Работа с буквами на основе использования их свойств, как средство профилактики дисграфии.
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему
Авторское методическое пособие для учителя-логопеда, дидактическое пособие (игры) для детей и их родителей при знакомстве со звуками и буквами их обозначающими.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_igry_k_konferentsii.docx | 178.98 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБДОУ д/с 41
Красносельского р-на
г. Санкт-Петербург
учитель-логопед: Киреенко Н.А.
Авторская игра с буквами «Раздаем подарки»
Тема: «Формирование зрительного восприятия графической формы буквы у детей старшего дошкольного возраста».
Материал:
- Карточки с изображением сказочных героев.
Незнайка. Образ его составлен из квадратов и прямоугольников.
Неумейка. Образ его составлен из треугольников.
Нытик. Образ его составлен из кругов и овалов.
- Наборное полотно с буквами алфавита.
- Набор карточек-символов со свойствами букв алфавита.
- Карточка- символ № 1
Первое свойство буквы «Куда смотрит буква?»
прямо на нас: А, Д, Ж, М, Н, О, П, Т, Ф, Х, Ш;
вправо ( Б, В, Г, Е, Ё, И, К, Р, С, Ц, Ю, Щ, Ы, Ь);
влево (З, Л,У, Ч, Э, Я).
- Карточка-символ № 2
Второе свойство буквы «Какой звук обозначает данная буква?»
Символ для буквы, обозначающей гласный звук – красный квадрат. Гласные: А, У, О, И, Э, Ы. Йотированные гласные: Я, Ю, Е, Ё.
Символ для буквы, обозначающей глухой согласный – синий квадрат. Согласные глухие: К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч , Ш, Щ.
Символ для буквы, обозначающей звонкий согласный – синий квадрат с красным квадратом внутри. Согласные звонкие: Б, В, Г, Д, Ж, З, Л, М, Н, Р.
- Карточка-символ № 3.
Третье свойство буквы «Сколько элементов в данной букве?»
Один элемент: С, О.
Два элемента: Г, З, Р, Т, Х, Ч, Э, Ь.
Три элемента: А, Б, В,Ж, И, К,Л, Н, П, Ф, Ы, Ю, Я, Ъ.
Четыре элемента: Е, М, Е, Ц, Ш.
Пять элементов: Щ.
Шесть элементов - Д.
- Карточка-символ № 4.
Четвертое свойство буквы «Какие элементы в данной букве?»
Буква состоит только из палочек: А. Г, Д ,Ж, Е, И, К, Л,М, Н, П,Т,У, Х, Ц, Ч, Ш, Щ.
Из палочек, половинок овалов, овалов: Б, В, Р. Ф, Ы, Э, Ю, Я.
Из овала, половинок овала: З, О, С.
- Фишки для поощрения (выполнены руками детей из бросового материала – бумаги).
Цель игры:
- формирование у детей интереса к работе с буквами;
- развитие зрительного внимания;
- развитие умения анализировать графическое изображение буквы;
- развитие восприятия, памяти, воображения;
- формирование пространственных отношений;
- закрепление знаний букв гласного, согласного ряда;
- формирование звукового анализа;
- формирование умения действовать по плану или правилам игры;
- развитие способности к логическим играм;
- развитие связной речи;
- воспитание любви к русскому языку.
Предварительная работа.
При первоначальном знакомстве с буквой разбираются все ее четыре свойства:
- «Куда смотрит буква?» (прямо на нас, вправо, влево).
- «Какой звук обозначает изучаемая буква?» (гласный, глухой согласный, звонкий согласный).
- «Сколько элементов в букве?» (один, два, три, четыре, пять).
- «Какие по характеру элементы буквы?» (буква состоит только из палочек; из палочек, половинок овалов, овалов; из овала, половинок овала).
Описание игры
- Раздаются карточки с изображением сказочных героев: Незнайки, Неумейки, Нытика.
Разбирается графический образ каждого героя. Образ каждого героя составлен из геометрических фигур.
Образ Незнайки составлен из квадратов и прямоугольников.
