Направления логопедической работы по профилактике оптической дисграфии у детей дошкольного возраста
статья по логопедии (подготовительная группа)
Профилактика оптической дисграфии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
napravleniya_raboty_po_profilaktike_opticheskoy_disgrafii.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Направления логопедической работы по профилактике оптической дисграфии у детей дошкольного возраста
В последние годы значительно возросло число детей, которые с началом обучения в школе сталкиваются с различными трудностями в процессе обучения чтению и письму. Они оказываются не в ладах с русским языком, хотя хорошо справляются с математикой и другими предметами, где, казалось бы, требуется больше сообразительности. Одной из распространенных проблем оказывается наличие так называемых специфических ошибок письма-дисграфии.
По статистическим данным, в крупных городах Российской Федерации количество детей,страдающих дисграфией, выросло на 5%.[1]
Часто дисграфия и дислексия проявляются у детей, имевших в дошкольном возрасте нарушения звукопроизношения и других сторон речи и неречевых психических функций. Отсутствие логопедического контроля за речью в младшем школьном возрасте часто провоцирует появление дисграфических и дислексических ошибок у этих детей.
Одним из сложных, трудноустраняемых видов дисграфии является оптическая дисграфия. В связи с этим, профилактику дисграфии необходимо осуществлять уже в дошкольном возрасте .
Работа по профилактике оптической дисграфии проводится в следующих направлениях:
1 Развитие зрительного восприятия, узнавания цвета, формы и величины (зрительного гнозиса).
2 Расширение объема и уточнение зрительной памяти.
3. Формирование пространственных представлений.
4. Развитие зрительного анализа и синтеза.
5. Развитие моторных функций.[2]
Так как письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует согласованной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошего развития зрительно-моторных координаций, зрительного восприятия и произвольного внимания.
В связи с этим, в целях профилактики оптической дисграфии, необходимо предлагать ребенку как можно чаще писать, рисовать карандашами(т.к. фломастеры более просты в обращении и не требуют тонких координированных движений по сравнению с карандашами). Простой и эффективный способ подготовки руки к письму - это книжки-раскраски. При раскрашивании ребенок учится держать в руке карандаш, использовать силу нажима. Очень полезно обводить орнаменты, узоры, так как в них присутствует множество изогнутых линий, что является хорошей подготовкой к написанию прописных букв. Кроме того, можно рекомендовать нанизывание бусин на нитку, застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков, шнурование, игры с крупами, т.е активно развивать мелкую моторику.
Для выработки ловкости, гибкости, подвижности кистей рук рекомендуются так же следующие виды работ: массаж, самомассаж пальцев и кистей рук, пальчиковые игры, штриховка, обводка контуров, работа с ножницами, пластилином, тестом, глиной, мозаикой, конструктором и т.д.
Для развития координации в пространстве с детьми полезно играть в жмурки, используя различные звучащие игрушки (колокольчики, погремушки, бубен). Также хорошо зарекомендовали себя игры с мячом и воздушными шариками.
Умение различать правую и левую стороны – важная предпосылка для разных видов деятельности. Поэтому отработке этого навыка необходимо уделять достаточное количество времени. Рекомендуются следующие упражнения:
• поочередный показ левой, правой руки;
• брать предмет то правой, то левой рукой;
• после того как ребенок запомнит речевые обозначения правой и левой руки, можно приступать к уточнению других частей тела: правой и левой ноги, глаза, уха.
Более сложные задания:
• показать левой рукой правое ухо;
• показать правой рукой левую ногу и т.д.
Помимо понятий «право» и «лево» необходимо изучить с ребенком значение слов, обозначающих пространственное расположение предметов: внутри, выше, ниже, сверху, снизу, сбоку, впереди, сзади.
Для детей подготовительного возраста работа по профилактике оптической дисграфии может быть более разнообразна и включать в себя более сложные задания.
С целью развития предметного зрительного гнозиса рекомендуются такие задания: назвать контурные изображения предметов, перечеркнутые контурные изображения, выделить контурные изображения, наложенные друг на друга.
