Конспект занятия по автоматизации звука Ш с элементами формирования связной речи в старшей группе компенсирующей направленности Тема «Заколдованные домашние животные»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Пискунова Елена Юрьевна

Занятие  по автоматизации звука Ш, по развитию связной речи  в старшей группе компенсирующей направленности по теме "Заколдованные домашние животные" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл domashnie_zhivotnye.docx32.66 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по автоматизации звука Ш с элементами формирования связной речи  в старшей группе компенсирующей направленности  

Тема «Домашние животные»

Цель: автоматизация звука Ш в словах, предложениях, развитие связной речи через составление синквейна.

Коррекционно-развивающие задачи:

- учить думать, размышлять, рассуждать на заданную тему;

- развивать воображение, раскрепощение.

- развитие тонкой и общей моторики, координации речи с движением.

Коррекционно-образовательные задачи:

- Продолжать работу надавтоматизацией звука  [ш] в словах и предложениях.

- Активизировать в речи детей словарь предметов, признаков и действий по теме «Домашние животные».

- Формировать навык построения предложений.

- Учить составлять синквейн, опираясь на заданную схему по индивидуальным картинкам;

- Совершенствовать умение воображать, подражать и перевоплощаться. Развивать у детей эмоциональную отзывчивость на прослушанную музыку. Развивать  мимику.

Коррекционно-воспитательные задачи:

- формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, инициативности, самостоятельности.

Оборудование: игрушки: кошка, собака, корова, свинья, лошадь, овца;

предметные картинки: корова, шляпа, шапка, шланг, пушка, подушка, кошелёк, шахматы, галоши, малыш, петушок, мышка, лошадка, шишка, каша, шмель, кошка, вишня, ландыш, машина, чашка; схемы составления предложений, схемы составления синквейна; конверты с заданиями; столы; деревянные плоскостные фигурки домашних животных;фломастеры, гуашь; ватные палочки, кисточки. Мультимедийный проектор, ноутбук, презентация со слайдами.

Предварительная работа:Разучивание пальчиковой гимнастики «Буренушка»,

логоритмики: "Дружные животные"

Попугай Кеша (на экране) Прилетаю я как-то раз в деревню, а там беда!

Все домашние животные пропали. Как будем без них, я не знаю, наверное пропадем. А Вовка, мой друг сказал: «Попроси помощи у ребят. Они тебе помогут отыскать их». Поможете их найти? А то без них скучно в деревне.

                                                   /ответы детей/

Хорошо. Одна лошадка осталась, она отвезёт вас в деревню.

Логопед:Ребята, ну что, поедем на помощь?

Логопед: Правильно.  Но сначала потренируем наши язычки, так как путь предстоит неблизкий.

Артикуляционная гимнастика

"В этом домике живет веселый язычок
Приоткрыл Язык окно, 
А на улице тепло. 
Язычок наш потянулся, 
Широко нам улыбнулся.

Затем он решил попить чаю из чашечки. Поел вкусного варенья, облизнулся. Решил Язычок отправиться на прогулку. Сел на свою лошадку и поскакал. Прискакал на полянку, а там грибы растут. Стал он их срывать: один гриб, второй, третий... собрал все грибочки и поскакал дальше. Видит - маляры красят кисточками дом. А около дома стояли качели. Язычок покачался на них вверх-вниз, вверх-вниз. Посмотрел он на часики: тик-так, тик-так, пора домой тебе!"

1слайд - лошадка

Садитесь, поехали…

Упражнение на развитие координации, переключаемости (бег  с высоким подниманием коленей)

«Лошадка» К.Железновой

2 слайд /изображение деревни/

Баба-яга  Ха-ха-ха, я заколдовала всех животных .Мне не нравится, что они вам помогают.

 Будут теперь у меня жить!

О! Явились спасатели, посмотрите на них! А вы умеете правильно произносить  мой любимый звук Ш?

Ха-ха-ха. Я тут задания приготовила, если вы не выполните их, животные никогда не вернутся,  а останутся игрушками. Будете пробовать? Да?  Ладно, дам подсказку, я сегодня немного добрая. Ищите карту с заданиями в волшебной шкатулке!

1 задание /конверт/

Даже по железной крыше

Ходит тихо, тише мыши.

Часто спит, а после сна

Умывается она.(кошка)

Игра «Исправь ошибки»

Логопед. Баба- Яга сочинила стихи, но в некоторых словах допустила ошибки. Исправьте эти ошибки.

Вместо обуви машины

На колесах носят сыны (шины).

