Проект программы:"Использование компьютеров в логопедической работе"
проект по логопедии (подготовительная группа) по теме

Целью данной программы является развитие способностей детей дошкольного возраста с использованием современных информационных технологий. Задачи, которые решаются для достижения поставленной цели, можно объединить в следующие группы: Используя в своей деятельности информационно-коммуникативные технологии с целью повышения эффективности процесса коррекционно-логопедического воздействия, логопед при этом решает следующие задачи: - повышение мотивации детей к логопедическим занятиям; - формирование сотрудничества и новых форм общения между ребенком и логопедом; - адекватная (осознанная) оценка ребенком своих действий во время занятий с компьютерной программой; - положительное эмоциональное состояние ребенка в процессе занятий, как залог успеха. Осознанное отношение ребенком своему речевому дефекту, а, следовательно, и желание его исправить, т.е. мотивация – одна из центральных задач в логопедической работе. Часто одного опыта владения методикой коррекции речи и желания логопеда не достаточно для успешного логопедического воздействия. Ребенок часто не хочет заниматься, ему просто надоедает ежедневное проговаривание слогов и слов, называние картинок с целью автоматизации звука. В этом случае одним из средств оптимизации процесса коррекции могут служить компьютерные программно-методические средства. Общение детей дошкольного возраста с компьютером начинается с компьютерных игр, тщательно подобранных с учетом возраста и учебной направленности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1ispolzovanie_kompyuterov.doc162 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ ПРОГРАММЫ

Использование компьютерных игр в логопедической работе

Средняя образовательная школа № 306 структурное подразделение №3 (детский сад №1539) СВОУО г. МОСКВЫ

Учитель-логопед Жильцова О.В.

Пояснительная записка

     В процессе занятий дети учатся преодолевать трудности, контролировать свою речь, звукопроизношение, оценивать результаты. Благодаря этому становится эффективным обучение целенаправленное, планированию и контролю через сочетание различных приемов. Решая заданную логопедом задание, ребенок стремится к достижению положительных результатов, подчиняет свои действия поставленной цели. На логопункте логопедом используются различные средства обучения, в том числе и компьютерные

         «Игры для тигры»,  

компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи «Игры для Тигры» (автор Лизунова Л.Р., г. Пермь, 2004).

Использование в коррекционном процессе разработанной нами компьютерной технологии способствует активизации у детей компенсаторных механизмов на основе сохранных видов восприятия. Работа по коррекции общего недоразвития речи, а также контроль над результатами деятельности дошкольников проводится с опорой па зрительное и слуховое восприятие.

 «Развитие речи. Учимся говорить правильно», «Баба-Яга учится читать»,

 «Баба-Яга: Пойди туда, не знаю куда»:

Игра развивает зрительную память. Нужно запомнить, как выглядит букашка, и найти ее среди пяти похожих.

Игра одновременно тренирует глазомер, дает навык быстрого устного счета и наглядно поясняет арифметическое действие "сложение".

Съедобное-несъедобное

Компьютерный аналог известной детской игры в мяч. Развивает реакцию и умение классифицировать предметы.

Коварная лестница

Усложненный вариант предыдущей игры. Развивает реакцию и умение обобщать и классифицировать предметы.

Запомни и собери

Эта простая игра очень полезна для ребят дошкольного и младшего школьного возраста, так как она развивает слуховую память, внимание и умение концентрироваться.

Горячо-холодно

Игра на внимание. Нужно отыскать спрятанный предмет, сужая область поиска. Одновременно тренируемся определять правую и левую сторону.

Лесная чаща

Игра развивает зрительную память и пространственное воображение.

Расставь мебель

Головоломка, развивающая пространственное воображение, логическое мышление и умение просчитывать результаты своих действий.

Ковры

Игра-головоломка на развитие пространственного воображения.

То, не знаю что

В последней игре нужно проявить способности к конструкторскому мышлению и из полученных деталей (кружка, стрелок, цифр, кукушки и т.д.) собрать "то, не знаю что". Вы, взрослые, конечно, уже догадались, что это такое. Но для современного малыша отгадка не так очевидна, поскольку наше "не знаю что" уже практически не встречается в обиходе, и его можно встретить только в книжках и мультфильмах.

    «Баба-Яга учится читать»

Букварик

Вместе с Бабой-Ягой повторяем буквы.

Слогарик

Учимся составлять из букв слоги.

Описание игр 
(расположены по степени сложности)

Игры основаны на методике опережающего обучения, поэтому играть можно в любой последовательности. Не заставляйте малыша закончить одну игру, чтобы перейти к следующей. Пусть он пробует, ошибается, смотрит на реакцию помогающих ему зверушек, слушает забавные стихи. Незаметно ребенок научится не путать буквы и поймет, как из букв возникает слово, а из слов - предложение.

Муравей

Игра на сопоставление звуков и букв. Нужно определить на какую букву начинается название предмета на картинке.

Ворон-трубач

На начальном этапе обучения грамоте малыши часто пишут буквы в обратную сторону. Игра тренирует навык правильного написания букв.

Лягушки-хохотушки

Игра способствует общему развитию ребенка. Приучает внимательно слушать фразу и понимать ее смысл.

Кот в избушке

Игра-головоломка, развивает сообразительность и память. Чтобы собрать букву из фрагментов, нужно четко представлять ее начертание.

Белка

Игра развивает навык чтения слов и сообразительность.

Липа

Игра тренирует память и внимание.

Мышиная переправа

Разбиение слов на слоги является трудной задачей для малыша. Игра помогает ребенку понять, как из слогов образуется слово, и дает многочисленные примеры для тренировки.

Заяц-поэт

Игра учит составлять предложение из отдельных слов. Играть в нее могут и те дети, которые еще не умеют читать. Каждое слово произносится, если на него навести курсор.

Гуси-сторожа

Правильно составить слово из заданного набора букв - непростая задача! Помогите малышу на начальном этапе, но не играйте за него.

Грибная охота

В этой игре нужно получить из одного слова другое, убрав лишние буквы. Такое задание  по силам только ребенку, который научился читать. В этой самой трудной игре допустима тактичная помощь родителей. Обсудите с ребенком, какие буквы должны войти в новое слово, а лишние буквы пусть он уберет самостоятельно.

Программа «Развитие речи      

 всё это помогает развивать у дошкольников такие волевые качества, как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость. Таким образом, основываясь на исследованиях, научно обоснованных технологиях обучения были разработаны и реализуются следующие принципы:

Программа построена на следующих основных принципах:

1. Принцип развивающего обучения.

      Педагогу необходимо знать уровень развития каждого ребенка, определять

зону ближайшего развития, использовать вариативность  компьютерных  программ

согласно этим знаниям.

2. Принцип воспитывающего обучения.

      Важно помнить, что обучение и воспитание  неразрывно  связаны  друг  с

другом и в процессе компьютерных занятий  не  только  даются  знания,  но  и

воспитываются волевые,  нравственные  качества,  формируются  нормы  общения

(сотрудничество, сотворчество, сопереживание, сорадость).

3. Принцип систематичности и последовательности обучения.

      Устанавливать   взаимосвязи,   взаимозависимости   между   полученными

знаниями, переходить от простого к сложному,  от  близкого  к  далекому,  от

конкретного к абстрактному, возвращаться к  ранее  исследуемым  проблемам  с

новых позиций.

