ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦВЕТА В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Логопеды знают , как порой утомительно и долго длится период автоматизации поставленного звука. Использование цвета в этот период может превратить скучную работу в интересную, живую и творческую.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_cveta_v_logopedicheskoy__rabote.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦВЕТА В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ
Система коррекционной работы по воспитанию у детей правильного звукопроизношения строится на основе психолого-педагогического подхода. Психолого-педагогический подход предполагает учёт соотношений нарушений в системе речевой деятельности и их взаимосвязи с другими сторонами психики ребёнка. Нарушения звукопроизношения могут быть обусловлены различными патогенными факторами, иметь разную степень проявления. Поэтому необходим поиск наиболее эффективных путей коррекции речевых нарушений.
В результате проведенной диагностики в старших группах воспитателями, педагогом-психологом и учителем-логопедом, мы отметили, что у детей с нарушениями речи недостаточно сформированы: мимическая, эмоциональная, моторная, сенсорная, голосовая, психическая функции и др. Пришли к выводу, что необходимо комплексное развитие ребенка: развитие и коррекция речи, гармонизация эмоционального состояния. Организовать такую работу нам помогла книга Погосовой Н.М. «Цветовой игротренинг». Занятия по цвету направлены на развитие и коррекцию эмоционально-волевых процессов.
- Осознание себя, как личности, принятие себя и понимание собственной ценности как человека.
- Осознание своих взаимосвязей с миром и своего места в окружающей действительности.
- Творческая самореализация.
Знакомство с цветом помогает детям полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира, развивает наблюдательность, мышление, речь.
Цвету издавна приписывалось мистическое значение, благотворительное или отрицательное действие на человека, так как для человека зрение является самым важным из всех видов чувств.
Ученые выделили физиологическую и психологическую составляющие воздействия цвета на человека. Крупнейший русский невропатолог В.М. Бехтерев исследовал влияние цветовых ощущений на скорость психических процессов. Опыты показали, что близкие тепловой части спектра красные цвета производят тонизирующее действие, розовый тонизирует при подавленном состоянии, а желтый цвет, цвет радости и покоя, нейтрализует негативные действия, черный цвет – это покой и тишина, таинственность и неизведанность.
Очень часто речевой дефект является весьма стойким и сочетается с различными нарушениями психической деятельности. Поэтому мы разработали совместные занятия и индивидуальные для логопедических и коррекционных групп.
На индивидуальных логопедических занятиях цвет используется в пе риод автоматизации, что превращает занятие в увлекательный и творческий процесс. Дети берут в руки предметы и игрушки определенного цве та, выполняют с ними разнообразные действия, моделируют ситуации. Все действия обговариваются. Нужный звук, таким образом, повторяется многократно, а дети получают удовольствие от про цесса работы с цветом.
Но использование цвета для автоматизации лишь возможно более на поздних этапах работы, когда ребенок уже легко произносит поставленный звук в словах (в разных позициях). Если в названии цвета встречаются два трудных для произно шения звука (а это можно обнаружить почти в каждом слове), то один из звуков у ребенка должен быть либо сохранным, либо полностью автоматизированным.
Очень хорошо использование цвета и для дифференциации звуков. Например, желтый цвет. Можно предложить детям найти сре ди желтых предметов сначала те, что содержат в своем названии звук «ж» (желтая жаба, желтый жук, желтая одежда, желтый жираф и т. д.), а потом те, в которых встречается звук «з» (желтая змея, желтый зон тик, желтый зайчик, желтая звезда и т. д.).
На коррекционных занятиях педагог-психолог вместе с детьми погружается в мир цвета, что помогает им осознать особые цветовые пристрастия или неприязни, расширить и углубить восприятие цветовой гаммы. Дошкольники самореализуют себя в рисовании, ролевых играх, упражнениях на координацию голоса с движением рук и тела, что ведет к освобождению от запретов и жестких правил, к принятию всех сторон своей личности, даже неприятных. Важно жить не в категориях «правильно-неправильно», «полезно-вредно», «хорошо-плохо», а чувствовать, как я отношусь к тому или иному событию, что я испытываю, что мне нужно.
На совместных занятиях дети учатся расслабляться, что позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстановить силы и здоровье, увеличить запас энергии, закрепляется автоматизация поставленных звуков в игровых заданиях и пробуждается дремлющий творческий потенциал.
КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ
Волшебные очки Гудвина
Задачи:
- расширение представления детей о зеленом цвете;
- упражнение в согласовании прилагательных, обозначающих цвет, с существительными в роде, числе и падеже;
- упражнение в согласовании количественных числительных с прилагательными и существительными разных родов;
- практическое усвоение предлогов;
- развитие мелкой моторики;
- автоматизация звуков «ЗЬ» («ЛЬ») в словосочетаниях и предложениях.
Оборудование: предметы зеленого цвета, картонный домик, картонный лист зеленного цвет с разноцветными пронумерованными кругами, зеленные счетные палочки.
Ход занятия.
Логопед. В страну Гудвина можно попасть, если надеть волшебные очки. Мы с тобой наденем эти очки и все станет зеленого цвета. (Имитация одевания очков.)
Посмотри на предметы. Какого они цвета?
Ребенок. Зеленого.
Логопед. Зеленый цвет – цвет гармонии и равновесия, он соединяет холодные и горячие цвета. Зеленый способен успокаивать и устанавливать мир в душе.
Упражнение «Положи и скажи»
Посмотри на предметы зеленого цвета, назови те, которые тебе больше всего нравятся. При этом обязательно называй цвет. Вот так: зеленое пальто, зеленый зонт, зеленая скамейка и т.д.
Упражнение «Волшебная дорожка»
Логопед. Чтобы попасть в замок Гудвина, надо пройти по зеленой дорожке и назвать, что лежит на ней, вот так: возле зеленой машины зеленая пуговица, возле зеленой пуговицы зеленая лента и т.д.
Ребенок. («Шагает» пальцами по дорожке и проговаривает).
Упражнение «Один-два-пять-семь-девять»
Логопед. Зеленая дорожка привела нас на зеленую полянку с разноцветными мячами с номерами, чтобы на них попрыгать нужно взять зеленый предмет и говорить: один зеленый котенок, два зеленых котенка, пять зеленых котят, семь зеленых котят и т.д.
Упражнение «Прятки».
Логопед. Вот и замок великого Гудвина, но почему никого нет. Наверное, все спрятались. Сейчас необходимо найти обитателей замка.
Ребенок. (Поднимает плоскостные и объемные предметы) и говорит: «Под зеленым цветком зеленый жук, под зеленой машиной зеленая ручка, в зеленом стакане зеленая бусинка и т.д.».
Упражнение «Самолет».
Логопед. Великий Гудвин никогда не показывается своим гостям, но он очень добрый и приготовил для тебя подарки. Их столько много, что увезти их можно только на самолете. Самолет нужно выложить из счетных палочек.
Ребенок. (Выкладывает самолет самостоятельно или по образцу.)
Логопед. Все предметы нужно погрузить в самолет и сказать: «В самолете повезу зеленое яблоко; в самолете повезу зеленую лодку и т.д.».
Итог. Чем понравилась страна Гудвина? Какие предметы зеленого цвета ты запомнил?
Приключение в шахматной стране
Задачи:
- дифференциация звуков «Р» \ «Л» в словосочетаниях и предложениях;
- упражнение в согласовании прилагательных, обозначающих цвет, с существительными в роде, числе и падеже;
- упражнение в согласовании количественных числительных с прилагательными и существительными разных родов;
- формирование способности ясно и четко излагать, строить полные предложения;
- развитие пространственной ориентировки, наблюдательности;
- активизация творческого мышления, воображения и фантазии;
- воспитывать доброжелательность.
Оборудование: шахматная доска, шахматы белого и черного цвета, предметы белого и черного цвета.
Ход занятия.
Логопед. Сегодня мы с тобой отправимся в страну шахмат. Какого цвета одежду носят жители этой страны?
Ребенок. Белого и черного.
Логопед. Но чтобы попасть в эту страну нужно правильно произносить все звуки, а особенно «Р» и «Л».
Необходимо угадать загадки и ты окажешь в шахматной стране.
Упражнение «Узнай по описанию»
- Желтый глазок, белые реснички. (Ромашка).
- Белые, пушистые по небу плывут. (Облака).
- В сосне дупло, в дупле тепло, а кто в дупле живет в тепле. (Белка).
- Грамоты не знает, а весь век пишет. (Ручка).
Упражнение «Родственные слова»
Логопед. Перед тобой шахматная страна (показывает шахматную доску без фигур). Здесь живет белая шахматная королева (ставит фигуру на доску). Она очень любит «белые» слова. Подбери слова-родственники с общей частью «бел».
