«Развитие темпо-ритмической стороны речи у старших дошкольников с ОНР с использованием средств логоритмики»
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) по теме
Актуальность исследования обусловлена тем, что:
У детей с ОНР имеются нарушения всех компонентов речевого высказывания, в том числе и темпо-ритмической стороны речи.
Исследования подтверждают неоднородность и вариативность нарушений темпо-ритмической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.
В лингвистической литературе не существует единого взгляда на структуру просодического оформления речевого высказывания.
Формирование правильной речи является важным звеном в системе педагогической реабилитации детей с нарушением речи.
Особую роль в процессе общения лиц с нарушениями речи играют невербальные средства общения.
Ограничение вербальных возможностей приводит к компенсаторно-большему использованию невербальных средств для достижения ребенком коммуникативной цели.
Темпо-ритмические средства выразительности организуют устную речь в целом, делая процесс коммуникации более информативным.
Потребность в поиске новых оригинальных форм и методов обучения детей с ОНР еще далеко не удовлетворена.
Теоретическая база исследования, направленная на развитие темпо-ритмической стороны речи дошкольников на основе логоритмики остается недостаточно разработанной.
Научный аппарат исследования:
Цель исследования: разработать систему логопедической работы по развитию темпо-ритмической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: процесс развития темпо-ритмической стороны речи у старших дошкольников с ОНР.
Предмет исследования: педагогические условия развития темпо-ритмической стороны речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи методами логоритмики.
Гипотеза исследования: развитие темпо-ритмической стороны речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи будет эффективно при следующих условиях:
- использования логоритмики в коррекции темпо-ритмической стороны речи в соответствии с результатами диагностики;
- использования индивидуального подхода в работе с детьми с ОНР;
- взаимодействия специалистов в процессе развития темпо-ритмической стороны речи детей дошкольного возраста.
Теоретической основой исследования выступили работы, рассматривающие
Характеристика речевых особенностей дошкольников с общим недоразвитием речи (О.Е.Грибова, С.А.Миронова, О.С.Павлова, Л.Г.Соловьева, Е.Г.Федосеева)
Развитие темпо-ритмической стороны речи у старших дошкольников с ОНР (Е.С.Алмазова, В.А. Артемов, Е.А.Брызгунова, Н.И.Жинкин, А.Р. Лурия, О.С. Орлова и др.)
Логоритмика – эффективное средство развития темпо-ритмической стороны речи у старших дошкольников с ОНР (М. А. Румер, Т. С. Бабаджан, Н. А. Метлов, Ю. А. Рвоскина и др.)
Исследования различных учёных подтверждают неоднородность и вариативность нарушений темпо-ритмической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Восприятию интонации способствует хорошо развитый речевой слух. Развитие речевого слуха направлено на выработку у детей умения воспринимать в речи разнообразные тонкости ее звучания: правильность произношения звуков, четкость, ясность произнесения слов, повышение и понижение голоса, усиление или ослабление громкости, ритмичность, плавность, ускорение и замедление речи, тембральную окраску (просьба, повеление и т.д.), интонационную выразительность.
В процессе коррекционной работы логопедическая ритмика опирается на закономерности возникновения и развития патологического процесса, на те специфические методы воздействия, которые разрабатываются дефектологией.
Анализ психолого-педагогических исследований по обозначенной проблеме позволили нам сформулировать цель и задачи констатирующего эксперимента.
цель: выявить уровень темпо-ритмической стороны речи у старших дошкольников с ОНР.
Цель была конкретизирована следующими задачами:
- Подобрать методики для диагностики уровня сформированности темпо-ритмической стороны речи у старших дошкольников с ОНР III уровня;
- Определить критерии для анализа и оценки уровня сформированности темпо-ритмической стороны речи у детей 5-6 лет с ОНР III уровня
- Осуществить исследование уровня сформированности темпо-ритмической стороны речи на логопедических занятиях;
- Провести качественный и количественный анализ результатов эксперимента.
Для проведения опытно-экспериментальной работы была отобрана группа из 8 человек старшего дошкольного возраста с логопедическим заключением общее недоразвитие речи III уровня.
