Рабочая программа учителя-логопеда «Коррекционная логопедическая работа для обучающихся по общеобразовательным программам»
рабочая программа по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Данная рабочая программа разработана для обучающихся по общеобразовательным программам (ООП) старшего дошкольного возраста (в условиях так называемого логопункта).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_uchitelya-logopeda_dlya_detey_s_oop.docx | 72.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа учителя-логопеда
«Коррекционная логопедическая работа для обучающихся
по общеобразовательным программам»
Составила учитель-логопед:
Дысина Н.Б.
2023-2024 гг
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель, задачи, принципы и подходы к формированию Курса
1.3. Общая характеристика обучающихся с нарушениями речи
1.4. Планируемые результаты освоения Курса
2. Содержательный раздел
2.1. Коррекционная логопедическая работа для обучающихся с нарушениями речи
2.2. План индивидуальной коррекционной работы по звукопроизношению у обучающихся с нарушениями речи
3. Организационный раздел
3.1. Направления коррекционной логопедической работы и структура занятий
3.2. Организация коррекционной логопедической работы для обучающихся с нарушениями речи
3.3. Список литературы
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Коррекционная логопедическая работа для обучающихся по общеобразовательным программам» от 5 до 7 лет (далее Курс) разработана на основе приказа Минобрнауки России от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», приказа Минпросвещения России от 25.11.2022 № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования».
Работа по речевому развитию обучающихся занимает одно из центральных мест в Дошкольном отделении Образовательной организации. Чистая и правильная речь является одним из важнейших условий всестороннего развития обучающихся. Чем богаче словарный запас дошкольника, тем легче ему высказать свои мысли, установить содержательные полноценные отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Работа над речевым развитием должна проводиться постоянно, как профилактика в школьном возрасте нарушений письма (дисграфия) и нарушений чтения (дислексия).
Курс интегрирует содержание основной общеобразовательной программы Образовательной организации и содержание коррекционной работы учителя – логопеда. Настоящий Курс носит коррекционно-развивающий характер. Он предназначен для детей 5-7 лет с фонетическим недоразвитием речи, фонематическим нарушением речи, фонетико-фонематическим нарушением речи, зачисленных по заключениям и рекомендациям Центральной психолого-педагогической комиссии (ЦПМПК), а также решением Психолого-педагогического консилиума (ППк) Образовательной организации.
Срок реализации программы: 1 учебный год.
1.2. Цель, задачи, принципы и подходы к формированию Курса
Цель программы – обеспечение оптимальных педагогических условий, способствующих личностному развитию обучающего с нарушениями речи, позитивной социализации, развития инициативы и творческих способностей посредством организации взаимодействия субъектов образовательного процесса для выравнивания стартовых возможностей детей при поступлении в школу. А также предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных речевыми нарушениями старших дошкольников.
Данная цель реализуется в процессе разнообразных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) через решение следующих задач, соответствующих ФГОС ДО:
- раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;
- воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие фонематического слуха и восприятия;
- подготовку к обучению грамоте;
- формирование навыков учебной деятельности;
- развитие связной речи;
- развитие коммуникативных навыков, успешности в общении;
- развитие познавательных процессов и мелкой моторики;
- охрану и укрепление физического и психического здоровья детей,
- обеспечение эмоционального благополучия каждого обучающегося.
Принципы формирования Курса
Достижение поставленной цели и решение задач осуществляется с учётом следующих принципов:
- принцип опережающего подхода, диктующий необходимость раннего выявления обучающихся с функциональными и органическими отклонениями в развитии, с одной стороны, и разработку адекватного логопедического воздействия – с другой;
- принцип развивающего подхода (основывается на идее Л. С. Выготского о «зоне ближайшего развития»), заключающийся в том, что обучение должно вести за собой развитие ребёнка;
- принцип полифункционального подхода, предусматривающий одновременное решение нескольких коррекционных задач в структуре одного занятия;
- принцип сознательности и активности обучающихся, означающий, что педагог должен предусматривать в своей работе приёмы активизации познавательных способностей детей. Перед ребёнком необходимо ставить познавательные задачи, в решении которых он опирается на собственный опыт. Этот принцип способствует более интенсивному психическому развитию дошкольников и предусматривает понимание обучающимся материала и успешное применение его в практической деятельности в дальнейшем;
- принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий учёт возрастных, физиологических особенностей и характера патологического процесса. Действие этого принципа строится на преемственности двигательных и речевых заданий;
- принцип постепенного повышения требований, предполагающий постепенный переход от более простых к более сложным заданиям по мере овладения и закрепления формирующихся навыков;
- принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и широкое взаимодействие всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов детей.
Рабочая программа коррекционной образовательной деятельности учителя-логопеда с обучающимися, имеющими трудности в освоении общих (обще) образовательных программ, развитии и социальной адаптации строится на основе общих закономерностей развития детей дошкольного возраста с учетом сензитивных периодов в развитии психических процессов.
Уровень речевого развития, возраст обучающихся, а также индивидуально-типологические особенности развития учитываются в индивидуальном образовательном маршруте.
Таким образом, рабочая программа учителя-логопеда направлена на:
- охрану и укрепление здоровья воспитанников, их всестороннее (физическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое и художественно-эстетическое) развитие, коррекцию нарушений речевого развития;
- раскрытие потенциальных возможностей каждого обучающегося через осуществление индивидуального и дифференцированного подхода в организации всех форм образовательной деятельности и формирование уровня готовности к школе;
- использование адекватной возрастным, типологическим и индивидуальным возможностям обучающихся с нарушениями речи модели образовательного процесса, основанной на реализации деятельностного и онтогенетического принципов, принципа единства диагностики, коррекции и развития;
- реализацию преемственности содержания общеобразовательных программ дошкольного и начального общего образования;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепление здоровья обучающихся.
Целостное содержание Курса обеспечивает целенаправленную и последовательную работу по всем направлениями развития детей с нарушениями речи.
1.3. Общая характеристика обучающихся с нарушениями речи
Фонетическое недоразвитие речи (ФНР) - расстройство речи, проявляющееся в нарушениях звукопроизношения, связанное либо с анатомическими дефектами артикуляторного аппарата, либо с неблагоприятными условиями развития речи, либо с нарушениями фонематического восприятия или движений артикуляторных органов при сохранном слухе.
При ФНР нарушается произношение лишь согласных звуков и, как правило, сложных по артикуляции.
Звукопроизношение характеризуется нарушением не более двух групп звуков. Чаще всего нарушаются свистящие звуки – С, З (и их мягкие пары); Ц, шипящие звуки – Ш, Ж, Ч, Щ; сонорные (язычные) – Л, Р (и их мягкие пары).
Внешне дефекты звукопроизношения могут быть выражены в одном из следующих вариантах:
- отсутствие звука лапа – апа;
- замена одного звука другим лапа – япа – ляпа – гапа;
- смешение звуков (проявляется в том, что один и тот же звук может одновременно иметь несколько звуков-заменителей, т.е. смешиваться с другими) япа, маляко;
- искаженное произнесение звуков (такое, которое не соответствует языковым нормам родного языка, например, картавость).