Ребенок. Белая, беловатый, беленький, белка, белеет, белоснежный, забелить, побелить.
Логопед. Черная шахматная королева любит «черные» слова. Подбери слова-родственники с общей частью «черн».
Ребенок. Черный, чернеть, чернеет, почернеет, чернота.
Упражнение «Армия»
Логопед. В каждой стране есть армия. В шахматной стране две армии, необходимо пересчитать солдат. (Выставляются пешки).
Ребенок. Один черный солдат, два черных солдата, три черных солдата…. Один белый солдат, два белых солдата, три белых солдата…
Упражнение «Определить местонахождение предмета».
Логопед. Черные и белые жители любят путешествовать по шахматному полю. Расставляй фигуры и говори где они находятся. Например, белый конь находится в верхнем правом углу.
Ребенок. Белая королева в правом нижнем углу.
Черная пешка в середине.
Белая ладья в левом верхнем углу и т.д.
Упражнение «Подарки».
Логопед. Для белой королевы и черной королевы приготовлены сюрпризы. Дари и говори вот так: «Черный виноград для черной королевы, белый лебедь для белой королевы и т.д.».
Итог. Наше путешествие подошло к концу. Жители шахматной страны прощаются с тобой и ждут следующей встречи. Что ты хочешь пожелать шахматам белого цвета? Что ты хочешь пожелать шахматам черного цвета?
ПУТЕШЕСТВИЕ В ЖЕЛТУЮ СТРАНУ
(Подгрупповое занятие для детей старшего возраста.
Автоматизация звуков «Ж» («Л») во фразовой речи)
Программные задачи.
- Автоматизация звука «Ж» («Л») в словосочетаниях и предложениях.
- Развитие слухового внимания.
- Формирование умения длительно и плавно выдыхать.
- Упражнять в согласовании прилагательных, обозначающих цвет, с существительными в роде, числе и падеже и с числительными от одного до девяти.
- Упражнять в умении строить полные предложения, используя глаголы движения и предлоги.
- Развитие мелкой моторики рук и двигательной координации.
- Закрепление знаний детей о желтом цвете.
- Активизация творческого мышления, воображения и фантазии.
- Совершенствование коммуникативных навыков.
Оборудование: предметы желтого цвета: «колобок»; листья березы по количеству детей; картинки: осень, желтые овощи - репа, перец, тыква; желтые фрукты – лимон, яблоко, банан, груша; желтые цветы – нарциссы, одуванчики, лилии, тюльпаны, розы; два желтых шарфа; конструктор из бумаги для домиков (квадраты, прямоугольники, треугольники); карточки с наклеенными бабочками; фигурки из желтого картона – жабы, ежа, бабочки, жука, жирафа, ужа, медвежонка; «солнце» из бумаги, карандаши.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Логопед. Сегодня я вас приглашаю отправиться в желтое путешествие. Для того, чтобы попасть в Желтую страну, вам необходимо получить пропуск
Игра «Узнай на ощупь». Узнать на ощупь предмет, назвать цвет и предмет (желтый карандаш, желтый шар, желтая пуговица …. ).
- Какой первый звук в слове «желтый»? (Звук «Ж»)
- Какой это звук? Звонкий или глухой? (Произнесем, контроль рукой около горлышка).
Игра «Звук «Ж».
- В желтой стране живут только жители, в названии которых есть звук «Ж». Как вы думаете кто это?
(Желтый жук, желтая жаба, желтый жираф, желтый ежик, желтый уж, желтый медвежонок…).
Игра «Скажи правильно».
- Недавно в Желтой стране появился новый житель - колобок. Он гуляет по городу и называет все что видит. Послушайте, как говорит колобок, если он ошибется, исправьте его: желтый машина, желтое дерево, желтый кошка, желтая облака….). (Дети исправляют).
- Как вы думаете, какое любимое время года в Желтой стране?
- Осень. Осень все раскрасила в желтый цвет?
Игра «Ветерок» (упражнение на дыхание).
- Подул ветерок, листья стали отрываться и падать с деревьев. (Дети дуют на листики, логопед контролирует правильность выполнения упражнения на дыхание).
Игра «Желтые….».
- Какие желтые овощи растут в Желтой стране? (Желтый лук, желтый перец, желтая тыква, желтая репа).
- Какие желтые фрукты растут в Желтой стране (лимон, банан, груша, яблоко)
- В Желтой стране растет много желтых цветов (много желтых одуванчиков, много желтых тюльпанов, много желтых роз, много желтых лилий, много желтых кувшинок).
