Конспект занятия по развитию лексико-грамматического словаря для детей с ОВЗ (ТНР) «Животные жарких стран»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

Олеся Николаевна Муравьева

Занятие разработано для того, чтобы вызвать у детей интерес  к окружающему миру, расширить знания и представления о животных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhivotnyh_zharkih_stran.docx25.09 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию лексико-грамматического словаря

для детей с ОВЗ (ТНР)

«Животные жарких стран»

(старшая логопедическая группа).

Цель:

Вызвать у детей интерес  к окружающему миру, расширять знания и представления о животных.

Задачи:

- совершенствовать грамматический строй речи.

- закреплять у детей употребление имен существительных в творительном падеже;

- упражнять в образовании имен существительных множественного числа родительного падежа;

- развивать логическое мышление, связную речь, умение строить предложения.

- воспитывать у детей интерес к животным, вызывать желание заботиться о них.

Оборудование:

предметные или сюжетные картинки с изображением животных жарких стран.

Ход занятия:

  1. Орг.момент.

Логопед:

Встаньте дети, встаньте в круг.

Слева друг и справа друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Логопед:

Молодцы ребята! Сейчас сядет тот, кто правильно повторит за мной слоги. (Логопед проговаривает ПА-ПА-БА, ДА-ДА-ТА и др, дети прохлопывают и садятся на стульчики.)

Логопед

Ребята, послушайте стихотворение, и попробуйте отгадать - куда мы отправимся сегодня в путешествие.

- ЗдОрово! - сказал я маме,
С горки съехать на бархане,
Покачаться на лиане,
Прокатиться на варане,
На верблюде в караване,
На большом гиппопотаме,
Обхватить ствол баобаба
Подразнить клешню у краба,
Посидеть в кустах эфедры,
Посчитать полоски зебры,
Почесать нос у гепарда
Шерсть погладить леопарда,
Прогуляться по Сахаре,
По пустыне Калахари,
Искупаться в водах Нила,
Посмотреть на крокодила.

Дети: В Африку!

Логопед:

 Правильно! Мы сегодня отправимся в Африку, чтобы узнать, какие животные там живут. А на чем мы отправимся в путешествие?

Солнце в небе золотится.
Ввысь летит большая птица,
Закрывая нам крылом
Солнце в небе голубом.
Эта птица – самолет,
Он отправился в полет. 

Да, на самолете. Африка далеко, а времени у нас не так много.

2. Разминка.

Логопед:

Прислушайтесь ребята. Впереди слышится гул океана.

Сделали вдох носиком, на одном выдохе произносим слог ТУ-ТУ-ТУ

А теперь посмотрите в окно, направо. Солнышко так ярко светит нам прямо в глаза. Зажмурьте свои глазки.  Посмотрите налево. Облака нам улыбаются. Давайте им тоже улыбнемся. Помашем им рукой. 

3. Вводная беседа.

Ребята, Африка – это материк. Большой материк и самый жаркий. Летом там жара, а зимой льют дожди. Материк делится на 3 зоны: пустыня, саванна, джунгли. И в каждой зоне живут свои животные. Сейчас я загадаю вам загадки, а вы попробуете отгадать и узнаете, кто, где живет.

Жители пустыни:

  1. В жаркой Африке гуляет,

Длинной шеей удивляет,

Сам высокий, будто шкаф,

Жёлтый, в пятнышках …

     Жираф.

  1. Мчатся, мчатся по саванне
    К водопою утром ранним
    Полосатые лошадки -
    Кто быстрее, без оглядки.

Зебра.

  1. В табуне она живёт,
    Травку щиплет, воду пьёт.
    Хоть на лбу её рога,
    Пулей мчится от врага.
    Осторожна и пуглива,
    Просто сказочно красива,
    Грациозна, как модель,
    Восхищает всех — 

Газель.

Жители саванны:

  1. Серый толстый великан

Нос как будто длинный кран

На спине прокатит он

Озорной ушастый...

Слон.

  1. Быстро бегает она,
    В Африке уж всем нужна.
    Но не хищный это зверь,
    Мы-то знаем, уж поверь.
    Травку щиплет лишь всегда,
    Есть копыта и рога.
    Знает Азия, Европа,
    Дети, это …

Антилопа.

  1. У него короткий хвост,

На носу большой нарост.

Он в саванне проживает,

Места лучшего не знает!

Носорог.

