почте «Азбуку», нарисовать буквы, сочинить сказки о буквах.) О чём можно рассказать в сказках? (О том, как появились буквы.) Как сделать сказки более интересными и понятными для английских детей? (Нарисовать к сказкам рисунки.) Из сказок с рисунками можно сделать книгу и отправить её в Англию. Вспомните, как начинаются сказки? (Жили-были… В некотором царстве, в некотором государстве…) Чтобы сочинить сказки, нам надо побывать в сказочной Стране букв. Давайте дружно произнесём: Раз, два, три, В сказочную страну попади. Дети повторяют волшебные слова. Логопед. Вот мы и в Стране букв. Кажется, нас встречают её жители. (Поочерёдно показывает буквы.) Попробуйте изобразить их с помощью пальцев. (Дети выполняют задание.) В старом дереве дупло Ну совсем как буква О. Молоток стучит: тук-тук! Букве Т я старый друг. На хоккее, на футболе Буква П – ворота в поле. Х – забавная игрушка, Деревянная вертушка.
Логопед. Жители Страны букв приготовили для вас интересное задание. Посмотрите на разрезанное слово. Надо сложить его части и прочитать. (Дети выполняют задание, ориентируясь на порядок цифр 1-5 с обратной стороны карточек, и читают: «Адуга».) Какое-то странное слово получилось. Я поняла! Это отгадка загадки «Разноцветное коромысло над рекой повисло». Что это? (Радуга.) Какой звук был пропущен в слове? (Звук р.) Вы уже знакомы с этим звуком. На письме он обозначается буквой Р. Букву Р писать несложно: Справа к палке осторожно Подрисуем мы кружок. И получится… (флажок).
Логопед предлагает детям выполнить несколько заданий: - назвать по три слова, начинающихся со звука р и заканчивающихся этим звуком; - рассмотреть, из каких элементов состоит буква Р; - выложить её из проволоки; - написать в воздухе; - напечатать в тетради.
Логопед. На занятии вы узнали про букву Р. Попробуйте сочинить про неё сказки – и мы отправим их детям в Англию.
Логопед записывает сказки детей на диктофон и предлагает дома вместе с родителями проиллюстрировать их.
Тема: « Звук ч . Буква Ч»
Цель. Знакомить с буквой Ч. Учить чётко произносить звук ч в слогах, словах и фразах, определять его позицию в слове. Развивать навыки звукобуквенного и слогового анализа. Упражнять в составлении связного рассказа. Развивать внимание, мышление, зрительное восприятие, мелкую моторику. Материал. Кукла Чиполлино. Буква Ч. Картинки с изображением предметов, в названии которых есть звук ч . Сундучок. Схемы звукового анализа. Тетрадь, простой и цветные карандаши – на каждого ребёнка.
Ход занятия
Логопед. Послушайте скороговорку и определите, какой звук в ней слышится чаще других. Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка Чертили чёрными чернилами чертёж. (Звук ч .) Что делают губы и зубы, когда мы произносим этот звук? (Ответы детей.) Звук ч твёрдый или мягкий? (Звук ч всегда мягкий.) Каким цветом мы обозначим этот звук? (Зелёным.) К нам в гости пришёл сказочный герой – мальчик-луковка. Это… (Чиполлино.) (Выставляет куклу и говорит за неё.) Послушайте, как Чиполлино здоровается: «Ча-чу-чо». Поздоровайтесь так же. Чиполлино радуется встрече с нами: «Чи-ча-чо!» Он просит взять его к нам в группу: «Ач-оч-уч». Спрашивает, как нам живётся: «Чна-чно-чну?» (Дети повторяют слоги.) Проводится дидактическая игра «Подбери картинки». Логопед предлагает назвать нарисованные на картинках предметы и отдать Чиполлино те изображения, в названии которых есть звук ч. Проводится дидактическая игра «Измени слово». Логопед называет слова и предлагает заменить в них первый звук на звук ч : тайник-чайник, кашка-чашка, гайка-чайка. Затем называет другие слова и предлагает заменить в них последний звук на звук ч : враг-врач, клюв-ключ. Логопед. Посмотрите на картинки в своих тетрадях. Назовите, что на них нарисовано, и помогите Чиполлино определить, где находится звук ч в словах-названиях. Дети поочерёдно выполняют задание. Проводится разминка «Чижик». Дети ходят по кругу. Один ребёнок – чижик- находится в центре круга. Чижик в клеточке сидел, Чиж печально песню пел: «Маленькие деточки, Откройте мою клеточку. Чу-чу-чу, чу-чу-чу-, Я на воле жить хочу!» Дети клетку открывают, Чижа на волю выпускают. Если чижику удаётся вырваться из круга, его место занимает другой ребёнок. Логопед. Чиполлино принёс букву Ч. (Показывает.) На что она похожа? (На цифру четыре.) Да, вы правильно решили: Ч мы пишем как четыре. Толька с цифрою, друзья, Букву путать нам нельзя.