Ртом большим поймала мушку

И заквакала лягуска (лягушка).

Четыре ушка и два брюшка

Имеет мягкая подуска (подушка).

Игра «Добавь звук»

Логопед. Баба - Яга придумала новые слова. Добавьте в начало каждого слова звук [ш] и вы угадаете эти слова.

Куры – шкуры, лак – шлак, пион – шпион, утки – шутки.

Логопед: Отлично, смотрите наша кошечка появилась в деревне. Она приглашает нас поиграть.

Развитие общей моторики


Вы со мной знакомы близко.(идут по кругу на носочках, крадучись,
Я приветливая киска.держа согнутые руки перед грудью)
Кверху — кисточки на ушках,(останавливаются, встают лицом в круг, делают
Когти спрятаны в подушках.«ушки» из ладошек, затем — «когти» из пальчиков)
В темноте я зорко вижу, (вновь идут по кругу крадучись)
Понапрасну не обижу.                ( опять останавливаются, встают лицом в круг)
Но дразнить меня опасно —
Я царапаюсь ужасно.(показывают «когти»)

2 задание

Гладишь, ласкается.

Дразнишь-кусается.

На цепи сидит, дом сторожит.

Не говорит, не поёт, а кто к хозяину идёт – тому знать даёт.(Собака)

Повторить чистоговорки

Ша, ша, ша —одеваем малыша.

Шу, шу, шу —он ест кашу и лапшу

Ши, ши, ши — наши малыши.

Ше, ше, ше — думаю о малыше

Игра «Что лишнее» /на 3 слайде/

Предлагаются  картинки. Назови эти картинки. Что лишнее? Почему?

Мишка, лошадка, шахматы, неваляшка. Лишние шахматы, потому что это игра для взрослых, а все остальное – детские игрушки.

Шуба, рубашка, шапка, шорты. Лишняя шапка, потому что это головной убор, а все остальное – одежда.

Кошка, лягушка, мышка, кукушка. Лишняя кукушка, потому что это птица, а все остальное – животные.

Вишня, шашлык, шишка, сушки. Лишняя шишка, потому что она несъедобная, а всё остальное - продукты.

Логопед: Отлично, смотрите, и собачка  появилась в деревне.

3 задание

Четыре грязных копытца

Залезли прямо в корытце /поросёнок/

Игра  «Подбери предмет к признаку»

Логопед. Баба - Яга придумала слова-признаки. Возьмите по картинке, а теперь  к слову-признаку вы добавите свое и повторите слова парами.

Большой – большой шкаф.        Шершавая  - шершавая шишка

Шумный – шумный малыш.      Шёлковая  - шёлковая подушка

Пшенная – пшенная каша.          Шумный - шумный шмель

Пушистая – пушистая кошка.

Игра «Исправь ошибки»

Логопед. Послушайте предложения  и исправьте их.

Кошка убегает от мышки. (Мышка убегает от кошки).

Каша ест Машу. (Маша ест кашу).

Лошадка едет на Мише. (Миша едет на лошадке).

Ландыш нашел Наташу. (Наташа нашла ландыш).

Опушка стоит на избушке  (Избушка стоит на опушке)

Лыжи едут на дедушке  (Дедушка едет на лыжах)

Логопед: Отлично, смотрите поросята появились в деревне.

4 задание

С виду добрая мордашка.
Прозвище её Милашка.
На лбу рожки, сзади хвост.
И большой солидный рост.
Му, му - му! Даю легко
Я парное  молоко.
Щиплет травку с хрустом ловко.
И зовут её… (коровка)

Игра «Составь предложение по опорным картинкам» (за столами, выбирают пары картинок)

Логопед. Нужно придумать предложения, используя эти картинки:

Милашка- кашка, Милашка - шишка /шланг, шмель,  кошка, .../

Логопед. Выложите схему своего предложения. Назовите  первое слово, второе, третье.

Пальчиковая гимнастика «Коровка»

Логопед предлагает детям встать в круг на ковре и выполнить пальчиковую гимнастику.

Дай молока, Милашечка,        (Показывают, как доят корову)

Хоть капельку – немножечко.

 Ждут меня котятки,        (Делают «мордочки» из пальчиков)

 Малые ребятки.

Дай им сливок ложечку,        (Загибают по одному пальчику на руках,

 Творогу немножечко.        начиная с мизинцев, на каждое название

Масло, простоквашки,        молочного продукта)

 Молока для кашки.

 Всем дает здоровье        (Снова «доят»)

 Молоко коровье.

Логопед: Отлично, смотрите  и корова  появилась в деревне.

