Использование дидактических игр с целью профилактики дисграфии
презентация к уроку по логопедии (подготовительная группа)

Кутдусова Гульнара Ураловна

Целенаправленное, квалифицированное, комплексное и систематическое применение дидактических игр при обучении детей с  нарушениями речи, является предупреждением дисграфии и дислекии и подготовкой детей к успешному обучению в школе.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Городской мастер- класс по программе:

«Речевые игры как профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста»

Трансляция педагогического опыта по теме:

«Использование дидактических игр с целью профилактики дисграфии у детей старшего дошкольного возраста»

Подготовила учитель – логопед МБДОУ «Башкирский детский сад №102» Кутдусова Г.У.

Целенаправленное, квалифицированное, комплексное и систематическое применение дидактических игр при обучении детей с  нарушениями речи, является предупреждением дисграфии и дислекии и подготовкой детей к успешному обучению в школе.

Цель: разработать качественно новый подход в использовании дидактических игр, как средства профилактики дисграфии и дислексии, сформировать у детей базу для овладения школьными знаниями, умениями, навыками.

Достижение цели обеспечивается решением задач:

1. Разработать и модернизировать с учетом современных требований образовательно-игровую среду и методы работы, способствующие развитию всех компонентов речи.

2. Реализовать целенаправленное, квалифицированное, комплексное и систематическое применение дидактических игр в коррекционно-образовательном процессе.

3. Вовлечь родителей в совместный процесс подготовки детей к обучению грамоте. Научить родителей применять игры и игровые упражнения, способствующие обучению грамоте детей.

Реализация этих задач объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей, организации всей комплексно-образовательной деятельности.

Мною были разработаны, модернизированы и дифференцированы дидактические игры по преодолению речевых нарушений и предупреждению дисграфии и дислексии у детей с нарушениями  речи:

Дидактическая игра «Собери цветочки»

 Цель: упражнять в различении гласных и согласных звуков и букв, развивать зрительное восприятие.

Оборудование: сюжетная картина

Ход игры: Помоги пчелке сесть только на цветочки с согласными буквами.

Цель: упражнять в различении гласных и согласных звуков и букв, развивать зрительное восприятие.

Оборудование: сюжетная картина

Ход игры: Помоги пчелке сесть только на цветочки с согласными буквами.

Цель: упражнять в различении гласных и согласных звуков и букв, развивать зрительное восприятие.

Оборудование: сюжетная картина

Ход игры: Помоги пчелке сесть только на цветочки с согласными буквами.

Дидактическая игра «У каждого свое место»

Развитие зрительно-пространственных функций.

Цели: развивать зрительное восприятие, формировать и развивать пространственные представления, зрительный анализ и синтез.  

Оборудование: цветочная поляна.

Ход игры: Ребенку предлагается ориентироваться в окружающей обстановке, используя в речи предложенные конструкции; внизу, вверху, слева, справа, в верхнем правом (левом ) углу, между  и т.п.

Таким образом, тщательно спланированная и целенаправленная деятельность учителя-логопеда (базирующаяся на основных принципах обучения) с использованием дидактических игр и упражнений по обучению грамоте детей с ОВЗ значительно повысит эффективность работы специалиста по преодолению стойких нарушений устной и письменной речи и, следовательно, устранит такие серьезные проблемы, как дисграфия и дислексия.

     

             


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила : учитель- логопед МБДОУ «Башкирский детский сад №102» Кутдусова Г.У . Игры для профилактики дисграфии

Слайд 2

Дидактическая игра «Буквы спрятались» Цель: обобщить знания о гласных звуках и буквах, обучать чтению, развивать внимание, память, мышление. Оборудование: сюжетная картина. Ход игры: Пчелка попала под буквенный дождь. Назови, какие буквы пчелка увидела в траве? Прочитай (спой) песенки гласных звуков вместе с пчелкой. Какие буквы потерялись ? Прочитай слова.

Слайд 3

А У Э И О Ы

Слайд 4

А У Т Ч ... И А Л С … … … … В И А О К Т … Л У Н … А

Слайд 5

Дидактическая игра «Собери цветочки» Цель: упражнять в различении гласных и согласных звуков и букв, развивать зрительное восприятие. Оборудование: сюжетная картина Ход игры: Помоги пчелке сесть только на цветочки с согласными буквами.

Слайд 6

А Ш У Г Б О З Р Ж

Слайд 7

Дидактическая игра «Помоги пчелке добраться до ее дома» Цель: автоматизация звука [ Ш ]. в словах, учить ставить к словам вопросы кто? ч то?, упражнять в согласовании существительных и прилагательных , учить выделять голосом ударный гласный звук, развивать фонематический слух, зрительное восприятие. Оборудование: сюжетная картина. Ход игры: Вспомни , как правильно произносится звук [ Ш ] . Теперь веди по дорожке не пальчиком, а глазами, называй слова, выделяя звук [ Ш ] . Ребенку можно давать разные задания : - пройди по дорожке и называй слова, которые отвечают на вопрос кто ?; - пройди по дорожке и называй слова, которые отвечают на вопрос что?; - выдели ударный слог в словах; пройди по дорожке, называя слова с прилагательными, например : шапка- теплая, шерстяная, кошка—пушистая , ласковая; бабушка—старенькая, добрая и т.д.

