Совместная деятельность логопеда и родителей по преодолению ФНР и ФФНР у дошкольников.
консультация по логопедии (старшая группа) на тему
Описание взаимосвязи логопеда и родителей в преодолении ФНР и ФФНР у дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
k-tsiya_dlya_rodit.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовил учитель-логопед: Новикова Е.В.
МБДОУ № 18 «Радуга»
г. Тихорецк
- Определение понятий
Фонематическое нарушение речи (ФНР) – вследствие недостаточной сформированности фонематического слуха ребенок не слышит разницу между звуками и произносит их неправильно. (Сенсорное нарушение речи).
Низкий уровень фонематического восприятия в жизни выражается в следующем:
- Неразличение на слух звуков в своей и чужой речи
- Нарушение умственных действий по звуковому анализу и синтезу слова.
Фонетическое нарушение речи (ФНР) – нарушения артикуляционной моторики или недостаточная сформированность артикуляционной моторики. Ребенок не может правильно выполнять движения органами артикуляции, особенно языком, в результате чего звук искажается. (Моторное нарушение речи).
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – нарушение процессов формирования произносительной системы языка (звукопроизношения) у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. К этой категории относятся дети с нормальным слухом и интеллектом.
Недостатки произношения на практике проявляются в следующем:
- Замена звука на более простой по артикуляции
- Нестабильное использование звука в речи
- Искаженное произношение звука
У ребенка может быть нарушено произношение 1 звука или нескольких:
- С, З, Ц – сигматизм свистящих звуков
- Ш, Ж, Щ – сигматизм шипящих звуков
- Л – ламбдацизм
- Р – ротацизм
- К, Г, Х – каппацизм
- Й - йотоцизм
- Работа логопеда
Никакая самая тщательная работа детского сада не исключает необходимости домашних занятий с детьми, имеющими различные нарушения речи. Воспитатель и логопед должны помочь родителям правильно организовать такую работу. Задача воспитателя и логопеда – показать родителям индивидуальные особенности всех сторон речи ребенка (словаря, грамматического строя, звукопроизношения) и наметить общий перспективный план коррекционной работы. Для того, чтобы наладить систематические , планомерные индивидуальные занятия с ребенком и привлечь к ним родителей, целесообразно распределить весь учебный материал по 3 направлениям:
- Коррекция произношения
- Формирование словаря (накопление, уточнение, активизация)
- Формирование грамматических умений и навыков
Соответственно этим направлениям и должны даваться задания для домашнего выполнения. Не всем детям необходимо вести работу по всем 3 направлениям. Это зависит от уровня развития речи, тяжести нарушения и т.д. , но и лишними задания той лил иной группы не окажутся ни для кого. Поэтому в своей практике я предпочитаю охватывать все 3 направления работы со всеми детьми.
Внутри каждого направления в зависимости от особенностей ребенка (память, внимание, эмоционально-волевая сфера) могут выделены различные разделы:
- Коррекция произношения
- Развитие мимики
- Развитие моторики
- Развитие артикуляционного аппарата
- Постановка нарушенного звука
- Автоматизация звука
- Дифференциация звуков
- Формирование словаря
- Слова, обозначающие предметы (номинаты)
- Слова, обозначающие действия (предикаты)
- Слова, обозначающие свойства и качества (адъекаты)
- Формирование грамматических умений и навыков
- Связь слов в предложении (управление, согласование)
- Предложные конструкции (предложения простые и распространенные)
- Работа над рассказом, пересказом
По всем указанным разделам и направлениям работа ведется одновременно. Не вовремя выявленное и не скорректированное ФФНР при поступлении в 1 класс ведет к нарушению формирования чтения и письма (дисграфии и дислексии).
3. Советы родителям:
- Больше разговаривайте с ребенком
- Заставляйте ребенка оречевлять все свои действия (на прогулке, во время игры), больше говорить.
- Не удивляйтесь, если во время игры ребенок сам с собой разговаривает – это хорошо, если он молчит – плохо.
- Не подавляйте речевую инициативу ребенка – если ребенок обратился к вам с вопросом или речью, обязательно надо выслушать до конца и ответить.
- Замечайте, какова речь ребенка в непринужденной домашней обстановке и в необычной обстановке (в гостях, на приеме у врача). Если проблемы в речи наблюдаются только в стрессовых ситуациях – у ребенка психологическая проблема и ему требуется помощь психолога (снятие тревожности, повышение самооценки).
- Просите ребенка пересказывать, рассказывать все, что он видит (мультфильмы, кино)
- Спрашивайте ребенка, что было сегодня интересного в садике? Как он провел день? Что делали на прогулке? Чем кормили? и т.д. В ответ на ваш вопрос просите у ребенка предложение, а не 1 слово.