4. Принцип доступности.

      Содержание  знаний,  методы  их   сообщения   должны   соответствовать

возрасту, уровню развития, подготовки, интересам детей.

5. Принцип индивидуализации.

      На каждом  учебном  занятии  педагог  должен  стремиться  подходить  к

каждому  ребенку  как  к  личности.  Каждое  занятие  должно   строиться   в

зависимости от  психического,  интеллектуального  уровня  развития  ребенка,

должен учитываться тип нервной системы, интересы, склонности ребенка,  темп,

уровень сложности определяться строго для каждого ребенка.

6. Принцип  сознательности  и  активности  детей  в  усвоении  знаний  и  их

реализации.

      Ведущую роль в обучении играет педагог, он ставит проблему, определяет

задачи занятия, темп, в роли советчика, сотоварища, ученика может  выступать

и  компьютер.  Ребенок  для  приобретения  новых  знаний  и   умений   может

становиться в позицию ученика, учителя.

7. Принцип связи с жизнью.

      Педагог и ребенок должны уметь  устанавливать  взаимосвязи  процессов,

находить аналоги в реальной жизни, окружающей среде,  в  бытие  человека,  в

существующих отношениях вещей и материи.

     8. Принципы полисенсорного подхода к коррекции речевых нарушений. Использование различных технологий в коррекционном процессе способствует активизации у детей компенсаторных механизмов на основе сохранных видов восприятия. Работа по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи, простой дислалии, сложной дислалии, а также контроль над результатами деятельности дошкольников проводится с опорой на зрительное и слуховое восприятие. В процессе коррекционной логопедической работы на их основе у детей формируются правильные речевые навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью.

     9. Принцип системного подхода к коррекции речевых нарушений. Логопункт работает над системной коррекцией и развитием следующих характеристик: звукопроизношения, просодических компонентов устной речи, фонематических процессов, лексических и грамматических средств языка (подгрупповые занятия) артикуляционной моторики, обратных речевых кинестезий, мелкой моторики пальцев рук, слухового и зрительного восприятия, внимания, вербальной и зрительной памяти, эмоционально-волевой и мотивационной сферы, словесно-логического мышления детей.

     10. Принцип развивающего и дифференцированного обучения детей с нарушениями звукопроизношения. Упражнения содержат задания возрастающей сложности, что позволяет учитывать при проведении коррекционной работы индивидуальные возможности и коррекционно-образовательные потребности ребенка.

     11. Принцип систематичности и последовательности     обучения. Структура и содержание занятий позволяют использовать полученные ранее знания в процессе овладения новыми, переходя от простого к сложному.

     12. Принцип доступности обучения. Содержание заданий и методы их предъявления соответствуют возрастным особенностям дошкольников. Визуализация деятельности ребенка и ее объективная оценка происходит в игровой форме в виде доступных символов.

      13. Принцип индивидуализации  обучения. Индивидуальные и подгрупповые занятия позволяют построить коррекционную работу с учетом их индивидуальных потребностей и возможностей.

     14. Принцип сознательности и активности детей в усвоении знаний и их реализации. Ведущая роль в обучении принадлежит педагогу, однако решение поставленных задач в рамках деятельной среды доступными для него средствами осуществляет ребенок.

     15. Принцип объективной оценки результатов деятельности ребенка. Результаты деятельности ребенка представляются визуально в виде символов (печати, фишки, в компьютерных занятиях в виде мультипликационных образов).  Оценка заведомо исключает отрицательные результаты с целью создания ситуации успеха и формирования у детей положительного настроя на преодоление затруднений, возникших в процессе выполнения заданий. Это позволяет в дальнейшем сформировать у ребенка навыки самоконтроля за собственной речью.

     16. Принцип игровой стратегии обучения и введения ребенка в проблемную ситуацию. Практический опыт работы с детьми дошкольного возраста показал, что применение игрового опыта с детьми дошкольного возраста показал, что применение игровых моментов в обучении (игровые методы, игровые приемы, компьютерной программы «Игры для тигры») позволяет эффективно решать поставленные коррекционные задачи и реализовать на практике дидактические требования доступности средств обучения.

     17. Принцип воспитывающего обучения. Коррекционная работа по логопедии позволяет воспитывать у детей дошкольного возраста волевые и нравственные качества. Этому способствует также деятельность ребенка, направленная на решение проблемной ситуации, желание достичь необходимого результата при повышенной мотивации деятельности.

     18. Принцип интерактивности компьютерных средств обучения. Применение новейших технологий в обучении, использование компьютерной программы создает дополнительную положительную мотивацию. Целенаправленное системное логопедическое воздействие, основанное на использовании компьютерной технологии, позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса.

Программа

      Целью  данной   программы   является   развитие   способностей   детей

дошкольного   возраста   с   использованием    современных    информационных

технологий. Задачи,  которые  решаются  для  достижения  поставленной  цели,

можно объединить в следующие группы:

I. Группа задач ознакомительно-адаптационного цикла.

Задачи:

Используя в своей деятельности информационно-коммуникативные технологии с целью повышения эффективности процесса коррекционно-логопедического воздействия, логопед при этом решает следующие задачи:

- повышение мотивации детей к логопедическим занятиям;

- формирование сотрудничества и новых форм общения между ребенком и логопедом;

- адекватная (осознанная) оценка ребенком своих действий во время занятий с компьютерной программой;

- положительное эмоциональное состояние ребенка в процессе занятий, как залог успеха.

Осознанное отношение ребенком своему речевому дефекту, а, следовательно, и желание его исправить, т.е. мотивация – одна из центральных задач в логопедической работе. Часто одного опыта владения методикой коррекции речи и желания логопеда не достаточно для успешного логопедического воздействия. Ребенок часто не хочет заниматься, ему просто надоедает ежедневное проговаривание слогов и слов, называние картинок с целью автоматизации звука. В этом случае одним из средств оптимизации процесса коррекции могут служить компьютерные программно-методические средства. Общение детей дошкольного возраста с компьютером начинается с компьютерных игр, тщательно подобранных с учетом возраста и учебной направленности.      

Специально разработанные компьютерные программы, которые может в своей работе использовать логопед, несут обучающий и развивающий характер. Для работы с дошкольниками и младшими школьниками прекрасно подойдут следующие компьютерные программы:

- компьютерная программа «Баба-Яга: Пойди туда, не знаю куда»:  на развитие пространственной ориентации, мелкой моторики, внимания, реакции, цветового восприятия и логического мышления;

- специально разработанная программа «Баба-Яга: Пойди туда, не знаю куда»:  из серии «Обучение с приключением», которая рассчитана на развитие творческих способностей в непринужденной форме.

«Баба-Яга: Пойди туда, не знаю куда»:

Блошиный цирк

Игра развивает зрительную память. Нужно запомнить, как выглядит букашка, и найти ее среди пяти похожих.

Задание. Помогите коту вернуть букашку в блошиный цирк. Все букашки разные, для каждой своя банка. Подведите к убегающей букашке курсор-лупу и хорошенько разглядите и запомните ее. Потом подведите курсор к шкафчику на дереве. Выберите на полке банку с этой букашкой. Если ошибетесь, букашка погибнет. Можно ошибаться пять раз, потом придется начинать сначала.

