Профилактика оптической дисграфии у детей дошкольного возраста
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему
В последнее время дисграфия стала довольно распространенной проблемой начальной школы, и с каждым годом данное явление имеет тенденцию к росту. Актуальность вызвана тем, что среди детей с речевыми нарушениями очень высок процент, имеющих в дальнейшем нарушения письменной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opticheskaya_disgrafiya.pptx | 1.95 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Оптическая дисграфия — дисграфия , связанная с недоразвитием зрительного гнозиса , анализа, синтеза, пространственных представлений, проявляется в заменах и искажениях букв на письме.
Все буквы русского алфавита состоят из набора одних и тех же элементов («палочки», «овалы») и нескольких «специфичных» элементов. Одинаковые элементы по-разному комбинируясь в пространстве, и образуют различные буквенные знаки: и, ш, ц, щ; б, в, д, у... Если ребенок не улавливает тонких различий между буквами, то это непременно приведет к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме.
Ошибки, наиболее часто встречающиеся на письме : - недописывание элементов букв (связано с недоучетом их количества): Л вместо М ; Х вместо Ж и т.д.; - добавление лишних элементов; - пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент; - зеркальное написание букв.
Таким образом, дисграфия никогда не возникает «из ничего»! Работа по устранению дисграфии должна начинаться не в школе, когда обнаружатся специфические ошибки на письме, а в дошкольном возрасте, задолго до начала обучения ребенка грамоте. Дети, страдающие дисграфией , нуждаются в специальной логопедической помощи, так как специфические ошибки письма не могут быть преодолены обычными школьными методами. Важно учитывать, что дисграфию значительно легче предупредить, чем устранить
Средствами профилактики оптической дисграфии у дошкольников с нарушением речи являются различные дидактические игры и упражнения. Выработка концентрации и способности к переключению зрительного внимания, развитие зрительного восприятия.
1. Привлечь внимание к окружающим предметам. Назвать, что изображено на картине. 2. Выделить из множества картинок заданные по определённой теме.
Выделить фигуру из множества заданных геометрических фигур . Соотнести геометрические фигуры верхнего ряда с геометрическими фигурами нижнего ряда.
. Соотнести черно-белые изображения предметов с цветными . Соотнести предметы с их черными силуэтами.
Узнать предметы, наложенные друг на друга.
Узнать предмет по контурному изображению.
Найти различия в двух предметных картинках.
Узнать зашумленные предметы.
Определить, что неправильно нарисовал или что забыл нарисовать художник.
«Лабиринты».
Развитие зрительной памяти. 1. Запомнить расположение предметов, восстановить порядок расположения по памяти. 2. Запомнить расположение и цвет геометрических фигур, воспроизвести эти фигуры на листе бумаги. 3. Восстановить пары картинок. 4. Восстановить первоначальные варианты картинок (кукла, мяч, мишка – мяч, кукла, мишка). 5. Сравнить две картинки и найти их отличия. 6. Запомнить расположение палочек (спичек) в течение нескольких секунд, затем восстановить порядок их расположения на столе (палочки расположены хаотично или из них выложены геометрические фигуры).
Развитие пространственных представлений: формирование способности ориентироваться в собственном теле, в окружающем пространстве, в малом пространстве.
Назвать и показать правые и левые части тела.
Предложить ребенку дотронуться правой рукой до левой коленки, левой рукой до правого уха и т.п . Пространственные слуховые диктанты.
Отработать правильность употребления предлогов перед , за между , после , около , рядом , на , под , над , в .
Отработать правильность употребления противоположных понятий(антонимов ).
Автоматизация зрительных представлений графических образов букв, дифференциация букв, имеющих оптические сходств. Назвать буквы.
Найти и назвать неправильно написанные буквы.Дорисовать недостающие элементы букв. Узнать и назвать буквы.
В презентации использованы материалы с сайтов: http://market-report.my1.ru/blog/ nazvanie_knigi_po_korrekcii_disgrafii … http://figypa.besaba.com/razdeli/geometricheskaya/konturi-geometriches http://qequka.0hna.com/377/ http://do.gendocs.ru/docs/index-276362.html http ://detsad-kitty.ru/metod/prez/30118-disgrafiya-narushenie-pismenno http://market-report.my1.ru/blog/nazvanie_knigi_po_korrekcii_disgrafii http://market-report.my1.ru/blog/ nazvanie_knigi_po_korrekcii_disgrafii …
Благодарю за внимание !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по профилактике оптической дисграфии у детей дошкольного возраста.
В этой презентации представлены материалы, которые помогут понять, что такое оптическая дисграфия и как её можно предупредить в дошкольном возрасте....
Предупреждение оптической дисграфии у детей дошкольного возраста с ОНР
Предупреждение оптической дисграфии у детей дошкольного возраста с ОНР...
Профилактика оптической дисграфии у детей дошкольного возраста с нарушениями речи
Данный материал рекомендован педагогам как основа консультации по профилактике оптической дисграфии у детей дошкольного возраста с нарушениями речи....
Профилактика оптической дисграфии в старшем дошкольном возрасте.
Для современной общеобразовательной школы характерна катастрофическая неуспеваемость многих учащихся по русскому языку. Это явление далеко не случайное. Причины его уходят своими корнями в дошкольный ...
Направления логопедической работы по профилактике оптической дисграфии у детей дошкольного возраста
Профилактика оптической дисграфии...
Оптическая дисграфии у детей дошкольного возраста
Профилактика оптической дисграфии у детей дошкольного возраста...
Предупреждение оптической дисграфии у детей дошкольного возраста с ОВЗ
Одним из основных направлений модернизации образования является обеспечение государственной гарантией доступности и равных возможностей получения полноценного образования детьми с ограниченными возмож...