конспект логопедического занятия в старшей группе детей с ОНР
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Капорова Татьяна Николаевна

Тема занятия  - звук В. На данном занятии дети знакомятся с новым согласным звуком, его артикуляцией, характеристикой. Закрепляются навыки звукового анализа (определение позиции звука).

Занятие соответствует лексической теме "Зимующие птицы". Продрлжается обучение детей навыкам связной речи, а , именно,  составление описательных  рассказов  о зимующих  птицах  с  опорой  на  план - схему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_v_svyaznaya_rech.docx19.38 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  НОД  

в  старшей  логопедической группе  детей  с  ОНР

Тема:  Звук  В. Составление  описательных  рассказов  о  зимующих  птицах по  плану-схеме.

Цель:  Развитие связной  речи.

Задачи: :  закрепить чёткое произношение звука В в словах, предложениях, закрепить  знания  детей  о  зимующих  птицах,  продолжать  обучать  составлению  описательных  рассказов  по  плану-схеме.  Совершенствовать  навыки  звукового  анализа  и  синтеза  слов  (выделение  согласного  на  фоне  слова). Упражнять  в  подборе  однокоренных  слов.  Формировать  грамматический  строй  речи.

Развивать  фонематическое  восприятие, слуховое  и  зрительное  внимание, память, мышление,  координацию  речи  с  движением.

Формировать  навыки  сотрудничества,  взаимопонимания.  Воспитывать  любовь  к  природе,  заботливое  отношение  к  птицам.

Оборудование:  схема  для  составления  описательного  рассказа,  картинки  с  изображением  зимующих  птиц, картинки  (сова,  воробей,  ворона,  волосы,  Вова,  корова,  ворота).

План  НОД:

  1. Знакомство  с  новым  звуком.

-Послушайте  внимательно  стихотворение.  Какой звук  чаще  других  повторяется  в  словах?

Воробей  взлетел  всех  выше,

Видно  всё  с  высокой  крыши.

Предлагаю  детям  вспомнить  и  назвать  слова  со  звуком  В.  

Произнесение  звука  В  детьми  (хоровое  и  индивидуальное).  

Уточнение  артикуляции  звука  (Губы  сближаются,  верхние  зубы  касаются  нижней  губы,  во  рту  образуется  преграда  из  губ и зубов).

-Как  вы  думаете,  звук  В – это  гласный  или  согласный  звук?  Глухой  он  или  мягкий?  Твёрдый  или  мягкий?

2. Упражнение  на  развитие  фонематического  восприятия.

-Я  буду  произносить разные  звуки,  а  вы  хлопните  в  ладоши,  услышав  звук  В  (Х,  П,  В,  Г,  Б,  В,  Ф,  С,  В,  Т)

- А  теперь  поймайте  звук  в  названиях  птиц  (воробей,  синица,  снегирь,  сова,  иволга, ворона,  журавль, голубь, соловей )

-Вспомните  названия  птиц,  в  которых  есть  звук  В.

-Все  ли  это названия  зимующих  птиц?  Какие  птицы  здесь  лишние?

3. Определение  позиции  звука.  Раздаю  детям  картинки,  предлагаю  определить,  где  спрятался  звук  В  в  этом  слове  (начале,  середине,  конце).

Каждый  ребёнок  выходит  к  наборному  полотну,  ставит  свою  картинку,  называет  её,  и  определяет  позицию  звука  в слове.  Добиваюсь  правильного  построения  предложений  детьми.

4. Упражнение «Похожие  слова».

-Будем  образовывать  слова  от названия  зимующей  птицы  «воробей»:

Воробей – воробушек – воробьишко – воробьиный – воробьище

Ворона – воронушка – вороний – воронята

-С  какого  звука  начинаются  все  образованные слова?

5. Игра  на  координацию  речи  с  движением  «Снегири».

Дети  выполняют  движения  в   соответствии   с  текстом,  чётко  произносят  текст.

Вот  на  ветках,  посмотри,  в  красных  майках  снегири.

Распушили  пёрышки,  греются  на  солнышке.

Головой  вертят,  улететь  хотят.

Кыш!  Кыш!  Улетели!  За  метелью,  за  метелью!

6. Составление описательных  рассказов о зимующих птицах

-Сегодня  мы  продолжаем  говорить  о  зимующих  птицах.

-Почему  они  так  называются?  Чем  питаются  птицы  зимой?  Как  человек  может  помочь  птицам?  Какую  пользу  приносят  птицы?

-Сейчас  мы  с  вами  будем  составлять  описательные  рассказы  о зимующих  птицах  по  плану – схеме.  Представьте  себе,  что  я  приехала  с  другой  планеты,  никогда  не  видела  этих  птиц,  но  очень хочу  узнать  о  них.

-Что  сначала  надо  сказать?  (Как  называется  птица)

-О  чём  будем  рассказывать  потом?  (Расскажем,  какая  птица  по  величине  и  окраске.  Скажем  о  характерных  особенностях  некоторых  птиц).

-Чем  закончим  рассказ?  (Расскажем,  чем  питается  птица  и  как  мы  можем  помочь  птицам).

Рассказы  3  детей.  (Дети  выходят  к  доске,  выбирают  картинку   и  составляют  рассказ  с  опорой  на  схему).  Предлагаю  детям  рассказывать  о  разных  птицах.  При  необходимости  напоминаю  об  особенностях  птиц  (форма  клюва  у  клеста,  поведение  птиц  в  зимний  период).

7. Подведение итогов НОД.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия в старшей группе.

Конспект открытого логопедического занятия в старшей группе. Тема занятия: звуки [Л-][ль]....

Конспект логопедического занятия в старшей группе по обучению грамоте «Дифференциация звуков [з], [з’]»

Конспект логопедического  занятия в старшей  группе по  обучению  грамоте  «Дифференциация звуков  [з],[з’]»...

Конспект логопедического занятия в старшей группе (для родителей)

•    На мой взгляд, самой эффективной формой работы являются  фронтальные открытые занятия для родителей.  Они проводятся, чтобы родители увидели, каких знаний достигли дети п...

Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР «Осень»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 10 «ДУБРАВУШКА» Конспект логопедического занятия  в старшей группе для детей с ОНР «Осень»      ...

Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР Обитатели наших лесов

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 10 «ДУБРАВУШКА»   Конспект логопедического занятия  в старшей группедля детей с ОНР                    Обитатели наших лесов      ...

Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР

Конспект логопедического занятия в старшей  группе для детей сОНР. Обучение пересказу....