Конспект занятия по автоматизации звука (Р) в речи детей. Лексическая тема "Подводный мир"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
Конспект занятия по закреплению лексического материала и совершествования речи детей условиях логопункта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_vodnyy_mir_.doc | 452 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
детский сад общеразвивающего вида № 72 г. Томска.
Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия
с использованием современных технических средств обучения
«Подводный мир».
Совершенствование речи детей. Автоматизация Р в связной речи.
( в подготовительной группе у детей с ТНР )
Матвейчук Ирина Петровна
учитель-логопед.
Прокопьева Тамара Вениаминовна
учитель-логопед.
г. Томск 2014г.
Дата
Тема «Подводный мир».
Совершенствование речи детей. Автоматизация звука (Р) в связной речи.
Возраст 6-7 лет
Структура речевого дефекта: ОНР 3
Приоритетное направление в образовательной области: Речевое развитие.
В интеграции: познавательное развитие, физическое развитие.
Цель: Закрепление лексического материала по теме, совершенствование речи детей.
Задачи:
коррекционно-образовательные: автоматизировать правильное произношение звуков; обогащение словаря по теме; совершенствовать грамматический строй речи; согласование прилагательных с существительными, образование сложных слов, составление предложений с заданным словом. Обучать навыку звуко-слогового анализа слов.
Коррекционно-развивающие: Развивать артикуляционную, тонкую и общую моторику; координацию речи с движением, речевое дыхание, зрительно-моторные координации, внимание, память, речевой слух.
Воспитательные: Формировать доброжелательность, самостоятельность, инициативность.
Планируемые результаты (предпосылки УУД)
-Коммуникативные: - участвует в совместной деятельности;
- слушает и понимает чужую речь;
-Познавательные: - использует символы
-Регулятивные: осуществляет действие по образцу и заданному правилу;
- слушает взрослого и выполняет инструкцию;
Личностные: - развитие способности к адекватной оценке;
Оборудование для педагога: компьютер, интерактивная доска, предметные картинки корабль, лодка, спасательный круг, продукты, одежда, презентации « Подводный мир», «Морские обитатели», запись шума моря и плеска воды.
Для детей: Картинки морских обитателей, схемы, фишки, коврики, бусинки, веревочки - на каждого ребёнка, карточки для штриховки, простой карандаш.
Предшествующая работа: просмотр видеофильма по теме « Подводный мир», беседы, чтение художественной литературы, художественно эстетическое творчество(аппликация, рисование, лепка).
I.Создание мотивационного поля:
Звучит музыка (К. Певзнер « Оранжевое небо») дети заходят в зал становятся вкруг.
Логопед: «Придумано кем-то, просто и мудро
При встрече здороваться: - Доброе утро!»
Дети берутся за руки: «Доброе утро (доброго дня)».
Логопед: « Доброе утро. Солнцу и птицам .
Доброе утро улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым , доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера.»
Актуализация словаря по теме:
Логопед: «Приветствуем ребята
Сегодня мы всех вас
Поможет нам корабль отправиться сейчас.
Мы отправимся в поход непростой,
Отправляемся в поход мы морской».
Ребята, если мы хотим отправиться в такое необычное путешествие, что нам для этого может понадобиться? ( по мере ответов детей на интерактивной доске появляются предметы - корабль, лодка, спасательный круг, продукты, одежда и т.д)
Логопед: - Все, ли могут отправиться в такое путешествие ?
Дети: Многим не по силам.
Логопед: Правильно, а почему?
Ответы детей: (нужно быть умными, смелыми, здоровыми)
Логопед: Сейчас и выясним, кто из нас соответствует этим требованиям?
«Кто справится тот и отправится».
Дети встают на массажные коврики и выполняют дыхательную гимнастику.
Дыхательная гимнастика: « Плывёт кораблик»
День с улыбкой мы встречаем (Вдох)
Всё мы замечаем. (Выдох)
Мы руки развели (Вдох)
И плывем как корабли.
Вместе с капитаном, (Выдох)
Странствуем по разным странам.
Спешим за облаками, (Вдох)
Машем крыльями-руками.
Вот уже летим, руки в крылья обратим. (Выдох)
Успокоились немножко -
Закончилась дорожка.( Вдох)
Встанем у порожка (Выдох)
И опять начнём играть,
День с улыбкою встречать.
Похвалить детей за правильное исполнение.
II. Актуализация знаний.
Логопед: - Перед нами глубокое море, а в нём очень много обитателей . Вы на стульчики проходите и в иллюминатор посмотрите.( Презентация «Обитатели морей»).
Какие морские жители вам запомнились?
Дети: акула, морская звезда, рак….