При решении первой и второй задачи констатирующего эксперимента в процессе обследования дошкольников были использованы методики, разработанные Е.Ф. Архиповой: «Методика восприятия интонации», «Методика воспроизведения интонации», «Методика восприятия логического ударения», «Методика воспроизведения логического ударения», «Обследование модуляций голоса по высоте», «Обследование модуляций голоса по силе», «Выявление назального тембра голоса», «Методика восприятия тембра», «Методика воспроизведения тембра голоса»
На основе анализа теоретических исследований были определены критерии и показатели уровня развития темпо-ритмической стороны речи детей старшего дошкольного возраста: интонационные структуры в импрессивной речи (дети способны различать разнообразные интонационные структуры в имперссивной речи и т.п.); логическое ударение (дети понимают выделение главного по смыслу слова во фразе; умеют сами выделить любую часть высказывания, в зависимости от того, что необходимо подчеркнуть, выделять голосом главные по смыслу слова во фразе, т.е. продуцировать логическое ударение и т.п.); высота голоса (дети умеют определять и интонировать постепенное движение мелодии снизу вверх, сверху вниз, ребенок может владеть своим голосом, изменять его по высоте и т.п.); ритм и сила голоса (дети способны изменять громкость и ритм голоса в зависимости от содержания сказанного и т.п.); темп и тембр голоса (ребенок способен быстро или медленно проговаривать ударные слоги в словах, входящих в предложение, ребенок определяет характер звучания тона голоса на слух и т.п.).
Количественный и качественный анализ результатов эксперимента показал, что с высоким уровнем развития темпо-ритмической стороны речи не было обнаружено детей в связи с тем, что у детей возникали различные трудности при дифференциации и воспроизведении интонаций, изменении громкости и высоты голоса, со средним уровнем выявлено 4 ребёнка, что составило 50 % обследуемых, с низким уровнем – тоже 4 ребёнка (50%).
Цель формирующего этапа эксперимента: создание условий для развития темпо-ритмической стороны речи у старших дошкольников с ОНР с использованием средств логоритмики.
Задачи формирующего этапа эксперимента:
- Сформировать у дошкольников с ОНР умение изменять силу и высоту голоса, сохраняя нормальный тембр, без грубых отклонений от нормы, воспроизводить речевой материал в заданном темпе.
- Развить у детей навык восприятия, различения и воспроизведения различных ритмов, нормализовать речевое дыхание и слитность речи.
- Способствовать формированию с помощью логоритмики навыка воспроизведения слов, наиболее часто употребляемых в речи детей.
В ходе формирующего эксперимента нами был разработан перспективный план проведения занятий с детьми с применением логоритмики. В ходе занятий дети учились отделять слог от ряда слогов, произносить звуки и слоги долго и кратко, воспроизводить слогосочетания слитно и неслитно, произносить речевой материал (слоги, слова, словосочетания, фразы, тексты) в разном темпе, с разной силой и высотой голоса, с разнообразными интонациями, передавать ритмический рисунок слова, фразы. Воспроизведение того или иного речевого материала сопровождалось движениями всего тела, передающими характер произносимых звуков, слогов, слов и фраз.
Кроме того, на этих занятиях велась целенаправленная работа по вызыванию и автоматизации звуков. Вызванные звуки закреплялись на материале слогов, слов, словосочетаний и фраз. Проводилась работа по отработке слов и фраз, звуковой состав которых детям был еще недоступен. Слова, словосочетания, фразы, тексты подбирались с учетом состояния уровня развития речи и степени сформированности произносительных навыков.
Одним из важнейших условий для обеспечения наибольшей эффективности обучения дошкольников с ОНР стало интеграция деятельности учителя-логопеда с воспитателями и родителей. С этой целью был проведен семинар для педагогов детского сада на тему: «Логоритмика – эффективное средство коррекции речи», «Эффективные технологии коррекции речи» и др.
Для воспитателей и родителей был проведен мастер- класс «Технология логоритмики в работе с детьми дошкольного возраста», представлен доклад «Роль педагогов в формировании устной речи дошкольников с ОНР» и проведена консультация на тему: «Использование логоритмики во время проведения режимных моментов». Чтобы предотвратить ошибки в работе воспитателей с детьми при обучении их произношению, им были даны практические рекомендации «Специфика проведения логоритмики в работе с детьми дошкольного возраста».
Большую роль в развитии речи детей с ОНР отведено семье. Дошкольники вечера и выходные дни проводят дома, важно использовать это время и для развития речи ребенка. Для этого педагогом были разработаны, распечатаны и показаны для каждого родителя, чтобы они могли общаться и заниматься дома со своим ребенком, специальные упражнения-движения для рук по логоритмике.