Что ещё принёс нам Чиполлино? (Сундучок.) Скажем хором: «Сундучок, сундучок, приоткрой-ка свой бочок!» Дети находят в сундучке картинку с изображением часов и выполняют звукобуквенный анализ слова «часы». Логопед. Чиполлино очень нравится буква Ч, он даже решил придумать про неё сказку. Послушайте. «В сказочной стране Алфавит жила необыкновенная буква – буква Ч. Её звали чудесницей, потому что оно умела делать чудеса…» Но Чиполлино придумал сказку не до конца и просит ему помочь. Дети на индивидуальных логопедических занятиях сочиняют своё продолжение сказки. Логопед записывает сказки на диктофон и предлагает дома вместе с родителями проиллюстрировать их.
Чудесница буква Ч
В сказочной стране Алфавит жила необыкновенная буква – буква Ч. Её звали чудесницей, потому что она умела делать чудеса. В своём волшебном чемодане она хранила чудесную погоду и чудесное настроение, часы, чулки, сумочки, чернильницу, чучело. И конечно же, цифру четыре, на которую она была похожа. Если её просили, она могла достать из чемодана чёрненьких чертят или чудо-юдо. А ещё буква Ч устраивала чаепития с печеньем, сахарочком и молочком. Все очень любили букву Ч.
Тема: «Звук ш . Буква Ш»
Цель. Знакомить с буквой Ш. Учить различать и чётко произносить звук ш в слогах, словах и фразах, определять его позицию в слове. Развивать навыки звукобуквенного и слогового анализа. Знакомить с правописанием слога ШИ. Материал. Игрушки: матрёшка, неваляшка, лошадка, собачка, слонёнок, кенгуру. Конверт с письмом от Грамотея. Карточки с изображением буквы Ш. Карандаш и тетрадь- на каждого ребёнка.
Ход занятия
Логопед. (вносит куклу). Это Маша (акцентирует звук ш .) Вспомните имена, в которых есть звук ш .(Саша, Наташа,Ксюша.) Назовите Машу ласково. (Машеника.) Сегодня Машенька приглашает нас в гости. Она знает много букв и умеет их правильно произносить. Но звук ш у неё не получается. Давайте научим Машу его произносить. Что делают губы, когда мА произносим этот звук? (Округляются.) Где находится при этом язык? (За верхними зубами.) Какой он – узкий или широкий? (Язык широкий, чашечкой.) Как мы произносим звук ш – с голосом или без голоса? Он твёрдый или мягкий? Этот звук гласный или согласный? (Звук ш – согласный, всегда твёрдый, глухой.) Каким цветом будем обозначать этот звук? (Синим.) Проводится игра «Поймай звуки». Логопед. Я буду бросать вам звуки, а вы мне обратно – слог: Ш, А – ША; А, Ш-АШ; Ш, О – ШО; О,Ш-ОШ; Ш,У-ШУ; У,Ш-УШ. Узнали мышки, что Маша пригласила нас в гости, и запели: Ша-ша-ша -Маша хороша. Шу-шу-шу -к Маше я спешу. Как они шептали? (Дети произносят рифмовку шёпотом.) Логопед. А теперь громко: Ши-ши-ши – Машу рассмеши. Аш-аш-аш – у Маши новый карандаш. Дети громко произносят рифмовку. Логопед. Давайте выберем Маше подарки. (Указывает на игрушки, выставленные на столе.) Но дарить будем только те игрушки, в названии которых есть звук ш . Я первая выбираю подарок и говорю: «Я дарю Маше неваляшку». Дети выбирают игрушки и выполняют задание по образцу, выделяя в слове звук ш . Логопед. У Маши есть любимые вещи. Если вы посмотрите в свои тетради, то увидите их. (Дети называют нарисованные в тетради предметы: подушка, карандаш, шапка.) Поможем Маше определить, где в словах-названиях этих предметов спрятался звук ш . Дети определяют место звука ш в словах. Проводится разминка «Запретные движения». Дети выполняют движения, которые логопед называет, а не те, которые он при этом показывает. Логопед. А теперь я познакомлю вас и Машу с буквой Ш. Эта буква (показывает) состоит из палочек. На что похожа буква Ш? (На расчёску, вилы.) Какие буквы можно сделать из буквы Ш? (П,Т,Г.) (Пишет на доске прописную и строчную буквы Ш, комментируя