Логопед: - Ребята, а вот и первый морской обитатель (на слайде появляется кальмар)
«Вот кальмар к нам подплывает и задания предлагает» ( В конверте загадки и изображения морских обитателей дети отгадывают загадку получая картинку, называя первый звук в составе слова, берут из конвертов схемы и звуковые фишки)
Развитие фонематического восприятия.
Логопед: Отгадав загадки, назовите первый звук в составе слова.
Упражнение «Подскажи словечко»
Вроде рыба, вроде нет –
Шлет фонтаном всем привет.
На волнах весь день лежит
Чудо-юдо рыба-…. (кит).
Над водой взметнулась глыба -
Это очень злая рыба.
Показала свой плавник
И опять исчезла вмиг…(акула).
Вновь играя и шаля
Перед носом корабля.
Над водой мелькают спины,
Мчатся шустрые…(дельфины)
Не шагаю по дороге,
Хотя, ног довольно много.
Я в морской живу пучине,
И скрываюсь в бездне синей.
Сверху – вылитая груша,
Выгляжу немного тучно.
Обувь подобрать не смог,
Плачет грустный …..(осьминог).
Загадки.
Ползет наоборот,
Задом наперед,
Все под водой
Хватает клешней…(рак)
По волнам гуляет зонтик,
Если встретите - не троньте!
Вот так чудо,
Вот так диво!
Зонтик жжётся, как крапива…(медуза)
(У каждого ребёнка, картинка с изображением морского обитателя, нужно рассказать о морском обитателе по своей картинки)
Логопед: Маша как называется твой морской обитатель ? Что ты про него знаешь? Посчитай мне столько китов сколько звуков в твоём слове .
Дети: Кит – это крупное млекопитающие животное… 3 звука: 1кит, 2кита, 3кита; (рак)
Логопед: Коля как называется твой обитатель? Сколько гласных? Посчитай мне столько же акул, (осьминог, медуза, дельфин)
(задания для детей выбираются в зависимости от их индивидуальных способностей)
С заданием справились отлично. (выдаём детям жемчужинки, которые они надевают на верёвочку)
Логопед: - Заданий у кальмара много поплыли дальше.
Упражнение на слоговой анализ слов. «Морская гостиница»
Расселить обитателей по этажам в зависимости от количества слогов в названии. – Отхлопайте в ладоши. Сколько слогов в слове. Вспомним правило: «Сколько в слове гласных столько и слогов».
(на столах у детей и у логопеда на доске изображение «домик» из трех этажей, у детей карточки с животными . Дети распределяют объясняя почему, картинка появляется в окошке на доске. На первом этаже: кит, рак, скат, морж, карп
на втором: кальмар, дельфин, тюлень,
на третьем: медуза, акула, осьминог.
С расселением справились, получите по жемчужине.
Логопед: Море волнуется, ветер над морем, а кальмару всё нипочем он задания продумал и ребятам задуматься предлагает. Произнести стихотворение с разной интонацией. (грустно, весело)
«Краб и кальмар»
Краб забрался на трап
И заснул крепко краб.
А кальмар не дремал,
Краба в лапы поймал.
Молодцы задание выполнено на отлично получите жемчужины.
III. Открытие нового знания:
Логопед: У кальмара есть ещё задание для смелых и отважных. Нам следует изменить слова. Составить из двух слов одно.( на слайдах появляются картинки акулы и зубов….
Образование новых слов (Словообразование)
Акула с острыми зубами | У тюленя ласты |
голова и ноги | Рыба плавающая глубоко |
Дети: Острозубая акула
Ластоногий
Головоногий
Глубоководная
Логопед: Вы прекрасно справились с заданием, заслужили жемчужинки, а теперь предлагаю немного подвигаться и поплавать в море.
Подвижная игра "Водяной".
-Для игры нам надо выбрать "водолаза". Он спускается в море и ловит обитателей, а вы морские жители, уворачиваетесь от водолаза и уплываете в свои «домики» коврики, каждый на свой . Тот, кого водолаз успел поймать, выходит из игры и садится на стульчик.
Логопед и дети: В синем море мы бывали,
Осьминога там видали.
Пять, четыре, три, два, раз-
Покажи его сейчас!
(дети изображают названную рыбу или животное)
Логопед:
Но проворный водолаз
Увидал его тотчас.
Он его поймать решил,
В море быстро поспешил.
(дети разбегаются по своим "домикам" встать на коврики, а водолаз старается их поймать)
Игра проводится три раза.
IV.Самостоятельное применение нового знания на практике:
Логопед: - Молодцы, вы отлично поплавали, а кальмар желает узнать, как вы запомнили сложные слова и сумеете ли составить предложения с этими словами. Даём набор слов: острозубая, ластоногий, глубоководная, головоногий.
Дети: Острозубая акула проплыла мимо коралла.
Ластоногий тюлень нежился на берегу моря…
Логопед: Вы хорошо справились и с этим заданием – держите жемчужины.
