Консультация для педагогов "Использование элементов песочной терапии в профилактике дисграфии у детей с ОНР старшего дошкольного возраста"
консультация

Масюк Оксана Александровна

Помимо навыков устной речи, в дошкольном возрасте закладываются навыки письменной речи. Для овладения письмом важна степень сформированности всех сторон речи. При незрелости различных отделов головного мозга ребенка, письмо может страдать. В зависимости от того, какой участок головного мозга не сформирован, проявляются разные формы трудностей письма. Это приводит к дисграфии. Поэтому одним из приоритетных направлений деятельности педагога является работа по предупреждению дисграфии у дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pesochnaya_terapiya.docx16.45 КБ

Предварительный просмотр:

Использование элементов песочной терапии в профилактике дисграфии

у детей с ОНР старшего дошкольного возраста

Помимо навыков устной речи, в дошкольном возрасте закладываются навыки письменной речи. Для овладения письмом важна степень сформированности всех сторон речи. Нарушение звукопроизношения, фонематического и лексико-грамматического развития находит отражение в письме и чтении.

Письмо – один из самых сложных видов человеческой деятельности. Сначала возникает замысел, ребенок мысленно создает план текста, определяет последовательность предложений. Затем каждое предложение разделяет на слова. А чтобы правильно написать слово, необходимо определить его звуковую структуру, последовательность и место каждого звука. Выделенный звук нужно соотнести со зрительным образом буквы и научиться вычленять устойчивые признаки, которые отличают одну букву от другой. Затем ребенок движением руки воспроизводит зрительный образ буквы, проверяя зрительно полученный результат. [1]

Еще Л.С. Выготский писал, что развитие письменной речи, подготовка к ней начинаются задолго до обучения ребенка письму в школе. Дело в том, что у детей имеется своеобразная стадия предметного письма: когда дети начинают рисовать, это уже есть подготовка к письму, так же, как и жест — это письмо в воздухе, который позже в процессе развития превращается в письменный знак. В рисунках проявляется как бы стадия пиктографического письма, и позже на основе развития рисования, осознания и толкования нарисованного у ребенка возникает понимание, что можно рисовать не только предметы, но и речь. Собственно, письменная речь, по Л. С. Выготскому, развивается путем перехода от рисования вещей к рисованию речи. Овладение письменной речью означает усвоение особой и сложной символической системы знаков. Поэтому письмо является продуктом длительного развития ВПФ, личности и поведения ребенка. [2]

При незрелости различных отделов головного мозга ребенка, письмо может страдать. В зависимости от того, какой участок головного мозга не досформирован, проявляются разные формы трудностей письма. [2] Это приводит к дисграфии. Дисграфия – специфическое и стойкое нарушение процесса письма, обусловленное сбоем функционирования анализаторов и психических процессов, которые обеспечивают письмо.

Поэтому одним из приоритетных направлений деятельности педагога в условиях дошкольного образовательного учреждения является работа по предупреждению дисграфии у дошкольников.

Для профилактики оптико-пространственной дисграфии, развития зрительно-пространственной ориентации, развития сенсомоторных навыков у ребенка, для непосредственной речевой коррекции, а также снижения эмоционального напряжения можно использовать метод песочной терапии.

Пескотерапия (песочная терапия) – это вид современной арт-терапии и арт-педагогики, включающий систему игр с песком, которые дают возможность ребенку быть самим собой, раскрыть индивидуальность каждого ребенка, обеспечить социальную успешность. Коррекционно-образовательная цель песочной терапии – развитие связной речи, лексико-грамматических представлений; помощь в изучении букв, освоении навыков чтения и письма; развитие графомоторных навыков. [3]

Хочу поделиться своим опытом и представить несколько упражнений и игр для профилактики различных видов дисграфии.

«Нарисуй фигуру»

Ребенку предлагается нарисовать геометрическую фигуру или срисовать по образцу.

«Волшебное превращение»

Педагог предлагает ребенку стать волшебником и превратить одну букву в другую.

«Бабочки»

Попросить ребенка дорисовать бабочке крылья и заштриховать их.

«Напиши такую же»

Ребенку предлагается написать такую же букву, какую написал педагог.

«Допиши букву»

Попросить ребенка дописать незаконченную букву или стереть лишний элемент.

«Буквы в зеркале»

Педагог пишет пальчиком одну и ту же букву правильно и в зеркальном виде. Ребенку предлагается выбрать правильно написанную букву.

«Повтори за мной»

Педагог пишет буквы на песке, ребенку предлагается повторить в той же последовательности.

Библиографический список.

1. Петербургский научно-практический журнал «Дошкольная педагогика» №9(134)/ноябрь/2017 с.45

2.https://course.smart-child.ru/pl/fileservice/user/file/download/h/49a6a4c9c4b95cce84c83c8545263ec4.pdf

3. Всероссийский научно-методический журнал «Коррекционная работа в Доу» №7(19)/июль/2016 с.2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Использование и значение мнемотехники для развития речи детей с ОНР старшего дошкольного возраста»

использование мнемотехники расширяет представления детей об окружающем мире, развивает психические процессы, формирует связную речь, что в дальнейшем способствует более эффективному обучению в школе....

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ С ОНР СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Дисграфия– это частичное  нарушение письма, проявляющееся в стойких, многократных, повторяющихся ошибках, которое часто обусловлено органическими поражениями зон головного мозга и несформированно...

Консультация педагога-психолога на тему: «Способы снятия психоэмоционального напряжения у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста»

Консультация предназначена для воспитателей, родителей. В ней представлено подробное описание психоэмоционых напряжений, причины появления, признаки. А так же рассказывается как можно помочь ребенку с...

«Путешествие в сказку» коррекционно-развивающее занятие для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста по сказкотерапии с элементами песочной терапии

Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста по сказкотерапии с элементами песочной терапии...

Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия и детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Уупражнения для  для профилактики плоскостопия и детей  среднего и старшего дошкольного возраста....

Консультация для педагогов «Использование и значение мнемотехники для развития речи детей с ОНР старшего дошкольного возраста».

quot; Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пятисловам-он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету" К.Ушинский....