Во всех случаях нарушения речи имеются нарушения артикуляционной моторики. Нарушения артикуляционной моторики сочетаются с недостаточным развитием общей и мелкой моторики пальцев рук.
Фонематический слух, как правило, нарушен негрубо, звуко-слоговая структура слов (ритмический контур, ударность, число слогов) в основном сохранна, имеются некоторые незначительные проблемы в лексико-грамматическом развитии.
Для обучающихся с ФНР характерно неустойчивое внимание, отвлекаемость, низкая познавательная активность. Объем памяти может быть сужен по сравнению с нормой, при этом ребенку понадобится больше времени и повторов, чтобы запомнить заданный материал. Отмечаются особенности в протекании мыслительных операций: наряду с преобладанием наглядно-образного мышления у детей могут быть затруднения в понимании абстрактных понятий и отношений. Скорость протекания мыслительных операций может быть несколько замедленной, вследствие чего может быть замедленным и восприятие учебного материала, выполнение заданий с ошибками.
Речь звучит некрасиво и неправильно. Раннее выявление обучающихся с ФНР является необходимым условием для успешной коррекции. Недостатки звукопроизношения в дошкольном возрасте могут привести к нарушению письма и чтения.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) — это нарушение процессов формирования произношения у детей с различными речевыми расстройствами из-за дефектов восприятия и произношения фонем. Обучающиеся с ФФНР — это дети с ринолалией, дизартрией, дислалией акустико-фонематической и артикуляторно-фонематической формы. Без достаточной сформированности фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени — звукового анализа. Звуковой анализ — это операция мысленного разделения на составные элементы (фонемы) разных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов. У обучающихся с сочетанием нарушения произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся акустико-артикуляционными признаками. Уровень развития фонематического слуха детей влияет на овладение звуковым анализом. Степень недоразвития фонематического восприятия может быть различна.
В фонетико-фонематическом недоразвитии обучающихся выявляется несколько состояний:
- трудности в анализе нарушенных в произношении звуков;
- при сформированной артикуляции неразличение звуков, относящихся к разным фонетическим группам;
- невозможность определить наличие и последовательность звуков в слове;
Основные проявления, характеризующие ФФН:
- недифференцированное произношение пар или групп звуков, т.е. один и тот же звук может служить для ребенка заменителем двух или более звуков. Например, вместо звуков «с», «ч», «ш» ребенок произносит звук «ть»: «тюмка» вместо «сумка», «тяска» вместо «чашка», «тяпка» вместо «шапка»;
- замена одних звуков другими, имеющими более простую артикуляцию, т.е. сложные звуки заменяются простыми. Например, группа свистящих и шипящих звуков может заменяться звуками «т» и «д», «р» заменяется на «л», «ш» заменяется на «ф». «Табака» вместо «собака», «лыба» вместо «рыба», «фуба» вместо «шуба»;
- смешение звуков, т.е. неустойчивое употребление целого ряда звуков в различных словах. Ребенок в одних словах может употреблять звуки правильно, а в других заменять их близкими по артикуляции или акустическим признакам. Например, он умеет правильно произносить звуки «р», «л» и «с» изолированно, но в речевых высказываниях вместо «столяр строгает доску» говорит «старял стлагает дошку»;
- другие недостатки произношения: звук «р» — горловой, звук «с» — зубной, боковой и т.д.
При наличии большого количества дефектных звуков у обучающихся с ФФНР нарушается слоговая структура слова и произношение слов со стечением согласных. Характер нарушенного звукопроизношения указывает на низкий уровень развития фонематического восприятия. Несформированность фонематического восприятия выражается в:
- нечетком различении на слух фонем в собственной и чужой речи;
- неподготовленности к элементарным формам звукового анализа и синтеза;
- затруднениях при анализе звукового состава речи.
У обучающихся с ФФНР наблюдается некоторое недоразвитие или нарушение высших психических процессов:
- внимание у таких детей может быть неустойчивым, нестабильным и иссякающим, а также - слабо сформированным произвольное внимание, когда трудно сосредоточиться на одном предмете и по специальному заданию переключиться на другой;
- объем памяти может быть сужен по сравнению с нормой. При этом обучающемуся понадобится больше времени и повторов, чтобы запомнить заданный материал;
- отмечаются особенности в протекании мыслительных операций: наряду с преобладанием наглядно-образного мышления обучающиеся могут затрудняться в понимании абстрактных понятий и отношений. Скорость протекания мыслительных операций может быть несколько замедленной, вследствие чего может быть замедленным и восприятие учебного материала и т.д.
Исходя из перечисленных особенностей высшей нервной деятельности, обучающиеся с ФФН в педагогическом плане характеризуются следующим образом:
- поведение может быть нестабильным, с частой сменой настроения;
- могут возникать трудности в овладении учебными видами деятельности, т.к. на занятиях дети быстро утомляются, для них сложно выполнение одного задания в течение длительного времени;
- возможны затруднения в запоминании инструкций педагога, особенно — двух-, трех-, четырехступенчатых, требующих поэтапного и последовательного выполнения;
- в ряде случаев появляются особенности дисциплинарного характера.
Обучающиеся с ФФНР нуждаются в логопедическом сопровождении, которое учитывает логопедические, физиологические и психолого-педагогические особенности.
Стёртая дизартрия
Проблема стертой формы дизартрии среди обучающихся дошкольного возраста не только не уменьшается, но и имеет тенденцию к значительному росту. В настоящее время эта речевая патология рассматривается как сложный синдром центрально-органичного генеза, проявляющийся в неврологических, психологических и речевых симптомах. В основе дефекта лежат точечные органические поражения центральной нервной системы, ведущие к нарушению двигательной иннервации органов артикуляции, что непосредственно влечет за собой нарушение звукопроизношения и усугубляет недоразвитие фонематического слуха и восприятия. Первичным в структуре данного дефекта является нарушение моторной сферы органов артикуляции, а фонетико-фонематическое недоразвитие речи – вторично.
Количество детей с заключением стертой формы дизартрии в настоящее время возросло. Наиболее стойкими, выраженными, ведущими в структуре речевого дефекта у детей со стертой формой дизартрии являются нарушения фонетической стороны речи, имеющие специфический механизм, отличающийся от механизмов дислалии. Нарушения звукопроизношения и просодических компонентов речи, обусловленные органической недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата, отрицательно влияют на формирование фонематической, а также лексико-грамматической сторон речи.
Для этой категории обучающихся характерно полиморфное нарушение звукопроизношения, проявляющееся одновременно в искажении и отсутствии различных групп звуков, а также тенденция к сближению артикуляционных укладов. Одним из важнейших условий правильного формирования звукопроизношения является достаточное развитие речевой моторики. Чтобы правильно произносить звуки речи, обучающийся должен уметь воспроизводить необходимые артикуляторные уклады, включающие сложный комплекс движений. Особенности речевой моторики у обучающихся со стёртой дизартрией обусловлены нарушением функции тех двигательных нервов, которые участвуют в артикуляции. Оказывается нарушенной как статика, так и динамика артикуляторных движений. Наряду с дефектами звукопроизношения имеются нарушения интонационной выразительности речи, процессов восприятия и воспроизведения интонационных структур предложения.
