Конспект открытого занятия по развитию связной речи «Составление творческого рассказа по картине с использованием технологии ТРИЗ»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Составление творческого рассказа на основе восприятия картины через разные органы чувств с использованием технологии ТРИЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkr_zanyatie_triz.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия по развитию связной речи
Тема «Составление творческого рассказа по картине с использованием технологии ТРИЗ»
(Подготовительная группа компенсирующей направленности)
Составил
учитель-логопед
Качугина Т.В.
Волжск, 2023г.
Цель: составление творческого рассказа на основе восприятия картины через разные органы чувств с использованием технологии ТРИЗ.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
-учить детей на основе восприятия объекта представлять возможные ощущения через разные органы чувств (зрение, слух, обоняние, осязание) и описывать их;
-отрабатывать навык составления предложения - сравнения со словом -как;
-закреплять навык подбора существительного к прилагательному и согласования с ним в роде и числе;
-активизировать словарь по теме «Ранняя весна»;
Коррекционно-развивающие:
- развивать речевое творчество, воображение;
- развивать общую и мелкую моторику;
- развивать зрительное и слуховое внимание.
Коррекционно-воспитательные:
- продолжить воспитывать умение давать ответ полным предложением;
- закреплять умение слушать товарищей, не перебивать.
Оборудование: картина «Ранняя весна» худ. М.Г. Пишвановой, консультант Н.В.Нищева, опорные схемы, предметные картинки, мяч, карандаши, бумага.
Технологии ТРИЗ:
- «Мозговой штурм» (игра «Ассоциации»);
-описание на основе возможного восприятия объектов картины разными органами чувств.
Литература: Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Технологии развития связной речи дошкольников (методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений), 2004.
Предварительная работа:
- Определение состава картины с помощью приема «Подзорная труба»: перечисление объектов на картине, моделирование объектов, группировка.
- Установление взаимосвязей между объектами на картине: выделение объектов и обоснование связей между ними.
Ход занятия
1. Организационный момент
- Какое сейчас время года? Какой месяц?
- Сейчас ранняя весна. Предлагаю игру, которая поможет нам вспомнить признаки весны. Она называется «Про что можно так сказать?». Я вам задаю вопрос, кидаю мяч, а вы отвечаете и бросаете мяч обратно.
-Про что можно сказать весенний? (день, дождь, снег, цветок…..).
-Про что можно сказать весенние?( дни, лужи…).
-Про что можно сказать солнечная?(погода)
-Про что можно сказать солнечное? (настроение, небо, море…..)
-Про что можно сказать теплая?(погода, одежда, встреча…).
Игра «Ассоциации».
-Ребята, я задам вам вопросы, а вы отвечайте на них полным ответом, используя слово «как».
-Весной солнце светит как? (….как лампа, фонарь….).
-Ручей мчится как?
-Сосульки капают как?
-Птицы кричат, ссорятся как?
-Ветер шумит как?
-Облака плывут по небу как?
- Деревья просыпаются как?
2. Объявление темы. Работа с картиной.
-На прошлом занятии мы с вами познакомились с картиной. Как она называется?
-Мы ее внимательно рассмотрели, выделили объекты с помощью подзорной трубы. Давайте вспомним, что мы видим на картине. А поможет вам вот эта схема. (выставляется опорные картинки «глаз», «квадраты»). Сначала рассматриваем объекты на переднем плане, потом на заднем. Снизу вверх перемещаемся.
-Я вижу…...(ответы детей).
Физ. минутка.
Раз, два, четыре, пять,
Начинаем отдыхать.
Спинку бодро разогнули,
Руки кверху потянули.
Раз, два, присесть и встать,
Чтобы отдохнуть опять.
Раз, два, вперед нагнулись,
Раз два, назад прогнулись.
Вот и стали мы сильней,
Здоровей и веселей.
Пальчиковая гимнастика.
Солнце светит- ярче, ярче.
Землю греет-жарче, жарче.
Побежали ручейки, расцвели подснежники.
А сосульки, что под крышей,
Капают все тише, тише.
Птицы с юга к нам летят, весело они кричат.
Кар-кар, чик-чирик,
Весенний шум и гам стоит.
«Вхождение в картину».
-А теперь предлагаю «зайти» в картину, прогуляться по ней. На секунду закроем глаза. Все, мы в картине. Прислушайтесь. Что вы слышите? (выставляется опорная схема «ухо»).
- А теперь глубоко вдохните. Какие запахи вы чувствуете? (опорная схема «нос»)
-А теперь предлагаю все потрогать, передайте ощущения, которые вы испытываете, гуляя по картине. (опорная схема «рука»).
-Я попрошу вас составить рассказ по этой картине. Обязательно передайте ощущения, которые вы испытывайте, гуляя по картине. А помогут вам эти опорные картинки. Вначале не забудьте назвать картину, в конце сказать понравилась или нет эта картина и объяснить почему.
(Рассказ детей по очереди с опорой на схему).
3. Итог
-Наше занятие подходит к концу. Вы старались.
-Что мы с вами сегодня делали на занятии?
-Какому времени года было посвящено занятие?
-Сейчас ранняя весна, а какая еще весна бывает?
Графический диктант.
-Я приготовила вам медали. Но чтобы их получить необходимо выполнить задание.
(дети выполняют графический диктант кораблик и забирают медали).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию связной речи "Составление описательного рассказа с использованием схемы"
Конспект занятия по развитию связной речиу детей подготовительной группыТема: "Составление описательного рассказа использованием схемы" ...
Конспект открытого занятия по развитию связной речи: Составление описательного рассказа по картине с опорой на картинно-графический план.
Занятие по развитию речи: " Составление описательного рассказа ( с элементами творческого рассказа) с опорой на картинно-графический план....
Методическое пособие "Составление творческих рассказов по картине с использованием технологии ТРИЗ»
Основная идея работы – создание педагогического сопровождения усвоения детьми обобщенных способов составления рассказов по сюжетным картинам. Методическая разработка предназначена для воспитател...
Конспект логопедического занятия по развитию связной речи "Составление творческого рассказа о лесных обитателях"
В конспекте раскрывается интеграция продуктивной деятельности и коррекционно-расзвивающей работы в процессе составления творческих рассказов. Использование коллективной работы, поделок, сенсорно...
Конспект фронтального занятия по развитию связной речи. Составление рассказа по сюжетной картине «Наш детский сад»
В конспекте удачно продуман мотивационный этап. Творческий подход к изучаемой теме вызывает интерес у детей. Ключевые вопросы помогают детям рассуждать и делать выводы...
Конспект открытого занятия по развитию связной речи с использованием ТРИЗ-технологии "Времена года"
Закрепление знаний о явлениях природы в разный период года, систематизирование знаний детей о последовательности протекания различных событий, активизирование мышления детей, закрепление представлений...
Мастер-класс для начинающих педагогов "«Обучение детей дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине с использованием технологии ТРИЗ»
Повышение компетентности педагогов в обучении детей старшего дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине, развитие фантазии и творческого воображения у детей старшего дошкольного ...