Результаты формирующего эксперимента позволили нам определить цель контрольного эксперимента: выявление динамики в развития темпо-ритмической стороны речи у старших дошкольников с ОНР.
Задачи контрольного этапа эксперимента:
1. Проведение контрольного этапа эксперимента,
2. Качественный и количественный анализ данных обследования детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
2. Формулирование закономерностей и выводов по итогам проведения эксперимента.
Качественный и количественный анализ данных обследования детей старшего дошкольного возраста с ОНР показал, что у детей произошли значительные изменения в восприятии интонационных структур, воспроизведении интонационных структур, восприятии и воспроизведении и логического ударения, высоте и силе голоса, в тембре восприятия и воспроизведении речи, таким образом, исследование убедительно оказало, что логоритмика является эффективным средством развития темпо-ритмической стороны речи детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, экспериментальное исследование доказало, что развитие темпо-ритмической стороны речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи будет эффективно при следующих условиях:
- использования логоритмики в коррекции темпо-ритмической стороны речи в соответствии с результатами диагностики;
- использования индивидуального подхода в работе с детьми с ОНР;
- взаимодействия специалистов в процессе развития темпо-ритмической стороны речи детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_.docx | 28.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на защите дипломной работы
Уважаемые
члены государственной экзаменационной комиссии и все присутствующие!
Вашему вниманию представляется исследование на тему
«Развитие темпо-ритмической стороны речи у старших дошкольников с ОНР с использованием средств логоритмики»
Актуальность исследования обусловлена тем, что:
У детей с ОНР имеются нарушения всех компонентов речевого высказывания, в том числе и темпо-ритмической стороны речи.
Исследования подтверждают неоднородность и вариативность нарушений темпо-ритмической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.
В лингвистической литературе не существует единого взгляда на структуру просодического оформления речевого высказывания.
Формирование правильной речи является важным звеном в системе педагогической реабилитации детей с нарушением речи.
Особую роль в процессе общения лиц с нарушениями речи играют невербальные средства общения.
Ограничение вербальных возможностей приводит к компенсаторно-большему использованию невербальных средств для достижения ребенком коммуникативной цели.
Темпо-ритмические средства выразительности организуют устную речь в целом, делая процесс коммуникации более информативным.
Потребность в поиске новых оригинальных форм и методов обучения детей с ОНР еще далеко не удовлетворена.
Теоретическая база исследования, направленная на развитие темпо-ритмической стороны речи дошкольников на основе логоритмики остается недостаточно разработанной.
Научный аппарат исследования:
Цель исследования: разработать систему логопедической работы по развитию темпо-ритмической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: процесс развития темпо-ритмической стороны речи у старших дошкольников с ОНР.
Предмет исследования: педагогические условия развития темпо-ритмической стороны речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи методами логоритмики.
Гипотеза исследования: развитие темпо-ритмической стороны речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи будет эффективно при следующих условиях:
- использования логоритмики в коррекции темпо-ритмической стороны речи в соответствии с результатами диагностики;
- использования индивидуального подхода в работе с детьми с ОНР;
- взаимодействия специалистов в процессе развития темпо-ритмической стороны речи детей дошкольного возраста.
Теоретической основой исследования выступили работы, рассматривающие
Характеристика речевых особенностей дошкольников с общим недоразвитием речи (О.Е.Грибова, С.А.Миронова, О.С.Павлова, Л.Г.Соловьева, Е.Г.Федосеева)
Развитие темпо-ритмической стороны речи у старших дошкольников с ОНР (Е.С.Алмазова, В.А. Артемов, Е.А.Брызгунова, Н.И.Жинкин, А.Р. Лурия, О.С. Орлова и др.)
Логоритмика – эффективное средство развития темпо-ритмической стороны речи у старших дошкольников с ОНР (М. А. Румер, Т. С. Бабаджан, Н. А. Метлов, Ю. А. Рвоскина и др.)
Исследования различных учёных подтверждают неоднородность и вариативность нарушений темпо-ритмической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Восприятию интонации способствует хорошо развитый речевой слух. Развитие речевого слуха направлено на выработку у детей умения воспринимать в речи разнообразные тонкости ее звучания: правильность произношения звуков, четкость, ясность произнесения слов, повышение и понижение голоса, усиление или ослабление громкости, ритмичность, плавность, ускорение и замедление речи, тембральную окраску (просьба, повеление и т.д.), интонационную выразительность.