В процессе работы по развитию зрительного гнозиса следует давать задания на узнавание букв (буквенный гнозис). Например: найти букву среди ряда других букв, соотнести буквы, вьшолненные печатным и рукописным шрифтом, назвать или написать буквы, перечеркнутые дополнительными линиями; определить буквы, расположенные неправильно; обвести контуры букв; добавить недостающий элемент: выделить буквы, наложенные друг на друга.
При профилактике оптической дисграфии про водится работа по уточнению представлений детей о форме, цвете, величине. Логопед выставляет фигуры (крут, овал, квадрат, прямоугольник. треугольник, ромб, полукруг), различные но цвету и величине, и предлагает детям подобрать фигуры одного цвета, одинаковой формы и величины, одинаковые по цвету и форме, различные по форме и цвету.
Можно предложить задания на соотнесение формы фигур и реальных предметов (круг арбуз, овал - дыня, треугольник - крыша дома, полукруг - месяц), а также цвета фигур и реальных предметов.
Для развития зрительной памяти используются следующие виды работ: [3]
1. Игpa «Чего не cтaло?». НА croле раскладываются 5 - 6 предметов, картинок, которые дети должны запомнить. Затем убирается незаметно одна из них. Дети называют чего не стало.
2. Дети запоминают 4 - 6 картинок, затем отбирают их среди других 8 - 1 О картинок.
- Запомнить буквы, цифры или фигуры (3-5), а затем выбрать их среди других.
Игpа «Что изменилось?». Логопед раскладывает 4 - 6 картинок, дети запоминают последовательность их расположения. Затем логопед незаметно меняет их расположение. Дети должны сказать, что изменилось, и восстановить первоначальное их расположение.
4. Разложить буквы, фигуры, цифры в первоначальной последовательноcти.
При профилактике и устранении оптической дисграфии необходимо уделить внимание работе по формированию пространственных представлений, речевому обозначению пространственных отношений .
Пространственные ориентировки включают два вида ориентировки, тесно связанных между собой: ориентиpовку в собственном теле и в окружающем пространстве.Первоначально закрепляется речевое обозначение правой руки, а затем - левой.
Ориентировка детей в окружающем пространстве развивается также в определенной последовательности. Первоначально положение предметов (справа и слева) ребенок определяет лишь в том случае, когда они расположены сбоку, Т.е. ближе к правой или левой руке. При этом различение направлений сопровождается длительными реакциями рук и глаз вправо или влево. В дальнейшем, когда закрепляются речевые обозначения, эти движения затормаживаются.
Развитие ориентировки в окружающем пространстве проводится в следующей последовательноcти:
1. Определение пространственного расположения предметов по отношению к ребенку, т.е. к самому себе.
2 Определение пространственных соотношений предметов, находящихся сбоку: «Покажи книгу справа, слева от себя».
Если ребенок затрудняется в выполнении этого задания, уточняется: справа, это значит ближе к правой руке, а слева - ближе к левой руке.
3. Определение пространственных соотношений между 2-3 предметами и изображениями.
Предлагается взять правой рукой книгу и положить ее возле правой руки, взять левой рукой тетрадь и положить ее у левой руки и ответить на вопрос: «Где находиться книга, справа или слева от карандаша?»
В дальнейшем выполняются задания по инструкции логопеда: положить карандаш справа от тетради, ручки слева от книги; сказать, где находиться ручка по отношению к книге - справа или слева, где находится карандаш по отношению к тетради - справа или слева. Затем даются три предмета и предлагаются задания: «Положи книгy перед собой, слева от нее положи карандаш, справа - ручку» и т.д.
Важным является уточнение пространственного расположения фигур и букв
1. Написать буквы справа или слева от вертикальной линии.
- Положить кружок, справа от него квадрат, слева от квадрата поставигь точку.
- Нарисовать по речевой инструкции точку, ниже крестик, справа от точки - кружок
- Определить правую и левую стороны предметов, пространственные соотношения элементов rpафических изображений и букв.