1.4. Планируемые результаты освоения Курса
В результате коррекционной работы обучающиеся должны уметь:
- свободно составлять рассказы, пересказы;
- владеть навыками творческого рассказывания;
- адекватно употреблять в самостоятельной речи простые и сложные предложения, усложняя их придаточными причины и следствия, однородными членами предложения ит. д.;
- понимать и использовать в самостоятельной речи простые и сложные предлоги; понимать и применять в речи все лексико-грамматические категории слов;
- овладеть навыками словообразования разных частей речи, переносить эти навыки на другой лексический материал;
- оформлять речевое высказывание в соответствии с фонетическими нормами русского языка;
- овладеть правильным звуко-слоговым оформлением речи.
Помимо этого, у обучающихся с ФФНР и ФНР должны быть достаточно развиты и другие предпосылочные условия, во многом определяющие их готовность к школьному обучению:
- фонематическое восприятие;
- первоначальные навыки звукового и слогового анализа и синтеза;
- графо - моторные навыки;
- элементарные навыки письма и чтения (печатания букв, слогов, слов и коротких предложений).
2. Содержательный раздел
2.1. Коррекционная логопедическая работа для обучающихся с нарушениями речи
Основным в содержании логопедических занятий с обучающимися с ФФНР или с ФНР, является коррекция фонетической и фонематической сторон речи. В качестве первостепенной задачи выдвигается нормализация звукопроизношения и фонематических процессов, а также развитие связной речи детей на основе дальнейшего расширения и уточнения словаря импрессивной и экспрессивной речи, возможностей дифференцированного употребления грамматических форм слова и словообразовательных моделей (параллельно с формированием звукопроизношения и слухопроизносительных дифференцировок), различных синтаксических конструкций.
В этот период продолжается и усложняется работа по совершенствованию анализа и синтеза звукового состава слова, отрабатываются навыки элементарного фонематического анализа и формируется способность к осуществлению более сложных его форм с постепенным переводом речевых умений во внутренний план.
На логопедических занятиях большое внимание уделяется накоплению и осознанию языковых явлений, формированию языковых обобщений, становлению «чувства языка», что становится базой для формирования метаязыковой деятельности и способствует подготовке детей с нарушениями речи к продуктивному усвоению школьной программы.
Обучение грамоте обучающихся с ФФНР и ФНР рассматривается как средство приобретения первоначальных школьных навыков. Одним из важнейших направлений работы по обучению грамоте является изучение детьми звукобуквенного состава слова. Наблюдение над звуковым составом слов, выделение общих и дифференциация сходных явлений, развитие фонематического анализа и синтеза создают основу для формирования у обучающихся четких представлений о звуковом составе слова, способствует закреплению правильного произношения. Дети обучаются грамоте на материале правильно произносимых звуков и слов. Последовательность изучения звуков и букв определяется усвоенностью произношения звуков и возможностями их различения на слух.
Тематическое планирование
в старшей группе
№ п/п | Тема коррекционно-развивающего занятия | Содержание непосредственно коррекционно-образовательной деятельности по формированию фонетико-фонологических представлений и связной речи | Количество часов | Содержание индивидуальных занятий по коррекции звукопроизношения* | Количество часов | Ресурсы |
Развитие слухового внимания и восприятия на неречевых звуках | Понятия «слово», «слово-предмет». Составление описательного рассказа по схеме «Любимая игрушка» | 1 | Вводное занятие. Знакомство с органами артикуляции. Артикуляционная и дыхательная гимнастика | 2-3 | https://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/igry-na-logiku-i-myshlenie/igra-oshibki-hudozhnika-3 | |
Развитие слухового внимания и восприятия на речевых звуках | Понятие «предлог». Предлог «НА» Составление рассказа по серии картин «Человек и его строение» | 1 | Знакомство с органами артикуляции. Артикуляционная и дыхательная гимнастика | 2-3 | https://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/igry-na-vnimanie-i-pamjat/razvivajushaja-igra-chto-lishnee-2 | |
Звук и буква У | Предлог «НА» Понятия «слово-предмет», «живое-неживое» Составление описательного рассказа об овощах по схеме | 1 | Артикуляционная и дыхательная гимнастика | 2-3 | ||
Звук и буква А | Предлог «ПОД» Понятие «слово-признак» Составление описательного рассказа о фруктах по схеме | 1 | Коррекция произношения свистящих звуков | 2-3 | https://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/poznavatelnye-igry/didakticheskaya-igra-chej-domik | |
Звуки А – У | Предлог «ПОД» Пересказ рассказа по серии сюжетных картинок «Богатый урожай» | 1 | Коррекция произношения свистящих звуков | 2-3 | https://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/zagadki-rebusy-sharady/zagadki-pro-frukty https://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/zagadki-rebusy-sharady/detskie-zagadki-ovoshi | |
Звук и буква П | Дифференциация предлогов «НА», «ПОД» Понятие «слово-действие» Пересказ рассказа Я. Тайца с использованием предметных картинок «По ягоды» | 1 | Коррекция произношения свистящих звуков | 2-3 | ||
Звук и буква О | Дифференциация предлогов «НА», «ПОД» Пересказ рассказа В. Катаева «Грибы» | 1 | Коррекция произношения свистящих звуков | 2-3 | ||
Звук и буква И | Предлог «В» Понятие «предложение» Составление рассказа по серии сюжетных картин «Как дети заблудились в лесу» | 1 | Коррекция произношения свистящих звуков | 2-3 | https://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/poznavatelnye-igry/derevja | |
Звук и буква М | Предлог «В» Пересказ адаптированного рассказа Л. Воронковой по серии сюжетных картин «Лебеди» | 1 | Коррекция произношения свистящих звуков | 2-3 | ||
Звук и буква Н
| Предлог «ИЗ» Составление описательного рассказа по опорной схеме «Осень» | 1 | Коррекция произношения шипящих звуков | 2-3 | https://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/poznavatelnye-igry/4-sezona-goda | |
Звук и буква Т | Предлог «ИЗ» Составление пересказа по тексту и серии сюжетных картин «Обед в походе» | 1 | Коррекция произношения шипящих звуков | 2-3 | https://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/zagadki-rebusy-sharady/zagadki-pro-posudu | |
Звук ТЬ Буква Т | Дифференциация предлогов «В», «ИЗ» Составление пересказа текста по опорным картинкам «Новый шкаф» | 1 | Коррекция произношения шипящих звуков | 2-3 | https://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/igry-na-vnimanie-i-pamjat/igra-na-vnimatelnost-binokl | |