В процессе коррекционной работы логопедическая ритмика опирается на закономерности возникновения и развития патологического процесса, на те специфические методы воздействия, которые разрабатываются дефектологией.
Анализ психолого-педагогических исследований по обозначенной проблеме позволили нам сформулировать цель и задачи констатирующего эксперимента.
цель: выявить уровень темпо-ритмической стороны речи у старших дошкольников с ОНР.
Цель была конкретизирована следующими задачами:
- Подобрать методики для диагностики уровня сформированности темпо-ритмической стороны речи у старших дошкольников с ОНР III уровня;
- Определить критерии для анализа и оценки уровня сформированности темпо-ритмической стороны речи у детей 5-6 лет с ОНР III уровня
- Осуществить исследование уровня сформированности темпо-ритмической стороны речи на логопедических занятиях;
- Провести качественный и количественный анализ результатов эксперимента.
Для проведения опытно-экспериментальной работы была отобрана группа из 8 человек старшего дошкольного возраста с логопедическим заключением общее недоразвитие речи III уровня.
При решении первой и второй задачи констатирующего эксперимента в процессе обследования дошкольников были использованы методики, разработанные Е.Ф. Архиповой: «Методика восприятия интонации», «Методика воспроизведения интонации», «Методика восприятия логического ударения», «Методика воспроизведения логического ударения», «Обследование модуляций голоса по высоте», «Обследование модуляций голоса по силе», «Выявление назального тембра голоса», «Методика восприятия тембра», «Методика воспроизведения тембра голоса»
На основе анализа теоретических исследований были определены критерии и показатели уровня развития темпо-ритмической стороны речи детей старшего дошкольного возраста: интонационные структуры в импрессивной речи (дети способны различать разнообразные интонационные структуры в имперссивной речи и т.п.); логическое ударение (дети понимают выделение главного по смыслу слова во фразе; умеют сами выделить любую часть высказывания, в зависимости от того, что необходимо подчеркнуть, выделять голосом главные по смыслу слова во фразе, т.е. продуцировать логическое ударение и т.п.); высота голоса (дети умеют определять и интонировать постепенное движение мелодии снизу вверх, сверху вниз, ребенок может владеть своим голосом, изменять его по высоте и т.п.); ритм и сила голоса (дети способны изменять громкость и ритм голоса в зависимости от содержания сказанного и т.п.); темп и тембр голоса (ребенок способен быстро или медленно проговаривать ударные слоги в словах, входящих в предложение, ребенок определяет характер звучания тона голоса на слух и т.п.).
Количественный и качественный анализ результатов эксперимента показал, что с высоким уровнем развития темпо-ритмической стороны речи не было обнаружено детей в связи с тем, что у детей возникали различные трудности при дифференциации и воспроизведении интонаций, изменении громкости и высоты голоса, со средним уровнем выявлено 4 ребёнка, что составило 50 % обследуемых, с низким уровнем – тоже 4 ребёнка (50%).
Цель формирующего этапа эксперимента: создание условий для развития темпо-ритмической стороны речи у старших дошкольников с ОНР с использованием средств логоритмики.
Задачи формирующего этапа эксперимента:
- Сформировать у дошкольников с ОНР умение изменять силу и высоту голоса, сохраняя нормальный тембр, без грубых отклонений от нормы, воспроизводить речевой материал в заданном темпе.
- Развить у детей навык восприятия, различения и воспроизведения различных ритмов, нормализовать речевое дыхание и слитность речи.
- Способствовать формированию с помощью логоритмики навыка воспроизведения слов, наиболее часто употребляемых в речи детей.
В ходе формирующего эксперимента нами был разработан перспективный план проведения занятий с детьми с применением логоритмики. В ходе занятий дети учились отделять слог от ряда слогов, произносить звуки и слоги долго и кратко, воспроизводить слогосочетания слитно и неслитно, произносить речевой материал (слоги, слова, словосочетания, фразы, тексты) в разном темпе, с разной силой и высотой голоса, с разнообразными интонациями, передавать ритмический рисунок слова, фразы. Воспроизведение того или иного речевого материала сопровождалось движениями всего тела, передающими характер произносимых звуков, слогов, слов и фраз.