На этом этапе одновременно проводится работа по развитию зрительного анализа изображений и букв на составляющие элементы, их синтезу, определению сходства и различия между похожими rpафическими изображениями и буквами.
1. Найти фигуру, букву в ряду сходных. Предлагаются ряды сходных печатных и
рукописных букв (например, ла, JlМ, ад, вр, вз).
- Срисовать фигуру или букву по образцу и после кратковременной экспозиции.
- Сложить из палочек фигуры (по образцу, по памяти).
4.Сконструировать буквы печатного и рукописного шрифта из предъявленных элементов печатных и рукописных букв.
5. Найти заданную фигуру среди двух изображений, одно из которых адекватно предъявленному, второе представляет собой зеркальное изображение.
- Показать правильно изображенную букву среди правильно и зеркально изображенных.
- Дополнить недостающий элемент фигуры или буквы по представлению.
- Реконструировать букву, добавляя элемент: из А - Л, д, к - Ж, 3 - В, Г-Б.
- Реконструировать букву, изменяя пространственное расположение элементов букв: например: Р -Ь, И -Н, Н - П, Г-Т.
10. Определить различие сходных фигур или букв, состоящих из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве: Р - ь, Г - Т, И - П, П – Н.
Большое место при профилактике оптической дисгpафии занимает работа над уточнением и дифференциацией оптических образов смешанных букв.Для лучшего усвоения их относят с каким-либо сходным оптическим изображением: Ж- жук и т.д.Используются различные загадки о буквах, ощупывание рельефных букв и узнавание их, конструирование их элементов, реконструирование, срисовывание.
Таким образом, профилактика оптической дисграфии осуществляется приемами и по направлениям развития зрительного гнозиса и мнезиса, пространственных представлений и их речевых обозначений, развитие зрительного анализа и синтеза. Большое внимание уделяется сравнению смешиваемых букв с максимальным использованием речевых анализаторов.
Список использованной литературы
1. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680
2. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. – М.: Владос, 1994. – 344 с.
3. Татаринцева О.Н. Профилактика оптической дисграфии.// Официальный сайт ЦДК «Детство»// http://centr-detstvo.ru/
[1] Татаринцева О.Н. Профилактика оптической дисграфии.// Официальный сайт ЦДК «Детство»// http://centr-detstvo.ru/
[2] Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680
[3] Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. – М.: Владос, 1994. – 344 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по профилактике оптической дисграфии у детей дошкольного возраста.
В этой презентации представлены материалы, которые помогут понять, что такое оптическая дисграфия и как её можно предупредить в дошкольном возрасте....
Профилактика оптической дисграфии у детей дошкольного возраста
В последнее время дисграфия стала довольно распространенной проблемой начальной школы, и с каждым годом данное явление имеет тенденцию к росту. Актуальность вызвана тем, что среди детей с речевыми нар...
Предупреждение оптической дисграфии у детей дошкольного возраста с ОНР
Предупреждение оптической дисграфии у детей дошкольного возраста с ОНР...
Профилактика оптической дисграфии у детей дошкольного возраста с нарушениями речи
Данный материал рекомендован педагогам как основа консультации по профилактике оптической дисграфии у детей дошкольного возраста с нарушениями речи....
Профилактика оптической дисграфии в старшем дошкольном возрасте.
Для современной общеобразовательной школы характерна катастрофическая неуспеваемость многих учащихся по русскому языку. Это явление далеко не случайное. Причины его уходят своими корнями в дошкольный ...
Оптическая дисграфии у детей дошкольного возраста
Профилактика оптической дисграфии у детей дошкольного возраста...
Статья "Коррекционная работа по профилактике оптической дисграфии у детей с общим недоразвитием речи старше-подготовительного возраста"
Профилактика оптической дисграфии в дошкольном возрасте позволит предотвратить большое количество ошибок при письме школьников, связанных с неустойчивостью зрительных представлений. Повысить уровень г...