- Кальмар заготовил для вас интересные штриховки, мы возьмём простые карандаши и заштрихуем морских обитателей так как показано на рисунке (у детей разные способы штриховки). Но для разминки наших пальчиков вспомним упражнение.
Пальчиковая гимнастика « Подводный мир»
Посмотри скорей вокруг! (делают ладошку у лба «козырьком»)
Что ты видишь, милый друг? (приставляют пальцы колечками у глаз)
Здесь прозрачная вода. (разводят ладони в стороны)
Плывёт морской конёк сюда. (волнообразные движении ладонями вперёд)
Вот медуза, вот кальмар. (опущенные вниз ладони обеих рук в форме шапочки двигают навстречу друг другу; скрестить ладони рук, широко расставив пальцы в стороны)
А вот это – рыба шар. (соединить пальцы обеих рук в форме шара)
А вот, расправив восемь ног, (показывают тыльную сторону обеих ладоней и перемещают их вверх, выполняя колебательные движения пальцами рук)
Гостей встречает осьминог.
В конце выполнения задания выдать жемчужины.
Логопед: - Но вот и последнее задание от кальмара: Назовите, что лишнее и почему?
Осьминог, медуза, акватория, краб
Дети: Акватория – это водная часть, а остальные морские обитатели.
Рак, кальмар, чайка, акула
Дети: Чайка-это птица.
Чешуя, плавник, парус, хвост
Дети: Парус - часть корабля, а все остальные слова части рыбы .
Логопед: Молодцы вы справились с заданием, посчитайте, сколько у вас жемчужин
Дети: 1 жемчужина, 2 жемчужины, 3……
Логопед: У вас получились браслеты – это дар моря для вас, но нам пора причалить к пристани детского сада, а кальмару отправляться в бездну волн.
Садитесь на коврики и закройте глаза (звучит тихий шум моря и плеск воды) .
Открыв глаза, дети встают берутся за руки. Ребята поблагодарите друг друга за помощь (ласково произносят слова благодарности друг другу).
Дети: Спасибо за путешествие.
Мне было приятно с тобой играть.
Хорошо, что ты мне помог пройти задание…
Логопед благодарит всех участников и спрашивает детей:
Логопед: Понравилось ли вам наше путешествие?
А какие моменты вам понравились больше?
Что нового и интересного вы узнали из нашего путешествия?
Список использованной литературы:
1. Н. В. Елкина, Т.И. Тарабарина - «1000 загадок» Ярославль, 1997 г.
2. Нищева Н.В., Развивающие занятия: Учебно-методическое пособие-конспект., 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: “Детство-пресс, 2004. – 48 с.
3. Е.А. Пожиленко - «Волшебный мир звуков и слов» методические рекомендации - Москва, 1999 г.
4. И.В. Медведева, Т.Г. Маторина - «Логоигры» популярная логопедия - С-П, 2003 г.
5. Рунова М.А., Бутилова А.В., Ознакомление с природой через движение: Интегрированные занятия. Для работы с детьми 5–7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 112 с.
6. Сахарнов С., Морские сказки – Л., Художник РСФСР, 1989.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект подгруппового занятия по автоматизации звуков [Р, РЬ] для детей 6-7 лет
Сюжетное занятие для детей 6-7 лет, на конец учебного года. Автоматизация звуков [Р, РЬ] изолированно, в слогах, словах, предложениях, тексте.В конспект включены пальчиковая игра, физ. минутка. с...
Конспект занятия по автоматизации звука [Ш], подготовительная группа , дети с ФФН «В гости к Каркуше-Говоруше»
Конспект занятия по автоматизации звука [Ш], подготовительная группа , дети с ФФН«В гости к Каркуше-Говоруше»Цели:1....
Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука Р. "Прогулка в зоопарк" Лексическая тема "Животные жарких стран"
Конспект по автоматизации звука Р....
Конспект занятия по автоматизации звука Ш с элементами формирования связной речи в старшей группе компенсирующей направленности Тема «Заколдованные домашние животные»
Занятие по автоматизации звука Ш, по развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности по теме "Заколдованные домашние животные"...
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука Л в речи
Игры и упражнения по автоматизации звука Л в слогах и словах...
Дидактический материал для автоматизации звука РЬ в речи детей старшего дошкольного возраста "Нескучные домашние задания для звука РЬ"
Данный дидактический материал позволяет автоматизировать правильное произношение звука РЬ в игровой форме в условиях семьи. Материал даётся от простого к сложному - от уровня изолированного звука до п...
Конспект занятия по автоматизации звука [ш] в слогах, словах и фразовой речи (по мотивам русской народной сказки «Маша и медведь»).
Конспект занятия по автоматизации звука [ш] в слогах, словах и фразовой речи (по мотивам русской народной сказки «Маша и медведь»)....