Игра «Строители».
- В желтой стране появляются новые улицы, мы с вами поможем строителям построить новые дома. Каждый будет строить дом в несколько этажей. (Детям дают конверты с геометрическими фигурами – выкладывают дома).
- Каждый посчитает, сколько этажей в его домике. Данил, сколько этажей в твоем доме? (Два этажа.) Как можно сказать про твой дом? (Двухэтажный)…
- В каждый дом поселился новый житель. Расскажите колобку, кто живет в домике и на каком этаже, и не забудьте назвать цвет (В моем доме живет желтый ежик на втором этаже, в доме живет желтая жаба на пятом этаже).
Физминутка «Бабочки».
- К нам прилетели желтые бабочки, они порхают и кружатся. Давайте покажем как они порхают (дети соединяют руки от локтя до кисти, раздвигают кисти рук под счет: «Раз-два, раз-два». Стряхивают кисти рук.).
Игра «Счет».
- Некоторые бабочки залетели в дома желтых жителей. (Каждому выдается индивидуальная карточка.) Посчитайте, сколько бабочек залетело. (В мой дом залетели четыре желтых бабочки, в мой дом залетело две желтых бабочки…
Игра «Путешествие колобка»
- Посмотрите, колобок что-то загрустил. Давайте отправим колобка в новое путешествие. Посмотрите, вот желтая дорожка. А это желтые предметы, которые могут быть чем угодно.
Чем может быть желтая коробочка? - Горой, домиком….
Чем может быть желтое кольцо? (норой, пещерой, ямкой
Возьмите любой предмет, мы вместе отправляемся в путешествие.
Желтый колобок катится по желтой дорожке.
Желтый колобок закатился в желтую ямку.
Желтый колобок выкатился из желтой ямки и закатился под желтый листок.
Желтый колобок перекатился через желтый карандаш.
Желтый колобок катался около желтого колеса.
Желтый колобок прикатился к желтому яйцу.
Желтый колобок подкатился к желтой кукурузе.
Итог. Наше путешествие подошло к концу. Вам понравился желтый цвет? Какие желтые предметы вы запомнили? Желтый цвет вам кажется теплым или холодным? Мягким или жестким? Радостный или грустный?
Желтый цвет – цвет солнца, тепла, добра, радости. Он вселяет в нас новые силы, помогает преодолевать грусть и печаль.
Какое у вас настроение? (Радостное, веселое, хорошее, замечательное.) Подарим наше настроение гостям, нарисуем улыбки на солнышках.
(Дети рисуют на солнышках улыбки).
Используемая литература:
- Нищева Н.В. Разноцветные сказки. – Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
- Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов-н-Дону: «Феникс», 2003.
- Погосова Н.М. Цветовой игротренинг. – СПб.: Речь, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад «Использование цвета как средства выразительного решения образа в рисунках и аппликациях детей»
Одним из самых доступных для ребенка средством выразительности является цвет. Использование красок ярких, чистых тонов в разнообразном сочетании присуще дошкольникам всех возрастов. К старшему возраст...
мастер-класс для педагогов "Использование цвета в логопедической работе с детьми"
В последнее время становится актуальным внедрять в образовательный процесс разнообразные здоровьесберегающие технологии. В деятельности учителя - логопеда они становятся перспективным средством к...
"Использование цвета в логопедической работе"
Статья "Использование цвета в логопедической работе"...
«Использование цвета в процессе проведения настольных дидактических игр по автоматизации и дифференциации звуков»
Использование игровых упражнений по автоматизации и дифференциации звуков с применением цвета, позволяет разнообразить занятия, дольше сохранять работоспособность детей, повысить интерес к занятиям, р...
Использование цвета в предметно-пространственной среде группового помещения для активизации цветового зрения
Организация предметно-развивающей среды в группе для детей с нарушением зрения....
«Использование цвета в процессе проведения настольных дидактических игр по автоматизации и дифференциации звуков»
Ребенок, по выражению К. Д. Ушинского, «мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще». Важно обогащать эти ощущения и восприятия.Очень часто речевой дефект является весьма стойким ...
Использование цвета в практической деятельности специалиста-дефектолога
Аннотация – многочисленные исследования психологов указывают, что для реализации гуманистического подхода к образованию лиц с ограниченными возможностями здоровья, необходимо пристальное внимани...