Слайд 9

Дидактическая игра «Собери для пчелы цветочки» Цель: закрепить навык четкого произношения звука [Р] в словах, упражнять в нахождении места звука [Р] по трем позициям (начало, середина и конец слова ), развивать фонематический слух, зрительное восприятие. Оборудование: сюжетная картина. Ход игры: Собери для пчелы цветочки со звуком [Р] и определи по ульям (начало, середина, конец)

Слайд 11

Дидактическая игра «У пчелы в улье» Цель: закрепить навык различения звуков [Л] и [ЛЬ] в словах, фразах, работать над предложением, развивать фонематический слух, зрительное восприятие. Оборудование: Сюжетная картина, улья, соты с картинками на обратной стороне, в названиях которых есть звуки [Л] и [ЛЬ] в разных позициях. Ход игры : Предложить ребенку назвать , что находится у пчелы в ульях, правильно и четко произнося звуки [Л] , [ ЛЬ] в разных позициях полным предложением.

Слайд 13

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «Помоги пчеле» Цель : автоматизация звука [Л]в словах, развитие фонематического слуха, зрительного восприятия. Оборудование : Сюжетная картинка ,соты с предметными картинками в названиях, которых есть звук [Л] в разных позициях. Ход игры: Рассказать ребенку о том, что пчеловодство это один из древнейших промыслов населения Башкортостана. Предложить ребенку помочь пчеле собрать нектар с цветов. Обратить внимание на то, что они особенные, потому что в них спрятаны картинки, в названиях, которых есть звук [Л]. Пчела будет собирать нектар с картинками со звуком [Л].

Слайд 14

Дидактическая игра «Помоги пчеле»

Слайд 16

Дидактическая игра «Кто в пчелином улье?» Цель: работать над предложениями с предлогами над, под, между, автоматизация звука [Л ] в словах, развивать внимание, память, мышление. Оборудование: сюжетная картина. Ход игры: Рассмотри внимательно пчелиный улей, и отгадай, про какого зверя я говорю. Этот зверь живет над лошадью. Это …. А этот – живет над лисой. Это… -Этот зверь живет под белкой. Это … А этот – под лягушкой. Это … -Этот зверь живет между белкой и лягушкой. А этот- между волком и лошадью. Теперь ты сам загадай загадки про животных, используя слова над, под и между.

Слайд 18

Дидактическая игра «У каждого свое место» Развитие зрительно-пространственных функций. Цели: развивать зрительное восприятие, формировать и развивать пространственные представления, зрительный анализ и синтез. Оборудование: цветочная поляна. Ход игры: Ребенку предлагается ориентироваться в окружающей обстановке , используя в речи предложенные конструкции; внизу, вверху, слева, справа, в верхнем правом (левом ) углу, между и т.п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровой технологии в системе профилактики дисграфии у дошкольников

В последнее время дисграфия стала довольно распространенной проблемой начальной школы. В письменных работах учащихся часто встречаются специфические ошибки, не похожие на ошибки грамматического характ...

Работа с буквами на основе использования их свойств, как средство профилактики дисграфии.

Авторское методическое пособие для учителя-логопеда, дидактическое пособие (игры) для детей и их родителей при знакомстве со звуками и буквами их обозначающими....

Игры на развитие звукобуквенного анализа у детей старшего дошкольного возраста с целью профилактики дисграфии

Здесь представлены игры, в процессе которых логопед учит детей понимать и употреблять термины «слово» и «звук», выделять слова из общего речевого потока, вслушиваться в их звуч...

Комплекс упражнений по формированию навыка словообразования у детей старшего дошкольного возраста с целью профилактики дисграфии

Разработанные тесты для определения степени сформированности грамматических форм словоизменения  и непосредственно комплекс упражнений по формированию навыка словообразования является непосредств...

Комплекс упражнений по формированию навыка словообразования у детей среднего и старшего дошкольного возраста с целью профилактики дисграфии

Данный  комплекс упражнений, направлен на формирование у детей навыка словообразования,  как грамматического строя родной   речи. Как и любое другое начинание, проект, прошел ...

Использование игр и упражнений для профилактики дисграфии и дислексии в работе с детьми с ОВЗ

Игры и упражнения по профилактике и коррекции чтения и письма удетей дошкольного возраста с ОНР...

Комплекс упражнений по формированию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с целью профилактики дисграфии

Интеграция образовательной области: «Коммуникация». Развитие  фонематического слуха, как необходимое условие успешного обучения грамоте. Совершенствование  навыка фонематического...