5 задание

Блеет жалобно: «Б-е-е, б-е-е!»
Травку щиплет во дворе,
Шубка в завитых колечках,
А зовут её … 
(овечка)

Задание

Логопед:  Посмотрите, какие грустные животные! Давайте их превратим в весёлых!

/разукрасить фигурки дом. животных/Смотрите наша овечка появилась в деревне.

Задание Составление синквейна

Составить стишок про своего животного.

Ребята, чтобы наши животные не обиделись, можно в четвёртой строчке, составить предложение, чем вы их угостите?

Кошка.                                                        Собака.

Пушистая, усатая.                                        Верная, чуткая.

Мяукает, лакает, умывается.                        Сторожит, лает, грызёт.

Я угощу кошку молочком.                                Я угощу собаку мясом.

Домашнее животное.                                Домашнее животное.

Конь.                                                                Свинья.

Ретивый, сильный.                                        Толстая, розовая.

Ржёт, перевозит, скачет.                                Лежит, ест, хрюкает.

Я угощу коня овсом.                                Я угощу свинью свёклой.

Домашнее животное.                                Домашнее животное.

Корова.                                                        Овца

Рогатая, большая.                                        Мягкая, теплая.

Идёт, даёт (молоко), мычит.                                  Блеет, жуёт, пасётся.

Я угощу корову сеном                                       Я угощу овечку  травкой.        

Домашнее животное.                                    Домашнее животное.

Логопед: Ребята, вы молодцы! Вы, как, настоящие писатели!Посмотрите, какие животные довольные./На экране появляются ожившие домашние животные./

Теперь скажите, о ком вы рассказали?

Значит, о каких животных вы рассказывали?

Слайд:/ Баба- Яга/ Смотрите-ка, все задания выполнили.  Ну ладно, ваша взяла.

баба-яга улетает с плачем.

Слайд: /Попугай Кеша/  Спасибо вам ребята за помощь, вы молодцы!А теперь давайте станцуем танец дружных животных.

песня "Дружные животные"(логоритмика)

Логопед: Почему мы помогали животным? А что мы делали? Какое задание было самым  трудным? Почему? А какое задание вы бы хотели выполнить ещё раз в группе, с детьми?

Пора возвращаться в детский сад. Поехали. Лошадка нас отвезёт назад.

«Лошадка» К.Железновой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект НОД в старшей группе компенсирующей направленности. Тема: «Растительный и животный мир родного края»

Задачи:-Познакомить детей с растительным и животным миром родного края-Учить детей составлять небольшие рассказы о животных родного края-Воспитывать у детей бережное отношение к живой природе, желание...

Конспект логопедической непосредственно образовательной деятельности для детей с тяжелыми нарушениями речи старшей группы компенсирующей направленности «Путешествие предлогов»

Тема: «Путешествие предлогов».Цель – развитие лексико-грамматических категорий и обогащение словаря детей по темам  «Дикие животные», «Птицы». Закрепить навыки практического употребления в речи п...

Логопедическое занятие по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста 6-го года жизни Тема «К нам весна шагает…».

Выволняя игровые упражнения, воспитанники закрепляют знания о весне,   расширяют, уточняют словарь, развивают связную речь, фонематические процессы, речевой слух, мышление, творческое воображение...

КОНСПЕКТ индивидуального занятия по формированию звукопроизношения в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Автоматизация звука Р в слогах, словах и предложениях»

Образовательные задачи:Закрепить знания о времени года – зима. Расширить представления о признаках зимы.Коррекционные задачи:Активизация словаря по теме.Развитие фонематического восприятия.Выработка р...

Конспект занятия по дифференциации звуков /П - Т/ «Корзинка с мячиками» в старшей группе компенсирующей направленности для детей

Коррекционно - образовательные задачи: Закрепить артикуляционные уклады звуков П, Т. Учить дифференцировать звуки  П — Т. Учить правильно употреблять  в слогах, словах и предложе­н...

Конспект совместной непосредственно - образовательной деятельности учителя-логопеда и воспитателя для детей старшей группы компенсирующей направленности Тема «Весна. Автоматизация звука «С» в словах и предложениях»

Конспект совместной непосредственно - образовательной деятельностиучителя-логопеда и воспитателя для детей старшей группы компенсирующей направленностиТема «Весна. Автоматизация звука «С&r...

Конспект итогового занятия по рисованию в старшей группе компенсирующей направленности Тема: «Заколдованный лес»

Конспект итогового занятия по рисованию в старшей группе компенсирующей направленности Тема: «Заколдованный лес»...