Звук и буква К | Дифференциация предлогов «В», «ИЗ» Составление рассказа по серии сюжетных картин «День рождения цыплёнка» | 1 | Коррекция произношения шипящих звуков | 2-3 | https://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/igry-na-vnimanie-i-pamjat/igra-hvostiki | |
Звук КЬ Буква К | Предлог «НАД» Составление рассказа по серии сюжетных картин «Неудачная охота» | 1 | Коррекция произношения шипящих звуков | 2-3 | https://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/igry-na-vnimanie-i-pamjat/kanikuly-v-derevne | |
Повторение изученных звуков и букв | Предлог «НАД» Составление рассказа по серии сюжетных картин с продолжением сюжета «Новый год на пороге» | 1 | Коррекция произношения шипящих звуков | 2-3 | https://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/igry-na-vnimanie-i-pamjat/najdi-ten-novyj-god | |
Повторение изученных звуков и букв | Дифференциация предлогов «НА», «НАД» Составление рассказа по серии сюжетных картин «Как лиса охотилась на ворон» | 1 | Коррекция произношения шипящих звуков | 2-3 | https://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/poznavatelnye-igry/igra-zanjatie-chi-sledy-2 | |
Звук и буква Б | Дифференциация предлогов «НА», «НАД» Пересказ рассказа Е. Чарушина «Кто как живет: заяц, белка, волк» | 1 | Дифференциация произношения свистящих и шипящих звуков | 2-3 | https://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/igry-na-logiku-i-myshlenie/protivopolozhnosti-igra-2 | |
Звуки Б – БЬ Буква Б | Предлог «ЗА» Пересказ рассказа по сюжетной картине с проблемным сюжетом «Общая горка» | 1 | Дифференциация произношения свистящих и шипящих звуков | 2-3 | https://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/poznavatelnye-igry/4-sezona-goda https://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/zagadki-rebusy-sharady/zagadki-dlja-detej-pro-igry-zimoj | |
Звук и буква Э | времени Предлог «ЗА» Составление описательного рассказа о зимующих птицах с использованием схемы | 1 | Дифференциация произношения свистящих и шипящих звуков | 2-3 | https://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/igry-na-vnimanie-i-pamjat/igra-na-vnimanie-najdi-ten-2 | |
Звуки Г – ГЬ Буква Г | Предлог «К» Составление рассказа по сюжетной картине с придумыванием начала рассказа «Одни дома» | 1 | Дифференциация произношения свистящих и шипящих звуков | 2-3 | ||
Звук ЛЬ Буква Л | Предлог «К» Пересказ рассказа Г. Цыферова «Паровозик» с использованием опорных предметных картинок | 1 | Дифференциация произношения свистящих и шипящих звуков | 2-3 | https://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/poznavatelnye-igry/poznavatelnaja-igra-na-temu-transport | |
Звук и буква Ы | Предлог «ОТ» Составление рассказа по серии сюжетных картин «Границы Родины на замке» | 1 | Дифференциация произношения свистящих и шипящих звуков | 2-3 | https://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/igry-na-vnimanie-i-pamjat/poisk-predmetov/najdi-ptichek | |
Звук и буква С | Предлог «ОТ» Составление рассказа по серии сюжетных картин «Семейный ужин» | 1 | Коррекция произношения сонорных звуков | 2-3 | https://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/igry-na-vnimanie-i-pamjat/najdi-otlichija/u-babushki | |
Звук СЬ Буква С | Дифференциация предлогов «К», «ОТ» Составление описательного рассказа по схеме «Одежда» | 1 | Коррекция произношения сонорных звуков | 2-3 | ||
Звуки С, СЬ Буква С | Дифференциация предлогов «К», «ОТ» Беседа по теме «Обувь в сказках», отгадывание загадок по теме Составление рассказа по серии сюжетных картин «Как солнышко ботинок нашло» | 1 | Коррекция произношения сонорных звуков | 2-3 | https://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/igry-na-vnimanie-i-pamjat/najdi-otlichija/sjurpriz | |
Звук и буква Ш | Предлог «ПО» Беседа по теме «Головные уборы в сказках», отгадывание загадок по теме | 1 | Коррекция произношения сонорных звуков | 2-3 | ||
Звуки С - Ш | Предлог «ПО» Составление описательного рассказа по схеме | 1 | Коррекция произношения сонорных звуков | 2-3 | https://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/igry-na-vnimanie-i-pamjat/najdi-paru-vodnyj-mir | |
Звуки С - Ш | Предлог «Между» Составление рассказа по сюжетной картине «Весна» | 1 | Коррекция произношения сонорных звуков | 2-3 | https://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/poznavatelnye-igry/4-sezona-goda | |
Звуки и буквы С - Ш | Предлог «Между» Составление описательного рассказа по схеме «Такие разные инструменты» | 1 | Коррекция произношения сонорных звуков | 2-3 | https://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/igry-na-logiku-i-myshlenie/igra-protivopolozhnosti | |
Звуки Х – ХЬ Буква Х | Предлог «ЧЕРЕЗ» Пересказ рассказа по серии сюжетных картин «Откуда хлеб пришел» | 1 | Дифференциация произношения сонорных звуков | 2-3 | https://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/igry-na-vnimanie-i-pamjat/besplatnaya-igra-gde-syr | |
Звуки В – ВЬ. Буква В | Предлог «ЧЕРЕЗ» Составление описательного рассказа по схеме | 1 | Дифференциация произношения сонорных звуков | 2-3 | https://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/igry-na-vnimanie-i-pamjat/detskaya-igra-na-vnimanie-rybki | |
Звуки З - ЗЬ Буква З | Предлог «С/СО» Составление рассказа «Кто кормит нас вкусно и полезно» | 1 | Дифференциация произношения сонорных звуков | 2-3 | ||
Звук и буква Ж | Предлог «С/СО» Составление рассказа по сюжетной картине и фотографиям «День Победы» | 1 | Дифференциация произношения сонорных звуков | 2-3 | https://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/igry-na-vnimanie-i-pamjat/najdi-otlichija/solnyshko | |
Звуки З – Ж | Закрепление пройденных предлогов Составление рассказа по серии сюжетных картин «Ландыш» | 1 | Дифференциация произношения сонорных звуков | 2-3 | https://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/igry-na-vnimanie-i-pamjat/najdi-paru-na-luzhajke | |
Звуки Д – ДЬ Буква Д | Составление предложений с различными предложно-падежными конструкциями Закрепление пройденных предлогов Составление описательного рассказа о пчеле с опорой на схему | 1 | Дифференциация произношения сонорных звуков | 2-3 | https://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/igry-na-vnimanie-i-pamjat/najdi-otlichija/muravejnik | |
Звуки Ф – ФЬ Буква Ф | Подбор признаков и действий к предметам Составление предложений различных типов Составление рассказа «Лето красное пришло…» по сюжетной картине | 1 | Дифференциация произношения сонорных звуков | 2-3 | https://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/poznavatelnye-igry/4-sezona-goda https://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/poznavatelnye-igry/uchim-vremena-goda | |
