Использование компьютера на логопедических занятиях
статья на тему

Семёнов Алексей Николаевич

Рассматриваются аспекты использования компьютера с современными программами на занятиях

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

О проблеме использования компьютера на занятиях.

На сегодняшний день компьютеры являются уже практически незаменимыми в жизни людей. Спорить о том хорошо это или плохо, чего больше, минусов или плюсов, бессмысленно. Тот факт, что идёт тотальная компьютеризация всех сфер жизни человека нужно принять как данность.  В наше время компьютеры так глубоко проникли во все сферы  жизни, что жизнь без этой машины сложно себе представить. Современные дети родились и растут в мире, где компьютер - такая же привычная вещь, как телевизор, автомобиль, электрическое освещение. То, что нам совсем недавно казалось чудом техники, для детей просто любопытная вещь. Однако многих родителей очень волнуют некоторые вопросы взаимодействия ребёнка с компьютером: можно ли разрешать ребёнку пользоваться им или запретить? Если всё-таки разрешать, то насколько это будет опасно для здоровья ребёнка, и как минимизировать эту опасность?

Попробуем разобраться, что же такое компьютерные программы для детей, в чем их польза, а в чем их недостатки.

Для начала поговорим о плюсах:

1. Разнообразие деятельности ребёнка. Исследованиями психологов и педагогов, которые занимаются развитием детей дошкольного возраста уже давно доказано, что удержать детское внимание довольно сложно. Это отмечается  даже у нормально развивающихся ребят. Одним из наиболее действенных способов сохранения концентрации внимания является постоянная смена деятельности ребёнка. Данный приём используется практически всеми специалистами на своих занятиях. Одним из видов деятельности, на который можно переключить внимание детей, вполне может быть использование тематических компьютерных игр и программэ

2. Развитие воображения. На экране монитора оживают любые фантазии ребенка, герои книг и сказок. Но также оживают и предметы окружающего мира, цифры и буквы. Попадая в компьютерную игру, они создают особый мир, похожий на реальный, но и отличающийся от него. Развивая воображение ребёнка, важно помнить, что материалом для его фантазий служит вся окружающая жизнь, и чем больше в его мире разнообразия, тем больше простора для его развития.

 

3. Развитие интеллекта. Одним из важных моментов применения компьютера в работе со  старшими дошкольниками является то, что ребёнок, управляя обучающей игровой программой, начинает сначала думать, а потом действовать. Казалось бы, ничего особенного в этом нет, однако это очень важный аспект, связанный с дальнейшим обучением в школе. Раньше ни детский сад, ни семья не отправляли в школу ребят, которые могли бы сначала думать, а потом действовать. Всё дело в том, что у ребёнка нет теоретического мышления, оно ещё не сформировалось, так как ни детский сад, ни начальная школа не имели надёжного средства для его выработки. Теоретическое мышление в первую очередь связано с осознанием способа действия, необходимого для решения учебной, игровой, изобразительной или любой другой задачи. Компьютер же, благодаря своему устройству и функциям, развивает такое мышление. Таким образом, у детей очень рано начинает развиваться так называемая знаковая функция сознания. Компьютерные игры дают возможность облегчить процесс перехода психического действия из внешнего плана во внутренний, так что самые простые действия во внутреннем плане становятся доступны уже для детей 4-5 лет.

4. Развитие произвольного внимания и долговременной памяти. Не только психологи, но и родители, и воспитатели, занимающиеся с детьми на компьютере, заметили, что в процессе этих занятий улучшаются память и внимание детей. И это закономерно, так как соответствует законам психического развития детей. В исследованиях многих психологов - Ж. Пиаже, А. Валлона, П.П. Блонского и других - было открыто, что у маленьких детей еще нет желания запомнить, нет так называемого произвольного запоминания, то есть запоминания с раннее поставленной целью. Детская память непроизвольна, дети запоминают только яркие, эмоциональные для них случаи или детали, и здесь опять незаменимым помощником является компьютер, так как он делает значимым и ярким содержание усваиваемого материала, что не только ускоряет его запоминание, но и делает его более осмысленным и долговременным.

5. Развитие зрительно-моторной координации. Компьютерные игры имеют большое значение не только для развития интеллекта детей, но и для развития их моторики, точнее для формирования моторной координации и координации совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов. В любых играх, от самых простых до сложных, детям необходимо учиться нажимать пальцами на определенные клавиши, что развивает мелкую мускулатуру руки, моторику детей. Действия рук нужно сочетать с видимым действием на экране. Так, совершенно естественно, без дополнительных специальных занятий, развивается необходимая зрительно-моторная координация. Это имеет особое значение для развития речи ребёнка.