Ставится задача: посчитать, сколько квадратов и сколько прямоугольников; сколько больших квадратов, сколько маленьких квадратов; сколько больших прямоугольников, сколько маленьких прямоугольников.
Образ Неумейки составлен из треугольников.
Ставится задача: посчитать, сколько больших треугольников, сколько маленьких треугольников.
Образ Нытика составлен из кругов и овалов.
Ставится задача: посчитать, сколько кругов и сколько овалов; сколько больших кругов, сколько маленьких кругов, сколько больших овалов, сколько маленьких овалов.
- Раздаются карточки-символы со свойствами букв (карточки - символы со свойствами букв можно выдавать последовательно по одной) и буква (букв можно выдать одну или несколько в зависимости от имеющихся знаний у детей).
Например:
- карточка-символ № 1.
Дети проводят анализ буквы по первому свойству буквы: «Куда смотрит буква?» (прямо на нас, вправо, влево).
Буква, анализируется и располагается под соответствующей карточкой-символом, (определяется, кому из сказочных героев достался буквенный подарок). Составляется предложение. Например: Подарок я подарил (-а) Незнайке. Подарок получил Незнайка, потому что он просил букву, которая смотрит прямо и т. д. Не допустившие ошибок, получают фишку.
- карточка – символ № 2.
Дети проводят анализ буквы по второму свойству буквы: «Какой звук обозначает данная буква?» ( гласный или согласный, согласный глухой или звонкий)
Анализируется буква, располагается под соответствующей карточкой-символом (символ для буквы, обозначающей гласный звук – красный квадрат; символ для буквы, обозначающей глухой согласный – синий квадрат; символ для буквы, обозначающей звонкий согласный – синий квадрат с красным квадратом внутри). Определяется, кто из героев получил подарок. Составляется предложение. Например, Подарок я отдал (-а) Нытику, потому что он заказал гласную букву ( согласную звонкую, согласную глухую). Не допустившие ошибок, получают фишку.
- карточка – символ № 3
Дети проводят анализ буквы по третьему свойству буквы: «Сколько элементов в букве?».
Необходимо сосчитать количество элементов в букве, расположить ее под соответствующей карточкой-символом, составить предложение. Не допустившие ошибок, получают фишку.
- карточка – символ №4
Дети проводят анализ буквы по четвертому свойству буквы: «Какие элементы в букве?».
Анализируется буква, определяется характер элементов буквы и соответственно она располагается под карточкой-символом. Составляется предложение. Не допустившие ошибок, получают фишку.
Подводится итог.
Дети подсчитывают количество полученных фишек.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование игровой технологии в системе профилактики дисграфии у дошкольников
В последнее время дисграфия стала довольно распространенной проблемой начальной школы. В письменных работах учащихся часто встречаются специфические ошибки, не похожие на ошибки грамматического характ...
Развитие фонематических функций как средство профилактики дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза слов у детей дошкольного возраста
Развитие фонематических функций как средство профилактики дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза слов у детей дошкольного возраста...
Статья. Кинезиологические упражнения как средство профилактики дисграфии у детей дошкольного возраста.
Этот материал рассчитан на родителей детей старшего дошкольного возраста. О пользе простых упражнений для развития ребенка....
"Повышение качества образовательного процесса на основе использования полимедийного оборудования, как средства коррекции речи детей старшего дошкольного возраста"
Повышение качества образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образованияЦель:...
Использование игр и упражнений для профилактики дисграфии и дислексии в работе с детьми с ОВЗ
Игры и упражнения по профилактике и коррекции чтения и письма удетей дошкольного возраста с ОНР...
Консультация для педагогов "Использование элементов песочной терапии в профилактике дисграфии у детей с ОНР старшего дошкольного возраста"
Помимо навыков устной речи, в дошкольном возрасте закладываются навыки письменной речи. Для овладения письмом важна степень сформированности всех сторон речи. При незрелости различных отделов гол...
Использование дидактических игр с целью профилактики дисграфии
Целенаправленное, квалифицированное, комплексное и систематическое применение дидактических игр при обучении детей с нарушениями речи, является предупреждением дисграфии и дислекии и подготовкой...