Биоэнергопластика как элемент занятия по развитию лексической стороны речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
2 слайд
В последние годы число дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) неустанно растет. Увеличение числа детей с ОНР обусловлено ухудшением социально-экономических и экологических условий. В связи с этим в настоящее время все более востребованными становятся такие педагогические технологии, которые помимо педагогического эффекта предполагают сбережение здоровья детей.
Слайд 3
Как известно, у детей с ОНР страдают все компоненты речевой системы (Фонематические процессы, звукопроизношение, слоговая структура слова, лексика, грамматика и связная речь) а так же отмечаются нарушения мелкой моторики кистей пальцев рук и нарушения артикуляционной моторики.
Слайд 4
Одним из основных направлений в работе с детьми с ОНР является обогащение словаря. Работу с детьми с ТНР рекомендуется строить в зависимости от лексических тем. Речевой материал подбирается в соответствии лексической теме. Одну лексическую тему необходимо изучать на 2 занятиях, это обусловлено тем, что ребенок лучше усваивает новые слова.
Слайд 5 (страницы с упражнениями)
Для наилучшего усвоения слов к каждой лексической теме подбираются упражнения на активизацию работы мышц артикуляционного аппарата и мелкой моторики пальцев рук. Данные упражнения получили название Биоэнергопластика.
Применение биоэнергопластики в работе логопеда направлено на:
- Укрепление мышц языка, губ.
- Развитие гибкости отдельных частей речевого аппарата.
- Формирование координации движений мелкой моторики.
- Создание предпосылок к развитию произвольности поведения, развитию внимания, памяти, мышления, речи и других психических процессов.
- Усиление импульсов, идущих к коре головного мозга от языка, что значительно облегчает постановку и введение звуков в речь.
- Активизации интеллектуальной деятельности.
Работа по обогащению словаря состоит из нескольких этапов. Первый этап ‑ «работа над словом», ребенку предлагается слово в «звуковом оформлении» а так же иллюстративный либо стимульный материал для соотнесения образа со словом. Вторым этапом работы являются элементы биоэнергопластики. Третий этап - составление предложения с «новым» словом. И, наконец, последним этапом работы является закрепление воспитателем полученных ребенком навыков на занятиях с логопедом. Закрепление происходит в игровой деятельности, во время режимных моментов.
(Слайд7) как мы делаем упражнение
Как строятся наши занятия? изучая с ребенком тему «Домашние животные», мы изучаем с ним такие слова как «поросенок», «пятачок» параллельно выполняем элемент биоэнергопластики: Вытянуть губы вперед, под счет поворачивать губы влево, вправо, поднять вверх, опустить вниз, выполнять упражнение под счет от 1 до 10 (5-10 раз
Кисть руки находится горизонтально, пальцы сомкнуты, образуют хоботок. На счет 1 повернуть кисть вправо, влево, поднять вверх, опустить вниз. Затем вернуть в исходное положение.
К примеру, если мы изучаем слово «кролик», описываем его, говорим о том какие у него зубки, мы выполняем следующий элемент : Положение губ: Широко улыбнуться, открыть рот, верхними передними зубами покусывать нижнюю губу, выполнять упражнение под счет от 1 до 10 (5-10 раз).
Кисть руки находится горизонтально, 4 пальца сомкнуты и согнуты над большим пальцем, 4 согнутых пальца имитируют покусывание.
При изучении новых слов по лексической теме «Посуда» к слову «чашка», мы подобрали следующий элемент биоэнергопластики
Вытянуть губы в широкую трубочку, открыть рот и сделать язык в форме чашечки, выполнять упражнение под счет от 1 до 10 (5-10 раз).
Кисть руки находится горизонтально, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь направлена вверх. На счет 1 пальцы собираются и образуют чашечку. Упражнение выполняется под счет от 1 до 10.
К слову «тарелка» мы используем следующий элемент биоэнергопластики: Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, выполнять упражнение под счет от 1 до 10 (5-10 раз).
Кисть руки находится горизонтально, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь направлена вниз. На счет 1 кисть руки опускается вниз. Упражнение выполняется под счет от 1 до 10.
Посл. Слайд
Заключение
В результате использование биоэнергопластики на занятиях по развитие лексической стороны речи у дошкольников с ОНР, мы пришли к выводу, что элементы биоэнергопластики способствуют повышению качества самоконтроля ребенка за действиями относительно себя, соотношения положения губ, кисти руки и слова.
Данные упражнения способствуют повышению мотивации, готовности детей к занятиям.
Поддерживает положительный эмоциональный настрой логопеда и ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberezhenie.pptx | 1.04 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Развитие фонематических процессов Развитие моторики Развитие лексики Развитие грамматики Формирование правильного звукопроизношения Развитие связного высказывания Основные направления работы с детьми с ОНР (III)
Лексические темы в работе с детьми с ОНР (III) « Профессии людей», «Одежда», «Обувь», «Посуда», «Продукты питания», «Игрушки», «Осень», «Овощи-фрукты », «Одежда », «Продукты питания », « Домашние, дикие животные», «Части тела», «Новый год», «Зима», «День защитника Отечества », «8 Марта», «Весна».
Биоэнергопластика направлена на укрепление мышц языка, губ развитие гибкости отдельных частей речевого аппарата формирование координации движений мелкой моторики создание предпосылок к развитию произвольности поведения, развитию внимания, памяти, мышления, речи и других психических процессов усиление импульсов, идущих к коре головного мозга от языка, что значительно облегчает постановку и введение звуков в речь активизацию интеллектуальной деятельности
Этапы работы «Работа над словом» Элементы биоэнергопластики Составление предложений Закрепление «новых» слов в свободной деятельности
Заключение Т аким образом, биоэнергопластика – это одно из эффективных средств коррекции речи, помогающих в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста с ОВЗ и ТНР.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ЧЕРЕЗ МОДЕЛИРОВАНИЕ РАССКАЗЫВАНИЯ»
«РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ЧЕРЕЗ МОДЕЛИРОВАНИЕ РАССКАЗЫВАНИЯ»...
Особенности развития грамматического строя речи у старших дошкольником с общим недоразвитием речи
В данной статье рассматриваются периоды формирования грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи....
Проект "Создание модели оптимизации развития связной монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи"
Целью данного проекта является создание модели оптимизации развития связной монологической речи у старших дошкольников с ОНР в условиях речевой группы ДОУ. Наш проект предполагает осуществление коррек...
Обобщение опыта на тему: "Развитие связной монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи через моделирование рассказывания"
Обощение опыта на тему ""Развитие связной монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи через моделирование рассказывания"...
Методические рекомендации «Развитие связной монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи путем обучения рассказыванию».
Построение системы работы по развитию монологической речи у старших дошкольников с ОНР требует совершенствования традиционных приемов и методов диагностики и коррекции нарушений связной речи, взаимоде...
Исследовательская работа ТЕМА: «ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 3 УРОВНЯ НА МАТЕРИАЛЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР».
Для того чтобы правильно понять и эффективно воздействовать наречевой дефект, выбрать наиболее рациональные и экономичные пути его преодоления, необходимо уметь выявлять характер речевых нарушений, их...
Онтогенез лексической стороны речи в норме и при общем недоразвитии речи (ОНР).
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В ОНТОГЕНЕЗЕ И ДИЗОНТОГЕНЕЗЕ...