Итого часов: 108-144 | 36 | 72-108 |
* Последовательность и количество часов на коррекции свистящих, шипящих и сонорных звуков, а также на их дифференциацию определяется индивидуально для каждого обучающегося
Тематическое планирование
в подготовительной к школе группе
№ п/п | Тема коррекционно-развивающего занятия | Содержание непосредственно коррекционно-образовательной деятельности по формированию фонетико-фонологических представлений и связной речи | Количество часов | Содержание индивидуальных занятий по коррекции звукопроизношения* | Количество часов | Ресурсы |
1 | Звук и буква У Звук и буква А | Понятие «Предлог» Пересказ рассказа «В раздевалке» | 1 | Вводное занятие. Знакомство с органами артикуляции. Артикуляционная и дыхательная гимнастика | 2-3 | https://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/igry-na-logiku-i-myshlenie/igra-associacii |
2 | Звуки и буквы У-А Звук и буква И | Дифференциация предлогов «На», «ПОД» Составление рассказа по серии сюжетных картин «Человек и его строение» | 1 | Знакомство с органами артикуляции. Артикуляционная и дыхательная гимнастика | 2-3 | |
3 | Звуки П, ПЬ Буква П Звуки К, КЬ Буква К | Пересказ русской народной сказки с элементами драматизации «Мужик и медведь» | 1 | Артикуляционная и дыхательная гимнастика | 2-3 | https://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/igry-na-logiku-i-myshlenie/sudoku-ogorod |
4 | Звуки Т, ТЬ Буква Т Буква и звуки К-Т | Предлог «В» Пересказ рассказа Л.Н. Толстого с помощью сюжетных картин «Косточка» | 1 | Коррекция произношения свистящих звуков | 2-3 | https://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/poznavatelnye-igry/sedobnoe-nesedobnoe-igra-1 |
5 | Буквы П, Т, К Звук и буква О | Предлог «В» Составление и отгадывание загадок об овощах и фруктах | 1 | Коррекция произношения свистящих звуков | 2-3 | https://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/igry-na-logiku-i-myshlenie/soberi-busy |
6 | Звуки Х, ХЬ, буква Х Дифференциа ция звуков и букв К-Х | Составление рассказа по серии сюжетных картин «Как вырастили клубнику в саду» | 1 | Коррекция произношения свистящих звуков | 2-3 | https://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/igry-na-vnimanie-i-pamjat/najdi-otlichija/solnyshko |
7 | Звук и буква Ы Звуки и буквы А-У-И-Ы-О | Дифференциация предлогов «В», «НА» Пересказ рассказа В. Катаева с помощью сюжетных картин «Грибы» | 1 | Коррекция произношения свистящих звуков | 2-3 | https://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/poznavatelnye-igry/didakticheskaya-igra-chej-domik https://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/igry-na-vnimanie-i-pamjat/labirinty/za-gribami |
8 | Звуки М, МЬ Буква М Звуки Н, НЬ Буква Н | Дифференциация предлогов «В», «НА» Составление рассказов-описаний деревьев по предметным картинкам и опорному плану «Такие разные деревья» | 1 | Коррекция произношения свистящих звуков | 2-3 | |
9 | Дифференциамция звуков и букв Н-М Звуки Б, БЬ Буква Б | Предлог «ЗА» Пересказ рассказа И. Соколова-Микитова по опорным картинкам «Улетают журавли» | 1 | Коррекция произношения свистящих звуков | 2-3 | |
10 | Дифференциа ция звуков Б-БЬ Дифференциа ция звуков П-Б | Предлог «К» Составление рассказа по серии сюжетных картин «Осень» | 1 | Коррекция произношения шипящих звуков | 2-3 | https://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/poznavatelnye-igry/4-sezona-goda |
11 | Звук и буква С Звук СЬ Буква С | Пересказ сказки К. Чуковского по опорным картинкам «Федорино горе» | 1 | Коррекция произношения шипящих звуков | 2-3 | https://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/igry-na-vnimanie-i-pamjat/igra-na-vnimatelnost-binokl |
12 | Дифференциация звуков С-СЬ Звук и буква З | Предлог «ОТ» Составление рассказа по опорным словам «Как изготавливают мебель» | 1 | Коррекция произношения шипящих звуков | 2-3 | https://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/zagadki-rebusy-sharady/zagadki-3-mebel |
13 | Звук ЗЬ Буква З Дифференциа ция звуков З-ЗЬ | Дифференциация предлогов «К», «ОТ» Составление рассказа по серии сюжетных картин «Гусыня и гусята» | 1 | Коррекция произношения шипящих звуков | 2-3 | https://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/igry-na-vnimanie-i-pamjat/igra-na-vnimanie-najdi-ten-2 |
14 | Дифференциа ция звуков СЬ-ЗЬ Дифференциа ция звуков С-З | Предлог «ПО» Пересказ рассказа К. Ушинского «Спор животных» | 1 | Коррекция произношения шипящих звуков | 2-3 | https://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/igry-na-vnimanie-i-pamjat/kanikuly-v-derevne |
15 | Звуки В, ВЬ | Предлог «ПО» Пересказ русской народной сказки «В гостях у дедушки Мороза» | 1 | Коррекция произношения шипящих звуков | 2-3 | https://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/igry-na-logiku-i-myshlenie/sudoku-novogodnie-igrushki |
16 | Звуки Д, ДЬ и буква Д Дифференциа ция звуков Т-Д | Предлог «С/СО» Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат» | 1 | Коррекция произношения шипящих звуков | 2-3 | https://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/poznavatelnye-igry/igra-zanjatie-chi-sledy-2 https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/5512877?menuReferrer=catalogue |
17 | Дифференциа ция звуков ТЬ-ДЬ Звук и буква Г | Предлог «С/СО» Составление и отгадывание загадок о животных | 1 | Дифференциация произношения свистящих и шипящих звуков | 2-3 | https://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/igry-na-vnimanie-i-pamjat/najdi-otlichija/na-prudu |
18 | Звуки Г, ГЬ и буква Г Дифференциа ция звуков Г-К | Дифференциация предлогов «ИЗ», «С» и употребление их в речи Составление рассказа «Зимние забавы» по сюжетной картинке | 1 | Дифференциация произношения свистящих и шипящих звуков | 2-3 | https://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/poznavatelnye-igry/razvivajushaja-igra-dvenadcat-mesjacev https://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/zagadki-rebusy-sharady/zagadki-dlja-detej-pro-igry-zimoj |
19 | Звук и буква Э Звук и буква Й | Дифференциация предлогов «ИЗ», «С» Составление рассказа по серии сюжетных картин «Кормушка» | 1 | Дифференциация произношения свистящих и шипящих звуков | 2-3 | https://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/igry-na-vnimanie-i-pamjat/igra-hvostiki |