Медовый конвейер

Игра одновременно тренирует глазомер, дает навык быстрого устного счета и наглядно поясняет арифметическое действие "сложение".

Задание. Помогите коту разлить мед в бочки. На нижнем конвейере стоят бочки с делениями. Их нужно заполнять медом из ведер. Каждое ведро имеет емкость, соответствующую одному, двум или трем делениям на бочке. Щелкните по бочке, в которую нужно вылить очередное ведро, и кран повернется к ней. Начинайте заполнять правую бочку, если очередное ведро имеет большую емкость, чем требуется, слейте его в другую, свободную бочку. Переливать через край нельзя. Всего можно сделать 5 ошибок.

Съедобное-несъедобное

Компьютерный аналог известной детской игры в мяч. Развивает реакцию и умение классифицировать предметы.

Задание. Бельчата кидают в кота различные предметы. Нужно ловить съедобные (для человека) предметы и пропускать несъедобные. Управление стрелками на клавиатуре вправо, влево, вниз (пропускаем летящие с обеих сторон предметы). Можно управлять котом при помощи мыши, устанавливая курсор справа, слева или снизу от кота, но такое управление требует большей ловкости от играющего. Пойманная золотая рыбка увеличивает количество жизней. Изначально имеется пять жизней.

Коварная лестница

Усложненный вариант предыдущей игры. Развивает реакцию и умение обобщать и классифицировать предметы.

Задание. Чтобы убежать от змеи, освободите лестницу от стоящих на ней предметов. Для этого нужно сообразить, к какому классу (одежда, мебель, посуда и т.д.) относится предмет, и нажать соответствующую кнопку внизу экрана. Если змея догнала вас, придется все начинать сначала.

Запомни и собери

Эта простая игра очень полезна для ребят дошкольного и младшего школьного возраста, так как она развивает слуховую память, внимание и умение концентрироваться.

Задание. Хомяк называет ряд предметов, а кот должен их ему принести. Постарайтесь запомнить, что просил хомяк, а лучше мысленно или вслух повторите сказанное, после чего выберите на полках заданные предметы, щелкнув по ним мышью. Предметы можно выбирать в любой последовательности. Всего можно сделать 5 ошибок

Горячо-холодно

Игра на внимание. Нужно отыскать спрятанный предмет, сужая область поиска. Одновременно тренируемся определять правую и левую сторону.

Задание. На большом дереве сидят рядами воробьи. За одним из них спрятано то, что нужно отыскать. Воробьи называют область, где нужно искать. Например, "слева от ствола". Щелкните по какому-нибудь воробью из этой области (с точки зрения играющего), и он улетит. Если за ним ничего нет, дается следующая подсказка, которая уточняет область поиска, сужая ее. Если ребенок не слушает подсказки и часто ошибается, воробьи сердятся, и игра начинается сначала. Наберитесь терпения - воробьи прячут поочередно 12 предметов.

Лесная чаща

Игра развивает зрительную память и пространственное воображение.

Задание. Кот попал в лесную чащу-лабиринт. В чаще темно, и виден только маленький участок лабиринта. Нужно найти выход из лабиринта. Играем, пока не выберемся. Нужно пройти три лабиринта.

Расставь мебель

Головоломка, развивающая пространственное воображение, логическое мышление и умение просчитывать результаты своих действий.

Задание. Помогите коту расставить мебель в доме у сороки. На полу белым контуром отмечены места, куда нужно поставить соответствующие предметы мебели. Кот может только толкать вещи, но не может тянуть. Будьте внимательны! Сначала продумайте план действий, чтобы при перестановке одни вещи не загораживали проход другим. Нужно расставить мебель в трех комнатах. Если вы попали в безвыходную ситуацию, нажмите на дверцу в комнате и попробуйте снова расставить мебель в той же комнате. Ошибаться можно 5 раз.

Ковры

Игра-головоломка на развитие пространственного воображения.

Задание.  Заяц попросил кота починить ковры. На экране изображен ковер, разрезанный на квадраты. Все квадраты повернуты случайным образом вокруг своей оси. Нужно восстановить первоначальный рисунок. Повернуть квадрат можно, щелкнув по нему мышкой. Всего нужно починить пять ковров.

То, не знаю что

В последней игре нужно проявить способности к конструкторскому мышлению и из полученных деталей (кружка, стрелок, цифр, кукушки и т.д.) собрать "то, не знаю что". Вы, взрослые, конечно, уже догадались, что это такое. Но для современного малыша отгадка не так очевидна, поскольку наше "не знаю что" уже практически не встречается в обиходе, и его можно встретить только в книжках и мультфильмах.

Подсказка. Сначала повесьте на гвоздик корпус, а дальше действуйте, кто как может – либо рассуждая логически, либо методом проб и ошибок.

- компьютерная программа  «Игры для тигры»,  

компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи «Игры для Тигры» (автор Лизунова Л.Р., г. Пермь, 2004).

Использование в коррекционном процессе разработанной нами компьютерной технологии способствует активизации у детей компенсаторных механизмов на основе сохранных видов восприятия. Работа по коррекции общего недоразвития речи, а также контроль над результатами деятельности дошкольников проводится с опорой па зрительное и слуховое восприятие.

Визуализация информации происходит на экране монитора в виде доступных для детей мультипликационных образов и символов. В некоторых упражнениях, вызывающих затруднения, предусмотрена возможность дополнительной опоры на слух (воспроизведение заданного ритма). Это позволяет сформировать устойчивые визуально-кинестетические и визуально-аудиальные условно-рефлекторные связи центральной нервной системы. В процессе коррекционной логопедической работы на их основе у детей формируются правильные речевые навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью.

Компьютерная программа «Игры для Тигры», являющаяся частью компьютерной технологии, предусматривает возможность объективного определения зон актуального и ближайшего развития ребенка и индивидуальной настройки параметров программы. Упражнения программы содержат задания возрастающей сложности, что позволяет учитывать при проведении коррекционной работы с ее использованием индивидуальные возможности и коррекционпо-образовательные потребности ребенка.

Практический опыт работы с детьми дошкольною возраста показал, что применение игрового принципа обучения, учитывающего основной вид деятельности ребенка, и создание проблемной ситуации с опорой на жизненный опыт дошкольника позволяет наиболее эффективно учитывать возрастные особенности детей. Поэтому при разработке специализированной компьютерной технологии «Игры для Тигры» нами был применен игровой принцип моделирования деятельностной среды, активное участие в которой принимает и сам ребенок, используя понятные и доступные для него средства управления. Игровой принцип обучения с предъявлением пользователю конкретного задания, варьируемого в зависимости от индивидуальных возможностей и коррекционно-образовательных потребностей, позволяет эффективно решать поставленные коррекционные задачи и реализует на практике дидактические требования доступности компьютерного средства обучения.

Использование в коррекционно-образовательном процессе специализированной компьютерной технологии «Игры для Тигры» способствует коррекции, формированию и развитию:

- длительности и силы речевого выдоха,

- громкости (интенсивности) и юмора голоса,

- темпо-ритмической организации,

- интонационной выразительности,

- четкости и разборчивости речи,

- эфферентного и афферентного звеньев речевой системы,

- неречевого слухового гнозиса,

- речевого слухового гнозиса,

- звукового анализа и синтеза,

- структуры значения слова,

- лексических связей слов (синтагматических и парадигматических),

- грамматического значения слова,

- коммуникативных навыков детей.