Кроме того, на этих занятиях велась целенаправленная работа по вызыванию и автоматизации звуков. Вызванные звуки закреплялись на материале слогов, слов, словосочетаний и фраз. Проводилась работа по отработке слов и фраз, звуковой состав которых детям был еще недоступен. Слова, словосочетания, фразы, тексты подбирались с учетом состояния уровня развития речи и степени сформированности произносительных навыков.
Одним из важнейших условий для обеспечения наибольшей эффективности обучения дошкольников с ОНР стало интеграция деятельности учителя-логопеда с воспитателями и родителей. С этой целью был проведен семинар для педагогов детского сада на тему: «Логоритмика – эффективное средство коррекции речи», «Эффективные технологии коррекции речи» и др.
Для воспитателей и родителей был проведен мастер- класс «Технология логоритмики в работе с детьми дошкольного возраста», представлен доклад «Роль педагогов в формировании устной речи дошкольников с ОНР» и проведена консультация на тему: «Использование логоритмики во время проведения режимных моментов». Чтобы предотвратить ошибки в работе воспитателей с детьми при обучении их произношению, им были даны практические рекомендации «Специфика проведения логоритмики в работе с детьми дошкольного возраста».
Большую роль в развитии речи детей с ОНР отведено семье. Дошкольники вечера и выходные дни проводят дома, важно использовать это время и для развития речи ребенка. Для этого педагогом были разработаны, распечатаны и показаны для каждого родителя, чтобы они могли общаться и заниматься дома со своим ребенком, специальные упражнения-движения для рук по логоритмике.
Результаты формирующего эксперимента позволили нам определить цель контрольного эксперимента: выявление динамики в развития темпо-ритмической стороны речи у старших дошкольников с ОНР.
Задачи контрольного этапа эксперимента:
1. Проведение контрольного этапа эксперимента,
2. Качественный и количественный анализ данных обследования детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
2. Формулирование закономерностей и выводов по итогам проведения эксперимента.
Качественный и количественный анализ данных обследования детей старшего дошкольного возраста с ОНР показал, что у детей произошли значительные изменения в восприятии интонационных структур, воспроизведении интонационных структур, восприятии и воспроизведении и логического ударения, высоте и силе голоса, в тембре восприятия и воспроизведении речи, таким образом, исследование убедительно оказало, что логоритмика является эффективным средством развития темпо-ритмической стороны речи детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, экспериментальное исследование доказало, что развитие темпо-ритмической стороны речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи будет эффективно при следующих условиях:
- использования логоритмики в коррекции темпо-ритмической стороны речи в соответствии с результатами диагностики;
- использования индивидуального подхода в работе с детьми с ОНР;
- взаимодействия специалистов в процессе развития темпо-ритмической стороны речи детей дошкольного возраста.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Биоэнергопластика как элемент занятия по развитию лексической стороны речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
2 слайдВ последние годы число дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) неустанно растет. Увеличение числа детей с ОНР обусловлено ухудшением социально-экономических и экологических ус...
Технологическая карта фронтального логопедического занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи у старших дошкольников с ТНР
Технологическая карта фронтального логопедического занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи у старших дошкольников с ТНР...
Технологическая карта фронтального логопедического занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи у старших дошкольников с ТНР "Ветеринарная клиника"
Фронтальное логопедическое занятие по развитию лексико-грамматической стороны речи у старших дошкольников с ТНР "Ветеринарная клиника" по лексической теме "Домашние животные...
Коррекция нарушений звукопроизносительной стороны речи у старших дошкольников средствами ИКТ
Современная образовательная концепция предполагает использование личностно-ориентированного подхода к детям на основе развития их способностей и возможностей. Это актуализирует необходимость поиска пу...
Использование синквейна в работе по формированию лексической стороны речи у старших дошкольников
Работа над формированием лексики должна предусматривать не только накопление слов, но и их упорядочивание, систематизацию, организацию в семантические поля значений....
Презентация «Использование синквейна в работе по формированию лексической стороны речи у старших дошкольников»
Для работы над формированием лексической системности был избран интересный прием - составление синквейна. Создание синквейна - это работа над созданием нерифмованного стихотворения. Синквейн -пятистро...
Практикум «Создание условий для развития лексико-грамматической стороны речи детей старшего дошкольного возраста по средством игр» для родителей старшей группы компенсирующей направленности детей с тяжёлыми нарушениями речи
Все родители мечтают о том, чтобы их дети добились в жизни значительных успехов, сделали блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе, чтобы чувствовали себя в обществе других людей свободно и уве...