Коррекция нарушений звукопроизносительной стороны речи у старших дошкольников средствами ИКТ
консультация по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Алеся Николаевна Самохина

Современная образовательная концепция предполагает использование личностно-ориентированного подхода к детям на основе развития их способностей и возможностей. Это актуализирует необходимость поиска путей совершенствования коррекционно-развивающей работы с детьми с особыми образовательными потребностями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ikt.docx18.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

города Ростова-на-Дону

«Детский сад № 316»

Консультация для педагогов на тему:

«Коррекция нарушений звукопроизносительной стороны речи у старших дошкольников средствами ИКТ»

Подготовила:

воспитатель группы № 5

Самохина Алеся Николаевна

г.Ростов-на-Дону

2022 год

Современная образовательная концепция предполагает использование личностно-ориентированного подхода к детям на основе развития их способностей и возможностей. Это актуализирует необходимость поиска путей совершенствования коррекционно-развивающей работы с детьми с особыми образовательными потребностями.

Детство – первая стадия жизненного цикла человека, когда происходит становление организма и развитие его важнейших функций. Это период активной социализации ребенка и его включения в систему общественного воспитания.

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнерами о совместной деятельности. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе.

Среди детей дошкольного возраста распространенным речевым является стертая дизартрия, которая имеет тенденцию к значительному росту. Л.В.Мелехова Речевые нарушения, переходные между дизартрией и дислалией, называет органической дислалией или стертой дизартрией. Стертая дизартрия часто сочетается с другими речевыми расстройствами (заиканием, общим недоразвитием речи и др.).

Дизартрия – расстройство речи, характеризующееся комбинироновостью множественных нарушений процесса моторной реализации речевой деятельности, обусловленное недостаточной иннервации речевого аппарата при поражениях заднелобных и подкорковых отделов мозга. Основным симптомом речевого дефекта при дизартрии являются фонетические нарушения, которые часто сопровождаются недоразвитием лексико-грамматического строя речи.

Клинические и педагогические исследования по проблеме дизартрии разнообразны. В работах К.А.Семеновой, Е.М.Мастюковой, М.Я.Смуглина  описаны клинические симптомы дизартрии и общие принципы речевой терапии. И.И.Панченко и Л.А.Щербакова раскрывают основные формы дизартрических нарушений и дифференцированные пути коррекционного воздействия. Е.Ф.Архипова рассматривает особенности использования логопедического массажа в работе с детьми, имеющими дизартрию. И.Ю.Левченко и О.Г.Приходько определяют особенности логопедической работы по преодолению дизартрических нарушений речи. Л.В.Лопатина и Н.В.Серебрякова предлагают методику по преодолению фонетических нарушений у дошкольников со стертой формой дизартрии. Л.В.Лопатина раскрывает вопросы дифференциальной диагностики стертой дизартрии и функциональных расстройств звукопроизносительной стороны речи.

Дифференциальная диагностика стертой дизартрии и других нарушений звукопроизносительной стороны речи чрезвычайно затруднена. Л.В.Лопатина раскрывает вопросы дифференциальной диагностики стертой дизартрии и функциональных расстройств звукопроизносительной системы. Л.В.Лопатина и Н.В.Серебрякова создают методику преодоления фонетических нарушений у дошкольников со стертой формой дизартрии. Выраженные нарушения звукопроизносительной системы при стертой дизартрии с трудом поддаются коррекции и отрицательно влияют на формирование фонематической и лексико-грамматической сторон речи, затрудняют процесс школьного обучения детей.

Большое влияние на понимание дизартрии оказали работы М.С. Маргулиса, который впервые четко отграничил дизартрию от моторной афазии.

