Использование коллажа в логопедической работе
статья по логопедии по теме

В данной статье я рассказываю об использовании новых приёмов в коррекционно-развивающей работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.89 КБ

Предварительный просмотр:

Использование нетрадиционных форм в логопедической работе

 с детьми с ОНР.

Чайковская Елена Юрьевна, учитель-логопед МБДОУ    

«Детский сад комбинированного вида «Теремок»,

г. Шлиссельбург.

      Актуальной задачей в работе логопеда является повышение эффективности процесса коррекции речевых нарушений у детей. Поэтому важным является использование в работе различных методов, как традиционных, так и не традиционных.

    Для детей с ОНР характерны нарушения звкуопроизношения, скудный словарный запас, выраженное отставание в формировании грамматического строя речи, недоразвитее фонематического слуха, несовершенство логического мышления. Также у дошкольников с ОНР мы часто наблюдаем быструю утомляемость и неустойчивость внимания, поэтому наряду с общепринятыми приёмами, вполне обоснованно использование оригинальных творческих методов, эффективность которых очевидна.

      Одним из таких приемов является использование коллажа. Коллаж (фр. буквально – наклеивание) – это прием в изобразительном искусстве, заключающийся в наклеивании на какую-либо основу материалов, отличающихся от нее по цвету и фактуре. Я использую в своей работе коллажи, как с нарисованными, так и с наклеенными предметами, цифрами, буквами, фигурами.

      Многие логопеды сталкиваются с проблемой  длительного периода автоматизации уже поставленного звука у детей с ОНР. Дети устают от повторения слов, скороговорок и стихов, а яркая разноцветная картинка с различными наклеенными предметами привлекает их внимание. Моим первыми опытом в этом направлении были коллажи для автоматизации поставленных звуков.  Данное пособие я использую и для индивидуальных, и для подгрупповых работ. Картинки подобраны с изображением предметов, в названии которых нужный звук стоит в начале, в середине и в конце слова; в прямых, обратных слогах и со стечением согласных звуков.

Коллажи для автоматизации звуков.

Цели:

  1. Закреплять правильное произношение звука на уровне слов, предложений в связной речи.
  2. Формировать лексико-грамматические категории.
  3. Развивать связную речь у детей.
  4. Закреплять навыки фонематического анализа и синтеза.
  5. Развивать зрительное и слуховое внимание, память.

Этапы работы:

  1. Сначала мы рассматриваем и называем все предметы.
  2. Закрепляем обобщающие понятия.

           Пример: назови, какие фрукты ты видишь на картине.

  1. Игра «Подбери признак», «Подбери действие».

            Яблоко (какое?)… сладкое, желтое.

  1. Игра «Два и пять». Закрепление согласования существительных с числительными два и пять.

          Пример: два яблока; пять яблок.  

  1. Игра «Один-много». Образование форм родительного падежа.
  2. Игра «Мой, моя, мои, моё». Закрепление согласования притяжательных местоимений с существительным.
  3. Игра «Назови ласково». Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом в единственном и множественном числе.
  4. Загадывание загадок. Найди отгадку среди картинок.
  5. Узнай предмет по описанию.
  6.  Составь рассказ – описание.
  7.  Составь рассказ, используя 2, 3 или 4 картинки.            
  8.    Игры на развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа:
  1. определи место звука в слове;
  2. определи количество звуков в слове;
  3. подбери слово к схеме;
  4. раздели слово на слоги.

Ребёнок, выполняя различные задания, повторяет нужное мне слово несколько раз, а я одновременно решаю и другие коррекционно-развивающие задачи.

       Далее я приведу примеры  различных коллажей, используемых в моей работе.

    Коллаж «Времена года».

    Очень увлекательно и интересно проходят занятия с использованием коллажей «Времена года». Дети называют характерные признаки данного времени года, изменения в живой и неживой природе. Помимо вышеперечисленных заданий, можно также использовать следующие игры:

  1. Игра «Кто больше». Назвать основные признаки данного времени года.
  2. Игра «Волшебная указка». По указанной мною картинке в коллаже ребенок составляет предложение и затем объединяет их в рассказ.
  3. Игра «Сравни». Составление сравнительных рассказов ( сравни раннюю и позднюю весну).
  4. Заучивание пословиц и поговорок.
  5. Развитие словаря по временным направлениям: год, времена года, названия месяцев.

     Для закрепления навыков образования и употребления в речи притяжательных прилагательных, я использую коллаж «Хвостики». Из-за деревьев видны только хвосты и ушки животных. Дети с удовольствием играют в игры «Чей хвост?» и «Чьи ушки?».

  Коллажи по лексическим темам помогают закрепить обобщающие понятия у детей с ОНР. Основные цели такого рода коллажей:

  1. Уточнить знания обобщающих слов.
  2. Развивать пространственные представления и уметь различать основные направления (слева-справа, вверху-внизу).
  3. Учить использовать в речи предлоги, обозначающие пространственное расположение предметов в сочетаниях с соответствующими падежными формами существительных.
  4. Закрепить навыки образования и употребления относительных прилагательных.
  5. Развивать зрительную память и внимание.

Очень полезным и важным в работе является диагностический коллаж, который я использую при первичном обследовании детей, конечно, сочетая этот приём с другими методами. В коллаже используются картинки с изображениями домашних и диких животных, растений, деревьев и цветов.

  Цели диагностического коллажа:

  1. Уточнить знания детей о домашних и диких животных и умение обобщать их в одну группу.
  2. Выяснить умение образовывать названия детенышей животных.
  3. Определить умение согласовывать существительное с числительным.
  4. Уточнить состояние звукопроизношения (ежи – звук «ж», волк – звук «л» и т.д.)
  5. Умение согласовывать существительные с прилагательным (желтый одуванчик, белая ромашка и т.д.)
  6. Уточнить уровень развития фонематических функций.

Таким образом, диагностический коллаж позволяет мне в непринужденной обстановке выявить уровень речевого развития ребенка.

Подводя итоги, можно сказать, что использование коллажа является эффективным средством коррекции и помогает достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи этот приём, не требуя особых усилий, оптимизирует процесс коррекции речи у детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦВЕТА В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ

Логопеды знают , как порой утомительно и долго длится период автоматизации поставленного звука. Использование цвета в этот период может превратить скучную работу в интересную, живую и творческую....

Использование мнемотехники в логопедической работе при проведении артикуляционной гимнастики, и подготовке к изучению грамоте.

мнемотехника - развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи. На сегодняшний день - образная, ...

Использование ИКТ в логопедической работе

Новые информационные технологии, без всякого сомнения, можно применять и к детям с нарушениями речевого развития. В практику учителей — логопедов активно входят компьютерные технологии, в том числе и ...

Использование ИКТ в логопедической работе

Использование современных компьютеров в работе с детьми дошкольного возраста обусловлено необходимостью значительных перемен в системе дошкольного образования.Компьютер активно входит в нашу жиз...

Памятка для логопеда "Использование массажа в логопедической работе"

Буклет-памятка по использованию массажа в логопедической работе....

Консультация на тему: "ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ"

Использование ИКТ как средство повышения эффективности логопедической работы в ДОУ....