Профилактика оптической дисграфии у детей дошкольного возраста с нарушениями речи
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему
Данный материал рекомендован педагогам как основа консультации по профилактике оптической дисграфии у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilaktika_opticheskoy_disgrafii_u_doshkolnikov.docx | 20.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Профилактика оптической дисграфии
у детей дошкольного возраста с нарушениями речи
Дисграфия – это частичное нарушение письма, проявляющееся в стойких, многократных, повторяющихся ошибках, которое часто обусловлено органическими поражениями зон головного мозга и несформированностью высших психических функций, отвечающих за процесс письма.
Признаки:
1.В тетради ребёнка систематически встречаются следующие ошибки:
- искажение букв и недописание элементов;
- замена рукописных букв графически сходными;
- замена букв другими, обозначающими похожие звуки;
- изменение звуко-буквенной структуры слова: пропуски (огорода - ОГОРДА), перестановки (Москва - МОСКАВ), персеверации (горка- ГОГКА), смешение или соединение букв и слогов (лист-СИСТ);
- нарушения структуры предложения, слитное или раздельное написание слов (Белая берёза растёт у окна. – БЕЛАБЕ ЗАРАТЁТ ОКА.);
- аграмматизмы на письме (НЕТ КАРАНДАШОВ).
2. Ребенок с трудом овладевает письмом, пишет медленно и неровно.
3. Ребёнку нелегко вычленять из речевого потока законченную мысль.
4. На уровне текста отсутствуют обозначения границ предложения.
Все эти сигналы говорят о риске возникновении дисграфии.
У детей со зрительными нарушениями чаще всего встречается оптическая дисграфия, связанная с трудностью усвоения ребенком зрительных образов букв.
Одной из причин сложности усвоения ребенком зрительных образов букв является несформированность зрительно-пространственных представлений в дошкольном возрасте. Так, если ребенок не научился в свое время отличать длинную ленту от короткой, то ему будет сложно заметить, что у письменной буквы «П» палочка короткая, а у буквы «Р» - длинная; если не усвоил, что предметы могут располагаться справа и слева друг от друга и т.п., то ему будет сложно понять, что овал у буквы «Ю» располагается справа, а не слева.
Также, у детей, страдающих оптической дисграфией, отмечается недоразвитие зрительно-моторной координации, неточность представлений о форме и цвете, величине предмета, недоразвитие памяти.
Профилактика нарушений чтения и письма должна проводиться с дошкольного возраста. Ребёнок должен дозреть до осмысления абстрактного, условного знака-буквы. Для этого ему надо пройти определённый путь развития зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса).
В основу дидактических игр, направленные на профилактику оптической дисграфии положены следующие приёмы: - развитие зрительных представлений в целом (форма, размер, расположение в пространстве);
- извлечение геометрических форм из разных предметов.
- нахождение отличий у одних и тех же предметов.
- различение геометрических фигур по форме и величине.
- усвоение пространственных отношений (верх-низ, справа-слева).
- называние перечёркнутых изображений, выделение предметов наложенных друг на друга.
- определение ошибок художника в рисунке.
- узнавание и называние буквы;
- нахождение сходства графического изображения буквы с каким-либо предметом;
- поиск названной буквы среди других букв (в тексте);
- конструирование буквы из элементов, палочек;
- рисование буквы пальцем в воздухе и на столе;
- нахождение и выделение букв среди других изображений;
- узнавание букв в условиях зашумления (перечёркнутые дополнительными линиями, точками, штрихами);
- распознавание букв, наложение друг на друга;
- дифференциация правильно и зеркально написанных букв;
- называние и сравнений букв, сходных графически;
- узнавание букв при неполном их написании (с использованием зеркал);
-распознавание букв разного шрифта;
-узнавание букв на ощупь.
- обводка контуров букв;
Всё это, различение фигур и предметов, определение их местоположения в пространстве активизирует зрительное внимание ребёнка, приучает его присматриваться и замечать в них не только сразу бросающееся в глаза сходство, но и небольшие различия. Что способствует преодолению ошибок на письме по оптическому сходству букв.
Профилактика дисграфии должна проводиться в процессе речевого развития в комплексе с развитием мелкой и общей моторики.
Хороший эффект дают кинезеологические упражнения.
Кинезеология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения.
Данные упражнения направлены на активизацию различных отделов коры больших полушарий головного мозга, что позволяет формировать способности ребёнка или корректировать проблемы в различных областях психики. Самый благоприятный период их использования – до 10 лет, пока кора больших полушарий не сформировалась окончательно.
Под влиянием таких тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. Чем интенсивнее нагрузка, тем они значительнее. Постепенная, скрупулёзная работа поможет ребёнку усвоить специфику родного языка.
Варианты кинезеологических упражнений.
1.Упражнения для развития межполушарного взаимодействия.
«Колечко» - как можно быстрее перебирать пальчики рук, последовательно соединяя в кольцо с большим пальцем указательный, средний и т.д.
«Зеркальное рисование» - на чистом листе бумаги, одновременно взяв обеими руками по карандашу, фломастеру, рисовать зеркально - симметричные картинки, буквы, узоры.
«Ухо - нос» - левой рукой взяться за кончик носа, правой – за противоположенное ухо. Одновременно опустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук.
Количество повторений:5-15; время упражения:10-35 мин.в день.
2. Массаж рук (кисти) и ног (ступни) с использованием массажёров разной степени твёрдости и остроты.
3. Игры – раскраски.
При подготовке к школе эффективны раскраски с подобными заданиями:
- раскраски с кодированием цвета, раскрашивание по образцу;
- раскраски наоборот (нужно раскрасить только фон, а рисунки оставить не закрашенными);
- раскраски – половинки (с дорисовыванием половинки рисунка);
- раскраски, где требуется раскрасить или обвести наложенные контуры;
- штриховки – дорисовки.
Нормы раскрашивания: для рисунков – 1 рисунок в день; для узоров – 2-3 узора в день; для букв - от 2 до 5 букв в день.
Избегайте переутомления!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Предупреждение акустической дисграфии у детей дошкольного возраста с нарушением речи.
Презентация с методическими рекомендациями и упражнениями по предупреждению акустической дисграфии....
Презентация по профилактике оптической дисграфии у детей дошкольного возраста.
В этой презентации представлены материалы, которые помогут понять, что такое оптическая дисграфия и как её можно предупредить в дошкольном возрасте....
Профилактика оптической дисграфии у детей дошкольного возраста
В последнее время дисграфия стала довольно распространенной проблемой начальной школы, и с каждым годом данное явление имеет тенденцию к росту. Актуальность вызвана тем, что среди детей с речевыми нар...
Предупреждение оптической дисграфии у детей дошкольного возраста с ОНР
Предупреждение оптической дисграфии у детей дошкольного возраста с ОНР...
Профилактика оптической дисграфии в старшем дошкольном возрасте.
Для современной общеобразовательной школы характерна катастрофическая неуспеваемость многих учащихся по русскому языку. Это явление далеко не случайное. Причины его уходят своими корнями в дошкольный ...
Направления логопедической работы по профилактике оптической дисграфии у детей дошкольного возраста
Профилактика оптической дисграфии...
Оптическая дисграфии у детей дошкольного возраста
Профилактика оптической дисграфии у детей дошкольного возраста...