Тема: ПУТЕШЕСТВИЕ В ЦАРСТВО ГРАМОТЫ
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: ПУТЕШЕСТВИЕ В ЦАРСТВО ГРАМОТЫ
Цели:
- закреплять навык дифференцирования звуков, умение оперировать понятиями «буква», «слог», «слово», знание букв, их графических образов и стихов про буквы, навык составления слова из слогов, умение находить в слове пропущенную и лишнюю букву, читать полученное слово;
- развивать фонематический слух, тактильную чувствительность, внимательность, логическое мышление, наблюдательность, координацию движений;
- воспитывать коммуникативные качества личности: взаимовыручку, сплоченность, взаимоуважение.
Методы и приемы: игротерапия; музыкотерапия; элементы телесной терапии.
Оборудование: индивидуальные буквы на нитках; «письмо» из царства Грамоты; домик (мягкий модуль) с надписью и со слогами, «кляксы», «нора» с надписью; дидактическое пособие «Шершавые буквы»; модули красного, зеленого и синего цветов; ребусы; игровое пособие «Замок и ключи»; демонстрационная и индивидуальные схемы слова «ключик»; карандаши, фишки, фломастеры, «волшебная палочка»; аудиокассета с записью песни «АБВГДЕйка», магнитофон.
Ход занятия
1. Вводная часть.
Создание проблемной ситуации. Педагог приносит детям письмо, в котором говорится, что в царстве Грамоты произошла беда. Злая колдунья Клякса заколдовала всех ее жителей и принцессу Азбуку, от которой это письмо. Она просит о помощи.
Педагог. Все ли готовы отправиться в долгий и нелегкий путь? (Дети отвечают: все.) Кто живет в этом царстве? (Звуки, буквы, слоги, слова.)
2. Основная часть.
Дети проходят в зал. На стене расположены различные буквы.
Педагог. Чтобы нам попасть в царство Грамоты, превратимся в буквы! Для этого нужно вспомнить стихи про буквы. (Дети рассказывают стихи о буквах. На каждого ребенка надевается шапочка-буква, про которую он рассказал стихотворение.)
Заклинание: «Раз, два, три - дети в буквы превратились!» С этого момента педагог обращается к каждому ребенку не по его имени, а по названию его буквы, на пути им встречается домик с надписью на нем: «Дромик для cл в».
Задание. Уберите лишнюю букву, вставьте недостающую.
1) Дидактические игры.
• «Составь слово» (индивидуальная работа).
На домике слоги, из которых дети составляют слова. Педагог. Идем по следам волшебницы Кляксы.
• «Исчезающие буквы».
Дети пытаются прочитать слово, состоящее из деталей букв. Дописывают каждую букву, а затем читают: «нора».
Педагог. А живут в «норе» буквы, они хотят поиграть с вами в прятки.
• «Шершавые буквы».
Педагог. Нужно просунуть руки в «нору» и угадать, какая буква там спряталась. (Дети отгадывают буквы на ощупь.)
Физкультминутка «Поймай звук»
Дети делятся на три группы и располагаются у «камня» (модуля) красного, синего или зеленого цвета. У красного «камня» дети «ловят» (хлопают в ладоши) гласные звуки, произносимые педагогом, у синего «камня» - твердые согласные, а у зеленого - мягкие согласные. Далее задание усложняется: нужно определить звук в начале слова, а затем уже его «поймать». (Ловя звуки, дети хлопают в ладоши или приседают.)
2) Ребусы.
Дети отгадывают предложенные ребусы (волк, заяц), на обратной стороне листа изображена отгадка.
3) Звуковой анализ «Ключики».
Дети идут по следам Кляксы и приходят к домику, на котором висит странный замок. На замке изображены силуэты различных ключей. Дети видят ключи, лежащие на столах. У каждого ребенка есть схема слова, представленная в виде силуэта ключа. Если правильно заполнить схему слова, то этими ключами можно открыть замок, приложив свой ключ к подходящему силуэту на замке.
Вопросы:
- Сколько звуков в этом слове?
- Какой первый звук?
- Каким цветом его обозначим?
- Сколько гласных звуков в этом слове? Назовите их.
- Сколько в этом слове твердых согласных? Назовите их.
- Сколько в этом слове мягких согласных звуков? Назовите их. — Какие по счету в этом слове гласные звуки? (Мягкие согласные, твердые согласные.)
- Назовите первый гласный (второй мягкий согласный и т. д.). Педагог выполняет эту работу на демонстрационной схеме (на фланелеграфе), дети — каждый на своей схеме. Обговаривается каждый звук.
3. Заключительная часть. Сюрпризный момент: появление героя.
Ключики готовы. Дети прикрепляют ключи к замку, каждый на свое место. Как только все ключи оказались на своих местах, звучит сигнал «волшебной палочки», и из домика появляется Азбука.
Азбука. Ах! Как долго я спала! Спасибо, буквы, что спасли меня! Как кругом красиво! Какие вы молодцы!
Звучит музыка «АБВГДЕйка». Импровизированный танец.
Педагог. Нам пора возвращаться в детский сад и становиться ребятами. Снимаем с себя буквы и произносим заклинание: «Раз, два, три, четыре, пять - буквы детьми станут опять!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по логопедии на тему: "Волшебное путешествие в Царство Грамоты".
Цели и задачи:развивать слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление;развивать зрительно-пространственное восприятие;упражнять в слоговом анализе исинтезе;совершенствовать навык чтения...
Конспект НОД «Путешествие в царство грамоты»
Конспект НОД «Путешествие в царство грамоты»Цель: формировать понятия о звуках и буквах, развивать умение выделять звук [а] из речи, познакомить с написанием буквы А....
Конспект занятия по обучению грамоте с использованием ЛЕГО для детей подготовительной группы «Путешествие в Царство грамоты» Звук М, Мь. Буква М.
В этой статье автор расскрывает проблему развития у детей фонематического слуха и восприятия. Продолжать учить осуществлять слоговой анализ слова и зрительный образ буквы М, с помощью конс...
Конспект контрольного занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему "Путешествие в царство Грамоты"
Конспект контрольного занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему "Путешествие в царство Грамоты"...
Конспект контрольной Нод по грамоте в старшей «Б» группе Тема: «Путешествие в царство Грамоты»
Конспект контрольной Нод по грамоте в старшей «Б» группе Тема: «Путешествие в царство Грамоты»Программн...
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе на тему: «Путешествие в Царство Грамоты: Звук М, Мь. Буква М»
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе на тему: «Путешествие в Царство Грамоты: Звук М, Мь. Буква М»...
Конспект занятия по обучению грамоте с использованием Лего «Путешествие в Царство грамоты»
Цели: Научить детей характеризовать звуки М, Мь.Задачи:- Развивать у детей фонематический слух и восприятие. Продолжать учить осуществлять слоговой анализ слова и зрительный образ ...