Целенаправленное системное логопедическое воздействие, направленное на коррекцию нарушений языкового и речевого развития у детей, с использованием компьютерной технологии позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса. Оно достигается в результате системного и деятельностного подходов к коррекции нарушений развития, полисенсорного воздействия, интерактивной формы обучения, а также создания психолого-педагогических условий развития положительной мотивации.

Таим образом, современные технические устройства, использующие в своей работе микропроцессоры, позволяют проектировать принципиально новые педагогические технологии, способствующие активизации и эффективному функционированию компенсаторных механизмов в целях коррекции различных нарушений речи, а также общего психического развития детей.

   Программа: «Баба-Яга учится читать»

Букварик

Вместе с Бабой-Ягой повторяем буквы.

Задание. Щелкните мышью по любой букве внизу экрана. Баба-Яга покажет эту букву, предмет, который начинается с этой буквы, и расскажет стишок.

Слогарик

Учимся составлять из букв слоги.

Задание. Прослушайте задание Ворона и сложите нужный слог на грифельной доске из букв, расположенных слева. Выберите букву и тащите ее мышью на квадратик на доске.

Подсказка. Если щелкнуть по Ворону, он повторит задание.

Описание игр 
(расположены по степени сложности)

Игры основаны на методике опережающего обучения, поэтому играть можно в любой последовательности. Не заставляйте малыша закончить одну игру, чтобы перейти к следующей. Пусть он пробует, ошибается, смотрит на реакцию помогающих ему зверушек, слушает забавные стихи. Незаметно ребенок научится не путать буквы и поймет, как из букв возникает слово, а из слов - предложение.

Муравей

Игра на сопоставление звуков и букв. Нужно определить на какую букву начинается название предмета на картинке.

Задание. Помогите муравью выбраться из лабиринта. На каждой развилке две буквы и картинка, нужно повернуть в проход с той буквой, на которую начинается название предмета на картинке. Если ошибетесь, гаснет свечка (всего пять свечей). Если погасла последняя свеча, муравей остается в темноте и нужно начинать все сначала.

Подсказка. Если навести курсор на предмет, мышка-помощница произносит его название.

Ворон-трубач

На начальном этапе обучения грамоте малыши часто пишут буквы в обратную сторону. Игра тренирует навык правильного написания букв.

Задание. Помогите Ворону сыграть на трубе. Из трубы вылетают буквы, написанные правильно и в обратную сторону. Нужно перевернуть все неправильные буквы, щелкнув по ним мышкой. Щелчок по правильной букве считается ошибкой. Всего можно сделать 7 ошибок.

Лягушки-хохотушки

Игра способствует общему развитию ребенка. Приучает внимательно слушать фразу и понимать ее смысл.

Задание. Помогите Мишутке перейти через болото. Путь подскажут лягушки, если правильно ответить на их вопросы. Не дайте сбить себя с толку обманными рифмами. Щелкните мышью по кочке с правильным ответом. Всего можно сделать 5 ошибок.

Подсказка. Если навести курсор на предмет, лягушки произносят его название.

Кот в избушке

Игра-головоломка, развивает сообразительность и память. Чтобы собрать букву из фрагментов, нужно четко представлять ее начертание.

Задание. В окне избушки - буква, разрезанная на 4 части, причем каждая часть повернута. Нужно так развернуть четвертушки, чтобы в окошке получилась буква. Для этого пощёлкайте по углам окна. Всего нужно восстановить 8 букв.

Подсказка. Буква, которую нужно собрать, произносится мышкой-помощницей.

Белка

Игра развивает навык чтения слов и сообразительность.

Задание. Помогите Белке открыть дверцу. Для этого нужно уметь читать слова. Прочтите слово и сравните его с названием предмета на картинке. Нужно исправить одну букву в слове, чтобы оно соответствовало картинке. Перетащите правильную букву из списка внизу на место неправильной. При неправильном ответе один бельчонок спрыгивает с ветки. После четырех ошибок белка бежит искать бельчат и игру придется начать сначала.

Подсказка. Если навести курсор на предмет, мышка-помощница произносит его название.

Липа

Игра тренирует память и внимание.

Задание. На Липе сидят жуки и грызут ее. Щелкайте по жукам мышью и запоминайте, какие буквы (или слоги) спрятаны у них под крыльями. Если щелкнуть последовательно по двум жукам с одинаковыми буквами (слогами), то они упадут с дерева.

Жуки прилетают два раза.

Мышиная переправа

Разбиение слов на слоги является трудной задачей для малыша. Игра помогает ребенку понять, как из слогов образуется слово, и дает многочисленные примеры для тренировки.

Задание. Переведите мышек на другой берег речки. Чтобы навести переправу, нужно из слогов составить название предмета, изображенного на картинке. Слоги показывают рыбки, их нужно выловить в правильной последовательности.

Всего нужно перевести шесть мышек.

Подсказка. Если навести курсор на предмет, мышка-помощница произносит его название.

Заяц-поэт

Игра учит составлять предложение из отдельных слов. Играть в нее могут и те дети, которые еще не умеют читать. Каждое слово произносится, если на него навести курсор.

Задание. Чтобы у зайца получились стихи, расставьте слова на тучках в правильном порядке. В результате должно получиться предложение, которое произнес заяц.

Подсказка. Если навести курсор на слово, заяц прочтет его.

Гуси-сторожа

Правильно составить слово из заданного набора букв - непростая задача! Помогите малышу на начальном этапе, но не играйте за него.

Задание. Постройте гусей в таком порядке, чтобы получилось название предмета, изображенного на картинке. Тащите их мышью на нужное место.

Подсказка. Если навести курсор на предмет, мышка-помощница произносит его название.

Грибная охота

В этой игре нужно получить из одного слова другое, убрав лишние буквы. Такое задание  по силам только ребенку, который научился читать. В этой самой трудной игре допустима тактичная помощь родителей. Обсудите с ребенком, какие буквы должны войти в новое слово, а лишние буквы пусть он уберет самостоятельно.

Задание. Помогите ежику собрать корзину грибов. Грибы растут в ряд. На каждом написана буква, все буквы составляют слово. Если убрать некоторые буквы, то получится новое слово, о котором говорит Баба-Яга. Если гриб выбран правильно, то он помещается в корзинку к ежу. Если неправильно, гриб становится мухомором и помещается в корзинку Бабы-Яги. Если Баба-Яга наберет 7 мухоморов, игра прекращается и нужно играть снова.

Подсказка. Если навести курсор на ежика, появится слово, которое нужно получить. Если щелкнуть по Бабе Яге, она повторит задание.