20 | Буква Е Буква Я | Предлог «НАД» Пересказ рассказа С. Баруздина с изменением главных действующих лиц и добавлением последующих событий «Страна, где мы живём» | 1 | Дифференциация произношения свистящих и шипящих звуков | 2-3 | https://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/poznavatelnye-igry/igra-chasy-s-kukushkoj |
21 | Звук и буква Ш Дифференциа ция звуков С-Ш | Предлог «НАД» Составление рассказа по сюжетной картине с придумыванием предшествующих и последующих событий «Всё хорошо, что хорошо кончается» | 1 | Дифференциация произношения свистящих и шипящих звуков | 2-3 | |
22 | Звук и буква Ж Дифференциа ция звуков Ж-З | Дифференциация предлогов «НАД», «ПОД» Составление рассказа по серии сюжетных картин «Собака — санитар» | 1 | Дифференциация произношения свистящих и шипящих звуков | 2-3 | https://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/igry-na-logiku-i-myshlenie/igra-oshibki-hudozhnika-3 |
23 | Дифференциа ция звуков и букв Ш-Ж Правописание буквы И после букв Ж, Ш | Предлог «ИЗ-ПОД» Составление рассказа по сюжетной картине «Поздравляем маму» | 1 | Коррекция произношения сонорных звуков | 2-3 | https://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/igry-na-vnimanie-i-pamjat/igry-na-vnimanie-dlja-doshkolnikov |
24 | Дифференциа ция звуков Ш-Ж-С-З | Пересказ рассказа К.Д. Ушинского «Четыре желания» | 1 | Коррекция произношения сонорных звуков | 2-3 | |
25 | Звук и буква Л Звук ЛЬ Буква Л | Дифференциация предлогов «ИЗ-ПОД», «ПОД» Беседа по теме «Обувь в сказках», отгадывание загадок по теме | 1 | Коррекция произношения сонорных звуков | 2-3 | https://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/igry-na-vnimanie-i-pamjat/poisk-predmetov/najdi-ptichek |
26 | Дифференциа ция звуков Л-ЛЬ Звук и буква Ц | Дифференциация предлогов «ИЗ-ПОД», «ПОД» Беседа по теме «Головные уборы в сказках», отгадывание загадок по теме | 1 | Коррекция произношения сонорных звуков | 2-3 | https://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/igry-na-vnimanie-i-pamjat/najdi-paru-vodnyj-mir |
27 | Дифференциа ция звуков Ц-С Буква Ю | Предлог «ИЗ-ЗА» Пересказ адаптированного рассказа Н. Носова по предметным картинкам «Заплатка» | 1 | Коррекция произношения сонорных звуков | 2-3 | https://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/igry-na-vnimanie-i-pamjat/razvivajushaja-igra-chto-lishnee-2 |
28 | Звук Р, буква Р Звук РЬ Буква Р | Составление и употребление в речи сложноподчинённых предложений с союзом ПОТОМУ ЧТО Пересказ рассказа Г.А. Скребицкого с придумыванием последующих событий «Весна» | 1 | Коррекция произношения сонорных звуков | 2-3 | https://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/poznavatelnye-igry/4-sezona-goda |
29 | Дифференциа ция звуков Р-РЬ | Составление рассказа по предметным картинкам «День космонавтики» | 1 | Коррекция произношения сонорных звуков | 2-3 | |
30 | Дифференциа ция звуков Р-Л | Пересказ по опорным картинкам «Как приготовить котлеты» | 1 | Дифференциация произношения сонорных звуков | 2-3 | https://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/poznavatelnye-igry/igra-produktovyj-magazin |
31 | Звук и буква Ч Дифференциа ция звуков Ч-ТЬ | Дифференциация предлогов «ИЗ-ЗА», «ИЗ» Пересказ текста по опорным картинкам «Удачная рыбалка» | 1 | Дифференциация произношения сонорных звуков | 2-3 | https://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/igry-na-vnimanie-i-pamjat/detskaya-igra-na-vnimanie-rybki |
32 | Звуки Ф, ФЬ Буква Ф Дифференциа ция звуков Ф-В | Дифференциация предлогов «ИЗ-ЗА», «ИЗ» Составление описательных рассказов о профессиях по схеме | 1 | Дифференциация произношения сонорных звуков | 2-3 | https://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/poznavatelnye-igry/flesh-igra-professii-3 |
33 | Звук и буква Щ | Предлог «МЕЖДУ» Составление рассказа по сюжетной картине и фотографиям «День Победы» | 1 | Дифференциация произношения сонорных звуков | 2-3 | https://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/igry-na-vnimanie-i-pamjat/najdi-paru-na-luzhajke |
34 | Дифференциа ция звуков Щ-Ч | Предлог «ЧЕРЕЗ» Составление рассказа по серии сюжетных картин с одним закрытым фрагментом | 1 | Дифференциация произношения сонорных звуков | 2-3 | |
35 | Звуки Щ-ТЬ Звуки Щ-Ч-СЬ-ТЬ | Предлог «ЧЕРЕЗ» Составление описательного рассказа о насекомых с использованием схемы | 1 | Дифференциация произношения сонорных звуков | 2-3 | https://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/igry-na-logiku-i-myshlenie/igra-na-logiku-korovki |
36 | Буква Ь Два способа обозначения мягкости на письме: с помощью мягкого знака в конце и середине слов; с помощью гласных букв И, Я, Е, Ё, Ю. | Составление рассказа «Как я проведу лето» | 1 | Дифференциация произношения сонорных звуков | 2-3 | https://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/poznavatelnye-igry/4-sezona-goda https://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/poznavatelnye-igry/igra-shkolnyj-portfel |
Итого часов: 108-144 | 36 | 72-108 |
* Последовательность и количество часов на коррекции свистящих, шипящих и сонорных звуков, а также на их дифференциацию определяется индивидуально для каждого обучающегося
2.2. План индивидуальной коррекционной работы по звукопроизношению
у обучающихся с нарушениями речи
I. Подготовительный этап
Задача: создать условия для подготовки обучающегося к длительной коррекционной работе, а именно:
а) вызвать интерес к логопедическим занятиям, потребность в них;
б) развивать слуховое внимание, память, фонематическое восприятие в играх и специальных упражнениях;
в) формировать и развивать артикуляционную моторику до уровня минимальной достаточности для постановки звуков;
г) укреплять физическое здоровье воспитанников дошкольного отделения.
II. Формирование произносительных умений и навыков
Задачи:
а) устранять дефектное звукопроизношение;
б) развивать умения и навыки дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и акустически;
в) формировать практические умения и навыки пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.
Виды коррекционной работы на данном этапе
1. Постановка звуков в такой последовательности:
- свистящие С, 3, Ц, С', 3';
- шипящий Ш;
- соноры Л, Л';
- шипящий Ж;
- соноры Р, Р';
- шипящие Ч, Щ.
Подготовительные специфические упражнения (артикуляционная гимнастика):
- для свистящих: «Улыбка», «Заборчик», «Лопатка», «Желобок», «Часики», «Горка», «Футбол», «Фокус»;
- для шипящих: «Трубочка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Грибок», «Погреем руки»;
- для Р, Р': «Болтушка», «Красим потолок», «Индюк», «Лошадка», «Грибок», «Барабанщик», «Гармошка», «Тарахтелка»;
- для Л, Л': «Улыбка», «Лопатка», «Накажем язык», «Барабанщик».
Работа по постановке звуков проводится только индивидуально.