6. Формирование положительной мотивации к учебной деятельности. Почти все взрослые испытывают трудности при привлечении детей к занятиям. На компьютере же ребенок занимается с удовольствием, и никогда не будет возражать против предложения позаниматься на компьютере. Это связано с тем, что компьютер сам по себе привлекателен для детей как любая новая игрушка. Поэтому игры на компьютере и не воспринимаются детьми в качестве занятий. А какой же ребенок не любит играть? Таким образом, тот интерес, который вызывают занятия на компьютере, и лежит в основе формирования такой важной структуры, как познавательная мотивация. Развитие этих качеств особенно важно для шестилетних детей, так как именно они во многом и обеспечивают психологическую готовность ребенка к школе

7. Более быстрое усвоение материала. Это происходит так же вследствие того, что за компьютером ребёнок не занимается, а играет, а игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте. Замечено, что многими навыками – например, счета, чтения – с помощью компьютера дети овладевают быстрее, а нередко и лучше, чем при обычном обучении.

8. Социальная адаптация ребёнка в детском коллективе. Следует заметить, что достижения детей в компьютерных игровых программах не остаются незамеченными ими самими и окружающими. Дети чувствуют большую уверенность в себе, повышается их самооценка. Даже робкие и малообщительные ребята начинают активно делиться своими впечатлениями и достижениями в освоении компьютерного мира. Они рассказывают, обсуждают сюжеты, увиденные на мониторе, играют в сюжетно-ролевые игры, взаимосвязанные по содержанию с компьютерными играми.

9. Экономия средств. Один из немаловажных факторов, говорящих в пользу компьютера – это значительное сокращение расходов на различные пособия для детей. Во-первых: огромное количество книг, развивающих игр и т. п. можно найти в сети Интернет. Во-вторых: на многих дисках продаётся по несколько игр, а цена диска зачастую значительно ниже, чем цена даже одной, такой же по содержанию игры, напечатанной па бумаге. В-третьих печатные издания со временем износятся, пачкаются, теряют первоначальную свежесть и яркость, и приходится покупать новые пособия; игра на компьютере останется всегда такой же яркой, какой была при первоначальном запуске, и вы можете снова и снова её использовать практически бесконечно.

И так компьютер имеет множество положительных сторон. Но есть одно "но". Нельзя забывать о золотой середине, о норме. Нужно понять, что компьютер - это не волшебная палочка, которая за один час игры сделают ребенка сразу умным и развитым. Как и любые занятия, компьютерные игры требуют времени, правильного применения, терпения и заботы со стороны взрослых.

Ну что же, мы с вами выяснили положительные моменты использования компьютерных программ в дошкольном возрасте, давайте теперь остановимся на минусах. При описании недостатков применения компьютера сразу будут даны рекомендации для минимизации их воздействия. Итак, минусы:

1. Нагрузка на зрение

Это первый и самый главный фактор. Продолжительная работа на компьютере приводит к зрительному переутомлению, что, в свою очередь, может привести к снижению остроты зрения. Ребёнок старшего дошкольного возраста может проводить за компьютером не более 30 минут в день, после чего необходимо сделать перерыв и небольшую гимнастику для глаз. Если у малыша проблемы со зрением, то садиться за монитор ему можно только в очках. Ни в коем случае нельзя разрешать ребёнку работать за компьютером в темноте. Необходимо расположить дисплей так, чтобы свет из окна не падал на экран и не светил в глаза. Нужно проследить, чтобы расстояние от детских глаз до экрана составляло 50-70 см. важно знать и помнить: компьютер не является основной причиной развития близорукости у детей. Огромную роль в этом играют наследственность, телевизор и чтение в темноте. При грамотном подходе и организации рабочего места ребёнка, его зрению ничего не угрожает.

2. Стеснённая поза

Сидя за компьютером, ребёнок смотрит с определённого расстояния на экран и одновременно держит руки на клавиатуре или органах управления. Это вынуждает его принять определённое положение и не изменять его до конца игры. Необходимо проследить, чтобы кисти рук малыша находились на уровне локтей, а запястья – на опорной планке. Также необходимо сохранять прямой угол (90 градусов) в области суставов. И, конечно, как можно больше разнообразить досуг ребёнка: между компьютерными играми ребёнок должен играть в подвижные игры, гулять, заниматься спортом. Нельзя разрешать малышу перекусывать за компьютером: эта вредная во всех смыслах привычка может остаться на всю жизнь.

