Предупреждение оптической дисграфии у детей дошкольного возраста с ОНР
статья по логопедии (младшая группа) на тему

Федорова Тамара Николаевна

Предупреждение  оптической  дисграфии  у  детей  дошкольного  возраста  с  ОНР

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предупреждение  оптической  дисграфии  у  детей  дошкольного  возраста  с  ОНР

  Современные  исследования  показывают,  что  у  20 – 30%  будущих  первоклассников  развитие  зрительно-пространственных  функций  не  готово  к  решению  задач  школьного  обучения.

  Для  исследования  зрительных  функций  в  целях  дифференциальной  диагностики  дошкольников  можно  предложить  задания,  которые  предполагают  определение  предмета  по  его  силуэту,  по  части  контура,  подбор  изображений  предмета  к  их  наложенным  контурам,  нахождение  одинаковых  предметов,  различающихся  деталями.

  Своевременное  выявление  детей  с  недостаточной  сформированностью  зрительных  и  зрительно-пространственных  функций  позволит  вовремя  провести  специальные  коррекционно-развивающие  мероприятия  и  подготовить  детей  к  школьному  обучению.

  Для  ребёнка  начинающего  читать  и писать,  буква  не  является  простейшим  элементом.  Она  сложна  по  своему  графическому  составу,  состоит  из  нескольких  элементов,  различно  расположенных  в  пространстве  по  отношению  друг  к  другу.

  В  русском  алфавите  очень  много  букв,  сходных  по  своему  начертанию.  Можно  выделить  две  группы  графически  сходных  букв:  

  1.  буквы,  состоящие  из  одних  и  тех  же  графических  элементов,  но  различно  расположенных  (Н-П-И,  Ь-Р….);
  2. буквы,  отличающиеся  друг  от  друга  каким  либо  элементом  (Ь-Ы,  З-В,  З-В,  Р-В…).

  Для  того,  чтобы  отличить  изучаемую  букву  от  всех  других  букв,  в  том  числе  и  сходных  по  начертанию,  необходимо  осуществить,  прежде  всего,  оптический  анализ  каждой  буквы  на  составляющие  элементы.  Поскольку  отличие  многих  букв  заключается  лишь  в  различном  пространственном  расположении  одних  и  тех  же  элементов,  то  усвоение  оптического  образа  буквы  возможно  лишь  при  достаточном  развитии  пространственных  представлений  ребёнка.

  Процесс  усвоения  оптического  образа  буквы  осуществляется  также  на  основе  способности  запоминать  и  воспроизводить  в  памяти  зрительные  образы.  Узнавание  буквы,  как  и  всякий  процесс  узнавания,  происходит  при  соотнесении  непосредственно  воспринятого  зрительного  образа  с  представлением  о  нём.

  Таким  образом,  успешное  и  быстрое  усвоение  букв  возможно  лишь  при  достаточной  сформированности  следующих  фуекций:

  1.  зрительного  анализа  и  синтеза  (способности  определять  сходство  и  различие  букв);
  2.  зрительного  мнемоса  (возможности  запоминания  зрительного  образа  буквы);
  3.  зрительного  гнозиса  (способности  восприятия  буквы);
  4.  Пространственных  представлений.

  Работу  по  развитию  данных  функций  необходимо  проводить  постоянно,  особенно  с  детьми,  имеющими  общее  недоразвитие  речи.  Целесообразно  сочетать  такую  целенаправленную  деятельность  с  этапами  автоматизации  звуков,  чтобы  более  продуктивно  использовать  время  занятий  с  детьми.  Предложенные  дидактические  игры  развивают  зрительное  восприятие,  зрительную  память  и  пространственную  ориентировку,  решая  задачи  не  только  автоматизации  звука,  но  и  профилактики  дисграфии  у  детей  дошкольного  возраста  с  ОНР.

  Приведём  несколько  примеров  дидактических  игр.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ  ИГРЫ.

«Странный  художник».

  В  игре  используются  карточки  с  нелепыми  изображениями  (составленными  из  двух  предметов).  Дети  должны  угадать,  что  или  кого  хотел  нарисовать  странный  художник.

«Я – художник!»

  В  игре  используются  карточки  с  недорисованными  изображениями  предметов,  с  пунктирными  изображениями  и  т.д.  Логопед  предлагает  угадать,  какой  предмет  не  дорисовал  художник,  а  затем  дорисовать  и  раскрасить  его.

«Что  здесь  спрятано?»

  В  игре  используются  карточки  с  изображениями  предметов,  наложенными  друг  на  друга.  Дети  должны  угадать,  что  здесь  нарисовано,  обвести  каждый  предмет.

«Запоминай-ка»

  Логопед  предлагает  ребёнку  карточку  с  парами  картинок  для  запоминания  на  5-10 секунд.  Затем  предлагает  вторую  карточку,  где  отсутствуют  картинки  второго  столбика.  Ребёнок  должен  по  памяти  восстановить  пары  картинок.