«Маленький искатель» дает возможность создавать самостоятельно тексты, рисунки, задачи, строить музыкальные логические цепочки, отгадывать загадки и находить предметы-отгадки на рисунке, ненавязчиво научиться классифицировать под руководством веселого и внимательного «компьютерного героя» в игре «Обручи»;

- серия компьютерных программ «Гарфилд: малышам, дошкольникам, первоклассникам, второклассникам и т.д.», где ребенок вместе с мультяшным котом Гарфилдом учится читать, писать, познает лексику и орфографию, изучает алфавит, но все это обучение носит игровой характер, постоянно звучит похвала и подбадривание, а неудача не несет негатива;

- программа «Веселая азбука» представляет собой мультфильм-путешествие по волшебному лесу вместе с зайчонком, у которого пропала азбука, при этом необходимо выполнять интересные задания обучающего характера, а в награду получить различные неожиданные эффекты, которые очень нравятся детям;

- программа «Семейный наставник: Русский язык» (серия «Компьютерное обучение») содержит следующие виды работы с программой: уроки и экзамены, диктанты, диагностика, коррекция, работа над ошибками и т.д. По всем разделам русского языка за курс начальной школы; ребенок работает в режиме тестирования, причем можно выбрать, например, такой режим, как «самоконтроль с поощрением», что стимулирует ребенка к достижению лучшего результата;

- компьютерная программа «Головоломки для веселых и находчивых» содержит 100 логических задач для младших школьников, при решении которых ребенок должен находить нестандартные решения, при этом всегда можно увидеть верный ответ.

Детские компьютерные игры составлены так, что ребенок может представить себе не только единичное понятие или конкретную ситуацию, но и получить обобщенное представление обо всех похожих предметах или ситуациях. Таким образом, у него развиваются такие важные операции мышления как обобщение и классификация. В процессе занятий детей на компьютере у них улучшаются память и внимание. Дети в раннем возрасте обладают непроизвольным вниманием, то есть они не могут осознанно стараться запомнить тот или иной материал. И если только материал является ярким и значимым, ребенок непроизвольно обращает на него внимание. И здесь компьютер просто незаменим, так как передает информацию в привлекательной для ребенка форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.

Работая с компьютером, ребенок рано начинает понимать, что предметы на экране - это не реальные вещи, а только знаки этих реальных вещей. Таким образом, у детей начинает развиваться так называемая знаковая функция сознания, то есть понимание того, что есть несколько уровней окружающего нас мира - это и реальные вещи, и картинки, схемы, слова или числа и т.д.

Занятия детей на компьютере имеют большое значение не только для развития интеллекта, но и для развития мелкой моторики. В любых играх самых простых и сложных детям необходимо учиться нажимать пальцами на определенные клавиши, что развивает мелкую мускулатуру рук. Не зря бытует такое выражение «наша речь на кончиках наших пальцев». Существует даже простой мини-тест речевой готовности ребенка: его просят поочередно показать один, два, затем три пальца руки. Если ребенок делает это свободно, это говорит о том, что артикуляционная моторика практически сформирована. Ученые отмечают, что чем больше мы делаем мелких и сложных движений пальцами, тем больше участков мозга включается в работу, это относится и к работе зрительного анализатора. Чем внимательнее мы всматриваемся в то, над чем работаем, тем больше пользы нашему мозгу. Мозг ребенка одновременно выполняет несколько видов деятельности: следит за изображением, отдает команды пальцам рук и при этом еще и думает над заданием. Вот почему так важно формирование моторной координации и координации совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов, что с успехом достигается на занятиях детей на компьютере.

Кроме всего перечисленного, компьютерные игры учат детей преодолевать трудности, контролировать выполнение действий, оценивать результаты. Благодаря компьютеру становится более эффективным обучение целеполаганию, планированию, контролю и оценке результатов самостоятельной деятельности ребенка, через сочетание игровых и неигровых моментов. Ребенок входит в сюжет игр, усваивает их правила, подчиняя им свои действия, стремится к достижению результатов. Кроме того, практически во всех играх есть свои герои, которым нужно помочь выполнить задание. Таким образом, компьютер помогает развить не только интеллектуальные способности ребенка, но и воспитывает волевые качества, такие как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость, а так же приобщает ребенка к сопереживанию, помощи героям игр, обогащая тем самым его отношение к окружающему миру.

Компьютер является особым средством ТСО – современной, мощной, более совершенной техникой, реализующей процесс обучения в режиме диалога «компьютер – учащийся». При этом наглядно реализуется дидактический принцип индивидуального подхода, позволяющий каждому ученику при усвоении учебного материала достигнуть такого уровня, который бы соответствовал бы возможностям обучаемого [2]. Ребенок в диалоге с компьютерной программой углубляет и расширяет свои знания, «дружественное отношение» компьютера к учащемуся является стимулом в работе и не только повышает уровень знаний по определенной теме, но и демонстрирует потенциальные возможности использования компьютера в дальнейшей педагогической деятельности. Правильное использование компьютера приводит к повышению мотивации детей к занятиям с логопедом, к адекватной оценке ребенком своих действий, к формированию сотрудничества между ребенком и логопедом. Ребенок воспринимает логопеда как помощника, к советам которого необходимо прислушиваться. При этом формируется такая форма общения между ребенком и педагогом, которая необходима как дошкольнику, так и младшему школьнику для обучения в школе. Общаясь с компьютерным героем во время занятия, ребенок начинает спрашивать логопеда о том, что нужно сделать, чтобы выполнить то или иное задание. Он радуется, когда «независимый» компьютерный герой «дарит» ему подарки. Ребенок при этом постоянно стремится исправить свои ошибки, чтобы его «компьютерный друг» и логопед похвалили его. При этом и у логопеда появляется стимул в работе, интерес к дальнейшей организации своей деятельности. Интерес становится взаимным, а это уже является залогом успешной работы. Ребенок с нетерпением ждет очередного занятия с логопедом, кроме того, стремится выполнять «компьютерные» домашние задания.

При использовании компьютерных программ на занятиях логопеду необходимо знать правила безопасной работы с компьютером, кроме того, не использовать не апробирваннных и научно необоснованных программ, что может привести к замене живого речевого общения общением с машиной, нанести вред зрению и нервной системе ребенка. Рассмотрим вопрос об организации логопедических занятий с использованием компьютера.

Дети с нарушением речи часто имеют ослабленную нервную систему, чтобы ее не перегружать работа с компьютером на одном занятии не должна превышать 5-15 минут, в зависимости от возраста ребенка и степени истощаемости его нервной системы. До начала занятия для предупреждения переутомления глаз рекомендуется провести с ребенком зрительную гимнастику: движения глазами вправо-влево, вверх-вниз в течение 8-10 секунд, круговые движения глаз по часовой стрелке и против часовой стрелки по 8-10 раз. Логопед должен следить, чтобы при этом голова ребенка находилась в покое, а не поворачивалась. Во время работы с компьютером необходимо периодически переводить взгляд ребенка от компьютера в сторону каждые 2 минуты на несколько секунд. По окончанию занятия зрительную гимнастику необходимо повторить.

Недопустимо использовать в работе с детьми старые модели компьютеров, так как на экране старой модели невозможно достичь нормальной четкости, яркости и стабильности изображения, необходимого для нормальной работы зрительного анализатора. Несоблюдение гигиенических правил может привести к прогрессированию уже существующих нарушений зрения. К тому же это приводит к большему переутомлению, что недопустимо при занятиях с детьми с дизартрией и ли заиканием. Важную роль в уменьшении физической нагрузки на ребенка при работе с компьютером играет правильно подобранная мебель, соответствующая возрасту и росту ребенка. Компьютер должен устанавливаться в хорошо проветриваемом помещении, где регулярно проводится влажная уборка. Комната должна иметь хорошее, равномерное освещение, не допускающее бликов на экране монитора. [3].