3. Психическая нагрузка

Третий по важности минус – нагрузка на детскую психику. Компьютер требует не меньшей сосредоточенности, чем вождение автомобиля. Интересные игры требуют огромного напряжения, которого практически не бывает в обычных условиях. Эта область ещё мало изучена, поскольку современная мультимедиа-техника появилась относительно недавно. И всё же психическую нагрузку можно уменьшить. Во-первых, в работе (повторимся ещё и ещё раз) следует делать перерывы, а во-вторых, необходимо следить за содержательной стороной игр. Легче всего для детского восприятия статическое, крупное цветное изображение в сопровождении звука. Достаточно безопасно рассматривать картинки или фотографии в сопровождении дикторского текста. Хуже для психики и для глаз воспринимается рисование на компьютере: здесь звук не играет отвлекающей роли, а всю работу выполняют глаза. Напрягая зрение, малыш напрягается сам. Всё это происходит и во время чтения с экрана текста. Ну и, наконец, настоящие вредители – игры, содержащие движущееся на высокой скорости изображение и мелкие элементы. Переутомление и напряжение детского организма после таких длительных игр снять очень нелегко.

4. Излучение

Изначально все родители боятся радиации от компьютерного монитора. Но здесь нужно сказать, что у современных мониторов предусмотрены все меры безопасности: в частности, собственно то, что называется радиацией (гамма-лучи и нейтроны), монитор вообще не производит. В нём просто нет устройств со столь высокой энергией. Также ничего не излучает системный блок. Современные ЖК мониторы работают без электроннолучевой трубки вред от их использования гораздо меньше чем от электроннолучевых мониторов.

5. Формирование компьютерной зависимости.

К сожалению, в современном мире некоторые родители по тем или иным причинам не могут контролировать свободное время своих детей, а они, в свою очередь, переходят грань разумного в общении с компьютером. Чрезмерное общение с компьютером может отрицательно сказаться на психическом здоровье ребёнка. При всем преимуществе компьютерных игр они все же создают иллюзию общения и не приводят к формированию навыков настоящего общения. Особенно это опасно для застенчивых детей. Реальное общение доставляет им психоэмоциональное напряжение, ставит их в ситуацию дистресса, и тогда на смену ему приходит псевдообщение. Компьютер дает возможность перенестись в другой мир, который можно увидеть, с которым можно поиграть. В тоже время ребенок все больше отвергает реальный мир, где ему грозят негативные оценки и необходимость что-то менять в себе. Такой уход в искусственную реальность может сформировать у ребенка подобие психологической зависимости от компьютера. Для решения этой проблемы нужен постоянный и неусыпный контроль со стороны родителей за поведением ребёнка, его общением со сверстниками, компьютерными играми, в которые он играет.

Так как же всё-таки быть? Разрешать ребёнку пользоваться компьютером, или всячески его отгораживать от «общения» с ним? Мнения ученых о влиянии компьютера на развитие детей очень противоречивы. И это не случайно. Столь же противоречивы и данные, получаемые в психологических исследованиях о влиянии компьютера на психическое развитие, становление личности детей и взрослых.

В этих исследованиях получено множество аргументов, говорящих о пользе компьютера – о его положительном влиянии на умственное развитие детей, о расширяющихся возможностях для обучения (в том числе и в процессе различных игр). Создано и создается множество специальных обучающих программ – для дошкольников. Но это все с одной стороны.  С другой, – множество данных об опасностях, подстерегающих ребенка, приобщившегося к виртуальному миру.

О чем говорят эти противоречия? Как представляется, о том, что компьютер, как и почти любой предмет нашей действительности может быть и полезным, и вредным – в зависимости от того, в чьих руках он находится, какую роль в жизни человека играет. Нельзя не согласиться с тем, что при неосторожном использовании компьютера травмы неизбежны. Но это можно сказать почти о любом предмете нашего обихода, даже о самых внешне безобидных детских игрушках.

Почему же именно компьютер вызывает такой накал страстей? А потому, что во многих работах по данной тематике речь идет именно о таком “однополярном” отношении к компьютеру и показывает “черно-белый” характер большинства публикаций. Компьютер или друг, или враг третьего не дано. На мой взгляд, это связано с тем, что компьютер для большинства взрослых – относительно новое явление. Примерно так же в 40–50 г.г. относились к телевидению, возлагая на него большие надежды и ожидая всяческих бед. Время прошло. Телевизор стал обычным бытовым предметом, и теперь все понимают, что дело не в нем, а в том, насколько мы научились сами и научили наших детей правильно относиться к нему: выбирать программы для просмотра, соблюдать гигиенические требования и т.п.

Так же и с компьютером. Ведь многие проблемы, которые описываются, как связанные с компьютером, на самом деле могут быть описаны и в связи с многими другими аспектами жизни. Например, чтение – столь же “сидячая деятельность”, оно часто также отрицательно влияет на зрение, может способствовать ожирению и т.п. Дети, которые всему предпочитают чтение книг, часто бывают неловкими и неумелыми. И  все мы знаем, что далеко не каждая книга приносит пользу..