2. Автоматизация каждого исправленного звука в слогах (о мере постановки может проводиться как индивидуально, так в подгруппе):
а) С, С', 3, 3', Ш, Ж, Л' - в прямых слогах, затем в обратных, далее со стечением согласных;
б) Ц, Ч, Щ, Л - в обратных слогах, затем в прямых и со стечением согласных;
в) Р, Р' автоматизация с проторного аналога и параллельная выработка вибрации.
3. Автоматизация каждого исправленного звука в словах.
4. Автоматизация звуков в предложениях.
5. Дифференциация звуков:
С – З, СЬ – Ц, С – Ш;
Ж – З, Ж – Ш;
Ч – ТЬ, Ч – СЬ, Ч – Щ;
Щ – СЬ, Щ – ТЬ, Щ – Ч, Щ – Ш;
Р – Л, Р – РЬ, РЬ – ЛЬ, РЬ – Й, ЛЬ – Л, Л-В.
6. Автоматизация в спонтанной речи: (в диалогической речи, в играх, развлечениях, режимных моментах, экскурсиях, труде и т. д.).
III. Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения.
IV. Систематические упражнения на развитие внимания, памяти, мышления на отработанном в произношении материале.
V. Работа по формированию слоговой структуры слов.
VI. Развитие связной выразительной речи на базе правильно произносимых звуков.
3. Организационный раздел
3.1. Направления коррекционной логопедической работы и структура занятий
Курс коррекционной работы на дошкольной ступени образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:
- диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление обучающихся с речевыми нарушениями, проведение их обследования и подготовку рекомендаций для родителей и педагогов по оказанию им помощи в условиях образовательного учреждения;
- коррекционно - развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков обучающихся с нарушением речи в условиях Дошкольного отделения Образовательной организации, способствует формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков;
- консультативная работа обеспечивает непрерывность логопедического сопровождения обучающихся с нарушением речи и их семей по вопросам реализации, дифференцированных условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников, в том числе через Психолого – педагогический (ППк) консилиум образовательной организации;
- информационно - просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для обучающихся с речевыми нарушениями, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Диагностическая работа
Работа учителя-логопеда строится с учётом возрастных, индивидуальных особенностей обучающихся, структуры речевого нарушения, этапа коррекционной работы, а также личных образовательных достижений. То есть коррекционно-развивающий процесс организуется на диагностической основе, что предполагает проведение мониторинга речевого развития (логопедического скрининга) детей-логопатов (первичный 1-15 сентября, итоговый с 15-30 мая, при необходимости и промежуточный 18-29 декабря).
Данные мониторинга используются для проектирования индивидуальных образовательных маршрутов и корректировки образовательных задач с учётом достижений обучающихся в освоении Курса.
Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда
Эффективность коррекционно - развивающей работы определяется чёткой организацией обучающихся в период их пребывания в Дошкольном отделении Образовательной организации, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: учителя-логопеда, родителя и воспитателя.
Логопедическая работа осуществляется на индивидуальных и подгрупповых занятиях (в минигруппах). Занятия организуются с учётом психогигиенических требований к режиму логопедических занятий, их структуре, способам взаимодействия обучающихся с педагогом и сверстниками.
Содержание коррекционной работы, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (далее - ФГОС) и федеральной образовательной программой дошкольного образования (далее ФОП ДО), направлено на создание системы комплексной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных (обще) образовательных программ, развитии и социальной адаптации.
Структура индивидуального логопедического занятия
1. Упражнения на формирование и развитие артикуляционной моторики:
- упражнения для челюстей;
- упражнения для губ;
- упражнения для языка;
- мимические упражнения.
2. Упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук:
- пальчиковая гимнастика;
- массаж и самомассаж кистей и пальцев рук.
3. Упражнения на развитие слухового внимания, памяти, воображения.
4. Упражнения на развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза.
5. Коррекционная работа по звукопроизношению:
- постановка звука;
- автоматизация поставленного звука (в слогах, словах, предложениях);
- дифференциация звуков (поставленного и смешиваемого);
- автоматизация звуков в спонтанной речи с использованием лексических и грамматических упражнений;
- упражнения на развитие связной речи (диалоги, игры, пересказы).
Структура логопедического занятия на этапе подготовки артикуляционного аппарата к постановке звука и постановки звука
- Организационный момент.
- Артикуляционная гимнастика:
а) общие артикуляционные упражнения;
б) специальные артикуляционные упражнения;
в) упражнения по развитию силы голоса и выдоха. - Объявление темы занятия.
- Постановка звука (по подражанию, от сохранной фонемы, от артикуляционных упражнений, механическим воздействием).
- Анализ артикуляции по плану:
а) положение губ;
б) положение зубов;
в) положение языка (кончик, спинка, корень);
г) участие голосовых складок;
д) характер выдыхаемой струи. - Закрепление изолированного звука: индивидуальное и сопряженное проговаривание, игры на звукоподражание. Подведение итогов занятия и оценивание работы ребенка с положительной направленностью.
Структура логопедического занятия на этапе автоматизации звука
- Организационный момент.
- Объявление темы занятия.
- Артикуляционная гимнастика (специальные артикуляционные упражнения).
- Произношение изолированного звука (совместно с логопедом, индивидуальное).
- Анализ артикуляции по плану.
- Характеристика звука (гласный, согласный, глухой-звонкий, твердый-мягкий).
- Развитие фонематического слуха.
- Автоматизация звука в слогах.
- Автоматизация звука в словах.
- Автоматизация звука в предложениях, стихах, скороговорках.
- Автоматизация звука в тексте. Подведение итогов занятия и оценивание работы ребенка с положительной направленностью.
Структура логопедического занятия по дифференциации звуков
- Организационный момент.
- Артикуляционная гимнастика. Планируются только самые основные упражнения, моделирующие главные артикуляционные движения для того или другого звука.
- Объявление темы занятия.
- Проговаривание изолированных звуков, которые различаются (совместное, индивидуальное, с использованием звукоподражания).
- Анализ артикуляции звуков по плану с выделением общих и различных моментов артикуляции.
- Характеристика звуков.
- Развитие фонематического слуха.
- Дифференциация звуков в слогах.
- Дифференциация звуков в словах.
- Дифференциация звуков в предложениях, стихах, скороговорках.
- Дифференциация звуков в текстах.
- Подведение итогов занятия и оценивание работы ребенка проводим с положительной направленностью.
3.2. Организация коррекционной логопедической работы для обучающихся
с нарушениями речи
Данный Курс разработан для реализации в условиях логопедического сопровождения в Дошкольном отделении Образовательной организации общеразвивающего вида.
Продолжительность коррекционного Курса:
- ФН – до 6 месяцев;
- ФН, стёртая дизартрия – 1 год;
- ФФНР и ФНР– 1 год;
- ФФНР и ФНР, стёртая дизартрия – 1,5 года.
Выпуск обучающихся проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи. Результаты логопедической работы отмечаются в речевой карте ребёнка.
Методист Дошкольного отделения ГБОУ Школа № 1383 несёт ответственность за организацию логопедического сопровождения в учреждении. Педагоги групп и родители обучающихся несут ответственность за посещение логопедических занятий. На время занятий с учителем-логопедом обучающиеся освобождаются от другой непосредственно - образовательной деятельности, предусмотренной расписанием Дошкольного отделения образовательной организации.
