Использование коллажа в логопедической работе
статья по логопедии по теме
В данной статье я рассказываю об использовании новых приёмов в коррекционно-развивающей работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 17.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование нетрадиционных форм в логопедической работе
с детьми с ОНР.
Чайковская Елена Юрьевна, учитель-логопед МБДОУ
«Детский сад комбинированного вида «Теремок»,
г. Шлиссельбург.
Актуальной задачей в работе логопеда является повышение эффективности процесса коррекции речевых нарушений у детей. Поэтому важным является использование в работе различных методов, как традиционных, так и не традиционных.
Для детей с ОНР характерны нарушения звкуопроизношения, скудный словарный запас, выраженное отставание в формировании грамматического строя речи, недоразвитее фонематического слуха, несовершенство логического мышления. Также у дошкольников с ОНР мы часто наблюдаем быструю утомляемость и неустойчивость внимания, поэтому наряду с общепринятыми приёмами, вполне обоснованно использование оригинальных творческих методов, эффективность которых очевидна.
Одним из таких приемов является использование коллажа. Коллаж (фр. буквально – наклеивание) – это прием в изобразительном искусстве, заключающийся в наклеивании на какую-либо основу материалов, отличающихся от нее по цвету и фактуре. Я использую в своей работе коллажи, как с нарисованными, так и с наклеенными предметами, цифрами, буквами, фигурами.
Многие логопеды сталкиваются с проблемой длительного периода автоматизации уже поставленного звука у детей с ОНР. Дети устают от повторения слов, скороговорок и стихов, а яркая разноцветная картинка с различными наклеенными предметами привлекает их внимание. Моим первыми опытом в этом направлении были коллажи для автоматизации поставленных звуков. Данное пособие я использую и для индивидуальных, и для подгрупповых работ. Картинки подобраны с изображением предметов, в названии которых нужный звук стоит в начале, в середине и в конце слова; в прямых, обратных слогах и со стечением согласных звуков.
Коллажи для автоматизации звуков.
Цели:
- Закреплять правильное произношение звука на уровне слов, предложений в связной речи.
- Формировать лексико-грамматические категории.
- Развивать связную речь у детей.
- Закреплять навыки фонематического анализа и синтеза.
- Развивать зрительное и слуховое внимание, память.
Этапы работы:
- Сначала мы рассматриваем и называем все предметы.
- Закрепляем обобщающие понятия.
Пример: назови, какие фрукты ты видишь на картине.
- Игра «Подбери признак», «Подбери действие».
Яблоко (какое?)… сладкое, желтое.
- Игра «Два и пять». Закрепление согласования существительных с числительными два и пять.
Пример: два яблока; пять яблок.
- Игра «Один-много». Образование форм родительного падежа.
- Игра «Мой, моя, мои, моё». Закрепление согласования притяжательных местоимений с существительным.
- Игра «Назови ласково». Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом в единственном и множественном числе.
- Загадывание загадок. Найди отгадку среди картинок.
- Узнай предмет по описанию.
- Составь рассказ – описание.
- Составь рассказ, используя 2, 3 или 4 картинки.
- Игры на развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа:
- определи место звука в слове;
- определи количество звуков в слове;
- подбери слово к схеме;
- раздели слово на слоги.
Ребёнок, выполняя различные задания, повторяет нужное мне слово несколько раз, а я одновременно решаю и другие коррекционно-развивающие задачи.
Далее я приведу примеры различных коллажей, используемых в моей работе.
Коллаж «Времена года».
Очень увлекательно и интересно проходят занятия с использованием коллажей «Времена года». Дети называют характерные признаки данного времени года, изменения в живой и неживой природе. Помимо вышеперечисленных заданий, можно также использовать следующие игры:
- Игра «Кто больше». Назвать основные признаки данного времени года.
- Игра «Волшебная указка». По указанной мною картинке в коллаже ребенок составляет предложение и затем объединяет их в рассказ.
- Игра «Сравни». Составление сравнительных рассказов ( сравни раннюю и позднюю весну).
- Заучивание пословиц и поговорок.
- Развитие словаря по временным направлениям: год, времена года, названия месяцев.
Для закрепления навыков образования и употребления в речи притяжательных прилагательных, я использую коллаж «Хвостики». Из-за деревьев видны только хвосты и ушки животных. Дети с удовольствием играют в игры «Чей хвост?» и «Чьи ушки?».
Коллажи по лексическим темам помогают закрепить обобщающие понятия у детей с ОНР. Основные цели такого рода коллажей:
- Уточнить знания обобщающих слов.
- Развивать пространственные представления и уметь различать основные направления (слева-справа, вверху-внизу).
- Учить использовать в речи предлоги, обозначающие пространственное расположение предметов в сочетаниях с соответствующими падежными формами существительных.
- Закрепить навыки образования и употребления относительных прилагательных.
- Развивать зрительную память и внимание.
Очень полезным и важным в работе является диагностический коллаж, который я использую при первичном обследовании детей, конечно, сочетая этот приём с другими методами. В коллаже используются картинки с изображениями домашних и диких животных, растений, деревьев и цветов.
Цели диагностического коллажа:
- Уточнить знания детей о домашних и диких животных и умение обобщать их в одну группу.
- Выяснить умение образовывать названия детенышей животных.
- Определить умение согласовывать существительное с числительным.
- Уточнить состояние звукопроизношения (ежи – звук «ж», волк – звук «л» и т.д.)
- Умение согласовывать существительные с прилагательным (желтый одуванчик, белая ромашка и т.д.)
- Уточнить уровень развития фонематических функций.
Таким образом, диагностический коллаж позволяет мне в непринужденной обстановке выявить уровень речевого развития ребенка.
Подводя итоги, можно сказать, что использование коллажа является эффективным средством коррекции и помогает достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи этот приём, не требуя особых усилий, оптимизирует процесс коррекции речи у детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦВЕТА В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ
Логопеды знают , как порой утомительно и долго длится период автоматизации поставленного звука. Использование цвета в этот период может превратить скучную работу в интересную, живую и творческую....
Использование мнемотехники в логопедической работе при проведении артикуляционной гимнастики, и подготовке к изучению грамоте.
мнемотехника - развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи. На сегодняшний день - образная, ...
Использование ИКТ в логопедической работе
Новые информационные технологии, без всякого сомнения, можно применять и к детям с нарушениями речевого развития. В практику учителей — логопедов активно входят компьютерные технологии, в том числе и ...
Использование ИКТ в логопедической работе
Использование современных компьютеров в работе с детьми дошкольного возраста обусловлено необходимостью значительных перемен в системе дошкольного образования.Компьютер активно входит в нашу жиз...
Памятка для логопеда "Использование массажа в логопедической работе"
Буклет-памятка по использованию массажа в логопедической работе....
Консультация на тему: "ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ"
Использование ИКТ как средство повышения эффективности логопедической работы в ДОУ....
Использование мнемотехники в логопедической работе
Выступление на педсовете....