Презентация «Использование синквейна в работе по формированию лексической стороны речи у старших дошкольников»
презентация к уроку по логопедии (старшая группа)
Для работы над формированием лексической системности был избран интересный прием - составление синквейна. Создание синквейна - это работа над созданием нерифмованного стихотворения. Синквейн -пятистрочная стихотворная форма. Традиционный синквейн состоит из 5 строк и основан на подсчете слогов в каждом стихе. Его структура выглядит так: 2-4-6-8-2.То есть, в первойстрочке должно быть слово или фраза из двух слоа, , во второй- из четырех, в третьей- из шести и так далее.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Особенности лексики у детей с общим недоразвитием речи У дошкольников имеются особенности развития лексической стороны речи, которые обусловлены нарушением формирования системных лексических связей между словами. Слова в лексиконе детей часто являются изолированными единицами, они не соединяются друг с другом разнообразными качественными смысловыми связями, семантические поля характеризуются бессистемностью и неупорядоченностью. Лексика как система не сформирована!
Почему синквейн? Работа над формированием лексики должна предусматривать не только накопление слов и их количественный охват, но и упорядочивание, систематизацию, организацию слов в семантические поля значений. Акцент с количественного накопления слов нужно смещать на упорядочивание и систематизацию семантических полей значений.
Лексическая сторона речи Лексическая системность Особенности лексической системности Средства формирования лексической системности
Синквейн Для работы над формированием лексической системности был избран интересный прием – составление синквейна. Создание синквейна –это работа над созданием нерифмованного стихотворения. Синквейн — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии.
Синквейн Традиционный синквейн состоит из пяти строк и основан на подсчёте слогов в каждом стихе. Его структура выглядит так: 2-4-6-8-2. То есть, в первой строчке должно быть слово или фраза из двух слогов, во второй – из четырех, в третьей – из шести и так далее. Вчера Зал опустел, Когда свои стихи На сцене с выраженьем ты Читал.
Синквейн В дидактическом синквейне текст основывается не на слоговой зависимости, а на содержательной и синтаксической заданности каждой строки.
Синквейн первая строка – тема синквейна. Одно слово – существительное (или местоимение ); вторая строка – два слова (чаще прилагательные или причастия ); третья строка - три глагола или деепричастия ; четвертая строка – фраза из четырёх слов пятая строка – одно слово-резюме ( синоним или обобщающее слово ).
Пример Дом. Красивый, дорогой. Строится, сдается, продается. Кто-то в нем живет. Здание.
Развитие лексической стороны речи с использованием синквейна Р аботу по формированию лексической стороны речи с использованием синквейна можно представить в виде следующих этапов: подготовительный этап; основной этап; заключительный этап.
I этап – подготовительный Научить детей выделять тему, главное слово, учить задавать вопрос к главному слову, введение понятия «слово, обозначающее предмет» / «слово-предмет». Кто? Что? Научить выделять слова, обозначающие признак, учить задавать вопрос к словам-признакам, введение понятия «слово, обозначающее признак предмета» / «слово-признак». Какой? Какая? Какое? Научить выделять слова, обозначающие действие предмета, учить задавать вопрос к словам-действиям, введение понятия «слово, обозначающее действие предмета» / «слово-действие». Что делает? Что сделает?
Предлагается синквейн без первой строчки, дети должны определить, о чем (о ком) идет речь: … пушистая, ловкая мурлычет, охотится, спит Она охотится на мышей. домашнее животное Пример 1
Предлагается синквейн без второй строчки. Дети должны определить, какие слова характеризуют предмет, о котором идет речь в синквейне. Волк. … Воет, охотится, бегает. Волк живет в стае. Дикое животное. Детям предложены слова: волк, хищный, стая, серый, ловит. Дети с помощью вопросов выбирают слова для второй строчки. Пример 2
Предлагается синквейн без третьей строчки, дети определяют, какие слова характеризуют действия предмета. Заяц. Белый, быстрый … Зайцы питаются корой, ветками, травой. Дикое животное. Слова, предложенные логопедом: прыгучий, бегает, грызет, прячется, грызун, быстрый. Дети с помощью вопросов выбирают слова для третьей строчки. Пример 3
II Этап – основной. На втором, основном этапе, педагог решает следующие задачи : Научить подбирать признаки к предмету. Научить подбирать действия к предмету. Научить составлять предложение о каком-либо предмете \ явлении. Научить подбирать синонимы \ обобщающие слова.