Использование компьютерных программ может оказаться неэффективным вследствие имеющихся недостатков компьютера. Необходимо четко различать недостатки, обусловленные неопытностью разработчиков той или иной компьютерной обучающей системы, а также недостатки, возникающие ввиду неполной реализации потенциальных возможностей компьютера. Необходимо учитывать недостатки, обусловленные самой природой компьютера как определенной технической системы [4], а также незнанием логопеда основных принципов работы той или иной программы.

Используя на своих занятиях компьютер, логопед должен помнить, что главная цель его работы – это коррекция речи для реализации полноценного общения ребенка с другими людьми. Поэтому основная часть занятия должна быть посвящена непосредственному общению логопеда и ребенка. Поэтому компьютер рекомендуется использовать только как дополнительное средство работы в течение недлительного времени. Для того чтобы ребенок стремился на занятие не только ради работы с компьютером, но и ради присутствия на традиционном занятии, полезно использовать компьютерную программу как часть общего сценария всей работы логопеда с ребенком.

На первом занятии необходимо познакомить ребенка с машиной, мышью, клавиатурой. Целесообразно сесть рядом, положив свою руку на руку ребенка, дать попробовать ему поработать с мышью. Замечено, что хватает практически 10 минут, чтобы ребенок с первого раза освоил мышь (что взрослому дается труднее и за большее время). Рекомендую первый раз поработать с ребенком в программе Paint, где ему предоставляется возможность порисовать (желательно сначала карандашом) любые фигуры по своему желанию или по заданию логопеда. Вначале дети бывают недовольны своими «каракулями», так как движения мышью еще неловкие, а зрительный анализатор еще никак не желает выполнять совместные действия с моторным. Дети часто при этом говорят, что «голова устала» (что как раз подтверждает, что мозг заведует всеми функциями движения глаз, руки). Возможность быстро очистить лист их успокаивает и они снова принимаются рисовать. Затем необходимо добиваться более точных линий, а также показать возможность раскрасить свой рисунок, причем назвать и выбрать цвет. При этом между логопедом и ребенком постоянно идет диалог и сотрудничество. Ребенок видит, что если движение карандаша было неточным, то краска «проливается», закрашивая весь рисунок. Желание получить красивую картинку и похвалу логопеда помогает достичь лучшего результата. По желанию ребенка картинки можно хранить в отдельной именной папке, а можно выпустить на цветном принтере. Ребенок с удовольствием показывает свои рисунки родителям или друзьям. Рисовать готовыми фигурами (квадраты, круги, прямоугольники) на начальном этапе работы с компьютером я не предлагаю, если целью занятия является формирование мелкой моторики рук. Рисование готовыми геометрическими фигурами в программе Paint можно использовать в графическом диктанте, например: в центре листа помести круг, слева от него – квадрат, ниже квадрата нарисуй треугольник, справа от треугольника – прямоугольник; раскрась квадрат красным цветом, а треугольник …и т.д. Задания могут быть интересными и разнообразными, все зависит от фантазии и опыта логопеда.

Логопед сам может готовить задания в электронном виде, используя такие программы как MS Excel, Power Point, Krabtest. Мною изготовлена и успешно применяется (Excel) тестовая экспресс-диагностика сенсомоторного уровня развития речи по методике Фотековой Т.А. Для проведения логопедического занятия по коррекции звукопроизношения использую «Комплекс речевой гимнастики» (Power Point). При закреплении пройденной темы использую тестовые задания с выбором ответа (Krabtest).

В течение каждого занятия определяется уровень знаний, психических процессов, эмоционально-волевых качеств, уделяется больше внимания робким, неуверенным, застенчивым детям. Корректируется индивидуальная работа с ребенком в группе, предлагается ряд консультаций для родителей, включающих вопросы дополнительных занятий дома, а также рекомендации по разучиванию и проведению упражнений для глаз и пальчиковой гимнастики в домашней обстановке.

Например, при проведении логопедического занятия в группе учащихся 2-го класса по теме «Гласные звуки первого ряда» [Приложение 2], можно использовать презентацию, выполненную в Power Point, где все задания демонстрируются на экране с помощью проектора.

Предполагается, что результаты деятельности ребенка в ходе каждого занятия, коррекционная работа для устранения пробелов в знаниях, а также результаты диагностик заносятся в индивидуальную тетрадь. Оценки ребенку за работу логопед не ставит. Родители имеют право свободного доступа к этим тетрадям.

На тех занятиях, где используется компьютер, дисциплина всегда лучше. В результате занятий у многих детей сглаживается негативизм. Если на замечания логопеда ребенок часто реагирует негативно, то на замечания компьютерного героя дети не обижаются, ведь после каждого успешно выполненного задания они получают «приз», при этом ребенок эмоционально реагирует на такое поощрение и радуется виртуальным подаркам, чуть ли не больше, чем настоящим. таким образом, использование компьютера позволяет индивидуализировать процесс коррекции речи, способствует положительному эмоциональному состоянию детей в процессе занятий, значительно повышает эффективность работы логопеда.

Литература:

Лынская М.И. Организация логопедической помощи с использованием компьютерных программ // Логопед в детском саду. – 2006. № 6.

Кутепова Е.Н. Оптимизация процесса школьного обучения с помощью программно-методических средств // Логопедия: методические традиции и новаторство. – М., 2003.

Степанова М. Ребенок и компьютер // Директор школы. – 2000. № 5.

Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. – М.,1988.

1.  Познакомить  детей  с  компьютером,  как  современным  инструментом  для

   обработки информации:

 . познакомить с историей ЭВМ;

 . познакомить с назначением ЭВМ;

 . познакомить с устройством ЭВМ.

2. Познакомить детей с правилами поведения  в  КИК  и  правилами  безопасной

   работы на компьютере.

3. Преодолевать при необходимости психологический барьер  между  ребенком  и

   компьютером.

4. Сформировать начальные навыки работы за компьютером:

познакомить с клавиатурой;

познакомить с манипулятором "Мышь".

II. Группа задач образовательно-воспитательного цикла.

Задачи:

1. Формировать навыки учебной деятельности:

3. учить осознавать цели;

4. выбирать системы действий для достижения цели;

5. учить оценивать результаты деятельности.

2. Формировать элементарные математические представления:

6. совершенствовать навыки счета;

7. изучать и закреплять цифры;

8. проводить работу с геометрическими фигурами;

9. решать простейшие арифметические задачи;

10. развивать умение ориентироваться на плоскости;

11. закреплять представления о величине предметов.

3. Развивать речь:

12. расширять словарный запас детей и знания об окружающем мире;

13. формировать звуковую культуру речи;

14. формировать грамматический строй речи.

4. Развивать сенсорные возможности ребенка.

5. Формировать эстетический вкус.

6. Развивать знаковую функцию сознания.

7. Развивать эмоционально-волевою сферу ребенка:

15.   воспитывать   самостоятельность,   собранность,    сосредоточенность,

    усидчивость;

16. приобщать к сопереживанию, сотрудничеству, сотворчеству.

III. Группа задач творческого цикла.

Задачи:

1. Развивать конструктивные способности.

2. Тренировать память, внимание.

3. Развивать воображение.

4. Развивать творческое, понятийно-образное, логическое, абстрактное

  мышление; использовать элементы развития эвристического мышления.

5. Развивать потребности к познанию.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ.

Программа построена на следующих основных принципах:

1. Принцип развивающего обучения.