Зарубежные учёные используют несколько другой подход к классификации речеязыковых нарушений. Так согласно классификации C. Van Riper и L. Emerick, основанной как на синдромологическом, так и нозологическом подходах, все расстройства речи и языка делятся на четыре категории, каждая из которых содержит перечень определенных нарушений:

- нарушения артикуляции (articulation disorders): фонетические (phonetic disorders) и фонологические нарушения (phonological disorders);

- нарушения голоса (voice disorders): нарушения высоты (disorder s of pitch), силы (disorder so fintensity), тембра (disorders o fvoicequality);

- нарушения плавности речи (fluency disorders): заикание (stuttering), клат-теринг (cluttering);

- языковые нарушения (language disorders): афазия/дисфазия (apha-sia/dysphasia), задержка языкового развития (delayed language development), от-клонение языкового развития (deviant language development.

В этой классификации дизартрия находится на стыке между тремя категориями: «нарушения артикуляции», «языковые нарушения» и «нарушения голоса», поскольку при данном речевом расстройстве могут быть разные проявления.

На сегодняшний день эта проблема требует дальнейшего углубленного изучения, так как недостатки речи весьма затрудняют взаимоотношения ребенка с окружающими, накладывают тяжелый отпечаток на его характер, рождают неуверенность малыша в своих силах, а это будет иметь негативные последствия для его речевого и психологического развития. Одной из важных сторон развития речи при дизартрии является характер звукопроизносительной стороны речи у старших дошкольников.

Коррекционно-воспитательная работа с детьми, имеющими речевые нарушения, в частности дизартрию, предполагает использование специализированных или адаптированных компьютерных программ (главным образом обучающих и развивающих). Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать информационные компьютерные технологии в коррекционно-развивающем обучении в систему обучения каждого ребенка.

В современной системе образования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) являются неотъемлемой частью обучения дошкольников, в том числе и детей с нарушениями речи. Положительное влияние компьютеризации на развитие дошкольников с нарушениями речи подчеркивают и многочисленные исследователи в сфере специального образования (В.П. Беспалько, Ю.Ф. Гаркуша, Е.Л. Гончарова, О.И. Кукушкина, Т.К. Королевская, Л.Р.Лизунова, З.А. Репина и др.) .

Специалисты отмечают, что методики обучения на основе информационно-коммуникационных технологий обладают необходимыми возможностями, направленными не только на индивидуализацию обучения, адаптацию к способностям, возможностям и интересам обучаемых, но и повышение эффективности коррекционно-образовательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных ортодонтических средств в коррекции нарушений звуковой стороны речи у дошкольников. Методическое пособие для логопедов и родителей.

В пособии систематизированы сведения о различных аномалиях зубочелюстной системы,  ротовой полости и носоглотки  у детей дошкольного возраста, которые обуславливают  нарушения формирова...

"Формирование речевого дыхания у детей с нарушением звукопроизносительной стороны речи".

Важным разделом логопедической работы  является развитие дыхания и коррекция его нарушений....

Методическое пособие «Коррекция нарушений фонетической стороны речи дошкольников с дизартрии средствами фольклора»

Методическое пособие «Коррекция нарушений фонетической стороны речи дошкольников с дизартрии средствами фольклора»...

КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПУТЕМ РАЗВИТИЯ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО НАВЫКА

данная статья посвящена проблеме выявления и коррекции общего недоразвития речи у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста. Недоразвитие лексической стороны речи является одним и...

Нейропсихологический подход к коррекции звукопроизносительной стороны речи у старших дошкольников с ТНР

Материал адресован воспитателям логопедических групп и учителям-логопедам. В этой статье Вы познакомитесь с некоторыми методами нейрокоррикции, которые можно применять при формировании правильного зву...

Содержание индивидуальной работы по коррекции нарушений фонетической стороны речи в старшей группе для обучающихся с ЗПР

Содержание индивидуальной работы по коррекции нарушений фонетической стороны речи в старшей группе для обучающихся с ЗПР...

Комплекс фонопедических упражнений для коррекции нарушений просодической стороны речи у старших дошкольников со стёртой дизартрией

Данный материал представляет собой комплекс фонопедических упражнений (16 упражнений) различного типа, который можно использовать для коррекции нарушений просодической стороны речи у детей со ст...