Предлагается подобрать максимальное количество признаков, характерных для данного предмета. Детям дается первая строчка синквейна, то есть его тема, по которой нужно определить слова для второй строчки. Яблоко … Дети предлагают слова: красное, зеленое, желтое, вкусное, сладкое, кислое, круглое, большое, маленькое, садовое, дикое, твердое, гладкое. Пример 1
Детям дается первая строчка синквейна, то есть его тема, по которой нужно определить слова для третьей строчки. Предлагается подобрать максимальное количество действий, характерных для данного предмета. Ромашка … Дети предлагают слова: цветёт, растёт, распускается, вянет, увядает и т.д. Пример 2
Педагог просит каждого ребенка сказать, что он знает о теме синквейна. При этом должно получиться одно предложение. например, тема синквейна – «Груша», предложение – «Груши растут в саду». Либо педагог просит составить предложение с выражением своего мнения или отношения о теме синквейна например, тема синквейна – «Береза», предложение – «Я любуюсь стройными березками». Пример 3
III этап – заключительный. На третьем, заключительном этапе, педагог решает следующие задачи: Научить самостоятельно дополнять неполный синквейн . Научить самостоятельно составлять синквейн
Дополнение готового синквейна. Пароход Большой, … Плавает, …, … Пароход … … … Транспорт (водный транспорт). Пример 1
Дети работают в подгруппах, каждая подгруппа составляет определенную строчку синквейна. Самолет. …, …, - составляет первая подгруппа …, …, …, - составляет вторая подгруппа …, …, …, - составляет третья подгруппа …, …, …, - составляет четвертая подгруппа Пример 2
Составить синквейн по теме «Велосипед». Велосипед. Какой? (…, …). Что делает? (…, …, …). Предложение (… … … …). Это что? (…). Пример 3
После того, как дети овладевают навыком составление синквейна, он вводится как обязательная часть занятия. Синквейны составляются при прохождении каждой лексической темы в соответсвии с календарно-тематическим планированием.
Игра «Строим дом» Если «строить дом» в логике синквейна , то получится, что его надо строить, начиная с крыши
Игра «Строим дом» Но т.к. дома строятся с фундамента, то в этом задании нужно перевернуть синквейн и строчки будут выглядеть по-другому, снизу вверх.
Игра «Строим дом»
Строим дом для кота животное мяукает ходит пушистый охотится домашний рыбу есть любит Кот кот
Игра «Строим дом» Составить синквейны по темам «Логопед» , «Психолог»,»Дефектолог», «Воспитатель», «Школьный учитель». Л\П\Д\В Какой? (…, …). Что делает? (…, …, …). Предложение (… … … …). Это кто? (…).
Спасибо за внимание !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация " Формирование лексической стороны речи у старших дошкольников с ОНР ".
Презентация " Формирование лексической стороны речи у дошкольников с ОНР ( введение в активный словарь слов с многозначным значением ), I часть....
Презентация " Формирование лексической стороны речи у старших дошкольников с ОНР ", II часть.
Презентация " Формирование лексической стороны речи у дошкольников с ОНР ( введение в активный словарь слов с многозначным значением ), IIчасть....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЮЖЕТНО – РОЛЕВОЙ ИГРЫ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
В данной статье описывается опыт систематического использования сюжетно-ролевой игры в коррекционной работе по формированию лексической стороны речи у дошкольников с речевыми нарушениями. Данный...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЮЖЕТНО – РОЛЕВОЙ ИГРЫ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
как сюжетно - ролевая игра способствует развитию лексической стороны речи...
Исследовательская работа ТЕМА: «ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 3 УРОВНЯ НА МАТЕРИАЛЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР».
Для того чтобы правильно понять и эффективно воздействовать наречевой дефект, выбрать наиболее рациональные и экономичные пути его преодоления, необходимо уметь выявлять характер речевых нарушений, их...
Биоэнергопластика как элемент занятия по развитию лексической стороны речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
2 слайдВ последние годы число дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) неустанно растет. Увеличение числа детей с ОНР обусловлено ухудшением социально-экономических и экологических ус...
Использование синквейна в работе по формированию лексической стороны речи у старших дошкольников
Работа над формированием лексики должна предусматривать не только накопление слов, но и их упорядочивание, систематизацию, организацию в семантические поля значений....