      Педагогу необходимо знать уровень развития каждого ребенка, определять

зону ближайшего развития, использовать вариативность  компьютерных  программ

согласно этим знаниям.

2. Принцип воспитывающего обучения.

      Важно помнить, что обучение и воспитание  неразрывно  связаны  друг  с

другом и в процессе компьютерных занятий  не  только  даются  знания,  но  и

воспитываются волевые,  нравственные  качества,  формируются  нормы  общения

(сотрудничество, сотворчество, сопереживание, сорадость).

3. Принцип систематичности и последовательности обучения.

      Устанавливать   взаимосвязи,   взаимозависимости   между   полученными

знаниями, переходить от простого к сложному,  от  близкого  к  далекому,  от

конкретного к абстрактному, возвращаться к  ранее  исследуемым  проблемам  с

новых позиций.

4. Принцип доступности.

      Содержание  знаний,  методы  их   сообщения   должны   соответствовать

возрасту, уровню развития, подготовки, интересам детей.

5. Принцип индивидуализации.

      На каждом  учебном  занятии  педагог  должен  стремиться  подходить  к

каждому  ребенку  как  к  личности.  Каждое  занятие  должно   строиться   в

зависимости от  психического,  интеллектуального  уровня  развития  ребенка,

должен учитываться тип нервной системы, интересы, склонности ребенка,  темп,

уровень сложности определяться строго для каждого ребенка.

6. Принцип  сознательности  и  активности  детей  в  усвоении  знаний  и  их

реализации.

      Ведущую роль в обучении играет педагог, он ставит проблему, определяет

задачи занятия, темп, в роли советчика, сотоварища, ученика может  выступать

и  компьютер.  Ребенок  для  приобретения  новых  знаний  и   умений   может

становиться в позицию ученика, учителя.

7. Принцип связи с жизнью.

      Педагог и ребенок должны уметь  устанавливать  взаимосвязи  процессов,

находить аналоги в реальной жизни, окружающей среде,  в  бытие  человека,  в

существующих отношениях вещей и материи.

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЙ.

Каждое занятие комплексное. Оно включает в себя 3 этапа.

I этап - подготовительный.

      Идет  погружение  ребенка  в  сюжет  занятия,  период   подготовки   к

компьютерной игре через развивающие игры,  беседы,  конкурсы,  соревнования,

которые  помогут  ему  справиться   с   поставленной   задачей.   Включается

гимнастика для глаз,  пальчиковая  гимнастика  для  подготовки  зрительного,

моторного аппарата к работе.

II этап - основной.

Включает в себя овладение  способом  управления  программой  для  достижения

результата и самостоятельную игру ребенка за компьютером.

      Используется несколько способов "погружения"  ребенка  в  компьютерную

программу:

1 способ. Последовательное объяснение ребенку назначения  каждой  клавиши  с

подключением наводящих и контрольных вопросов.

2  способ.  Ориентируясь  на  приобретенные   ребенком   навыки   работы   с

компьютером, познакомить с новыми клавишами, их назначением.

3  способ.  Ребенку  предлагается  роль   исследователя,   экспериментатора,

предоставляется   возможность   самостоятельно   разобраться   со   способом

управления программой.

4  способ.  Ребенку  предлагается  карточка-схема,  где  задается   алгоритм

управления  программой.  На  первых  этапах  дети  знакомятся  с  символами,

проговаривают и отрабатывают способы управления с  педагогом,  в  дальнейшем

самостоятельно "читают" схемы.

III этап - заключительный.

      Необходим для снятия зрительного напряжения (проводится гимнастика для

глаз), для снятия мышечного и нервного напряжений  (физ.  минутки,  точечный

массаж,   массаж   впередистоящему,    комплекс    физических    упражнений,

расслабление под музыку).

      Занятия проводятся по подгруппам 4-8 человек 2 раза в неделю в  первой

половине дня.

Продолжительность каждого этапа занятия:

      1 этап - 10-15 минут,

      2 этап - 10-15 минут,

      3 этап - 4-5 минут.

      После каждого занятия проветривание помещения.

Занятия  построены  на  игровых  методах  и  приемах,  позволяющих  детям  в

интересной, доступной форме получить знания, решить  поставленные  педагогом

задачи.

Для более эффективного, прочного овладения знаниями  программа  строится  на

основе постепенного погружения в  обучающие  блоки,  обеспечивающие  решение

основных групп задач. Межблочными переходами являются программы на  развитие

мыслительных процессов, памяти и игровые занятия.

Организация учебного и игрового процесса.

Для нормального функционирования и эффективного обучения детей компьютерной

грамотности, необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

I. Компьютерный зал.

1. Компьютеры, IBM класса, 4 или 5 поколения 4-8 шт.

2. Компьютер, IBM класса, 6 поколения              1 шт.

3. Принтер цветной струйный HP или EPSON     1 шт.

4. Сканер планшетный, TWAIN стандарта        1 шт.

      Компьютеры объединены в локальную сеть, оборудованы приводами CD-ROM и

звуковыми картами. На каждом мониторе MPRII  имеется  защитный  экран,  либо

мониторы должны соответствовать стандарту ТСО-95, компьютерный зал  оформлен

кактусами, имеет вентилятор, аквариумы с водой  для  поддержания  воздушного

режима. Мебель в зале модифицируется в зависимости от роста детей.

II. Игровой зал - зал для предкомпьютерной  подготовки  и  послекомпьютерной

релаксации.

1. Раздаточный материал на каждого ребенка.

2. Дидактические игры.

3. Разнообразные игрушки.

4. Средообразующие модульные предметы.

5. Магнитофон для проведения физкультурных минуток и релаксации.

6. Мягкая мебель.

Зал оформлен обилием разнообразных цветов.

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ.

      Для определения готовности детей к работе  на  компьютере  и  усвоению

программы "Практического применения компьютера в  детском  саду"  проводится

диагностика с учетом индивидуально типологических  особенностей  детей.  Она

позволяет определить уровень развития психических  процессов,  физических  и

интеллектуальных  способностей,  найти  индивидуальный  подход   к   каждому

ребенку в ходе занятий, подбирать индивидуально для каждого ребенка  уровень

сложности заданий, опираясь на зону ближайшего развития.

      Диагностика проводится 3 раза в год.

      В начале года (август, начало  сентября)  определяется  общий  уровень

развития ребенка.

1) Изучение личности:

  . изучение умения сохранять цель в условиях затруднения успеха;

изучение самоконтроля.

2) Изучение познавательной сферы:

18. оценка уровня общего психического развития;

19. изучение объема произвольного внимания;

20. изучение устойчивости и распределения внимания;

21. изучение зрительной и слуховой памяти;

22. изучение оригинальности воображения;

23. изучение словесно-логического, наглядно-схематического мышления;

24. изучение умственной работоспособности.

3) Изучение физического развития:

25. изучение скорости движений и уровня развития координации кисти;

26. изучение координации движений, взаимодействия руки и глаз.

      В середине года  (декабрь,  январь)  проводится  диагностика  развития

речи:

27. изучение грамматического строя речи;

28. изучение звуковой стороны речи;

29. изучение речи дошкольников в общении со сверстниками и взрослыми;

30. изучение коммуникативных умений.