- Занятия с ребенком следует проводить ежедневно или через день в форме игры. Можно проводить их в любое свободное время, например – идя по улице.
- Упражнения для языка, губ необходимо проводить перед зеркалом, с целью зрительного контроля со стороны ребенка.
- Отрицательные эмоции со стороны родителей такие как нетерпение, неудовольствие недопустимы.
- У ребенка не может получаться сразу все. Нельзя фиксировать внимание на неудачах. Необходимо подбодрить ребенка и сделать то , что у ребенка уже хорошо получается, напомнив, что этого он раньше тоже не мог.
- Оречевлять любую совместную деятельность ребенка (проговаривать все, что он делает; проговаривать все, что вы делаете вместе).
- Если звук поставлен, необходимо обращать внимание на то, как ребенок говорит его во фразовой речи. Если ребенок допускает ошибку необходимо его спокойно поправить, попросить повторить.
- Если звук появился – надо постепенно вводить его в речь, прося ребенка произносить:
- слоги с этим звуком (ША, ШИ, ШО, АШ, ОШ, УШ)
- слова, начинающиеся на этот звук (ШАР, ШУМ)
- слова, имеющие этот звук в середине, (МАШИНА, ВЕРШИНА)
- слова, оканчивающиеся на этот звук МАЛЫШ, КАМЫШ)
- слова со стечением согласных (ИГРУШКИ, КОШКА)
- фразы с данным звуком (В ШАЛАШЕ ШУРШАЛИ МЫШИ),
Игровые приемы
для развития звукового, слогового анализа и синтеза,
развития фонематического восприятия и слуха
- Придумать слова на заданный звук (Чтобы он был в середине, конце слова).
- Придумать предложение, чтобы все слова начинались на заданный звук.
- Разложить картинки по стопочкам – в зависимости от начального звука ( в зависимости от количества звуков, слогов)
- Преобразования слов – КОШКА-КАШКА. – Что изменилось?
- Преобразования слов - из букв одного слова составить другое – НОС – СОН и т.д.
- Назвать слово, произнесенное по отдельным звукам: ДЭ, О, МЭ = ДОМ
- Составить слово из слогов, данных в беспорядке.
- Игра « Города» - Москва – Анапа – Архангельск – Киев – и т.д.
- Составить слово из букв (слогов) разрезной азбуки.
- Игры на развитие слуховой и зрительной памяти «Что изменилось?», « Чего не стало?», « Какие слова мы сейчас называли?» и т.д.
- Игра «Поймай звук» - вы задаете ребенку установку на какой – то звук и говорите разные слова, где этот звук есть и где его нет. Ребенок хлопает в ладоши, если услышит заданный звук. Если звука в слове нет – хлопать не надо.
- Игра «Снежный ком» - даете ребенку 1 слово и к этому слову добавляете еще слова по смыслу: Ваня + читал + книгу + интересную + для бабушки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совместная работа педагогов и родителей по преодолению речевых нарушений при дизартрии у дошкольников.
Коррекционная работа с детьми-дизартриками, как правило, протекает с большими трудностями, так как нормализация моторики органов артикуляции и улучшение качеств самих артикуляционных движений занимает...
Совместная деятельность с воспитанниками подготовительной к школе группы с ФФНР и ТНР по развитию познавательно- исследовательской деятельности "Чудеса внутри батарейки"
Цель: Формирование представления детей о физических явлениях и процессах, происходящих в батарейке, через организацию опытно-экспериментальной деятельности.Задачи:ü Коррекционно-обучающиеПознакомить д...
Мастер-класс для родителей.Тема:"Взаимодействие учителя-логопеда и родителей по преодолению речевых нарушений у дошкольников"
Практический материал для родителей дошкольников с нарушениями речи...
Перспективное планирование совместной деятельности логопеда и воспитателя по преодолению фонетических нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста
В данной методической разработке приведены примерные темы для совместной работы логопеда и воспитателя по преодолению фонетических нарушений речи....
«Развитие личностных качеств дошкольников с речевыми нарушениями через организацию совместной деятельности логопеда – родителей – детей».
Сообщение из опыта работы, посвященное развитию личностных качеств дошкольников-логопатов....
Совместная работа логопеда и воспитателя по преодолению речевых нарушений у дошкольников
Дошкольное образовательное учреждение является первым в жизни ребенка «институтом» его развития. Именно в детском саду ребенок приобретает опыт взаимодействия с другими людьми – педа...
«Совместная работа логопеда и воспитателя по преодолению речевых нарушений у дошкольников»
Публикация будет интересна начинающим воспитателям логопедических групп.Содержание:- Функции, обязанности и особенности работы воспитателя в логопедической группе;- Практическая сторона совместно...