Форма занятий
Еженедельно: 1 подгрупповое и 1 индивидуальное занятие.
Целью индивидуальных логопедических занятий является подбор комплексных упражнений, направленных на устранение нарушений речи, при этом учитель-логопед имеет возможность подобрать индивидуальный подход с учётом личностных особенностей.
Непосредственно коррекционно – образовательная подгрупповая деятельность позволяет эффективно решать те задачи развития речи и коррекции её недостатков, которые являются приоритетными для всех или большинства воспитанников подгруппы. Данный вид занятий формирует у них умение войти в общий темп работы, следовать общим инструкциям, ориентироваться на лучшие образцы речи, обучению навыкам коммуникации, налаживанию социального взаимодействия.
Для непосредственно коррекционно-образовательной подгрупповой деятельности объединяются обучающиеся одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения. Количество детей в подгруппе от 2 до 8 человек. Состав подгрупп является открытой системой, меняется по усмотрению учителя-логопеда в зависимости от динамики достижений обучающихся.
Продолжительность определяется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями:
от 3 до 4 лет – до 15 минут,
от 4 до 5 лет – до 20 минут,
от 5 до 6 лет – до 25 минут,
от 6 до 7 лет – до 30 минут.
Задачи и содержание индивидуальных занятий:
- развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия и слуха,
- развитие речевого дыхания,
- формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановки звуков,
- коррекция звукопроизношения,
- автоматизация поставленных звуков изолированно, в слогах, словосочетания, словах, фразах;
- дифференциация поставленных звуков изолированно, в слогах, словосочетания, словах, фразах,
- формирование слоговой структуры слова.
3.3. Список литературы
Обследование речи обучающихся проводится по методике Безруковой О.А. и Каленковой О.Н. «Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста».
- Арбекова Н.Е. «Развиваем связную речь у детей 4-5 лет».
- Арефьева Л.Н. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет.
- Иванова Ю.В. Дошкольный логопункт.
- Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ.
- Баскакина В.С. Свистелочка. Логопедические игры.
- Баскакина В.С. Звенелочка. Логопедические игры. Баскакина В.С. Цоколочка. Логопедические игры.
- Баскакина В.С. Жужжалочка и Шипелочка. Логопедические игры.
- Баскакина В.С. Чаепитие на даче у Ч. Логопедические игры.
- Громова О.Е. Говорю правильно Ш-Ж.
- Громова О.Е. Говорю правильно Л-Ль.
- Громова О.Е. Говорю правильно С-З-Ц.
- Иванова Ю. В. Дошкольный логопункт.
- Косинова Е.М.Грамматическая тетрадь №1 для занятий с дошкольниками.
- Косинова Е.М.Грамматическая тетрадь №2 для занятий с дошкольниками.
- Косинова Е.М.Грамматическая тетрадь №3 для занятий с дошкольниками.
- Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников.
- Косинова Е.М. От звука к слову.
- Косинова Е.М. Гимнастика для развития речи.
- Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно.
- Крупенчук О.И. Пальчиковые игры для детей.
- Курдвановская Н.В. Планирование работы логопеда с детьми 5-7 лет.
- Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников.
- Нищева Н.В. Будем говорить правильно.
- Норкина Ю.Б. Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми (звук Р).
- Норкина Ю.Б. Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми (звук РЬ).
- Норкина Ю.Б. Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми (звук Л).
- Норкина Ю.Б. Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми (звук ЛЬ).
- Норкина Ю.Б. Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми (звуки Ш, Ж).
- Норкина Ю.Б. Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми (звук Ч, Щ).
- Норкина Ю.Б. Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми (звук З-ЗЬ, Ц).
- Норкина Ю.Б. Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми (звук С-СЬ).
- Норкина Ю.Б. Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми (звук Т-Д).
- Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов.
- Программа логопедической работы по преодолению ФФНР у детей Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова, С. А. Миронова, А. В. Лагутина.
- Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов.
- Рыбина А.Ф. Коррекция звукопроизношения у детей.
- Светлова И.Е. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук.
- Смирнова Л.Н., Овчинников С.Н. Большая книга логопедических игр. Играем со звуками, словами и фразами.
- Ткаченко Т.А. Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи.
- Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия.
- Ткаченко Т.А. Если дошкольник правильно говорит.
- Ткаченко Т.А. В первый класс без дефектов речи.
- Ткаченко Т.А. В первый класс без дефектов речи.
- Филичева Т. Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием.
- Филичева Т. Б., Туманова Т.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.
- Фомичева М.Ф., Волосовец Т.В., Кутепова Е.Н. Основы логопедии с практикумом по произношению.
- Фомичева М.Ф., Волосовец Т.В., Кутепова Е.Н. Основы логопедии с практикумом по произношению.
- Шалаева Г.П. Логопедические игры.
- Яцель О.С. Учимся правильно употреблять предлоги в речи.
- Ястребова А.В. Как помочь детям с недостатками речевого развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа учителя-логопеда ДОУ по логопедической работе с детьми 5-7 летнего возраста, имеющими ФНР, ФФНР, ОНР 2 и 3 уровня в условиях логопункта на 2018-2019 учебный год
Моя рабочая программа!!!...
Адаптированная рабочая программа учителя-логопеда ДОУ по логопедической работе с детьми 4-7 летнего возраста, имеющими ФНР, ФФНР, ОНР 2 и 3 уровня в условиях логопункта на 2017-2018 учебный год
Адаптированная рабочая программа учителя-логопеда ДОУпо логопедической работе с детьми 4-7 летнего возраста, имеющими ФНР, ФФНР, ОНР 2 и 3 уровняв условиях логопунктана 2017-2018 учебный год...
Программа учителя-логопеда об оказании логопедической помощи обучающимся на 2019 - 2020 учебный год
Программа учителя-логопеда об оказании логопедической помощи обучающимся на 2019 - 2020 учебный год...
Рабочая программа учителя-логопеда по выявлению и развитию у обучающихся способностей к творческой деятельности в 2020-2021 учебном году
Рабочая программа учителя-логопеда по выявлению и развитию у обучающихся способностей к творческой деятельности в 2020-2021 учебном году...
Рабочая программа учителя-логопеда по выявлению и развитию у обучающихся способностей к творческой деятельности в 2021-2022 учебном году
Рабочая программа учителя-логопеда по выявлению и развитию у обучающихся способностей к творческой деятельности в 2021-2022 учебном году...
Рабочая программа учителя-логопеда «Коррекционная логопедическая работа для обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР)»
Данная рабочая программа разработана для обучающихся с ЗПР среднего и старшего дошкольного возраста в инклюзивных группах (так называемый логопункт)....
Рабочая программа учителя-логопеда «Коррекционная логопедическая работа для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)»
Данная программа разработана для обучающихся с ТНР среднего и старшего дошкольного возраста в инклюзивных группах (так называемый логопункт)....