      В конце года (апрель,  май)  проводится  диагностика  для  определения

прогресса   в   развитии   ребенка   за    год,    уровень    эмоциональной,

интеллектуальной и физической готовности к школе.

1) Изучение личности:

31. изучение умения подчинять свои действия определенному правилу,  слушать

    и точно выполнять указания взрослого;

32. изучение целенаправленности деятельности.

2) Изучение познавательной сферы:

33. оценка уровня общего психического развития  (сравнение  с  результатами

    первой диагностики);

34. изучение общей способности к обучению;

35. изучение устойчивости внимания;

36. изучение объема памяти;

37. изучение уровня сформированности наглядно-схематического мышления;

38. изучение словарного запаса, интеллекта, связанного с речью, со словесно-

    логическим мышлением.

3) Изучение физического развития:

39. изучение скорости движений и уровня развития координации кисти руки.

      В течении каждого занятия  определяется  уровень  знаний,  психических

процессов, эмоционально-волевых качеств, уделяется больше  внимания  робким,

неуверенным,  застенчивым  детям.  Корректируется  индивидуальная  работа  с

ребенком в группе, предлагается ряд консультаций для  родителей,  включающих

вопросы дополнительных занятий дома, а также рекомендации по  разучиванию  и

проведению  упражнений  для  глаз  и  пальчиковой  гимнастики   в   домашней

обстановке.

      Предполагается, что результаты деятельности  ребенка  в  ходе  каждого

занятия, коррекционная работа для устранения пробелов  в  знаниях,  а  также

результаты диагностик заносятся в  индивидуальную  тетрадь.  Родители  имеют

право свободного доступа к этим тетрадям.

Для контроля за  усвоением  знаний  проводятся  контрольные  занятия,  игры,

ребусы и т.п. (как с применением компьютерной техники так и без него):

1. Реши кроссворд "Компьютерный мир".

2. Математический КВН.

3. Развлечение "Звуковая дорожка".

4. Страна "Воображалия".

5. Путешествие с Вини-Пухом. (Выбор самых внимательных детей  и  награждение

   памятными эмблемами.)

6. Итоговое развлечение "Какими были,  какими  стали!"  (Повторение  любимых

   физ. минуток, игр, награждение памятными подарками, сладкими призами.)

ЛИТЕРАТУРА

1. Л.Е. Шевченко «Рекомендация к Программе для развития речи «Развитие речи. Учимся говорить правильно».

1. Китик Е.Е. К постановке проблемы использования информационных технологий в процессе преподавания курса «Логопедия» // Современные технологии диагностики, профилактики и коррекции нарушений развития: научно-практическая конференция, посвященная 10-ю МГПУ. Том IV. – М., 2005. – С. 83-84.

2. Китик Е.Е. Применение информационных технологий в процессе подготовки логопедов: база данных «Нарушения фонетического строя детской речи» // Дефектология. – 2006. - № 5. – С. 58-64.

3. Китик Е.Е. Артикуляционный уклад звуков в норме. [Электрон. ресурс]. – Электрон. текстовые, граф., зв. дан. (7,7 МБ). - М.: Полиграф сервис, 2006. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

4. Китик Е.Е. База данных: нарушения фонетического строя детской речи. [Электрон. ресурс]. – Электрон. текстовые, граф., зв. дан. (1,3 ГБ). - М.: Полиграф сервис, 2006. – 2 электрон. опт. диска (CD-ROM).

5. Китик Е.Е. Дислалия. [Электрон. ресурс]. – Электрон. текстовые, граф., зв. дан. (2,5 МБ). - М.: Полиграф сервис, 2006. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

6. Китик Е.Е. Дислалия: сигматизмы. [Электрон. ресурс]. – Электрон. текстовые, граф., зв. дан. (2,5 МБ). - М.: Полиграф сервис, 2006. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

Литература:

1. Абдеев Р. Ф. Философия информационной цивилизации. - М.:

ВЛАДОС, 1994. - 125с.

2. Беспалько В. П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). - Москва - Воронеж, Изд-во Моск. псих.-пед. ин-та; Изд-во: НПО «Модэк», 2002.

3. Гуровец Г. В., Маевская С. И. К вопросу диагностики стертой формы псевдобульбарной дизартрии //Вопросы логопедии. М.:

Просвещение, 1978. с. 27-37.

4. Жукова П. С., Мастюкова Р.. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Книга для логопеда. 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1990. - 239 с.; ил.

5. Королевская Т. К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски. //Дефектология. - 1998. - № 1.с.47-55.

6. Кукушкина О. И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы. поиски, подходы //Дефектология. 1994. - № 5.

7. Лопатина Л. В., Серебрякова П. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. СПб.: Изд-во РГПУ им. Л. И. Герцена; Изд-во «Союз», 2001. 191 с.

8. Мамайчук И. И., Пятаков Р. В. Исследование личностных особенностей детей с детским церебральным параличом. //Дефектология. 1990. - № 3. с. 23.

9. Мастюкова Е. М. О развитии познавательной деятельности у детей с

церебральным параличом. //Дефектология. 1973. - № 6. с. 21.

10. Машбиц Е. И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации

обучения. - М.: Педагогика. 1988. - 191 с.

11. Репина 3. А., Лизунова Л. Р. Компьютерные средства обучения:

проблемы разработки и внедрения //Вопросы гуманитарных наук. 2004, № 5 (14), стр. 283-285.

12. Репина 3. А., Лизунова Л. Р. Новые информационные технологии:

специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» // Вопросы гуманитарных наук, 2004, № 5 (14), с. 285 287.

13.Тимофеева Ж. А. О способности детей с нарушением в развитии извлекать информацию из общения с героем компьютерной программы //Дефектология. 1997. - № 2. с.41-49.

                                                                                                                                                                                                                               

Лынская М.И. Организация логопедической помощи с использованием компьютерных программ // Логопед в детском саду. – 2006. № 6.

Кутепова Е.Н. Оптимизация процесса школьного обучения с помощью программно-методических средств // Логопедия: методические традиции и новаторство. – М., 2003.

Степанова М. Ребенок и компьютер // Директор школы. – 2000. № 5.

Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. – М.,1988.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦВЕТА В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ

Логопеды знают , как порой утомительно и долго длится период автоматизации поставленного звука. Использование цвета в этот период может превратить скучную работу в интересную, живую и творческую....

Использование мнемотехники в логопедической работе при проведении артикуляционной гимнастики, и подготовке к изучению грамоте.

мнемотехника - развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи. На сегодняшний день - образная, ...

Использование коллажа в логопедической работе

В данной статье я рассказываю об использовании новых приёмов в коррекционно-развивающей работе....

Роль компьютера в логопедической работе с ребенком

В статье говорится о роли компьютера в развитии интеллекта и речи ребенка, описываются некоторые компьютерные программы, используемые в логопедической работе, а также даются рекомендации родителям по ...

Использование компьютера на логопедических занятиях

Рассматриваются аспекты использования компьютера с современными программами на занятиях...

Рабочая программа учителя-логопеда «Коррекционная логопедическая работа для обучающихся по общеобразовательным программам»

Данная рабочая программа разработана для обучающихся по общеобразовательным программам (ООП) старшего дошкольного возраста (в условиях так называемого логопункта)....

Проект "Использование песочницы в логопедической работе"

Долгосрочный проект об использовании песочницы с детьми подготовительной группы, посещающих логопункт...