Предупреждение оптической дисграфии у детей дошкольного возраста с ОНР
статья по логопедии (младшая группа) на тему
Предупреждение оптической дисграфии у детей дошкольного возраста с ОНР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
preduprezhdenie_opticheskoy_disgrafii_u_detey_doshkolnogo_vozrasta_s_onr.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Предупреждение оптической дисграфии у детей дошкольного возраста с ОНР
Современные исследования показывают, что у 20 – 30% будущих первоклассников развитие зрительно-пространственных функций не готово к решению задач школьного обучения.
Для исследования зрительных функций в целях дифференциальной диагностики дошкольников можно предложить задания, которые предполагают определение предмета по его силуэту, по части контура, подбор изображений предмета к их наложенным контурам, нахождение одинаковых предметов, различающихся деталями.
Своевременное выявление детей с недостаточной сформированностью зрительных и зрительно-пространственных функций позволит вовремя провести специальные коррекционно-развивающие мероприятия и подготовить детей к школьному обучению.
Для ребёнка начинающего читать и писать, буква не является простейшим элементом. Она сложна по своему графическому составу, состоит из нескольких элементов, различно расположенных в пространстве по отношению друг к другу.
В русском алфавите очень много букв, сходных по своему начертанию. Можно выделить две группы графически сходных букв:
- буквы, состоящие из одних и тех же графических элементов, но различно расположенных (Н-П-И, Ь-Р….);
- буквы, отличающиеся друг от друга каким либо элементом (Ь-Ы, З-В, З-В, Р-В…).
Для того, чтобы отличить изучаемую букву от всех других букв, в том числе и сходных по начертанию, необходимо осуществить, прежде всего, оптический анализ каждой буквы на составляющие элементы. Поскольку отличие многих букв заключается лишь в различном пространственном расположении одних и тех же элементов, то усвоение оптического образа буквы возможно лишь при достаточном развитии пространственных представлений ребёнка.
Процесс усвоения оптического образа буквы осуществляется также на основе способности запоминать и воспроизводить в памяти зрительные образы. Узнавание буквы, как и всякий процесс узнавания, происходит при соотнесении непосредственно воспринятого зрительного образа с представлением о нём.
Таким образом, успешное и быстрое усвоение букв возможно лишь при достаточной сформированности следующих фуекций:
- зрительного анализа и синтеза (способности определять сходство и различие букв);
- зрительного мнемоса (возможности запоминания зрительного образа буквы);
- зрительного гнозиса (способности восприятия буквы);
- Пространственных представлений.
Работу по развитию данных функций необходимо проводить постоянно, особенно с детьми, имеющими общее недоразвитие речи. Целесообразно сочетать такую целенаправленную деятельность с этапами автоматизации звуков, чтобы более продуктивно использовать время занятий с детьми. Предложенные дидактические игры развивают зрительное восприятие, зрительную память и пространственную ориентировку, решая задачи не только автоматизации звука, но и профилактики дисграфии у детей дошкольного возраста с ОНР.
Приведём несколько примеров дидактических игр.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ.
«Странный художник».
В игре используются карточки с нелепыми изображениями (составленными из двух предметов). Дети должны угадать, что или кого хотел нарисовать странный художник.
«Я – художник!»
В игре используются карточки с недорисованными изображениями предметов, с пунктирными изображениями и т.д. Логопед предлагает угадать, какой предмет не дорисовал художник, а затем дорисовать и раскрасить его.
«Что здесь спрятано?»
В игре используются карточки с изображениями предметов, наложенными друг на друга. Дети должны угадать, что здесь нарисовано, обвести каждый предмет.
«Запоминай-ка»
Логопед предлагает ребёнку карточку с парами картинок для запоминания на 5-10 секунд. Затем предлагает вторую карточку, где отсутствуют картинки второго столбика. Ребёнок должен по памяти восстановить пары картинок.