Консультация для педагогов "Использование элементов песочной терапии в профилактике дисграфии у детей с ОНР старшего дошкольного возраста"
консультация
Помимо навыков устной речи, в дошкольном возрасте закладываются навыки письменной речи. Для овладения письмом важна степень сформированности всех сторон речи. При незрелости различных отделов головного мозга ребенка, письмо может страдать. В зависимости от того, какой участок головного мозга не сформирован, проявляются разные формы трудностей письма. Это приводит к дисграфии. Поэтому одним из приоритетных направлений деятельности педагога является работа по предупреждению дисграфии у дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pesochnaya_terapiya.docx | 16.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование элементов песочной терапии в профилактике дисграфии
у детей с ОНР старшего дошкольного возраста
Помимо навыков устной речи, в дошкольном возрасте закладываются навыки письменной речи. Для овладения письмом важна степень сформированности всех сторон речи. Нарушение звукопроизношения, фонематического и лексико-грамматического развития находит отражение в письме и чтении.
Письмо – один из самых сложных видов человеческой деятельности. Сначала возникает замысел, ребенок мысленно создает план текста, определяет последовательность предложений. Затем каждое предложение разделяет на слова. А чтобы правильно написать слово, необходимо определить его звуковую структуру, последовательность и место каждого звука. Выделенный звук нужно соотнести со зрительным образом буквы и научиться вычленять устойчивые признаки, которые отличают одну букву от другой. Затем ребенок движением руки воспроизводит зрительный образ буквы, проверяя зрительно полученный результат. [1]
Еще Л.С. Выготский писал, что развитие письменной речи, подготовка к ней начинаются задолго до обучения ребенка письму в школе. Дело в том, что у детей имеется своеобразная стадия предметного письма: когда дети начинают рисовать, это уже есть подготовка к письму, так же, как и жест — это письмо в воздухе, который позже в процессе развития превращается в письменный знак. В рисунках проявляется как бы стадия пиктографического письма, и позже на основе развития рисования, осознания и толкования нарисованного у ребенка возникает понимание, что можно рисовать не только предметы, но и речь. Собственно, письменная речь, по Л. С. Выготскому, развивается путем перехода от рисования вещей к рисованию речи. Овладение письменной речью означает усвоение особой и сложной символической системы знаков. Поэтому письмо является продуктом длительного развития ВПФ, личности и поведения ребенка. [2]
При незрелости различных отделов головного мозга ребенка, письмо может страдать. В зависимости от того, какой участок головного мозга не досформирован, проявляются разные формы трудностей письма. [2] Это приводит к дисграфии. Дисграфия – специфическое и стойкое нарушение процесса письма, обусловленное сбоем функционирования анализаторов и психических процессов, которые обеспечивают письмо.
Поэтому одним из приоритетных направлений деятельности педагога в условиях дошкольного образовательного учреждения является работа по предупреждению дисграфии у дошкольников.
Для профилактики оптико-пространственной дисграфии, развития зрительно-пространственной ориентации, развития сенсомоторных навыков у ребенка, для непосредственной речевой коррекции, а также снижения эмоционального напряжения можно использовать метод песочной терапии.
Пескотерапия (песочная терапия) – это вид современной арт-терапии и арт-педагогики, включающий систему игр с песком, которые дают возможность ребенку быть самим собой, раскрыть индивидуальность каждого ребенка, обеспечить социальную успешность. Коррекционно-образовательная цель песочной терапии – развитие связной речи, лексико-грамматических представлений; помощь в изучении букв, освоении навыков чтения и письма; развитие графомоторных навыков. [3]
Хочу поделиться своим опытом и представить несколько упражнений и игр для профилактики различных видов дисграфии.
«Нарисуй фигуру»
Ребенку предлагается нарисовать геометрическую фигуру или срисовать по образцу.
«Волшебное превращение»
Педагог предлагает ребенку стать волшебником и превратить одну букву в другую.
«Бабочки»
Попросить ребенка дорисовать бабочке крылья и заштриховать их.
«Напиши такую же»
Ребенку предлагается написать такую же букву, какую написал педагог.
«Допиши букву»
Попросить ребенка дописать незаконченную букву или стереть лишний элемент.
«Буквы в зеркале»
Педагог пишет пальчиком одну и ту же букву правильно и в зеркальном виде. Ребенку предлагается выбрать правильно написанную букву.
«Повтори за мной»
Педагог пишет буквы на песке, ребенку предлагается повторить в той же последовательности.
Библиографический список.
1. Петербургский научно-практический журнал «Дошкольная педагогика» №9(134)/ноябрь/2017 с.45
3. Всероссийский научно-методический журнал «Коррекционная работа в Доу» №7(19)/июль/2016 с.2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей «Использование и значение мнемотехники для развития речи детей с ОНР старшего дошкольного возраста»
использование мнемотехники расширяет представления детей об окружающем мире, развивает психические процессы, формирует связную речь, что в дальнейшем способствует более эффективному обучению в школе....
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ С ОНР СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дисграфия– это частичное нарушение письма, проявляющееся в стойких, многократных, повторяющихся ошибках, которое часто обусловлено органическими поражениями зон головного мозга и несформированно...
Консультация педагога-психолога на тему: «Способы снятия психоэмоционального напряжения у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста»
Консультация предназначена для воспитателей, родителей. В ней представлено подробное описание психоэмоционых напряжений, причины появления, признаки. А так же рассказывается как можно помочь ребенку с...
«Путешествие в сказку» коррекционно-развивающее занятие для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста по сказкотерапии с элементами песочной терапии
Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста по сказкотерапии с элементами песочной терапии...
Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия и детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Уупражнения для для профилактики плоскостопия и детей среднего и старшего дошкольного возраста....
Консультация для педагогов «Использование и значение мнемотехники для развития речи детей с ОНР старшего дошкольного возраста».
quot; Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пятисловам-он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету" К.Ушинский....