свои действия.) Попробуйте напечатать в своих тетрадях две прописные (большие) и две строчные (маленькие) буквы Ш. (Дети выполняют.) Вы не забыли про письмо, которое нам прислали дети из Англии? Нам надо придумать сказку о том, как появилась буква Ш. Дети предлагают свои варианты, и в результате получается следующая сказка: «Гуляла по лесу буква П. Нашла она на дороге палочку, взяла её и стала с ней играть. Покрутила, покрутила и представила себя фокусницей. Взмахнула палочкой, перевернулась в воздухе и прекратилась в букву Ш. Но у буквы изменился характер. Стала оно шумной: шелестела, шуршала, даже шипела иногда. Однако остальные буквы всё равно её любили». Логопед. Маша сегодня получила письмо и просит его прочитать. Давайте посмотрим, от кого это письмо. (Читает.) Оно от нашего друга Грамотея. Он советует вам запомнить одно важное правило: после буквы Ш пишется только буква И и никогда не пишется буква Ы. Чтобы лучше запомнили это правило, Грамотей прислал подсказку в стихах: Зашуршали камыши, Только с И пишите ШИ. Проводится работа в тетрадях: дети дописывают недостающий слог ШИ в словах (ши)на, ма(ши)на, камы(ши). Затем выполняют звукобуквенный и слоговой анализ получившихся слов. Логопед. С какой буквой вы познакомились? (С буквой Ш.) Из скольких звуков состоит эта буква? (Из одного.) Назовите его. (Ш.) Какой это звук, что мы о нём знаем? (Согласный, твёрдый, глухой). С какой буквой никогда не дружит буква Ш? (С буквой Ы.) В слоге ШИ после буквы Ш всегда пишется какая буква? (И.) Логопед вручает каждому ребёнку эмблему с изображением буквы Ш.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Скоро в школу мы пойдём" (Сценарий выпускного праздника)
Сценарий выпускного праздника «Скоро в школу мы пойдём» с участием взрослых, в ролях сказочных героев, для создания у детей яркого, незабываемого впечатления о празднике, а так же добрых и тёплы...
Проект «Скоро в школу мы пойдём»
Цель проекта: воспитание положительного отношения к школе у детей подготовительной группы.Задачи:-знакомство детей со школой и профессией учителя;-создание предметно-развивающей среды для ознако...
Конспект открытого комплексного занятия в старшей логопедической группе на тему: "Скоро в школу мы пойдём"
Совершенствовать все стороны речи: добиваться чистого произношения всех звуков; выразительное чтение стихов; умение грамматически правильно оформлять свою речь....
Открытое интегрированное мероприятие в рамках семинара «Формирование мотивационной готовности детей к обучению в школе» «Познавательному развитие» «Формирование элементарных математических представлений» «Скоро в школу мы пойдём»
Программное содержание:Закреплять и учить в счёте в прямом и обратном порядке в пределах 10.Закреплять знания, что число не зависит от того как оно расположено в пространстве;Закреплять знания о много...
Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы с ограниченными возможностями здоровья (с тяжёлыми нарушениями речи) "Скоро в школу мы пойдём"
Непрерывная образовательная деятельность для детей подготовительной группы "Скоро в школу мы пойдём" с использованием игровых и здоровьесберегающих технологийОбразовательная область "Ре...
Долгосрочный проект по подготовке детей к школе «Скоро в школу мы пойдём!»
Поступление в школу – качественно новый этап в развитии дошкольника, связанный с изменением социальной ситуации и личностными преобразованиями, которые Л.С. Выготский назвал кризисом семи лет. Г...
План кружковой работы по познавательному развитию в подготовительной к школе группе "Скоро в школу мы пойдём"
Цель: Создать условия для развития познавательных способностей и речевого развития детей старшего дошкольного возраста...