Своеобразие ситуации в том, что в то время как для взрослых – компьютер – это относительно новое явление, для многих детей он – обычная вещь, предмет быта, такой же, как телефон или холодильник. И хотят этого взрослые или не хотят, но дети будут интересоваться компьютером, поскольку это отвечает важной человеческой потребности – соответствовать технологическому уровню своей эпохи. И здесь самое важное – какова вообще жизнь ребенка в реальности. Исследования показывают, что далеко не для всех детей и подростков компьютер служит способам ухода от реального общения. Для многих, наоборот, это основа для общения с друзьями. “Компьютерная зависимость” возникает, как правило, у тех детей, которые не уверены в себе, испытывают трудности в реальной жизни, не могут наладить нормального общения с другими людьми. Такие люди убегают в мир фантазий, и компьютер – лишь одна из многих возможностей такого бегства.

Хотим мы или не хотим этого (а мне кажется, что очень многие взрослые этого хотят) компьютер постепенно становится обычным атрибутом быта. Поэтому, на мой взгляд, нелепо пытаться искусственно ограничить возможности “общения” ребенка с этим предметом. Необходимо направить свои силы не на борьбу с компьютером, а на нормальное развитие ребенка, на то, чтобы ему не надо было уходить от действительности, на то, чтобы в его жизни компьютер занял достойное место, наряду с общением с друзьями, с умными, понимающими взрослыми, книгами, музыкой, живописью, телевидением и тому подобным.

Сегодня не учить ребенка обращаться с компьютером - если хотите, то же самое, как не отдавать его в школу. Практически на любом рабочем месте в первую очередь требуются "знания ПК". Компьютер - это наше будущее. Работа на нем обучает детей новому способу, более простому и быстрому, получения и обработки информации. А умение получить необходимый для работы материал и быстро его обработать ускоряет и оптимизирует процесс мышления, помогает не только узнать больше, но и лучше, точнее решать новые задачи. С другой стороны - нельзя уповать только на компьютер. В развитии навыков реального общения компьютерные навыки могут играть только вспомогательную роль

Правила работы на компьютере.

Для минимизации всех сторон  отрицательного влияния компьютера можно вывести ряд несложных рекомендаций, в помощь родителям и педагогам. Соблюдение этих простых правил работы на компьютере позволит вам сохранить здоровье вашего малыша и одновременно открыть ребёнку мир огромных возможностей, доступный сегодня маленькому пользователю.

Итак, семь основных правил при работе малыша за компьютером

(которые также необходимо соблюдать и взрослым):

· При слабом зрении садиться за компьютер можно только в очках.

· Соблюдать расстояние от глаз до экрана (50-70 см).

· Делать перерывы в работе и гимнастику для глаз через каждые 15-25 минут работы перед монитором.

· Соблюдать правильную рабочую позу.

· Не работать на компьютере в темноте.

· Следить за содержательной стороной игр и программ.

· После занятий  умыться прохладной водой.

Итак, можно сделать следующий вывод: использование компьютера в качестве помощника в подготовке дошкольника к обучению в школе не только возможно, но и необходимо: оно способствует повышению интереса к учёбе, её эффективности и всесторонне развивает ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ на логопедических занятиях с детьми - логопатами старшего дошкольного возраста с ОНР.

В методический комплект входит: - авторская разоработка по теме: "Использование ИКТ на логопедических занятиях с детьми - логопатами старшего дошкольного возраста с ОНР";- приложение № 1."П...

Использование ИКТ на логопедических занятиях как средство оптимизации коррекционно - педагогического процесса.

Интеллектуальное развитие дошкольника сегодня невозможно представить без компьютера, который для него является современным игровым инструментом, вместе с тем служит мощным техническим средством обучен...

Использование скороговорок на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста

рРассказать  о значении скороговорок в развитии речи детей с речевыми нарушениями и пополнить логопедическую копилку текстовым материалом скороговорок....

Использование сказок на логопедических занятиях.

Актуальность темы. Возможности сказок.Какие задачи решаются при использовании сказок в системе логопедических занятий. Текст сказок Г.Юдина, которые можно использовать на занятиях по обучению грамоте ...

Использование игр на логопедических занятиях.

Игры, которые можно использовать на логопедических занятиях по автоматизации  и дифференциации звуков....

Проект программы:"Использование компьютеров в логопедической работе"

Целью данной программы является развитие способностей детей дошкольного возраста с использованием современных информационных технологий. Задачи, которые решаются для достижения поставленной цели, можн...