Жители джунглей:

  1. Густой черной шерстью покрыто все тело,
    И, кажется, силе её нет предела.
    Лукавством природа её наделила.
    Живет она в Африке. Это …

           Горилла

  1. Животные эти нам вроде сродни,
    Живут в африканских чащобах они,
    Во всех зоопарках их видели дети,
    Хэм первый из них астронавт на планете,
    Примата на завтрак кормили безе,
    А как называется род? 
    Шимпанзе
  2. Он похож на быка,
    Но мощней его рога.
    Он в работе силён,
    Грузы возит, как слон.
    И на нём даже пашут.
    Как зовут его? Кто скажет?
    Буйвол

    Логопед:

Молодцы, ребята. Вы справились и отгадали все загадки.

А сейчас я хочу предложить вам поиграть в игру «Наоборот».

Слон большой, черепаха …………..

Гепард быстрый, а бегемот ………..

Зебра полосатая, а гиена…………..

Жираф высокий, а зебра…………..

Буйвол сильный, а антилопа………

4. Пальчиковая гимнастика

«В саванне»

Тигр, жираф, огромный слон,

Зебра, пума и безон,

Два шакала, бегемот,

Вот стоит разинув рот.

(На каждое название животного

загибают по одному пальцу,

начиная с мизинца правой руки.)

А над ними – царь зверей.

Назови его скорей.

(К концу стихотворения,

назвав льва, разжимаем пальцы.)

Логопед:

5. Игра с мячом «Назови действие»

- Предлагаю вам игру с мячом, а для этого нужно занять места на разноцветных кружках. 1,2, 3, 4, 5 – становитесь в круг играть.

 - Я буду называть животное, а вы должны охарактеризовать его.

Например: слон – большой, ушастый, красивый, сильный.

Физкультминутка

Выполнение движений по тексту стихотворения

Мы - веселые мартышки.
Мы играем громко слишком.
Мы в ладоши хлопаем,
Мы ногами топаем,
Надуваем щечки,
Скачем на носочках
И друг другу даже
Язычки покажем.
Дружно прыгнем к потолку,
Пальчик поднесем к виску.
Оттопырим ушки,
Хвостик на макушке.
Шире рот откроем,
Гримасы все состроим.
Как скажу я цифру 3, —
Все с гримасами замри!

6. Игра Четвёртый лишний».

Молодцы, ребята. Мы размялись и пора поиграть.

Посмотрите на картинки, в каждом ряду нарисованы 4 животных, но одно из них лишнее. Подумайте, и объясните почему, вы считаете лишним, именно его.

Зебра, попугай, жираф, бегемот. (попугай это птица)

Лев, зебра, тигр, обезьяна. (обезьяна передвигается по деревьям)

Слон, собака, носорог, бегемот. (собака домашнее животное).

Лев, крокодил, верблюд, тигр. (крокодил живет в реке)

Макака, шимпанзе, бегемот, горилла. (Бегемот не обезьяна)

7. Итог занятия.

- Вот и закончилось наше путешествие. Сегодня мы узнали, какие животные живут в Африке. Нам пора отправляться домой. В обратный путь мы отправимся на корабле.

У берегов далеких стран
Бывал отважный капитан.
На корабле, через моря,
Он путешествовал не зря.
Запутав якорь в парусах,
Улыбку прятал он в усах.
Среди селедок и моржей,
Среди акул, морских ежей,
Черпая днищем вязкий ил,
Усами храбро шевелил.
Веселый мастер-мореход,
Он по волнам ходил в поход.
Когда смеялся капитан -
В ответ смеялся океан,
Когда катил девятый вал -
Он рыбам песни распевал.
Где только ни был наш герой!..
Но вот пора уже домой.
В обратный путь корабль плывет,
А дома его мама ждет…

Логопед:

Ребята, вам понравилось наше путешествие? А что вам понравилось больше всего? Нарисуйте животное, которое вам больше запомнилось. И расскажите о нем вечером дома.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация и конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий у детей с ОНР по теме "Ранняя весна"

Конспект совместной коррекционно-развивающей деятельности логопеда с детьми по теме "Ранняя весна". Цель занятия: обогащать активный словарный запас детей, развивать умение составлять р...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной логопедической группе по теме: «Животные жарких стран».

Цели:1. Коррекционно-образовательные: -уточнить названия животных жарких стран и их детенышей;-учить согласовывать существительные с числительными;-учить образовывать названия детенышей животных;-учит...

Конспект занятия по развитию лексико-грамматических представлений в подготовительной группе Тема: Дикие животные.

Формирование лексико-грамматических средств языка по теме « Дикие животные»Задачи:1. Коррекционно-образовательныеуточнение представлений о животных, уточнение, обогащение и активизация словаря по теме...

Занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Животные жарких стран». Подготовительная группа, ТНР.

Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи:1. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию...

Занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Животные холодных стран». Подготовительная группа, ТНР.

Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи:1. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию...

Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий для детей подготовительной к школе группе «Животные жарких стран»

Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий для детей подготовительной к школе группе «Животные жарких стран»...